-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Философия

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.04.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2251





Основы действительной гносеологии Думрец

Понедельник, 20 Июня 2011 г. 00:49 + в цитатник
Русислов (Философия) все записи автора

Основы действительной гносеологии Думрец

http://mirovid.profiforum.ru/t78-topic#114

Отдавая дань современной науке, свои изыскания мы начнём, оперируя теми фундаментальными понятиями и словами, значения которых на данный момент времени считается общепризнанным. Но для того, чтобы наши размышления не превратились в обычную научную тавтологию, нам придётся постоянно очищать их от предшествующих наслоений пустых пород, постепенно проникая в глубинную суть этих понятий.

То, что в Природе всё взаимосвязано друг с другом, в этом, надеюсь, больше убеждать никого не надо. Мы также знаем, что любая связь сама по себе мертва до тех пор, пока по этой связи не пройдёт энергетический импульс от одного объекта к другому, оказывая на последнийопределённое воздействие. В этом случае говорят,что один объект воздействует на другой по определённому каналу связи.

Но часто случается и так, что вызванная ответная реакция у второго объекта, также в виде энергетического импульса, в свою очередь передаётся по тому же или другому каналу связи первому объекту. В таком случаеговорят, что объекты взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Укрупнённый анализ этих связей позволяет разделить их на два основных вида.

Первый – НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ, или контактный – через соприкосновение объектов друг с другом, включающий в себя: различные виды соединений, поверхностное скольжение, упругий удар и так далее.

И второй – ОПОСРЕДОВАННЫЙ – через среду обитания, это: все виды корпускулярных излучений, волновые колебания среды, вибрации, энергетические поля.

Мир НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ взаимодействий образует Плотный, или ограниченный Вещественный мир, который каждый при желании может всегда пощупать своими руками и который ассоциируется в нашем сознании с понятием Материальной реальности.

Мир ОПОСРЕДОВАННЫХ взаимодействий, постоянно меняющийся мир вибраций эфира необъятной Вселенной, древние называли Тонким или Невидимым миром и относили его к области проявления Духовной реальности.

Представлениео Материальном мире человек получает от своих чувственно-телесных восприятий его, информацию жео Духовном мире ему несут чувственно-ментальные восприятия.

Уже из этих представлений видно, что с понятием Материальной реальности, или просто Материи, тесно связано понятие привязанности, ограниченности и неизменности, короче – всесвойства стабилизирующего пассивного начала.

С Духовной же реальностью, или просто Духом, наоборот, связаны понятия подвижности, безграничной всепроницаемости,изменчивостии постоянной устремлённости, одним словом – свойства творческой активности.

 

В наш технизированный век – век атрофированных органов чувств и механистического сознания – естественное восприятие Духовного мира для простого человека довольно затруднительно, так как оно требует от человека не только утончённых органов чувств (в крайнем случае – показаний современных приборов),но и определённого уровня развития его Духовных способностей. Чем острее Духовное зрение человека, чем выше его Духовный уровень, тем шире его восприятие Невидимого мира и глубже проникновение в Сокровенные тайны его.

Современная философская мысль, опираясь на всепобеждающее материалистическое мировоззрение, противопоставляет сегодня эти два Мира друг другу. Мало того, она отказывает одной из этих реальностей, конкретно – Духовной, даже в праве на самостоятельное существование, ссылаясь на решение таким образом основного или Великого вопроса всей философии о первичности исходных Первоначал:«Что первично – Дух или Материя?».

Она также утверждает, что данный вопрос стоял перед человечеством изначально – со дня Сотворения мира, но впервые был чётко сформулирован и решён лишь классиками марксизма в XIX веке.

Исходя из монистического взгляда на Мир, поскольку только он, по мнению классиков марксизма, имеет право на мудрость, они из двух известных им первоначал – Духа и Материи – делают свой выбор в пользу Материи. Тем самым, как утверждают они, сразу же и однозначно, безо всяких «фокуснических фраз» решают «великий и основной» вопрос философии о первичности этих Первоначал.

Далее, переходя к решению действительно основного, а потому и действительно Великого вопроса истинной философии:«В чём заключено действительное Единство Мира?» – они, опираясь на уже выбранную ими точку опоры – Единственность Материального первоначала – утверждают, что действительное Единство Мира состоит в Единственности Материи. Вот, собственно, и вся суть «мудрости» марксизма, всё остальное лишь её следствие.

Но Изумрудная Скрижаль Гермеса, точнее её Главная Тайна, утверждает совсем обратное, а именно: ЕДИНСТВЕННОСТЬ ПЕРВОНАЧАЛА совсем не означает ЕДИНСТВА МИРА, а наоборот, противоречит ему, потому что всякое ЕДИНСТВО усматривается не в ЕДИНСТВЕННОСТИ, а только во МНОЖЕСТВЕННОСТИ, точнее – в едином взаимодействии этого множества. ЕДИНСТВЕННОСТЬ в Природе никогда не порождала и не порождает МНОЖЕСТВЕННОСТИ, она рождает ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Но это уже слова, как говорится, из другого куплета песни Природы.

Для взаимодействия нужны, как минимум, два полярных Первоначала: плюс и минус, мужчина и женщина и так далее.

Отчаянная попытка некоторых любителей монистического мышления изначально наделить одно из Первоначал, неважно какое – Дух или Материю – двуполостью, положения не спасает. Как известно, гермафродит не способен к самозачатию, как и однополое существо.

«Великий» вопрос в формулировкеклассиков марксизма никогда не стоял перед истинной философией. Другое дело, что в момент становления Мироздания перед самой Природой возник похожий вопрос: не о первичности Первоначал и их ЕДИНСТВЕННОСТИ, а о ВЕДУЩЕЙ роли одного из Первоначал при их взаимодействии друг с другом в процессе эволюции Мира. И Природа тогда уже решила его, остановив свой выбор на Духовном, Умозрительном творчестве, отказавшись от МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО БЕЗУМИЯ.

Мы сейчас не будем обвинять классиков в преднамеренности их заблуждений, отнеся их неведениек отсутствию у них Сокровенных Знаний по данному вопросу, так как уже в их время они действительно были изъяты из арсеналов общей доступности.

Но незнание Законов Природы не избавляет ни их, ни нас от ответственности за их нарушение. Поэтому практическая сторона «всепобеждающего и великого» марксистского учения для нас обернулась тяжёлой цепью не менее «великих» дел.

Однополость материи сформировала у нас однополость в мозгах; однополость в мозгах породила однополую партию, которая на протяжении семидесяти трёх лет тщательно пыталась сама себя оплодотворить, но от лесбиянскойлюбви ещё ни одна женщина в мире не забеременела.

 

К тому же, ЕДИНСТВЕННОСТЬ Материи произвела у нас подмену Духовных критериев Материальными.

Так стоит ли удивляться тому, что любовь у нас стала продажной, честь и совесть оценивается в рублях, в культуре властвует чистоган, а самое «передовое социалистическое» общество превратилось в стадо бесполых человекоподобных существ, которым спокойно управляет административно-политическая уголовная мафия.

 

Основной принцип Творца – творить Мир по Образу и Подобию своему – пронизывает собой всё Мироздание от микро-до макрокосма. Мало того, он является связующим звеном, обеспечивающим их ЕДИНСТВО.

Этот Главный принцип всего Бытия – принцип Подобия, или Аналогии, – сознательно был взят на вооружение посвящёнными древности и стал их основным методом познания Природы, о чём свидетельствуют все религиозные и оккультные школы древности (а также поздние авраамические вероучения), содержащие в себе этот принцип в качестве ОСНОВНОГО постулата своих учений. Самый наглядный пример – это учебник христианства Библия.

Но современная наука не может дорасти до уровня понимания ВСЕОБЩНОСТИ этого принципа, хотя именно он всё ещё продолжает цементировать оставшиеся куски действительных Знаний не только в её недрах, но и в технике и в искусстве.

Её прозрение – дело безнадёжное, ибо оно неразрывно связано с материалистическим взглядом на Мир. Рухнет материалистическое мировоззрение – рассыплютсяв прах все его искусственные подпорки, а этого допустить никак нельзя.

Поэтому научная мысль сегодня не признаёт метод Подобия научным, а все науки, применяющие его, включая и Астрологию, – считает ложными.

Но вкусовое НЕПРИЯТИЕ или НЕПРИЗНАНИЕ Духовной реальности в качестве равноправной Первоосновы даже классиками марксизма ещё не означает её действительного отсутствия. Это прекрасно понимали и понимают столпы материалистической Мудрости. Поэтому они решили: если избавиться от Духовности совсем никак нельзя, то её можно исказить, унизить, сделать второстепенной, одним словом, какой-то производной на определённом этапе развития всесильной и единственной Материи.

К тому же, чтобы сами слова Дух, Духовность в своём противопоставлении Материи не раздражали сознания жаждущих истины, то желательно их просто исключить из материалистического лексикона, заменив на более мутные, а потому и неравнозначные понятия ОБЪЕКТИВНОЙ и СУБЪЕКТИВНОЙ реальности.

Претворить эту идею в жизнь им удалось, канонизировав и внедрив понятия Духа и Материи – в формулировкеклассиков марксизма – в фундаменты всех отраслей человеческого знания.

Напомню эти формулировки:

«Материя – это философская категория для обозначения ОБЪЕКТИВНОЙ реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин)

Интегральноеопределение Духа или Сознания у того же Ленина звучит так:

«Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной Материи – мозга, выступает как ОТРАЖЕНИЕ материального мира в нашей голове посредством ощущений, как субъективный образ объективного мира, как СУБЪЕКТИВНАЯ реальность».

 

Производя руками классиков такую замену, мудрецы материализма заодно осуществили и своеобразную перестройку всего Мироздания, волюнтаристски раздув ОБЪЕКТИВНУЮ реальность до размеров Вселенной, а Духовную сузив до размеров головы желающего эту Вселенную познать.

Безусловно,они руководствовались при этом единственно верным принципом:«Гениальным мозгам много места не надо».

Правда, во всей этой процедуре остаётся непонятным, почему столпы материализма сохранили лишь за ОБЪЕКТИВНОЙ реальностью её исконное право быть источником фактической информации об окружающей нас действительности, и почему у СУБЪЕКТИВНОЙ реальности они это право отобрали. Мало того, они лишили её права даже в форме работы гениальных мозгов, а значит, и своих собственных, уже как органа восприятия окружающей действительности, непосредственно и правильно воспринимать эту действительность.

Единственное право, которое они всё-таки оставили СУБЪЕКТИВНОЙ реальности, – это возможность, находясь в нашей голове, опосредованно отражать одну лишь ОБЪЕКТИВНУЮ реальность, трансформируемую туда нашими органами чувств в виде образов, копий и фотографий, считая, что эти конкретные образы, копии и фотографии, становясь игрушками нашего индивидуального воображения, в конце концов, скомпонуютсяим в какой-то ЕДИНЫЙ субъективный образ ОБЪЕКТИВНОГО мира. Правда, при этом мудрецы скромно умалчивают, что сам посредник – ОРГАНЫ ЧУВСТВ – повисает в воздухе и возникает совсем неразрешимый для них вопрос: к какой же всё-таки реальности их отнести – к ОБЪЕКТИВНОЙ или СУБЪЕКТИВНОЙ?

Приписать ОРГАНЫ ЧУВСТВ к ОБЪЕКТИВНОЙ реальности – значит, выражаясь марксистским термином, ПРИЗНАТЬ за ОБЪЕКТИВНОЙ реальностью право объективно познавать саму себя. Из этого следует, что наличие для неё нашей головы как органа её субъективного познания – это просто её блажь, и потому необязательно, а значит необязательна и сама СУБЪЕКТИВНАЯ реальность.

Отнести же органы чувств к СУБЪЕКТИВНОЙ реальности ещё страшнее, поскольку тогда она, как Джинн из бутылки, вырвется из нашей головы на свободу и вновь заполнит собой весь Мир... Тогда спрашивается: за что боролись?

Итак, любой ответ на этот вопрос лишает и без того уже урезанные в правах наши мозги последнего их Монопольного права даже на СУБЪЕКТИВНОЕ познание Мира, а это означает крах всей Материалистической системы.

Вот почему от кастрированной таким образом Духовной реальности ожидать достоверной информации не приходится и можно смело обвинять её в бесплодии, ведя речь только об уровне мистификации ею Объективной реальности, об уровне адекватности отражения и другой научной мешанине материализованного Сознания.

http://mirovid.profiforum.ru/t78-topic#114 


Случайность и закономерность

Суббота, 26 Марта 2011 г. 01:22 + в цитатник
Русислов (Философия) все записи автора

 

Случайность и закономерность
 
Как понимают Случайность и Закономерность современные мозги учёных эзотериков и материалистов?
 
Из всеобщей закономерности («всё совершается сообразно закону», «ничто не ускользает от закона») герметизм делает формально (но не сакрально) логический вывод об отсутствии в Мире случая, случайности.
И мы вновь сталкиваемся с примером искусственной Поляризации понятий закономерность и случайность – того, о чём в быту говорят: Крайности сходятся.
Есть две философско-мировоззренческие системы, прямо противоположно относящиеся к понятию «случай» (случайность) как к базовой философской категории.
 
Философия Материализма абсолютизирует Случай, обожествляя его и делая его фактически Творцом, когда говорит о том, что вечно и бесконечно существующие элементы материи, случайным образом сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, образуют всё более сложные и высокоорганизованные системы, в результате чего само собой образуется существование Неорганической природы, а затем и Органической жизни, на вершине которой находится человек.
Таким образом, Его Величество Господин Случай правит бал в Мире по крайней мере на первых этапах становления Вселенной, волшебным образом преобразуя неживую материю в живую (кстати, о понятиях жизнь и живое учёные до сих пор спорят, не в силах даже договориться о едином понимании).
 
Современный герметизм предлагает в этом вопросе другую крайность, вообще изгоняя понятие Случая (случайности) из Мира Вселенной и мозгов герметистов: «случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами».
Если в Мире абсолютно нет случайности, значит, он абсолютно детерминирован и превращается в механическую машину наподобие будильника, а всезнающий Бог знает наперёд абсолютно всё, включая все события всех миров.
Практически же для герметистов (и других эзотериков) это означает, что Творец, создавая своим Умом Вселенную и присутствуя в ней как универсальный закон любви и гармонии, лично и в равной мере участвует во всех процессах Бытия, в результате чего все они без исключения оказываются одинаково значимыми. Если следовать герметической логике, исходящей из отсутствия в природе случайности, то выходит, что всегда заранее известно (естественно самому Господу Богу), какие из молекул воздуха в лесу попадут в нос гуляющему там человеку.
Суть же данной ситуации состоит в том, что не только никто не знает об этом, но никому и не нужно знать об этом, ибо здесь действительно действуют статистические законы вероятности и наш Мир превратился бы в огромный дурдом, если бы Творец самолично занимался проблемами молекул воздуха данного леса или создавал специальных ангелов, которые будут ими заниматься и за ними следить.
Абсолютизированная закономерность и предопределённость в протекании всех процессов Бытия автоматически изгоняет из Мира такое явление (и соответствующее понятие), как вариативность, многовариантность. Другое дело, что из различных потенциально существующих вариантов хода развития окружающих нас процессов в действительности реализуется только один, однако это не значит, что при другом стечении обстоятельств с обилием формирующих их и сочетающихся между собой самым причудливым (и порой случайным) образом факторов, процесс не мог бы пойти по другому пути и привести соответственно к другому результату.
 
Защищая свою точку зрения по поводу отсутствия в Мире случайности, эзотерики (герметисты) пытаются убедить признающих случайность (слу-чайников) самым безотказным способом – обвинением в Духовной беспомощности и слепоте: мол, вы не видите здесь чёткой закономерности и однозначной предварительной заданности только потому, что не в состоянии подняться на более высокий Духовный уровень (план, плоскость) и воочию увидеть явную предопределённость событий и их результатов.
Из самых благих намерений пытаясь как можно больше возвеличить Творца и приписывая Ему поэтому Абсолютную проницательность в предвидении абсолютно всего эзотерики на самом деле оказывают Ему, как говорится, медвежью услугу.
Творец не нуждается в том, чтобы Ему приписывали не существующие у него свойства и возможности. Тем более, что Он от этого лучше и могущественнее не становится.
Реальный Творец и Творец в нашем неразвитом (а значит искажённом) восприятии – это качественно разные явления. В чём удивительным образом оказались правы атеисты, говоря, что Бог – это порождение ума человека и его буйного воображения, так это в том, что Бог в нашем локальном восприятии именно таков и на нашем примитивно-низком уровне мы действительно формируем образ Бога под себя, пишем его «портрет» с себя, приписывая, как это ни печально, свою глупость и скудоумство Господу Богу.
Древние Духовные Наставники прекрасно знали, что Творец мелочами не занимается и в определённых пределах, и на определённых уровнях допускает Случайность, чтобы Его творение не превратилось в абсолютно запрограммированную, абсолютно во всём предсказуемую механическую машину.
 
Определение, данное герметистами случаю: случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами, на самом деле относится к тому, что мы сегодня называем словом «Чудо», относя это явление к сфере сверхестественного и ожидая объяснений от Духовников современной церкви. Последние же обычно объясняют все подлинные (с их точки зрения) «Чудеса» Божьей волей (произволением, благодатью), которая по их определению необъяснима (как и сама Премудрость Божья), поэтому механизм происхождения чудес остаётся безнадёжно непознаваемым. В итоге простым людям остаётся только мучиться догадками:
- или Духовники знают о механизме происхождения и прохождения чудес, но не говорят об этом из-за Божьего запрета?
- или они не могут объяснить чудеса, поскольку не только не владеют Сокровенными Знаниями, но даже не имеют о них представления?
Духовный уровень современного Богословия однозначно отвечает на эти вопросы.
 


Понравилось: 2 пользователям

Есть ли Разум Природы?

Пятница, 25 Марта 2011 г. 02:15 + в цитатник
paulus_Lehmann (Философия) все записи автора Опрос: Есть ли разум в природе?
Есть ли Разум Природы?
И каковы свидетельства его?

Отвечай каждый как может и как хочет !

Отвечайте здесь, пожалуйста: http://www.liveinternet.ru/users/paulus_lehmann/post158028963/comments
 (150x113, 22Kb)

Билалов Мустафа Исаевич Истина между мнением и знанием. От Платона до постмодернизма

Пятница, 25 Марта 2011 г. 01:13 + в цитатник
Русислов (Философия) все записи автора

 

Билалов Мустафа Исаевич Истина между мнением и знанием. От Платона до постмодернизма
 
Материал форума Мировоззрение http://mirovid.profiforum.ru
 
Секция “Теория знания” Билалов Мустафа Исаевич д.ф.н., профессор Махачкала, Россия mustafa1@xtreem.ru
 
Переосмысление философии – это и переосмысление наиболее значимых страниц ее истории. Одной из таких предстает гносеология Платона, в которой особое место отводится соотношению мнения и знания. На пороге постмодернистской философии, этот вопрос актуализируется в контексте превращения мнения в основную единицу интеллектуального творчества. В многочисленных осмыслениях платоновской гносеологии устоялись различные толкования понятия мнения – то, как прообраза представления об эмпирическом знании, то, как результата чувственной деятельности, то, как элемента обыденного знания, противостоящего теоретическому. Смысл платоновской трактовки мнения уточняют, на наш взгляд, его размышления о соотношении истинного мнения и знания. Платон доказывает следующие утверждения: 1) знание не есть истинное (правильное) мнение, 2) знание не есть истинное мнение со смыслом, 3) знание выше истинного мнения. Рассматривая истинное мнение в качестве истины (а Платон это делает очень часто), представляется возможным использовать платоново сопоставление истинного мнения и знания для уяснения соотношения истины и знания. Из утверждений Платона логично заключить: 1.Истину можно рассматривать как важнейшую атрибутивную часть знания, которой нельзя объять все богатое содержание понятия «знание», но которая появляется лишь в связи с знанием и, следовательно, тогда представление, которое содержит истину, всегда оказывается знанием. 2.Истина может функционировать и самостоятельно, независимо от знания, вне знания и в последующем стать знанием, т.е. представление, которое истинно и является истиной, не всегда оказывается знанием, т.е. не всегда (или не всякая) истина есть знание.
Платон придерживается второго варианта. Им подчеркивается такая ситуация в познавательном процессе, когда определенное субъективное отношение к истине еще не позволяет говорить о ней как об истине знания «для нас», а не «самой по себе». Формирование истины может сводиться к установлению адекватного отношения между идеальным образом и объектом познания, но знание предполагает также некое отношение субъекта к этому сформировавшемуся образу. Отношение, которое не ограничивается функциями формулирования истинного образа и обладания им.
Что же способствует становлению знания из истины? Какие усилия с этой целью должен предпринять субъект познания? Иногда объяснения Платона просты: в че-ловеке «…должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями…»[i]. Платон подчеркивает и роль убеждения в этом процессе: «…ум рождается в нас от наставления, а истинное мнение – от убеждений; первый всегда способен отдать себе во всем правильный отчет, второе – безотчетно; первый не может быть сдвинут с места убеждением, второе подвластно переубеждению…»[ii].
В конкретизации диалектики перехода истины в знание важны и следующие утверждения Платона. «…Если кто составляет себе истинное мнение о чем-то без объяснения, его душа владеет истиной, но не знанием этой вещи; ведь, кто не может дать или получить объяснение чего-то, тот этого не знает»[iii]. «…Правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием.… Если нет объяснения, какое же это знание?»[iv]. Платон усиливает требования к знанию, приближаясь к одному из своих основных ответов на вопрос о превращении истины в знание. «Будучи связанными, мнения становятся, во-первых, знаниями и, во-вторых, устойчивыми. Поэтому-то знание ценнее правильного мнения и отличается от правильного мнения тем, что оно связано»[v].В отличие от смутного, текучего чувственного чистое знание устойчиво; в то же время такое разделение Платон «производит только для того, чтобы тут же показать, как эмпирически-чувственное организуется и оформляется при помощи точного знания». «Связывание» чувственности, как показано в «Теэтете», означает синтез истинного мнения с чувственностью, происходящий в знании в процессе его формирования. Этот синтез позволяет знанию быть практически полезным, признать его «утилитарную значимость» (А.Ф. Лосев). Доказываемое Платоном в ряде положений тождество (или единство) знания и прекрасного, знания и мудрости, знания и смелости, знания и мужества, представление знания определенной способностью, умением также сближают его с элементами опытно-практических человеческих действий. Термин «связывание истины с чувственностью» напоминает сопоставление (связывание) истины при помощи ее критерия (опыта, эксперимента, практики) с действительностью (чувственностью), необходимое, как считается в современной диалектической методологии, для получения истинного знания.
Можно согласиться с тем, что по существу уже в «Меноне» формируются стандарты истины, к которым апеллировали все последующие «искатели истины», и все проекты «разрушения иллюзии достижения объективности», непререкаемых требований «на наши системы мысли» «на деле дают лицензию на скатывание в некоторую форму релятивизма»[vi], на которую ныне претендует постмодернистская доктрина истины. Даже Жиль Делёз, метафизик бытия и основания, вольный или невольный платоник, «никогда не чувствовал ни необходимости в таком понятии, ни вкуса к нему»[vii]. И дело возможно не в том, что платоновская истина схватывает сущности Идеи, тогда как постмодернизм познание направляет и на Бытие-становление, и на симулякры, основой истины предполагает виртуальное…Коллизии со схемами пла-тонизма возникают и потому, что актуальность истин классической философии вне-временна, а Делёз настаивает на неразрывной и сложной связи истины и времени… Думается, такое расширение функций истины, совмещение ее назначения со смыслом, не проходит даром как для чистоты самой истины, так и для чистоты знания…
Главное достижение теории познания Платона – понятие чистого знания, не только безусловно истинного, исключающего из науки «ложное знание», но и несовпадающего с понятием истины продукта духовной деятельности человека. Истина «появляется на свет», формируется, как правило, как этап на пути становления знания (хотя позже, после этого этапа, она может функционировать и как зрелое знание). Развиваясь, трансформируясь в знание, истина «не только ничего не теряет, - говоря словами Гегеля, - от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя»[viii]. В результате такой диалектики всякое знание оказывается истиной; но не всякая истина, а диалектически развитая, – знанием. Что же касается конкретных результатов познавательного процесса, то все то, что признается Платоном в качестве знания – истина в то же время, тогда как в совокупности всех истин есть представления, мысли, суждения и т.п., которые еще не обладают статусом знания. Использование термина «мнение» у Платона, на наш взгляд, имеет (в том числе) такую же подоплеку, какую впоследствии предположил Декарт в понятии «представление». По Декарту, представление – воспринимаемое в вещах, в том числе не только чувственное, но род мышления, образы воображения и т.п., которые после удостоверенности становятся истиной, сущим, достоверным, несомненным…[ix]
Иногда считают, что Платон в отличие от элеатов, считавших мнение незнанием, «был вынужден признать, что мнение нельзя отнести ни к знанию, ни к незнанию. По его представлениям, оно находится между знанием и незнанием. Поскольку же знание отождествлялось с истиной, а незнание с ее противоположностью, то получалось так, что оно занимает срединное положение между ними»(Б.Ерунов). Здесь процитированный автор неявно соглашается с многочисленными заявлениями античного философа о существовании истинных мнений, которые не являются знаниями. Но он, вопреки положениям Платона, отождествляет истину и знание; отождествляет он и незнание с
ложью или заблуждением, как с противоположностью истины. Однако позиция Платона отличается большей гибкостью, рассуждения - тоньше.
В современной терминологии, но придерживаясь духа Платона о различии мнения и знания, можно утверждать следующее. 1)Нельзя данное различие сводить к различиям в когнитивных нагрузках понятий – они оба одновременно могут быть истинными. 2) Невозможно также, по Платону, строгое их разведение по ступеням познания и по уровням научного познания. 3)Мнение, отражая определенный, в том числе и эмпирический, этап в сложной диалектике становления знания, определенно отличается от знания только неустановленностью своей истинности или ложности, или же, недостаточной обоснованностью, недоказанностью своей истинности. Термин же «истинное мнение», столь популярный в философии Платона (и Аристотеля), - собирательный, обозначающий элементы множества всех истинных результатов человеческого познания, истин, не ставших еще знанием именно в силу их недостаточной объективной обоснованности.
Платон и Аристотель исключают из науки понятие «ложное знание»; множество же всех знаний оказывается подмножеством множества всех истин. Только истина может трансформироваться в знание; ее переход в знание требует дополнительных (сверх необходимых для становления истины) усилий со стороны субъекта познания (Платон: воспоминание, разбужение истин вопросами, связывание, подкрепление объяснением и т.п.; Аристотель: уразумение истины, убежденность в ней, ее доказательство и т.п.). Совокупность подобных усилий субъекта сопоставима с функциями и результатами воздействия критерия истины в познавательном процессе. Значимость этих усилий субъекта гарантирует платоно-аристотелевскую теорию познания от подозрений постструктуралистов и постмодернистов в «децентрации, «смерти» субъекта». Платоновский субъект познания не дает оснований обнаружить «иллюзорность, виртуальность, а также историчность феномена субъекта и в целом «мифический» характер субъектно-объектного отношения традиционной теории познания»(Л.Микешина), начало которой заложил Декарт. Думается, Платон и Аристотель стояли у истоков той философии познания, за дальнейшее развитие которой «на основе синтеза когнитивных практик, а также диалога двух традиций – рассудочно-рациональной (картезианской) в ее современном виде и экзистенциально-антропологической» выступает Л.Микешина.
Означают ли все эти рассуждения (от Платона до наших дней) элиминацию денотата понятия «ложного знания» вовсе из сознания и познания? Нам думается, что его эмпирическое поле неоправданно расширено сложившейся в гносеологии традицией, хотя «ложное знание» чаще всего ассоциируется с исторически изжившим себя, своеобразным реликтовым знанием. В этой связи целесообразнее говорить о проблеме мнимого знания, отражающей недееспособность бывших в свое время истинными утверждений, функционировать в качестве истин в новом социокультурном контексте. Эти утверждения, вообще говоря, никогда не теряют свою относительную истинность, но меняются их реципиенты, духовная среда последних вместе с познавательными нормами, идеалами, принципами, и самое главное, меняется соответствующий фрагмент онтологии и практики. Для анализа прошлого знания надо его или инкорпорировать в новую познавательную систему, но тогда изменится искомое знание - его объект, понятийный аппарат и т.д., или - оценить его глазами современника знания, что архисложно, если вообще возможно. Это противоречие, как правило, разрешается (на всех уровнях - и в повседневной познавательной культуре, и в гносеологии, обремененной наукоцентризмом и фундаментализмом, и в методологии) некорректно, предпочтение отдается первому подходу; в результате реликтовое знание, подвергаемое испытаниям в новой «познавательной атмосфере», не выдерживает, естественно, «озонового пресыщения» рациональностью. Оно не трансформируется в ложное, но становится недействительным как конкретно-истинное - неспособным выполнять знаниевые функции в новых условиях, что порождает распространенную иллюзию о ложности множества различных, в том числе и научных знаний. Разрешение и этого противоречия, на наш взгляд, входило в планы релятивистов от Витгенштейна до постмодернистов, отождествляющих (в частности, упоминавшийся выше Делёз) истину и время, «временную власть лжи» - с «вечностью правды».
Обосновываемое в данной статье соотношение истины и знания в той или иной степени отражает метаморфозы истины, которые в постмодернизме обозначены как «игры истины».Произведенное им расширение предмета гносеологии от «истории истин в знаниях» до «игр истин самих по себе», где и «мнение», и даже «ложное» - значимые результаты познания, предполагающего процессуальность движения истины, отнюдь не предстает как нечто чуждое конституирующему себя бытию и не совместимое с классической гносеологической традицией, идущей от Платона и Аристотеля.
[1] Платон. Менон //Соч. в трех томах. Т.1. С. 392.
[1] Платон. Тимей //Соч. в трех томах. Т.3, ч.1. М., 1971. С. 493.
[1] Платон. Теэтет// Соч. в трех томах. Т.2. М., 1970. С. 306.
[1] Платон. Пир //Там же. С. 131.
[1] Платон. Менон // Соч. в трех томах. Т.1. С.408.
[1] Денет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно//Вопросы философии, 2001, №8. С.96.
[1] Бадью А. Делёз «Шум бытия». М., 2004. С.76.
[1] Гегель. Наука логики. Т.3. М., 1972. С. 306-307.
[1] Хайдеггер М. Европейский нигилизм//Хайдеггер М.Время и бытие. М.,1993. С.126.
 


[i] Платон. Менон //Соч. в трех томах. Т.1. С. 392.
[ii] Платон. Тимей //Соч. в трех томах. Т.3, ч.1. М., 1971. С. 493.
[iii] Платон. Теэтет// Соч. в трех томах. Т.2. М., 1970. С. 306.
[iv] Платон. Пир //Там же. С. 131.
[v] Платон. Менон // Соч. в трех томах. Т.1. С.408.
[vi] Денет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно//Вопросы философии, 2001, №8. С.96.
[vii] Бадью А. Делёз «Шум бытия». М., 2004. С.76.
[viii] Гегель. Наука логики. Т.3. М., 1972. С. 306-307.
[ix] Хайдеггер М. Европейский нигилизм//Хайдеггер М.Время и бытие. М.,1993. С.126.
 
 
Материал форума Мировоззрение http://mirovid.profiforum.ru/t40-topic#44

Agnellius. АНТИЧНЫЙ ТАНЕЦ - ГАРМОНИИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Вторник, 01 Марта 2011 г. 02:31 + в цитатник

Метки:  

Единство мира и причинность

Суббота, 30 Октября 2010 г. 00:27 + в цитатник
Русислов (Философия) все записи автора

 

Единство мира и причинность
 
Рассмотрим последний из выдаваемых герметизмом за Вселенский – принцип причинности.
 
Кабала герметического вероучения, называемая для благозвучия Кибалион, так разъясняет данный принцип: «Всякая причина имеет своё последствие; всякое последствие имеет свою причину; всё совершается сообразно закону; случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами; есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от закона».
 
Вот ещё один показательный пример того, как Часть выдаётся за Целое, один из аспектов процесса принимается за весь процесс в целом, ибо причинность не является Универсальным Принципом Бытия, а является одним из аспектов проявления Единства Мира.
 
Существует базовый Первопринцип любой философии и любого Духовного учения – отправной постулат о Единстве Мироздания вообще и Проявленного Мира (Бытия) в частности.
Этот Постулат провозглашают и опираются на него, как на Мировоззренческий фундамент, все дееспособные и вменяемые мыслители, школы и традиции, но в объяснении сути и механизма осуществления Единства Мира существует поражающий начинающих (и опытных) познавателей разнобой.
 
Материалисты объясняют Единство мира единственностью Материального начала – Материи. Верующие в Бога – единственностью Бога, являющего собой якобы в чистом виде Дух. А многие эзотерики вообще и герметисты в частности признают основой Единства Бытия единственную вибрирующую мировую субстанцию, которая является эманацией Мирового Разума.
Таким образом в данном случае наблюдается три варианта примитивно понимаемого Монизма Бытия. Во всех трёх случаях Единство подменяется Единственностью – то ли Материи, то ли Духа (Бога), то ли мировой Умственной и почему-то вибрирующей субстанции.
 
Между тем Единство и Единственность хотя и звучат похоже, а потому внешне создают обманчивую иллюзию одного и того же понятия, на самом деле являются принципиально разными философскими категориями.
Единственность связана с понятиями Единичность, Элемент, Одно, Особенное, и порождает в Мире то, что мы называем Индивидуальностью.
Любое же Единство являет собой объЕдинение какого-то Множества, то есть изначально не является по своей внутренней сути (природе) Единственностью, которая может выступать только в качестве организационного Единичного элемента данного Множества.
 
Духовные Наставники исконного (дохристианского) Православия, воспринимая Мир таким, каким он должен быть в Идеале, объясняли природное Единство Мироздания Единой Организационной Основой всего сущего – Всеобщей Системой Первопринципов Творца, которая и делает Проявленное Бытие Единым Целым – Божественно Организованным Живым Организмом.
Таким образом основой Единства Мира является не Единственность субстанционального начала, а Единство организационных Первопринципов.
 
Итак, Вселенная – это Единым способом устроенное Множественное разнообразие Проявленного Бытия. Средством объединения в Единое Целое любого множества элементов является их СВЯЗЬ (Взаимосвязь). Не входя в типологию всех видов существующих в Природе связей, а выделяя их общую, единую суть, все мудрецы древности (а за ними и современные мыслители) пришли к выводу, что универсальность всех связей выражается понятием – причинно-следственная связь.
Это значит, что причинно-следственная связь и взаимосвязанность всего существующего в Природе – это просто внутренний механизм обеспечения Иерархического Единства Мира, а не какой-то отдельно существующий, особый принцип причинности.
 

Имеют ли теоремы Гёделя философский (мировоззренческий) смысл?

Вторник, 26 Октября 2010 г. 00:55 + в цитатник
Русислов (Философия) все записи автора

 

Имеют ли теоремы Гёделя философский (мировоззренческий) смысл?
Теорема Гёделя о неполноте (Курт Гедель)
Теорема о неполноте и доказательство, утверждает примерно следующее: при определенных условиях в любом языке существуют истинные, но недоказуемые утверждения.

Первая теорема Гёделя о неполноте
Во всякой достаточно богатой непротиворечивой теории первого порядка (в частности, во всякой непротиворечивой теории, включающей формальную арифметику), существует такая замкнутая формула F, что ни F, ни -,F не являются выводимыми в этой теории.
Иначе говоря, в любой достаточно сложной непротиворечивой теории существует утверждение, которое средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Например, такое утверждение можно добавить к системе аксиом, оставив её непротиворечивой.
Теорема была доказана Куртом Гёделем в 1931-ом году.

Вторая теорема Гёделя о неполноте

Во всякой достаточно богатой непротиворечивой теории первого порядка (в частности, во всякой непротиворечивой теории, включающей формальную арифметику), формула F, утверждающая непротиворечивость этой теории, не является выводимой в ней.

Иными словами, непротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более мощной формальной теории. Но тогда встаёт вопрос о непротиворечивости этой второй теории, и т. д.


 
 

Почему внимают Жижеку?

Воскресенье, 01 Августа 2010 г. 21:40 + в цитатник
Максим_Мищенко (Философия) все записи автора

Почему Жижеку внимают? Вроде бы посредственный седобородый лаканист с марксистскими наложениями, добротный пересказчик чужих мыслительных удач (выпускает на текстуальную волю сконструированные парафразы столь эффектно, будто бы самостоятельно их вылил в рефлексивную форму). Да, и английские тексты его настолько лексически убоги и односложны, что вдаешься в дерзкие размышления о возврате философии к примитивистским корням, коли славянин является оптимальным мыслителем на «общеупотребительном». Много завистливых инвектив можно направить в сторону манерного до «рукоблудных» позывов отнюдь не практикующего психоаналитика…

Если бы не откровенная зачарованность этой плавной дискурсивностью из доигрывания затертыми бинаризмами, почесывания носа и расплескивания конечностями, бессчетной брани с устоявшимися очевидностями. В тех «лесах» всё затянуто тучами беспросветной харизматичности. В С. Жижеке мы сталкиваемся с некоей тысячекратной «ослинностью» (определенно – позитивной упрямостью, удалой «животной долбежкой»), предельно воздействующей на усредненные умы вовлеченностью в предельно примитивный набор идей. Вот эта дискурсивная профетичность и сотворила человека медийной «Тюхэ», могущего с беспрецедентной честностью и искренностью излагать прямо противоположные тезы, получающего «бесовское удовольствие» от не очевидных вывертов мысли или вытаптывания скороспелых трюизмов. Он – может и интересуется всем. Его вовлеченность заставила нас поверить, включиться в вязкую игру идей.

Сколько интеллектуальных искр валило в нейронных синапсах, когда стародавние мыслители шлифовали классические закономерности. Но здесь не до чудотворений рефлектирующей природы, ведь седовласый острослов мимолетно проскакивает по километровым линиям разнородных тематик, чтобы нигде ни остановиться и присесть, но остановиться, умолкнув, совершив кратковременное убийство Жижека-дискутирующего на время обывательских пустот. Жижек как автор – это сложносочиненный комплексный цитатник, обрастающий прочерками гипертекстов и мгновенных трактовок.

Давай, Мужик, давай, уважаемый, вали наземь все расплодившиеся популярные идеологемы и рейтинговые медиа-события, нашпигуй их той дозой высокоинтеллектуального маразма, чтобы они лопались от СВЧ-воздействий. На выходе: эффектность, карнавальность, логичность дискурсивных прорывов при рядовой внешности и лексической ограниченности. Кто говорил о «серьезном шутовстве» без сомнения правы, ведь С. Жижека с его цитирующими трактовками «опопсовленного» кинематографа, фольклорно-анекдотическим кладезем, язвительно политиканскими историйками, океаническим вспениванием ссылок несет если не в тупик философичного «клоунства», то в сумрак умозрительного травести-шоу, точно. Те же ехидные критики и не отрицают интеллектуалистские заслуги маэстро, но комично констатируют о латентном нежелании его закрыться в серое академическое гетто. Все эти отсылки к кумулятивно глубине шуток-кино-политиканства, призванные иллюстрировать концепты, преобразовались в автономные и доступные «плебсу» эрзацы академичной риторики. Все помнят жижековские обезжиренные сливки, но никто не помнит переусложненные словоизлияния о симптоме (вот, блин, опять запамятовал?!). Вот и восславим самую харизматичную фигуру философичной сцены «постсовременности». Хотя и обидно, когда основные почести достаются высокорейтинговым персонам, поэтому…
 




Процитировано 1 раз

Майкл Оукшот: Рационализм в политике

Воскресенье, 28 Марта 2010 г. 03:30 + в цитатник
Grey_Inquisitor (Философия) все записи автора Мне кажется, это большое упущение, что Оукшота на русском языке до сих пор не было в Сети. Всё-таки, один из философов, очень популярных в англоязычном мире.

Скачать "Рационализм в политике".

Метки:  


Процитировано 1 раз

Как выглядел Иисус Христос и почему из этого делают тайну

Воскресенье, 07 Февраля 2010 г. 05:00 + в цитатник
olfedorov (Философия) все записи автора

Тему о внешнем облике Иисуса Христа поднял один из читателей на моей страничке на сайте «В Контакте». Там на стене сообщений он дал ссылку на такую вот статью:

 
Я ответил, как на самом деле должен был бы Иисус выглядеть, и привёл примеры соответствующей типологии. Насколько я понимаю, мной данная информация была раскрыта впервые, ранее она нигде не фигурировала, и я вправе был ожидать, что тема вызовет некий положительный интерес. Интерес она, конечно, вызвала, но только обратный ожидаемому. читать далее>>>


Поиск сообщений в Философия
Страницы: 35 [34] 33 32 ..
.. 1 Календарь