Шахматы жизнью, тяжелые грехи и предвоенные сенсеи 2
Итак, вчера было первое мое занятие в "другом додзё" - в том, где занимается сам мой Сенсей. Он занимается сам для себя три раза в неделю, а преподает два раза в неделю. И я очень хотела пойти туда, где он занимается, и посмотреть. И вот он меня наконец позвал!
Там было КЛАССНО!
Там была деревня, в ней сельская школа, в школе огромный спортзал с постеленными татами. На татами красиво по центру нарисован большой красный квадрат с пустой серединой, то есть очертания квадрата, кромка квадрата. Красным. И ВЫСОКИЕ-ВЫСОКИЕ потолки. И японские прихожие с тапочками. И метлы, которыми метут сразу все, волнами - один пошел по прямой, метет слева направо; правее от него следующий пошел тоже по прямой, за ним третий, за ним четвертый, и каждый метет свою линию, "продолжая" волну предыдущего, пока все не дойдут до конца зала.
И было очень много места, и заниматься было классно, хотя и невыносимо жарко. В зале (хотя это поздний вечер) 35, зал хотя и весь открыт настежь, но все равно сауна. Я спросила:
- Вы и зимой так же занимаетесь, когда там скажем 0 градусов?
- Да, конечно.
- И не холодно?!
- Не холодно вообще-то. Только босые ноги на татами мерзнут.
- БОСЫЕ?!?! 0_о
- Нуу.. да. Ну ноги мерзнут конечно, но кроме ног так особо не мерзнешь, когда двигаешься.
Ну вот, а вы удивляетесь, откуда монахи, которые способны сидеть с лысой головой в позе лотоса под ледяным водопадом. "Откуда я знаю, как я делаю? Сызмальства обучена, вот и делаю..."(с)
***
На занятии я впервые поняла, что существуют также и другие Сенсеи. То есть нет, не так - существуют другие Айки, и у каждого Сенсея своё Айки. Айкидо с самого начала привлекло меня тем, что оно давало мне физически почувствовать тела других людей. При выполнении приема происходит взаимодействие, и ты прислоняешься к другим, тянешь других за руки, за шею, они тянут тебя, вы поворачиваете друг друга, и чувствуется, что одни люди - резкие, другие медленные, третьи мягкие как тесто, четвертые жесткие, как прутья березового веника, и их много, много, много. И у каждого есть свои пределы, до которых его суставы пойдут, и способность гнуться, поворачиваться у всех разная. И можно почувствовать это и насладиться разнообразием физических взаимодействий, которых совсем нет в жизни городского человека.
И там был совсем другой Сенсей. Он тоже был очень силен именно как боец. И я впервые поняла, что айкидо - найстоящее айкидо - это все-таки борьба; хотя мне в комментах пытались доказвать, мол, нет, слишком слабо. Не слабо. Это зависит от мастера. Конечно, айки-дэнс это не борьба. Но я увидела второго Мастера и поняла, что... как бы это объяснить.
Ну он был Круглый. Ну круглый. Все его движения представляли собой один большой бесконечно вращающийся круг. Круг, вечно летящий в пустоте, без начала и конца, перетекающий сам в себя. У него не было границ между движениями, вообще. Раньше, когда я разучивала приемы, мне показывали их элементами, и обычно так и делают, и он тоже показывает элементами, но когда я пробовала выполнять вместе с ним, я поняла, что у него элементов нет. Они исчезли у него. У него всё движение стало одним большим бесконечным движением. Это было невероятно странно, и очень, очень стильно - что-то вроде его личного стиля.
И он контролировал ситуацию. Он просто знал, что будет, если сделать человеку вот так. Или вот так. Всё время знал. Даже не на уровне подсознания - а всей своей кожей, что ли. Он просто знал, как работает тело. Если ты знаешь инструмент, тебе не надо быть "самым сильным" или "самым умелым". Если ты по-настоящему знаешь пианино, ты можешь играть и классику, и джаз, и цыганочку. И импровизировать можешь. Потому что ты просто знаешь инструмент и всё. И для ЛЮБОЙ уличной драки айкидо (*не айки-дэнс) - вполне достаточно.
***
На прошлой неделе, когда мы сидели в кафе после тренировки с моим сенсеем и группой, я спросила сенсея:
- А вы когда-нибудь участвовали в битвах?
- ????
- Ну битвах, по айкидо.
- Что ты имеешь в виду?
- Ну когда два человека дерутся друг с другом.
- ?! Да, но тогда один из них умрет!
- Эээ... почему?
- Ну ты же говоришь "битва"...
- Ну я имела в виду когда там типа как соревнования.
- А, соревнования... нет, мне неинтресно.
- Почему?!
- Потому что там правила. Нельзя менять тактику или привносить свои элементы. Надо только по правилам. Какое удовольствие драться по правилам?
***
Вчера на тренировке мы отрабатывали приемы в парах, как всегда. Обычно прием демонстрируется Сенсеем в центре зала, затем ты выбираешь себе пару (сам), и занимаешься с ним. Выбрать можно кого угодно, и полезно менять партнера, да и интересно тоже. Я все время оказывалась в паре с другой девушкой, потому что кроме меня была только она, и потому что мы оказывались рядом часто. А потом после очередной демонстрации следующего приема нам было сказано:
- Так, все понятно? Отлично. Выбирайте человека, который вам нравится, и вперед.
А у меня слева была эта девушка, а справа мой сенсей. Я повернулась к сенсею и низко поклонилась:
- Onegaishimas!
Он зримо смутился, засмеялся и сказал:
- Ты со мной хочешь?
- Да! - я подняла на него сияющий взгляд в предвкушении интересной отработки приема. С ним всегда прикольно.
А оказалось [для меня, потому что я это все первый раз в глаза видела и вообще не понимала всех implications, и почему он смутился], что прием этот достаточно жесткий и сделан для того, чтобы сильно бросить, взять на полный контроль и при желании сломать руку; при этом ты сам остаешься в итоге стоять, а противник лежит на полу полностью беспомощный. И да, это было классно во всех смыслах! И то, что я была с Сенсеем, и мне довелось поработать над хорошим приемом в "правильной" паре (т.е. с человеком, который мог меня настроить, а затем мне не поддаваться, чтобы я почувствовала, как нужно правильно двигаться); и то, что он мне показывал, как можно бросать быстрее и быстрее, и я не успевала, и было удивительно и счастливо внезапно оказываться на полу, и что он держал меня за руку, и ему приходилось замедляться, иначе пока я успею хлопнуть по полу ("сдаюсь"), он мне три раза руку сломает; и то, что иногда мне удавалось оказаться стоящей, а сенсей в свою очередь лежал распростершись передо мной на полу, и хлопал рукой "сдаюсь", и смеялся - "хватит, силенок-то в тебе не так уж и мало, тут же всерьез сломать можно, аккуратнее".
***
Обратно мы ехали в поезде вместе на сдвоенном сидении, отдельно от всех. Сенсей взял себе банку пива и мне маленькую бутылочку безалкогольного вина - я попросила безалкогольное, на жаре после такой тренировки меня бы унесло сразу же. Мы ехали и разговаривали про айкидо.
- Сенсей, я заметила, что в этом додзё не так, здесь как будто менее сурово, все слишком мягко.
- Ну... да, в общем-то это так. Но сам Ямасита-сенсей очень сильный.
- Да, я это почувствовала. Почему же он не преподает как надо?
- Ну... если бы он преподавал жестче, к нему перестали бы ходить.
- Но ведь вы преподаете жестче, и к вам ходят.
- Потому что у меня закрытая группа. "Элита", если можно сказать, хотя конечно же никакая не элита, но ты понимаешь, что я имею в виду. А у него открыто для любого желающего.
Потом он подумал.
- Ты знаешь, когда я учился у своего сенсея, это тот про которого я тебе говорил, что он самый сильный в Японии, он преподавал очень жестко. Сейчас он, конечно, совсем постарел и преподает гораздо мягче. В мои годы он так бросал человека, что ему самому приходилось наклоняться в броске и подхватывать голову падающего, чтоб тот не разбил ее - и падающий потом вскакивал и рассыпался в извинениях за свою неловкость. А иначе сенсей был бы виноват. Вообще это и есть смысл черного и белого пояса. Черный пояс - тяжелый грех. Белый пояс - невиновен. Если на тебе черный пояс, грехи твои тяжелы, и отвечать придется тебе. Если что-то произойдет, отвечает всегда тот, на ком черный пояс. Ты знала?
- Не знала, но я как-то так и думала, что в Японии это должно означать ответственность.
- Да, ответственность.
- Вы сказали, что ваш старый сенсей стал преподавать мягче. А есть кто-нибудь, кто сможет продолжить его дело, ведь иначе Япония утратит искусство этой борьбы?
Сенсей вхдохнул.
- Это мир, - сказал он, имея в виду "мир после войны", мир послевоенной Японии, - ты понимаешь это, потому что ты умна, но немногие это понимают. Это плата за мир. Айкидо не нужно в мирное время, а мой сенсей преподавал предвоенное айкидо - боевое искусство. Мне не нравится айки-дэнс, и я тоже стараюсь его не преподавать. Но это теперь большая редкость.
- Да. Мне тоже не нравится айки-дэнс. Я очень рада, что вы его не преподаете.
Подошла моя станция. Сенсей сказал:
- Твоя станция. Тебе пора.
- Спасибо за сегодняшний день.
- Да. Давай становиться сильнее.
И я вышла из вагона и пошла домой, а он поехал дальше.
https://aridmoors.livejournal.com/609794.html