Цитата сообщения kakula
Сегодня именинники

1944
Владимир Теодорович Спиваков
скрипач, народный артист СССР, создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Виртуозы Москвы».
Родился в столице Башкирии Уфе. В 1945 году семья переехала в Ленинград, где с шести лет Владимир Спиваков учился игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 13 лет получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде. В 1961 году поступил в Московскую консерваторию (класс профессора Ю.Янкелевича), одновременно был вольным слушателем в классе Давида Ойстраха. Концертирует с 1965 года. В 1970 году окончил аспирантуру.
Международная сольная карьера Спивакова началась в 1975 году. В 1979 году дебютировал в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он прошел курс дирижирования у И.Гусмана, а в США - у дирижеров Л.Маазеля и Л.Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге в 1984 году Бернастайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой он не расстается и сегодня. В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы», и с тех пор он - бессменный художественный руководитель и дирижер этого музыкального ансамбля. В 1983 году оркестр получил официальное название - Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы». В 1990 году оркестр подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и стал «оркестром, постоянно проживающим» в Испании. В июле 1989 года Владимир Спиваков впервые организовал Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени, а в 2001 году в Москве - фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Ежегодно Спиваков дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром «Виртуозы Москвы», а также как приглашенный дирижер. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой он играет по сей день.

1933
Татьяна Васильевна Доронина
актриса и режиссер. Народная артистка СССР (1981). С 1987 художественный руководитель МХАТ имени Горького.
Родилась в Ленинграде в рабочей семье. Творческая судьба с самого начала складывалась на редкость удачно. Почувствовав в себе творческое дарование, поступила во все театральные школы Москвы, но выбрала близкую ей по духу Школу-студию МХАТ, которую закончила в 1956, времени перемен, рождения новых театров и имен, нового молодого героя. Ее героиня заявила о себе сразу. Женька Шульженко – детдомовка из пьесы А.Володина Фабричная девчонка, сыгранная в 1957 в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, утверждала право на свою жизнь, свою правду. Она органичным образом влилась в ансамбль Большого Драматического театра, где ею были сыграны самые значительные ее роли. Играла почти во всех постановках Г.А.Товстоногова. С первого года появления на этой сцене, в 1959, в роли Надежды Монаховой из горьковских Варваров, стала ее солирующим голосом. Ненависть, непримиримость к пошлости – одна из сквозных тем актрисы. Ее современная героиня того периода – это Надя Резаева (Моя старшая сестра А.Володина), а также стюардесса Наташа (Еще раз про любовь Э.Радзинского).
С 1966 начался новый этап творчества. Она перешла во МХАТ, сыграв за несколько лет несколько ролей-вводов в сложившиеся спектакли: Грушенька (Братья Карамазовы Ф.М.Достоевского), Маша (Три сестры), Настя (На дне Горького). Большой успех имела в спектакле по пьесе Э.Радзинского О женщине. Лучшая роль Дорониной того времени – Альдонса из пьесы А.Володина Дульсинея Тобосская. Как актриса острохарактерная, владеющая как трагической, так и комической палитрой красок, раскрылась в театре имени В.В.Маяковского в постановках А.Гончарова Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона (1972), где сыграла Альдонсу-Дульсинею, и Да здравствует королева, виват! Р.Болта, в которой выступила в двух диаметрально несхожих по внешнему и внутреннему рисунку ролях – женственной, эмоциональной, любящей королевы шотландской Марии, и скрипучей, похожей на черепаху в жестком панцире, королевы английской, Елизаветы. Неоднократно играла актрису Машу из Трех сестер (в БДТ и во МХАТЕ), Аркадину в спектакле Чайка, поставленную в театре В.В.Маяковского в 1978 А.М.Вилькиным. А через десять лет, в конце 1980-х, уже во МХАТе имени А.М.Горького сыграла Раневскую в Вишневом саде. Сыграла с нежностью и любовью к героине, к ее дому и саду, шире – к России, страдающей на очередном историческом изломе. Актрисе был принципиально дорог первый спектакль театра, поставленный К.С.Станиславским в 1904 и отвергнутый Чеховым за излишний драматизм.
Во МХАТ Доронина вернулась в 1983. Сыграла роли: Она в Скамейке (А.Гельмана), Мамаеву в спектакле На всякого мудреца довольно простоты.(А.Н.Островский). Новая страница в жизни и творчестве началась с 1987, когда после разделения театра она стала художественным руководителем МХАТ имени Горького. Собственные постановки Дорониной: На дне Горького, первый поставленный спектакль по режиссерским тетрадям К.С.Станиславского; Зойкина квартира по М.Булгакову (1989), где она сама сыграла главную роль, содержательницы притона, Зойки; Лес Островского А.Н., в котором она сыграла Гурмыжскую, комически укрупняя образ. Она (Старая актриса на роль жены Достоевского Э.Радзинского), а также Мадам Александра (Мадам Александра по пьесе Ж.Ануйя Коломба), и наконец, Кручинина в спектакле Без вины виноватые А.Н.Островского (2000).
Фильмография: Первый эшелон (1956), Горизонт (1961), Перекличка (1966), Рабочий поселок (1966), Старшая сестра (1967), Три тополя на Плющихе (1968), Еще раз про любовь (1968), Чудный характер (1973), Мачеха (1973), Ольга Сергеевна (1975), На ясный огонь (1976).

1913
Александр Семенович Менакер
известный советский актёр, участник дуэта Менакер и Миронова, отец известного актёра кино Андрея Миронова и балетмейстера Кирилла Ласкари.
Александр Менакер родился в Санкт-Петербурге в семье адвоката Семёна Исааковича Менакера. В 1929 году поступил на актёрское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре в Ленинграде, в 1930 году перешёл на режиссёрский факультет Института сценического искусства. С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны. С 1933 года — в Ленинградском мюзик-холле, с 1934 года — актёр и режиссёр, с 1935 года — художественный руководитель в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красной Армии в Харькове. В 1936—1938 годах — в Ленинградском мюзик-холле, где выступал в дуэте с актрисой Евгенией Михайловной Фиш (женой народного артиста СССР В.П.Полицеймако). В 1939 году — в Московском театре эстрады и миниатюр, где впервые выступил с М.В.Мироновой с музыкальными юморесками. В 1942 году был постановщиком антифашистской программы «Вот и хорошо!», автором и исполнителем музыкального фельетона «Молитесь за него!». Один из режиссёров программы «Москвичи-земляки» (1942). В 1948 году, после закрытия театра, Менакер и Миронова начали выступать самостоятельно. Среди их первых совместных работ: «Московские встречи», «Знакомые портреты». Менакер и Миронова участвовали в программе театра «Эрмитаж» «Вот идет пароход» (1954) Владимира Дыховичного и Мориса Слободского. С 1954 года дуэт Менакер и Миронова — в Московском театре эстрады (до его закрытия). В эти годы Театр двух актеров — Мироновой и Менакера (директор и художественный руководитель) выпустил спектакль «Говорящие письма», обозрение «В нашем доме» (главным образом на тексты Б.С.Ласкина), спектакль «Дела семейные» (1954), основой которого стала пьеса Ласкина «Слушается дело о разводе». Заслуженный артист РСФСР (1978). Долгое время министр культуры СССР Екатерина Фурцева препятствовала присвоению Менакеру этого почётного звания. Сын Андрей Миронов (Менакер) в роли Остапа Бендера. Первая жена — Ирина Ласкари. Сын от первого брака — хореограф Кирилл Ласкари. Вторая жена — актриса Мария Владимировна Миронова. Сын от второго брака — актёр Андрей Миронов. Внучки — Миронова, Мария Андреевна (родная) и Голубкина, Мария Андреевна (приемная) — тоже стали актрисами. Внук - Кира Ласкари. Племянник А.С.Менакера (сын двоюродного брата, режиссёра Исаака Михайловича Менакера) — режиссёр Леонид Исаакович Менакер.
Умер в Москве 6 марта 1982 года.

1909
Александр Ильич Смирнов
актёр. С 12 лет Александр Смирнов начал работать учеником сапожника у кустаря, затем был рабочим и строгальщиком-инструментальщиком на заводе. В 1935 году он окончил общеобразовательный факультет особого назначения, а в 1940 году – Центральную школу киноактера при киностудии «Мосфильм». Заслуженный артист РСФСР (1977). Умер 5 июля 1977 года.
1903
Александр Георгиевич Ржешевский
российский кинодраматург. В начале 20-х гг. окончил Институт экранного искусства (Ленинград). Работу в кино начал как актер, еще будучи студентом, с 1923 г. снимался в эпизодических ролях. Первый фильм, поставленный по его сценарию – «В город входить нельзя» (1929). В 1932 г. режиссер В.Пудовкин поставил по его сценарию фильм «Простой случай». В 1933 г. совместно с Н.Шенгелая и А.Амираговым написал сценарий фильма «Двадцать шесть комиссаров» о героях Гражданской войны в Закавказье. Некоторые его сценарии не получили воплощения на экране, но вызвали большие творческие споры среди кинематографической общественности: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год» (1928), «В горах говорят» (1930), «Океан» (1931) и др., а также «Бежин луг» (1936), по которому С.Эйзенштейн снял фильм. Этот фильм не вышел на экраны (не был завершен), но в 1967 г. по сохранившимся срезкам негатива (пленка сгорела во время войны) был смонтирован и выпущен на экраны короткометражный мемориальный фотофильм о фильме «Бежин луг». Все произведения драматурга были написаны в форме «эмоционального сценария», они не давали подробного описания кадров будущего фильма, но должны были воздействовать на режиссера лирической взволнованностью автора. Эта форма вызывала одобрение многих кинематографистов, но также и возражения со стороны части критики. Умер в 1967 году.
1938
Станислав Михайлович Олефир
советский и российский писатель, член союза писателей России, автор книг посвященых природе и жизни Крайнего Севера.

1938
Валерий Арменович Саруханов
автор музыки, журналист. (брат Игоря Саруханова)
Родился в Ташкенте. Живет в Санкт-Петербурге. В 1955 г. окончил с золотой медалью школу и музыкальную школу при Консерватории по классу скрипки и приехал в Ленинград, где поступил на Конструкторский (ныне Приборостроительный) факультет ЛКИ.
В ЛКИ сразу окунулся в самодеятельность, организовал СЭТ (Студенческий Экспериментальный Театр), позже этот театр стал называться ТЕМП (Театр Молодежный Публицистический). В 1957 году написал первую песню "Вот". Эта песня исполнялась Оркестром п/у Анатолия Бадхена в ДК Промкооперации (ныне Ленсовета) в программе "А мы отдыхаем так". Судьба песни причудлива, без вмешательства автора. Ее пела Эльмира Уразбаева с оркестром Олега Лундстрема, эстрадно-симфонический оркестр радио и телевидения Узбекистана п/у Евгения Живаева (одноклассника Саруханова), потом в Ленинграде ее включили в репертуар дуэт А.Копосова и А.Свистунова и семья Копосовых.
В 1967 на 2-м Ленинградском конкурсе самодеятельной песни Саруханов был лауреатом как автор за песню "Коммунары не будут рабами" на стихи Е.Евтушенко, а также выступал с другими своими песнями. Копосов и Свистунов пели его песни дуэтом и врозь (Свистунов: "Казнь Стеньки Разина" на стихи Евтушенко из спектакля СЭТа "Братская ГЭС"; Копосов: "Бал выпускников", "На поверке" (все на стихи Е.Евтушенко); дуэт: "Коммунары не будут рабами" (Е.Евтушенко). После окончания ЛКИ в 1961 г. В.Саруханов окончил ЛВХПУ им В.И.Мухиной (1965) по специальности дизайнер, а в 1972 — ЛГИТМИК по специальности режиссер. В 1965-1973 г. руководил одной из первых в городе лабораторией промышленного дизайна. Потом перешел на преподавательскую работу, параллельно все больше вживаясь в роль сценариста и режиссера ленинградского ТВ. В 1991-1992 г. был главным режиссером телерадиокомпании "Петербург", с 1992 г. — по настоящее время профессор кафедры телевизионного искусства Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Более тридцати лет Саруханов работал на телевидении в качестве сценариста, режиссера и композитора, создал около 100 игровых, художественно-постановочных работ (сказки, спектакли, фильмы). С Копосовыми записано на музыку Саруханова около 200 песен к сказкам и спектаклям. Автор многих книг, статей по различным вопросам культуры и искусства. Валерий Саруханов был создателем и художественным руководителем ансамбля "Гренада" Ленинградского кораблестроительного института (1967-1979 гг.).
1938
Тофик Рзакулиевич Шахвердиев
российский режиссер документального и игрового кино, сценарист, оператор, фотограф, журналист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации . Родился в Баку. В 1960 г. окончил Радиотехнический институт в Таганроге, в 1970 г. - Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (мастерская кинорежиссуры В.Денисенко). Работал режиссером и сценаристом в творческом объединении «Экран» (1971-1974), на киностудиях: имени Горького (1974-1976), «Ленфильм» (1976-1978), «Мосфильм» (1980-1982), в ВПТО «Видеофильм» (1986-1991). С 1992 г. по настоящее время - руководитель НОУК "Студия ТШ" (Москва). Член Гильдии кинорежиссеров России (1988). Член Союза художников России, секция графиков и фотохудожников (1990). Постановщик фильмов "Горный Алтай", "Урок гимнастики", "Дети России", "Сталин с нами", "Умереть от любви", "Надувные шарики" из телевизионного сериала "Детство" (приз МКФ правозащитных фильмов "Сталкер", приз Гильдии кинокритиков и киноведов Союза кинематографистов Российской Федерации ; 2001), "Марш Победы" (премия "Ника", приз МКФ "Золотой витязь"; 2001), "Убить человека", "Памяти Антонио Гауди". Режиссер художественных фильмов "Двое в новом доме", "Предчувствие любви"
1919
Геннадий Алексеевич Мясников
российский художник, народный художник РСФСР (1969). Член КПСС с 1972. Родился в деревне Сосновка, ныне Пермской области. В 1938 окончил Пермское художеств, училище, в 1943 - художественный факультет ВГИКа. Работает в цветном кино. С художником М.А.Богдановым участвовал в создании фильмов: "Каменный цветок" (1946), "Мичурин" (1949), "Смелые люди" (1950), "Пржевальский" (1952), "Герои Шипки" (1955, совместно с болгарским художником Г.Поповым), "Коммунист" (1958), "Хождение за три моря" (1958, совместно с художником Ачхрекаром), "Казаки" (1961), "Гусарская баллада" (1962), "Война и мир" (1-4-я серии, 1966-1967). Был художником фильмов "Цветы запоздалые" (1970), "Посланники вечности" (1971), "Инженер Прончатов" (1972), "Дела сердечные" (1974). С 1943 преподаёт во ВГИКе (с 1960 - доцент, с 1976 - профессор. Автор теоретических работ. Награжден 2 орденами.Умер в 1989 году. Сочинения: Художник кинофильма, Москва, 1963; Работа художника кино, Москва, 1965; Очерки истории русского и советского кинодекорационного искусства (1908-1917), Москва, 1973.
1941
Виктор Алексеевич Епанешников
российский исполнитель на ударных инструментах. Стал известен в 70-е гг. как участник ансамбля «Аллегро». В 1961-1962 гг. учился в Саратовском музыкальном училище, в 1964-1967 гг. работал в эстрадном ансамбле местного театра миниатюр (театр «Микро» Льва Горелика). С 1968 г. постоянно сотрудничал с Николаем Левиновским, выступал с ним на многих фестивалях, в 1972 г. переехал в Москву, работал в ансамблях и оркестрах радио, а также в Государственном эстрадно-симфоническом оркестре Азербайджана (1975-1978). Вошел в первый состав созданного Левиновским ансамбля «Аллегро», выступал на крупнейших отечественных фестивалях (Москва, Ленинград, Тбилиси, Донецк) и за рубежом (София, Будапешт, Сибиу, Пори, Братислава). После ухода из «Аллегро» играл в трио с Тамазом Курашвили и Михаилом Окунем (1986-1993). В 1995-1998 гг. был барабанщиком в оркестре Олега Лундстрема, в то же время собирал ансамбли с молодыми московскими музыкантами (Алексеем Николаевым, Дмитрием Мосьпаном, Виталием Головневым и др.). В 2000 г. вошел в квартет «Четверо» (с Давидом Голощекиным, Гасаном Багировым и контрабасистом Сергем Хутосом).

1943
Светлана Ивановна Коркошко
российская артистка театра и кино, актриса МХАТ имени Горького, народная артистка РСФСР (1988). Родилась в Харькове. Окончила Харьковский театральный институт (1964). В 1964-1967 гг. играла на сцене Киевского академического театра имени И.Франко, театра "Современник", Областного драматического театра имени Островского. С 1967 года - актриса МХАТ. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Снималась в фильмах "Гибель эскадры", "Софья Перовская", "Братья Карамазовы", "Мертвый сезон", "Почтовый роман", "Укрощение огня", "Последнее дело комиссара Берлаха", "Круг", "Пароль "Отель Регина", "Странная женщина" и др.

1904
Гавриил Николаевич Попов
советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947) и Карельской АССР (1959). Родился в Новочеркасске. Учился в консерватории в Ростове-на-Дону, в 1922-1930 гг. – в Ленинградской консерватории по классам фортепьяно Л.В.Николаева и композиции В.В.Щербачева. Автор 6 симфоний (1932-1969; 2-я – «Родина», из музыки к фильму «Она защищает Родину», 1943; Сталинская премия, 1946), вокально-симфонические поэмы «Былина про Ленина» (1950), ряда произведений для скрипки, фортепьяно, виолончели, струнного оркестра, хоров, поэмы-кантаты «Славься, Партия родная» (1952). Известность получила его музыка к фильмам: «Чапаев» (1934), «Она защищает Родину», «Фронт» (оба в 1943), «Великий перелом» (1945), «Неоконченная повесть» (1955), «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1961) и др. Умер в Репино 17 февраля 1972 года.

1949
Ирина Константиновна Роднина
заслуженный мастер спорта, неоднократная чемпионка Олимпийских игр, мира, Европы и СССР в парном фигурном катании на коньках. Родилась в Москве. Из детской школы по конкурсу поступила в секцию фигуристов ЦСКА. С 1962 года Ирину Роднину в паре с Олегом Власовым тренировали супруги Соня и Милан Валун, приехавшие из Чехословакии. В 1963 году пара заняла 3-е место на всесоюзных юношеских соревнованиях. В возрасте 13 лет Роднина уже имела первый спортивный разряд. Чехословацкие тренеры вскоре уехали, и с фигуристской начал заниматься известный армейский тренер Станислав Жук.

В 19 лет Ирина дебютировала вместе Алексеем Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Их стали называть достойными преемниками знаменитых олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. В 1969 году Роднина выиграла свой первый титул чемпионки мира. В 1972 году вместе с Улановым выиграла золотые медали Олимпийских игр в Саппоро. Впервые выступила в паре с Александром Зайцевым на чемпионате мира-1973, где в течение нескольких минут им пришлось кататься без музыкального сопровождения, но они не прервали своей программы и закончили ее под овации зрителей. Их постоянный творческий поиск привел к созданию сложнейшей и красивейшей программы под всемирно известную русскую мелодию «Калинка», ставшей их своеобразным фирменным знаком. В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке стала двукратной олимпийской чемпионкой в паре с Александром Зайцевым. В 1978 году стала десятикратной чемпионкой мира. В 1980 году завоевала третье олимпийское «золото» на Играх в Лейк-Плесиде.

В 1975 году Роднина и Зайцев поженились, но вскоре развелись.
В 1980 году Ирина ушла из большого спорта. Работала в ЦК ВЛКСМ, затем старшим тренером в «Динамо», преподавала в Институте физкультуры. В 1990-1999 годах Ирина Роднина жила в США, работала тренером в Американском международном центре по фигурному катанию в Лейк-Эрроухед. В 1995 году воспитанники Родниной - чешская пара Радка Коваржикова и Рене Новотны стали чемпионами мира. После этого успеха Ирине была вручена персональная грамота от президента Чехии Вацлава Гавела; она приобрела статус почетного гражданина Чехии. В 1999 году Роднина вернулась в Москву, где должна была возглавить новый центр фигурного катания - «Ледовый дом Ирины Родниной», который по инициативе мэра города Юрия Лужкова планировалось построить на Дербеневской набережной. Сейчас Ирина Роднина - заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни, председатель Центрального совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия».
За спортивные успехи награждена орденами Трудового Красного Знамени, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» III степени «за выдающийся вклад в развитие физической культуры и спорта». Автор книги «Негладкий лед».

1960
Луиза Александровна Мосендз
актриса. Окончила Театральное училище имени М.Щепкина в 1981 году. Работает в театре Сатиры с 1984 года. Спектакли и роли: "Орнифль" (мадемуазель Сюпо) "Вышел ангел из тумана" (Вера)

1970
Григорий Анатольевич Багров
актёр. Окончил Иркутское театральное училище. В Московском областном Камерном театре работает с 1992 г.

1970
Наталья Юрьевна Щукина
актриса ("Дорогая Елена Сергеевна"). Родилась в Москве. В 1980 году поступила в Театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне. После образования в студии театрального класса, Наталья Щукина начала играть в спектаклях. Среди них самый известный "Приключения Тома Сойера", где она играла роль Сюзи Гарпер. В 1992 году она закончила Высшее Театральное училище имени Б.В.Щукина на курсе Ю.И.Авшарова и была принята в труппу театра ЛЕНКОМ, где и по сей день работает
1965
Алексей Викторович Свиридов (С.О.Рокдевятый)
русский писатель, сценарист компьютерных игр, издатель фэнзина "Фэн-Гиль-Дон", участник разработки игр "Аллоды", "Проклятые земли", "Демиурги", автор книг "Миры, что рядом", "Крутой герой", "Истребители. Разорванное небо" (с А.Бирюковым), "Межмировая таможня" (с Е.Власовой), "Магические штучки", пародии на эпопею Толкина "Звирьмариллион".
1950
Евгений Петрович Дорохин
врач-гинеколог, принявший первые в нашей стране роды у ВИЧ-инфицированной женщины.

1888
Морис Шевалье (Maurice Chevalier; Морис Эдуар Сен-Леон)
французский актер, исполнитель и автор эстрадных песен. Родился в Париже. В 1912-1918 годах играл в театре оперетты, затем выступал на эстраде как шансонье. Получил широкую известность в конце 1920-х годов. Шевалье создал свой стиль - сочетание песни, танца, изящного сценического движения. Непременным атрибутом сценического образа Шевалье была соломенная шляпа-канотье. Выступал в Великобритании, затем в США, участвовал в шоу на Бродвее. В начале декабря 1943 года Морис Шевалье вместе с Марлен Дитрих, Вадимом Козиным и Изой Кремер выступал в концерте для участников Тегеранской конференции. С 1911 года Шевалье начал сниматься в кино (фильм Макса Линдера «Попривычке»). В дальнейшем совмещал карьеру певца и киноактера во французском и американском кино. Снялся в фильмах «Парад любви» (1931), «Веселая вдова» (1934), «Молчание - золото» (1947), «Век любви» (1956), «Канкан» (1962), «Фанни» (1963), «Дети капитана Гранта» (1965, роль Паганеля) и других. На эстраде Морис Шевалье пел семьдесят лет, записал 300 пластинок. Когда Шевалье умер (это случилось в Париже 1 января 1972 года), президент Франции Жорж Помпиду сказал: «Его смерть для всех большое горе. Он был не просто талантливым певцом и актером. Для многих французов и не французов Шевалье воплощал Францию, пылкую и веселую». Сочинения: Ма route et mes chansons. Р., (1950); Autobiographie, Р., 1956; в русском переводе. - Мастеровой "Театр", 1974, № 7, 8, 11. Литература: Pagnol М., Carlиs R., М.Chevaliиr, Р, 1950.

1894
Александр Иванович Сашин-Никольский
актёр. С 1915 учился в Московском филармоническом училище (класс PI. А.Рыжова, И.С.Платона), выступал в подмосковных дачных театрах. В 1919-1955 - актер Малого театра. Александр Иванович проявил себя как мастер небольших характерных ролей: Ломов ("Предложение" Чехова), Яша Гуслин ("Бедность не порок"), Трактирный слуга ("Ревизор"), Федосыч ("Ледолом" по К.Я.Горбунову), Первый мастеровой ("Растеряева улица" по Успенскому). А к лучшим ролям Сашина-Никольского принадлежит роль Пикалова в спектакле "Любовь Яровая". Играя в пьесах Островского, актер раскрывал тему "маленького человека": Елеся ("Не было ни гроша"), Шмага; Бобыль ("Снегурочка") и др. Мягкий, теплый юмор окрашивает большинство образов, созданных актером,- Перчихин ("Мещане"), Тимохин ("Отечественная война 1812" по "Войне и миру" Л.Н.Толстого), Митька Юлка ("Жизнь" Панферова), Учитель ("Люди доброй воли" Мдивани). Одинаково хорошо владел музыкальными инструментами - роялем и гитарой. Великолепный исполнитель старинных романсов. В кино снимался с 1940 года. Народный артист РСФСР (1949). Ушел из жизни в 1967 году.

1859
Ольга Борисовна Нейдгардт (в замужестве – Столыпина)
жена П.А.Столыпина, праправнучка А.В.Суворова, фрейлина Её Императорского Величества императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра III). В бытность П.А.Столыпина саратовским губернатором она вошла в местное управление Российского общества Красного Креста, была попечительницей губернских детских приютов, а также саратовской Андреевской общины сестер милосердия, председательницей комитета саратовского Дамского попечительства о бедных под покровительством императрицы Марии Федоровны. Умерла в эмиграции во Франции 22 октября 1944 года. Похоронена на русском кладбище Сент Женевьев де Буа во Франции.
1860
Фелия (Васильевна) Литвин (Fйlia Litvinne; настоящее имя - Франсуаза-Жанна Шютц, Franзoise-Jeanne Schьtz; сценический псевдоним - Литвин; по мужу Литвинова)
артистка оперы (лирико-драматическое сопрано), концертная певица и вокальный педагог.
Родилась в Санкт-Петербурге. Отец был русский, мать канадка. Музыке и пению обучалась у лучших педагогов Италии. С 15 лет жила в Париже, где по совету певца Ж.Буи в течение трех лет брала уроки пения у Барт-Бандерали (Barthe-Banderali), затем у П.Виардо (начало 1880-х гг.), затем у Виктора Мореля (Maurel). В 16 лет впервые выступила в парижском зале "Плейель", где исполнила арию Леоноры ("Трубадур" Дж.Верди). В 1884 (в некоторых источниках 1882) дебютировала под именем Фелия Литвинова в партии Амелии ("Симон Бокканегра" Дж.Верди) на сцене парижского Итальянского театра (эту роль готовила под руководством В.Мореля, а также пользовалась советами братьев Э. и Я. де Решке), заменив заболевшую певицу Fidи Devriиs. Через 6 месяцев в этом же театре состоялся её официальный дебют в партии Ельвиры ("Эрнани" Дж.Верди). Позднее пела в Бордо, Женеве (здесь по приглашению Ж.Массне исполнила партию Саломеи в его опере "Иродиада"), Генуи, Барселоне (где за три дня подготовила под руководством И.Альбениса партию Донны Анны — "Дон Жуан" В.А.Моцарта). В 1885/1886 гастролировала в США в составе Mapleson Opera Company. В сезоне 1886/87 выступала в Брюссельском театре "Ла Монне" (в партиях лирического, колоратурного и драматического сопрано, а также впервые исполнила партию Брунгильды — "Валькирия" Р.Вагнера). В 1888 пела в Риме (театр "Констанци") и Венеции (театр "Ла Фениче"). В 1889 выступала на сцене Парижского театра "Гранд-Опера" (дебютировала в партии Валентины — "Гугеноты" Дж.Мейербера; здесь по желанию Ш.Гуно исполнила партию Маргариты — "Фауст" Ш.Гуно). Затем была приглашена в Неаполь (театр "Сан-Карло") и Милан (1890, театр "Ла Скала", на сцене которого пела с М.Баттистини и Э.Кальве; здесь выступала ежегодно до 1896, в том числе в партиях Катерины Аррагонской и Далилы в операх К.Сен-Санса "Генрих VIII" и "Самсон и Далила" в присутствии автора). В октябре того же года дебютировала в партии Валентины ("Гугеноты" Дж.Мейербера) в московском Большом театре. В марте 1890 гастролировала в Москве (театр Шелапутина, Итальянская антреприза С.Мамонтова). С сентября 1891 до февраль 1892 пела в Санкт-Петербургском Мариинском театре, где выступала в зарубежном репертуаре, а также в партиях Наташи ("Русалка" А.Даргомыжского) и Юдифи (одноимённая опера А.Серова). В том же году гастролировала в Москве в составе итальянской труппы вместе с А.Мазини, А.Котоньи, затем получила приглашение в одесскую Итальянскую оперу. В 1892 пела в Мадриде.
В 1893 вышла замуж за французского врача Эммануэля Депу (лечащий врач А.Доде), однако вскоре с ним развелась.
В 1899—1904 и 1912 ежегодно гастролировала в Санкт-Петербургском Мариинском театре.
23 мая 1907 в Париже принимала участие в 3-м Русском историческом концерте под управлением А.Никиша, где исполнила вместе с Ф.И.Шаляпиным дуэт Князя Игоря и Ярославны ("Князь Игорь" А.Бородина). После 1-й мировой войны певица не приезжала в Россию, однако давала концерты в пользу русской колонии, выступала перед солдатами русского экспедиционного корпуса во Франции (1915—1916). Последнее выступление певицы на концертной эстраде состоялось в 1924 в парижском зале "Гаво". Камерный репертуар включал произведения В.А.Моцарта, М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина. Впервые в России исполнила произведения французских композиторов А.Дюпарка, Г.Форе, а также Ф.Шопена (в Варшаве исполнила с большим мастерством его песни на польском языке) и др. В концертах выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами А.Корто, М.Лонг, К.Сен-Сансом, Дж.Энеску, А.Гречаниновым, С.Танеевым, Антоном Рубинштейном, А.Зилоти, Артуром Рубинштейном. С.Рахманинов посвятил певице романс "Диссонанс" (op. 34 № 13, 1912). Искусство певицы высоко ценили И.Альбенис, Ш.Гуно, К.Дебюсси, А.Доде, Ж.Массне, Г.Форе, Т.Щепкина-Куперник, А.Харламов (художник завещал певице все свое художественное достояние). С 1927 преподавала в Американской консерватории в Фонтенбло (профессор). Среди её учениц — Анна Вешлер, Габриель Доли, Миранда Монтефиоре, французская певица Marcelle Denya. У неё совершенствовались в вокальном мастерстве русские певцы И.А.Алчевский, Н.П.Кошиц, Н.Н.Куклин, В.Павловская-Боровик, французские певицы Ж.Любен (Germaine Lubin), Р.Феар, румынская певица П.Штефэнеску, Гоангэ (1902—1973), американская певица Л.Гренвилл. Награждена французским орденом Почетного легиона (1927). Имеются портреты Литвин художников А.Харламова и Ю.Лемана. В её архиве находились письма известных деятелей русской культуры, в том числе И.Тургенева (судьба архива неизвестна). Записывалась на грампластинки (39 произведений) в Париже

1876
Вера Николаевна Петрова-Званцева
русская советская певица (меццо-сопрано) и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Родилась в Саратове. В 1897 г. окончила Московскую консерваторию (класс В.М.Зарудной). С этого же года пела в провинциальных театрах, в 1900-1904 гг. – на сцене Московской частной русской оперы, в 1905-1918 гг. (с перерывами) – Оперного театра Зимина. В ее разнообразном репертуаре выделялись партии из опер Н.А.Римского-Корсакова: Кащеевна, Любава, Любаша («Кащей бессмертный», «Садко», «Царская невеста»). Среди других партий – Любовь, Иоанна («Мазепа», «Орлеанская дева» Чайковского), Кармен («Кармен» Бизе), Амнерис («Аида» Верди), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса). В 1916-1931 гг. – профессор Московской консерватории. Умерла в Москве 11 февраля 1944 года.
1711
Кристоф Герман фон Манштейн (Manstein)
автор записок о России в 1727-1744 гг. Родился в Санкт-Петербурге. Сын генерала русской армии. Юношей уехал в Германию. Учился в Берлинском кадетском училище. Служил в прусской армии, в 1736 г. возвратился в Россию, которую вновь покинул в 1744 г. Как человек, близкий к русскому двору, дал ценное описание дворцовых интриг и переворотов в 1727-1741 гг., а также Крымских походов 1736-1739 гг. и войны со Швецией в 1741-1743 гг. Умер в Саксонии в июле 1757 года. Сочинения в русском переводе: Записки о России, 1727—1744, Санкт-Петербург, 1875

1921
Станислав Лем (Stanislav Lem)
польский писатель-фантаст. Родился во Львове. Лем добился всемирной известности как писатель-фантаст, многие воспринимают его как современного классика. Но в конечном итоге проза Лема – скорее философия, преподанная читателю в художественных образах. Он заливает беспощадно ярким и холодным светом разума потаенные уголки человеческой цивилизации. Сомнению подвергается все, вплоть до самых простых и устоявшихся истин. Главный «враг» Лема – умственная лень, нежелание вдумываться в суть вещей и в законы, управляющие мирозданием. Еще один серьезный противник – умственная гордость: мы знаем много, значит, мы знаем все! – ну, разве это не смешной предрассудок? Возможно, такому взгляду на мир способствовало полученное писателем образование. До начала Второй мировой войны он учился во Львовском медицинском институте, а завершил учебу в знаменитом Ягеллонском университете (Краков) уже в послевоенные годы. Впоследствии некоторое время был практикующим врачом. И в литературе он проявил «медицинский» подход: любому явлению, любой идее доктор Лем бесстрастно ставит диагноз, а затем производит «вскрытие» с твердостью патологоанатома. Этот писатель прославил Польшу. Но в его произведениях немного «польскости». В гораздо большей степени Лем – «гражданин мира». В годы Второй мировой войны он пережил несколько лет фашистской оккупации, чуть не попал в гетто, участвовал в сопротивлении захватчикам. В 1980 он почти на десять лет уехал из Польши и вдоволь попутешествовал по Европе, воспринимая ее как свою «большую родину». Между тем, поляки жестко разделились на сторонников и противников коммунистического режима. В стране царило предвоенное настроение, ожидалось, что советские войска войдут на территорию страны. Вернулся он уже в иную Польшу: коммунизм в этом государстве терял последние позиции. В 1940-х вышли в свет его первые научно-фантастические рассказы и повести. С 1950-х Станислав Лем – профессиональный писатель, оставивший врачебную работу. Известность пришла к нему быстро. За четверть века он создал лучшие свои произведения – настоящий «мир Лема». Пик литературной карьеры фантаста находится между 1951 и 1976. Впоследствии классические формы художественного повествования явно наскучили мэтру (хотя время от времени он возвращается к ним). Уже в 1970-х начинает писать необычные по форме произведения, своего рода сборники голых идей – научных, критических, философских, – которые начисто лишены литературной оболочки. Это «сценарии романов», рецензии на несуществующие книги, трактаты, выполненные в стиле интеллектуальной игры. Внимание миллионов читателей привлекла прежде всего космическая фантастика Лема. Под знаком «космической одиссеи» была создана первая его книга – Астронавты (1951), завоевавшая широкую популярность. Но на высокий пьедестал признанного авторитета в области научной фантастики Станислава Лема подняла другая книга: роман Магелланово облако (1955). В период 1950–1960-х в странах социалистического лагеря остро стоял вопрос: показать населению грядущий рай под знаменами коммунистической идеологии, рассказать, ради чего были принесены чудовищные жертвы во Второй мировой войне, разъяснить, какова конечная цель правительственных реформ, разрушивших весь прежний уклад жизни. В СССР появились масштабные утопические полотна, созданные Иваном Ефремовым, Георгием Гуревичем, Аркадием и Борисом Стругацкими. Лем выполнил в романе Магелланово облако ту же задачу: первую часть романа занимает повествование о людях будущего – честных, чистых, пылающих творческим огнем; во второй части посланцы Земли на колоссальном звездолете несут коммунизм инопланетянам. Но и в Астронавтах, и Магеллановом облаке Лем сух, академичен, его талант проходит через стадию становления. Лишь в конце 1950-х он создает одного из самых любимых своих героев – рассудочного, уравновешенного и порядочного человека, пилота-космолетчика Пиркса. В Пирксе-то впервые и проявился дар Лема-художника, печального и романтичного, очень непохожего на Лема-мыслителя – холодного насмешинка, «трепанатора реальности». В течение трех десятилетий Пиркс шествовал из повести в повесть. Лем с необыкновенной ясностью показал: выйдя за пределы земной атмосферы, человечество не избавляется от своих проблем, а просто выносит их в космос, и всегда ему нужны будут тихие умные «пирксы», чтобы останавливать людей в двух шагах от катастрофы. Читатели полюбили этого героя, может быть, больше, чем любых других персонажей, вышедших из-под пера польского фантаста. В романе Возвращение со звезд (1961) Лем представил читателю две вечно конкурирующие правды – «правду науки» и «правду требухи». С одной стороны – образ обывателя, который хочет защититься от чужой агрессии, устроить в жизни себя и свою семью, лишен дерзкой тяги к познанию мира, зато верен своим близким и своему дому. С другой – образ героического космонавта, ученого, готового платить как своей, так и чужой жизнью за новые крупицы знаний, но в то же время неспособного по-настоящему любить, бегущего от личных психологических проблем на край света. Лем честно и с необыкновенной скрупулезностью приводит аргументы обеих сторон (в художественной форме). Кто прав? Или, может быть, обе стороны? Возможны ли обыватели без ученых и ученые без обывателей? Поклонник разума, Станислав Лем отлично понимал и ограниченность его возможностей. В раннем рассказе Крыса в лабиринте он нарисовал для восторженных фанатиков контакта с инопланетянами мрачную картину: человеческое разумение чересчур слабо и ограниченно, чтобы установить диалог с умирающим пришельцем. В романе Непобедимый (1954) вся мощь технического прогресса землян терпит поражение в битве с кибернетическим квази-организмом. Сам факт спасения экипажа земного звездолета, оснащенного по последнему слову науки, основывается на удаче: на людей просто не обратили особого внимания, кое-кого убили, кое-кого свели с ума, испортили лучшую технику, но при этом особенно и не заметили пришельцев. Никогда не стоит надеяться на силу, хотя бы и науки, – всегда отыщется бóльшая сила... В полумистическом, очень мрачном романе Расследование (1959), представители науки на пару с полицией проявляют полное бессилие перед загадкой серии внезапных воскрешений. Холодные тела мертвецов покидают морги, целая команда умных людей бьется над вопросами как и почему это происходит, но так и не может ответить на них. Книга завершается, а загадка остается загадкой. Роман Солярис (1961) считается вершиной творчества Лема. В нем колоссальное, пестрое собрание знаний человеческой науки оказывается бессильным и бесполезным, когда потребовалась капелька совести и капелька любви. Солярис показывает отношение автора к проблеме границ, поставленных познанию, ограничений для человеческого разума. Люди могут строить космические корабли, бурно развивать сферу научных знаний, накапливая целые океаны фактов. Но существует как минимум две позиции, которые невозможно познать до последнего предела. Это, во-первых, Бог (или нечто богоподобное, дающее высшую санкцию всему сущему). И, во-вторых, сам человек. Колоссальное количество знаний, собранных учеными на протяжении нескольких веков, невозможно приложить к самопознанию. А если бы и можно было, согласился бы человек решать свои внутренние проблемы с помощью предписаний науки? Вряд ли. Лем – великий мастер ставить неразрешимые вопросы, формулировать глобальные проблемы. Но он очень редко дает на них ответы. В лучшем случае, подсказывает, как вести себя отдельному человеку и человечеству в целом, чтобы не выглядеть полным идиотом (несколькими миллиардами полных идиотов) при столкновении с подобного рода вопросами и проблемами. Да, надо размышлять, надо прогнозировать, надо прибегать к помощи интеллекта. Но как только человек утвердится в мнении, что ему удалось найти истину в последней инстанции, вечную и незыблемую, Лем сейчас же подвергает его осмеянию. А смех его беспощаден. Перу Станислава Лема принадлежит несколько циклов юмористической фантастики, объединенных общими героями. Две излюбленные парочки играют роль своего рода конферансье, проводников по его парадоксальным идеям. Первая из них – это космопроходец Ийон Тихий и профессор Тарантога. Вторая – великие кибернетические изобретатели Трурль и Клапауций. Чудачества роботов представляют собой только повод, позволяющий показать нелепость и нелогичность устройства человеческого общества, высветить научные тупики, продемонстрировать неуклюжесть массовой литературы. Одно из лучших произведений Лема и, может быть, самое страшное, – фантастический детектив Насморк (1976). Один за другим сходят с ума и совершают самоубийство несколько немолодых богатых любителей отдохнуть на итальянских курортах. Чтобы отыскать загадочного убийцу, частное детективное агентство организовало «имитирующую операцию». В Италию отправили человека, который во всем максимально похож на жертв. Он должен был посетить места, где они жили, развлекались и погибли. В результате выяснилось, что все самоубийцы приходили в состояние депрессии под воздействием химических веществ, содержащихся в совершенно безобидных (по отдельности) предметах – средстве от облысения, засахаренном миндале, дешевом вине и т.п. Мир становится крайне неуютным и неуправляемым. Он содержит в себе угрозы, которые совершенно невозможно предсказать. Современность построили «пожилые богатые белые мужчины», утверждая в мире то, что им дорого. Но во второй половине 20 в. действительность вырвалась у них из-под контроля и начала губить их самих. «Человечество настолько размножилось и уплотнилось, – рассуждает один из героев повести Насморк, – что на него начинают влиять законы, по которым существуют атомы. Каждый атом... движется хаотически, но именно хаос рождает определенный порядок». Лем одним из первых почувствовал холодное дыхание будущего, врывающееся из третьего тысячелетия в якобы комфортный мирок современной действительности, держащейся на физико-математических представлениях, обманчивой политологии и банковском деле. Он предупреждает: человечество построило дом, в котором все удобства могут отказать в любой момент. По произведениям Лема снято несколько фильмов. Неоднократно экранизировался роман Солярис – в частности, режиссером А.Тарковским. В СССР также популярен был фильм Дознание пилота Пиркса по повести Суд. Лем также стал автором значительных трудов научного характера. В частности, во всем мире специалисты по прогнозированию будущего в рамках науки – футурологии – знают фундаментальную, очень значительного объема работу Станислава Лема Фантастика и футурология» (1970). В более ранней книге – Сумма технологии (1964) писатель-фантаст сам выступил в качестве практикующего футуролога. Он пытался наметить маршруты развития современной цивилизации, имея в виду то, что она сохранит в будущем техногенную основу. Наконец, широко известен его культурологический труд Философия случая (1968). Последние десятилетия творчества Лема были отмечены преобладающим интересом к философии, социологии, методологии, а не к художественной литературе. Тем не менее, его имя прежде всего связывают с научной фантастикой. Умер в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета 27 марта 2006 года. Станислав Лем - почетный доктор Вроцлавского политехнического института, лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР, Государственной премии Австрии, премии Франца Кафки, кавалер Ордена Белого Орла. Сочинения: Солярис, 1987; Моя жизнь. – В книге: Лем С. Собрание сочинений в 10 томах, 1992. Собрание радиофонда располагает записью радиоспектакля "Звездные дневники Ийона Тихого" в двух вариантах. В записи 1962 года - в роли Ййона Тихого - Р.Плятт. В других ролях: О.Табаков, Л.Марков, Г.Вицин. А в записи 1988 года роль Ийона Тихого исполнил А.Калягин. В других ролях: Ю.Яковлев, О.Табаков, И.Тарханов. В разные годы по мотивам произведений С.Лема были созданы радиоспектакли: "Верный робот". В ролях: Н.Плотников, Г.Менглет, Г.Вицин, Н.Архипова, А.Папанов, В.Токарская, "Дознание". В ролях: В.Кузнецов, Г.Богачев, Б.Улитин, "Эдип". В ролях: С.Цейц, Н.Подгорный, П.Садовский. В радиопрограмме "Час фантастики", посвященной творчеству С.Лема, звучат отрывки из произведений: "Король Полеандр", "Нечто", "Машина Трурле" в исполнении артистов московских театров.

1897
Ирен Жолио-Кюри (Irène Joliot-Curie)
французский физик, прогрессивный общественный деятель. Нобелевская премия по химии, 1935 (вместе с Ф.Жолио). Родилась в Париже, старшая дочь Пьера Кюри и Мари Склодовской-Кюри. Мари Кюри впервые получила радий, когда Ирен был всего год. Приблизительно в это же время дед Ирен по линии отца, Эжен Кюри, переехал жить в их семью. По профессии Эжен Кюри был врачом. Он добровольно предложил свои услуги восставшим в революцию 1848 и помогал Парижской коммуне в 1871. Теперь Эжен Кюри составлял компанию своей внучке, пока ее мать была занята в лаборатории. Его либеральные социалистические убеждения и антиклерикализм оказали глубокое влияние на формирование политических взглядов Ирен. В возрасте 10 лет, за год до смерти отца, Ирен начала заниматься в кооперативной школе, организованной матерью и несколькими ее коллегами, в том числе физиками П.Ланжевеном и Ж.Перреном. Два года спустя она поступила в Коллеж Севине, окончив его накануне Первой мировой войны. Ирен продолжила свое образование в Парижском университете (Сорбонне). Однако она на несколько месяцев прервала свою учебу, так как работала медицинской сестрой в военном госпитале, помогая матери делать рентгенограммы. По окончании войны пошла работать ассистентом-исследователем Института радия, который возглавляла ее мать, а с 1921 начала проводить самостоятельные исследования. Ее первые опыты были связаны с изучением полония. В 1925 за эти исследования Ирен была присуждена докторская степень. Самое значительное из проведенных ею исследований началось несколькими годами позже, после того как в 1926 она вышла замуж за своего коллегу Фредерика Жолио. Явление радиоактивного распада некоторых природных элементов и существование для стабильных природных элементов устойчивых (Ф.Астон, Нобелевская премия, 1922) и нестабильных (Ф.Содди, Нобелевская премия, 1921) изотопов, образующихся при распаде радиоактивных элементов свидетельствовали о возможности искусственного синтеза радиоактивных изотопов одних элементов из стабильных изотопов других. Иными словами, речь шла об открытии искусственной радиоактивности. Это явление обнаружили Фредерик Жолио и Ирен Жолио-Кюри. Знание инженерного дела помогло Жолио сконструировать чувствительный детектор с конденсационной камерой с тем, чтобы фиксировать проникающую радиацию при облучении альфа-частицами элемента полония и приготовить образец с необычайно высокой концентрацией. С помощью этого аппарата супруги Жолио-Кюри обнаружили, что тонкая пластинка водородсодержащего вещества, расположенная между облученным бериллием или бором и детектором, увеличивает первоначальную радиацию почти вдвое. Дополнительные опыты показали, что это добавочное излучение состоит из атомов водорода, которые в результате столкновения с проникающей радиацией высвобождаются, приобретая чрезвычайно высокую скорость. Супруги Жолио-Кюри объяснили возникновение этого эффекта тем, что проникающая радиация выбивает отдельные атомы водорода, придавая им огромную скорость. Исследователи не поняли сути процесса, однако проведенные ими точные измерения привели к тому, что в 1932 Джеймс Чедвик (Нобелевская премия по физике,1935) открыл нейтрон – нейтральную частицу, входящую в состав атомного ядра.

В начале 1934 супруги Жолио-Кюри приступили к новому эксперименту. Закрыв отверстие конденсационной камеры тонкой пластинкой алюминиевой фольги, они облучали образцы бора и алюминия альфа-радиацией. Как они и ожидали, при этом действительно испускались позитроны, но, к их удивлению, эмиссия позитронов продолжалась и после того, как убирали полониевый источник. Таким образом, Жолио-Кюри обнаружили, что некоторые из подвергаемых анализу образцов алюминия и бора превратились в новые химические элементы. Более того, эти новые элементы были радиоактивными: алюминий, поглощая два протона и два нейтрона, превращался в радиоактивный фосфор, а бор – в радиоактивный изотоп азота. Поскольку эти неустойчивые радиоактивные элементы не были похожи ни на один из естественно образующихся радиоактивных элементов, было ясно, что они созданы искусственным путем. Само явление получило название «искусственная радиоактивность». Жолио-Кюри отмечали, что «выражения «искусственная радиоактивность» и «наведенная радиоактивность», часто применяемые для обозначения нового явления, представляют собой удобные, но недостаточно точные термины. Суть явления состоит не в том, что ядро искусственно делают радиоактивным, а в том, что это ядро превращается в другое ядро, по своей природе неустойчивое – так получают радиоэлемент». Супруги Жолио-Кюри синтезировали ряд новых радиоактивных изотопов – радиофосфор, радиоазот, радиокремний и др. Это были первые искусственные радиоактивные изотопы, испускающие не электроны, как природные радиоактивные элементы, а позитроны. Химия должна была дать необходимые доказательства свойств этих новых радиоактивных изотопов. Например, радиофосфор образовывался следующим образом. Облученную алюминиевую фольгу растворяли в соляной кислоте, а выделяющийся водород тщательно анализировали. Оказалось, что небольшая его часть обладает позитронной активностью (благодаря образованию гидрида фосфора PH3, который и содержал радиоактивный фосфор-30). Жолио-Кюри применяли и другие приемы, и всякий раз в ходе химических манипуляций обнаруживались следы радиоактивного изотопа фосфора. Кроме того, супруги Жолио-Кюри выполнили важный цикл работ по исследованию процесса образования пар противоположно заряженных частиц – позитрона и электрона –при облучении их гамма-квантами, а также их аннигиляции после излучения позитрона радиоактивными ядрами при его столкновении с электроном. В 1935 супруги Жолио_Кюри получили Нобелевскую премию «за совместно выполненный синтез новых радиоактивных элементов». Через год Ирен Жолио_Кюри стала профессором Сорбонны, где читала лекции с 1932. Она сохранила за собой и должность в Институте радия, где продолжала заниматься исследованиями радиоактивности. В конце 1930-х Жолио-Кюри, работая с ураном, сделала несколько важных открытий и вплотную подошла к обнаружению того, что при бомбардировке нейтронами происходит распад атома урана.

В 1939 Ирен Жолио-Кюри совместно с югославским ученым П.Савичем установила, что одним из продуктов, получаемых в результате облучения урана нейтронами, является лантан – элемент с порядковым номером 57, а не трансурановый элемент, как полагали раньше. Эта ее работа сыграла большую роль в открытии реакции деления ядер. Все большее внимания она стала уделять политической деятельности и в 1936 в течение четырех месяцев работала помощником статс-секретаря по научно-исследовательским делам в правительстве Леона Блюма (1872–1950). Несмотря на фашистскую оккупацию Франции в 1940, супруги остались в Париже, где Жолио участвовал в движении Сопротивления. В 1944, когда он ушел в подполье, Ирен с детьми бежала в Швейцарию и там они оставались до освобождения Франции. В 1946 Жоли-Кюри была назначена директором Института радия. Кроме того, с 1946 по 1950 она работала в Комиссариате по атомной энергии Франции. Озабоченная проблемами социального и интеллектуального прогресса женщин, она входила в Национальный комитет Союза французских женщин и работала во Всемирном Совете Мира. К началу 50-х годов ее здоровье стало ухудшаться, вероятно, в результате полученной дозы радиоактивности. Высокая худенькая женщина, прославившаяся своим терпением и ровным характером, Ирен очень любила плавать, ходить на лыжах и совершать прогулки в горы. Умерла в Париже от острой лейкемии 17 марта 1956 года. Сочинения: Oeuvres Scientifiques Complètes. Paris:Presses Universitaires de France, 1961; Recherches sur les rayons a du polonium. scillations de parcours, vitesse d"йmission, pouvoir ionisant, "Annales de physique", 1925, t. 3. Литература: Шаскольская М.П., Ирен Жолио - "Успехи физических наук", 1956, том 59, выпуск 4; Ирен Жолио- (Некролог), в книге: Жолио-Кюрп Ф., Избранные труды, Москва, 1957.