-Метки

2021 covid-19 ЖЗЛ австралия авторские работы акварель анекдоты архитектура беженцы вакцинация вднх вдохновение великобритания ветер странствий вечерний рассказ вов война волонтеры воспитание воспитание детей вышивка вязание гавана дача демография день победы дети диета днр добровольцы домашнее насилие донбасс достопримечательности египет еда живопись жизнь в ссср жизнь за рубежом житейская история житейские истории заготовки здоровье зима знаете ли вы знаменитости известные люди иммунитет интересные факты интерьер интимная жизнь искусство истории из жизни история история жизни италия карантин карелия китай коронавирус красота гардероба красота своими руками красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии креатив криминал крым куба кулинария кулинарные идеи курортные романы курская область лето литература лнр любовь манекенщица мариуполь мастер-класс медицина мода модные тенденции море москва москвичи мужчина и женщина музыка моей памяти насилие наши дети недвижимость новый год ностальгия отдых отношения пандемия пасха пейзажи позитив полезные советы прикладное искусство приколы природа прогулки по москве продукты психология путешествие путешествия пятница развлечения рассказ расширяем кругозор рецепты рождество россия рукоделие русский язык садоводство самоизоляция санкт-петербург сво своими руками секс секс-туризм семья смысл жизни советские женщины советский союз современная живопись спецоперация ссср старость стиль стихи таиланд творчество теракт традиции турция увлечение украина уроки стиля факты фараон фотогалерея франция чтение швейцария школа экономика это интересно ювелирные изделия юмор япония яркое великолепие природы

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Зима в ярких красках
Зима в ярких красках
15:10 27.02.2013
Фотографий: 80
Посмотреть все фотографии серии Кошкин дом
Кошкин дом
20:22 24.08.2011
Фотографий: 28
Посмотреть все фотографии серии Выставка Деда Мороза
Выставка Деда Мороза
17:49 07.02.2010
Фотографий: 40

 -Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -Видео

Алые паруса-2012
Смотрели: 257 (19)
Мантра Любви
Смотрели: 2008 (41)

 -Цитатник

Можете удалить любые отношения к Вам, которые старше 30 дней - (18)

У сервиса симпатий-антипатий никогда не было назначения выставления клейма на дневнике или человеке,...

Adriano Celentano - Confessa - (20)

Удивительная по красоте мелодия и потрясающий голос!!! В наилучшем DVD-качестве! Специально оцифро...

База сайтов фотографов и художников: более 500 ссылок для вдохновения. - (4)

Конечно же, 90% фотоподборок идут с 2photo. Кто-то этого и не скрывает, а кто-то выдает за свое. Та...

Оформление ежедневных детских блюд - (11)

ОФОРМЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕТСКИХ БЛЮД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АППЕТИТА Самая полезная на свете - гречнева...

РОДСТВО. Короче, все люди - родственники:) - (6)

Кровное родство по прямой линии В одном поколении * Брат - мальчик/мужчина по отношению к друг...

 -Всегда под рукой

Баннеры мужского и женского клубов.
Копируйте код в свой блог!


 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Только_для_женщин

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_мужчин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 248534


Учитель c 50-летним стажем

Вторник, 26 Декабря 2023 г. 21:18 + в цитатник
Премьер все записи автора
Марина Моисеевна провела свой первый урок ровно полвека назад. Тогда она согласилась подменить ушедшую в декрет учительницу биологии. С тех пор Марина Войцеховская более 12 лет проработала учителем химии, стала завучем, а потом и директором школы с углубленным изучением английского языка. В советское время школе был присвоен шестой номер, а затем - №1201. Марина Моисеевна рассказала о том, как боялась своих учеников, как справлялась с хулиганами, почему директор школы должен оставаться учителем, но сейчас это невозможно, и чем советская школа отличается от сегодняшней.


«Я вас не боюсь»


Я начала работать в 1971 году. Моя соседка была учителем математики в школе №245 на улице Щепкина, и там в декрет уходила учитель биологии. Заменить ее было некому.

В то время я еще была студенткой - заканчивала вечернее отделение, вот соседка и уговорила меня выйти на работу в школу. Я начала вести уроки биологии и заниматься с группой продленного дня. Но там я проработала совсем недолго. Через три месяца я оказалась в больнице - один из моих учеников пришел в школу с «желтухой» и заразил меня.

Настоящая работа началась, когда я пришла в школу №277. Она находилась на улице Космонавтов в районе ВДНХ. Я стала учителем химии, которая тогда она начиналась с седьмого класса. У меня были и седьмые, и восьмые, и десятые - все. И мне было очень страшно.

Я помню, как каждый день писала себе записку и сжимала ее в кулаке, пока урок не заканчивался. Там было написано: «Я вас не боюсь!».

Однажды старшеклассники сказали мне: «Почему вы не разрешаете нам подглядывать, а сами все время смотрите в какую-то шпаргалку, зажатую в руке?». Пришлось показать, что это за «шпаргалка». Я подошла к ученику, сидевшему за первой партой, и разжала ладонь. «Ну, - говорю, - читайте». Эта история стала анекдотом и долго еще ходила по всей школе.

«Выбери время и сходи в гости»


Школа в то время была переполнена. Классов в параллелях было много, и в каждом - по 30 человек, среди которых оказывалось немало трудных ребят, с которыми никак не удавалось справиться. Но мне очень повезло. Директором школы был Виктор Викторович Шаповалов, очень опытный человек, к тому же прошедший всю войну.

Однажды я не выдержала и пришла к нему жаловаться. Уже не знала, что делать. Помню, попросила его походить ко мне на уроки. Тогда он мне ответил: «Допустим, приду я к тебе на урок, и все будет хорошо. И что? Потом все равно начнется то же самое, а то и хуже. Ребята запомнят, что ты не справилась сама и пожаловалась мне». Тогда он дал мне совет.

«В субботу выбери время и сходи в гости к одному-двум ученикам. Лучше всего прямо с утра. Придешь, скажи, что хочешь посмотреть, как твои ребята живут, как рабочее место у них организовано, какая вообще обстановка дома. Скажи, должна же быть причина, что ученики так ведут себя, что ты не можешь с ними справиться».

Мне тогда было всего 24 года. И я пошла. Пришла к одному из учеников, позвонила в дверь. Как сейчас помню, было девять часов утра. Мне открыл его папа. Судя по всему, он только проснулся, так что был в одних трусах. Я представилась. Он страшно смутился и попросил подождать, пока он хотя бы наденет штаны. Он, бедный, все никак во вторую штанину от волнения попасть не мог - прыгал и прыгал.

Но после этого мои проблемы начали постепенно заканчиваться. Ученики поняли, что я могу справиться с ними самостоятельно, да еще и таким способом, который совсем не понравился их родителям. Хулиганы притихли и все постепенно наладилось.



«Директор должен оставаться учителем»


Прошли годы, и все эти проблемные ученики выросли, создали семьи и стали снова приходить ко мне в школу - приводить своих детей. Правда, школа была уже другая, а я стала не учителем химии, а директором. В этой должности я провела 27 лет.

В советское время, когда только начали создавать спецшколы с углубленным изучением иностранного языка, это была школа № 6 - одна из старейших «английских» в Москве. Потом у нас появился и французский язык, но это случилось значительно позже.

Но даже будучи директором, я продолжала преподавать. У меня всегда были часы, пусть и немного - около шести в неделю. Больше девяти должность не позволяла.

Я всегда считала, что директор должен оставаться учителем, иначе он превратится просто в большого завхоза.

А ученики должны понимать, что ты тут не просто командуешь парадом, а еще и остаешься хорошим преподавателем.

«Марина Моисеевна, милицию я уже вызвал!»


Я помню своих учеников. Приятно, что и они помнят меня. В августе этого года, когда был мой день рождения, многие присылали мне поздравления в том же Facebook.

Я хорошо помню девочку по имени Алина. Ее родители погибли в автокатастрофе, и в нашу школу она попала уже сиротой. Мы старались помогать ей, даже опекать. Тогда она жила со своей тетей. Она стала журналистом, сейчас живет во Владикавказе и у нее двое детей. Мы пару лет назад встречались с ней, и это была теплая встреча.

Мне запомнился один трудный мальчишка. Его звали Леша Маслов. Удивительно, но с проблемными учениками всегда выстраиваются какие-то особенные отношения. Проходит время, и понимаешь, что именно эти ребята зачастую становятся добрее и отзывчивее тех, кто учится ровно и хорошо. С такими мы и не сталкиваемся почти. Наверное, у многих учителей так выходит.

С Лешей было трудно. Призвать его к дисциплине почти не получалось. Но тут случилось так, что к нам в школу пришел какой-то странный человек. Ко мне в тот день прибежали дети: «Марина Моисеевна! На первом этаже какой-то дядька! Ругается, грозится всех избить, а то и убить!». Они были напуганы.

Я побежала вниз, увидела его. Он был явно не в себе и кричал, что тут работают одни взяточники, которых он обязательно выведет на чистую воду.

Незваный гость требовал директора. И только я решила сделать робкий шаг вперед, как услышала за спиной голос Леши Маслова: «Марина Моисеевна! Не волнуйтесь! Милицию я уже вызвал!».

Я удивилась. Леша о нас всех позаботился. Не знаю, сориентировались бы в этой ситуации наши медалисты или нет?

Вскоре приехала милиция, мужчину забрали, а нам объяснили, что давно уже его знают. Он состоял на учете в местном психиатрическом диспансере.

«Вася, заткнись, пожалуйста»


Были ситуации, которые в современной школе представить просто невозможно. Сейчас бы сказали, что это антипедагогический подход и были бы правы. Но тогда это сработало.

Был у нас еще один мальчишка. Его звали Дима, и он тоже был тот еще хулиган. Никакой управы на него не было. Я не выдержала и решила его припугнуть. Позвала в кабинет, дверь закрыла, взяла в руки веник и говорю: «Знаешь, Дима, обойдемся без родителей! Снимай штаны! Сейчас дам вот тебе грязным веником по попе и хватит с тебя!».

Честно говоря, совершенно не представляю, чтобы я это действительно сделала. Никогда! Но угроза сработала. Мальчишка посмотрел на меня испуганными глазами: «Марина Моисеевна, лучше родителей вызывайте!». На этом проблема и с диминым поведением закончилась раз и навсегда.

Еще был Вася Киселев. Кстати, он очень хорошо учился, но говорил постоянно. И вот на всех уроках: «Вася, хватит разговаривать! Вася, я тебя умоляю! Вася, перестань!». Ничего не работало. Но как-то раз я подошла к нему и шепотом на ухо сказала: «Вася, заткнись, пожалуйста». Он умолк, кивнул головой, также тихо ответил: «Понял!», - и все, проблем больше не было.



«Были ребята, с которыми я говорила на "Вы"»


Не каждому такое скажешь, не с каждым такой номер пройдет. Люди разные, и у них разные нервные системы. Все, что происходит между учеником и учителем, зависит и от близости взаимоотношений, но главное - от того, как ученик воспринимает учителя. У меня были ребята, как юноши, так и девушки, с которыми с седьмого по десятый класс я говорила только на «Вы». Иное было немыслимо.

Это очень тонкий момент. И наша работа заключается в понимании этих тонкостей как при общении с детьми, так и с взрослыми людьми. Кто-то из родителей позволял и даже с радостью принимал, что мы общаемся на «ты» и по имени, а к кому-то можно было обращаться только по имени и отчеству, соблюдая серьезную дистанцию. Все зависело от конкретных людей.

Но с большинством моих выпускников, с их родителями, а потом и с их детьми у нас всегда были теплые, дружеские отношения.

«Последний звонок отмечали в нашей квартире»


Мой младший сын, Андрей учился в школе, где я работала директором. Благо, учеба давалась ему достаточно легко, но учить своего ребенка все равно было очень трудно.

По началу одноклассники пытались постоянно просить его, чтобы он узнал, что будет в контрольных, какие вопросы будут задавать на уроке и прочее. Но они быстро поняли, что он сам никогда не знал ответов на эти вопросы, и оставили его в покое.

Со сверстниками у него были теплые и открытые отношения. Помню, накануне последнего звонка он сломал ногу. Его одноклассники отменили все свои планы, и пришли к нам. Мы тогда жили в большой просторной квартире. В ней и отметили последний звонок - весь класс Андрея, где было 38 человек, и еще восемь родителей.

В нашей школе учился не только мой младший сын, но и почти все мои внуки - старший, тоже Андрей, внучки Лея и Соня. Лея уже закончила школу и уехала учиться во Владивосток. Младшая сейчас в девятом классе.

Когда твои дети учатся в школе, где ты работаешь, самая большая сложность - твоя собственная загруженность.

После уроков ребенок часто остается в учительской и ждет, когда ты закончишь свои дела. А их много - нужно подготовиться к урокам, которые тебе вести на следующий день, иногда проверить тетради. Еще в советское время рабочий день у учителя начинался в восемь утра, а закачивался в пять-шесть часов вечера. А сейчас после введения электронных журналов и дневников он стал длиться еще дольше.

Мы, учителя, помогали друг другу и не оставляли наших детей без присмотра. Пока один занят, второй мог проверить у ребенка уроки или ответить на вопрос, который ему непонятен. Как говорил Виктор Викторович Шаповалов, мой первый директор, все, чем мы можем помочь друг другу, - передать знания нашим, учительским детям. Абсолютно бескорыстно.

«Камеры - это наше спасение»


Конечно, школа изменилась с того времени, как я начала преподавать. В первую очередь, речь об отношении между учителями, учениками и их родителями.



Каждый ребенок - зеркало своей семьи. Даже в 90-е, а тем более в 80-е годы учитель был непререкаемым авторитетом. Например, я никогда не слышала, чтобы мои родители обсуждали при мне учителей, и сама никогда не делала этого при моих детях. Это было табу. И если учитель что-то задал, что-то потребовал, то надо было взять и сделать. Без обсуждений.

Сейчас все не так, и, возможно, это правильно. Родители получили гораздо больше прав, чем имели раньше.

Да, авторитет учителя уже не тот. При детях не стесняются обсуждать учителей и высказываться о них в том числе негативно. Дети, конечно, приносят это в школу. Но зато и произвола с обеих сторон меньше.

Недавно я говорила с женщиной, которая работала у меня завучем. Она до сих пор работает в школе. Я спрашивала, как она относится к камерам, которые теперь стоят в каждом классе, и она ответила: «Камеры - наше спасение!». Теперь, если случился конфликт ученика и учителя на уроке, родитель своими глазами может увидеть, что там на самом деле было. И это большой плюс.


Марина Войцеховская

«Сегодня директор должен быть менеджером»


Когда школы и детские сады стали объединять в образовательные комплексы, так называемые МОКи, все сильно изменилось. Если раньше была только одна школа, одно здание, один коллектив, мы, директор и завуч, могли выполнять методическую работу. Она входила в наши обязанности.

Мы посещали уроки, проверяли, как наши учителя к ним подготовлены. Я, например, могла не допустить преподавателя к уроку, если понимала, что у него нет плана или конспекта, он не готов. Если подготовка была хорошей, но что-то пошло не так, мы вместе садились и проводили анализ ситуации, пытались понять, что произошло.

Сейчас директор МОКа не может себе этого позволить. Та школа, где работала я, вошла в один комплекс с еще двумя. К ним присоединили пять детских садов. И это еще маленький МОК по меркам Москвы.

В итоге у директора в подчинении несколько коллективов, разбросанных по району. И если раньше я знала всех своих в лицо, сегодня это невозможно. Тут нет вины директора. Это система. Директор сегодня должен быть именно менеджером.

Вот и получается, что качество образования остается полностью на совести самих учителей. Если в школе работает добросовестный преподаватель, то за ним и следить не надо. Он в любых условиях будет качественно делать свою работу. Но все мы люди. Что скрывать? Среди учителей есть и халтурщики. Несмотря на все видеокамеры, а также на то, что завуч или директор из своего кабинета могут подключиться к трансляции из любого класса, поле для халтуры увеличилось. За всеми не уследишь.

Есть школы, в которых работают методисты. Это великолепно. Но у школы должны быть деньги, чтобы оплачивать эту ставку. Система финансирования сейчас очень сложная. Иногда средств нанять методиста у школы просто нет.

«Старшеклассники стоят дороже всех»


Я ушла на пенсию семь лет назад и ни разу не пожалела о своем решении. В то время как раз началась история с объединением школ. Честно говоря, я была рада, что к тому моменту достигла пенсионного возраста и могла написать заявление.

При введении современной системы каждая школа начала получать финансирование, исходя из количества учащихся.

Например, есть сумма, которая выделяется на ученика начальных классов. В средней школе на каждого выделяется чуть больше. Старшеклассники стоят дороже всех. Из этих сумм и складывается бюджет школы. Сколько человек учится, столько она и получает.

Правильно это или нет? Затрудняюсь ответить. Но я уверена, что, например, в нашей школе не будет большого количества учеников. Это район пятиэтажек. Здесь есть общежитие, университет, а также улица, половину которой занимают жилые дома, а вторую - железная дорога. Школа стоит в небольшом микрорайоне.

Моя младшая внучка пошла в первый класс в Первый московский МОК в Медведково. Это хорошая школа. Но в этом году они набрали десять классов по 30 человек. Это триста детей. Сейчас мы живем рядом с этой школой. Я встаю утром, подхожу к окну и вижу настоящую демонстрацию. Это родители ведут в школу своих детей. Здесь район новостроек, где нет ни одной пятиэтажки. Конечно, тут будет значительно больше детей, чем в нашем старом Алексеевском.

«Нам нужно знать, что происходит в семье»


Отношение к школе зачастую становится потребительским. Это далеко не новая тенденция. Я всегда считала, что в конфликте учителя и ученика в большей степени виноват взрослый, преподаватель. Но вот в ситуацию вмешивается родитель. Он не разбирается, а иногда и не хочет разбираться во множестве нюансов и вопросов, зато у него есть его ребенок, самый лучший на свете.

Разбирая школьный конфликт, некоторые родители начинают вести себя так, что учитель понимает: он для них - обслуживающий персонал, у которого разве что полотенце не перекинуто через правую руку. Конечно, это неправильно.

К тому же во многих подобных конфликтах есть и вина родителей. Чтобы подобных ситуаций было меньше, учителю надо понимать, что происходит в семье ученика.

Одно дело, если он просто ленится, и совсем другое, если между мамой и папой есть напряжение. От проблем в семье ребенок страдает. Он может не делать домашнее задание, плохо спать, прогуливать уроки.

Учитель, который не знает этого, будет долбить его еще сильнее вместо того, чтобы поддержать в трудной ситуации. Нам не нужны подробности. Достаточно будет сказать, что в семье трудные времена. Но родители закрываются от учителей и редко идут на контакт.



«Это не недостаток магния, это недостаток воспитания»


Личность ребенка необходимо уважать, безусловно. Но трудные дети были и будут всегда, и тут надо аккуратно работать не только с ними, но и с их родителями.

Недавно я видела рекламу. В самолете летит семья: папа дремлет в своем кресле, мама читает книгу, а между ними сидит ребенок и пинает ногами кресло, стоящее впереди. Суть сводилась к тому, что он так ведет себя из-за недостатка магния в организме. Но это не недостаток магния, это недостаток воспитания.

И тут нужно включиться и работать как с учеником, так и с его семьей. Если речь о начальной школе, можно позвать маму на уроки, чтобы она посидела и посмотрела, как ведет себя ее ребенок. Некоторые дети просто не дают учителям работать, а это, говоря языком законодательства, не дает и этим ученикам, и другим ребятам реализовать свое право на образование.

У нас есть термин «полезное время урока». Мой показатель был - 37 минут, и я очень гордилась. Кстати, 45 минут никогда ни у кого не бывает. Если, к примеру, кто-то из учеников опаздывает, этот показатель сразу снижается. Ребенок заходит в класс, все отвлекаются. А если его приход чем-то всех рассмешил? Время уходит.

Здесь множество нюансов, которые не решить без участия родителей.

«Я бы поступила жестко»


Сейчас много говорят о травле - снимают фильмы и сюжеты, пишут статьи. Если учитель видит, что в его классе травят одного из учеников, он должен вмешаться. Безусловно.

Травля никогда не бывает групповой изначально. Она такой может стать, но обычно у нее есть свои лидеры. Тот педагогический прием, которому обучил меня Виктор Викторович Шаповалов, может сработать и в этой истории. Когда ты без предупреждения приходишь в гости к такому лидеру, это производит впечатление, с которым потом можно работать. Главное - идти именно к одному или к двум. Если пойти ко всем, эффект будет обратным. Ученики и их родители ополчатся на учителя.

[quote]Учитель обязан определить лидера травли, а еще раньше - оградить от нее жертву. И если бы я нашла этого лидера, я бы поступила жестко. Не могу сказать, что именно сделала бы, потому что каждая ситуация индивидуальна, но этот ребенок бы точно почувствовал: он не прав.[/quote[
Но мы снова упираемся в семью. Если в классе появляется настолько жестокий и жесткий ученик, способный натравить на кого-то остальных, скорее всего, что-то не так в семье. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают правило. В этот момент снова надо обращаться с родителями, аккуратно выводить на разговор и выяснять все обстоятельства.
Рубрики:  Женские истории
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 36 пользователям

-Juliana-   обратиться по имени Вторник, 26 Декабря 2023 г. 22:20 (ссылка)
Закончилась ТА школа. Когда учитель был фанатиком своего дела, любил учеников, отдавал детям львиную долю своего участия и внимания, бесплатно занимался с ребенком, если тот что-то не понимал. Сейчас деньгами меряется каждый чих учителя.
Мы своего учителя - Кетао Тамару Азизовну просто обожаем до сих пор. Ей дали нас, когда она пришла из института, а мы были в 9 классе. Разница у нас с ней была в возрасте 7 лет, вот и получилось, что она - учитель математики - учила нас, а мы "учили" её... Но потом мы влюбились в нее. Класс был у нас дружный и мы не мыслили без неё ни одного праздника, ни одного похода в горы, ни одной вылазки на море. Я жила в портовом городе, и среди гор. И вот даже сейчас, когда мы встречаемся с одноклассниками, а происходит это каждое лето, мы никогда даже помыслить не можем собрать нашу встречу без её участия! А ведь в этом году летом было 48 лет с года окончания мной школы! Да, в нашей жизни были вот такие золотые в полном смысле люди, с которыми в уже в этой жизни до сих пор встречаемся, переписываемся в мессенджерах. И я счастлива, что на моём пути встретился в свое время вот такой Учитель и Человек! Дай Бог ей здоровья и очень долгих лет жизни.
Ответить С цитатой В цитатник
Лариса_Липатова   обратиться по имени Четверг, 28 Декабря 2023 г. 18:40 (ссылка)
Очень часто вспоминаю своего классного руководителя, который сыграл решающую роль в моей судьбе и выборе профессии.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку