-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Сергей Васильевич Рахманинов играет...

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 12:50 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

   

   Фортепианное искусство Сергея Васильевича Рахманинова  являет собой одно из высших мировых достижений в области исполнительства. Сохранившиеся записи выступлений Сергея Васильевича   и воспоминания современников свидетельствуют об огромной выразительной силе, властной мощности и одновременно тончайшей нежности воздействия Рахманинова-пианиста. Те же качества определяют и искусство Рахманинова-дирижера, интерпретатора симфонических и оперных произведений. 

  Через всю свою жизнь Сергей Васильевич Рахманинов пронес любовь к музыке Петра Ильича Чайковского. Мелодические сокровища, найденные Рахманиновым, роднят его с Чайковским, которому он посвятил Фантазию для двух фортепиано в четыре руки, оп. 5, впервые прозвучавшей 30 ноября 1893, когда Петра Ильича Чайковского не стало. Во время работы в Большом театре (1904–1906) под управлением Рахманинова-дирижера засверкали новыми красками оперы Чайковского: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Опричник» и балеты. 



   Современники отмечали глубочайшее постижение духа музыки Чайковского, правдивость толкования замысла композитора, новизну и свежесть трактовок. Потрясающим по душевному подъему и пластической завершенности формы было исполнение Пятой симфонии. Поражала яркая, необычная интерпретация Первого фортепианного концерта, волевая, мужественно-выразительная, графически четкая по звучанию. С юношеских лет в исполнении Сергея Васильевича звучали пьесы «На тройке» и «Баркарола» из цикла «Времена года». «Никогда не представлял себе, что эту пьесу можно так сыграть», — писал Вилыпау Рахманинову, потрясенный исполнением пьесы «На тройке».

  В лето 1941 Сергей Васильевич Рахманинов вновь обратился к кумиру юности и сделал транскрипцию для фортепиано его «Колыбельной» из серии романсов. В своих немногочисленных интервью и статьях, говоря о Чайковском, подчеркивал востребованность музыки композитора во всем мире и ее влиянии на слушателей, называя Петра Ильича Чайковского великим национальным гением.

tambovlib.ru

   На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:

- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.

Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.

- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и сделал.

- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.



  В то время, когда миллионы людей теряли веру, когда Россия сотрясалась и рушилась, погрязая в войнах, грабежах и убийствах, Рахманинов созидал Ее в музыке еще более совершенной, молитвенной и духовно могущественной. В том и заключался его особый духовный дар, особая чудотворная сила - иметь стойкость и прозорливость, чтобы среди разрушения и отчаяния провидеть грядущее возрождение и новый образ великой России. Рахманинов писал не о прошлом, а о будущем, не фантазируя, а прорицая.




  Особенностью характера Сергея Рахманинова была великая скромность, некоторая замкнутость и отрешенность от мира, и, что всегда отражалось в его музыке, особенная умиротворенная возвышенность. Один из его современников, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знал человека "чище и святее, чем Рахманинов". А о милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая в Америке миллионные гонорары, Рахманинов продолжал жить скромно и уединенно, отклоняя все приглашения на банкеты и чествования, и посылая бесчисленные посылки всем, кого знал и кого не знал в страждущей России.



  В апреле 1915 года внезапно скончался Александр Николаевич Скрябин. Тяжкая утрата всколыхнула музыкальный мир. Осенью того же года в ряде городов проводились вечера и концертные циклы памяти Скрябина. На долю Рахманинова выпало исполнение его Концерта для фортепьяно с оркестром в Москве (в абонементных концертах Кусевицкого) и в Петрограде (в абонементных концертах  Зилоти). В обоих городах пианист имел большой успех. Критика единодушно отмечала, что в истолковании Рахманинова Концерт прозвучал очень пластично, мужественно и технически безупречно. Однако, в игре великого пианиста не было того обилия нервных rubato, той поэзии прозрачных звучностей, которые столь характерны для игры самого Скрябина.



  Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения — Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, «свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники».

  Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.



  Медленная часть этого концерта развита с широтой, необычной для такого звена концертного цикла. Она длится в авторском исполнении десять минут — величина весьма значительная; еще необычнее длительность первой части этого Adagio: она звучит почти четыре минуты 1, что для периода, хотя бы и сложного и обрамленного, составляет редкость. Масштабы Adagio отнюдь не связаны с многотемностью, с резкими противопоставлениями, это — иного рода широта; она достигнута благодаря искусству чрезвычайно длительного развития неизменных в своей основе певучих интонаций и умению долго сохранять единство настроения.

   

  Его простота и честность, внутренняя собранность, непримиримость к небрежности и непорядочности, верность дружбе и принятому решению оказали влияние не только на всех, кто его знал, но и на всю Российскую музыкальную и художественную культуру. Само время творчества Рахманинова свидетельствует о том, что его гений был ниспослан России на смену Пушкину, Левитану и Чайковскому.  Воодушевляясь его любовью и верой, многие художники и музыканты вольно или невольно примыкали к выбранному им пути.

   В 2000 испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. При жизни Рахманинова были известны случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени.



sinergia-lib.ruindex.php?page=rahmaninov_s_v

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 26 раз
Понравилось: 22 пользователям

mrSmelov   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 13:54 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 19:38 (ссылка)

Спасибище огромное!
79768108_3971977_Prezen56taciya1 (700x462, 93Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 19:57 (ссылка)

Ответ на комментарий mrSmelov

Пожалуйста. Я тоже из Самарской области и 1937...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 20:00 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Ах! Эти белые цветы... Спасибо, Юрий!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 21:21 (ссылка)
Томаовсянка, такое богатство!
Цитирую и благодарю от всей души!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 21:49 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Я рада, Людмила, Вашей оценке! Всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 22:24 (ссылка)
Тамара, спасибо огромное за прекрасный пост о Рахманинове!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 22:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Как хорошо, что о Рахманинове такой богатый материал!
Ответить С цитатой В цитатник
Антония_7777   обратиться по имени Воскресенье, 06 Апреля 2014 г. 04:22 (ссылка)
Спасибо огромное!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 06 Апреля 2014 г. 18:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Антония_7777

Пожалуйста! Рада, Антония, Вашему интересу!
Ответить С цитатой В цитатник
eviolin   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2014 г. 22:22 (ссылка)
Сказать "Огромное спасибо" - ничего не сказать! Вы помогли вернуться к самой себе, к чему-то самому главному в жизни русского человека! И это не просто слова... Благодарю сердечно!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку