Русский композитор Александр Егорович Варламов |
Александр Егорович Варламов (27ноября 1801, Москва — 27 октября 1848, Санкт-Петербург) — русский композитор, концертный певец (тенор), музыкальный педагог.
Александр Егорович Варламов происходил из молдавских дворян.
Родился в семье мелкого чиновника, отставного военного. Семья была весьма небогата.
Музыкальная одаренность проявилась в ребенке рано, он сам научился играть на скрипке, виолончели, гитаре и фортепиано и подбирал песни по слуху.
С 9 лет или с 10 лет обучался в Петербургской придворной певческой капелле. Талант мальчика Варламова привлек внимание директора капеллы композитора Д. С. Бортнянского, который тут же определил его в солисты, стал помогать начинающему музыканту и помогал ему в последующие годы.
Со временем детский голос стал ломаться, а дальнейшим планам на карьеру оперного певца не суждено было сбыться: голос стал ослабевать. Варламов уже сочинял музыку и решил посвятить свою жизнь композиторской деятельности, а кроме того стал заниматься преподаванием.
Варламов А.Е.. Абсолютный слух
Через несколько лет Варламов отбыл из России в Голландию, и в 1819—1823 годах он — псаломщик и учитель певчих в русской придворной церкви при русском посольстве в Гааге. Это была работа государственная, от императорской казны.
Европа и музыкальная европейская жизнь поразила молодого музыканта — он не только сам стал постоянным зрителем оперных театров, но и попробовал выступать с исполнением своих песен, аккомпанируя себе на гитаре. Там же он серьезно стал заниматься теорией музыки.
"Ангел"
Возвратясь в Россию в 1823 году, Александр Варламов сначала поселился в Москве и занялся преподаванием музыки, но вскоре переехал в Петербург и был назначен учителем музыки в Петербургской императорской театральной школе при императорских театрах, заодно он преподавал пение в различных учебных заведениях и частных домах Петербурга.
В зале Филармонического общества Варламов дал свой первый в России концерт, где дирижировал симфоническими и хоровыми произведениями и выступил в качестве певца.
В 1827 году Варламов познакомился с М. И. Глинкой, очень быстро они стали друзьями и совместно организовывали домашние музыкальные концерты. В 1829 году А.Варламов был приглашен преподавать в Придворной капелле.
"Что мне жить не тужить"
В 1832 году А.Варламов переехал в Москву, где поселился в Скатертном переулке — он был переведен на службу в Московскую императорскую театральную труппу помощником капельмейстера и «композитором музыки», работал под руководством А. Н. Верстовского, с которым подружился и даже посвятил ему несколько своих романсов; Московская императорская труппа работала на двух основных сценах — в Малом театре и Большом театре. Там все музыкальные способности А.Варламова пригодились: он выступал как певец, вел большую концертную деятельность, причем в основном исполнял свои собственные романсы и песни, был дирижером и, конечно же, сочинял музыку к спектаклям.
"Напоминание"
Его концерты, в которых он выступал как певец с собственными музыкальными сочинениями, привлекали зрителей особой выразительностью, тонкой и вдумчивой интерпретацией; он не обладал сильным голосом и потому делал упор на другое — задушевность. Позже он писал: «Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». Музыковед Н. Листова приводит слова одного из зрителей концертов А. Варламова: «Он неподражаемо высказывал… свои романсы».
Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее. Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и финансы (финансы, правда, Москве полагались меньшие, чем столице), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.
Этот период жизни в Москве был для музыканта в высшей степени насыщенным творчеством. А. Варламов не только много сочинял, он увлекся народной музыкой и занимался сбором и обработкой русских народных песен. Он познакомился с другим композитором — А. Л. Гурилевым, тоже увлеченным русской народной музыкой, и очень помогал ему, когда тот оказывался в тяжелом материальном положении, хотя и сам тяжело работал, вырываясь из бедности.
"То не ветер ветку клонит"
В 1833 году А. Е. Варламов выпустил свой первый авторский сборник романсов и песен. Он назывался «Музыкальный альбом на 1833 год» и состоял из девяти романсов, в том числе «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», получившего огромную популярность, и нескольких песен на стихи умершего поэта и друга Николая Цыганова. Кстати, посоветовала композитору написать музыку к стихам Цыганова актриса Московской труппы Мария Дмитриевна Львова-Синецкая, в которую Варламов был одно время влюблен.
В конце 1830-х Варламов с семьей перебрался в бывший дом Кокошкина на Никитском бульваре, участок 6 — когда-то там находились репетиционные комнаты Московской труппы. Именно в этом доме композитор написал множество своих песен.
"Матерь божия, ныне с молитвою"
Музыка и голоса поющих артистов слышались прохожим, и дом получил название «Соловьиный дом». Часто у Варламовых собирались гости — сплошь знаменитости Московской труппы. Сам хозяин считался большим любителем игры в карты, и часто карточные компании сидели в доме ночи напролет. В этом доме в 1843-м у Варламова останавливался прибывший в Москву Ференц Лист. К сожалению, дом этот, простояв много лет, даже пережив советскую власть, в 1997 году, под праздник 850-летия Москвы был снесен.
"Для чего летишь, соловушка"
С 1845 года А. Варламов опять стал жить в Петербурге. Постоянная работа — а чтобы выжить, работать приходилось много: выступления на сцене, преподавание, издательская деятельность, музыкальные сочинения, — подорвала его здоровье. Вскоре подтвердилась тяжелая болезнь — туберкулез горла, выступать с исполнениями своих произведений он уже мог.
Он надеялся найти работу, пытался снова поступить учителем в Певческую капеллу, но не был принят. Наступили последние годы удручающей бедности и болезни. А ведь надо было кормить семью… Оставалось сочинительство. Он сочинял музыку к стихам для песен и романсов, с которыми выступали уже другие певцы.
Авдотья Яковлевна Панаева в книге своих воспоминаний писала о семье А. Е. Варламова:
"Зачем сидишь до полуночи"
«Я редко встречала супругов, которые так были бы сходны по характеру, оба добрые, готовые всегда помочь нуждающимся, когда у них были деньги. Они не думали о завтрашнем дне, а наслаждались жизнью при всяком удобном случае. Если Варламов получал деньги за уроки или за продажу своего нового романса, то задавал пир горой, а вскоре затем приходил к жене Межевича мрачный, потому что его жена и дети сидят без обеда, лавочники не отпускали более в кредит провизии, требуя уплаты долга.
— Ехали бы домой, сочинили бы романс, продали бы его, вот и будут у вас деньги, — советовала Варламову моя приятельница.
Варламов ударял себя по лбу и просил ее выбрать коротенькие стихи какого-нибудь поэта. С книгой он отправлялся в залу, садился за фортепиано и сочинял музыку. Домой он боялся идти, опасаясь атаки лавочников. Через некоторое время Варламов являлся в комнату, где мы сидели, и пел новый свой романс, уже положенный на ноты. Варламову было тогда лет под 50, голоса у него уже не было никакого, а в молодости, говорили, у него был очень приятный тенор. Варламов торопливо прощался, спеша в музыкальный магазин запродать свой романс. Через три часа муж и жена Варламовы приезжали уже в коляске с корзиной вина и приглашали Межевичей на вечер».
Василий Степанович Межевич (1814—1849) — русский литератор, Варламов создал романс на его стихи «Звездочка ясная».
В 1845 году поэт Апполон Григорьев написал стихотворение «А. Е. Варламову», начав его словами:
Да будут вам посвящены
Из сердца вырванные звуки…
"Ты не пой, соловей"
В последние годы жизни композитор работал над серией обработок для голоса с фортепьяно русских и украинских народных песен «Русский певец». Эту работу он так и не окончил, вышли 43 песни[.
В планах композитора было сочинение оперы на сюжет поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел так и остался нереализованным.
Он умер 27 октября 1848 года от туберкулеза горла в возрасте 47 лет за карточным столом.
Похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище, но через несколько недель его могила была размыта наводнением.
Спустя несколько месяцев после кончины композитора артист и драматург Московской императорской труппы Дмитрий Тимофеевич Ленский откликнулся стихотворением «Воспоминание о Варламове»:
Ах! Давно ль, душа-соловушко,
Ты нам песни распевал,
А теперь поник головушкой
И навеки замолчал!..
Много в песнях было сладости
У соловушки-певца;
Мало в жизни знал он радости
До последнего конца…
Жизнь его была б прекрасною,
Если б жил он, а не пел,
Но с душою пылкой, страстною
Кто счастливым быть умел!..
Он страдал тоской безвестною
В тайне сердца своего,
Меланхолией чудесною
Дышат песни все его!..
Заунывные, плачевные,
Будто звуки с небеси,
Эти песни задушевные
Не умолкнут на Руси!..
Это стихотворение положили на музыку композиторы А. Л. Гурилев и Т. Бажутин .
Значение творчества А. Е. Варламова говорит само за себя: его произведения продолжают жить в исполнениях следующих поколений.
"Мне жаль тебя"
Рубрики: | Композиторы Романс |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий komor_valerya
Ответ на комментарий Ratsevich_Svetlana
Ответ на комментарий Barucaba
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |