-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46243
Написано: 55630


Как пела Наташа Ростова

Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 12:00 + в цитатник
Barucaba все записи автора
В сочинениях Льва Николаевича Толстого мы находим немало обращений к музыке. Его философские и эстетические наблюдения над этим загадочно-необъяснимым видом искусства прослеживаются и в грандиозном романе-эпопее "Война и мир". В многочисленных описаниях музыки автор постоянно словно бы выделяет её роль в формировании определённых человеческих переживаний.

Например, описание душевных волнений, испытанных Николаем Ростовым во время пения Наташи. Здесь музыка выступает как внезапно нахлынувшее обещание счастья, призрачное и воздушное, в то же время властно вторгающееся в чувственный мир слушающего.
132921115_razdelitel (600x244, 14Kb)
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
    Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
    «И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого», — думал Николай.
    Соня взяла первый аккорд прелюдии.
    «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют!»
    Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
    «Николенька, что с вами?» — спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что-нибудь случилось с ним.
    Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой было так весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. «Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю», — почувствовала она и сказала себе: «Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я».
    — Ну, Соня, — сказала она и вышла на самую середину зала, где, по ее мнению, лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно-повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась посередине комнаты и остановилась.
    «Вот она я!» — как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
604985 (700x525, 173Kb)
   
«И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

      Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

      «Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?»— подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto...  Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affeto... Раз, два, три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она это si возьмет... Взяла? Слава богу! — И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. — Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!»— подумал он.

      О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире.
132921115_razdelitel (600x244, 14Kb)
Очень хочется, чтобы этот пост "зазвучал". Поэтому обратимся к Сергею Прокофьеву, который создал оперу по роману-эпопее "Война и мир", где попытался передать всю глубину душевной драмы её героев. 
 
Жизнь преподносит суровые испытания Наташе - юной романтической девушке, мечтающей о любви и счастье. В третьей картине Наташа с отцом приезжает с визитом к старому князю Болконскому. Но что происходит в доме Болконских? Суровый князь не может принять Ростовых. Наташа в смятении и тревоге.
 
Послушайте, как тонко передаёт это музыка. Ариозо Наташи с неустойчивой, скользящей и хрупкой мелодией в порыве надежды вдруг взлетает вверх. Здесь раскрываются новые стороны в образе Наташи, передана драма оскорблённого чувства и страстная мечта о счастье.
 
Фрагмент из оперы: “Какое право они имеют..."


Рубрики:  Опера
Музыка и литература
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 13 пользователям

Доремифа_СОЛЬка   обратиться по имени Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 12:44 (ссылка)
Barucaba,
Благодарю Вас!Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Сэр_42   обратиться по имени Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 14:19 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 15:22 (ссылка)
Благодарю, добрых выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 22:38 (ссылка)
Какая интересная тема!
Увлеклась...зачиталась...заслушалась...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2019 г. 13:32 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

liudmila_leto, да, Толстой как никто другой чувствовал музыку и пытался открыть секрет её воздействия на человека.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2019 г. 13:33 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, спасибо! Хорошей недели!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2019 г. 13:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Сэр_42

Сэр_42, спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2019 г. 13:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Доремифа_СОЛЬка

Доремифа_СОЛЬка, спасибо большое! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку