Челночный бизнес в СССР с клетчатыми сумками |
Советские люди были привычны к дефициту. Но нехватка вещей ощущалась и в постсоветском пространстве. Помогали людям одеться в приличную одежду и обуться так называемые челноки. Когда разрешили свободную торговлю, «туристы» с большими клетчатыми сумками активно устремились за рубеж, чтобы привезти пальто и куртки, платья и костюмы, сапоги и кроссовки, косметику и моющие средства, мелкую бытовую технику и даже средства контрацепции.
Памятник «челнокам» находящемся на границе с Россией в китайском городе Маньчжурия
Челноками становились, чтобы прокормить семью. /Фото: xn—80aabjhkiabkj9b0amel2g.xn—p1ai
Теплоход «Полесье» привёз из Фуюаня в Хабаровск группу «челноков». На крыше сложен багаж.
Мнение, что челночный бизнес был простым и суперприбыльным, ошибочно. Многие люди стали им заниматься от отчаяния, ведь надо было как-то кормить семью. Ситуация в стране постоянно менялась, и нельзя сказать, что жить становилось проще. Многие заводы и фабрики перестали работать, люди теряли работу. Что оставалось делать? Стать челноком. Разбогатеть удавалось единицам, так как иногда прибыль была очень скромной. Но тем не менее, это был доход.
1996
Возвращаясь с объемными тяжелыми сумками в клеточку (примета этого бизнеса), люди порой не могли поместить их в багажное отделение, настолько объем был большим. Потому очень часто можно было видеть салон авиалайнера, уставленный клетчатыми баулами. Сумки клали даже в проход. Надо отметить что экипажи самолетов обычно с пониманием относились к ситуации и не трогали челноков. Может, потому что и сами частенько подрабатывали таким образом.
оптовый рынок Лужники
Да, работа была непростой. Сбор денег, поездка, покупка товаров, тяжелые сумки, сложности с перевозкой, а потом долгая и утомительная торговля на рынке. Торговцы стояли на своих местах в любую погоду, предлагая импортные вещи посетителям. И как только большая часть была продана, цикл повторялся с начала. И так постоянно.
С челночной торговлей девяностых связано такое понятие, как «чартер», то есть рейс за рубеж, который официально считался туристическим, но по факту организовывался для оптовых закупок за границей.
Самолеты забивали сумками, в которых везли товар. /Фото: s0.rbk.ru«.За товаром иногда летали на самолетах без кресел».
В выигрышном положении были те торговцы, которые жили рядом с границей. С Дальнего Востока ездили в Китай, жители Ленинградской области посещали Финляндию. Однако самым распространенным направлением была Турция. Турецкие товары пользовались большой популярностью. Из солнечной страны везли ткани, косметику, обувь, одежду. Можно было не опасаться, что товар залежится.
Из Турции и Греции привозили кожаные и меховые изделия. Греческая «норка» была мечтой многих модниц. В аэропортах Греции за 1 кг груза взималась плата в размере двадцать долларов. В Турции же она была в 10 раз меньше. Потому челноки построили такую схему для экономии: прилетали в Турцию, после этого на автобусе переезжали в Грецию, где закупали шубы, и снова на автобусе ехали обратно, в Турцию. И уже оттуда летели домой, сэкономив на таможенной пошлине.
китайская оптовка
Люди самых разных профессии летали в Грецию за шубами. Можно было встретить даже профессоров! Когда греческие таможенники поняли, что из страны в огромном количестве вывозится товар, был введен лимит — максимум две шубы на одного человека. Тогда челноки придумали такую схему: вещи плотно скатывали и утрамбовывали после чего заматывали скотчем. Со стороны они напоминали мячи для футбола, их прятали в машинном отделении автобуса-перевозчика.
Клетчатые сумки стали символом челночной торговли. /Фото: i.mycdn.me
Но началом можно считать поездки в Польшу. В девяностые годы можно было сделать заграничный паспорт прямо на границе с Польшей всего за 20 «зеленых». Ехали туда с блоками сигарет и бутылками русской водки. Затем пробирались вглубь, где и реализовывали товар. Нередко продавали и слитое из бензобаков топливо. Обратно привозили джинсы, футболки, бытовую технику, часто производства Китая. Все стало проще, когда наладили канал непосредственно с Китаем.
Граждане, не имеющие возможности выехать за границу, закупались на оптовых рынках. Например, в Москве это были «Измайловский» («Черкизон»), «Лужники», «Савеловский» и т.д. Главным был «Измайловский», и не только в столице, но во всей стране. По сути было создано автономное торговое государство, где действовали свои правила и существовала собственная иерархия.
В некоторых городах даже установлены памятники челнокам.
Многие известные люди в свое время были челноками. Например, певица Анита Цой в своем интервью говорила, что в девяностые активно участвовала в этом бизнесе, продавая в «Лужниках» товары, привозимые из Кореи (там у нее много родственников). Цой утверждала, что за место на стадионе, где происходила торговля, приходилось платить немалые деньги.
Также участвовал в челночном бизнесе актер Сергей Плотников. Его опыт — три года торговли на так называемом «Черкизоне». Коммерческой деятельностью занималась и Ирина Салтыкова, начав с небольших палаток, расположенных на Кутузовском проспекте. Певица Наталья Гулькина рассказывала, что на «Черкизоне» приобретала недорогую бижутерию из Китая, чтобы использовать ее для создания сценического образа.
Со всей страны на оптовые рынки приезжали торговцы, закупали побольше товаров, набивали ими автобусы и ехали обратно домой, чтобы выгодно продать в глубинке свой «улов».
Со временем челночная деятельность теряла свою выгодность. Государствами вводились строгие таможенные правила, авиакомпании строго следили за весом багажа, городские власти направляли больше внимания на рыночную торговлю и начали ее контролировать. В начале двухтысячных стали возникать большие торговые центры, просторные и комфортные, с примерочными и зеркалами. Открытые рынки были обречены и вскоре перестали работать. Челночная деятельность потеряла свою актуальность.
Никто не задумался сколько женщин оставили там свое здоровье,а иногда и жизни....
Источники:
https://arzamas.academy/materials/2428
https://www.rbc.ru/life/news/63a018439a79470fbbabea26
https://www.rbc.ru/life/news/62c367409a79472a59df87b0
https://kulturologia.ru/blogs/231123/58227/
фото из свободного доступа
Рубрики: | Мой адрес Советский Союз |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |