Рукописи не горят, шедевры, как известно, не стареют, а вот их создатели… Пройдя до середины земную жизнь, они порой совершают странности, обеспечивая работой целые поколения искусствоведов.
Сергей Рахманинов переехал в Америку и порвал с юлианским календарём, да так, что стал отмечать день рождения не 1 апреля, как должно, а второго. Эта цифра навсегда осталась на его кладбищенском памятнике. Мусоргский перед смертью написал автобиографию и «омолодил» себя на целую неделю. Чтобы узнать правду, понадобилось несколько десятилетий!
Но дальше всех пошёл интеллектуал и умница Александр Бородин, учёный с мировым именем, автор «Богатырской симфонии» и нетленки «Улетай, на крыльях ветра».
Хмурое октябрьское утро 1873 года восточный красавец и любимец женщин встретил в своём доме в Петербурге, в постели и в жёсткой хандре. Опять воспалилась нога, и это надолго. Жена, как обычно, в Москве и приезжать к нему не хочет: то денег на билет нет, то шубку новую нужно прикупить, а это хлопотно, да и вообще, дела… А ему скоро 40, за окнами мужская осень. Но… может, это не точно? Может, всего лишь 39?
Эту догадку охотно подтвердили свидетели из ближнего круга: сводный брат Митя, который моложе на 11 лет и точную дату рождения знать не может, и экономка, которую композитор собирался уволить за пьянство и воровство. Она видела, как хозяин, глядя в зеркало, говорил со слезой в голосе: «Старик, совсем старик!» Почему бы не сделать ему приятное? И уважаемый учёный поверил в небылицу.
Это был тот случай, когда «вам обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». С тех пор Бородин всюду указывал в качестве года рождения 1834, а не 1833. Липовая дата появилась во всех календарях, её подхватили жена и коллеги, а после смерти композитора увековечили на памятнике в некрополе Александро-Невской лавры.
Вот так химик Бородин стал моложе на год. Другого способа остановить «это чёртово время» он не знал.
А композитор Бородин высказался о наболевшем в Первом струнном квартете, красивом и чувственном.
(в квартете ля мажор Александр Порфирьевич прямо на титульном листе указывает на изменённо процитированный им в главной партии первой части музыкальный источник: «Вдохновлено темой Бетховена».)
I. Moderato - Allegro (0:00)
II. Andante con moto (14:47)
III. Scherzo. Prestissimo (23:25)
IV. Andante - Allegro risoluto (25:20)
Он посвятил его идеальной жене, но… не своей.
Струнный квартет №1 ля мажор, посвящен Надежде Николаевне Римской-Корсаковой- (урождённой Пургольд; 19 октября 1848 — 11 мая 1919) — русской пианистке, музыковеду, композитору; жене композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Он несет в себе тон беседы с очень близкими друзьями, с которыми можно говорить на самые волнующие темы, однако нигде не преступая грани именно дружеского общения.
Первый квартет был начат летом 1874 года, когда 40-летний Бородин работал над «Князем Игорем». Его фрагменты, показанные Стасову и Мусоргскому, вызвали их порицание: музыка, а главное — форма квартета показалась чересчур европейской, слишком «культурной» и «академичной».
Времени на работу у Бородина было мало: квартет сочинялся урывками в течение всей второй половины 1870-х и был завершен на даче в Давыдово в 1879 году.