-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233528


Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти(7): Последние годы жизни(1540-1564)

Суббота, 24 Февраля 2024 г. 21:23 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Эжен Делакруа. «Микеланджело в своей студии» (1850)

Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них — Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини, Якопино дель Конте (1544—1545 г., Галерея Уффици), Марчелло Венусти[ (музей в Капитолии), Франциско д’Оланда (1538—1539 г.), Джулио Бонасоне (1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением

 фрагмент изображения: Асор и Задох (Микеланджело)

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда 

Картмаксимум «Микеланджело. Автопортрет. Лувр. Париж», СССР, 1975 (ЦФА [АО «Марка»] № 4438). Гашение первого дня: «500 лет со дня рождения Микеланджело», Москва, Почтамт, 27.02.1975

«Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (…). Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (…). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (…). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (…) скуластое лицо со впалыми щеками.»

Марка СССР. Автопортрет Микеланджело (Лувр, Париж). Художник: Г. Комлев.Через год исполнится 550 лет со дня рождения

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности 

Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета , однако, по мнению исследователей, в ряде его работ имеются возможные изображения художника. Среди них — «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд»), Святой Никодим в «Пьете II» 

 

Портрет кисти Себастьяно Пьомбо.1520

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст  

 голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы

лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд»)...да,в самокритике ему не откажешь

В 1520—1540 годах Микеланджело работал над архитектурным и скульптурным комплексом капеллы Медичи во Флоренции, а также проектировал и строил библиотеку Лауренциана.

Скульптуры Капеллы Медичи

Лестница вестибюля Библиотеки. 1555—1571. Б. Амманати по проекту Микеланджело

Изгнание Медичи из Флоренции в 1527 году остановило эти работы: патриот и республиканец в душе, Микеланджело примкнул к народному движению, был назначен главным инспектором укреплений Сан-Миньято, Пизы, Ливорно и Феррары и хотя, самовольно покинув свой пост, уехал было в Венецию с намерением удалиться во Францию, однако вернулся в свой родной город и оказал ему важные услуги при его осаде имперскими войсками. Падение Флоренции грозило художнику смертельной опасностью, от которой его спасли только общее уважение к его таланту и желание папы Климента VII окончить устройство капеллы Медичи.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы - для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.


Мадонна Медичи. 1521—1534
итал. Madonna Medici
мрамор. Высота 2,26 м
Капелла Медичи, Флоренция, Италия


Мадонна Медичи ( Мадонна с младенцем) — мраморная скульптурная группа, изображающая Богородицу с младенцем Иисусом, созданная Микеланджело в течение 1521—1534 гг. Эта группа была предназначена для Капеллы Медичи.Мадонна Медичи, по мнению Михаила Либмана, может считаться одним из самых прекрасных образов Богоматери, созданных МикеланджелоМадонна сидит, держа на коленях младенца. Правая рука отведена далеко за спину и опирается на сиденье. Левая рука поддерживает ребенка, который полностью отвернулся от зрителя и ищет грудь матери, чтобы напиться молока. Его тело изображено в резком изгибе, тогда как мать, кажется, движется вперед[а]. Голова Мадонны склонена налево, а её взгляд — направлен в никуда 

В целом композиция напоминает ранний барельеф Микеланджело Мадонна у лестницы.Это была одна из первых статуй, которые Микеланджело сваял для Старой ризницы капеллы Медичи. К 1526 году она все еще не была закончена, а уже в 1534 году скульптор уехал в Рим, и в Флоренцию не вернулся. Восстановлением статуи занимался Николо Триболо.Мадонна Медичи расположена по центру стены, напротив алтаря. Фигуры Лоренцо и Джулиано Медичи обращены к ней.В отделе копий и слепков Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть зал копий скульптур Микеланджело, где размещен и мраморный слепок с Мадонны Медичи 

 
Новая сакристии церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Лоренцо II Медичи

Микеланджело работал над статуей в 1524—1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526, а окончательно статуя была доработана в 1534. По Вазари, Микеланджело установил в нишах статуи военачальников («Лоренцо» и «Джулиано») ещё до отъезда в Рим.

Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая придаёт «величия». «Лоренцо» изображён в глубокой задумчивости. Его поза очень расслаблена и ленива — левая рука подпирает голову, а правая — небрежно опирается на правое бедро, ладонью наружу. Левый локоть военачальника опирается на копилку, украшенную головой фантастического зверя, а в руке зажат кошелёк. На голове у «Лоренцо» — зооморфологический шлем, который затеняет его лицо, и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим. Лазарев трактовал эту тень как подчёркивание тяжести размышлений герцога. Статуя, в частности голова, несколько менее завершена, чем «Джулиано». Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы.


Рафаэль. Портрет Лоренцо II Медичі
Вазари эту статую описывал так:« (…) задумчивый — это герцог Лоренцо, с умным лицом и такими красивыми ногами, что лучших и не увидишь »По Либману, «Лоренцо» «находится в состоянии глубокого оцепенения. Он далёк от мирской суеты и живет себе своей жизнью»Лазарев подчёркивал чрезвычайное благородство фигуры «Лоренцо» и писал, что указательный палец левой руки, приподнятый к губам «символизирует молчание»Лоренцо Великолепный изображён сидящим на троне. В руках у него книга, как символ знаний и мудрости. За спиной муза озаряет поэта своим присутствием и вселяет творческое вдохновение. Муза держит пергамент, на нём высечены три принципа: "Patriae decus, familiae amplitudo, incrementum atrium" - "польза Отечества, величие семейства, возрастание искусств", которыми он руководствовался во всех делах.

«Утро» («Рассвет», «Аврора») — мраморная статуя, изображающая аллегорию Утра (или Рассвета), созданная Микеланджело в течение 1526—1531 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.Микеланджело работал над статуей в 1526 — 1531 гг. По Эрпелю, окончательно статуя была доработана в 1531, вместе с «Ночью». В 1534 Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуры и не завершив гробницу

Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Женщина полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку, а левая, согнутая в локте, замерла в движении, почти касаясь изогнутой левой ноги. У неё полузакрыты глаза и приоткрыт рот. Голова повернута к зрителю и склонена на правое плечо. Под грудью у неё завязана лента, которая является символом рабства

 

«Вечер» — мраморная статуя, изображающая аллегорию Вечера (или Сумерек), созданная Микеланджело в течение 1524—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.

«Вечер» — пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня», что контрастирует с полированной поверхностью тела.Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится, и «Вечер» ляжет ровно и горизонтально. По Виктору Лазареву, «словно пытаясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся затянутыми паволокой, Микеланджело сознательно оставил незавершенными лицо, руки и ноги»

 «Ночь».ок. 1526—1534

 

«День»  — мраморная статуя, изображающая аллегорию Дня, созданная Микеланджело в течение 1520—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Джулиано Медичи в капелле Медичи.

  

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см. По одной из версий, первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако вероятнее, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529—1530 годах, когда он нашёл убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетённое состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году. 

 

Дух победы ( Победа, Победитель) — статуя Микеланджело, созданная в период между 1532—1534 гг. Эта скульптурная группа изображает молодого и высокого юношу, возвышающегося над стариком. Левое колено юноши упирается в побежденного, а правая рука — словно поднимается для удара. Статуя отмечается необычными пропорциями — голова юноши невелика, что ещё больше подчеркивает длину его тела, особенно если смотреть на неё снизу вверх.Возможно, что первоначально эта скульптурная группа предназначалась для Гробницы папы Юлия II, однако она оставалась во флорентийской мастерской Микеланджело до самой его смерти. Даниэле да Вольтерра хотел установить её на могиле художника.Однозначно также неизвестно, является ли статуя завершенной, или относится к технике «non finito»

 

«Брут» — мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг. Донато Джанотти, гуманистом республиканских убеждений, который считал «тираноборца» Брута своим кумиром. Первым владельцем произведения был кардинал Никколо Ридольфи (1501-50).

Данное творение показывает, как далеко зашло изучение и усвоение достижений древнеримской скульптуры в Италии на новом этапе. Произведение несёт и интересную композицию, и новую идейную нагрузку, далекую от декоративности. Именно обращение к образу убийцы римского диктатора ради восстановления республиканского правления имело антитираническую окраску и приобщало мнение современников к недавним политическим событиям, к восстановлению тиранической власти Медичи во Флоренции. 

Юлий II (на саркофаге)

 

Флорентийская пьета.Опера-дель-Дуомо,Флоренция

 

Пьета Палестрины (итал. Pietà di Palestrina) — итальянская мраморная скульптура эпохи Высокого Ренессанса.

Скульптура была создана около 1555 года. Её создание приписывается Микеланджело, но в настоящее время принято считать, что завершил её кто-то другой: Никколо Менгини или Бернини. Так или иначе, атрибуция остаётся спорной.

Скульптура представляет собой три фигуры: Иисуса Христа, Девы Марии и Иоанна Богослова. Название «Пьета Палестрины» она получила потому, что ранее находилась в церкви Святой Розалии в Палестрине. В 1936 году была передана государству. С 1940 года находится в собрании Академии Изящных Искусств во Флоренции, Италия

«Пьета Ронданини»-по мнению британского скульптора Генри Мура, в статуе — «все восемьдесят девять лет жизни Микеланджело»Замок Сфорца, Милан

Пьета Ронданини — последнее, незаконченное скульптурное произведение Микеланджело Буонарроти — пьета, находящаяся в специальном музее «Пьеты Ронданини» замка Сфорцеско в Милане. Название Ронданини связано с тем, что скульптура долгое время находилась во дворце Ронданини в Риме

«Леда и лебедь».Копия работы Микеланджело.Дворец Фонтенбло, Франция (до 1536)

Джакопо Понтормо. По Микеланджело«He тронь меня».Утрачено

«Обращение Апостола Павла».Капелла Паолина, Ватиканок. 1542—1545

«Распятие Святого Петра»— фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина Одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Фреска написана в период 1546—1550 гг. по заказу папы Павла III. Фреска отличаются мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело.

Строить капеллу начали в 1537 году и точная дата начала и конца работы Микеланджело над фреской неизвестны, однако в 1550 году две фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше. Кроме фрески «Распятие Святого Петра» Микеланджело написал для капеллы фреску «Обращение Савла». Капелла Паолина с двумя фресками расположена вне ватиканских музеев, рядом с личными покоями Папы Римского. Капелла Паолина, в отличие от Сикстинской капеллы и собора Святого Петра, недоступна для туристов.

В Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами сохранилось несколько эскизов итальянским карандашом к «Распятию апостола Петра».

После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре  

 

Бюст Микеланджело (Даниеле да Вольтерра, 1564)

Смерть и погребение
За несколько дней до смерти Микеланджело в Рим прибыл его племянник, Леонардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федерико Донати.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниеле да Вольтерра, Диомеде Леоне, врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, а также слуга Антонио Францезе. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным»

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.

======================================

Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002.
Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла = фр. Vie de Michel-Ange. — М.: Известия, 1992. — С. 71 —197. 

Сомов А.И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002.
П. Д. Баренбойм. МАРИЯ В ИСКУССТВЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО: Мадонна Британского Музея, М.: ЛУМ, 2018.
Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.
Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. 

продолжение следует...

Рубрики:  искусство/Скульптура
живопись, графика, акварель/Религиозная живопись
живопись, графика, акварель/Архитектурная живопись
живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2024 г. 22:19 (ссылка)
Настоящий гений эпохи Возрождения! Создать столько великих произведений за одну только человеческую жизнь!
Благодарю, Майя за великолепный цикл о Микеланджело!
Процитировала в дневнике. Уютного вечера!!поцелуй!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Февраля 2024 г. 01:05ссылка
Спасибо,Лиз.Гениальный человек во многих видах искусства,проживший долгую и плодотворную жизнь и очень одинокую...несколько друзей,куча родни,которым нужны только деньги и стойкое отвращение к скульптуре...Наблюдая за реакцией восторженных юношей,учеников малеров восклицал"Глупцы Вам имя,ну чем там восторгаться"?
ГалКон   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2024 г. 22:32 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный и познавательный рассказ о последних годах Микеланджело Буонарроти. Какими плодотворными были последние года у Микеланджело! Сколько всего было создано, и это несмотря на преклонный возраст, когда уже силы человека начинают по-тихонечку оставлять его тело. Все, что создал Буонарроти - это шедевры изобразительного искусства на века! Посчастливилось и России заиметь один из этих шедевров! Низкий поклон за это Екатерине Великой!А сколько Пьет вышло из-под руки скульптора! И каждая Пьета по своему прекрасна, в каждой чувствуется печаль и боль произошедшего. Очень понравилось, что в статье ко всем работам скульптора (художника) даны подробные описания и разъяснения. Это позволяет понять цель и замысел автора. Все ли это знают? Уверена, что нет. Поэтому твой пост направлен еще и на устранение пробелов в области художественного познания. Извини, что не процитировала этот пост из Камелота, он у меня взят из твоего дневника.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Февраля 2024 г. 01:09ссылка
Спасибо,Галя.У меня уж как у матери обида,когда такие посты не вызывают интерес,ведь столько литературы приходится перерывать,чтобы черкнуть пару строк...Это я так. Жизнь такая пошла,что людям уже просто ни до чего
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Февраля 2024 г. 01:30ссылка
Ты сегодня очень поздно выставила пост в Камелот, может поэтому и мало комментариев. Уверена, что если бы ты поставила эту публикацию раньше, было бы больше читателей и отзывов.
Буала   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2024 г. 23:17 (ссылка)
Ещё раз большое спасибо Майя, за прекрасную серию публикаций о Микеланджело!
Гениальный художник и скульптор!
С удовольствием рассматривала фотографии и читала текст. Многие работы видела впервые.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 25 Февраля 2024 г. 01:10ссылка
Спасибо,Лена.Микеланджело очень любим и почитаем уже многие годы
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку