-Метки

Дубай австрия азия англия архитектура бельгия вена венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк индия индонезия интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье польша португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


Сокровища великих цивилизаций: фракийские клады Болгарии

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 12:14 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

В последние десятилетия над Болгарией высыпался рог изобилия. Один за другим были открыты фракийские золотые клады в Вылче-Трыне и Панагюриште, серебряные клады в Букьовцах, Галиче, Владине, Летнице, Луковите, Радювене, Борово и Якимово. К ним можно прибавить и серию изящных изделий из благородного металла, открытых в богатых фракийских погребениях в Могиланском кургане близ Врацы, в Браничево и Кралево, а у села Рогозен Врачанского округа был открыт крупнейший фракийский клад, датируемый доэллинистической эпохой.

В I тысячелетии до н.э. большую часть Балканского полуострова населяли фракийцы — многочисленный народ индоевропейского происхождения. Наука пока не дала окончательного ответа на вопрос, откуда и когда именно фракийцы пришли на эти земли. Известно, что фракийские племена жили оседло, занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. В знаменитой «Илиаде» Гомера этот народ упоминается главным образом как воины, коневоды и земледельцы, имевшие укрепленные города.
На многих страницах этого эпического повествования говорится о высокой художественной культуре древних фракийцев:

Рядом, отдельно от всех, спали фракийцы, недавно
К Трое пришедшие. С ними их царь, Резос, сын Энея.
Кони их были прекрасны и равных себе не имели:
Белее снега и быстрого ветра быстрее.
Колесница царя серебром и златом сверкала
. Золотые доспехи — высокое чудо искусства —
Украшали царя. Казалось, не смертные люди,
Нет! а бессмертные боги носить это чудо достойны!..


Кувшин. Серебро с позолотой

Греческие историки Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие также писали о фракийских племенах — мезах, трибалах, гетах, одрисах и других.
Своего расцвета фракийская культура достигла в VIII— VII веках до н.э. Благодаря интенсивным торговым связям и активным контактам с греческими колонистами при дворах фракийских правителей возникали настоящие центры художественных ремесел. Большое распространение получили живопись и скульптура, особенно производство золотых и серебряных изделий. Сегодня болгарские археологи при раскопках погребений фракийской знати находят бесценные сосуды из золота и серебра, украшенные изящными орнаментами и изображениями на религиозные и мифологические сюжеты.

Фиала. Серебро с позолотой
Интересно, что некоторые из этих сокровищ были зарыты в землю еще до прихода на Балканы фракийцев! Нигде в Европе не обнаружено такого большого количества золотых и серебряных кладов, хронология которых свидетельствует о непрерывности цивилизационных процессов на территории современной Болгарии.

Исследование древнейшего в Европе медного рудника Аи-бунар, IV тыс. до н. э., Болгария, близ г. Стара Загора (по: Черных, 1983)
Клады находили здесь всегда. И не только монетные — их количество исчисляется сотнями, — но и клады, состоящие из драгоценной золотой и серебряной утвари, предметов снаряжения коня и всадника, регалий царей и племенных вождей... В своей книге «Путешествие по Болгарии» академик Константин Иречек, чех по происхождению, писал:
«Серебро и золото в римские времена были главными произведениями этой земли... О древних традициях добычи и обработки золота свидетельствует открытие, вызвавшее в 1880 году настоящую сенсацию: на обочине дороге близ Чуклено был найден старинный глиняный кувшин, содержащий девять фунтов чистого речного золота... В 1878 году русские военные раскопали курган возле села Дылбоки, к северо-востоку от Стара-Загоры, и нашли в нем в каменном склепе золотой лавровый венец, три серебряные чаши, античные вазы, оружие и сосуды». А по сообщению другого чешского ученого и путешественника XIX столетия, Карела Шкорпила, в 1851 году житель Калофера Стоян Далевски во время пахоты нашел прямо в поле золотую диадему.. .

Кувшин. Серебро с позолотой
В музеях Болгарии сегодня хранятся уникальные, единственные в своем роде произведения фракийского искусства — изделия из золота, серебра, бронзы и различных сплавов. Они представляют собой своеобразное переплетение местных традиций с греко-римским искусством. В нем также присутствуют черты еще более древних искусств — крито-микенского и иранского.
Одна из самых сенсационных находок была сделана в 1971 году. Во время земляных работ близ знаменитого варненского курорта Золотые пески ковш экскаватора поднял на поверхность несколько золотых предметов замысловатой формы. Специалисты были категоричны: это — самые древние в Европе золотые изделия. Они были изготовлены еще в 3200—3000 годах до н.э.!

Оказалось, что экскаватор зацепил край обширного некрополя, датируемого IV тысячелетием до н.э. В его 80 погребениях, исследованных археологами, было найдено около 2300 изделий из чистого золота общим весом более 6 кг, изготовленных с большим вкусом и изяществом. Все они попали в землю не позднее 3000 года до н.э.

Фиала. Мужская фигура – несомненно Геракл со всеми его атрибутами: шкура льва, палица у правого колена, лук и стрелы в колчане. Перед ним, держит его за руку, и как будто куда-то его увлекает молодая почти обнажённая (хитон повис на одном плече) женщина. Над ними надпись «Геракл – Авге» (Фракийский клад). Скорее всего это Авга, дочь тегейского царя Алея и Нееры. Оракул предсказал Алею, что двое братьев его жены Нееры погибнут от руки сына Авги. Тогда отец пригрозил её убить если она лишится целомудрия. Но Геракл соблазнил Авгу, которая родила сына
Одна из гробниц оказалась особенно богата — вес найденных здесь золотых предметов составил более полутора килограммов! В этой могиле был похоронен рослый мужчина лет 45, атлетического телосложения. На обеих его руках сверкали массивные золотые браслеты, шею и грудь украшала увесистая золотая гривна, осыпанная драгоценными камнями. Золотые пластинки и бляшки были нашиты и на одежду, и на головной убор. Ныне все эти предметы выставлены в одном из залов Археологического музея в Варне.
Эпоха раннего железа оставила немного драгоценных находок. Самой известной из них является большой золотой сосуд полусферической формы, найденный в символическом погребении-кенотафе в окрестностях села Казичене, неподалеку от Софии. Существует интересное предположение, что этот золотой сосуд символизирует вождя, погибшего или умершего где-то далеко от дома.
К числу наиболее драгоценных находок, сделанных на земле Болгарии, относятся массивные амфоры-ритоны с фигурными ручками, изображающими фигурки животных — коней, козлов, быков. Они выполнены в традициях древнеперсидского искусства эпохи Ахеменидов. Почти все известные экземпляры происходят из иранского Азербайджана и датируются началом I тысячелетия до н.э. Эти замечательные произведения древних ювелиров выполнены из позолоченного серебра; их прототипами, по-видимому, послужили формы древней иранской керамики.
К числу лучших образцов этого искусства относится серебряная ваза из Куковой могилы (рубеж VI — V век до н.э.), найденная во время археологических исследований некрополя близ села Дуванли, проводившихся в 1929—1931 годах. Судя по обилию золота и серебра, найденного в древних курганах, в древности здесь располагалось фамильное кладбище какого-то очень знатного рода. Наиболее богатым на находки стал курган Кукова могила, достигавший 15 м в высоту и 100 м в диаметре. В скрытом под его насыпью каменном склепе археологи нашли более тридцати золотых и серебряных предметов.

Типичные сосуды из Рогозенского клада. Серебро, позолота, чеканка
В их числе была и массивная серебряная ваза, с ручками в виде крылатых грифонов. Устрашающе разинув пасти, они оглядываются назад; рисунок напряженных мускулов плавно перетекает в прихотливый растительный орнамент; богатая позолота подчеркивает основные конструктивные части фигур. Верхнюю часть вазы украшают два зеркально отображенных фриза из переплетенных листьев пальмы и лотоса.
Разнообразные золотые и серебряные сосуды — одна из самых частых находок на фракийских землях. Их конструктивный тип почти одинаков, а вот формы отличаются необыкновенным разнообразием. Искусные мастера не жалели сил на выдумки, разукрашивая устья этих схожих с рогом кубков, придавая верхней части обличье мифологических существ или голов животных, вырезая на кубках различные сценки. Из поколения в поколение передавались секреты и умение, накапливался опыт, вырабатывались приемы. Но в итоге все решали талант и вдохновение. И конечно, фантазия и вкус
Ученые насчитали уже более тридцати различных форм драгоценных сосудов, но это число, конечно, не окончательное: новые находки появляются из-под земли едва ли не каждый год. А один из самых красивых фракийских серебряных сосудов был найден в 1929 году. Он входил в состав так называемого Буковского клада, содержавшего 9 серебряных предметов, относящихся к рубежу V — IV век до н.э.
Очень часто на сосудах помещалось изображение фракийского героя-царя. У мастеров даже выработался его своеобразный «канонический» стиль. По-видимому, такие чаши служили своеобразными знаками царской милости — могущественные фракийские правители жаловали их своим соратникам и вассалам.

Профессор археологии Николай Овчаров, известный как болгарский Индиана Джонс, недавно обнаружил 11 золотых монет 14 века и 6 серебряных монет конца 13 века.
Так, надпись на одной из чаш сообщает, что одрисский царь Котис I пожаловал ее одному из племенных вождей в знак своего расположения. А на небольшом серебряном фиале из Врацы греческими буквами выгравированы имена царя Котиса и мастера-ювелира Этбео; по-видимому, эта чаша также предназначалась в качестве подарка. Другим примером подобного рода может служить массивный серебряный фиал из Браничево. В украшающий ее ромбовидный орнамент вплетается греческая надпись, содержащая имена царя Аматока и его мастера Тереса.
Находка была обнаружена в центральной части Перперикона, недалеко от крепости. Предполагается, что в этом районе города проживали богатые люди. Исследования в юго-восточной части города, привели к двум богатым захоронениям, которые планируется исследовать в самое ближайшее время. Профессор Овчаров намерен продолжать раскопки, и ожидает, что будет найдено значительное число монет относящихся к периоду османского нашествия.

Георги Китов удивил весь мир обнаруженной им золотой маской в Светице
В 2004 году в могильном кургане Светица (у с. Шипка), он нашел золотую маску, которая взволновала весь мир. Вероятно, она принадлежала какому-то из фракийских владетелей. Благодаря Георгию Китову, впервые во фракийской археологии идентифицирована и могила известного истории владетеля

Другая значимая находка д-ра Китова - это бронзовая голова Севта III
„Установлено, что величественный храм в кургане Голяма-Косматка у с. Шипка служил гробницей известного фракийского царя Севта ІІІ (330-280 гг. до н.э.), – уточнила Павлина Илиева. – Этот памятник состоит из трехметрового коридора и трех помещений. Захоронение царя было пышным, о чем свидетельствует множество золотых и серебряных сосудов и украшений, а также его полное боевое снаряжение. Самый интересный артефакт – бронзовая голова Севта ІІІ. После прекращения использования этого храма, он служил мавзолеем, в котором совершались многие ритуалы, связанные с верованиями фракийцев”.

Сокровища Duvanli, Пловдивской области, был найден в пяти из 29 насыпей большой комплекс ритуальных там. И заметьте - разведка и открытие произошло между 1929 и 1931. Поразительно, что некоторые из обнаруженных инвентарем, относящимся к VI - V веке до нашей эры, найти свои параллели в произведениях Гомера. Например, в 10-й песни "Илиады": "Так что если вы хотите вставить в Троянской лагеря, Есть возможных побочных которые пришли фракийцы, расположенный в конце концов, среди них царь резус, сын Eyoney.
Но серебро, пусть даже и высокохудожественное, — не самое главное сокровище древней Фракии. Гораздо больше известны знаменитые золотые клады, которые прославили фракийских ювелиров на весь мир.
..
Могиланский курган


Исторический музей города Враца

Город Враца Этот клад, в отличие от многих других, был найден не случайными людьми, а учёными. В 1965–1966 годах они вели охранные раскопки Могиланского кургана в городе Враца. Его полуразрушенная насыпь долгие годы возвышалась во дворе одного из домов, почти в центре старой части города.
Наконец, её решили снести, но перед этим во Врацу приехали археологи. Под древней насыпью им удалось обнаружить целых три погребения, в каждом из которых были похоронены по два человека — мужчина и женщина (по-видимому, муж и жена). Первая гробница была полностью ограблена ещё в древности, зато две другие сохранились сравнительно хорошо.

В одной из них — погребении номер 3 — среди разбросанных костей лежали два кувшина — золотой и серебряный — и несколько золотых украшений. Но наиболее богатым оказалось погребение номер 2, расположенное в южной части кургана. Здесь археологи нашли остатки колесницы, запряжённой двумя конями. Скелеты коней были буквально усыпаны серебряными бляшками и пластинками, украшавшими истлевшую кожаную сбрую.


Возле останков похороненного здесь пожилого мужчины лежали два серебряных кувшина, четыре серебряных фиала, богато украшенный серебряный наколенник (кнемида) с позолотой, бронзовый шлем и четыре бронзовых сосуда; рядом с останками молодой женщины были найдены лавровый венок из чистого золота — он весил 205 г! — и многочисленные золотые предметы: массивные серьги, украшенные фигурками сфинксов и растительным орнаментом, пуговицы, булавка, ложечка, нашивные бляшки.

Богатые находки наводили учёных на мысль о том, что в этой гробнице могли быть похоронены знатные представители фракийского племени трибаллов, обитавших на землях нынешнего Врачанского края. Может быть, даже среди них была фракийская принцесса — именно её голову украшал золотой лавровый венок… Датой погребения считается IV век до н. э.

Один из найденных в Могиланском кургане серебряных сосудов-фиалов отличался особенно богатым декором. От днища к вершине радиусами расходятся полосы орнамента; к центру с внутренней стороны прикреплена круглая позолоченная серебряная пластинка, обрамлённая концентрическими рядами полосами круглых бусин. Эта широкая рамка окружает центральное круглое поле, в котором отчеканен образ Афродиты в профиль.

Другая находка в Могиланском кургане — золотой кувшин — принадлежит к числу шедевров фракийской торевтики. Создавший его мастер вложил в это выдающееся творение не только свои незаурядные способности, но и воплотил в нём религиозно-мифологические представления своего народа. Фриз из пальметок отделяет вытянутое горло кувшина от его округлой центральной части; ручки оформлены в виде «гераклова узла», а венчик и донце украшены насечкой. Две крылатые колесницы-квадриги симметрично расположены по обе стороны пальметты, их изображения повторены зеркально точно. Обращённые в профиль лица в колесницах возничих переданы с почти портретной точностью.


Трудно однозначно объяснить смысл этой сцены. Некоторые авторы считают, что здесь изображён бог Аполлон на своей крылатой колеснице. Другие убеждены, что в образе возницы изображён какой-то фракийский царь. Возможно, образы двух колесниц символизируют своеобразную двойственную природу солнечного божества: в религиозном сознании фракийцев оно одновременно представляло собой день и ночь, лето и зиму, свет и тьму. Таким образом получала своё образное выражение идея вечного круговорота, чередования противоположных начал в природе.



С другой стороны, колесница — хорошо известный в Древнем мире атрибут царской власти. Состязания колесниц нередко служили способом испытания достоинств будущего царя. Особенно красноречив в этом отношении известный греческий миф о Пелопсе, который выиграл состязание на колесницах с Эномаем, царём города Писы; позже он стал основателем знаменитой микенской династии Пелопидов. И в древней Фракии колесница, несомненно, служила символом царского достоинства — достаточно вспомнить восторженные эпитеты, с помощью которых Гомер и Еврипид описывают коней и колесницы легендарного царя Резоса, или обычай погребать царей вместе с их парадными колесницами, хорошо известный по раскопкам фракийских погребений.
Деревня Свештари

Украшения были найдены болгарскими археологами во фракийской могиле на севере страны недалеко от деревни Свештари. По мнению ученых мужей, пролежала находка в земле почти 2,4 тысячи лет и датируется она концом 4 — началом 3 века до нашей эры.



Всего в состав найденного клада входит около 50 женских статуэток из драгоценного металла золота, сотня пуговиц, диадема с изображением львов и сказочных животных и украшения.

По мнению Дианы Герговой, руководителя археологической группы, которая, по ее словам, "не ожидала такого большого сюрприза", в гробнице могли покоиться останки одной из жен Котеласа, царя фракийского племени гетов. Он, кстати, был одним из свекров Филиппа Второго, отца Александра Македонского. Пока даже трудно оценить приблизительную стоимость находки, но речь, возможно, идет о миллионах долларов.

Гробница в Свешницах, открытая 30 лет назад при раскопках городища, датируется III веком до нашей эры. По мнению ученых, она сооружалась как раз для царя гетов и его супруги. Настоящую историческую ценность представляет своеобразный античный мавзолей внутри гробницы, который декорирован золотыми узорами. Интересна и кладка гробницы: она сделана без каких-либо скрепляющих растворов, типа цемента, а известняковые плиты лежат настолько плотно друг к другу, что в крохотные щели между ними даже не пролезает лезвие ножа.

Гробницы были обнаружены еще в 1982 году и находятся под охраной ЮНЕСКО как объект Фонда всемирного наследия. Неожиданно, один из исследователей наткнулся на полуистлевший деревянный ящик. Каково же было изумление ученых, когда, приоткрыв его, среди остатков человеческого скелета они обнаружили десятки уникальных золотых изделий, которые почти сохранили свой первозданный вид.
В гробу оказалось 44 женские золотые статуэтки, около сотни золотых пуговиц и несколько неповторимых золотых украшений ручной работы. Наибольший интерес представляют тиара - тройная золотая корона, несколько браслетов со змеиными головами и роскошная золотая диадема с изображением львов и сказочных мифологических животных. Найдена также золотая фигурка, которая удивительно точно воспроизводит голову коня. Эти ритуальные дары были завернуты в ткань с золотой нитью. Подобного в Восточной Европе археологи никогда ранее не находили.

Возможно найденные золотые украшения являются частью комплекса из гробницы фракийского царя, племени гетов, Котеласом.



РОГОЗЕНСКИЙ КЛАД



В 1986 году небольшое болгарское селение Рогозен, расположенное в 43 км к северу от города Враца, в центре обширной Дунайской равнины, стало местом рождения исторической сенсации: здесь был обнаружен самый большой клад из всех, когда-либо найденных на фракийских землях. Он состоит из 165 сосудов из позолоченного серебра, датируемых концом V — началом IV века до н.э. Общий вес клада составляет ни много ни мало — 20 килограммов! Это сокровище оказалось столь велико, что даже отыскивать его пришлось в два этапа...



В один из дней 1985 года тракторист Иван Димитров начал копать канаву, чтобы подвести воду к своему огороду. Она должна была пролечь через пустырь, расположенный почти в центре села, который местные жители издавна использовали для посадки разной зелени и овощей. И именно на этом многократно копаном-перекопанном клочке земли Иван Димитров неожиданно наткнулся на настоящее сокровище!



В большой яме, на глубине 0,4—0,5 м лежало 65 серебряных, покрытых позолотой сосудов необыкновенной красоты — 42 кувшина, 22 фиала и одна чаша. Тракторист отнес их в общинный совет, а оттуда драгоценные сосуды поступили в музей города Враца.



На место находки немедленно приехали археологи. И 6 января 1986 года им удалось сделать вторую, не менее сенсационную находку: всего в 5 м к северо-западу от места первой находки ученые открыли вторую захоронку, где на глубине 0,5 м было укрыто целых 100 серебряных с позолотой сосудов — 86 фиалов, 12 кувшинов и 2 чаши!

Это было исключительное, из ряда вон выходящее открытие. Никогда еще на земле древней Фракии не находили такого огромного клада, исключительного по размерам и ценности. Ясно, что это не могло быть имуществом одного единственного человека. По всей видимости, Рогозенский клад представляет собой собрание фамильных Драгоценностей аристократического рода из местного фракийского племени трибаллов, а может быть, это имущество культового центра трибаллов, располагавшегося где-то в окрестностях Врацы. Коллекция эта составлялась на протяжении многих лет: с V века до н.э. до 40-х годов IV века до н.э. Вероятно, сокровище было зарыто в землю при каких-то экстремальных обстоятельствах — нашествии врагов, междоусобице и т.п.

На шестнадцати сосудах Рогозенского клада выгравированы греческие надписи, в которых упоминаются имена царей Котиса I и Керсиблепта и фракийских мастеров, по-видимому, изготовивших эти драгоценные изделия; некоторые надписи носят дарственный характер. Девять сосудов отличаются особенно богатым исполнением, их украшают сцены из фракийской и греческой мифологии.


Одна из чаш посвящена эпизодам борьбы Геракла с амазонками. Фракийский мастер изобразил знаменитого героя еще совсем юным, безбородым и обнаженным. В правой руке он держит меч, а левой рукой протягивает царице амазонок Ипполите пояс; настороженная Ипполита направляет на героя копье. За человеческими фигурами виднеются передние части (протомы) животных — коня и фантастического полульва-полугрифона...

И эти драгоценные чаши, и другие предметы Рогозенского клада сегодня выставлены в залах Национального Исторического музея в Софии.
СОКРОВИЩЕ ИЗ БОРОВО



...Судя по сохранившимся греческим надписям, эти серебряные, покрытые позолотой сосуды относились ко временам одрисского царя Котиса I (383/5 — 359 гг. до н.э.). Уже потом, несколько лет спустя, кто-то из ученых предположил, что эти сосуды и Рогозенский клад представляют собой две части большого царского сокровища. По каким-то причинам его владелец (или владельцы) был вынужден укрыть свое достояние.
Большую часть сокровища он закопал возле современного села Рогозен, но сохранил набор драгоценных ритонов — роскошных царских сосудов. Однако позже обстоятельства заставили его расстаться и с ними. Он закопал ритоны на Беленском холме, там, где много лет спустя выросло болгарское селение Борово. А в декабре 1974 года, при совершенно случайных обстоятельствах — тракторист пахал поле и наткнулся на скрытый в земле клад — эти драгоценные сосуды вновь увидели свет...
На место события приехали археологи. Они тщательно исследовали окрестности Борово, но больше ничего не нашли. Раскопки показали, что поблизости нет ни остатков древних построек, ни погребальных сооружений. Сокровище явно представляло собой клад, укрытый при чрезвычайных обстоятельствах.
Клад состоял из пяти предметов: трех ритонов, кубка с двумя ручками и небольшого кувшина, изготовленных из серебра с позолотой. На двух ритонах и на кувшине были вырезаны надписи греческими буквами. По этим надписям ученым удалось установить, что сосуды изготовлены около 380 — 360 годов до н.э., в период расцвета фракийской художественной культуры, в городе Беос, находившемся в юго-восточной Фракии, на побережье Мраморного моря. Позже, когда в 1986 году в руки ученых попал знаменитый Рогозенский клад, стилистические особенности драгоценных изделий и их синхронность заставили специалистов задуматься: а не попала ли в их руки казна одрисских царей?

Центральное место в Боровском кладе занимают три ритона, завершающиеся протомами (протома — передняя часть тела) коня, сфинкса и быка. Ритон традиционно занимал центральное место среди фракийских сосудов. Этот украшенный затейливым декором рог сочетал в себе функции культового сосуда и атрибута власти. По всей вероятности, ритон воплощал в себе жреческий аспект царской власти

Эта традиция уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда верховный жрец одновременно являлся и политическим руководителем народа. Во многих фракийских памятниках герой-царь получает ритон из рук Великой Богини-матери или демонстративно воздевает его в момент своего апофеоза. Эта Функция ритона как культового сосуда и одновременно атрибута политической власти известна и среди других древних народов: хеттов, персов, скифов.
ВЫЛЧЕТРИНСКИЙ КЛАД

К знаменитому кладу золотых изделий из Вылчетрина определение «самый-самый» можно применить многократно: это — самое древнее Фракийское золото, найденное на территории Болгарии. Это и самый большой золотой клад Фракии. Наконец, это и самая таинственная находка, относящаяся к фракийской эпохе: действительно, что можно сказать о назначении загадочного сосуда, состоящего из трех соединенных друг с другом золотых ковшей, явно не предназначавшихся для черпания жидкостей, ибо в каждом из них имеется сквозное отверстие?



Эти удивительные предметы были найдены при случайных обстоятельствах в 1924 году в урочище Долгите лозя, к северо-востоку от села Вылчетрин в Плевенском округе. В тот день, 28 декабря, местные жители братья Тодор и Никола Цветановы, собрав человек пятнадцать батраков, отправились на виноградник — укрывать лозы на зиму — и во время работ неожиданно наткнулись на скрытые в земле сосуды из желтого металла. Они лежали совсем неглубоко, всего в каких-то 30 см от поверхности, и возле них не было следов истлевшей ткани или деревянного короба, где они первоначально могли находиться. В большой сосуд, по форме напоминающий суповую миску, просто были сложены несколько сосудов поменьше, а сверху его накрывали несколько плоских не то крышек, не то тарелок...

В попытке продать находку братья обратились к местному ювелиру Косте Златареву. Рассмотрев находки, тот был весьма удивлен: это было золото! Золото очень высокопробное и, несомненно, очень древнее...
В начале 1925 года клад поступил в Археологический музей в Софии. Он состоит из 13 золотых предметов общим весом 12,425 кг. Некоторые из них имеют настолько необычную форму, что даже трудно определить их назначение. В состав клада входят большой круглый сосуд с двумя ручками («супница»), один большой и три малых ковша, два больших (диаметром 0,37 м) и пять малых диска и один совершенно необыкновенный трехчастный сосуд в виде трех соединенных друг с другом ковшей эллиптической формы. Когда находчики извлекли эти предметы из земли, они находились в полной сохранности; позже при дележе добычи часть их была серьезно повреждена.

Металл, из которого изготовлены сосуды, содержит приблизительно одинаковый процент золота, Сегодня золотые сосуды Вылчетринского клада хранятся в Национальном Археологическом музее в Софии и принадлежат к числу ценнейших и наиболее интересных экспонатов в его коллекции.
ЛУКОВИТСКИЙ КЛАД


Из всех найденных сокровищ древней Фракии последним по хронологии является Луковитский клад серебряных изделий и украшений. Ученые датируют его второй половиной IV— началом III века до н.э. Подобно многим другим фракийским кладам, он был найден при абсолютно случайных обстоятельствах: в 1953 году крестьяне, пахавшие поле в урочище Балана, к востоку от городка Луковит (Северная Болгария), зацепили плугом и вывернули на поверхность большой глиняный горшок, в котором находилось 15 серебряных сосудов и три комплекта конского снаряжения, общим числом более 200 предметов.

В своем современном виде клад из Луковита включает в себя 6 серебряных чаш, 5 фиалов, 4 ковша и около двух сотен всевозможных декоративных предметов из серебра — бляшек, пластинок, подвесок, колец и т.д., — служивших украшением конской сбруи. Несомненно, что это был намеренно скрытый в земле клад — на месте, где была сделана находка, археологи не нашли следов ни древнего поселения, ни курганов. Скорее всего, это было личное имущество какого-то местного князька или видного представителя племенной аристократии. Во время тревожных событий первой половины III столетия до н.э., связанных с кельтским нашествием, владелец серебра сложил свои драгоценности в большой глиняный горшок и закопал в землю — до лучших времен, а как оказалось — аж до середины XX столетия...
Луковитский клад особенно интересен тем, что в нем ярче всего отразились особенности позднего фракийского искусства IV — начала III века до н.э. Изделия из этого клада исполнены в духе так называемого скифского звериного стиля и напоминают, в частности, клады, найденные в разное время в курганах Украины (Мартыновский клад на Киевщине, Перещепинский на Полтавщине и т.д.).
. Предметы из Луковитского клада хранятся в Национальном Археологическом музее в Софии, а их копии — в музее города Ловеч.
КЛАД ИЗ ПАНАГЮРИШТЕ


Две с половиной тысячи лет назад Пловдив был главным городом фракийского племени одрисов. Тогда он назывался Эвмольпией. А примерно в сорока километрах к северу от Пловдива находится Панагюриште — небольшой, окруженный садами, городок. Говорят, что археологам здесь достаточно лишь тронуть заступом землю — и находка следует за находкой.


Но самое главное открытие здесь сделали все же не ученые, а простые крестьяне — братья Павел, и Мишо Дей-ковы, 8 декабря 1949 года отправившиеся заготовлять глину для кирпичей.


«Лопата ударилась во что-то твердое, — рассказывал позже старший из братьев, Павел. — Нагнулся я, разгреб немного руками — вижу круг в земле. Мне показалось, медный. Я было подумал, что кто-то здесь трубу потерял. Разгреб еще — опять что-то желтое. Крикнул братьев...». Склонившись над влажной землей, трое мужчин один за другим извлекли из нее девять тяжелых, изготовленных из листового золота античных сосудов. Потом стало известно, что все вместе они весили более шести килограммов...

Богатое украшение сосудов выполнено очень профессионально.
На амфоре представлен суд Париса, осада крепости (вероятно, Трои) и другие эпизоды троянской войны. Все эти мотивы наводят на мысль, что сервиз выполнен в древней Элладе, вероятно по заказу какого-то богатого фракийского властителя. Однако, где именно, в каком из самостоятельно развивавшихся древнегреческих городов-полисов? Оригинальная догадка археологов позволила найти ответ на этот вопрос.

«Они были как солнце, — вспоминал Павел Дейков. — Завернули мы их в пальто от лишнего глаза, а потом осмотрели землю. В ямку они были поставлены, а не просто брошены. Для них специально вырытую...»

«А я знал, что в наших местах лежит огромный клад. Старые люди говорили», — уточняет рассказ Павла младший брат, Мишо. Но это уже, конечно, легенда, которая просто опоздала родиться. Как выяснилось позднее, на месте, где был найден клад, да и поблизости, никогда не было какого-либо древнего поселения. И нет здесь старинных развалин, которые могли бы дать приют легенде...

Но кто же тогда закопал в этом безлюдном месте такое сокровище? Ведь сосуды — семь ритонов, амфора и блюдо, изготовленные методом холодной ковки, представляют собой не случайный набор драгоценной посуды, а тщательно подобранный сервиз, принадлежавший, по всей видимости, одному из фракийских царей. И по богатству — общий вес золотых предметов составляет более 6 кг — и по красоте и изяществу отделки эти предметы уникальны. А входящий в состав клада огромный сосуд-фиал весом 846 г чистого золота и диаметром 25 см вообще является рекордсменом во всем античном мире.

Чеканные рельефы, покрывающие сосуды, кажется, вобрали в себя всех богов и героев античности. Улыбаясь, сидит в легком хитоне Афина, подняв одной рукой боевой шлем и опираясь другой на круглый узорчатый щит. Чуть поодаль стоит Афродита и восседает на троне Гера. Рядом — Парис. В левой руке он держит скипетр, правая немного поднята — такое впечатление, будто он что-то объясняет богиням...

Второй ритон посвящен подвигам Геракла и Тесея. Геракл побеждает керенитскую лань, борется с марафонским быком Тесей — силач с детским лицом. На других сосудах можно видеть Диониса в окружении неистовых вакханок, Артемиду и Аполлона с луками в руках, крылатую Нике с печально склоненной головой. Три ритона выполнены в виде женских голов — судя по всему, это амазонки

Еще один сюжет посвящен неизвестному нам событию, но, по всей видимости, хорошо известному в древности: из-за двустворчатых дверей дворца с колоннами видны руки и голова испуганного старика. Он с ужасом смотрит на бегущих ко дворцу воинов, размахивающих мечами. Воины жестоки и сильны, и нет спасения немощному старику даже за окованными дверями... Напряженное душевное состояние героев находит свое выражение в позах, жестах, взглядах.

Известие о находке клада из Панагюриште буквально взбудоражило научную общественность: открывалась новая страница древней истории Болгарии. Высокая художественная ценность найденного в Панагюриште клада не вызывала сомнений. Однако долгое время среди специалистов шли споры: где изготовлены эти роскошные сосуды?

К какой эпохе их следует отнести? То, что это не древне-фракийское искусство, ученые разобрались довольно быстро, но нельзя было и утверждать, что эти сосуды изготовлены в «коренных» греческих областях. Скорее всего, кубки появились на свет в греческом центре, находящемся за пределами материковой Греции.

Болгарский исследователь Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришел к выводу, что этот сервиз вышел из ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Ученый пришел к этому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов.

Ему удалось определить, что в основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет — статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Ближе всех к искомому (по весу и по содержанию золота) оказался статер, чеканившийся в Лампсаке: в этом городе персидский статер в IV веке до н.э. был чуть полновеснее обычного. Вот такая сложная родословная у панагюриштенских сосудов: их изготовили греческие ювелиры в малоазийском городе Лампсаке, стоявшем на фракийской земле и испытавшем влияние ахеменидской Персии...
Датой изготовления сосудов считается рубеж IV—III веков до н.э. В ту пору Фракия была вовлечена в орбиту важных политических событий, сотрясавших античный мир. В 370 году до н.э. эта область стала плацдармом, с которого Александр Македонский начал свой поход в Персию. В 323 году до н.э., после смерти Александра, правителем Фракии стал Лисимах, сподвижник великого полководца.

Бесконечные войны, непрекращающиеся восстания фракийцев, стремившихся сбросить с себя чужеземное иго, истощали страну. А в 278 году до н.э., спустя два года после смерти Лисимаха, на Фракию нахлынула волна кельтского нашествия... Организованного отпора фракийцы дать не смогли. Люди бежали в неприступные горы. Видимо, именно тогда и оказались в земле Панагюриштенские ритоны.
Сегодня клад из Панагюриште хранится в Археологическом музее в Пловдив
Клад из Кралево


В июле 1979 года Исторический музей города финансировал раскопки находящегося под угрозой уничтожения фракийского надгробного кургана близ села Кралево. Руководителем раскопок был Георги Гинев, археолог музея. В последний день раскопок, в южной периферии кургана была обнаружена могила из необработанных камней, оставшаяся незамеченной кладоискателями и поэтому – нетронутой. Находки дают основания считать, что в ней был похоронен местный фракийский владетель или член его семьи. Тело мертвеца было кремировано, а останки положены в урну, представляющую собой позолоченный керамический сосуд.

Впервые фракийский клад из Кралево был выставлен в одном из залов здания, где сейчас помещается областное управление. Затем, однако, его увидел историк Дойно Дойнов, директор Археологического музея при БАН, и клад был присоединен к находящейся в Кельне выставке „Фракийское наследие на болгарских землях”, организованной в связи с чествованием 1300-летия Болгарии. С тех пор клад был показан в ряде стран мира, а хранится он в Национальном историческом музее в Софии.
Сокровища Летницы Ловеч



Некоторые фото: http://gddorigo.ru, http://img4.tourbina.ru,
Рубрики:  Страны
Достопримечательности
Метки:  

Процитировано 21 раз
Понравилось: 17 пользователям

Владимир_Шкондин   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 13:44 (ссылка)
Прекрасная ирония Создателя, оставлять нам только презренный металл, как послание в вечность. Остаётся только восхищаться такой шутке, копать, искать, строить догадки и теории, но никогда не понять и не постичь))) Не постичь, например, как "фракийские" сюжеты перекочевали на белокаменную резьбу владимирских соборов))) Чудеса.

Спасибо, Майя_Пешкова, за два тематических поста подряд!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 14:10ссылка
Благодарю.Смею заметить,что презренный металл чудным образом трансформировался в прекрасные произведения мастеров ювелирного искусства,А русское сакральное зодчество формировалось на лучших традициях древних мастеров,ибо на декорирование и строительство было принято приглашать заморских мастеров,особенно сильное влияние византиской школы,праматери христианского сакрального искусства.Ничего удивительного в том,что на многих русских православных культовых сооружени встречаются элементы декора различных архитектурных школ
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 14:11ссылка
Извините за опечатки,писала быстро
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 14:17ссылка
Не всё "так просто", но не будем заострять, ибо лбов разбито множество о эту стену)))
zlatorozka   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 19:32 (ссылка)
Очень интересная публикация.Хочу внести некоторьiе уточнения по Варненскому кладу-он найден в 1972 г.в г.Варна/курорт Золотьiе пески находится в 20 км от города./Варненский халколитньiй некрополь и золотое сокровище в нем очень древняя находка.ЗОЛОТО -САМОЕ ДРЕВНЕЕ ОБРАБОТАННОЕ не только в Европе,НО И В МИРЕ!!!!Ето доказано не только болгарскими археологами,но и иностранньiми.Оно датирует 5000лет до н.е.
_Varna_-_Bijoux (700x525, 187Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 21:54ссылка
Благодарю за дополнение
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 22:01ссылка
Благодарю еще раз,но Варненский клад относится к более позднему византийскому периоду,данный пост отражает клады фракийского периода.Несомненно к Варненскому кладу я вернусь обязательно в последующих постах,т.к."Клад Византийской дамы" того заслуживает.С уважением...
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 18:53ссылка
Вьi ,что-то перепутали-Варненский клад НЕ ВИЗАНТИЙСКИЙ ,а ученьiе еще даже НЕ ДОКАЗАЛИ И НЕ НАЗВАЛИ ДРЕВНЮЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ сделавшую золотой клад.Но то,что етому сокровищу более 6500лет-ТОЧНО ДОКАЗАНО.НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ВИЗАНТИЕЙ.....
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 20:34ссылка
читайте внимательно текст У меня написано-Византийский период.Так принято во всемирной истории,делить историю на периоды.Еще раз повторяю Варненский клад НЕ относится к сокровищам фракийцев.
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 20:49ссылка
Вы правильно мысли формулируйте.Ваш клад правильно называется "Золотой клад" Варненского Некрополя.
Найденное при раскопках в районе Варны в 1972 году и хранящееся ныне в Варненском археологическом музее ценнейшее собрание золотых изделий, древнейший в мире «золотой клад» из обнаруженных до сих пор. Находка была сделана в Варненском некрополе, относится к периоду с 4.600 по 4.200 гг. до н. э. и является уникальной. В неё входят различные предметы, изготовленные из золота — нашейные гривны, заколки, пряжки и бляшки, браслеты, ожерелья, орудия труда и проч. Общий вес изделий из золота — не менее 6 килограммов.
Археологические находки по виду, расположению и количеству, захоронения в Варненском некрополе и большой комплекс ушедших под воду поселений, наряду с другими артефактами, дают основание утверждать, что в районе Варненских озер во время поздней каменно-медной эпохи зародились истоки первой европейской цивилизации. Золото, обнаруженное в Варненском некрополе, превышает по весу и количеству все когда-либо обнаруженные и вместе взятые праисторические золотые клады со времен той же эпохи. Большое количество обнаруженных в захоронениях изделий из металла свидетельствует о том, что в конце эпохи энеолита они уже имели широкое применение. Украшения, сделанные из ракушек моллюсков вида Спондилус и Денталиум, свидетельствуют о наличии торговых связей со Средиземноморьем.
Источник: Варненский археологический музей
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 21:11ссылка
Варненский клад ИЗ ЕНЕОЛИТНОЙ ЕПОХИ/у меня нет др,"е"/,т.е. датируется периодом 4400-4100 гг. до н. э.-НИЧЕГО ОБЩЕГО С ВИЗАНТИЕЙ /ІV до VІІ в/.Я отлично понимаю,КАК ПРИНЯТО ДЕЛИТь ИСТОРИЮ НА ПЕРИОДьi .
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 20:39ссылка
Я лично имела ввиду этот клад:Варненский клад
Драгоценности византийской дамы

Жарким июлем 1961 года в Варне началось строительство летнего кинотеатра. В первые же дни земляных работ студенты, работавшие на стройке, обнаружили на глубине 1.5 м несколько золотых предметов. Они сразу передали их Варненскому историческому музею на исследование. Было установлено, что это предметы женских украшений, зарытые в землю, вероятно в полотняном мешочке. Когда это случилось, сразу нельзя было дать ответ, но место, где были найдены эти предметы, находилось за пределами античного города Одессоса и вокруг не было следов каких-нибудь старинных построек. Уточнено было, что оно отстоит на 500 м от крепостной стены и относится к ранневизантийской эпохе.
Найденный клад состоит из 9 украшений общим весом 417 г – два массивных браслета, диадема, части трех ожерелий, крестик и две аппликации от пояса. Все сделано из почти чистого золота (свыше 22 карат). Безусловно, наибольший интерес представляют два браслета, общим весом около 220 г, то есть почти половину всей находки. Несмотря на некоторые отличия, они очень похожи по выработке и украшению. Состоят из двух полукруглых частей, соединенных шарниром. Украшены растительными орнаментами: виноградный побег с листьями и гроздьями. В образованном овале помещены розетки и сильно стилизованные головы животных.
Сохранившаяся целиком диадема представляет собой две полоски, также связанные шарнирным соединениен. На них ажурно очерчены ромбики, крестообразные фигурки, пальметты и жемчужинки.
Три ожерелья сохранились только частично. От одного остались три звена из переплетенной проволоки. От второго сохранились 5, а от третьего больше цилиндрических бусинок. Все три ожерелья были украшены жемчужинами или стеклообразной пастой.
Значительный интерес вызывает крестик, составленный из золотых пластинок, образующих ложе для инкрустирования кусочков малахита и зерен гранита в форме стилозаванной растительности. Это так называемая перегородочная ювелирная техника, очень широко использовавшаяся в первой половине I-го тысячелетия нашей эры.
Аппликации для пояса очень близки по выработке к крестику. И на них имеется стилизованная растительная орнаментика из вкаплений малахита, граната и жемчужин.
Общий вид предметов не оставляет сомнения, что это комплект однотипных украшений, принадлежащий видной представительнице ранневизантийского общества Одессоса. При их выработке очень умело использованы различные виды ювелирной техники – литье, чеканка золотых пластинок, обильная инкрустация жемчуга, благородных камней, стекла и эмали. Применялась и филигрань, зернение и гравировка, что показывает высокий уровень развития ювелирного искусства. Подобные приемы (например, шарнирная техника) характерны больше всего для IV – V вв. до нашей эры. Аналогичные находки датируются и началом VI в.
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 21:17ссылка
Согласна!Спасибо за пост!!!
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Ноября 2012 г. 21:25ссылка
Слава богу разобрались
Ленивец_Сид   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 21:05 (ссылка)
Очень красивые вещи!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Козырева   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 11:45 (ссылка)
Спасибо большое! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Капочка_Капа   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 17:06 (ссылка)
Спасибо, Майя, вы всегда безумно интересно рассказываете!
Ответить С цитатой В цитатник
Lana70   обратиться по имени Заголовок Суббота, 08 Декабря 2012 г. 22:44 (ссылка)
Спасибо за интересный пост !
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку