Девичья Башня - символ Баку |
Я пообещала начать рассказ о Баку – городе, который не является моим родным, но который уже почти 12 лет я люблю со всей пылкостью неофита. Я не знала, с чего начать. Даже клич друзьям бросила: вот, мол, вам список – с чего начать, подскажите. Подсказали, спасибо! Я уже начала по этой подсказке фоточки подбирать, как вдруг меня тюкнуло: а что я голову ломаю? Начну я с символа города – Девичьей башни, Гыз галасы, которая расположена в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Самый хрестоматийный вид на нее открывается с моря, с Приморского бульвара или просто Бульвара – как называют его бакинцы.
Вот она, красавица! (Фоточки все мои - кроме стрех старинных открыток).
1.
2.
Это еще одни хрестоматийный вид. Во всех проспектах почему-то любят снимать башню с этой телегой))). Ну, и я сняла!
3.
Девичья башня – самый величественный и самый таинственный памятник Баку. Это уникальное сооружение не имеет аналогов на Востоке.
Башня построена на выступе береговой скалы и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 ми диаметром 16,5 м. Толщина стен у основания – 5 м, а вверху – 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно.
Вот это схема Башни сверху:
4.
Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов в наши дни перекрыт каменным куполом с круглым отверстием.
Вот схема внутреннего строения Башни.
5.
Свет проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся снаружи вовнутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. С непривычки я шарахалась головой обо все выступы стены и лестниц, но подняться наверх – оно того стоит!
В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена керамическая труба диаметром 30 см.
Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны Башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит: «губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда». Но эта плита явно появилась на Башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, причем не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метро вот земли.
Вот вход в Башню:
6.
Скорее всего, вышеописанная плита – надгробная. Ею во время средневекового ремонта просто заделали окно в башне. Может быть, Масуд ибн Давуд – это имя мастера реставрировавшего Башню.
Чтобы датировать башню более точно, можно использовать два обстоятельства. Первый – при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Габале (древней столице кавказской Албании) и датируется I веком нашей эры. Возможно, это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-1079 годах. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы – известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел – не позднее IX-X веков.
Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев – в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке ДО нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в два этапа: нижняя часть памятника (до высоты 13,7 м) построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.
7.
Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города.
Существуют версии, что первоначально башня строилась как Храм огня (слово «Гала» – «башня» – имеет в азербайджанском языке еще и значение «разводить огонь»). Лично мне эта версия нравится больше всего, так как на территории Азербайджана долгое время существовал зороастризм – религия людей, поклоняющихся Огню. (Кстати, огнепоклонничество и зороастризм – не одно и то же. Огнепоклонничество – это более общее понятие, зороастризм же – направление в зороастризме. Это если по простому объяснять.) Зороастризм настолько процветал на территории Азербайджана, что даже ислам его не вытесни – в исламскую эпоху зороастрийцы продолжали строить свои культовые сооружения и отправлять ритуалы.
Есть мнение, что зороастризм появился именно на Апшероне – в месте, где очень часто встречаются выходы на поверхность горючего газа и горят «вечные огни».
Согласно первой версии, на башне постоянно горел огонь.
8.
Вторая версия перекликается с первой. Башня – это зороастрийская дахма, то есть башня, на вершине которой выставлялись тела умерших людей на растерзание коршунам. Такое вот своеобразное погребение… У подножия башни есть и древние ритуальные колодцы.
Третья версия – обсерватория. Доказательством этому служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день, почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании.
Четвертая версия утверждает, что башня – это волнорез, недаром непонятный совершенно выступ направлен в сторону моря, а море в старые времена подступало практически до мест, остающихся далеко позади башни. Эта версия, кстати, объясняет разницу в цвете камней внизу и сверху башни – внизу они темнее, а именно так море на камни и может влиять.
9.
Пятая говорит, что башня – сооружение сакральное, построено для координации земных энергий. Известно, что в этом месте существует аномальная зона, в которой даже воздух – и тот меняется. Доказательством тому служат многочисленные стаи ласточек и стрижей. Они буквально вьются вокруг башни. Насекомые в этом месте теряют способность летать, они словно замирают в воздухе, вот птички и кормятся без труда))) (Таких мест в Баку, кстати, несколько.)
Шестая – что это всего лишь сигнальная башня, на которой тоже горел огонь – как и в первом случае. Но ничего сакрального в этом нет – просто передача информации на расстояние. Версия ничего так себе, потому что башен на Апшероне много, и не только на Апшероне. Вот только повторюсь: у них совершенно другая конструкция, бакинская башня – уникальна!
В общем, ученые так и не пришли к единому мнению. В одном они согласны: башня являлась культовым сооружением доисламского периода.
10.
11.
12.
В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов.
В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города.
В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).
Башня неоднократно реставрировалась – в Средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз – в 60-х годах прошлого века. Недавно закончена еще одна ее реставрация.
К сожалению, во время прошлых реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.
Очень многих интересует происхождение названия – «Девичья». Это название встречается
и в названиях других башен на территории Азербайджана, Ближнего Востока, Турции и других стран. Название, видимо, означает «непокоренная», «неприступная».
С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать, пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.
(Другие варианты – от любви к принцу, за которого не дали выйти замуж, от любви к другому принцу, за которого выдавали замуж без любви. Легенд много…)
Изучая первую легенду, можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. (Что подтверждает версию башни-волнореза.)
Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму «Девичья башня». Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. «Девичья башня» называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.
Веков кровавый свет в тебе,
Года торжеств и бед в тебе,
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.
И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи,
Пусть люди слушают в тиши.
Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи –
Планета слушает в тиши.
Расул Рза, «Девичья башня»
(Расул Рза (Рзаев) (1910 1981) – выдающийся азербайджанский поэт, отец Анара, Председателя Союза писателей Азербайджана.)
А вот так выглядела Девичья башня на рубеже XIX и XX веков. Тогда между ней и морем было множество мелких построек, не являющихся исторической ценностью. Позднее их снесли.
13.
14.
Вот на этой старинной открытке, которая висит у меня дома, эти здания заметны лучше всего.
15.
Это вид на Девичью башню со стороны моря. Справа от нее – дом Гаджинского.
16.
Дом Исабека Гаджинского (1861-1918), нефтяного магната, построен в 1909-1912 годах. Этот уникальный дом был одним из тех зданий, которые сформировали неповторимый облик Баку. Он был воспринят как символическое обозначение принадлежности Баку к тронным городам, где вершится мировая история.
Исабек Гаджинский принадлежал к древнему именитому и богатому бекскому роду землевладельцев. Он и его младший брат Кязымбек – хозяева обширных поместий на Апшероне, в частности вблизи Балаханов. В отличие от большинства нефтебаронов начала ХХ века, будущий магнат был хорошо образован. Он был видным государственным деятелем, просветителем и меценатом дореволюционного Баку. Его имя было внесено в список великих граждан Империи в книге «300-летие Дома Романовых».
Дом, построенный в стиле немецкой готики, был воспринят как эпатаж – готические формы, стрельчатые окна, стремящиеся к небу башенки слишком выделялись на фоне плоских крыш азербайджанской столицы.
Это – дореволюционная фотография дома Гаджинского. Слева заметны те самые снесенные дома.
17.
Этот дом известен в Баку не только своей оригинальной архитектурой, но еще и тем, что городской фольклор сделал его предметом шуток, окрестив «домом без канализации».
Исабек Гаджинский – как меценат – в числе других прочих, кому он покровительствовал, отправил в Италию учиться на архитектора и своего племянника. Оплатил ему дорогу, квартиру, но то ли пожалел, то ли забыл дать карманные деньги. Племянник жил впроголодь. Вернувшись на родину, он спроектировал здание для любимого дяди. Проект понравился, и дом был построен. Однако племянник «не предусмотрел канализацию», и эта досадная «оплошность» обнаружилась на торжественном приеме в честь новоселья. Прикиньте, ванны, унитазы (да-да, унитазы тоже были), краны на кухне и в ванных комнатах – все есть, а труб, к ним подведенным – нет! Был скандал. Долгое время в народе этот дом называли «дом без канализации». Дядя, естественно, вызвал на ковер племянника, и тот честно во всем признался. Отношения выяснили, дружбу восстановили, канализацию построили.
А это – лазерное шоу на Девичьей башне накануне Дня Республики (28 мая).
18.
19. Картинки - самые разные: от картин известных художников до разноцветной абстракции и национальных узоров.
А это – для настроения))) Ранняя весна:
20.
Поздняя осень:
21.
Серия сообщений "Грузия, Армения, Азербайджан":
Часть 1 - Зарделась, как маков цвет...
Часть 2 - Цветущий Баку
Часть 3 - Девичья Башня - символ Баку
Часть 4 - Живопись гордого ежика
Часть 5 - Страна агатовых гор
...
Часть 42 - Вокруг Оперного театра. Ереван.
Часть 43 - Музей Эребуни в Ереване
Часть 44 - Крепость Эребуни в Ереване
Рубрики: | искусство/фотоискусство архитектура/Города и достопримечательности история путешествия культура Галопом по Европам |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Galyshenka
КЛИМ1, А почему вы считаете, что у нас платные посты. К сожалению нет - бесплатно, единственная награда -благодарность читателей. Для вас мы с удовольствием печатаем авторов. Тем более такой прекрасный пост. Будем рады напечатать и ваш рассказ например о вашем родном городе. О Москве у нас почему-то мало постов.
Да, еще просьба уважительнее относится к нашим авторам. Иначе придется удалять комментарии, что мы не любим делать. Ваши комментарии всегда интересны и придают остроту обсуждению. Большая просьба чуть-чуть уважительнее.
Исходное сообщение Galyshenka
КЛИМ1, Тогда интересно, откуда вы родом?
Т.е. вы стыдитесь своего места жительства? Почему вас удивляет, что человек просто от сердца может написать пост о тех местах, в которых живет, которые ему дороги.
Исходное сообщение Galyshenka
КЛИМ1,А почему вы выбрали Москву как место жительства. Было действительно желание туда уехать?
Исходное сообщение Galyshenka
КЛИМ1, Понятно. Просто нам сообщили, что вы сейчас в США. Нас полно иностранцев читает, и из США в том числе. Собственно и многие сообщества на ЛиРу тоже основаны в Америке и ведутся оттуда. Например Live_Memory, да и другие.
Да собственно и это сообщество было основано не без их участия. Правда они потом от нас отстали.
Я вам искренне признательна, что вы предлагали нам помощь, когда сообщество было взломано. В тот момент это желание нам помочь было очень ценно на фоне того. как один за другим рушили наши посты и не давали входа нашей хозяюшке Эльдис.
Скажу вам по секрету, что за ту фразу вам простительно все. Если вас тут и забанят. то это буду не я. Только пожалуйста, постарайтесь как-то не очень уж наших авторов обижать и доставать. У нас их и так не очень много.
Кстати Elbette, к нам тоже пришла на помощь со своими постами после взлома. Просто отклинулась помочь, хотя некоторые другие постоянные авторы ушли, посчитав нас ненадежными.
Мы умеем быть благодарными.
Исходное сообщение Galyshenka
Да ладно вам людей очернять, все равно ж не поверим.
Даже если и узнаем, то не поверим.
А вот интересно, вы вообще верите людям?
Как там, в Сан Антонио с этим?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |