К 90-летию со дня рождения Михаила Жванецкого |
Сегодня, 6 марта ,исполняется 90 лет со дня рождения писателя-сатирика Михаила Жванецкого.
Люди не перестают цитировать его меткие высказывания, он жив в народной памяти.
"Человек по-настоящему свободен только наедине с собой, но даже это получается у единиц. А я по-настоящему свободен только, когда я пишу", – говорил Жванецкий. Его творческий путь начался с приглашения Аркадия Райкинаа поработать завлитом Ленинградского театра миниатюр. Уже в 1969 они вместе поставили программу "Светофор", в которой прозвучали популярные миниатюры авторства Михаила Михайловича. В этом же году известность получил монолог "В греческом зале".
В 1970-м Жванецкий организовал театр миниатюр в Одессе. С 1972-го по 1974-й работал режиссером-постановщиком объединения "Росконцерт". Кроме того, Жванецкий сотрудничал с "Ленконцертом". А в 1978 году был принят в Союз писателей СССР. По его произведениям с 1988-го в Московском театре миниатюр ставились спектакли: "Моя Одесса", "Политическое кабаре", "Искренне ваш" и др.
Михаил Михайлович выступал с сольными концертами, по его текстам сняли четыре серии мультфильма "Контакты…конфликты", также он вел программы "Простые вещи" и "Дежурный по стране". Афоризмы сатирика ушли в народ, и каждое новое поколение возвращается к его творчеству.
Этот сатирик всегда вызывал расположение зрителя. Его появление на сцене означало: будет смешно. Хотя почти всегда — о грустном. Он прожил яркую и, вероятно, счастливую жизнь, потому что любовь его читателей и зрителей безгранична даже сейчас, когда он может улыбаться только с экрана.
Добрый и саркастичный, он мог первым посмеяться над собой и невольно учил этому других. Образец юмора, культурный парадокс, всенародное интеллектуальное достояние.
Аркадий Райкин, Сергей Юрский, Любовь Полищук и другие артисты были исполнителями его сатирических миниатюр. Выражения и фразы «Тщательней надо, ребята…», «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!», «Талантов масса, работать некому» и многие другие стали народными афоризмами, без которых русский разговорный язык не был бы настолько самобытным.
И после того как не понял сложного и не осуществил, начинаешь открывать простые вещи:
Что спать на воздухе лучше.
Что жить среди зелени лучше.
Что надо поднять упавшего.
Что надо впустить в дом переночевать.
Что надо угостить каждого, кто вошёл.
Что надо принести, если попросят.
Что надо заплатить первым.
Что надо сварить бульон для больного, даже чужого.
Что надо не раздражаться на раздражение.
Землю надо любить. Воду надо любить.
Чистый воздух надо любить.
Детей надо захотеть.
Бросить всё лишнее. Выбросить хлам.
Остаться с одной женщиной.
Смеяться, если смешно. Громко.
Плакать, если больно. Тихо.
Оскорбить может только плохой человек. Хороший уйдёт от твоей обиды.
Надо восстановить свой род и посмотреть, кто там был, чтобы знать откуда.
Не стесняться ходить к врачам.
Ходить на могилы.
Смерть есть смерть.
И до неё какое-то время.
И так как на носу праздник 8 марта, то хочется вспомнить блестящий его монолог о женщинах
K тому, что в нашей стране исчезают отдельные люди, мы уже привыкли. Но у нас внезапно исчезло целое поколение.
Мы делаем вид, что ничего не случилось. Пропадают женщины. Пропадают женщины после пятидесяти.
Они исчезли с экранов, они не ходят в кино, они не появляются в театрах. Они не ездят за границу. Они не плавают в море.
Где они? Их держат в больницах, в продовольственных лавках, на базарах и в квартирах.
Они беззащитны. Они не выходят из дому. Они исчезли. Они не нужны. Как инвалиды.
Целое поколение ушло из жизни, и никто не спрашивает, где оно. Мы кричим: «Дети – наше будущее»!
Нет. Не дети. Они – наше будущее. Вот, что с нами произойдет.
Всю карьеру, всю рекламу мы строим на юных женских телах и на этом мы потеряли миллионы светлых седых голов.
Почему?! Как девицам не страшно? Это же их будущее прячется от глаз прохожих.
Много выпало на долю этих женщин.
Дикие очереди, безграмотные аборты, тесные сапоги, прожженные рукавицы.
И сейчас их снова затолкали глянцевые попки, фарфоровые ляжки, цветные стеклянные глаза.
Юное тело крупным шепотом: «Неужели я этого недостойна?» Ты-то достойна. Мы этого недостойны. Мы достойны лучшего.
Мир мечты заполнили одноразовые женщины, которых меняют, как шприцы.
Поддутые груди, накачанные губы, фабричные глаза. Все это тривиально-виртуальное половое возбуждение, от которого рождается только визит к врачу.
Вы представляете стихи об этой любви?
Мы изгнали тех, кто дает стиль, моду, вкус к красоте, изящной словесности, кто делает политиков, кто сохраняет жизнь мужей.
На них кричат в больницах: «Вы кто, врач?» «Я не врач, – говорит она тихо. – Но я борюсь за жизнь своего мужа, больше некому в этой стране».
Они, эти женщины, сохраняют для нас наших гениев. Потеряем их, уйдут и их мужья, люди конкретного результата.
Останутся трескучие и бессмысленные политики и несколько олигархов, личная жизнь которых уже никого не интересует.
Они ее вручают в совершенно чужие руки. Вопрос только в том, станет ли иностранная медсестра за большие деньги временно любящей женой.
В тридцать лет останутся только ноги, в сорок глаза, в сорок пять уплывет талия, в пятьдесят всплывут отдельные авторши отдельных женских детективов, в пятьдесят пять борцы за присутствие женщин в политике, а в шестьдесят исчезнут все.
Хотя именно эти исчезнувшие женщины создают королей и полководцев. Они второй ряд в политике. А второй ряд в политике главный.
Они оценивают юмор, живопись, архитектуру и все сокровища мира, а значит, и оплачивают их через своих мужей.
Я этим летом на одном благотворительном концерте увидел их. Я увидел исчезнувшее в России племя, племя пожилых дам стройных, красивых, в легких шубках и тонких туфлях и их мужчин, чуть постарше.
Это была толпа 60, 65, 70, 80, 85-летних. Они хохотали и аплодировали, они танцевали и играли в карты. Они заполняли огромный зал с раздвижной крышей.
Это были не олигархи, не министры, не короли. Это были женщины, лица которых составляют герб Франции.
Определить талант очень просто – вы смотрите, какая женщина возле него. Возле Пушкина, возле Высоцкого, возле Есенина. Потом вспоминаете, какая женщина была возле Брежнева, возле Хрущева, возле Сталина. Не было их у них! Всё было у них, а этих людей у них не было! Вот я и говорю: ты сам такой, какая женщина возле тебя!
Из жён надо выбирать весёлых.
Из весёлых – умных.
Из умных – нежных.
Из нежных – верных.
И терпеливых.
И терпеливых!
Светлая память великому писателю сатирику Михаилу Жванецкому
Рубрики: | Литература Памятное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |