ОСЕННИЕ СНЫ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА |
"Осенний сон"
Худ. Александр Заварин
... холод, и холод… вчерашнее лето
Всё тише, всё дальше. И зимних оков
Звенящая сталь пусть не близко, но где-то
Вокруг. Средь полей и больших городов.
Осенняя грусть, пандемия печали;
Улыбка в душе, горький лёд на губах.
И небо в дыму, и в дыму магистрали;
Осенние сны. Снова осень в сердцах.
Мятежные тучи, холодные луны;
В безропотном сне, в тяжкой неге умы;
Замёрзшие пальцы и ржавые струны,
Холодные сказки грядущей зимы.
Дм. Тютин
К 1910 году относятся две оркестровые партитуры Прокофьева,
помеченные опусами
– симфоническая картина для большого оркестра «Сны», соч. 6
Обе вещи разнятся друг от друга по эмоциональному настрою — более мечтательному во «Снах» и определённо сумеречному в «Осеннем».
Премьера «Снов» состоялась под управлением юного автора 5 декабря 1910 в концерте учащихся, проходившем в Большом зале Консерватории
под эгидой Петербургского отделения ИРМО. Рецензент петербургской газеты «Театр и спорт» писал с нескрываемой иронией: «Г. Прокофьев дирижировал своей музыкальной картиной «Сны». Подобные неудачные произведения можно творить только во сне. Тема очень и очень неважно обработана, инструментовка же местами колоритна. Иного мнения придерживался ученик Римского-Корсакова Владимир Сенилов, композитор хоть и традиционного склада, но чувствительный к новому: «Интерес вечера сосредоточился на выступлении молодого композитора Прокофьева, с его оркестровой вещью «Сны»... Музыка дебютанта звучит свежо, не лишена изобретательности и экспрессивности».
Особого энтузиазма «Сны» не вызвали и тогда, когда были сыграны более, чем через полгода. 14 июля 1911 в Москве, на пятнадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга под управлением большого энтузиаста новой музыки Константина Сараджева. В программе концерта стояло ироническое, с чисто прокофьевской подковыркой: «Посвящается автору, почившему Мечтами», – и, дабы ни у кого не было сомнения в том, кто же это автор, вещь шла в концерте сразу после «Божественной поэмы» Скрябина.
Однако, благодаря сараджевскому исполнению, в Москве у Прокофьева завёлся зоил(желчный недобросовестный критик) – друг Скрябина, поклонник Рахманинова и Метнера и третьестепенный композитор Леонид Сабанеев, входивший в совет Российского музыкального издательства (РМИ) Натальи и Сергея Кусевицких, сотрудничавший в качестве плодовитого музыкального критика в «Голосе Москвы» и во множестве других изданий, и, вопреки работе в передовом музыкальном издательстве, сильно не любивший всю молодую русскую музыку. О «Снах» в «Голосе Москвы» Сабанеев писал 3/16 июля 1911 в привычной для себя манере – велеречиво, уничижительно и стилистически небрежно:
«Я люблю слушать произведения новичков и искать в них искру Прометея, ту искру, которая может разгореться в пламя гениальности. Увы, это удовольствие редко выпадает на мою долю. …«Сны» – сочинение не без растянутости, хорошо инструментованное, очень милое. Только вот что мне кажется, что «модернизм» автора пришит к нему белыми нитками, что душа у него совсем не «модернистская», что нет у него той обострённости чувства, той «обнажённости нервов», которая обуславливает собой эстетику диссонирующих созвучий. Мне кажется, что в душе у него нет ни гиперэстетических переживаний экстаза, ни кошмарных ужасов, ни любви к страданию, ничего такого, на чём базируется дух модернизма». – Правильно, скажем мы, читая рассуждения Сабанеева сто лет спустя. Что же здесь плохого? Но Сабанеев продолжает, и ради этого-то весь пассаж и написан: «Есть ли у него «искра Прометея»? Кто знает: но после того ослепительного света, который сиял нам в звуках «божественной поэмы», позволительно его<её?> не приметить».
Но уже о премьере «Осеннего» 1 августа 1911, на двадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга, проходившем под управлением Александра Метнера, брата композитора Николая Метнера , Сабанеев писал в «Голосе Москвы» с явным раздражением: «Мне кажется, что этому юному и вполне не оперившемуся птенцу напрасно уделяют так много места и внимания… …> По размерам дарования г. Прокофьев близок Калинникову…»
Пьеса, хотя и интересная, была далека от значительности и свежести тех сочинений, которые Прокофьев начнёт создавать всего через год-два.
А вот «Сны» - это сочинение Прокофьева сейчас воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.
Сабанеев же жестоко просчитается с выбранной им мишенью для критики...
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |