Цитата сообщения kakula
Сегодня именинники

1934
Пьер Ришар (Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей)
французский актер и режиссер. Пьер Ришар - лучший на сегодняшний день комик Франции.
Родился в семье текстильного промышленника. Воспитывался в семье своего деда, потомка старинного аристократического рода, который жил на севере Франции. Один из его дедов был аристократом, другой - браконьером. Родители его развелись, и мальчик всю жизнь ощущал некую раздвоенность. Сын промышленника и внук дворянина Пьер Ришар должен был продолжить семейную традицию и сделать карьеру в фамильной текстильной компании. Однако, достигнув совершеннолетия и получив диплом бакалавра, Пьер отказывается стать бизнесменом и поступает в Париже на драматические курсы. Тогда он и сменил имя.
Но от былых времен остались не только воспоминания: он является владельцем поместья, где производится красное вино "Шато Бель-Эвек", более 60000 бутылок в год.
Свой творческий путь Ришар начинал в балетной труппе Мориса Бежара, который считал его перспективным танцовщиком.
Своеобразную стажировку Ришар прошел в Национальном народном театре. Уже тогда он создал себе маску рассеянного и застенчивого, немного простодушного, но в то же время смышленого парня, у которого вечно всклокоченная голова, чересчур длинные руки и ноги и неудачная семейная жизнь. Именно такой образ и входит в кинематограф. В кино Пьера Ришара первым начал снимать режиссер Ив Робер сначала в "Блаженном Александре" (другое название - "Счастливчик Александр"), а потом в "Высоком блондине в черном ботинке" и "Возвращении высокого блондина". Однако талант Ришара оказался шире и многограннее: в фильме "Укол зонтиком" он в полной мере проявил свой трагикомический талант.
В дальнейшем Ришар сам заказывает для себя сценарии и пробует выступить как режиссер. Свой первый фильм "Рассеянный" Ришар поставил в 1970 году. Для реализации новых замыслов он создает небольшую кинокомпанию "Фильм фредолин".
После двадцатилетнего перерыва Ришар вернулся в театр и сыграл в двух небольших пьесах комедиографа Жоржа Фейдо. Увлечения актера - баржа, стоящая у причала Сены в центре Парижа, гоночный автомобиль и мотоцикл. Кроме того, чтобы не терять форму, Ришар ежедневно бегает по утрам. Он также любит путешествовать, побывал во множестве стран, в том числе и в России – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кузбассе. По этому поводу сам Пьер Ришар говорит: "Как выяснилось, в России у меня значительно больше друзей, чем я предполагал… Как ни странно, меня здесь помнят, любят и ждут в гости...".

1958
Мадонна (Madonna, настоящее имя - Мадонна Луиза Вероника Чикконе)
американская певица.
Родилась в городке Бэй-Сити американского штата Мичиган. В детстве Мадонна была в равной мере милым и шаловливым ребенком. Она очень любила мать. Однако та умерла от рака, когда Мадонне было пять лет. Семья Чикконе была настолько набожной, что детей каждое утро поднимали в шесть утра, чтобы они час провели в церкви, прежде чем их отвезут в приходскую школу. В католической школе, где она училась, у нее были только отличные оценки. Успешно закончив школу, она подалась в балет. С ее пластикой и природной любовью к танцу она легко добилась того, что в Мичиганском университете ей платили стипендию как лучшему танцору.
И вдруг Мадонна решила, что только в Нью-Йорке она сумеет сделать карьеру. Чтобы прокормиться, она подрабатывала в пончиковой, гардеробщицей, работала натурщицей в изостудии (ребра ее тощего тела проступали настолько отчетливо, что их было интересно рисовать) и даже фотографировалась обнаженной (эти фото всплыли через много лет, появившись в журналах «Плейбой» и «Пентхауз»). Она не сдавалась.
В 1983 Мадонна выпустила первый альбом, который так и назывался «Мадонна». Через два года она стала королевой поп-музыки. Сообщалось, что с 1986 певица зарабатывала по 20 миллионов долларов в год.
Хотя Мадонна и утвердилась в шоу-бизнесе, ее попытки сниматься в кино сопровождались больше неудачами, чем успехами. Сама Мадонна считает так: «Не думаю, что я плохая актриса. Скорее, я снималась в плохих фильмах».
Ее первый же «взрослый» роман с актером Шоном Пенном привел в 1985 к свадьбе.
22 декабря 2000 Мадонна вышла замуж за режиссера Гая Ритчи. Их свадьба состоялась в средневековом замке «Skibo» в Шотландии. 11 августа 2001 у Мадонны и Гая Ричи родился сын, Рокко Ричи. Это уже второй ребенок Мадонны. 14 октября 1999 Мадонна родила дочь, которую назвали Лурдес Мария Лион. Ее отец — тренер Мадонны по фитнесу Карлос Лион. С появлением дочки Лурдес Мадонна сильно изменилась, уменьшив число своих эпатажных выходок. В 2002 поп-дива всерьез решила стать детской писательницей: она заключила контракт на выпуск пяти детских книжек. Первая детская книга Мадонны «Английские розы» имела большой успех. Это сказка для девочек, с танцами, вечеринками, печеньями и феями. Главная мораль: не завидуй. Главнае идеи ее книг: никакое богатство или просто финансовое благополучие не может гарантировать человеку истинное счастье. Героями книги будут одни животные. Они стремятся к богатству, забывая обо всем остальном, а найдя его, все равно остаются несчастными.

980
Ибн Сина (Авиценна; Абу Али Хесейн ибн Абдаллах)
энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля.
В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты. В 1002–1005 находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг.
В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня 1037 года он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран) возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Ала ал-Даула. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и всё своё имущество раздать беднякам.

Памятник Ибн Сине в Хамадане (Иран).
Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб, написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в 12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для европейских медиков. Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет Книга о душе. Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036.
Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках.

Памятник Ибн Сине в Душанбе.

1902
Юрий Николаевич Рерих
советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Родился в селе Окуловка, ныне Новгородской области. Сын Н.К.Рёриха. Получил разностороннюю филологическую подготовку в крупнейших востоковедческих центрах мира. В 1923-1957 жил и работал в Индии. В 1930-1942 директор института гималайских исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии института народов Азии Академии Наук СССР. Основные труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане "Гэсэриаде", буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское историческое сочинение 15 в. "Синий тэптхэр" (части 1-2, 1949-1953). Член Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического обществ и др. Скончался в Москве 21 мая 1960 года. Литература: Ю.Н.Рерих, "Народы Азии и Африки", 1962, № 4 (литература).

1939
Людмила Владимировна Абрамова
российская актриса. В 1963 г. окончила ВГИК (мастерская М. Ромма). Дебютировала как киноактриса в фильме «713-й просит посадку» (1962). Снялась в фильмах: «Восточный коридор» (1967), «Не жить мне без тебя, Юсте» (1969). С 1961 по 1968 гг. – жена В. С. Высоцкого, мать двух его сыновей – Аркадия и Никиты. Работала художественным руководителем Дирекции по созданию музея В. Высоцкого.

1969
Павел Владимирович Санаев
актёр. Родился в Москве. Первый опыт работы в кино приобрел на съемочной площадке фильма "Чучело", где исполнил роль Васильева - очкарика в красной шапочке, который, единственный из всего класса, заступался за Лену Бессольцеву. После этого снимался еще в трех фильмах, но учиться во ВГИК пошел не на актера, а не сценариста. В 1992 году закончил сценарный факультет ВГИКа и написал повесть "Похороните меня за плинтусом", которая вышла в 2003 году и сразу стала бестселлером.

1957
Кирилл Викторович Набутов
российский режиссер и ведущий телевизионных программ, спортивный комментатор, член Академии Российского телевидения. Родился в Ленинграде в семье футбольного вратаря, а затем спортивного комментатора Ленинградского ТВ. В 1979 окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова. С 1979 работал спортивным комментатором в Главной редакции спортивных программ Ленинградского телевидения. С 1988 по 1990 - одновременно ведущий программы "Телекурьер".

1962
Игорь Владимирович Лях
актёр. Окончил Щепкенское училище. Работал в Малом театре. Преподает актерское мастерство в училище имени Щепкина.

1963
Николай Николаевич Добрынин
актер ("Прощай, шпана замоскворецкая").

1973
Руслан Равильевич Хабиев
актер московского театра Сатиры. Окончил ГИТИС в 1993 году (С.Н.Колосов, Л.И.Касаткина). Роль летнего сезона 1998 года — Артем в спектакле «Путешествия на краю...» Ивана Савельева. В кино — с 1992 года.

1974
Алла Александровна Довлатова (настоящее имя - Марина Лютая-Евстрахина)
актриса. Родилась в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) в 1996 г. С 1990 г. Радиотрансляционная сеть, Молодежная редакция, ведущая и автор передачи “Невская волна” (студенческий выпуск). С 1992 г. на радио “Новый Санкт-Петербург”, ведущая прямого эфира, автор и ведущая шоу-программ “W-E-studio”, “Клуб Каупервудов”, ведущая телевизионного фестиваля “Музыкальный экзамен” (РТР).

1975
Дмитрий Геннадьевич Петрунь
актёр. Окончил Школу-студию МХАТ (курс О.П.Табакова) в 1998 году. С 1998 по 2005 гг. был в труппе Театра Табакова. Среди его работ: Жак ("Ужин, 1994, А.Смирнов), Санитар № 2 («Псих», 1995, А.Житинкин), спектакль Камы Гинкаса «Комната смеха» (1998), Аркадий («Любовь как милитаризм», Е.Каменькович), Денщик («Отец», 1999, А.Григорян)

1991
Николай Михайлович Ефремов
актёр. Сын Евгении Добровольской и Михаила Ефремова.

1888
Сергей Иванович Шаршун (Serge Charchoune)
русский писатель и художник. Родился в Бугуруслане. Эмигрант, покинул Россию в 1912, большую часть жизни провёл во Франции. В 1920 познакомился с Ф.Пикабиа, затем с Т.Тцара и Бретоном. Участвовал в групповых акциях дадаистов. Известен его портрет работы Мана Рэя (между 1922 и 1925). Автор фрагментарно-дневниковой прозы, наследующей В. Розанову. Умер в Вильнев-Сен-Жорж (Валь-де-Марн) 24 ноября 1975 года.

1876
Иван Яковлевич Билибин
русский художник, книжный график, художник театра.
Родился в селе Тарховка (близ Санкт-Петербурга) в семье военного врача. Учился в школе А.Ажбе в Мюнхене (1898), а также у И.Е.Репина в школе-мастерской М.К.Тенишевой (1898–1900). Жил преимущественно в Санкт-Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».
Отправившись по заданию этнографического отдела Русского музея в путешествие по северным губерниям (1902–1904), испытал большое влияние со стороны средневековой деревянной архитектуры, равно как и крестьянского художественного фольклора. Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (Народное творчество русского Севера, 1904; и др.). Значительно повлияла на него и традиционная японская гравюра на дереве. Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.
С 1904 успешно занимался сценографией (в том числе в антрепризе С.П.Дягилева). Революции Билибин первоначально не принял. В 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 переехал в Париж. За рубежом помимо книжных и театральных вещей создал ряд красочных панно (для частных домов и ресторанов), ставших своеобразными эталонами «стиля рюс»; оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии. С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович» (1935–1936), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. В последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая как художник книги и театра. Умер Билибин в Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Билибин добился равных успехов как в книжной графике, так и в театральном искусстве. Критики любят проводить прямые параллели между этими двумя областями творчества художника: «Иллюстрации Билибина впечатляют не меньше, чем русский балет начала века: те же густые тени, золото световых эффектов, внезапные вспышки света» (У.Фивер). Как известно, Ивану Яковлевичу доводилось оформлять балетные спектакли для самой Анны Павловой.
В России художник Билибин давно стал предметом национальной гордости. Иметь в домашней библиотеке книги с его иллюстрациями — добрая традиция и признак хорошего тона. Всё это правильно: ребёнка с первых лет его жизни должны окружать образцы подлинного, высокого искусства.

1761
Евстигней Ипатович Фомин
русский композитор.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Воспитательном училище при Академии художеств (с 1776 в музыкальных классах, по композиции у Г.Раупаха, Ф. Сартори). С 1782 совершенствовался под руководством Дж.Б.Мартини и С.Маттеи в Болонской филармонической академии, в 1785 избран ее членом. В 1786 вернулся в Санкт-Петербург. Фомин – крупнейший композитор конца 18 в., один из создателей русской оперы. Евстигней Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М.Березовским, Д.Бортнянским, В.Пашкевичем он заложил основы отечественного музыкального искусства.
Национальной характерностью отличается его опера "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай") на текст Н.А.Львова (1787), высокой трагедийностью – мелодрама "Орфей" на текст Я.Б.Княжнина (1792, пост. 1800). Среди др. сочинений – комические оперы "Американцы" (1788, постановка, 1800), "Золотое яблоко" (постановка, 1803), "Новгородский богатырь Босславич" (1786), хоры к трагедии "Ярополк и Олег" В.А.Озерова (1798).
Однако сценическая судьба опер Фомина не была счастливой (после того как опера "Новгородский богатырь Боеславич" на либретто Екатерины II не понравилась императрице), и много из его сочинений было утеряно.
По достоинству творчество композитора было оценено лишь в середине XX в. В коллекции Гостелерадиофонда можно найти несколько опер Е.Фомина - "Американцы" (текст И.Крылова), "Орфей" (текст Я.Княжнина), "Ямщики на подставе" (текст Н.Львова).

1780
Александр Александрович Писарев
российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант. Член Российской академии (1809).
Из дворян Московской губернии. Родился в семье состоятельного и европейски образованного дворянина. Получил домашнее образование, учился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, который окончил в конце 1796 г. 2 апреля 1797 зачислен подпоручиком в лейб-гвардии Семёновский полк.
Жена из рода Дурасовых - Дурасова, Агриппина Михайловна (? - 1877).
За отличие в сражении при Аустерлице получил чин капитана, а за храбрость, оказанную под Фридландом, произведён 17 августа 1807 в полковники.
Сражался при Бородине, Малоярославце и под Красным. 21 января 1813 назначен командиром Киевского гренадерского полка. За отличие в сражении под Люценом произведён в генерал-майоры 15 сентября 1813, командовал бригадой во 2-й гренадерской дивизии.
За храбрость награждён 9 мая 1813 орденом СвятогоГеоргия 4-го класса. За участие во взятии Парижа награждён 5 мая 1814 орденом Святого Георгия 3-го класса № 373. В ознаменование отличной храбрости, оказанной в сражении при Париже 18 марта 1814 года. 15 августа 1815 был из-за ран освобожден от занимаемой должности.
20 сентября 1821 был назначен начальником 10-й пехотной дивизии. В отставку вышел с мундиром 1 января 1823, в тот же день избран президентом Московского общества любителей истории и древностей Российских. Через год назначен попечителем Московского учебного округа и университета. В 1825—1830 гг. президент МОИП. 30 декабря 1829 назначен сенатором с пожалованием в тайные советники. Назначен варшавским военным губернатором и переименован в генерал-лейтенанты 25 марта 1840. 30 декабря 1845 снят с губернаторской должности и зачислен в Московский департамент Сената. 15 июля 1847 вышел в отставку из-за преклонных лет.
Известен как один из первых историков Отечественной войны 1812 г. Её он начал в 1802 г., писал басни, сатиры, позже - военно-патриотические оды, гимны, "хоры", печатался в журналах. В 1804 г. был принят в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, но по своим взглядам и вкусам расходился с другими его членами. Написал три книги по вопросам искусства, в 1817 напечатал «Военные письма и замечания, наиболее относящиеся к незабвенному 1812 году», а в 1825 - сборник «Калужские вечера, или Отрывки сочинений и переводов в стихах и прозе военных литераторов». В оба издания вошли и стихотворения самого Писарева.
Умер 24 июня 1848 года.
1811
Петр Иванович Севастьянов
археолог, археограф, собиратель книжных памятников славянской и византийской культуры.
Сын пензенского купца, он первое воспитание получил в отцовском доме под непосредственными указаниями и при участии знаменитого М.М.Сперанского. В 1822 г. Севастьянов привезен был в Москву и учился в пансионе Галушки, потом у ректора Двигубского и, наконец, поступил в Московский университет, который и окончил в 1829 г., по юридическому факультету со степенью кандидата.
С 1831 до 1851 г., т. е. в течение двадцати лет, служил попеременно (в Санкт-Петербурге) уголовным стряпчим, товарищем губернского прокурора, в Военном министерстве, в городской общей думе и в депутатском собрании. При этом ему приходилось делать частые поездки, во время которых он успел узнать разные края России.
Вышедши в отставку, Севастьянов занялся исключительно археологией. С 1859 по 1864 год он снова служил, на этот раз в Министерстве Народного Просвещения и был членом археологической комиссии; но это не мешало ему совершать обширные путешествия. Первое путешествие его по Западной Европе было в 1840 г., и с тех пор Севастьянов в несколько путешествий искрестил Европу во всех направлениях, от Киля до Марселя, от Берлина до Парижа, от Лондона до Триеста, от Брюсселя до Рима и Неаполя. Ему знакомы были северные берега Африки, Египет, Сирия, Палестина, Смирна, Константинополь и особенно Афон, сделавшийся как бы вторым его отечеством. Цель всех этих поездок было исключительно отыскивание, собирание и срисовывание христианских древностей. Севастьянов пожертвовал большую часть своего состояния и целую половину жизни на собирание христианских древностей, преимущественно на Востоке и особенно на горе Афонской. Всю его собирательскую деятельность можно разделить на пять периодов.
1) Первоначальный период простирается до начала 1850-х годов. В это время Севастьянов интересовался нашим Востоком, христианством Кавказа, Грузии и сам приготовлялся к будущей деятельности разнообразным чтением.
2) Второй период идет до 1857 года. В это время Севастьянов сосредоточивается более на родине христианства, Палестине, обрабатывает до мельчайших подробностей топографию Святой земли, изготавливает рельефный план Иерусалима и проч.
3) В третий период Севастьянов ближе познакомился с Константинополем и начал разыскания на Афоне (с 1857 г.), где он наткнулся на неисчерпаемый и непочатый запас весьма ценных древностей христианства. Известно, что после взятия Константинополя турками важнейшие сокровища православия нашли убежище на горе Афонской; сюда же стекались и ценные древности славянских государств, Болгарского, Сербского и проч. В это время Севастьянов собрал очень большие коллекции, большею частью в копиях и снимках, которые обратили на себя внимание европейских ученых. В конце 1858 г. эти коллекции были выставлены в Париже и доставили Севастьянову знакомство и покровительство в высших кругах русского общества. Он даже введен был ко двору и за свою деятельность получил Высочайшее одобрение.
4) С 1859 г. начинается четвертый период, самый блестящий. Осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, Севастьянов отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев. Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию Художеств, куда поступило между прочим до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних и замечательных подлинников икон.
Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ. Но по разным обстоятельствам и соображениям, значительная часть древностей, собранных Севастьяновым и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают 4 зала и служат истинным украшением его.
При этом сам Севастьянов весьма много работал в музее над распределением и классификациею собранных им древностей.
5) Последний период начинается с 1864 г., когда Севастьянов возвратился из Москвы в Санкт-Петербург и принялся за новое собирание рисунков и гравюр, а вскоре поехал в Италию, где отыскивал древности, относящиеся к эпохе до разделения церквей. Между прочим, он был в Париже на археологической выставке и в то же время продолжал поиски за древностями. В 1866 г. он возвратился с огромными приобретениями по части древностей в Россию, сначала в Вильну, куда звали его в качестве начальника предполагавшегося музея, а оттуда в Санкт-Петербург, где он вскоре умер от чрезмерных трудов и запущенной болезни 22 января 1867 года. Он похоронен в Александро-Невской лавре, между Суворовым и Паниным