-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46234
Написано: 55620


Повелители смычка. Анри Вьётан

Понедельник, 18 Февраля 2019 г. 12:02 + в цитатник
Barucaba все записи автора

yandex.ru/media/

Анри Вьётан (Henri Vieuxtemps; 17 февраля 1820 — 6 июня 1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.

thumbnail400_13110605 (273x400, 31Kb)

Отец Вьётана был скрипачом-любителем и гитарным мастером. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. При помощи М. Женена, мальчик продолжил учиться у Л. Ж. Леклу-Дежонка, скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827 года Анри выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году.

В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835 году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс. Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом Вьётана.

В 1844 году Вьётан женился на пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.

_dsf0376 (608x428, 61Kb)

Королевская академия наук и искусств Бельгии

С 1846 года Вьётан жил и работал в Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый концерт, Вьетан вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную деятельность. Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только Европу, но также Турцию и Америку.

В 1866 году Вьётан лишился отца, а в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи.

В историю музыкального исполнительства Вьетан вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтического направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение бельгийской национальной скрипичной школы.

Композиторское дарование Вьетана ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произведения Вьетана, отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов Вьетана для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтического скрипичного концерта, начало которому положил Н. Паганини.

Концерты Вьетана отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматическими контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью оркестрового сопровождения. Вьетан написал множество небольших скрипичных пьес, этюды и другие произведения (в т. ч. 2 концерта для виолончели с оркестром).

Fantasia Appassionata Op.35



***********
Соната для альта и фортепиано ми-бемоль мажор



***********

Elegy for Viola and Piano



Simonide Braconi - Marco Sollini

***********

Tarantelle




***********

Концерт для скрипки с оркестром №1 ми мажор
В 1837 году Вьётан совершил первую поездку в Россию, но в Петербург он приехал к самому концу концертного сезона и смог дать лишь один концерт. Его выступление прошло малозамеченным. Россия его заинтересовала. Вернувшись в Брюссель, он стал основательно готовиться ко второй поездке в нашу страну. По дороге в Петербург он заболел и 3 месяца пролежал в Нарве. Во время болезни в Нарве был задуман Концерт Ми мажор, известный сейчас как Первый концерт Вьетана для скрипки с оркестром. Это произведение принадлежит к самым значительным в первом периоде творчества Вьетана. Его «премьера» состоялась в Петербурге 10 марта 1840 года.
«Его Концерт Ми мажор — прекрасное произведение, — пишет Берлиоз, — великолепное в целом, оно заполнено восхитительными деталями как в главной партии, так и в оркестре, инструментованном с большим мастерством. Ни один персонаж оркестра, самый незаметный, не забыт в его партитуре; он заставил каждого сказать что-нибудь «пикантное». Он добился большого эффекта в divisi скрипок, разделенных на 3—4 партии с альтом в басу, играющих тремоло во время аккомпанемента соло главной скрипке. Это — свежий, очаровательный прием. Королева-скрипка парит над маленьким дрожащим оркестром и заставляет вас сладко мечтать, как мечтают в тиши ночи на берегу озера:
Когда бледная луна
Раскрывает в волне
Свой серебряный веер..»



Violin: Misha Keylin

Orchestra: Janácek Philharmonic Orchestra
 Conductor: Dennis Burkh

Концерт для скрипки с оркестром №4 ре минор
В 1846 году Вьетан получил приглашение из Петербурга занять место придворного солиста и солиста императорских театров. Так начался самый крупный период его жизни в России. Он прожил в Петербурге по 1852 год. Молодой, полный энергии, он развивает активную деятельность — выступает с концертами, преподает в инструментальных классах Театрального училища, играет в квартетах петербургских музыкальных салонов. «Графы Виельгорские, — пишет Ленц, — привлекли в Петербург Вьетана. который, будучи большим виртуозом, всегда готовым играть все — как Гайдна, так и последние квартеты Бетховена, был более независимым от театра и более свободным для квартетной музыки. То было прекрасное время, когда на протяжении нескольких зимних месяцев в доме графа Строганова, очень расположенного к Вьетану, можно было три раза в неделю слушать квартеты».
В Петербурге он написал свой самый романтичный и яркий по музыке Четвертый ре-минорный концерт. Новизна его формы была такова, что Вьетан долго не решался сыграть публично и исполнил его в Париже лишь в 1851 году. Успех был громадным. Известный австрийский композитор и теоретик Арнольд Шеринг, среди трудов которого имеется «История инструментального концерта», при всем своем скептическом отношении к французской инструментальной музыке, также признает новаторское значение этого произведения: «Вьетана - композитора скрипичного концерта можно было бы с известными оговорками и ограничениями поставить рядом с Листом. Ибо то, что он дал после своего несколько «младенческого» концерта в fis-moll (№ 2), относится к наиболее ценному в романской скрипичной литературе. Уже могучая первая часть его E-dur'нoгo концерта идет дальше Байо и Берио. В концерте d-moll перед нами произведение, связанное с реформой этого жанра. Не без колебания композитор решился издать его. Он боялся возбудить протест новой формой своего концерта. В то время когда концерты Листа были еще неизвестны, этот концерт Вьетана мог, пожалуй, вызвать нарекания».



Вьетан — романтик в стремлении к красочной виртуозности, но он также и классик по возвышенно-мужественной манере игры, в которой разум подчиняет чувство. Это определилось настолько явно, причем еще у молодого Вьетана, что, прослушав его игру, один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский рекомендовал ему влюбиться: "Шутки в сторону — его игра похожа на прекрасно сделанную древнюю статую с изящными, округленными формами; она прелестна, она приковывает взоры художника, но все вы не сравните статуи с прекрасною же, но живою женщиною".

Рубрики:  Музыканты/Скрипачи
Композиторы
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 16 пользователям

Светлана_Крымская   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2019 г. 13:37 (ссылка)
Спасибо, Наташенька! Одоевский очень точно описал самое ценное в исполнительском искусстве! Во всяком случае, - именно для русского уха... Мы-студенты этого определить ещё не умели, но чувствовали интуитивно.
В годы учёбы в консерватории впервые вышли пластинки Артуро Бенедетти Микельанджело, и нас буквально сразили наповал. Их вышло всего 2 - 4-й концерт Рахманинова и Соль-мажорный Равеля. А потом прошёл слух, что он приезжает в Союз и будет играть "сольники" в Москве и Ленинграде. Мы, естественно, активизировали друзей. чтобы достать билеты. Нам достали и мы попали... Играл он замечательно, прилетел на собственном самолёте и со своим роялем. Обалдение,конечно, было, но чего-то всё ж недоставало... Чего. - мы с моей гениальной Люськой не поняли... Но на концерте в Москве (а мы попали в Ленинграде) был наш Григорий Михайлович Коган, который написал рецензию,(кажется в Советской музыке), которую я помню до сих пор. И он всё объяснил. Он написал, что у этого великого пианиста всё выверено до такой степени, что создаётся впечатление. что он ПОКАЗЫВАЕТ ИДЕАЛЬНУЮ СТАТУЮ, снимая с неё покрывало... А он слушал, видимо. не один концерт. Иными словами, не хватало ОЩУЩЕНИЯ СИЮМИНУТНОСТИ, как бы ИМПРОВИЗАЦИОННОСТИ, а было впечатление "сделанности до полного совершенства". Это именно то, что нам говорил наш Монасзон, когда всё было проучено до мелочей.
Он говорил:" А теперь всё забудь и ПРОСТО ЛЕТИ!". К сожалению, теперь ТАК вообще почти никто не учит. Точнее не умеют прежде ПРОУЧИТЬ, а потом уже отпускать на волю. Да и ЛЕТАТЬ-ТО не каждому дано...Вот и слышишь, что одним не хватает ПРОУЧЕННОСТИ, а другим - ПОЛЁТА... И причины - разные. Ощущение "как в первый раз" от слишком частых выступлений удерживать очень трудно, это ДАР ОСОБО ЦЕННЫЙ. Это именно то, что отразилось на Клиберне и чего, мне кажется. интуитивно опасается Мацуев... Видимо, Одоевский имел в виду как раз именно это. Был большой умница!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2019 г. 20:53 (ссылка)
Очень интересное сообщение. И музыка прекрасна!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 19 Февраля 2019 г. 11:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 12:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, да, Светлана, всё так. Но здесь важно чувствовать грань и соблюдать меру в выражениях чувств, чтобы это не перешло в пошлость и вульгарность. А Микеланджели - это не только образец совершенства, но и ещё образец самоотречения. Он стремился к тому, чтобы музыка говорила сама, как она есть, без его субъективного вмешательства.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 14:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Без субъективного вмешательства музыки вообще не может быть, кроме нотной записи. Или в особых случаях теперь ещё и записи на носители. Просто есть музыканты, которые записываются практически идеально, а есть те, которым не хватает живого дыхания зала, как Софроницкому. Ну, а пошлость и вульгарность - это уже качества человеческой личности исполнителя и недостаток интеллекта.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 18:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, да, в сущности любой исполнитель привносит что-то своё. Но есть два типа исполнителей - один, более многочисленный, стремится через музыку показать себя, а другой тип, когда исполнитель через себя показывает музыку. Например Микеланджели - он старался следовать исключительно замыслу автора, сам оставаясь в тени. А остальное - это да, интеллект плюс музыкальная культура и культура исполнителя вообще. Чем ещё мне симпатичен Микеланджели - это благородством исполнения - качеством в наше время уже редчайшим. Сейчас и слово-то это уже уходит из лексикона.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Четверг, 21 Февраля 2019 г. 20:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа. Вы даже не представляете как мы балдели от его 2-х пластинок. Ведь до этого мы даже имени такого не слышали! Пластинки-то заездили почти "до дыр"! Да и от концерта были в восторге,только не могли понять ПОЧЕМУ на нас пластинки произвели как бы бОльшее впечатление... Хотя мы ждали, что будет наоборот... мы же были совсем ещё юными, восторженными и романтичными.Слетать на один концерт в Ленинград на самолёте туда-обратно по нынешнему времени нищим студентам вообще считалось безумием даже тогда...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 22 Февраля 2019 г. 01:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, да, это здорово, конечно, я Вас понимаю, Светлана. Что значит любить музыку... даже сейчас на такое мало кто способен.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку