-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в FAQ_AvtandiLine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2005
Записей: 731
Комментариев: 4765
Написано: 4932


Николай Николаевич Соколов, каким он мне запомнился. И машина 'Стеноки' (StenoKey)

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


GenuineLera   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2008 г. 01:16 (ссылка)
Владимир:
А как можно было узнать, какой из 5 модификаторов за какое сочетание отвечает? Я имею ввиду логику работы модификаторов в этом случае...

Автандилина:
Логика работы модификаторов во всех случаях, стало быть, одинаковая. А конкретно - припоминала, припоминала... :) Вроде вот так:

Клавиши над гласными - переворачивают порядок согласная-гласная. Иначе говоря, это "приоритет гласной".
(А перевернуть порядок нескольких подряд гласных, насколько помню, было невозможно).

Левый большой палец - основные модификаторы, отвечающие за очерёдность букв в аккорде:
верхняя клавиша и ее дублер крайняя левая клавиша - переворачивают порядок регистров согласных,
крайняя правая клавиша - переворачивает порядок клавиш согласных,
средняя клавиша - вставляет гласную после первой согласной (т.е. перед всеми остальными согласными в аккорде, сколько бы их ни было).

Правый большой палец - модификаторы для выбора регистров согласных:
верхняя клавиша - первый регистр (нажимать, конечно, только в сочетаниях с другими регистрами),
левая клавиша - второй регистр,
правая клавиша - третий регистр.

Как видите, довольно противоречиво была распределена нагрузка между правым и левым большим пальцем. Не_говорю "неравномерно" (об этом сейчас судить сложно, надо конкретно аккорды анализировать). Но уверена, что противоречиво. - А это тоже большой минус.
Левый управлял как очерёдностью регистров, т.е. вмешивался в дела правого большого пальца, - так и очерёдностью между согласными и гласными, т.е. вмешивался в дела буквенных пальцев обеих рук. Не_слишком ли много полномочий для _левого_ пальца ;)


Все клавиши ПРОБЕЛА находятся в блоке согласных. Это верхний ряд, кроме самой крайней справа клавиши, и какая-то из клавиш в нижнем ряду.
Самая крайняя справа клавиша в верхнем ряду - наверное, команда протяжки бумаги для перехода на новую страницу. (Печать выполнялась, напомню, на рулонной бумаге).

Вообще-то не_все назначения клавиш мне вспомнились. Это только архивы поднимать.


Владимир:
4. Аккорды из 4 букв не использовались или использовались только по умолчанию, так как модификаторов здесь нужно было бы на порядок больше.
Правильно?

Автандилина:
Аккорды из четырех согласных? Да, скорее всего, так.
А несколько согласных плюс несколько гласных - это использовалось. Если разбивка была возможна, то и пять-шесть букв в аккорде могло получиться.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2008 г. 01:21 (ссылка)
Владимир:
А как можно было узнать, какой из 5 модификаторов за какое сочетание отвечает? Я имею ввиду логику работы модификаторов в этом случае...

Автандилина:
Логика работы модификаторов во всех случаях, стало быть, одинаковая. А конкретно - припоминала, припоминала... :) Вроде вот так:

Клавиши над гласными - переворачивают порядок согласная-гласная. Иначе говоря, это "приоритет гласной".
(А перевернуть порядок нескольких подряд гласных, насколько помню, было невозможно).

Левый большой палец - основные модификаторы, отвечающие за очерёдность букв в аккорде:
верхняя клавиша и ее дублер крайняя левая клавиша - переворачивают порядок регистров согласных,
крайняя правая клавиша - переворачивает порядок клавиш согласных,
средняя клавиша - вставляет гласную после первой согласной (т.е. перед всеми остальными согласными в аккорде, сколько бы их ни было).

Правый большой палец - модификаторы для выбора регистров согласных:
верхняя клавиша - первый регистр (нажимать, конечно, только в сочетаниях с другими регистрами),
левая клавиша - второй регистр,
правая клавиша - третий регистр.

Как видите, довольно противоречиво была распределена нагрузка между правым и левым большим пальцем. Не_говорю "неравномерно" (об этом сейчас судить сложно, надо конкретно аккорды анализировать). Но уверена, что противоречиво. - А это тоже большой минус.
Левый управлял как очерёдностью регистров, т.е. вмешивался в дела правого большого пальца, - так и очерёдностью между согласными и гласными, т.е. вмешивался в дела буквенных пальцев обеих рук. Не_слишком ли много полномочий для _левого_ пальца ;)


Владимир:
Как набирались на Стеноках пробелы?

Автандилина:
Все клавиши пробела находятся в блоке согласных. Это верхний ряд, кроме самой крайней справа клавиши, и какая-то из клавиш в нижнем ряду.

Самая крайняя справа клавиша в верхнем ряду - наверное, команда протяжки бумаги для перехода на новую страницу. (Печать выполнялась, напомню, на рулонной бумаге).

Вообще-то не_все назначения клавиш мне вспомнились. Это только архивы поднимать.


Владимир:
4. Аккорды из 4 букв не использовались или использовались только по умолчанию, так как модификаторов здесь нужно было бы на порядок больше.
Правильно?

Автандилина:
Аккорды из четырех согласных? Да, скорее всего, так.
А несколько согласных плюс несколько гласных - это использовалось. Если разбивка была возможна, то и пять-шесть букв в аккорде могло получиться.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2008 г. 01:22 (ссылка)
Владимир:
Как было правильно написать на Стеноках слово "здравствуйте"?

Автандилина:
Первые две согласные - второго регистра, а третья - первого регистра, и вот не_помню, как работали в этом случае умолчания. Т.е., не_могу сейчас сказать - набрать "здра" одним аккордом это было возможно или нет.

Предположим, что невозможно. В таком случае, правильная (т.е. самая короткая) разбивка будет:
зд рав ству йте

- - -

Владимир:
Как набирались большие буквы?

Автандилина:
Не_вспоминается, @@@. Но после точки - автоматически, это точно.

И еще после точки, а также после запятой, автоматически вставлялся пробел. А вот как печатались сами-то эти знаки - не_помню. Наверное, как-то головоломно. :)

- - -

Владимир:
Какая техника воздействия на клавиши рекомендовалась для работы на Стеноках? Были ли какие-либо упражнения?
Я кажется и сам понял. Техника была следующая: "надо, чтобы все нужные кнопки были нажаты, а там - как хочешь, так и вертись!" :)

Автандилина:
Именно. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 21:17 (ссылка)
Да, только не левым большим. Этот порядок переворачивался другими модификаторами - четыре клавиши над гласными в верхнем ряду и одна в нижнем ряду гласных.

А вы не знаете, почему автор Стеноков решил отказаться от какого-либо обозначения на клавишах. Я понимаю, что это для печати вслепую, но ведь было бы гораздо проще понимать принципы работы. А то гадай сейчас - где это модификаторы на фотографии и где гласные...

Да. На каждой клавише согласных размещалось по три буквы, это называлось - три регистра согласных.
Очерёдность для регистров в аккорде была тоже задана по умолчанию, а переворачивали ее два модификатора в блоке для левого большого пальца. (См. далее).

Если не сложно, можно примерчик? Например, как набиралось СТРА?

см. внизу ответ про разбивку слова "здравствуйте".

Пардон, но такого ответа я не нашёл. Нашёл только свой вопрос. :)

1. Сначала согласные, потом гласные.

То есть "вот" нельзя было напечатать одним ударом?

2. Согласные - слева направо и сверху вниз. А гласные - справа налево и сверху вниз.

Ох, я наверное уже вам надоел со своей дотошностью, но просто хочется понять как всё это работало, чтобы оценить мастштаб и устройства. Слева направо и сверху вниз - это вы одну половину или на обеих половинах?
Как всё-таки насчёт пробела и больших букв?
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 23:51 (ссылка)
Автандилина:
Вы, Владимир, наверное, видели только стр. 1, а еще два больших ответа находятся на стр. 2 )))

Точную причину, почему разработчик отказался от обозначений на клавишах, я, конечно, не_знаю. Могу только предполагать:
1) А зачем? и куда их было наносить, когда, например, по три согласные на клавишу.
2) В зависимости от электронной начинки мог измениться рабочий язык для любого экземпляра машины. А электронную начинку, в принципе, могли ведь поменять инженеры не_только на заводе, а и на месте эксплуатации, т.е. предполагалась определённая гибкость настройки.
3) Заводу было заведомо слишком дорого или технологически невозможно наносить обозначения.

- - -

Владимир:
Если не сложно, можно примерчик? Например, как набиралось СТРА?

Автандилина:
Что касается самой раскладки символов, я не_всё сходу могу сказать, это надо сидеть вспоминать, а также и поднимать архивы. Кроме того, у меня нет уверенности, что имею право настолько подробно опубликовать болгарскую разработку.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:10 (ссылка)
Вы, Владимир, наверное, видели только стр. 1, а еще два больших ответа находятся на стр. 2 )))

Ой, точно, извините пожалуйста!
В общем, понятно, что логика работы с аппаратом была довольно сложной. Равно как и аппликатура. Просто когда вы написали, что обучение на нём не сложней обычной машинописи, я как-то в этом засомневался и решил уточнить на всякий случай.

Но в любом случае, спасибо вам за объяснения, мне кажется, если кто-то захочет сделать музей по стеномашинам, то лучшего консультанта для Стеноков ему не найти.
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 17:16 (ссылка)
Владимир:
Когда вы написали, что обучение на нём не сложней обычной машинописи ...

Автандилина:
Вот не_припомню, чтобы именно так я написала, - может быть, в контексте это имело другой смысл.
...Но сейчас это не_суть.

За объяснения - пожалуйста :)

На "Стеноки" я потратила несколько лет жизни, как-никак. В нашей стране, наверное, найдется не_более двух-трех человек, которые потратили столько же. А в Болгарии, безусловно, таких людей гораздо больше.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 08 Ноября 2009 г. 08:47 (ссылка)
В начале 90х на таких машинках стенографировали заседания правительства Республики Казахстан. Подключались они по LPT, тексты набирались в редакторе Лексикон. Могу ошибаться, но, насколько я помню, набирать одним аккордом можно было целые длинные слова типа "конституция" или "экономический".
А еще я даже драйвер пытался для них написать свой (зачем только, не помню). Перехватывал вывод на порту, начал было составлять словарь аккордов, но потом забросил.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
GenuineLera   обратиться по имени Воскресенье, 08 Ноября 2009 г. 22:49 (ссылка)
Очень интересная информация, спасибо большое!
Тем более - от непосредственного участника работ, да? :)

Вот, значит, и еще одно подтверждение, что на каком-то этапе работ было реализовано подключение пульта "Стеноки" к компьютеру. И, может быть, даже работало. :) Тогда, конечно, уже имело смысл делать автоматическую расшифровку сокращений и словари.

Интересно очень, почему перестали там, в Казахстане.

И кто были операторы.

- - -
Когда "Стеноками" занималась я, это более ранний этап истории :) Был просто пульт и "тупой", без сохранения даже, вывод набранного текста на печать на это ужасное АЦПУ - гроб на колесах, работавшее на рулонной бумаге!..

...Прямо динозавром себя чувствуешь. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 11:32 (ссылка)
Если интересно подробнее, попробую вспомнить : )

Компьютеры тогда были 286. В Казахстане, с первой партией Стенок шла программа, (написанная на Турбо Паскале кажется) которая принимала от Стеноки символы и писала их на экране. Затем стенографистки в этой программе сохраняли текст в файл, выходили в DOS (тогда не было многозадачности) открывали файл в Лексиконе, исправляли ошибки, форматировали текст и сохраняли как чистовик для архива / печатали.

Девочки из диктостанции жаловались - очень неудобно, можно ли чтобы сразу в Лексикон? Стенока подключалась через COM-порт. Анализ показал, что в Сенока в порт выдает готовые последовательности букв, тогда я написал драйвер, который читал символы приходящие в COM-port и писал их в буфер клавиатуры, таки образом Стенока превращалась в клавиатуру и можно было печатать сразу в любой программе. Удобство и производительность диктостанции возросла : )

Затем пришла партия новых Стенок (кажется в связи с казахским языком, не помню) и драйвер перестал работать. Оказалось что схема Стенок упрощена, электроника внутри сильно упростилась, вся логика набора слов была убрана и в COM-порт теперь приходит только информация о том какие клавиши нажаты, какие отпущены. Кажется это были 32 байта, по 1 биту на каждую клавишу: 1 - клавиша нажата, 0 - отпущена.

Пришлось писать новый драйвер - мне выдали толстую папку с правилами Стеноки для русского и казахского языков, какие клавиши что делают, какие модификаторы что меняют, куда переставляют и т.д. Помню только что на ассемблере реализовать всю это логику оказалось очень трудно, нужно было много всего держать в голове и учитывать, и уже через месяц после готовности, сам перестал понимать как работает эта штука : )

Из плюсов нового драйвера для Стенок получился редактируемый самими стенографистками словарь часто употребляемых слов и выражений, набираемых по сочетанию клавиш, типа "Назарбаев", "вынес не рассмотрение" и т.д. Сочетания клавиш для этого словаря тоже можно было выбирать.

---
Дмитрий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 13:40 (ссылка)
Ну вот, ты гораздо лучше меня все помнишь :)

Нашел у себя старые файлы, словарь выглядел примерно так:
должн = m1 + m4 + r2
Координационный совет = m1 + m4 + r3
промышлен = m1 + m5
так например = m1 + r1 + r2
в том числе_ = m1 + r1 + r3
производств = m1 + r2
производительност = m1 + r3
программ = m3 + m4
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ = m3 + m4 + m5
Республики Казахстан_ = m3 + m4 + r2
Кабинет Министров_ = m3 + m4 + r3

---
Стас
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
GenuineLera   обратиться по имени Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 23:56 (ссылка)
)) Ну вот, проявилась аж целая группа сплоченных айтишников с уникальным опытом и информацией о нём. Здравствуйте, Дмитрий и Стас! Спасибо за рассказ, очень, очень интересно!

Болгарским электронщикам, с завода-изготовителя, а возможно, и программистам - даже посочувствовала. Когда подумаешь, сколько люди, оказывается, работали, меняя базовые подходы в поисках наиболее перспективного, - а в итоге машина всё-таки "не_пошла"... Но с точки зрения пользователя, наборщика, основная уязвимость была в самом инструменте набора, т.е. в клавиатуре, - а вот ее, к сожалению, никак не_совершенствовали...

И даже не_предполагала, что при такой клавиатуре детище болгарских придумщиков обеспечивало реальные подвиги в работе. Богат же Казахстан талантливыми стенографистками! где же они учились? сколько времени учились? а где они сейчас?.. Мое почтение и восхищение!
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 23:56 (ссылка)
Пыталась подобрать расшифровку для обозначений, но "туплю". :) Т.е., если m = middle, а r = right, то должен был бы быть и l = left? А раз нет, то, наверное, иначе расшифровывается.
Не вспоминается ли что-нибудь на эту тему?..
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 10 Ноября 2009 г. 14:04 (ссылка)
Вспоминается вот что:

С одной стороны (вероятно слева) был блок клавиш для согласных C1, C2, C3, C4, C5, C6, C7, C8

С другой стороны (соответственно справа) был блок клавиш для гласных V1, V2, V3, V4, V5, V6, V7, V8

Рядом c каждым из блоков располагались модификаторы M1, M2, M3, M4 и M5, M6, M7, M8

Были еще отдельные симметричные переключатели регистров под большие пальцы рук R1, R2, R3 и еще какой-то переключатель SL1, возможно было что-то еще.

Каждая клавиша согласных выдавала разные буквы в зависимости от нажатого регистра, для примера возьму C8, эта клавиша (к примеру) выдавала 'д' - при нажатом R1, 'г' - при нажатом R2 и букву 'ц' - при нажатом R3.

Та же клавиша C8 плюс SL1 выдавала ',' или например C8 + SL1 + R2 = ';'

В общем там была какая-то специально разработанная методика что, как и рядом с чем располагать, основанная на исследовании текста на этом языке (по крайней мере для русского языка было так).

Еще было, что несколько клавиш, гласные и согласные, можно было нажимать одновременно, они имели свои приоритеты и выстраивались сразу в правильные слоги.

Если смотреть на то, как работали опытные стенографистки - не было ощущения тарабанящих пальцев, как у машинисток, а они скорее мягко ощупывали клавиатуру Стеноки, как лепят кусок пластилина, но текст набирался очень быстро.

---
Дмитрий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 12 Ноября 2009 г. 02:01 (ссылка)
Оу, еще каких-то восемь модификаторов - это мною невиданное? Неужели добавили таки в клавиатуру?!..

- Если да, то тихая сенсация для меня.

В мое время - слева располагался блок гласных, а справа блок согласных.
Регистровые клавиши под большими пальцами - были.

Систему обозначений в сообщении Стаса теперь поняла, т.е. что означают "r", "m" и прочие. :)
- - -

Выходит, модификаторы как самостоятельные клавиши для сокращений - использовались очень активно.

Тем более стало интересно узнать, где же эти модификаторы располагались.

- А, может быть, это клавиши над согласными и над гласными? В той модели "Стеноки", на которой проходила опытная эксплуатация у нас, они работали так: на правой руке - ввод пробела, на левой руке - напечатать гласную ПЕРЕД согласной (а не_после, как стандартно полагалось в "Стеноки" для аккордов).
Ответить С цитатой В цитатник
GenuineLera   обратиться по имени Четверг, 12 Ноября 2009 г. 02:04 (ссылка)
Исходное сообщение Дмитрий
Если смотреть на то, как работали опытные стенографистки - не было ощущения тарабанящих пальцев, как у машинисток, а они скорее мягко ощупывали клавиатуру Стеноки, как лепят кусок пластилина, но текст набирался очень быстро.

Потрясающий факт, и замечательное описание его! Спасибо, Дмитрий!!

Эти стенографистки смогли научиться до реально быстрой скорости. Вот так так!..

...Но почему же использование машин для стенографирования заседаний казахстанского правительства прекратилось? :(
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 07 Июля 2010 г. 17:33 (ссылка)

Ответ на комментарий GenuineLera

Создатель Стоянов умер 2008 или 2007 года, не помню точно, было месьц юни. Я буду писать по руско-болгарски, потому что хорошо понимаю русски, но не могу писать/говорить хорошо.
Я познакомился с Стоянов лет вперед его смерть. Он работал на новою "машину", но ета была новая клавиатура. Идея была продать лиценз. А история такая: Стоянов стенография не волновала никак. Он получил очень много денег и воспользовалься чтобы будет "царь". Хотел увеличить количество женщин в стенографской професии, но болше того вытеснить стенографоф с новыми стенотиписками. Больше женщины ето означало больше секс, как мне говорили. Я свидетель не был, но... Нашумили в пресс как ета машина работает и осваивается очен быстро. Одна из его учениц "работала" в парламенте, не зная клавиатуру (она рассказывала ето мне), а другие скритые делали протокол... Ето была успешная демонстрация.
Проблем был в том, что Стоянов давал деньги всяких сотрудников на стенографических статии, материалов и т.п., но не давал парашютистам-бюрократам-номенклатурчиков. Ето не понравилось им и они сделали "вето". Начинался судь по неправомерное осваивание денег; начинался натиск свидетелей чтобы свидетельстват против него. Ничево не добились, но разработка была остановена. Сынь Стоянову заболел и понадобилось лечить его вне Болгарии. Насколько Стоянов был подсудимь в етот момент, а сын был неполнолетный (не было 18 год), Стоянов надо было ехат с ним, но не позволили. Сын умер (остался другой). Я не знаю ето ли причина, но говорят что после етого он променился.
Он не престал говорить на наших собраний что ручная стенография - ето вещь умеревший ("умряла работа" по болгарски). Все что я хотел было отговорить на писмо из Японии, но ничто не получилось. Трудно написать по русски.
Машина използуется в президенство.
Если вопросы, пишите на емаил antonarset@abv.bg
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
GenuineLera   обратиться по имени Воскресенье, 04 Февраля 2018 г. 04:40 (ссылка)

счетчик посетителей сайта




660918
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: 1 [2] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку