Первоначально здание музея в стиле модерн, построенное российским архитектором Федором Шехтелем в 1902 году, принадлежало миллионеру С. П. Рябушинскому. Строительство началось, когда Рябушинскому было 26 лет. В этом доме он с семьей прожил вплоть до революции 1917 года, когда все семейство подверглось гонениям и спасалось в эмиграции.
Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Степан Павлович Рябушинский — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка.
Фёдор Осипович Шехтель
Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно.Поэтому совсем неудивительно, что здание именно в таком стиле (европейский модерн) он решил заказать модному по тем временам архитектору Федору Шехтелю, построившему в начале прошлого века не одно московское здание – начиная с театров и заканчивая особняками.
Богатая фантазия архитектора Шехтеля воплотилась в каждой детали дома.
В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием.
Кирпичная фасадная облицовка, которую обвивает мозаичный фриз, массивная парадная дверь, волнообразные (словно из сказки) окна с решеткам-деревьями, фантастические узоры в арочных проемах – все это придумал московский архитектор. А в создании дизайна внутреннего интерьера вместе Шехтелем принимал участие художник Михаил Врубель.
Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь.
Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.
Территория будущей усадьбы вплотную прилегала к Малой Никитской улице, однако заказчик хотел, чтобы главный корпус имения находился в глубине участка. Чтобы осуществить идею Рябушинского, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Этот приём позволил создать воздушное пространство между улицей и особняком, зрительно отодвинув здание вглубь. В 1903 году строительство завершилось, и вскоре семья поселилась в усадьбе
В нескольких комнатах второго этажа владелец расположил свою коллекцию икон, которая считалась самой большой в России. Увлекавшийся археологией, Степан Рябушинский много времени посвящал исследованию и реставрации дониконовской иконописи и приложил немало усилий для развития этой малоизученной области искусствоведения
. В 1904 году он превратил галерею третьего этажа в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов — Алексея Васильевича и Александра Алексеевича Тюлиных. В стенах особняка они восстановили такие древнерусские иконы из коллекции Рябушинского, как «Архангел Михаил», «Одигитрия», «Митрополит Пётр» . Несколько десятков икон из коллекции мецената хранятся в Государственной Третьяковской галерее
кабинет
После Революции 1917 года семья Рябушинских эмигрировала в Италию, а особняк перешёл в собственность городских властей. Недолго в усадьбе пребывали отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел (1917—1919 годы) и Госиздат (1919—1921 годы).
Как планировка дома, так и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования подобных организаций. Через несколько месяцев после переезда заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан потребовал «предоставить для архива в особняк Рябушинского необходимые шкафы и прочие принадлежности»
В 1921-м здание было отдано в ведомство Русского психоаналитического общества во главе с профессором Иваном Ермаковым, где начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия. Он оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании:
кабинет
В 1921 году в здании расположился специализированный детский сад Детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Это было экспериментальное учреждение, созданное при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой. Место заведующей заняла видный партийный деятель и педагог Вера Шмидт. Задачей служащих являлось применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков.
Половина посещавших детский сад происходила из семей большевистской элиты: дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе, а также младший сын Иосифа Сталина Василий, — в то время как вторую часть составляли сироты. Пол ребёнка не играл роли при наборе в группы, а воспитатели призывали подопечных не скрывать своих сексуальных эмоций. «Никаких стеснений и никаких обязательств!» — писала Вера Шмидт в дневнике о своей методе
Выбор особняка на Малой Никитской не случаен: его фантастические и глубоко аллегоричные интерьеры нашли новую интерпретацию, а именно бессознательного и духовной эволюции личности. Враждебное отношение Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению, обнаруженное в документах Клары Цеткин после его смерти, а также сомнения в эффективности эксперимента привели к закрытию детского сада в 1925 году Позднее особняк заняло Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС)[
М. Горький, М. Пешков, Н. Пешкова, внучки Марфа и Дарья Пешковы, 1928 год
В 1932 году Горький окончательно переехал в СССР, где до этого проводил по несколько недель в год, с тех пор за границу его больше не выпускали. Бывший особняк Рябушинских был предоставлен ему и его семье в качестве резиденции Правительством СССР, наряду с дачами в Горках и Крыму. Именно здесь он провёл остаток своих лет вплоть до смерти в 1936 году. В 1965 году здание официально приобрело статус музея.
В 1931 году усадьба была предоставлена для проживания писателю Максиму Горькому и его семье, вернувшимся из Италии. Ещё до Революции и отъезда из России Горький с пренебрежением отзывался об особняке и называл его «нелепым». В 1931-м писатель окончательно решил вернуться в Москву и, узнав о предполагаемом месте размещения, просил своего секретаря Петра Крючкова отложить вопрос о поселении до личного приезда:
Своего мнения Горький не изменил и после переезда. В письме французскому писателю Ромену Роллану он использует тот же эпитет — «нелепый дом, но работать можно». Именно в этом особняке в начале 1932 года состоялась встреча Горького и Сталина с писателем Михаилом Шолоховым, на которой решилась судьба третьего тома «Тихого Дона» и романа «Поднятая целина».
Оба произведения было разрешено опубликовать . В октябре того же года Сталин и Горький дважды проводили ночные встречи с советскими писателями, на которых помимо известных литераторов: Михаила Шолохова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, — также присутствовали члены политбюро. Драматург Леонид Леонов вспоминает происходившее следующим образом:
Тогда же нашли поддержку идеи организации первого съезда советских писателей, а также строительства в Москве литературного института, который предложили назвать в честь Горького
В особняке за писателем было установлено пристальное наблюдение сотрудников ОГПУ: в прихожей сидел комендант И. М. Кошенков, который вёл подробную запись всего происходящего. Во время реставрационных работ в середине 1970-х годов в одной из стен дома обнаружили громоздкое подслушивающее устройство.
Историки полагают, что нежелание Сталина поселить писателя в более скромном месте было обусловлено невозможностью незаметно осуществлять наблюдение за ним на меньшем пространстве Таким образом, опасения Горького, писавшего Елене Булгаковой: «Здесь за каждой дверью есть ухо», — оказались вполне оправданными
Горький инициировал некоторые изменения в интерьере. Гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку и заставлена шкафами по периметру стен. Один из двух кабинетов на первом этаже переоборудовали под спальню Монументальный камин с полуобнаженной женщиной-бабочкой, декор которого смущал писателя, убрали из гостиной, после чего найти его не удалось. На этом месте Горький расположил коллекцию декоративных статуэток из слоновой кости — нэцкэ, — которую он собирал на протяжении последних тридцати лет жизни, а в прихожей разместились глиняные горшки, привезённые из Средней Азии
Насыщенная история особняка нашла отражение в стихотворении московского поэта Владимира Дагурова «Никитские ворота»:
А в постройке классической той,
Где березы прильнули к фрамугам,
Пил отеческий воздух Толстой,
Дома кончив «Хожденье по мукам».
Рядом экспроприирован был
Особняк в пышном стиле «модерна».
Горький лестниц его не любил:
Эх, во всем декадентство манерно
Во время Великой Отечественной войны служебные постройки усадьбы были преобразованы в семейное жильё, в 1942—1945 годах в одной из них квартировал писатель Алексей Толстой После смерти Горького в особняке осталась вдова его сына Надежда Пешкова, которая внесла существенный вклад в создание музея имени писателя. Его официальное открытие состоялось 28 мая 1965 года. Новый комплекс оказался своеобразным продолжением литературного музея Горького по улице Поварской (бывшей Воровского), дом 25, созданного в 1937-м по распоряжению ЦИК. Необходимость открытия филиала была обусловлена интенсивным пополнением музейного фонда
Экспозиция музея расположена в пяти мемориальных комнатах: библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской, — в которых сохранена подлинная обстановка и личные вещи Горького. В библиотеке на первом этаже особняка хранится книжная коллекция писателя, насчитывающая 12 тысяч томов, включая редкие дореволюционные книги по востоковедению, которым увлекался литератор. Все экземпляры расставлены в порядке, который был удобен автору для работ
Одним из важнейших направлений научной деятельности музея как одного из комплексов Института мировой литературы имени А. М. Горького является описание этих коллекций. В 1981 году был составлен двухтомный труд «Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание», представляющий собой первый перечень книг данного собрания
лампа-медуза
На втором этаже две комнаты занимает экспозиция, посвящённая годам жизни Горького после возвращения из Италии. Остальные не доступны для посетителей, так как в них хранится музейный фонд. Пространство в подвале отдано выставке, знакомящей с Шехтелем и первыми владельцами дома
В ноябре 2011 года, когда Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив сталинским высоткам
В январе 2018 года некоторые московские СМИ ошибочно сообщали, что сотрудники Третьяковской галереи планировали создать в особняке Рябушинского на Малой Никитской музей о частном коллекционировании Тем не менее это выставочное пространство планировали разместить в особняке Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, где некоторое время проживала семья Третьяковых
Стилистическое оформление особняка представляет завершённую сотериологическую концепцию. Здание имеет чёткое символическое деление: первый этаж олицетворяет подводный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Подобная планировка особняка соответствует древнему представлению о трёхчастном устройстве бытия: подводный мир, земной, небесный
Парадная лестница в форме волны символизирует бесконечное движение и с лампой-медузой, 2013 год
Её прототипом является лестница в особняке Иветт Гильбер архитектора Харвье Шелкопфа. Изогнутый парапет лестницы переходит в витраж, знаменующий встречу воды и воздуха. Атмосфера подводной жизни воссоздаётся благодаря цветовому оформлению: сочетание серо-зелёного мрамора, из которого изготовлена лестница, светло-зелёных стен и игры света, созданной с помощью соседства тонированных стёкол витражей и матового потолка
Художественное оформление особняка отличает эстетическая и символическая наполненность. Мельчайшие элементы декора в здании детально продуманы и служат единому стилистическому замыслу архитектора: дверные ручки имеют форму морских коньков, а паркет напоминает морские волны. Особенно примечательным является светильник-медуза на гребне лестницы-волны, который при взгляде сверху принимает вид черепахи.
Потолок украшает выполненная вручную лепнина, имитирующая заросший водоём
Второй этаж символизирует земной мир, наполнен аллегориями противостояния добра и зла. Это наглядно демонстрирует внушительная колонна, проходящая сквозь первый и второй этажи. Её замысел отсылает к дереву познания, которое украшают четыре лилии, символизирующие добро, и саламандры, олицетворяющие зло
На третьем этаже располагалась потайная моленная, спрятанная от посторонних глаз не только изнутри особняка, но и снаружи. Конструкция здания, которому Шехтель визуально придал двухэтажный вид, скрывает мансарду, маскируя его обильным декором и габаритными окнамиЧтобы попасть наверх, нужно было пройти по узкой галерее второго этажа и затем подняться по тёмной лестнице на третий. Этот путь олицетворяет дорогу аскезы, смирения и восхождение от земного мира к небесному в соответствии с христианской доктриной. Узкая и едва освещённая лестница символизирует трудности этого выбора
Тайное положение моленной объясняется её нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ: Рябушинские являлись старообрядцами, и до указа Николая II «Об Укреплении Начал Веротерпимости» им было запрещено иметь собственные культовые сооружения.
Однако позднее помещение также не включали в страховые описи. Рябушинские сохраняли комнату в тайне ввиду аскетичного отношения к религии, свойственного старообрядцам Комната выполнена Шехтелем в стиле раннехристианских храмов. В основании свода — небольшое окно, создававшее естественное освещение. Стены цвета красной глины расписаны узорами, которые воспроизводят звёздное небо
Самой большой комнатой особняка была гостиная на первом этаже. В центре располагался камин из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины-бабочки, распахнувшей крылья. Особенное внимание привлекает витражная картина, украшающая прихожую. Она визуально меняет цвет в зависимости от позиции смотрящего — от синего до ярко-жёлтого. Витражный пейзаж подчёркивает символическую концепцию декора дома — единение человека с природой
Рядом с прихожей находится кабинет, обильно декорированный мотивом лаврового дерева, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Бо́льшая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином
Витражи, декоративные светильники и украшения в виде морских обитателей (например, лампа-медуза) и совершенно невероятная лепнина на окнах приковывают взгляд и вызывают восхищение. Интересно, что при всей этой вычурности и пестроте ни внешний облик, ни внутренний дизайн дома не вызывают ощущения безвкусицы, а, наоборот, кажутся очень гармоничными и изысканными.
Сам Горький чувствовал себя в этом доме немного не в своей тарелке, ведь его вкусы и образ жизни шли вразрез с помпезным стилем особняка дореволюционного купца. Писатель любил, чтобы все было по-простому, без излишней вычурности и непонятных ему украшательств. Он не раз говорил, что в этом доме вроде бы все красиво – да «улыбнуться нечему».
библиотека
Но ведь не мог же он отказаться от такого подарка властей. Поэтому Горький смирился и просто обустроил все в доме под себя.
Он заполнил комнаты массивными книжными шкафами, в спальне поставил вполне обычную кровать, а в кабинет велел перенести свою «писательскую» мебель, чтобы комната была похожа на те, в которых он работал прежде, когда жил на чужбине. А еще новый хозяин поставил в доме огромный стол.
За ним часто собирались коллеги Горького – советские писатели и поэты, так что здание на малой Никитской в итоге стало чем-то вроде литературного общества. Захаживал сюда и Сталин – навестить «пролетарского писателя».
Когда же кто-нибудь из знакомых упоминал при Горьком, что этот дом – его (например, называл писателя хозяином), тот обижался и раздраженно замечал: «Какой я вам хозяин? Никаких личных домов у меня не было и нет! А это здание мне выделило государство».
Горький вообще не любил, когда его персону возвеличивали. Например, известно, что даже новость о том, что Нижний Новгород переименовали в честь него, писателя не обрадовала. Когда еще до переименования Сталин сказал ему об этой идее, которую хочет приурочить к его юбилею, литератор дал понять, что он против.
Вождь строго заметил, что это воля советской власти, и, главное, народа, и с ней ему придется считаться. Возражать Сталину было бессмысленно и даже опасно, и Горький решил просто не реагировать на этот факт.
В повседневной речи он продолжал говорить «Нижний Новгород». А на официальное поздравление с юбилеем, полученное от горьковчан, он ответил коротким письмом, в котором благодарил их за поздравление, но об переименовании даже не упомянул. Так же недоволен был Горький и тем, что его имя получила в Москве Тверская улица.
Утренние часы и почти всю вторую половину дня писатель проводил за работой в своем кабинете на первом этаже. Наверх он почти никогда не поднимался, потому что взбираться по крутой волнообразной лестнице ему было физически тяжело. В верхних комнатах жила семья его сына.
Взбираться по этой лестнице ему было тяжело.
Сейчас в особняке Рябушинского размещается музей писателя. Здесь можно увидеть и его книги, и коллекцию восточных фигурок, и любимое кресло, и чайный сервиз.Официально это уникальное здание называется «Дом-музей Максима Горького», но любители архитектуры старой Москвы все-таки чаще величают его «Особняк Рябушинского» – так звучит органичнее.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/180818/40158/
https://museum.imli.ru/muzej-kvartira/10-spalnya
https://galik-123.livejournal.com/59813.html
http://www.anothercity.ru/places/museums/196-dom-gorkogo