-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46234
Написано: 55620


ОСЕННИЕ СНЫ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

Среда, 06 Сентября 2017 г. 13:56 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора

осенние сны (700x533, 446Kb)
"Осенний сон"
Худ. Александр Заварин


... холод, и холод… вчерашнее лето
Всё тише, всё дальше. И зимних оков
Звенящая сталь пусть не близко, но где-то
Вокруг. Средь полей и больших городов.

Осенняя грусть, пандемия печали;
Улыбка в душе, горький лёд на губах.
И небо в дыму, и в дыму магистрали;
Осенние сны. Снова осень в сердцах.

Мятежные тучи, холодные луны;
В безропотном сне, в тяжкой неге умы;
Замёрзшие пальцы и ржавые струны,
Холодные сказки грядущей зимы.

Дм. Тютин



К 1910 году относятся две оркестровые партитуры Прокофьева,
помеченные опусами


симфоническая картина для большого оркестра «Сны», соч. 6





и симфонический эскиз для малого оркестра «Осеннее»,соч. 8.



 

 Обе вещи разнятся друг от друга по эмоциональному настрою — более мечтательному во «Снах» и определённо сумеречному в «Осеннем».


Премьера «Снов» состоялась под управлением юного автора 5 декабря 1910 в концерте учащихся, проходившем в Большом зале Консерватории
под эгидой Петербургского отделения ИРМО. Рецензент петербургской газеты «Театр и спорт» писал с нескрываемой иронией: «Г. Прокофьев дирижировал своей музыкальной картиной «Сны». Подобные неудачные произведения можно творить только во сне. Тема очень и очень неважно обработана, инструментовка же местами колоритна. Иного мнения придерживался ученик Римского-Корсакова Владимир Сенилов, композитор хоть и традиционного склада, но чувствительный к новому: «Интерес вечера сосредоточился на выступлении молодого композитора Прокофьева, с его оркестровой вещью «Сны»... Музыка дебютанта звучит свежо, не лишена изобретательности и экспрессивности».

Особого энтузиазма «Сны» не вызвали и тогда, когда были сыграны более, чем через полгода. 14 июля 1911 в Москве, на пятнадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга под управлением большого энтузиаста новой музыки Константина Сараджева. В программе концерта стояло ироническое, с чисто прокофьевской подковыркой: «Посвящается автору, почившему Мечтами», – и, дабы ни у кого не было сомнения в том, кто же это автор, вещь шла в концерте сразу после «Божественной поэмы» Скрябина.

Однако, благодаря сараджевскому исполнению, в Москве у Прокофьева завёлся зоил(желчный недобросовестный критик) – друг Скрябина, поклонник Рахманинова и Метнера и третьестепенный композитор Леонид Сабанеев, входивший в совет Российского музыкального издательства (РМИ) Натальи и Сергея Кусевицких, сотрудничавший в качестве плодовитого музыкального критика в «Голосе Москвы» и во множестве других изданий, и, вопреки работе в передовом музыкальном издательстве, сильно не любивший всю молодую русскую музыку. О «Снах» в «Голосе Москвы» Сабанеев писал 3/16 июля 1911 в привычной для себя манере – велеречиво, уничижительно и стилистически небрежно:
«Я люблю слушать произведения новичков и искать в них искру Прометея, ту искру, которая может разгореться в пламя гениальности. Увы, это удовольствие редко выпадает на мою долю. …«Сны» – сочинение не без растянутости, хорошо инструментованное, очень милое. Только вот что мне кажется, что «модернизм» автора пришит к нему белыми нитками, что душа у него совсем не «модернистская», что нет у него той обострённости чувства, той «обнажённости нервов», которая обуславливает собой эстетику диссонирующих созвучий. Мне кажется, что в душе у него нет ни гиперэстетических переживаний экстаза, ни кошмарных ужасов, ни любви к страданию, ничего такого, на чём базируется дух модернизма». – Правильно, скажем мы, читая рассуждения Сабанеева сто лет спустя. Что же здесь плохого? Но Сабанеев продолжает, и ради этого-то весь пассаж и написан: «Есть ли у него «искра Прометея»? Кто знает: но после того ослепительного света, который сиял нам в звуках «божественной поэмы», позволительно его<её?> не приметить».

Но уже о премьере «Осеннего» 1 августа 1911, на двадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга, проходившем под управлением Александра Метнера, брата композитора Николая Метнера , Сабанеев писал в «Голосе Москвы» с явным раздражением: «Мне кажется, что этому юному и вполне не оперившемуся птенцу напрасно уделяют так много места и внимания… …> По размерам дарования г. Прокофьев близок Калинникову…»
Пьеса, хотя и интересная, была далека от значительности и свежести тех сочинений, которые Прокофьев начнёт создавать всего через год-два.
А вот «Сны» - это сочинение Прокофьева сейчас воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.

Сабанеев же жестоко просчитается с выбранной им мишенью для критики...

 



http://www.topos.ru/article/6392

Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Композиторы
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Эвридика_дикая   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 14:01 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 14:06 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Воз-дух   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 14:43 (ссылка)
Спасибо большое. Солнечной осени.
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 16:02 (ссылка)
.
137085735_preview_1_zhelayu_dobrogo_vechera (149x112, 15Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Сэр_42   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 19:56 (ссылка)
Благодарю, Людмила.
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2017 г. 23:05 (ссылка)
Спасибо большое!!привет!
Ответить С цитатой В цитатник
МАРИША-ВОДОЛЕЙ   обратиться по имени Четверг, 07 Сентября 2017 г. 14:02 (ссылка)
Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку