-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_alex_the_priest

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 125

alex_the_priest





alex_the_priest - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://alex-the-priest.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

про маньяков

Четверг, 30 Ноября 2017 г. 00:06 + в цитатник
Сегодня вечером, уже темно. Еду в райцентр. У меня встреча в катехизаторской школе. Выезжаю со своего поворота на трассу и вижу голосующую пожилую женщину. Она стоит отдельно от целой группы мужчин. Подумал, ей явно со мной по пути, остановился и посадил. Мужиков, тем более в такое время, сажать не рискую, а женщину, пожилую и одинокую можно и подбросить.
- Только, спереди, пожалуйста. – А про себя подумал, мало ли что, вдруг она меня сзади за шею схватит.
Едем. Она мне:
- Лицо мне ваше знакомо. Если не секрет, где я могла вас видеть? – Молчу, она продолжает. – Точно! Вы сотрудник районной прокуратуры. Или нет. Ну, как это я сразу не поняла?! Вы же нотариус! Я вас видела в нотариальной конторе. – Продолжаю молчать. – Ха, - хлопает в ладони, - у меня просто соображалка не работает! Вы же адвокат!
- Точно не работает. Какой адвокат остановится и бесплатно возьмётся кого-нибудь подвести? И зачем вам нужно знать кто я такой?
- Ну, я же должна знать с кем еду в одной машине? Вдруг вы какой-нибудь маньяк?
- Маньяк? Это что-то новенькое. Вы лучше о себе расскажите. И почему так поздно стоите на трассе и голосуете?
- Работаю здесь бухгалтером. Ближе работы не нашлось. А голосую только «своим», тем, кто выезжает на трассу именно с этого поворота. Садиться в транзитные машины я не рискую.
- Отчего же не рискуете? Молодые девчонки рискуют, а вам уже можно не бояться. И грабить вас ни у кого рука не поднимется. Так что, можете рисковать.
- А маньяки?! Вы что же думаете? Разве я неинтересна для какого-нибудь маньяка? – И она принялась рассказывать про Чикатило и ещё про одного такого же из Комсомольска на Амуре. Подробно, как они действовали, и как заманивали в свои сети несчастных людей.
- Слушайте, женщина, давайте тему сменим. Ночь, а вам ещё домой добираться. Не надо привлекать к себе внимания.
- Знаете, один мужчина, вчера вечером меня подвозил. Так она меня спрашивает: « А вдруг я тоже того? Вчера ещё об этом не догадывался, а сегодня после нашего с вами разговора почувствовал, что во мне просыпается маньяк»?
- Погодите. Вчера вы тоже водителю про маньяков рассказывали? И позавчера, и третьего дня? Таблетки принимать не пробовали?
Подъехал к месту и стал парковаться. Женщина, мы ещё не остановились, открывала дверцу и выпрыгнула наружу. Захлопнула, и не поблагодарив побежала в сторону горящих фонарей. Она побежала, а я подумал: слава Богу, хорошо, что я её к себе сзади не посадил. Возьмёшь такую вот бабушку одуванчика, а она, того, какая-нибудь… маньячка.

https://alex-the-priest.livejournal.com/306904.html



Понравилось: 1 пользователю

просьба

Среда, 29 Ноября 2017 г. 14:27 + в цитатник
Дорогие мои москвичи. Получил такое сообщение от одного моего одинокого и очень больного "френда".
Может, чего получится?
"Здравствуйте,о.Александр.Перестала приходить мне помощь (продукты,лекарства) от батюшки (прихода) и что теперь делать? Прошу молитв и если есть у вас знакомые в Москве,то не могли ли они мне помочь продуктами и лекарствами"?

https://alex-the-priest.livejournal.com/306525.html


обж

Вторник, 28 Ноября 2017 г. 21:00 + в цитатник
На днях освящал квартиру, в которой произошло очередное самоубийство. В течение года таких освящений, как правило, несколько. Это всегда или квартира, или гараж. Поражаешься силе того, кто заставляет человека забывать обо всём на свете, об обязанностях мужа, жены, отца или матери. Забывать о тех, кого реально любили и всю жизнь заботились.
Парализует волю несчастной жертвы и затаскивает её (чаще всего) в петлю. Беспощадная неумолимая сила.

https://alex-the-priest.livejournal.com/306357.html


на радио вера

Суббота, 25 Ноября 2017 г. 22:46 + в цитатник

город вечером

Воскресенье, 19 Ноября 2017 г. 21:39 + в цитатник
Вернулся из недельной командировки. Служил чреду в кафедральном соборе. Однажды уже после вечерни вышел в город. Пройтись и немного подышать свежим воздухом. По дороге вспомнил матушкин наказ по вечерам пить «Активию» и зашёл в большой продуктовый супермаркет. Отыскал, где на продажу выставлена молочная продукция. Взял бутылочку, прихватив с собой ещё и пачку любимого мороженого.
Иду на кассу. Передо мной двое мужчин. Каждый, словно сговорившись, берут по бутылке водки. Моя очередь. Выкладываю на ленту свою «Активию» и пачку мороженого.
Продавщица вопросительно кивает головой, мол, это всё? Смущённо пожимаю плечами:
- Простите, даже неловко.
Девушка, заметив моё смущение, снисходительно улыбается:
- Ничего, бывает. Не каждый же день. Иногда можно и «Активию». Зато девчонки, вон. Молодцы, не подводят.
За мной две молодые женщины. В руках продуктовая корзинка, наполненная банками с «Жигулёвским».
Продавщица мне заговорщицки подмигивает и кивает в сторону девушек с пивом.
- Спасибо за покупку! Приходите ещё!

https://alex-the-priest.livejournal.com/305720.html


бомба

Пятница, 17 Ноября 2017 г. 19:36 + в цитатник
«Бомба»
Сбербанк. Стоим в очереди. Передо мной ветхая старушка. На наших обычных городских не похожая. Деревенский платочек и пальтишко соответствующее. В городе даже бабушки так уже не одеваются.
Вдохнул в себя воздух, понюхал. Нет, не пахнет. Деревенские, из тех, что живут в старых деревянных домах, обычно имеют один и тот же специфический запах плесени. Храм, если его долго не протапливать, тоже приобретает этот же запах. Тогда все вещи, что в доме, что в храме, им пропитываются, а выветрить его очень и очень трудно.
Бабушка совсем старенькая. Едва держится за стойку. Вокруг царит обычная суета, хотя народу в отделении немного. Если кто что-нибудь скажет, то слышно его будет везде. Пока старушка молчала, на неё никто внимания не обращал, и вдруг она заговорила. Громко, как говорят уже тугие на ухо старики. Она обращается к девушке, которая принимает за соседним рабочем месте и на всю сберкассу:
- Девочка, знаешь чего, я тебя люблю!
Если бы старуха начала ругаться или выяснять отношения с кем-нибудь из сотрудников, никто бы ухом не повёл. К ругани и дурным эмоциям все давно привыкли. А здесь слова такие, которые ну никто не ожидал, что услышит их в обычном отделении сбербанка.
Я тебя люблю!
И всё. Те, кто был в банке, вдруг от неожиданности остановились точно вкопанные, и привычное внутриброуновское движение прекратилось. Люди начали улыбаться. Просто улыбаться друг другу.
Бабушка поворачивается лицом к залу, видит наши улыбки, и тоже улыбается:
- Какие же вы хорошие! Как я вас всех люблю.
Она взяла свои бумаги и медленно направилась в сторону выхода. А я заметил, что бабушка забыла на полу возле стойки небольшой чёрный пакет. Поднял его, догнал её и отдал старушке. Она взяла, посмотрела на меня, и переполняемая благодарностью, повторила вновь:
- Какой же ты хороший! Как я вас всех люблю.
Мы заявляем часто и не по делу: «у меня Бог в душе». Не верьте. Я видел глаза человека, у которого Бог в душе.

https://alex-the-priest.livejournal.com/305536.html



Понравилось: 1 пользователю

самое дорогое

Вторник, 07 Ноября 2017 г. 21:31 + в цитатник
«Самое дорогое»
Знакомая женщина рассказывала. Мы с ней одногодки. Даже в одном месяце родились. Я вёл машину и слушал её рассказ о том, как они во времена нашего с ней далёкого детства всем классом собирали макулатуру. Мы тоже собирали, и металлолом собирали.
Кто-нибудь из старших, пионервожатая или классный руководитель взвешивали кучу бумаги, собранную пионерами, и данные тут же записывали на большой, здесь же вывешенный разлинованный кусок ватмана.
Каждый из классов старался собрать макулатуры побольше, и завоевать почётное первое место. Тогда это называлось «социалистическим соревнованием». «Социалистическим», это значит – бесплатным. За первое место полагался большой переходящий красный вымпел. Потом мы смотрели на этот вымпел и радовались, что смогли помочь нашей горячо любимой стране. Эта мысль согревала нам наши сердца.
Класс моей собеседницы изо всех сил конкурировал с параллельным классом таких же пятиклассников, как и она сама. Количество собранных килограммов макулатуры разнилось буквально на несколько килограммов. И тогда председатель совета отряда бросил клич:
«Каждый немедленно идёт куда угодно и приносит хоть что-нибудь, что можно бросить на весы победы»!
Эта женщина, а тогда ещё двенадцатилетняя девочка помчалась домой. Она уже знала, чем можно пожертвовать ради процветания социалистической родины. С незапамятных времён у них в большом книжном шкафу на самой верхней полке стоял двенадцатитомник статей и писем разным адресатам, написанных товарищем Лениным. Тома большие и тяжёлые, напечатанные на плотной лощёной бумаге. А ещё, обложки каждого из томов по цвету отличалась один от другого.
Главным в пользу выбора именно этих двенадцати томов был тот факт, что внутрь этих книг в их семье никто и никогда не заглядывал. Они просто стояли на верхней полке под потолком и красовались своими обложками.
Пропажа книг обнаружилась лишь спустя несколько дней. Отчаянный мамин крик:
- Где Ленин?! Куда дели Ленина?! Это ты, негодница, украла книги вождя! – И как неоспоримый довод вины ребёнка. - Кому ещё они могли бы понадобиться?
Девочка росла ребёнком послушным и старательным. И ещё, она была настоящей пионеркой и всегда старалась говорить правду.
- Мама, прости меня, пожалуйста! Я сдала эти книги в макулатуру. Нам для победы не хватало совсем немного. А с Лениным наш класс победил! Всё равно они никому не нужны.
- Не нужны, - передразнила мама, - много ты чего понимаешь, - ещё больше разошлась мама, - и схватив ремень принялась лупить дочку. Избив ребёнка, мама учительница указала девочке на дверь.
- Иди, и без книг домой не возвращайся!
И, знаете, батюшка, мне повезло. Я нашла эти книги, все двенадцать томов и притащила их домой.
Недавно ходила к маме в больницу. Она у меня сейчас тяжело болеет. Пришла, кормлю маму из ложечки, и вдруг вспомнились те двенадцать томов писем и статей Владимира Ильича. На самом деле, куда они подевались?
Спрашиваю, мама, а где те разноцветные книжки из собраний сочинений Ленина?
Мама на меня смотрит, медленно беззубым ртом пережёвывает пищу, и чувствую, не понимает.
- Ленин? Какой Ленин? А… книги. Да… помню. Не знаю. Выкинули, наверное, когда переезжали.
- Выкинули?! Как же так? Они же были так тебе дороги! Помнишь, как ты меня за них ремнём… по спине, по рукам… долго… больно…
- … не помню…

https://alex-the-priest.livejournal.com/305342.html


гавриил

Вторник, 07 Ноября 2017 г. 20:30 + в цитатник

дядя Вася

Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 18:16 + в цитатник
"Дядя Вася"
Недавно пришлось отпевать одного мужчину. По годам ещё совсем нестарого. В храме не протолкнуться, народу набилось, словно на большой праздник, а лица почти все незнакомые. Уже после отпевания подходит ко мне тетя Рая, моя помощница, радостная такая, и сообщает:
- Я же ещё дедушку его хорошо помню! Ага, дядю Васю. И родню их всю старую помню. Сергеевы, их знаешь сколько здесь было? В каждой из трёх деревень что в округе, дворов по пяти, если не по более будет. Сейчас смотрю на них, и точно, эти высокие Вовки Сергеева внуки, а сероглазые да носатые – Толика Иванова, они по жене его Нюрке тоже Сергеевы.
А дядю Васю хоронили, это ещё в самом начале семидесятых, этак году в семьдесят втором. Или семьдесят третьем? Так родни его провожало, да и просто знакомых столько, что казалось, будто это не похороны, а ноябрьская демонстрация, только что без транспарантов.
Он бобылем жил и работал вот в этом нашем деревенском магазине. Дядю Васю здесь все знали. Когда-то, это ещё в двадцатых, он жил в Москве и работал на каком-то большом заводе, а потом его вдруг арестовали. Ага, совпало так. На его глазах белым днём какие-то бандиты ограбили магазин. А тогда знаешь как? Тогда особо не разбирались, кто там да чего. Схватили мужика и в кутузку. Ага, а у него жена молодая, дитё. Эх. Всё пропало. Короче, загремел дядя Вася в лагерь на Соловки.
Жена от него сразу ушла, а чего ждать-то, из Соловков мало кто возвращался. А он вернулся. Через два года. Больным доходягой. Приехал к маме, и долго ещё потом в себя приходил. По секрету кому-то рассказывал, что сажали его там в какой-то «стакан». Что за «стакан», не знаю, только здоровье он у него начисто отобрал.
Жениться дядя Вася уже больше не женился, кому он такой нужен, полуживой, полу мертвец. Так и жил вместе с мамой, а на работу его устроили продавцом в кооперативный магазин. На войну с немцами его не взяли. И всю жизнь он так продавцом и работал.
Деньги в колхозе мало у кого водились. Потому и товар дядя Вася многим давал в долг. Чужих здесь не было, все друг дружку знали. Придёшь, бывало:
- Дядя Вася, отпусти товару под запись.
Он очки на нос нацепит, тетрадку достанет, и долг твой в тетрадку записывает. На каждый дом в деревне у него была припасена особая страница. Потом, когда деньги в колхозе появятся, получит народ зарплату и все идут в кооператив с дядей Васей рассчитываться.
Он знаешь какой был. Жалостливый. Говорят, вдовам солдаткам за товар из своих денег подплачивал. Одно только просил, никому не рассказывать. Да разве в деревне что утаишь?
Он и после войны товар в долг отпускал, и продолжал помогать. А что ему? Он ведь один, бобыль. Много бобылю надо? Водку по здоровью не пил, на себя ничего и не тратил.
Сколько дядя Вася лет в магазине работал, столько я и помню у него эти тетрадки с долговыми расписками.
А на похоронах, помню, слышала как мужики между собою переговаривались:
- Добрый был человек дядя Вася. Живой, скольких облагодетельствовал, а помер и вновь прибыток. Всех от долгов освободил. Теперь этими его тетрадками только что печку растапливать.

https://alex-the-priest.livejournal.com/304663.html


вопрос

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 19:13 + в цитатник
Получаю просьбы начитать свои рассказы. Согласен и готов это сделать, хотя бы поэтапно.
Спрашивал тех, кто связан со студиями звукозаписи, говорят, можно, но потребует некоторых денег. Потому обращаюсь к моим читателям, если у кого-то есть возможность благотворительно организовать такую работу, в районе Москвы, откликнитесь. Или, если смогут помочь в оплате труда работникам звукозаписи, то сам займусь поиском такой площадки.
Хочу начитать несколько звукосборников по 20 - 25 рассказиков в каждом и выложить их для свободного скачивания. Конечно, это работа, и потребует от меня некоторого усилия. Но книги, что выпускаются в издательстве очень дорогие и не каждому по карману. Хотелось бы, чтобы любой желающий имел возможность если не прочитать, так хотя бы услышать.

https://alex-the-priest.livejournal.com/304497.html


дежавю

Понедельник, 30 Октября 2017 г. 23:12 + в цитатник
"Дым отечества нам сладок и приятен"
Есть у меня один очень хороший знакомый. Молодой человек, верующий православный. По национальности он на одну половину еврей, а на другую - русский. В своё время он увлекался футболом и вне рабочее время играл в команде своего предприятия, или фирмы, я уже не помню. Однажды их команда полетела в Израиль играть в футбол с такими же любителями, как и они.
Никогда прежде мой друг не бывал в тех местах, и на родину предков летел впервые. Вернувшись назад в Москву он рассказывал:
- Знаете, батюшка, я никогда не думал, что выйдя из самолёта, и вдохнув тамошний воздух, вдруг каждой клеточкой своего тела почувствую сродство к этому воздуху, и к этой земле. Ощущение завораживающее, непередаваемое и необъяснимое, во всяком случае для меня.
Я вспомнил эту историю, когда увидел, как на днях к нам в храм вошёл тоже один такой же молодой человек. Его мама верующая женщина и наша прихожанка. Прадедушка этого парня в тридцатые годы, будучи священником, был арестован чекистами и принял мученическую кончину где-то в одном из сталинских лагерей.
Интересно, что правнук дедушки мученика в Бога не верит, но в храм иногда заходит. Встанет, глаза закроет и стоит. С удовольствием слушает пение клироса, вдыхает запахи ладана. И уходит очень довольный.

https://alex-the-priest.livejournal.com/304271.html


неожиданное продолжение

Понедельник, 30 Октября 2017 г. 22:01 + в цитатник

военная тайна

Среда, 25 Октября 2017 г. 18:12 + в цитатник
«Военная тайна»
День перед всенощной оказался суетливым. С утра было много поездок на автомобиле и телефонных звонков. Какая-то бабушка звонила, постоянно ошибаясь номером, и попадая на меня с каждым разом всё более раздражалась, ругала меня почём зря.
Оставив машину за церковной оградой и отключив телефон, я вошёл в алтарь и, как обычно, начал класть положенные поклоны. Опустившись на колени, и приложившись к престолу, вдруг явственно ощутил себя в уютной безопасности. Как в детстве убегая от вады, спешишь заскочить в спасительный круг, очерченный на асфальте мелом. Успел и от радости прыгаешь: «Я в домике! Я в домике»!
И подумал о папе, который уже целый год, упокоившись, спит под крестом на огромном общественном кладбище недалеко от города Гродно. За свою долгую жизнь он сменил с десяток самых разных гарнизонов, это если не брать в учёт его военные годы. Этот холмик под крестом стал его последним земным пристанищем, его «домиком» навсегда.
Боясь, что как только я встану, редкое переживаемое чувство покоя и уютной тишины меня покинет, я так и продолжал стоять на коленях.
В Гродно хотелось побывать на годовщину папиной смерти, но не получилось, и попал я туда только спустя три недели в самом начале сентября. Поначалу матушка была против, чтобы я ехал машиной, да ещё в одиночку, но потом смирилась. Я убедил её, что поезда вредно отражаются на состоянии моего здоровья, а самолёты в Гродно теперь не летают.
Хоть яндекс и пугал дождями, вся дорога от Москвы до Гродно была сухой, и только перед самым моим прибытием стал накрапывать редкий дождик, перешедший на всю последующую неделю в нудную осеннюю морось. На одно единственное утро он успокоился, и я тут же отправился на кладбище.
Выезжая из Москвы, я включил себе диск с песнями Высоцкого и Владимир Семёнович, Царство ему Небесное, пел мне до самого Гродно. И хорошо, что я поставил именно этот диск. Просто чем ближе я подъезжал к конечному пункту моего путешествия, тем больший комок собирался у меня в горле. Будто папа умер только сейчас, а не уже целый год тому назад. Хрип Высоцкого сдавливал этот комок, и не позволял ему прорываться наружу.
Я знал, что существует несколько путей, что бы проехать на кладбище, но оказалось, что выбрал из них самый наихудший. Просто я запомнил, как прошлом году похоронная процессия ехала через одну деревню. Потом в этой самой деревне мы сворачивали с основной дороги в сторону католического костёла, ехали вверх мимо церковной ограды и оказывались прямо у ворот кладбища. Я и сейчас так поехал, и увидел, что поворот на костёл перекрыт. Шли какие-то дорожные работы, и мне пришлось отправляться дальше, руководствуясь установленной здесь же схемой объезда. Кто-то из рабочих сказал: «отличная дорога», а я поверил.
Мне повезло, что в этот день не было дождя. «Отличная дорога» шла по пересечённой местности, разделяя между собой два поля с уже выбранной картошкой. Колхозные «зилы» поработали здесь на совесть и после себя оставили колею глубиной в половину моего колеса. Но лужи после вчерашнего дождя уже успели уйти в песок, и мне повезло доползти до конца. И даже не застрять в полузасыпанной траншее на самом выезде из леса. Нет, конечно, если они здесь передвигаются в основном на тракторах, то дорога на самом деле неплохая.
- Это ты чего же, через поле пропёр? – Поинтересовался первый же встреченный мною местный житель, у которого я остановился спросить как проехать к погосту. И с уважением разглядывая комки жидкой грязи, сползающие у меня с колёс, восхищённо добавил, - ну ты даёшь.
Зато до кладбища оказалось всего рукой подать.
Я показал вахтёру своё удостоверение и мою машину пропустили без оплаты. Привилегия у нас такая. Бывает, в музеях детей с пенсионерами пускают за просто так, а нас бесплатно пускают на кладбище.
Сперва я никак не мог отыскать папину могилку. Кружил на одном месте, минут десять, честное слово. И вдруг увидел. Приложился к кресту, словно папу своего поцеловал.
«Здорово, бать. Прости, на годовщину не получилось».
Взял нож, сапёрную лопатку и принялся убирать сорняки. Потом облачился, разжёг кадило и послужил литию. Служил и думал, странно. Самые друг другу близкие люди, а рядом лежать не будем. Даже в одной стране вместе не ляжем, вот ведь как всё обернулось.
Может из-за того, что все эти дни шёл непрекращающийся дождь, людей на кладбище я не видел. Только один мужчина, нестарый ещё, стоял недалеко от меня, обхватив голову руками, и просто смотрел в одну точку. Наверно на фотографию. Сколько времени я там находился, столько он стоял и смотрел. Думал, может, позовёт помолиться. Я бы отслужил, без всяких денег, но он не позвал.
Покидая кладбище, я медленно ехал мимо многочисленных памятников и крестов, и уже перед самым выездом догнал одиноко идущего старика. Спортивно сложенный, высокого роста, хорошо одетый пожилой человек. С первого взгляда и не определишь сколько ему лет. Поравнявшись с человеком, я опустил стекло и предложил:
- Давайте я вас до города довезу.
- Спасибо. Я на автобусе. Через десять минут должен подъехать. У меня льготный проезд в общественном транспорте.
- Садитесь, я с вас ничего не возьму.
Уже усаживаясь в машину, он сказал:
- Ума не приложу, зачем вам это нужно.
Я нашёлся что ему ответить:
- Просто я ещё точно не знаю как буду добираться до города, а вы мне в этом поможете.
- А, тогда понятно. Хотя, честно говоря, я не очень ориентируюсь в этих местах. Всего шесть дней назад схоронил супругу, и вот только сегодня нашёл в себе силы приехать.
Тихо пел Высоцкий, я забыл выключить магнитолу.
- Любите его творчество? – Поинтересовался мой спутник. Я утвердительно кивнул головой, а он продолжил - Столько лет прошло как умер человек, а его знают и помнят.
Я обратил внимание, у вас российские номера. Получается, вы не местный?
- Сам я из Гродно, но ещё до развала Союза женился и перебрался в России. Так там и остался.
- Понятно, а я ведь тоже, знаете, из России. Родился и жил в Казани. В середине семидесятых решением партии и правительства был направлен в Гродно строить завод, - и он произнёс название одного из известных гродненских предприятий. – Сначала я его строил, потом был назначен директором. Огромное предприятие, сложнейшее производство. Пока все технологические линии запустили, - он махнул рукой, - время прошло незаметно. Вся жизнь прошла незаметно… Теперь, вот, остался один.
Правда, у меня есть сын, но он давно уже живёт своей семьёй, отдельно от нас, в другом городе, и даже в другой стране.
А вы, позвольте узнать, что здесь делаете?
- Папу навещал. Год назад похоронил, а сейчас приехал проведать и помолиться.
- Помолиться. Вы верующий?
- Да, я православный священник.
- Интересно. Никогда в своей жизни я не разговаривал с живым священником.
Потом он замолчал, а через минуту добавил:
- Знаете. В своё время, когда был молодым, много работал и имел широкий круг общения, я никогда не думал, что в моей жизни настанет такое время, когда мне просто не с кем будет поговорить. Понимаете, просто поговорить. Почти все, с кем я работал, и кто меня знал, уже или умерли, или болеют, или перебрались доживать век к своим детям. Последний человек с кем бы я мог поговорить, была моя жена. Теперь нет и её. Сын не в счёт, он далеко, а по телефону много чего не скажешь.
- Как и мой папа. Скончался в девяноста лет, пережив всех своих сверстников. Последний офицер из их шестой танковой дивизии. Когда умирал кто-нибудь из ветеранов, они узнавали и собирались на похороны, потом поминали. К нему никто из сослуживцев уже не пришёл, только несколько бабушек соседок по подъезду.
По закону положен воинский караул, стрельба холостыми патронами, но мы решили никого не беспокоить. Не нужно этого ничего ни нам, ни бабушкам соседкам.
Вот, потому что участник войны место выделили на ветеранском секторе. Это как на кладбище заезжаешь и сразу налево. Хорошо, что это рядом со входом, так бы я его и не нашёл.
- Выходит, главным в жизни вашего отца была война?
- Выходит. Хотя и потом всю жизнь трудился, нас с сестрой выучил, воспитал. А для современников, да, главными стали те несколько военных лет.
- А я только и делал что работал. Вот, завод в городе построил, запустил производство. Теперь они выпускают совершенно отличную от прежней продукцию. То ради чего мне пришлось переехать сюда из Казани, теперь оказалось ненужным. Сына тоже вырастил. Хороший парень. Живёт сейчас в Польше и растит детей своей жены от её первого брака. Родных внуков у меня нет. Что ещё? Всю жизнь прожил однолюбом. Последние годы жена болела, приходилось ухаживать. Сегодня девять дней как она ушла. Я остался один.
- Как планируете жить дальше? Что будете делать?
- Думать буду. Времени теперь у меня много. Не знаю, будет ли вам это интересно. Просто вы священник и вам я могу это сказать. Много-много лет назад, ещё мальчиком прочитал я книжку популярного тогда писателя Аркадия Гайдара «Военная тайна», а в ней сказку про Мальчиша - Кибальчиша. Запала мне в душу эта сказка о героическом мальчике, который под угрозой смерти не выдал врагу свою «военной тайну».
Всю жизнь, особенно в сложных обстоятельствах, память возвращала меня к этой сказке и этой его «тайне». Может показаться высокопарным, но Мальчиш - Кибальчиш стал для меня мерилом совести. До уровня мальчика из сказки я не дотягивал, но мальчик-то был из сказки, и это меня всякий раз извиняло.
Сейчас думаю, вроде всё делал правильно, не подличал и не предавал, а финал вот какой - одиночество. Значит, не понял я чего-то в этой жизни. Не открылась мне его «военная тайна».
Что вы, священник, на это мне скажете?
Он смотрел в мою сторону, а я вёл машину и потому не видел его глаз, но понимал, ему очень важно моё мнение. Кому ещё довериться старик, тем более, что и поговорить-то ему особенно не с кем. Да и кто сегодня станет слушать про какого-то там сказочного Мальчиша Кибальчиша.
- Знаю я эту сказку. Даже кино такое в детстве смотрел. Думаю, вы всё правильно делали, и жили как надо, по совести. Ради светлого земного будущего.
Только всё земное существует во времени, и когда-то ему наступает конец. Только вечное имеет подлинную ценность. Для нас, христиан, такая непреходящая ценность – это Христос.
Вы прожили жизнь по совести, наверно потому Господь и устроил нам с вами эту встречу. Христос, это и есть наша с вами «военная тайна».
- И вам тоже Он устроил эту встречу?
- Разумеется. Священник – уста и руки Божии. Судите сами. Я собирался приехать сюда ещё три недели назад, но не получилось. Приехал только сейчас. За эти дни ваша супруга преставилась, и сегодня на девятый день её кончины мы с вами одновременно оказались на этом безлюдном кладбище, где кроме нас практически никого больше не было. Я остановился и пригласил вас сесть ко мне в машину. Мы были обречены на встречу.
Вы задали мне вопрос, я дал вам ответ. Что делать дальше решайте сами.
Мы приехали в самый центр города. Я припарковал машину и высадил своего спутника. Он поблагодарил меня и пошёл по направлению к остановке троллейбуса. Не трогаясь с места, я сидел и наблюдал за ним в зеркало. Видел как раза два или три он останавливался, оборачивался и смотрел в мою сторону. Я ждал его, может старик захочет вернуться. И только когда он совсем исчез из виду, я включил скорость и тронулся с места.
Наконец я поднялся с колен и стал готовиться ко всенощной.

А на днях я снова вспомнил его. Матушка уговорила меня съездить в Троице Сергиеву лавру. На земле существует два места, куда она готова ехать в любое время, это скромный домик под номером пять в новой Москве, где живут две её маленькие внучки, и лавра преподобного Сергия.
Попадая в Троицкий собор, матушка отыскивает свободное местечко рядом с мощами, закрывает глаза и замирает. Может стоять так и полчаса и целый час. Только иногда беззвучно повторяет что-нибудь вслед за певцами. Канон и акафист Преподобному она знает практически на память.
Я тоже люблю рядом с ней помолиться о живых и об усопших. Хорошо там, никто не дёргает, стой да молись. Всех вспомнишь, родных, близких, прихожан. И тех, кто болеет, и кто путешествует, о ком просят помолиться, и о тех, кто ничего тебя не просит, но ты знаешь, что есть такой человек, живёт там где-нибудь в какой-нибудь своей Англии или Италии, и очень хочется быть этому человеку счастливым. И тебе тоже хочется, чтобы он был счастливым, вот ты о нём у Преподобного и вспомнишь. Глаза закроешь, листы с именами выплывают из памяти и встают, точно ты их видишь в реальности.
В этот раз, кажется, всех помянул, но потом понял, нет, не всех. Я забыл про того одинокого старика, которого встретил на кладбище рядом с моим любимым городом Гродно. Помоги ему, Господи, человек уж больно хороший. Настоящий. Имени только я его не знаю.
Домой возвращаемся, матушка спрашивает:
- Ты об этом помолился? А об этом? А болящих не забыл?
- Никого не забыл, обо всех помолился. Даже старика одного вспомнил. Я познакомился с ним у папы на кладбище, когда последний раз ездил в Гродно.
- Чем же он тебе так запомнился?
- Представляешь, он рассказал мне о том, как всю жизнь пытался разгадать, что же это за «тайна» такая, которую буржуины пытались выведать у Мальчиша - Кибальчиша.
- Он что, больной?
- Отнюдь, совершенно адекватный. Просто…
Матушка смотрит на меня с подозрением:
- Сколько мы с тобой уже живём? Лет тридцать, наверное?
- В сентябре нам исполнилось тридцать лет и три года. Как в той сказке про старика и старуху с разбитым корытом.
- Тридцать три. Кому сказать! А я до сих пор не научилась отличать, когда ты говоришь мне правду, а когда начинаешь рассказывать сказки. Тоже мне, Мальчиш - Кибальчиш! – И она рассмеялась. - Когда же ты, наконец, повзрослеешь?

https://alex-the-priest.livejournal.com/303735.html



Понравилось: 1 пользователю

дети в храме

Вторник, 17 Октября 2017 г. 18:01 + в цитатник
«Дети в храме».
Ванечка, маленьким семилетним мальчиком, пришёл в храм села Угрюмиха вместе с мамой, женщиной молодой и восторженной. С Ванечкой занимались в воскресной школе. Вместе с другими детками он распевал песенки про родившегося малютку Христа, рассказывал стишки на Пасху и участвовал в многочисленных театральных постановках.
Вместе с мамой он подходил под исповедь, каялся в своих детских шалостях и причащался. Так вместе с мамой они и ходили, пока мальчику не исполнилось лет двенадцать. В тот год мама, наконец, повстречала любящего человека, с которым и связала свою жизнь.
С тех пор в храме она больше не появлялась. А мальчик остался. Он продолжал посещать воскресную школу, приходил на службы в церковь, иногда беседуя с отцом Филиппом на интересующие его вопросы.
Время шло. Ванечка, нет уже не Ванечка, а Иван, закончил школу, и на удивление всем, с первой же попытки поступил в престижный московский вуз. Учился он хорошо. Изредка на улицах пересекаясь с батюшкой, они останавливались, чтобы перекинуться словом. Батюшка приглашал молодого человека, хотя бы иногда, бывать в церкви. Юноша обещал, но приходить не приходил. Отец Филипп надеялся и продолжал вынимать за него частичку на литургии.
Однажды Ванина мама сама позвонила батюшке и попросила его прийти к ним домой напутствовать её умирающую маму. Когда появился священник, вся семья была в сборе, ждали скорой бабушкиной кончины. Но Бог явил чудо. После соборования и причастия святых Христовых Таин старушка «передумала» помирать и поднялась. Многие тогда в Угрюмихе говорили о чудесном исцелении.
Ещё через несколько лет батюшка так же случайно повстречался на улице с Ваниной мамой. Она шла ему навстречу и смотрела на него всё тем же знакомым ему восторженным взглядом.
- Как у Ивана дела с учёбой?
- Ой, батюшка, - встрепенулась мама. У нашего Ванечки всё замечательно! В этом году он с отличием закончил учёбу и его немедленно пригласили на работу в одну из столичных префектур. Так что, теперь он у нас не Ванечка, а Иван Сергеевич. Так что, будьте любезны, на вы и по имени отчеству, - смеётся счастливая мама.
После разговора с мамой отец Филипп долго представлял себе, как он встретит, вот так же по дороге Ивана Сергеевича и поздравит его с окончанием института. На то, что молодой человек надумает и заглянет в храм, он уже не надеялся. Батюшка все представлял, как они встретятся и что он скажет бывшему выпускнику их воскресной школы.
Встреча на самом деле вскоре случилась. Совсем неожиданно, священник даже не успел собраться с мыслями, а он вот, стоит перед ним.
- Ваня, дорогой! – Воскликнул батюшка, потом вспомнил мамины слова и немедленно поправился, - Иван Сергеевич! Поздравляю вас от всей души, что всё в вашей жизни складывается так замечательно.
Иван Сергеевич покровительственно улыбается, но благословения не просит.
- Что если, - продолжает отец Филипп, - мы с вами завтра же у нас в храме послужим благодарственный молебен? Или тогда, когда вам будет удобно это сделать?
- Нет, нет, батюшка, - смущается Иван Сергеевич. – В храм я не приду и Бога благодарить не стану.
Старик опешил.
- Его и не благодарить?! Кого же тогда благодарить?
- Маму, бабушку, того же отчима. А Бога? Как можно благодарить того, кого в природе не существует?
Сказал и пошёл. С тех пор на литургии частичку за Ивана Сергеевича не вынимают.

Маленькая девочка Поленька стоит вместе с папой и ждёт, когда отец Филипп выйдет из алтаря и примет у Поленьки её первую в жизни исповедь. Батюшка знаком с исповедницей все семь лет её коротенькой жизни. Почти каждое воскресенье папа из города привозит детей на причастие к ним в угрюмихинский храм. Дети причащаются, и папа отвозит их обратно.
«Семь лет прошло, - подумал отец Филипп, - вот уже и первая исповедь». Говорить с ребёнком о каком-то деятельном покаянии в таком возрасте невозможно. Разве что только порассуждать с ребёнком о его поступках, плохих и хороших. Расспросить дитя, как она молится и о чём.
Ещё батюшку всё больше печалит что, приводя маленького человечка на исповедь, взрослые стараются держаться в стороне и сами не исповедуются. Следовательно, практически никогда и не причащаются. Одна семилетняя кроха, как «самая грешная» «отдувается» за целое семейство.
Поговорив с девочкой Поленькой, дедушка подозвал к себе её папу и предупредил:
- Сейчас я пойду в алтарь, произнесу возглас и вернусь. А вы, пожалуйста, подумайте и тоже покайтесь в каких-то своих грехах. Пускай дочка видит, что не только она, но и папа исполняет установления церкви.
Большой сильный мужчина, немедленно переменившись в лице, испуганно смотрел на священника, точно это не папа, а бегемот из мультика, тот самый, который до смерти боялся уколов.
Батюшка ушёл в алтарь, открыл царские врата и произнёс:
- Слава Тебе, показавшему нам свет…
Краем глаза он ещё увидел, как папа, схватив дочь в охапку, спешно покидает храм.
Недели через две субботним вечером уже мама приехала в храм и привезла с собой исповедницу Поленьку. Вместе они подождали отца Филиппа, а когда малышка отправилась на исповедь, мама незаметно удалилась в самый дальний от них угол и застыла в молитве.
- Полина, - батюшка наклонился к самому её крошечному ушку, - ты же любишь своих папу с мамой? Правда ведь они хорошие?
- Да, - соглашается девочка, - они очень хорошие и я их люблю.
- А если мы, христиане, кого-то любим, то что мы делаем для этого человека?
- Что?
- Мы о нём молимся. Давай договоримся. С этого дня каждый вечер, прежде чем ложиться спать, ты будешь вставать перед иконочкой и просить: «Господи, благослови моих маму и папу. Я их очень и очень люблю». Договорились? Детская молитва за родителей «со дна моря достанет».
- Ага, - соглашается Поленька.
- А я запишу твоё имя к себе в помянник, и каждый раз на литургии стану вынимать за тебя частичку. Знаешь, как это важно, когда о тебе кто-нибудь молится.

https://alex-the-priest.livejournal.com/303601.html


неразбериха

Среда, 11 Октября 2017 г. 20:24 + в цитатник
«Неразбериха».
После всенощной к отцу Филиппу, настоятелю храма что в селе Угрюмиха, подошла староста и подала ему поминальную записку.
- Батюшка, что же это твориться?! – Возмущается староста. – Ты погляди что пишут. Нет, я Дусе велела, больше такого безобразия она не примет.
Отец Филипп устало лезет в карман за очками, и, не надевая их, так сложенными и подносит к глазам. Записка «о здравии» читает батюшка.
- Так, что тут у тебя? Ага, - и в задумчивости тянет, - «император Наполеон. Михаил».
На листочке сверху крупными буквами написано: «император Наполеон», а внизу на следующей строке, чуть меньшими – «Михаил».
- Это кто же у нас такой объявился?
- Мишка это, дачник московский. Года два назад он у нас ещё в храме во время службы через голову перевернулся. Помнишь? Ты тогда с кадилом по храму ходил, а он как прыгнет.
- А этот? – Радостно восклицает батюшка, - как же помню, помню. Ловко он тогда назад через голову. Значит, теперь он Наполеон. Ладно, примем к сведению.
Дусе скажи, пускай принимает. Мишка мужик здоровый, вон у него кулачищи какие. С Наполеоном лучше не шутить. Разозлишь, он нам тут такой Аустерлиц устроит, мама не горюй.
Неделю спустя в алтаре, вынимая частицы, отец Филипп снова увидел записку со знакомым подчерком: «император Наполеон. Михаил». Сверху – император, снизу – Михаил.
Интересно, задумался батюшка, почему между двумя именами отсутствует чёрточка? Ведь если сторонний человек на записку посмотрит, то и подумает, что перед ним два абсолютно несвязанных между собой имени, принадлежащих двум совершенно разным людям, что, в общем-то, и соответствует истине. Конечно, если не знать, что Михаил, он же и Наполеон, хоть и неагрессивный, но серьёзно болящий.
Обычно верующие, подавая записки на обедню, жертвуют на нужды храма какую-то небольшую сумму. В разных местах делается это по-разному, где-то принято жертвовать за целую записку, независимо от числа имён, где-то за каждое имя в отдельности. В Угрюмихе записки принимались поимённо.
А Дуся, продолжилась мысль отца иеромонаха, та что стоит за свечным ящиком, как она принимала конкретно эту записку? Ведь ей он только и передал, чтобы не раздражая болящего, брала у него записку.
Отслужив литургию, отец иеромонах подозвал к себе Дусю:
- Евдокия, скажи, пожалуйста, когда ты брала эту записку, ты как её посчитала, за два имени или за одно?
- За два, конечно. Здесь же написано, вот: «император Наполеон», а здесь «Михаил». Каждое в своей строке, всё как положено.
- Понятно. А ты знаешь, кто такой Наполеон?
- Знаю, конечно.
- Тогда зачем ты берёшь с него за два имени?
- Но имен-то два! Будь бы он просто «император Михаил», тогда другое дело, а так он и Наполеон, да ещё и Михаил.
Батюшка замолчал, и, собираясь с мыслями, зачем-то похлопал себя по карманам подрясника в поисках неожиданно понадобившихся ему очков. Потом продолжил:
- Понимаешь, я, конечно, в этих вопросах не специалист, но видать Мишка думает, что он воплощение знаменитого императора. Мол, душа великого француза взяла и воплотилась именно в нём, в Михаиле.
- Раз воплотилась, тогда и пиши, просто «император Наполеон». Чего людям голову морочить?
- Ну, да. А может, знаешь чего, может, там, где он лечится, кроме него этих наполеонов ещё пруд пруди. Вот их друг от дружки по двойным именам и различают.
- А раз так, то и будем считать, что их двое. – Батюшкины доводы Евдокию не убедили и она остаётся при собственном мнении.
Отец Филипп сдаваясь, машет рукой:
- Ладно, поступай как знаешь, - и направляется в алтарь. Но Дуся, вдруг что-то вспомнив, кричит ему вслед:
- Ой, батюшка, погоди, ещё вопрос! Я что подумала, этот Наполеон-то, небось не православный.
- Ну, да, наверное, католик - и отец Филипп зачем-то снова принимается искать в кармане свои очки. – Куда это ты клонишь?
- Так если он не православный, значит, правильно писать в записке «заблудший»? «Заблудший император Наполеон».
- Подожди, - батюшка всё-таки достал очки и крутит их в руках. – «Заблудший», значит, ещё живой, но заблуждающийся в своём выборе. Мы молимся о человеке, чтобы Господь надоумил его сделать правильный выбор. Какой выбор может сделать Наполеон, если он уже давным давно умер?
- Как это умер, - возражает Дуся, - если вот здесь его поминают за здравие?
Отец Филипп решительно суёт очки назад в карман подрясника и возвышает голос.
- Евдокия, нет никакого Наполеона. Всё. Помер Наполеон! Ты поняла?
- Поняла, конечно. Чего же тут не понять. Помер и помер. Это – то мне понятно. С пожертвованием непонятно. В записке – то всё одно два имени… и Наполеон он же католик, значит, как не верти, а «заблудший».

https://alex-the-priest.livejournal.com/303326.html


снова о мечтах

Понедельник, 09 Октября 2017 г. 23:38 + в цитатник
Стою и смотрю на наш храм. Строить его начинал бывший московский генерал-губернатор в 1808 году, и продолжалась стройка до 1835 года. Конца строительства князь не дождался.
Громадина. Больно уж он большой для деревни, в городе такой бы точно не затеряется. Во всяком случае обычной фотоаппаратурой, так чтобы здание всё целиком уместилось на одном кадре не получается. Помню единственный случай, когда выпускник Лондонской школы искусств умудрился-таки справиться с поставленной задачей. Так он ради этого специально к фотошколе пять лет корпел. Сколько валюты ухлопали.
Кстати, наш храм и другие, что сохранились в округе, строились сразу после победы над Наполеоном. Они и есть памятники той великой силе духа, громившей могучих завоевателей.
В 1992 храм достался нам совсем в неприглядном виде. Точнее сказать, в страшном. Никто не верил, что восстановим. Восстановили. Не отреставрировали, а именно восстановили. Сейчас бы, думаю, не осилили. Но тогда мы были другими. И храм стоял во главе угла.
Героические старики, с кем начинали, уже ушли, умирают и те, кому тогда в начале девяностых было чуть за сорок. С каждым из них умирает и часть меня самого. Но я не об этом.
Девять лет строим часовню в самом посёлке, пятьдесят пять метров квадратных. Она уже практически готова, два года молебны в ней служим и панихиды по субботам. Хорошая часовенка, самому нравится. Цокольный этаж пытаемся приспособить под воскресную школу, и продолжаем бороться с грунтовыми водами.
Сегодня даже на такую часовню я бы уже не замахнулся. Разве что только на часовенку - столбик. Думаю, почему? Ведь, став настоятелем, я втянулся и непрерывно строю целых шестнадцать лет. Может, от того что уже сил нет, или нет тех, с кем когда-то начинали? Увы, они остались незаменимыми.
Строить храмы, это всё равно как мечтать. Любой храм - воплощение чьей-то мечты, кого-то одного или целой общины. Мельчаем и перестаём мечтать. Мельчают люди, и вместе с ними мельчают храмы.
Помню в испанском городе Толедо зашёл в кафедральный собор. Тогда я об этом не думал, а сейчас смотрю и прикидываю, что не только бы наш храм разместился бы в этом соборе, но и ещё три таких же. Три века они его строили. Три века год за годом люди шли к осуществлению своей мечты.
В городе Таррагоне кафедральный собор, тоже величественный и прекрасный. Подхожу со стороны входа и вижу, что фронтальная его сторона сложена из камней цветом явно отличающимися друг от друга. Задумался, а здесь появляется группа туристов с русскоязычным гидом. И та им тоже про полосы разного цвета рассказывает.
"Видите, - говорит. - Эти полосы от того, что время укладки камней сильно различается друг от друга. Люди жили, строили, а потом приходила какая-нибудь чума, и они умирали. Их дети и те, кто выжил, собирались силами и продолжали строительство. Так что каждая полоса памятник очередному подвигу человеческого духа".
Не знаю, может это всего лишь легенда, только мне она очень понравилась.

https://alex-the-priest.livejournal.com/303069.html


впечатления о пережитом

Суббота, 07 Октября 2017 г. 23:46 + в цитатник
Сегодня должен был отпевать сразу после крещения. Родственники умершей попросили оставить гроб с телом бабушки ещё с вечера у нас в храме. Бабушка, мол, верующая была, и перед смертью всё им наказала, последнюю ночь провести в церкви.
Мы согласились. Одна половина храма у нас летняя, т.е. не отапливаемая, а другая приспособлена для службы в зимних условиях. Крещу малышей в зимней части, а покойников отпеваю - в летней. Так что, никто никому не мешает.
Староста рассказывает, пришли родственники в летний храм незадолго до отпевания, в это время я ещё крестил. Подошли к своей бабушке, глянули в гроб и отпрянули.
- Ой, - говорят, - это не она.
- Как это не она? - спрашивает староста. - Вчера, значит, была она, а сегодня получается, что и не она? Что я вам её подменила?
- Да вы сами поглядите. Нашей бабушке было 90 лет. Старая и страшная. А покойнице на вид, ну самое большое лет шестьдесят. Лицо красивое и ни одной морщинки.
Кстати, меня оно тоже поразило. Величественное, глаз не оторвать. Вчера тоже бабушку отпевал, так и вспоминать не хочется. А здесь, пишу, а она перед глазами стоит.
Пошла староста мне при крещении помочь, родственники все как один тут же убежали из храма. Стоят на улице и дрожат. Может, от холода, а, может, от страха. Еле уговорил их потом назад вернуться. Во время отпевания держались от гроба на порядочном расстоянии, и всё на выход поглядывали. На всякий случай.

https://alex-the-priest.livejournal.com/302657.html



Понравилось: 1 пользователю

о благочестии

Пятница, 29 Сентября 2017 г. 17:07 + в цитатник
В начале сентября ездил в Гродно. Повидался со своими и побывал на могилке у папы. Всякий раз, приезжая на родину окидываешь город свежим взглядом и отмечаешь в нём какие-то изменения. А если ничего и не замечаешь, то словно пёс, интуитивно начинаешь их чувствовать.
Вот и в этот раз поразился обилию в городе разнообразной рекламы. Стал обращать внимание на многочисленные вывески и отметил, что чаще всего мне попадаются предложения заказать надгробный памятник на могилку. Интересовался у местных, у вас здесь что,"мор и недород"? Зачем вам столько памятников? Те только плечами пожимают, мы как-то об этом не думали. Только в любом случае, если бы не было спроса, то не было бы и соответствующего предложения.

На кладбище, когда приезжал помолиться о папе, заметил как часто попадаются временные надгробия над участками людей, как я понимаю, пребывающих ещё в добром здравии. То есть памятник стоит, но только с одной датой - рождения. Обычно это семейные захоронения. Но всё равно непривычно.
Уже возвращаясь к себе подумал, а может это у них благочестие такое? Задумываются люди о вечности и ставят, и ставят многочисленные памятники. Даже самим себе ещё при жизни.

https://alex-the-priest.livejournal.com/302559.html


Человек, который уничтожил Блока

Пятница, 29 Сентября 2017 г. 13:05 + в цитатник
Оригинал взят у tanya_mass в Человек, который уничтожил Блока



Да. Иногда человека можно уничтожить Величием. Порядочностью. Не продажностью. Именно так Гумилев уничтожил Блока, которого "заставили" травить Николая Гумилева и акмеистов.

Как сильно разошлись пути и судьбы Гумилева и Блока.

Александр Блок всегда сочувствовал русской революции, работал в комиссии по расследованию преступлений царского правительства, написал поэму "Двенадцать", где оправдывал бессудные расстрелы и грабежи, а во главе революционного сброда кощунственно поставил Иисуса Христа (Гумилев говорил, что этой своей поэмой Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял Государя). А Николай Гумилев никогда не скрывал своих монархических убеждений, ни в личных беседах, ни на литературных вечерах, и не захотел их скрыть даже на допросах у чекистов.

Николая Степановича убили в самом расцвете его таланта; каждый новый сборник его стихов был новой гранью его творчества, новой вершиной, им завоеванной, и Бог весть, каких высот достигла бы русская поэзия, если бы Гумилева не вырвала из жизни Петроградская ЧК.

А.Блок тяжело умирал от застарелой болезни сердца, незадолго до смерти он помешался; его воспаленным мозгом овладела навязчивая мысль: надо уничтожить все экземпляры поэмы "Двенадцать", из-за которой многие русские люди перестали подавать ему руку. Ему чудилось, что он уже уничтожил все экземпляры, но остался еще один, у Брюсова, и в предсмертном бреду Блок повторял: "Я заставлю его отдать. Я убью его". Мы не знаем, сколь мучительна была насильственная смерть Н.Гумилева, но зато знаем, что умер он так же мужественно, как и жил: никого не предав, не оговорив никого из друзей и знакомых, не попытавшись спасти свою жизнь ценой подлости, измены, позора.

О мужественном поведении Н.Гумилева в ЧК ходят легенды. Его пытали. Перед расстрелом его сфотографировали. На лице - следы пыток. Но из тюрьмы он писал жене: "Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы". Он был спокоен при аресте и при допросах. Чекист Дзержибашев, известный в литературных кругах и внушавший знакомым какую-то неизъяснимую симпатию, весьма загадочная личность, неожиданно расстрелянный в 1924 году, восхищался мужественным поведением Гумилева на допросах. Перед расстрелом Гумилев написал на стене камеры простые и мудрые слова: "Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь". Г.Иванов передает рассказ С.Боброва, поэта-футуриста, кокаиниста и большевика, возможно, чекиста, с каким достоинством Н.Гумилев вел себя на расстреле: "Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу... Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление... Мало кто так умирает..." Мать Гумилева так и не поверила, что ее сына расстреляли. До последних дней своей жизни она верила, что он ускользнул из рук чекистов и уехал на Мадагаскар. В день ареста Н.Гумилев провел свой последний вечер литературного кружка, окруженный влюбленной в него молодежью. В этот вечер он был оживлен, в прекрасном настроении, засиделся, возвращался домой около двух часов ночи. Девушки и молодые люди провожали его. Около дома его ждал автомобиль.

В тюрьму он взял с собою Евангелие и Гомера. Большинство знакомых Н.Гумилева было убеждено, что под арест он попал по ошибке и скоро будет освобожден.

О расстреле Н.Гумилева Петроград узнал 1 сентября из расклеенных по городу объявлений, Ольга Форш писала об этом дне: "А назавтра, хотя улицы были полны народом, они показались пустынными. Такое безмолвие может быть только... когда в доме покойник и живые к нему только что вошли. На столбах был расклеен один, приведенный уже в исполнение, приговор. Имя поэта там значилось... К уже ставшим недвижно подходил новый, прочитывал - чуть отойдя, оставался стоять. На проспектах, улицах, площадях возникли окаменелости. Каменный город". Один из мемуаристов вспоминает: "Я ... остановился у забора, где выклеен был печатный лист, и взор мой прямо упал на фамилию Гумилева... А ниже: приговор исполнен... Мне показалось, что эти ужасные слова кто-то выкрикнул мне в ухо. Земля ушла из-под ног моих... Я не помнил, куда иду, где я. Я выл от горя и отчаяния.

Почему же гибель Н.Гумилева так потрясла русское общество, уже привыкшее с февраля 1917 г. к бессудным расстрелам, убийствам на улицах, на дому и в больницах, а с 1918 г. - к казням заложников, к так называемому "красному террору"? После долгих лет забвения Николая Гумилева, сопровождавших его посмертно лживых обвинений и искажения исторической правды, мы еще не вполне ясно осознаем, что для многих его современников его расстрел был равнозначен расстрелу А.Пушкина. Ушедший в эмиграцию поэт и литературовед Л.Страховский писал: "Глубочайшая трагедия русской поэзии в том, что три ее самых замечательных поэта кончили свою жизнь насильственной смертью и при этом в молодых годах: Пушкин - тридцати семи лет, Лермонтов - двадцати шести, Гумилев - тридцати пяти".

Несмотря на всю рискованность такой акции, группа литераторов обратилась к Советскому правительству с письмом в защиту Николая Гумилева. Письмо подписали А.Волынский, М.Лозинский, Б.Харитон, А.Маширов (Самобытник), М.Горький, И.Ладыжников. Даже после расстрела многие не могли поверить, что Советская власть решилась уничтожить Н.Гумилева. В эти дни интеллектуальная элита Петрограда проявила себя достаточно мужественно. В Казанском соборе была заказана панихида по Николаю Гумилеву. Фамилия его, конечно, не называлась, но все понимали слова священника: "Помяни душу убиенного раба твоего, Николая", по ком идет служба. Несколькими днями позднее была проведена еще одна панихида - в весьма популярной в народе Спасской часовне Гуслицкого монастыря, которая находилась на Невском проспекте перед портиком Перинной линии (ныне не существует). И если друзья и почитатели Гумилева не могли заполнить кафедрального собора, то часовня была набита битком людьми, пришедшими отдать дань великому русскому поэту. Раздраженный такой манифестацией Григорий Зиновьев приказал разрушить эту часовню .

В наши дни одна за другой появляются публикации о том, как проходило в ЧК дело Николая Гумилева, печатаются выдержки из протоколов следствия, но много остается еще нераскрытым. Мы последовательно сначала узнали, что вина Николая Гумилева была только в недонесении, хотя об этом, прочтя текст приговора, оказывается писал еще А.Ф.Кони: "За это по старым прецедентам можно было только взять подписку о неучастии в противоправительственных организациях и отпустить". Позднее мы узнали, что заговора В.Таганцева вообще не было, что он придуман чекистами для развертывания очередной волны террора.

А если всего этого нет в материалах следствия, то ведь это может означать и то, что изощренному следователю Якобсону не удалось получить от мужественного поэта нужных показаний. Арестован Гумилев был по показаниям В.Таганцева, но оказывается были и другие источники, которые остались нераскрытыми. Ряду арестованных после просьб общественности наказания были смягчены (от двух лет заключения до помилования), но формально ни в чем неповинного Гумилева это не коснулось. Мы полагаем, что главная причина расстрела Н.Гумилева - вовсе не таганцевское дело и не участие в иной недоказанной контрреволюционной группе. Если бы даже никакого таганцевского дела не было, он все равно был бы обречен. И он сам чувствовал это. Тут и его страшное предвидение в стихотворении "Заблудившийся трамвай", написанном им все в том же роковом 1921 году:

В красной рубахе, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне.
Она лежала вместе с другими.

Писатель Ю.Юркун предупреждал Гумилева: "Николай Степанович, я слышал, что за Вами следят. Вам лучше скрыться".

Главная причина его гибели - его необычайная популярность среди молодежи, его успешная деятельность в многочисленных поэтических школах и студиях (современники говорили, что те, кто побывал на гумилевских семинарах, навсегда погибли для "пролетарского искусства"), его блестящие выступления на поэтических вечерах, наконец, завоеванный им пост главы петроградских поэтов, когда он при баллотировке обошел А.Блока. Мемуаристы вспоминают, как после публичного чтения поэмы "Двенадцать" супругой Блока Л.Менделеевой слушатели освистали эту поэму. Следующей была очередь выступать Блока, но он с трясущейся губой повторял: "Я не пойду, я не пойду". Тогда к нему подошел Гумилев, сказал: "Эх, Александр Александрович, написали, так и признавайтесь, а лучше бы не писали" и вышел вместо него на эстраду. Он спокойно смотрел на бушующий зал "своими серо-голубыми глазами. Так, вероятно, он смотрел на диких зверей в дебрях Африки, держа наготове свое верное нарезное ружье". И когда зал начал утихать, стал читать свои стихи, и такова была исходящая от них магическая сила, что чтение сопровождалось бурными аплодисментами. А потом умиротворенный зал согласился выслушать и Александра Блока.

Могли ли советские руководители потерпеть такого явного лидера, кумира петроградской молодежи, не желавшего шагать в ногу с ними, да еще открыто объявлявшего себя монархистом? Конечно, нет.

Очень странным выглядит написание А.Блоком злой и несправедливой статьи "Без божества, без вдохновенья", направленной против акмеистов и лично Гумилева в апреле 1921 г., то есть еще до начала таганцевского дела, за четыре месяца до трагической гибели Николая Степановича. Ведь манифест акмеистов был опубликован за 8 лет до этого, и, казалось бы, для чего было А.Блоку столько лет выжидать, чтобы начать борьбу с новым и уже победившим символизм направлением. Какова причина появления этой статьи? Ревность побежденного в поэтическом соревновании? Нет, для Блока это было бы слишком мелким.

Перечитаем еще раз эту статью, и мы увидим, что А.Блок произвольно и неточно толкует в ней литературоведческие работы Н.Гумилева, что он слеп и глух к чеканной мощи гумилевских стихов, что вся статья бездоказательна и носит характер заказной. Именно таким образом в те годы готовились политические процессы: все начиналось с выступлений в прессе, затем проходили обсуждения в коллективах, а затем уже дело поступало в карательные органы.

Не была ли первой ласточкой антигумилевской кампании статья, заказанная А.Блоку? Анна Ахматова говорила, что Блока "заставили" написать эту статью. Некоторыми предполагалось, что это друзья Блока потребовали от него, чтобы он рассчитался с акмеистами. Но Анна Ахматова, по свидетельству М.И.Будыко, всегда чувствовала, что скорее всего причина появления этой статьи - это поражение А.Блока при перевыборах председателя "Союза поэтов". В очень кратких дневниковых записях А.Блока есть упоминание, что он несколько раз встречался с чекистом Озолиным в 1921 году и, по крайней мере при одной из таких встреч, обсуждался провал Блока при перевыборах. И столь ли уж важно, получил ли Блок задание написать эту статью прямо из ЧК, или ему это передали через людей его окружения?

Интересно, что до опубликования эта статья стала всем известна, в том числе и Гумилеву, который в первый раз жестоко обиделся на Блока, но подготовил вполне корректный и обоснованный ответ (напечатанный после его смерти). Кто-то целенаправленно распространял статью А.Блока по городу. Но дальше еще интереснее, в 1921 году статья Блока так и не была опубликована: она вдруг стала не нужна. Гумилева подключили в таганцевскому делу, решено было осудить Гумилева за причастность к Петербургской Боевой Организации (ПБО), это показалось проще и эффективнее, чем преследовать поэта на идеологической почве. Статья А.Блока была опубликована только в 1925 году, через 4 года после смерти и А.Блока, и Н.Гумилева, когда неиссякаемая популярность поэзии Николая Степановича, которого продолжали издавать посмертно, заставила искать средства его дискредитации.

http://www.akirama.com/2017/04/14/2540/








https://alex-the-priest.livejournal.com/302264.html



Понравилось: 1 пользователю

Драматург Александр Володин: "История "Пяти вечеров" - моя собственная" (2000)

Воскресенье, 24 Сентября 2017 г. 20:59 + в цитатник
Оригинал взят у philologist в Драматург Александр Володин: "История "Пяти вечеров" - моя собственная" (2000)
Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия — Лифшиц; 10 февраля 1919, Минск, — 17 декабря 2001, Санкт-Петербург) — русский драматург, сценарист и поэт. Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала "Драматург", редакционно-издательского совета альманаха "Петрополь". Ниже размещена его беседа с Любовью Пайковой, опубликованная в журнале "Огонек", 2000. №1.

Александр Володин: "Я наверняка единственный в мире драматург, который уговаривал режиссеров не ставить мои пьесы. "Не позорьте себя, не позорьте меня", - умолял я их.









Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


https://alex-the-priest.livejournal.com/301945.html



Поиск сообщений в lj_alex_the_priest
Страницы: 36 ... 29 28 [27] 26 25 ..
.. 1 Календарь