ну раз уж пошла такая пьянка, я тоже вывешу здесь свою рецензии на "Шапито-шоу"
Эрзац подкрался незаметнов фильме «Шапито-шоу»О «Шапито-шоу» Сергея Лобана было столько разговоров и хвалебных отзывов, что уже начали появляться сомнения, действительно ли он так хорош, как о нем говорят. Потом возникли нехорошие предчувствия, что иркутские кинопрокатчики не возьмут его в свои прекрасные залы, как всегда, малодушно опасаясь не отбить кассу. К счастью, Дом кино героически поставил-таки в свой репертуар это эпическое, почти четырехчасовое полотно, отказавшись от всех остальных фильмов. И не прогадал, потому что это действительно, пожалуй, лучший российский фильм последнего времени.
Грандиозная (в том числе и по хронометражу) картина «Шапито-шоу» — это четыре киноновеллы, в каждой из которых главные герои едут на море, чтобы отдохнуть и повеселиться в небольшом курортном городке Симеизе. Истории, как это часто бывает в современном кино, развиваются параллельно и время от времени пересекаются таким образом, что ключевые персонажи одного эпизода оказываются второстепенными — в другом. У каждого из них, кроме веселья и отдыха, есть еще и более высокая цель. Кто-то ищет любовь (как девушка Вера, познакомившаяся в интернете с Киберстранником), кто-то — дружбу (как глухонемой певец, случайно попавший в компанию безумных ребят), кто-то хочет уважения (как юноша, пытающийся понравиться своему отцу), а кто-то — сотрудничества (как горе-продюсер, устраивающий гастроли двойнику Виктора Цоя).
Более или менее все они — лишние люди на чужом празднике жизни, который не кончается в Крыму, и все они так или иначе не достигнут своих высоких целей. И это, пожалуй, самое грустное в фильме Сергея Лобана. Все остальное — это какой-то невероятно радостный трэш, сумасбродный абсурд и настоящая постмодернистская феерия. Поэтому не нужно бояться продолжительности фильма (который длится в общей сложности чуть больше 200 минут), потому что с первых кадров вы начнете испытывать настоящий кайф, и вам просто не захочется, чтобы он кончался.
Чего стоят только концертные номера цирка шапито, раскинувшего свой шатер на высоком морском берегу, в котором цирковое представление дают двойники культовых персонажей. Вот, скажем, Мэрилин Монро, задирающая юбку в обнимку с медведем в костюме космонавта, или разжиревший Элвис Пресли, парящий над столиками и опрокидывающий ногами бутылки. (Я знаю, что пересказывать шутки из кино — занятие неблагодарное, но уж очень хочется.) Или эстрадный номер двойника Майкла Джексона, старательно выделывающего лунную походку, за которым внезапно начинает охотиться Мойдодыр со своей козырной песней: «Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок!»
Юмор здесь в основном строится как раз на таком совмещении несовместимых, казалось бы, культурных кодов. Но фокус состоит с том, что как раз ими-то и полна голова любого отечественного зрителя, который успел пожить в Советском союзе и помнит, кто такая Саманта Смит или детский лагерь «Артек». В этом смысле Сергей Лобан говорит о поколении 25-40-летних гораздо больше, чем любые социологи, психологи, культурологи и иже с ними. Вся наша нынешняя жизнь — это тотальная каша, потеря ориентиров, сплошное шапито, и предприимчивый продюсер из новеллы про сотрудничество будет убеждать главного режиссера из передвижного цирка, что сегодня наступила эпоха эрзаца, суррогата, тотальной подделки, кожзама, фейка. И в этом столько правды, что становится уже даже не смешно, а страшно. Но его мега-проект «Эрзац-звезда» все же потерпит неудачу, потому что послушать двойника Цоя с песнями собственного сочинения в огромный зал придут от силы десять человек. Да и шапито, как можно предположить и не глядя фильм, сгорит. А клоуны, конечно, останутся.
https://artem-mors.livejournal.com/134594.html