-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46234
Написано: 55620


Йозеф Гайдн. Оратория "Сотворение мира"

Среда, 14 Октября 2015 г. 08:43 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Гайдн написал ораторию "Сотворение мира" в годы, когда его уже считали живым классиком, и ему, как "бессмертному мастеру музыкального искусства", даже был воздвигнут памятник. 

img42 (700x525, 145Kb)


В основе Оратории «Сотворение мира» - библейский сюжет. Две первые части повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя – о райской жизни Адама и Евы до грехопадения. По признанию самого Гайдна, никогда он не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира». «Когда ощущал я упадок духа и тела, - писал композитор, - и мне становилось тяжело, какое-то удивительное чувство шептало мне: «В этом мире так мало довольных и счастливых людей, отовсюду их преследуют заботы и горе; возможно, когда-то твой труд послужит источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость».

123346652_1__893_NACHAT (418x68, 38Kb)

«Сотворение мира» при жизни автора имело огромный успех и приумножило его славу. «Что за гигантское создание – эта оратория! – писал критик Серов. – Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки и притом какая энергия, какая простота, какая простодушная грация, это решительно выше всякого сравнения!». Замысел «Сотворения мира» возник еще в Лондоне: пригласивший Гайдна в Англию скрипач и руководитель оркестра Джон Петер Саломон предложил ему написать ораторию на английский текст по образцу генделевских, которые поразили Гайдна своей монументальностью. Именно от Саломона композитор получил текст никому неизвестного английского поэта Лидли «Сотворение мира», в основу которого была положена поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона. Идеолог Английской революции, с наступлением Реставрации потерявший все, Мильтон в годы полного одиночества создал две поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», ставшие вершиной национальной эпической поэзии второй половины XVII века.
В либретто оратории Гайдна использована лишь одна, 7-я глава поэмы Мильтона, включающая текст Библии (Бытие I и II) почти без изменений: по просьбе Адама архангел Рафаил повествует о сотворении мира в 6 дней по низвержении Сатаны. Автором немецкого либретто стал барон Готфрид ван Свитен, смотритель императорской придворной библиотеки. Он же организовал сбор средств среди знакомых меценатов на гонорар Гайдну в сумме 500 дукатов.





 

В оратории три части: в первых двух частях повествуется о постепенном творении мертвой и живой природы (неба, звезд, воды и суши, растений, животных и человека); третья часть рассказывает о счастливой, безмятежной жизни первых людей Адама и Евы в земном раю. Несмотря на то, что текст оратории пронизан славлением бога, в музыке оратории нет ничего религиозного. Она носит светский, народный характер и очень жизнерадостна. Основное в ней — воспевание могучей, наливающейся жизненными соками природы, а также апофеоз человеческого счастья, показанного идиллически в образах Адама и Евы. Художественный смысл этой оратории - в прославлении всего живущего, в восторженно-патетическом гимне жизни. Что же касается последней части «Сотворения мира», то в ней выражены этические идеалы чистой, дружеской и мирной семьи. В музыке много программной изобразительности, хотя подчас и наивной, но яркой и образной. Так, уже оркестровое вступление к оратории, рисующее хаос, господствовавший в мире до начала творения, носит изобразительный характер: обилие хроматизмов, диссонирующих задержаний, тональных отклонений, создающих впечатление ладовой неопределенности,— все это сообщает музыке ту импровизационную свободу, которую можно в данном случае объяснить особым* стремлением Гайдна — изобразить нечто беспорядочное, неорганизованное. В начале оратории есть другой яркий пример изобразительности. Внезапная перемена лада и динамики  создает контраст тьмы и ярко вспыхнувшего света (на слова хора: «И господь сказал: «Да будет свет». И был свет»).

Текст из разных источников.

123346652_1__893_NACHAT (418x68, 38Kb)

Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 12 пользователям

Наталья_Юрченко   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2015 г. 13:49 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2015 г. 20:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Наталья_Юрченко

Наталья_Юрченко, благодарю за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Четверг, 15 Октября 2015 г. 01:05 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Октября 2015 г. 08:23 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, благодарю за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 00:15 (ссылка)
Нина,на какие изыскания подвИг Ваш замечательный пост.
Нашла либретто (два варианта) только теперь буду слушать и смотреть.
http://www.diary.ru/~kurufin-castle/p149935040.htm?oam#more1

http://www.vob.ru/news/2006/05/26/in.htm

***
Нашла ещё вариант исполнения оратории,может он Вас заинтересует.



Дир.Леонард Бернстайн-за ним наблюдать одно удовольствие.

***
Ещё прочитала в комментариях к либретто(слова автора)-
"Самое главное действующее лицо в «Сотворении» - это оркестр. Он велик и всемогущ. И, поскольку, у Господа Бога в оратории своей партии нет, я еретически помышляю, что, наверное, это Он и есть."

Благодарность Вам великая!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, Людмила, спасибо большое за внимание к моему посту. Рада этому. Вариант этот я начинала слушать, но мне не понравилось в нем то, что вступление исполняется очень тихо и медленно. Так тихо, что я не слышала музыки. Дирижер дирижирует, музыканты играют, а музыки нет. А тот мне понравился сразу. Там и наглядный хаос и природа, которую создал бог и т.д. и музыка соответствующая. Но я все равно послушаю и это вариант. Интересно, как будут там дальше развиваться события.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2015 г. 22:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Удивительно, а у меня вариант Бернстайна прекрасно всё слышно,правда я слушаю в наушниках.

А в варианте Вашего поста,меня наоборот только отвлекал видеоряд,но понравилось то,что части показывают,легче следить по тексту.

Вот какие мы все разные и это хорошо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 07:49 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, не зря говорят: о вкусах не спорят, сколько людей, столько и мнений.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку