"Четыре ветра" Кристин Ханна |
Я приехала на Запад в поисках лучшей жизни, но нищета, невзгоды и людская жадность превратили мою американскую мечту в кошмар.
Если вы видели "Интерстеллар", то наверняка вспомните фрагменты интервью, производящие впечатление совершенно документальных съемок, в его начале и конце. Старики вспоминают кошмар своего детства, когда сама земля ополчилась на людей засухами и пыльными бурями. Так вот, эти кадры не постановочные, это реальные рассказы очевидцев "Пыльного котла", которые Кристофер Нолан включил в фантастический фильм.
После экономического бума ревущих двадцатых, с возможностью покупать больше сельскохозяйственной техники, чтобы распахивать еще больше плодородных земель прерии, наступили засушливые тридцатые. Верхний слой почвы, прежде связанный корнями луговой растительности, к этому времени оказался обнаженным и взрыхленным. А естественной преграды (горы, лесные массивы) для ветра там нет, и ураганы такие, что, вы помните: "Дороти, мы уже не в Канзасе".
Кристина Ханна вновь, вслед за Джоном Стейнбеком, обращается к теме "Гроздьев гнева", и на сей раз оптика настроена не на "маленького человека" вообще. Здесь в фокусе внимания наименее защищенные: старики, женщины и дети. Потерять землю и дом, сделаться бесприютным скитальцем, вынужденным за гроши наниматься на самую грязную работу, страшно в любом случае. Но одно дело, когда ты сильный, здоровый, крепкий мужик, и совсем другое - когда слабая женщина, обремененная детьми, которые зависят от тебя и винят за беды и унижения (так уж устроены люди, бьют больнее всего тех, кто к ним ближе).
"Четыре ветра" история американки из Техаса Элсы. Девушки из приличной семьи, которая мечтала стать писательницей, вместо этого вышла замуж "по залету" за сына итальянских эмигрантов. Не найдя в нем поддержки в болезни и здравии, в богатстве и бедности, но обретя настоящую семью взамен отрекшейся от нее, в лице его родителей. После, когда красавец-муженек бросит семью, отправится бродяжить, они со свекрами станут опорой друг другу.
И нет, она бы ни за что не оставила стариков, если бы не пыльная пневмония, от которой едва не умер младший сын Энт. Те самые соображения, которые во все времена вынуждают родителей перебираться в места с более благоприятным климатом, продавая за бесценок жилье, теряя в комфорте и статусе - хочешь, чтобы твой ребенок жил, уберешься отсюда.
А там, в благословенной Калифорнии, куда удается добраться, ценой многих мук и лишений, с двадцатью восемью долларами на семью из трех человек (чуть больше пяти сотен в сегодняшнем масштабе цен) - там они оказываются "оки", людьми не второго даже - третьего сорта. К которым местные относятся, как к грязи. И жить приходится в палаточном лагере беженцев, и работать за гроши, и питаться черт знает чем. Я уж не говорю о медицинской помощи, буде в ней возникнет необходимость.
Кристин Ханна написала великую книгу. Жестокую, суровую, честную. И без соплей.
Метки: современная |
Нэнси Такер "Первый день весны" |
Метки: триллер современная проза |
"Ловля молний на живца" Татьяна Млынчик |
Но электричество смотрит мне в лицо
И просит мой голос
Маша заканчивает школу и собирается поступать в Политех. Ну, потому что гуманитариев, как собак, сами понимаете, а хорошее российское инженерное образование всюду ценится. Еще потому, что папа у нее был ученым, пока в лихие девяностые, когда все мы выживали, как могли и вот это вот все - пока не ушел в бизнес. И благодаря этому Маша выросла в достатке: у них хорошая квартира. машина, регулярный заграничный отдых, и на новые вещи папа подкидывает нет-нет сотню баксов.
И вот теперь, во времена стабильности, Маша должна воплотить нереализованное родительское предназначение собственной блестящей научной карьерой. О том, насколько это нравится/хочется/интересно самой Маше речи не идет, подразумевается, что она тоже ни о чем другом не мечтает. А если и мечтает, то все это блажь. Девочке, меж тем, интереснее всего тусовка, рейвы, разного рода эксперименты с алкоголем и легкими наркотиками.
Она бы и против секса не возражала. Гипотетически и теоретически. Потому что на практике не видит того. с кем хотела бы этим заняться. Есть Ванечка. одноклассник, давно влюбленный, но это все не то. И вообще, Машу вполне устраивают две ипостаси, в которых она существует: примерной дочери, призера олимпиад в школе и дома - и отвязной питерской тусовщицы в остальное время.
Устраивает, пока не появляется он, Шалтай. Красивый темноволосый парень держится независимо, о нем шепчутся, что работает на мусоровозе, чтобы оплачивать учебу, Маша в его глазах мажорка, папенькина дочь. Да-да, пришла пора - она влюбилась. А где любовь, там ревность и путаница эмоциональных состояний, о каких прежде и помыслить не могла. И вот тогда начинается ЭТО. В жизнь девочки входит электрическая тема.
"Ловлю молний на живца" трудно не сравнить с "Концом света, моей любовью", в части рейвов и особенностей молодежной контркультуры нулевых они удивительно близки. Немалое сходство и в структуре: подробное описание отношений внутри тусовки сменяет эзотерическая и фольклорная мистика у Аллы Горбуновой, в фантастика - у Татьяны Млынчик.
Очевидно, пришло время смены поколений в литературе и назрела необходимость осмысления опыта тех, кому сейчас от тридцати до сорока. Неизбежно различного - уровень материально-имущественного расслоения в обществе к началу нулевых был уже очень серьезным, и опыт героини "Раны" Оксаны Васякиной или "Свободной страны" Аси Петровой резко отличается от опыта персонажей этой книги. Но общие поколенческие черты наблюдать все же можно.
Нет, я не об их инфантилизме сейчас, повторюсь, опыт у всех разный и некоторым, наоборот, пришлось взрослеть раньше. Я о более высоком в их отношениях удельном весе дружбы, вообще о приоритете дружбы перед любовью, которая нам заслоняла собой весь мир. Об их большей открытости доводам рассудка и в целом более рациональном поведении, меньшей склонности идти на поводу у эмоций. Ну и? Хорошо это или плохо. Нормально. Меняется эпоха, меняется парадигма.
А роман-то, роман как? Интересный. С необыкновенными психофизическими феноменами, с неожиданно открывшейся тайной о прошлом девочки, с похищением смертельной опасностью и чудесным спасением. И со светлым будущим всего человечества в мире без войн, но с неисчерпаемым источником энергии.
Это был очередной рассказ о книге из длинного списка Нацбеста 2022
Метки: русская современная |
Современная фантастика в классическом стиле |
|
читательский дневник. январь |
|
"777" Кирилл Рябов |
То, о чём я робко мечтал по ночам, осуществилось в одну секунду. Точнее, в те несколько минут, что взбесившийся банкомат осыпал меня деньгами.
Представьте себе ситуацию: банкомат вдруг выдает вам вместо более, чем скромной зарплаты, два миллиона рублей. Что станете делать? Позвонить в банк, вернуть, получить за лояльность какой-нибудь бонус. То есть, ощутить себя калифом-на-час приятно, но это ведь банкомат - все твои данные зафиксированы, а на камере удивленная физиономия в момент, когда деньги российские ровными пачками...
Так вы будете рассуждать, я тоже. Любой адекватный человек. Герой "777" ощущает, что ему выпал джек-пот, те самые вожделенные три семерки в ряд на дисплее Однорукого бандита. И таково уж обаяние этой прозы, такова жизненная достоверность с уровнем сочувствия, которым как-то мгновенно проникаешься к бедолаге Хлебникову, что ты, разумный читатель, презрев доводы рассудка, вслед за ним думаешь - Вот оно!
Он такое оксюморонное сочетание всех маленьких людей русской литературы: Акакия Акакиевича, Макара Девушкина, Мармеладова с героями тарантиновского "Криминального чтива" и "О, где же ты брат" Коэнов. На вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?", отвечает: "Имею", из забитого подкаблучника превращаясь в хозяина жизни. Пусть ненадолго и довольно скромных лидерских, моральных, умственных качеств, но таки да. Да ведь и Винсент Вега, по большому-то счету, не производил впечатление интеллектуала.
Начало книги Кирилла Рябова умопомрачительно хорошо. Вот этой мгновенной вспышкой надежды, которая освещает глупую никчемную жизнь Игорька, который мечтал стать певцом, в то время, как папаша видел его в роли забойщика скота: "дадут тебе кувалду, фартук, сапоги, пустят навстречу стаду коров, а ты знай - лупи их промеж рогов". А теперь он ни то, ни се - возраст под сорок, повар в сетевой забегаловке, жарит бургеры за десять тысяч в месяц, жена с пасынком за человека не считают, одет как обсос.
И вдруг - волшебный шанс, Ты выбираешь вместе с ним новые шмотки, вваливаешься в сортир, чтобы пересчитать деньги, то и дело хохочешь надо всеми идиотскими ситуациями, в какие твой неказистый герой попадает. Начало, правда, такое абсурдистски-смешное, чего стоит диалог в гостинице:
Видите ли, – сказал я, – я прилетел сегодня утром из Москвы. Но мой багаж потерялся. Там был и паспорт. Мне бы на время остановиться, пока найдут багаж...
– Куда прилетели?
– Ну, сюда.
– А у нас что, аэропорт открыли?
Однако примерно на этом месте веселье закончится и начнется русский запой, бессмысленный и беспощадный. В который герой пустится сначала один, потом в компании двух гостиничных проституток, потом с бывшим приятелем и двумя другими шлюхами. Ну, вы понимаете. А три семерки Госпожи удачи трансформируются в три топора и вечер перестанет быть томным.
Он получит свою неделю полной жизни, помните, у О.Генри: "Тот не жил полной жизнью, кто не знал нищеты, любви и войны", и его вселенский гуманизм (ну не желает убивать коров, хоть ты тресни) будет вознагражден. Но да. Начало в этой книге лучше всего остального. Продолжаю рассказ о длинном списке Нацбеста 2022.
Метки: русская современная |
"Законы прикладной эвтаназии" Тим Скоренко |
Мир держится на любви. Вы любите мужчин и женщин, собак и кошек, солнце и луну, день и ночь, камень и воду, огонь и землю. Вы взращиваете в себе любовь, потому что она заставляет вас двигаться дальше.
Так и есть. И море, и Гомер - все движется любовью, она разлита в пространстве, она дает нам силы и желание жить. Удельного веса любви-страсти, любви-секса, с уходом влажной хлюпающей эпохи Рыб, все меньше, она уступает место прохладной "от ума" любви-дружбе, любви-сотрудничеству Водолея. И это хорошо, особенно учитывая, сколько глупостей совершалось под влиянием страстей, и веществ, изменяющих состояние сознания. Трезвый ум, точно не помешает.
И здравая память. Которая не позволит забыть, как человечество, две тысячи лет провозглашавшее, что Бог есть любовь, во все времена обходилось с частью себя, которой отказывало вправе считаться людьми. Преступники, военнопленные, смерды, представители низшей расы. Бревна. По странному недоразумению наделенные теми же физическими особенностями и сознанием, что и подлинные люди.
Странно, когда я думаю, о чем эта книга Тима Скоренко, мне не кажется, что о ценности человеческой жизни, которую меньше всего ценят те, кто кричит об этом громче всех. Мне кажется она о двойных стандартах. О том, как кто-то берет себе право решать, кому жить, кому умереть. Кто-то, имеющий возможность узурпировать такое право.
"Законы прикладной эвтаназии" фантастический роман, действие которого разворачивается в трех локациях: высокотехнологичная Москва двадцать седьмого века; современная реальность: частью Китай, частью снова Москва; и Китай 1945, Харбин, база отряда 731.
Для тех, кто не в курсе, это военно-медицинское подразделение японских вооруженных сил, которое занималось разработкой биологического оружия, проводя опыты на военнопленных. Лучше почитать отдельно, рассказывать об этом, даже вскользь., нет человеческих сил. В Москве плюс-минус наших дней живет доктор Морозов, помогающий смертельно больным людям умереть без мучений. В Москве будущего всесильный профессор Варшавский лоббирует законопроект, который легализует медицинские эксперименты на преступниках.
Дело в том, что там, в Прекрасном Далеко, где побеждены все нынешние болячки и человечество обжиило солнечную систему - там с недавних пор объявилась новая напасть - вринкл (wrinkles - морщины), очень приблизительно и очень грубо - синдром раннего старения - тотальный и фатальный. Для борьбы с ним та самая вивисекция и необходима.
В свою очередь, дочь великого ученого, прекрасная Майя, которая занимается разработкой машины времени и к тому же японист, становится первым хрононавтом, попадает на базу Отряда 731, поневоле оказывается вовлечена в события, предшествовавшие окончанию Второй Мировой, потом спасена Морозовым (по чистой случайности нашедшим ее через шестьдесят лет в анабиозе).
И все, чтобы вернувшись назад, сказать папе, что опыты на людях - это нехорошо. Получив ответ, что нравится тебе это или нет, так было, есть и будет всегда - не продавим законопроект, будем делать потихоньку.
По правде, самая интересная часть этой книги китайская. И то, потому, что такой уж это материал. Современность успела устареть за десяток лет, прошедших со времени, когда она была написана. А будущее вовсе выхолощено, как в ефремовской "Туманности Андромеды". Очевидно Тим Скоренко не мой автор, а я не его читатель.
Метки: фантастика |
Книга про пингвинёнка |
Здравствуйте) Я очень давно ищу одну книжку, любил её в детстве. Не помню ни названия, ни автора. Детская повесть про пингвинов Адели, там ещё фигурировал злой Буревестник, от которого спасались пингвинята. В самом конце главного героя-пингвинёнка забрали жить на станцию полярников. Помню, в детстве меня этот конец очень разочаровал - вроде была всё время сказка, а тут вмешались настоящие люди зачем-то). У нас эта книжка была в журнальном формате, практически без картинок. Интересно в ней было то, что описывалась жизнь пингвинов Адели очень подробно - как выглядят, чем отличаются от других, чем питаются, как живут. И всё это в жанре полусказки-полубыли. Куда она подевалась - не знаю. Может быть, кто-то из читателей узнает эту книгу по описанию?
P.S. Это НЕ «Приключения пингвинёнка Лоло») Такой книги не было, только мультики.
|
Правда и ложь |
Метки: поиск книги фантастика |
Шэрон Болтон "Жертвоприношение" |
Метки: триллер детектив |
Джек Ричер. А где находится городок Маргрейв? :-) |
|
"Воронье озеро" Мэри Лоусон |
Моя прабабушка Моррисон приладила к прялке подставку для книги, чтобы читать за работой, — так гласит семейное предание.
Кажется, сравнение этого романа с "Там, где раки поют" Дэлии Оуэнс неизбежно как дембель. И не только потому, что обе книги от издательства Фантом Пресс. На самом деле, параллелей между ними, в самых разных оценочных плоскостях, множество. Смотрим в чем сходства и различия?
Сходства:
1 . Возрастные непрофессионалки. Авторы почти ровесницы: Оуэнс семьдесят два , Мэри Лоусон семьдесят пять лет. Обе дамы ученые, прежде романов не писавшие, но имеющие опыт написания научно-популярных книг (как в случае Оуэнс) и рассказов (Лоусон).
2 Поздний дебют. Оуэнс написала своих "Раков" в семьдесят, Лоусон "Воронье озеро" в пятьдесят два, еще три года редактировала его и пыталась пристроить в издательство, а напечатанным увидела только пятидесятишестилетней.
3 Сиротство. В обеих книгах главная героиня - рано осиротевшая девочка из многодетной семьи, место действия - живописная глушь, вдали от цивилизации.
4 Взросление+выживание. В обоих случаях это роман взросления, тесно связанного с опытом выживания и сохранения целостности в крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах.
5 Экология. Обе проникнуты любовью к природе, в значительной степени посвящены проблемам экологии и охраны окружающей среды от разрушительного воздействия человеческой цивилизации.
6 Сиблинг- отношения. В обеих наиболее сильную привязанность девочка испытывает к одному из старших братьев, а уход одного из них в большой мир становится причиной мучительного разлада братско-сестринских отношений.
7 Детектив - не любовь. Там и тут имеет место детективная линия с убийством, второстепенная для сюжета, но добавляющая ему напряженности. При этом любовная линия почти не играет роли. Для обеих героинь в их отношениях с мужчинами любовь-дружба куда важнее любви-страсти.
Различия
1 Локация: суровая канадская природа "Вороньего озера" разительно отличается от теплых влажных тропических болот Луизианы.
2 Семья: в то время, как девочка из "Там, где раки поют" сталкивается с чудовищным эгоизмом родственников, которые бросают ее на произвол судьбы, четверку детей Моррисонов постигшее их несчастье сплачивает и заставляет совместно трудиться, не остаются в стороне и дальние родственники.
3 Община: в то время, как семья Киа изгои и отщепенцы, которых никто в соседнем городке не уважает, и горожане не поддерживает оставшуюся в одиночестве девочку, Моррисонов не оставляют попечением, помогают им и опекают.
4 Проблемы. В отличие от сказочной болотной робинзонады одинокой девочки, сложности детей Моррисонов реальны, а молодой красивый парень, вынужденный стирать обкаканные подгузники сестры, вместо того, чтобы кадрить девчонок или закидываться кислотой на дискотеке - образ, вызывающий живое сочувствие.
5 Приоритет образования. Малютка Киа посещает школу ровно один день в жизни, что не мешает ей стать в дальнейшем популярным автором книг о болотной фауне, в то время, как герои "Вороньего озера" видят в учебе ключ к решению большинства проблем и для них школьное обучение это реальный ежедневный труд.
6 Проблемы незащищенного секса. Тогда как героиня "Поющих раков" позволяет себе тесное общение с мужчиной без сколько-нибудь заметных неприятных последствий, мальчикам из романа Лоусон приходится делать свой выбор, сообразуясь с гормональным фоном, и неосторожность стоит брату героини возможности продолжать образование.
7 Социальные отношения. Роман Дэлии Оуэнс девственно чист в этом смысле, героиня изначально выключена из социума, в то время, как персонажи Лоусон тесно ввязаны во множество отношений сельской общины и академической среды, раскрываясь в них, ища и находя свое место, осмысливая особенности взаимодействий.
Резюмируя: обе книги хороши, каждая по-своему. Сведя знакомство с одной, трудно удержаться и не прочесть вторую. Приятного чтения.
Метки: современная |
Помогите вспомнить книгу! |
Недавно прочитала по рекомендации в сообществе несколько книг, и не могу вспомнить название и автора.
1.Детективная история. У эксцентричной старушки был сундук с сокровищами, за которыми охотился бывший заклинатель змей. Он украл в цирке змею, выкрасил ее светящейся краской и напугал до полусмерти старушку. Потом она выздоровела, сундук нашли. Еще у нее был приятель- ухажер старичок, лечил ее. И в квартире было много котов, одного из них задушил змей.
2.Тоже детективная история. Пропал пожилой ученый, который занимался исследованиями растений, жил на даче с домработницей, выращивал их на участке. Потом выяснилось, что он снимал в банке крупную сумму денег, преступник увидел это и напал на него в лесу, случайно убил. Следствие вели два следователя, которые не очень ладили между собой. Кажется, книга советских времен.
Заранее благодарна за помощь!
|
Николай Живцов, трилогия "Следак" |
Метки: что читать - детектив 21 век альтернатива |
"Типа я" Ислам Ханипаев |
Ты — тигар" (я знаю, что пишется"тигр", но все крутые пишут и говорят "тигар").
Я начинала читать эту повесть месяца три назад в библиотеке фонда Прохорова, которая давала доступ к номинантам премии НОС. Организованная по литресовскому принципу: читать онлайн можно, скачивать и копировать отдельные фрагменты текста нельзя - позволила прочесть четыре книги. "Типа я" была пятой, на ней аттракцион неслыханной щедрости Новой Словесности схлопнулся, уж и не знаю. по какой причине. Дочитала только теперь.
Потому что книга хороша. И потому, что она снова в премиальном списке, на сей раз Нацбеста 2022. И потому что - это главное - хотелось узнать, что будет с мальчиком дальше. Артуру восемь лет (почти девять), после смерти мамы он живет в приемной семье и очень хочет быть крутым. Зачем? Неверный вопрос. Правильнее было бы спросить "Почему?" Потому, что несчастлив.
Мама погибла, отца как-бы и не было никогда, в школе издеваются и травят, друзей нет. Такое случается, человек, переживший несчастье, несет на себе его отпечаток. Как тот, кого часто били по голове, вжимает ее в плечи и зажмуривается при виде занесенной руки, даже если она приближается за тем, чтобы погладить. Приемная типа-мама говорит, что любит его, но это она врет, конечно. Взрослые все врут.
Один у него настоящий друг, крутой Али. О. так значит есть? Так значит нет. Потому что это воображаемый друг. Замещающая фигура наставника. Псевдоотец. Если в твоей жизни нет кого-то, а очень хочется, чтобы был, ты можешь сделать его из себя. Или попытаться найти настоящего папу. Ведь где-то же он есть.
И да, это будет рассказ о поисках отца, в ходе которых, как во всякой хорошей истории, герой обретет себя, семью, друзей. Ислам Ханипаев говорит, что вдохновлялся "Жутко громко и запредельно близко" , странно, но я во все время чтения ни разу не связала "Типа я" с книгой Джонатана Сафрана Фоера.
У этой истории совершенно самостоятельное звучание. Она забавная, обаятельная и она густо окрашена национальным дагестанским колоритом. Не без самоиронии, но с любовью.
Метки: русская современная |
Без заголовка |
Коллеги-сокнижники!
Помогите вспомнить название книги. Женщина переживает потерю (семью потеряла в катастрофе или любимого, не помню). И она носит все время только один свитер. Свитер начинает рваться. И женщина решает перевязать рукав. Потом еще один. В итоге она перевязывает весь свитер, и это ее возвращает к жизни.
Да пребудет с вами Сила и Любовь
Метки: женская поиск книги |
"Маковое море" Амитав Гош |
И впрямь, этого требует гуманность. Стоит лишь подумать о несчастных индийских крестьянах — что с ними будет, если в Китае запретят продавать опий? Сейчас-то бедолаги еле сводят концы с концами, а уж тогда станут помирать толпами.
Не то, чтобы все и всегда фантомовские книги освещали мою жизнь вечным светом чистого разума, встречаются среди них такие, от каких не в восторге. А все же, в большинстве случаев, говоря "книги Фантом Пресс", мы подразумеваем "качественные книги". "Маковое море" не исключение, уточню лишь, что это не просто хорошо, это совершенный восторг. И первый на моем читательском веку честный подробный рассказ о том, как Британская империя подсадила мир на наркотическую зависимость.
Ведь откуда-то же все это начиналось: китайские опиумные войны, о которых все, хотя бы краем уха, слышали; поголовная зависимость от лауданума у героев всех значительных авторов, начиная с перманентно обдолбанной леди Бертрам в "Мэнсфилд-парке" мисс Остен, заканчивая нашей любимой Анной Карениной. В том смысле, что литература - зеркало жизни, и коль скоро у Диккенса, Уилки Коллинза, Конан-Дойла появлялись персонажи с наркотической зависимостью, стало быть, явление было распространенным. Следовательно, масштабы ввоза должны были быть такими, каких кустарным способом не достичь.
Амитав Гош в первой книге "Ибисной трилогии" буквально раскрывает подробности технологии. Вот такими методами с крестьянских полей вытеснялись кормовые сельскохозяйственные культуры, и вместо них насаждался в неимоверных количествах мак. Грядка трудоемкого в уходе, капризного и требующего немалых забот в процессе выращивания, цветка и прежде была в каждом хозяйстве: унять боль, помочь от бессонницы - но никому не приходило в голову засевать им все поля. До того, как корпоративная система поставила производство опия на поток и началось добровольно-принудительное целевое кредитование крестьян, оказавшееся, по сути, закабалением.
Обо всем этом есть в книге, и опиумная фабрика показана во всех отталкивающе уродливых и прекрасных, в смысле организации процесса, подробностях. И, разумеется, это не главное в ней. Амитав Гош говорит, что вообще не думал об опиуме, когда начал размышлять о книге. Куда больше его интересовали пути миграции индийцев по миру и причины, ведшие к ней. "Но это рассеяние началось именно в 1830-х годах, незадолго до первой опиумной войны, и самые первые иммигранты были из части Британской Индии, как раз из тех краев, которые Ост-Индская компания превратила в сплошные маковые поля." - уточняет писатель.
Тема, трудных путей миграции, основная в романе. Почему "Ибисная трилогия"? "Ибис" - это корабль, на котором сойдутся пути всех персонажей. Хотела сказать: "главных и второстепенных", но на самом деле, Гош как-то так пишет, что не значимых у него нет. Всякий герой главный в тот момент, когда авторская оптика направлена на него, а после ты уже не можешь развидеть сложной истории, стоящей за ним/ней.
Вот молодая женщина Дити, из числа тех крестьян, которые вынужденно выращивали на своих полях мак. Выданная замуж девчонкой за работника фабрики, в прошлом солдата, воевавшего за Империю, который оказался пристрастником (потрясающе точное слово для наркозависимого, и не могу не сказать о в целом восхитительном переводе Александра Софронова, язык книги замечательно хорош). Дити, которую в первую брачную ночь изнасиловал деверь, а после смерти мужа ей было предназначено сати - самосожжение на его погребальном костре. Дити, которую выкрал влюбленный в нее (взаимно) золотарь, но теперь оба они вне закона и единственное, что остается - завербоваться на Маврикий.
Вот раджа Нил, происхождения самого аристократического, утончен и образован, упитан и воспитан. и, по всему, должен прожить жизнь в холе и него, в окружении красивых вещей, чтобы никакие низкие материи не коснулись подошв его сандалий. Однако сложится все не так, ой, не так.
Вот Полетт Ламбер, дочь ботаника Пьера Ламбера из Франции, мать ее умерла родами и девочку воспитала индийская няня. Свободно говорит на двух европейских и недурно изъясняется на четырех индийских языках, сари для нее более привычно, чем платье. Умна, изобретательна, бедна и совершенно не приемлет мысли о принудительном счастье (например в браке с престарелым судьей, который когда-нибудь скопытится, оставив молодую жену наследницей).
Вот Захарий, метис из Америки, мама его была квартеронкой (на четверть черной) освобожденной рабыней, отец белым, следовательно Захарий октеронец. Не белый - уточнение, следовательно, претендовать на бремя и привилегии белого человека не может. Но выглядит совершенным европеидом, даже еще и посветлее большинства. Вступая на " Ибис" в должности корабельного плотника, причудами Фортуны и покровительством боцмана из ласкаров вознесен к должности второго помощника.
Это только четверка главных героев из пестрой шкатулки романных персонажей. А есть еще приказчик-кришнаит, который считает своей миссией построить храм Кришны, есть матросы-ласкары (совершенно уникальное в мореходстве явление), есть китаец-пристрастник, с которым Нилу придется свести тесное знакомство. И десятки других, чьи судьбы тесно, прочно и упоительно красиво сплетены романной тканью.
Номинация на Букер не была случайностью, "Маковое море" великая книга. Непростая, масштабная, захватывающе интересная. Вы не сможете не полюбить ее. Просто не сможете.
Метки: историческая |
Шэрон Болтон "Маленькая черная ложь" |
Метки: триллер |
"Башня из грязи и веток" Ярослав Барсуков |
Курить охота, боже. как курить охота, но нужно выбрать деревянные костюмы. Высоцкий
Я начала мечтать о ней тотчас, как прочла в фейсбучном посте Галины Юзефович о том, что в номинационном списке Небьюлы, впервые за историю премии, книга нашего соотечественника. И нет, он не стал победителем: не женщина, не чернокожий, в книге нет любви между однополыми персонажами, да и с расовыми отношениями все не так однозначно, - здешние дракири не выглядят особенно угнетенными. Но да, Ярослав Барсуков, написал на английском языке повесть, которая попала в поле зрения одной из самых престижных мировых премий в области фантастики-фэнтези.
Итак, о чем "Башня из грязи и веток"? Опальный министр Шей сослан королевой на задворки империи в герцогство Оуэнбег, граничное с вечно враждебной Думой ("от соседей ни доброй жены, ни доброго ветра"). Нашими доблестными силами тут возводится башня. Нет, не так - БАШНЯ, в смысле "отсель грозить мы будем". За каким такая огромная, непонятно, но когда державы меряются, в общем, потенциальной боевой мощью, доводы рассудка уступают место чему-то иному.
Башня уже поднялась до трехсот метров, а догнать предполагается до шестисот. Шей, который в мыслях не держал оказаться в этом медвежьем углу, а вполне себе прытко взбирался по карьерной лестнице, до тех пор, пока отказался выполнить приказ королевы применить против демонстрантов отравляющий газ - Шей воспринимает новое назначение как фиаско. Впрочем, если на роли интенданта ему удастся завершить строительство в намеченные сроки, есть шанс, что королевская милость вернется.
Надежда тает ровно в тот момент, когда он понимает, что при строительстве применяются устройства дракири. Иная раса, ближе всего к описанию которой в привычных фэнтези-понятиях темные эльфы: красивые, высокие, нечеловечески-сильные, сторонясь людей, вынужденно делят с ними это пограничное пространство. И Шей не понаслышке знает, как опасны могут быть их соблазнительно легкие в применении инструменты. Вот "тюльпан", например, локальный антиграв, в случае неосторожного обращения может "схлопываться" - процесс, обратный взрыву, пространство в радиусе пятнадцати метров сжимается, перемалывая все, что оказывается рядом. Герой потерял любимую сестру, которая применяла такой в их мебельном производстве.
То есть, понимаете, это не просто опасно в смысле охраны труда, но фактически обесценивает результат уже сделанного. Мы не можем сказать определенно, держится башня потому, что инженерные расчеты верны или потому что на разных уровнях искусственно снижена сила тяжести. Башня уже теперь не лучшим образом влияет на воздушные потоки, значит и на мелиорацию региона (такая дура торчит на ровном месте), а еще строить и строить.
И предчувствия его не обманули, под давлением обстоятельств архитектор признается, что в проект, который нужно было выполнить срочно, изначально вкралась ошибка. И без устройств дракири все очень скоро, рухнет само. Как человек чести, герой распоряжается удалить со стройки "тюльпаны", тем более, что Лена, девушка-дракири, в которую он влюблен, поддерживает это решение. Дракири ненавидят башню, у них есть поверье о том, что когда строительство будет завершено, появится... а впрочем, не буду пересказывать.
Да и не суть в пересказе. Главное не внешняя событийная канва, в равной степени затейливая и предсказуемая. Важнее моральная дилемма, красной нитью проходящая через творчество автора: собственное благополучие , построенное на страданиях и боли других, сможешь ли ты им наслаждаться? Примерно как у Высоцкого в той песне, где "Как все мы веселы бываем и угрюмы
Но если надо выбирать, и выбор труден, мы выбираем деревянные костюмы.Люди, люди"
На самом деле "Башня из грязи и веток" плотно ввязана в корпус современной литературы, в ней слышны отголоски кинговой "Темной башни" и "Вавилонской башни" Тэда Чана, "Солдат Вавилона" и "Моста Ватерлоо" Лазарчука, "Чудного оленя вечной охоты" Алексиевич, Да подлинной истории башен-близнецов, в конце-то концов.
Прозрачно-ясная проза с внятным сюжетом, и высоким уровнем эмоциональной вовлеченности, умная и интересная. Рассказы тоже хороши, особенно про газетного человека.
Метки: фантастика современная |
Поиск книги |
Здравствуйте, помогите найти книгу, вышла в период с 1984-го по 1987 год, примерно. Она состоит из публицистических и художественных новелл, рассказывающих о молодёжной преступности и борьбе с нею. В частности, в одной из повестей отец абитуриента, поступающего в институт, обхаживает членов приёмной комиссии, находя к каждому из них подход, даёт им взятки, кому деньгами, кому грибами или сапогами. Заранее благодарю.
|