-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Ральф Воан-Уильямс - cкромный классик английской музыки

Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 08:22 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора



Музыка должна быть обращена ко всем, хоть и не всеми будет принята.
Мы должны говорить пароль каждому — только так мы найдём тех, кто на него ответит.
Р. Воан-Уильямс


Этот композитор, столь почитаемый у себя на родине, до сих пор не пользуется популярностью у нас. Вряд ли причина в том, что его творчество «настолько тесно связано со всей своеобразной судьбой английской музыки, что вне этого фона его значение не может быть ни понято, ни оценено». Так написала Валентина Конен - автор наиболее известного русскоязычного очерка о Воан-Уильямсе - почти 50 лет назад. Хочется верить, что за прошедшие полвека наше восприятие творчества этого композитора изменилось в сторону понимания и что его музыка рано или поздно покорит русских слушателей. Давайте же хотя бы сегодня вспомним его имя.


альф (700x165, 28Kb)

Итак, Ральф Воан-Уильямс. Родился 12 октября 1872 года в деревне Даун-Ампни (графство Глостершир), умер 26 августа 1958 года в Лондоне. Учился у Пэрри, Вуда и Стэнфорда - композиторов, которые вместе с Элгаром способствовали долгожданному пробуждению английской композиторской школы. В 1894 году Воан-Уильямс получает степень бакалавра музыки, в 1901 - доктора (музыкальное образование он получал в Кембридже и лондонском Королевском музыкальном колледже). В 1897 посетил Германию, где учился у Бруха и знакомился с музыкой Вагнера. Но долгое время будущий композитор не находил пути, которому хотел бы следовать... Поначалу, казалось, никто не верил в этого молодого человека - но именно тогда в нём происходила сложнейшая внутренняя работа, готовившая творческий перелом.
В 1903 году Воан-Уильямс начинает активно изучать английский фольклор (который незадолго до этого был в буквальном смысле открыт заново), а вскоре становится одним из основателей Общества народной песни. Фольклорная экспедиция 1904 года дала тематический материал для трёх «Норфолкских рапсодий» (первая из них была сочинена в том же году, вторая и третья, завершённые в 1906, не были опубликованы).
Параллельно фольклористическим изысканиям Воан-Уильямс постоянно работает и в области церковной музыки (в частности, редактирует «Английский гимнарий»). Под влиянием народной и церковной музыки формируется авторский стиль (точнее, одна его сторона - пристрастие к модальности, плавным последовательностям консонантных гармоний, напевным мелодиям). Тогда же, ещё в 1903 году, композитор задумывает свою Первую симфонию, но завершена она будет уже после возвращения из Франции.


«Норфолкская рапсодия»№1


Symphony No. 1 «A Sea Symphony»(1909)




В 1908 году Воан-Уильямс посетил Париж, где учился композиции у Равеля («единственный из моих учеников, который не пишет мою музыку» - однажды охарактеризовал его французский мастер). Скорее всего, гениальный учитель лишь подтвердил то, что талантливый ученик и сам в себе чувствовал, помог это вывести на поверхность - но в этом и есть смысл преподавания композиции…
«Фантазия на тему Таллиса» для двойного струнного оркестра принесла композитору настоящее признание. Обращение к автору XVI века оказалось в высшей степени актуальным - эпоха Тюдоров была временем расцвета английской музыки (не говоря о других видах искусства). Воан-Уильямс углубляется в изучение английской поэзии того времени, практически возвращает из небытия наследие английских мадригалистов и вёрджиналистов. Значительным событием станет обращение Воан-Уильямса к так называемой «маске» - старинному жанру английского театра («Иов» признаётся первым национальным английским балетом). Но это произойдёт гораздо позже, в 1930 году, а тогда, в 1910, только начал своё первое театральное произведение — оперу «Хью гуртовщик». Это сочинение, продолжившее традицию «балладной оперы», славящее молодость, храбрость и любовь, проникнутое духом английской деревни, — произведение романтическое, свежее и, несмотря на драматизм сценических ситуаций, очень светлое.


«Фантазия на тему Таллиса»


Symphony No. 2 «London»(1913-1920)



В это же время композитор пишет Вторую симфонию, получившую название «Лондонской». Репутация Воан-Уильямса растёт. Но едва была завершена первоначальная версия оперы, разразилась I мировая война.
Сорокадвухлетний композитор не может остаться в стороне от великих событий. Он прошёл всю войну, сначала дневальным в санитарном корпусе, потом в качестве артиллерийского офицера. Глубочайшее впечатление оставляет война в каждом, кто видел её. Конечно, эти события не могли не повлиять на строй мыслей композитора, не могли не разделить его жизнь и творчество на «до» и «после»… В 1917 году он начинает писать Третью, «Пасторальную» симфонию, словно защищая себя и свою музыку от разрушения, постигшего всё вокруг. Музыка «Пасторальной симфонии» — последнее прощание с мечтами романтизма… Как тут не вспомнить «Взлетающего жаворонка» — «романс» для скрипки с оркестром, ставший последним из предвоенных сочинений Воан-Уильямса.
«Пасторальная симфония» - край, где пел этот жаворонок, мир, который безвозвратно загублен. Такой мир где-то по-прежнему существует, но кажется, что человеку там уже не найдётся места — не потому ли так грустно слушать «воспаряющую» скрипку?..


«Взлетающий жаворонок»

Symphony No.3"Pastoral"(1921)



Воан-Уильямс сопротивлялся ужасам войны, которая закалила его характер и дала толчок ещё более интенсивной творческой и гуманистической деятельности.
Демобилизовавшись в 1919 году, он становится преподавателем композиции в Королевском музыкальном колледже (с 1921 профессор), где работает до 1940 года. Восемь лет он руководит хором Баховского общества, в 1932 его избирают президентом «Общества английского народного танца и английской народной песни», а в 1934 выходит книга Воан-Уильямса «Национальная музыка». В промежутке между двумя войнами были созданы оперы «Влюблённый сэр Джон», «Всадники моря» и «Отравленный поцелуй», уже упомянутый балет «Иов», скрипичный и фортепианный концерты, оркестровые сюиты и пьесы, огромное количество хоровой (в том числе церковной) музыки, обрабатки народные песни, новые редакции довоенных сочинений. В 1934 Воан-Уильямс завершает Четвёртую симфонию. Она очень отличается не только от предыдущих симфоний, но и ото всех произведений Воана-Уильямса, к тому времени написанных. Симфония не имеет какой-либо определённой программы.
Кричащую, режущую экспрессию этой музыки можно связать с надвигающейся фашистской агрессией, ощущением грядущей катастрофы. Это произведение подготавливает величайшую симфонию Воан-Уильмса - Шестую, где катастрофа уже случилась...
А как же Пятая симфония? Вновь, как и в годы Первой мировой, композитор выбирает самую сокровенную музыку, чтобы защитить её от посягательств страшной действительности — а эта музыка в свою очередь защищает слушателя, да и самого автора, открывая «окно» в идеальный, далёкий мир. Пятая симфония написана на материале оперы «Путь пилигрима», жанр которой определяется как «нравоучение» (моралите); её литературная основа - одноименный роман Баньяна, писателя-мистика XVII века.


Symphony No. 4 f-moll(1931-1934)


Symphony No. 5 D-dur(1938-1943)



Исполненная в 1943 году, симфония произвела значительное впечатление на всех, кто мог её слышать, даже на тех, кто до этого ничего не знал о Воан-Уильямсе. Как же неправ оказался Копланд, сказанувший, что слушать Пятую симфонию всё равно что 45 минут разглядывать корову! Шестая же симфония, впервые исполненная в 1948 году, стала настоящим потрясением и менее чем за 2 года выдержала 100 исполнений - «рекорд» в истории английской музыки, который превосходит только Первая симфония Элгара.
В 1939 году музыка Воан-Уильмса была запрещена в нацистской Германии. Сам же композитор в годы войны делал всё, что мог, для поддержания музыкантов и сохранения музыкальной культуры.
В старости Воан-Уильямс почти полностью посвящает себя композиции. Вплоть до 1958 года он продолжает активно сочинять, до последних дней не теряя ни бодрости духа, ни ясности рассудка, ни чувства юмора. Были созданы три симфонии (годы окончания 1952, 1956, 1958 ), Concerto grosso, Концерт для тубы, немало замечательных хоровых произведений, цикл романсов на стихи Уильяма Блейка, а также работы в области киномузыки. На основе музыкального сопровождения к фильму о подвиге Роберта Скотта написана Седьмая, «Антарктическая» симфония - произведение о силе человеческого духа.


Symphony No. 6 e-moll(1946-1947)


Symphony No. 7 «Sinfonia Antartica»(1949-1952)



Восьмая и Девятая симфонии образуют диптих, обобщающий творческий путь композитора. Практически всё, что ему удалось найти в области композиции за столь долгую жизнь, в них сконцентрировано и подытожено.


Symphony No. 8 d-moll (1953-1955)


Symphony No. 9 e-moll (1956-1957)



«Мы должны слушать симфонию так, как если бы принимали участие в её создании» - эта фраза композитора не только афоризм, но и один из ключей к его творчеству.

Музыка Воан-Уильямса не требует того, чтобы ей посвящали диссертации, «труды», «панорамные очерки». Она как будто говорит:«Послушайте меня, просто послушайте спокойно - и сами всё поймёте»…

источник
 




 Ещё об этом композиторе-
Ральф Воан-Уильямс -Фантазия на тему ирландской народной песни «Greensleeves»(Зеленые рукава)

Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Симфония
Композиторы
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 12 пользователям

Людмила_Констанденко   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 08:59 (ссылка)
Никогда не слышала произведений этого композитора.
4a55282ed39b (600x600, 56Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
iDagela   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2014 г. 09:20 (ссылка)
Замечательный, глубокий и тонко чувствующий композитор!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 22 Октября 2014 г. 02:49 (ссылка)
Очень люблю музыку этого композитора. Большое спасибо за интересный пост, Людмила!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 22 Октября 2014 г. 10:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа,я хоть и недавно узнала этого композитора,тоже полюбила его музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 31 Мая 2017 г. 07:46 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Воан-Уильямс никак не мог написать музыку к "Звездным войнам". Он умер в 58 году, а первая часть "Звездных войн" вышла в 77 году. Музыка принадлежит Джону Уильямсу.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 31 Мая 2017 г. 08:30 (ссылка)

Ответ на комментарий

dameniasaba, И Вы ради этого уточнения зарегистрировались на ЛИру?Это большого стоит!!!
Признаю свою ошибку и благоДарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 01 Июня 2017 г. 07:27 (ссылка)
Liudmila5591, к тому же, спустя несколько лет после опубликования сообщения.
Просто я музыкант, и по профессии, и по призванию, вот и не смог удержаться внести такое уточнение. :)
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Четверг, 01 Июня 2017 г. 20:42 (ссылка)

Ответ на комментарий

dameniasaba, благодаря Вашему уточнению,мне пришла идея сделать пост сразу об обеих Уильямсах.
И еще-я вот не музыкант,а благодарный слушатель и "махровый" дилетант."Пройдитесь" по моим постам(если хотите)и хотя бы несколько слов от Вас.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку