liudmila_letoвсе записи автора«... У Бетховена есть одно произведение, которое сильнее и ярче, чем это могли бы осуществить исторические исследования, «перебрасывает мост» от симфонического творчества венских классиков к классицистическому стилю Люлли.»
(В. Конен, «Путь от Люлли к классической симфонии».
Фрагмент статьи в сборнике «От Люлли до наших дней» М.: «Музыка», 1967)
Восьмая симфония, которую мы услышим, обычно считается самой маленькой из зрелых симфоний Бетховена из-за ее короткой длины, более легкого тона и частого возвращения к музыкальным стилям и формам восемнадцатого века.
Бетховен сочинил эту симфонию всего за пять месяцев. Помимо своего скромного объема, она отличается простой инструментализацией, которую композитор в последний раз использовал десять лет назад в своей второй симфонии. Восьмая симфония - каноническое произведение как по своей форме, так и по духу, возвращение к старой доброй традиции венской классики.
Если бы Гайдн, умерший всего за несколько лет до этого, услышал их, он непременно воскликнул бы: „именно так и должно быть! Как я всегда говорил? Правила надо соблюдать!“
Сегодняшний оркестр был основан на базе Львовской Национальной Музыкальной Академии с вековыми традициями. Свою миссию оркестр видит в формировании высокого статуса украинской культуры на мировой музыкальной сцене. Транскрибированная для октета и литавр, Восьмая симфония становится особенно фееричной. Испытайте это на себе!
Место исполнения - Трамвайное Депо Львов-Станция Лем.Три одноэтажных кирпичных здания, из которых одно известно с 30-метровой дымовой трубы коронован, были в конце 19 века. Века воплощением технического прогресса во Львове. Отсюда сто пятьдесят лет назад поступали на службу в город электрические трамваи. Здесь же находилась и первая Львовская электростанция. Сегодня трамвайное депо является одним из самых значительных и необычных концертных мест в Украине.
Симфония № 8 Фа мажор, op. 93
Allegro vivace e con brio
Allegretto scherzando
Tempo di Menuetto
Allegro vivace
Танцевальность играет немаловажную роль во всех четырех частях Цикла. Даже первое сонатное аллегро начинается как изящный менуэт: главная партия, размеренная, с галантными поклонами, четко отделена генеральной паузой от побочной партии. Побочная не составляет контраста к главной, а оттеняет ее более скромным оркестровым нарядом, изяществом и грацией. Комический эффект содержится в последних тактах, совершенно неожиданно завершающих часть приглушенными перекличками аккордов в градациях звучности от пиано до пианиссимо.
Столь важную обычно для Бетховена медленную часть здесь заменяет подобие умеренно быстрого скерцо, что подчеркнуто авторским обозначением темпа — аллегретто скерцандо. Все пронизывает неумолчный стук метронома. Несмотря на миниатюрность части, она построена по законам сонатной формы без разработки, но с кодой, совсем крохотной, использующей еще один юмористический прием — эффект эха.
Третья часть обозначена как менуэт. Он напоминает скорее пышный придворный танец. Особое величие придают ему заключительные возгласы медных инструментов.
В безудержно стремительном финале также царит стихия танца и остроумных шуток. Диалоги оркестровых групп, смены регистров и динамики, внезапные акценты и паузы передают атмосферу комедийной игры.