Памяти Эдварда Грига - "норвежского Паганини" |
Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.
Он стал своеобразным новатором в области создания музыки. Его любимыми композиторами, которые вдохновляли и заставляли продолжать творить, были Роберт Шуман, Ференц Лист, Якоб Мендельсон. Его называли "норвежским Паганинни", а семья не поняла и не приняла его любви к своей кузине, с которой он прожил всю свою сознательную жизнь в законном браке и с которой его связывало плодотворное творчество. Его музыка покорила известных в то время композиторов, подарив ему вдохновение и прославив в веках...
Имя - Эдвард Хагеруп Григ
Дата рождения – 15 июня 1843 г
Место рождения – г. Берген (Норвегия)
Профессия – композитор, дирижер, пианист, музыкальный деятель
Семья – Гесина Юдит и Александр (родители); Марен (сестра, 1837), Ингеборг Бенедикт (сестра, 1838), Юн (брат, 1840), Элизабет (сестра, 1845)
Корни - Шотландия
Дата смерти - 4 сентября, 1907 г
Место смерти - г. Берген (Норвегия)
Он родился в обеспеченной семье, чьи предки прибыли к берегам Норвегии из Шотландии по делам купеческим, но зарекомендовали себя с хорошей стороны настолько, что в течение трех поколений пребывали на посту британского вице-консула, передавай должность по наследству.
Мама будущего композитора, как было и положено девушкам, неплохо музицировала, а Эдвард проникся игрой на фортепиано с "младых ногтей" (опять же с подачи матушки, которая помогала сыну осваивать нотную грамоту).
Поскольку Эдвард не был старшим сыном, то и необходимости в специальном образовании для продолжения семейной династии вице-консулов, для него не было. Это бремя досталось его старшему брату Юну. Эдвард же при моральной поддержке матери и материальной - отца, направил все свои силы в освоение Музыки.
Надо отметить, что появление мальчика в стенах учебного заведения стало для учителей настоящей головной болью. Во-первых, юный композитор не отличался дисциплиной. Во-вторых, его оценки и дисциплина оставляли желать лучшего. В-третьих, он постоянно и с удовольствием импровизировал на фортепиано или напевал какую-нибудь мелодию, мягко говоря, нервируя педагогов.
Его одноклассники прозвали Эдварда "Мозаком", поскольку он оказался единственным, кто ответил на вопрос учителя: "Как зовут композитора, написавшего Реквием?" Это лишний раз доказало, что Грига не интересовало ничто, кроме музыки.
Первым успехом стало его дебютное произведение, написанное Григом в 12 лет. По настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булла, которому посчастливилось общаться с юным гением, сразу после окончания средней школы мальчика отправили в Лейпцигскую консерваторию.
Он имел дерзость сомневаться в компетентности учителей и требовать перевода в другой класс к другому (определенному!) преподавателю. Эдвард окончил консерваторию с блеском и, в отличие от школы, зарекомендовал себя как усердный, талантливый ученик, но в зрелые годы без особого пиетета вспоминал свое студенческое время. Исключением стал лишь его учитель Мориц Гауптман, которого Григ считал олицетворением противоположности консерваторской схоластике.
Гисена Юдит и Александр Григ |
Его мечтой было работать в своем родном городе, но, вернувшись в Берген, Эдвард столкнулся с тем, что местные жители в силу своей музыкальной безграмотности банально не в состоянии понять, оценить и принять то, что он готов был им предложить.
Поэтому Григу пришлось отправиться в Данию в Копенгаген, считавшийся столицей передовых музыкальных веяний. Здесь он нашел свою любовь и постоянного творческого партнера в лице своей кузины, переехал с ней в Осло (подальше от возмущенных их браком родственников) и начал свое шествие под акомпонемент своих гениальных произведений.
Эдвард Григ со своим старшим братом Юном |
Им восторгался Ференц Лист, Петр Чайковский, ему предложили пост дирижера Кристианийского (Осло) филармонического сообщества, норвежское правительство назначило Григу пожизненную гос.стипендию, а вместе со знаменитым поэтом Генриком Ибсеном Григ создал свою самую известную увертюру "Пер Гюнт".
Его музыка покоряла и ценителей, и обывателей. И многие деятели искусств с удовольствием "цитировали" его произведения в современных проектах.
Так, композиция "Танец троллей в пещере подгорного короля" звучит в диснеевском мультипликационном фильме "Танец скелетов" (1929).
Тот же Карл Столлинг нередко включал фрагменты произведения Грига "Утро" в качестве звуковой темы для утренних сцен фильмов.
По рассказу Братьев Гримм был снят телеспектакль "Разноцветный трубочист" (1957), где использовалась музыка Грига.
В 1970 году на телеэкраны вышел мюзикл "Песнь Норвегии" (1970). В основе сюжетной линии лежала жизнь композитора, поэтому неудивительно, что практически весь музыкальный ряд был выстроен из произведений Эдварда Грига.
Рок-группа Rainbow в 1995 году выпустила песню в стиле хард-рок под названием "В пещере горного короля".
Российская пейган-металл (направление, часто использующее элементы язычества) группа Butterfly Temple в своей композиции Vikingtid также использует тему произведений Грига.
В драме "Лолита" (1997) по мотивам произведения В.Набокова, в которой снялись актриса Доминик Суэйн, актер Джереми Айронс, актриса Мелани Гриффит (бывшая супруга актера, музыканта, парфюмера Антонио Бандераса и дочь актрисы и "лица" Gucci Типпи Хедрен), композитор проекта Эннио Морриконе использовал первую часть фортепианного концерта Эдварда Грига.
Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.
Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп
«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, — пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.
Интересные факты
Звонок с того света
Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:
— Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!
От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.
Куда положить орден?
Однажды король Норвегии, страстный поклонник музыки Грига, решил наградить знаменитого композитора орденом и пригласил его во дворец. Надев фрак, Григ отправился на приём. Орден Григу вручал один из великих князей. После вручения, композитор сказал:
— Передайте его величеству мою благодарность и признательность за внимание к моей скромной особе.
Затем, повертев орден в руках и не зная, что с ним делать, Григ спрятал его в карман фрака, который был пришит сзади, в самом низу спины. Создалось неловкое впечатление, что Григ засунул орден куда-то себе в задние карманы. Впрочем, сам Григ этого не понял. Зато король очень обиделся, когда ему доложили, куда Григ положил Орден.
Чудеса бывают!
Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:
— Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:
— Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.
— ''Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! — в великом изумлении сказал Григ. -
— Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!
Взаимные похвалы
Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
— Вы мне его сыграете?
— Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.
— Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.— С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
— Великолепно! Непостижимо…
— Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный,— добродушно улыбнулся Лист.
Фото: Фотобанк Лориfamousbirthdays.com, thefamouspeople.com, cs.wikipedia.org, griegmuseum.no, de.wikipedia.org
Рубрики: | Музыка/Классическая музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |