-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Николай Цискаридзе и Ульяна Лопаткина — руководители Академии русского балета

Среда, 30 Октября 2013 г. 11:31 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


Солист Большого театра Николай Цискаридзе


Корреспондент «Известий» встретилась с танцовщиком сразу после назначения народного артиста России  Николая Цискаридзе ректором Академии русского балета имени Вагановой.

— Когда и как Минкультуры сделало вам предложение?


— Впервые мы стали обсуждать это в сентябре 2012 года. Меня пригласил Григорий Петрович Ивлиев (статс-секретарь министерства. — «Известия»), мы давно были знакомы с ним, долго сообща боролись за принятие закона об образовании. Наверное, Григорий Петрович видел, как я выступал в различных инстанциях, хотя я и не имел никаких должностных полномочий, просто говорил как человек из балета.   


Я старался доходчиво объяснить, какие поправки надо внести в закон, чтобы не потерять наработанное не одним веком. После обсуждений мы высказывали друг другу свои соображения. В результате такого общения я и получил предложение возглавить академию — это было еще в прошлом году. Тогда я отказался, а сейчас решил согласиться.


— У Валерия Гергиева есть идея интегрировать АРБ и Мариинский театр. Против этого выступала ваша  предшественница на посту ректора Вера Дорофеева. Вы будете поддерживать Гергиева?


— И московская, и петербургская школы в свое время были  подведомственны соответственно Большому и Мариинскому театрам. Я не могу сейчас сказать, надо ли поддерживать возрождение этого, в данной ситуации будут решать руководители страны, но, насколько я знаю, в ближайее время объединение не грядет.

Для меня же самое главное, чтобы образование, которое получают учащиеся, было первоклассным и таким же полноценным, как в советское время. Комплекс того, что мы получали, был идеальным, мы выходили из школы очень образованными людьми. Я говорил это во многих инстанциях, повторю и сейчас: наше балетное образование не требует подтверждения нигде в мире, его качество бесспорно.


— Вера Дорофеева связывает идею объединения с квартирным вопросом — Мариинке нужны залы. Вы будете пускать к себе артистов?


— Знаете, у меня такое ощущение, что сегодня больше площадей, чем у Мариинского театра, нет ни у кого, потому что есть Мариинка-1, Мариинка-2, Мариинка-3.




Но в Мариинке-2 всего один балетный зал, а Мариинка-1 рано или поздно закроется на ремонт.


— Вот когда закроется, будем думать. Не думаю, что здесь метражный вопрос, я не знаю ни одного коллектива, даже малочисленного, которому хватало бы площади.


Позволить или не позволить репетировать — с одной стороны, этический момент, а с другой — очень важный профессиональный. Великие танцовщики как раз были против того, что в какой-то момент была потеряна связь между училищем и театром. Во многих интервью Васильев, Максимова, Плисецкая рассказывали, как они с детства знали всех артистов и все артисты знали их, потому что они все репетировали в одном здании. 

Это и есть преемственность — когда вы видите, как большие артисты репетируют ту или иную роль, имеете возможность в дверь подглядеть, а на улице Зодчего Росси есть для этого балкончик знаменитый в двуcветном зале. Конечно, это замечательный воспитательный момент. 

Я всегда старался всеми правдами и неправдами попасть в Большой театр, застрять там, когда у нас, детей, были дневные репетиции, чтобы хотя бы посмотреть, как на сцене репетируют, потому что мое поколение уже не имело возможности видеть репетиции — училище и театр уже находились в разных местах.

Опять-таки, до 1970-х годов Мариинский театр базировался на улице Зодчего Росси, об этом написаны не одни блистательные воспоминания, дети имели возможность видеть работу не только артистов, но и великих балетмейстеров. Не знаю, как против этого можно выступать.

Другое дело, что время поменялось. Мы должны больше заботиться о безопасности учащихся. Когда мы учились, сидела нежная бабушка на входе, знала всех детей, не было охранников. Сейчас, чтобы кого либо пускать, нужно делать разрешения — технический момент не самый простой.



— Ректор помимо художественного процесса отвечает за хозяйство и ремонт. Вы готовы к решению этих далеких от творчества проблем?


— В какой-то момент жизни нужно делать переход в другое качество. И потом, я не понимаю, почему всех так удивляет, что творческий человек может понимать, как провести проводку и покрасить стену. Человек, который имеет дело с репетиционным залом, знает, что и как должно в нем быть, потому что конкретно этим пользуется. Какими должны быть пол, зеркала, освещение и т.д. Другое дело, что не очень просто заниматься бумажной работой, но я для этого пошел учиться в МГЮА и уже полтора года там учусь, и не совсем плохо. И специализацию — трудовое право — не просто так выбрал.


— Из Петербурга в Москву балетные люди ездили — та же Уланова, Семенова, обратных вояжей столь же крупного калибра не припоминаю. Не очень любят петербургские балетные столичных коллег.


— Я с этим не сталкивался, правда. Мне повезло, я знал и знаю другой Петербург. Есть один московский артист, который на протяжении 15 лет регулярно танцевал в Мариинском театре, фамилия его Цискаридзе, у меня даже пропуск есть с печатью, со всеми подписями — о том, что я являюсь солистом Мариинского театра. И я единственный московский артист, который имел легальный бенефис в Мариинском театре.

Это была награда за те годы, что я проработал в этом театре, для меня это была большая честь, потому что действительно никто кроме меня не проделывал с такой регулярностью дорогу из Москвы в Петербург.

И еще одна деталь: несмотря на то что я учился и работал в Москве, все мои педагоги были с ленинградской школой — в Тбилиси мне преподавали выпускники Ленинградского училища, в Москве я закончил школу у Петра Пестова, которого учила Екатерина Генденрейх, а выпускался он у легендарного Пушкина, который затем выпустил Барышникова и Нуреева.

В театре я занимался в классе у Марины Тимофеевны Семеновой, а потом сам вел этот класс. Более ленинградской балерины не существовало. К тому же я у нее учился на педагога в вузе. Специализацию вел Пестов, а практику в театре — Марина.

— Преподавать в академии будете?


— Это зависит от нагрузки, не думаю, что будет легко. Академия — это огромный участок работы, который надо не просто освоить, а во всё внимательно вникнуть, посетить все классы, познакомиться со всеми учащимися. Например, Головкина — а у нас училось больше 600 детей — знала каждого ребенка по имени.


Это очень важно, чтобы каждый учащийся знал, что им интересуются, о нем заботятся. А что касается преподавания, то если будет творческая необходимость, я совершенно спокойно могу это делать, потому что в Москве я вел репетиции, восстанавливал спектакли еще лет 12 назад и педагогом в Большом театре проработал 10 лет.

У меня в этом плане амбиций нет — «вот дайте мне класс». К тому же идет учебный год, а я считаю, что никогда нельзя ни у кого ничего отнимать: если педагог начал работу, он должен ее закончить, нравится это кому-либо или не нравится. Другое дело, что можно иногда высказать свои пожелания.
Премьер балетной труппы Большого Николай Цискаридзе


— С Ульяной Лопаткиной вы уже обговаривали разделение полномочий?


— Никакого разделения полномочий не может быть. Ректор в ответе за весь процесс обучения. За всё происходящее в академии. Другое дело, что Ульяна как одна из величайших балерин мира должна иметь возможность не просто вникать, а серьезно вести весь творческий процесс.

Из опыта работы с ней могу сказать, что у нас никогда не возникало разногласий, мы всегда были готовы к диалогу. Был такой момент — я учил петербургскую редакцию «Баядерки» и в какой-то момент спрашиваю ее: «Как тебе удобно?» И вдруг она говорит: «Покажи, как у вас танцуют». Она много лет делала одно, и ей хотелось некоторые детали поменять, тогда работа становится интереснее. Меня тогда это очень удивило — в своей работе с балеринами я, как правило, делал акценты под них.


— Будете и в руководящем тандеме делать акценты под нее?


— Я не могу однозначно ответить. Здесь есть стандарт, библия — книга Вагановой, которая написана в 1930-х годах, меня учили по той же книге, и учила самая первая ученица Вагановой, Марина Семенова.

— Я так полагаю, что в связи с обширностью стоящих перед вами задач танцевать вы закончили и бенефисов «Щелкунчиков», о которых так много говорилось, не будет?

— Я никогда такого не говорил. И никогда не заявлял, что собираюсь прощаться со сценой. Другое дело, что разговор шел тогда о «Щелкунчике», на что я сказал Владимиру Ростиславовичу Мединскому, что было правильнее сделать вечер, как бы подытоживающий мою работу в Большом театре.

Но то, что касается конкретно «Щелкунчика», вопрос очень сложный, потому что этот балет в версии Григоровича один из самых трудных, и здесь нужно быть не просто в форме, а в суперформе.


Премьер балетной труппы Большого Николай Цискаридзе


И я сразу сказал Владимиру Ростиславовчу, что, танцуя 18 лет в первом составе этого спектакля, в том числе и 31 декабря, я не могу себе позволить отменить ни одного движения, не могу просто выбежать и постоять. Того качества, на котором это делал Николай Цискаридзе, сейчас может не быть, а я этого не хочу. Я вниз не хочу. Я не могу сказать, что натанцевался, но позволить себе что-то упростить тоже не могу.

izvestia.runews/559618

Народный артист России Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 1992 году окончил Московское академическое хореографическое училище, после чего по приглашению Юрия Григоровича был принят в труппу Большого театра. Среди ролей в Большом балете — ведущие партии в «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Раймонде», «Баядерке», «Сильфиде», «Жизели» и других. В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Главные партии Николая Цискаридзе в Большом театре


   Николай Цискаридзе окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова) в 1992 и тогда же был принят в труппу Большого театра. Он начинал с кордебалетного репертуара, а затем стал исполнять более заметные партии, первой из которых был Конферансье в балете Шостаковича "Золотой век". За более чем двадцать лет он исполнил практически все мужские партии в знаменитых постановках, а некоторые их них были созданы специально для Цискаридзе.



Граф Альберт. "Жизель". 1997 год


  Во многих интервью Николай Цискаридзе рассказывал, что решил стать балетным танцовщиком после того, как увидел балет "Жизель", чем привел в отчаяние свою мать – учительницу физики и математики. "Хорошо помню, что это была "Жизель". Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб", – рассказывал он.

Возможности станцевать главную партию в этом балете он ждал почти пять лет. Эту роль называли одной из лучших в его репертуаре. Впрочем, его признавали одинаково убедительным и в современной хореографии, и в партиях балетных князей. Одним из преподавателей Цискаридзе была балерина Марина Семенова, которая говорила ему: "Не кричите с вашими руками, когда танцуете принца. Благородный человек только должен склонить голову, чтобы его желание сбылось немедленно". Этот совет Николай применил в том числе и в партии Альберта.


Премьер балетной труппы Большого Николай Цискаридзе

Германн. "Пиковая дама". 2001


  Партию Германна в "Пиковой даме" Ролан Пети создавал специально для Цискаридзе. Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию героя. Танец Цискаридзе в этой партии стремительный и страстный, а его дуэты с Графиней (а ее партии танцевала Илзе Лиепа) напряжены и драматичны. По словам Пети, дуэты Германна с Графиней являются центральными эпизодами его постановки, а танец Лиепы и Цискаридзе "рождает удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность". Постановка имела огромный успех, а директор балетной труппы Парижской национальной оперы Брижит Лефевр специально приезжала в Москву посмотреть спектакль и Цискаридзе.




Квазимодо. "Собор Парижской Богоматери". 2003 год


  Два года спустя Пети снова работал в Большом: он ставил балет "Собор Парижской богоматери". Хореограф позволил танцовщику самому выбрать партию, которую он хотел бы исполнить, и был удивлен его неожиданным выбором – Квазимодо. "На самом деле, я хотел бы танцевать Эсмеральду, но так как я не могу этого сделать, то возьму Квазимодо", - объяснил свое решение Цискаридзе.


В этой партии Цискаридзе проявил весь свой драматический талант: ведь персонаж в спектакле не имеет бутафорского горба, его уродство должно быть передано лишь гротескной пластикой.


Оберон. "Сон в летнюю ночь". 2004 год


  Еще одна яркая роль Николая Цискаридзе – Оберон в балете Джона Ноймайера "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона и Лигети. Это была обновленная версия спектакля, впервые поставленного балетмейстером ещё в 1977 году. В роли Оберона Цискаридзе, по мнению специалистов, продемонстрировал удивительно певучую пластику и мастерство в очень сложных дуэтных поддержках.



Учитель. "Урок". 2007 год


 Среди последних ярких ролей Николая Цискаридзе в Большом театре нельзя не упомянуть партию Учителя в балете "Урок" на Жоржа Делерю. Этот одноактный получасовой балет – редкое явление на сцене Большого театра на тот момент. Авангардный балет "Урок", рассказывающий историю о преподавателе, убивающем свою ученицу, можно назвать триллером. Необычен здесь и характер движений, драматическая составляющая постановки преобладает над танцем. С этим новым для себя вызовом Цискаридзе тоже с успехом справился.

http://ria.ru/weekend/20130609/826587234.html

 

Художественным руководителем академии стала народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.


Ульяна Лопаткина — народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра. 23 октября она отметила юбилей. Почти 20 лет балерина Ульяна Лопаткина остается примой Мариинского театра и, обладая мировым признанием и всевозможными профессиональными премиями, продолжает все свое время посвящать балету.

Окончила Академию русского балета имени Вагановой по классу профессора Наталии Дудинской. В 1991 году была принята в труппу Мариинского театра, в 1995-м — назначена примой-балериной. В репертуаре Лопаткиной — ведущие партии в балетах «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Драгоценности», «Раймонда» и другие.


Выступление солистов Мариинского театра Ульяны Лопаткиной и Ильи Кузнецова


   Родители Ульяны к балету отношения не имеют, а интерес к нему вспыхнул у будущей звезды сцены еще в раннем возрасте, когда она впервые увидела черно-белые фотографии с застывшими в танце Галиной Улановой и Майей Плисецкой.

Задавшись целью поступить в Академию русского балета имени Вагановой, Лопаткина изнуряла себя ежедневными тренировками. 


Солисты Мариинского театра Данила Корсунцев и Ульяна Лопаткина в сцене из балета "Симфония до мажор"


На фото: выступление солистов Мариинского театра Ульяны Лопаткиной и Ильи Кузнецова в гала-программе VI Международного Фестиваля балета.


http://ria.ru/spravka/20131023/971790358.html


Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина исполняет pas de deux из балета "Эсмеральда"

Рубрики:  Балет
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 12 пользователям

иванна_прада   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 11:45 (ссылка)
Спасибо за оперативность!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо! Среда, 30 Октября 2013 г. 13:02 (ссылка)

Ответ на комментарий иванна_прада

И Вы первая из комментирующих!!
николай (400x537, 47Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
иванна_прада   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 13:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Вчера на "Серебряном дожде" обсуждалась тема, утром-ваш пост с подробной инфой о "героях"! спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Реалистка_Лидия   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 13:37 (ссылка)
Спасибо за пост. Я думаю, они достойно справятся со своей новой работой. Желаю им творческих успехов.
Ответить С цитатой В цитатник
lora-46   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 15:08 (ссылка)
Очень интересная информация. Изложена, как всегда, великолепно! Спасибо автору публикации огромное!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 15:41 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за хорошие новости и замечательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
ustava51   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 22:25 (ссылка)
Спасибо огромное за такие хорошие новости! Очень рада за них! Пост с удовольствием цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Среда, 30 Октября 2013 г. 23:08 (ссылка)
УСПЕХОВ ИМ! Вам Спасибо Большое!

Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 31 Октября 2013 г. 10:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Алллок

Да, думать задумчивому на Вашем снимке Николаю придется теперь много!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 31 Октября 2013 г. 10:35 (ссылка)

Ответ на комментарий ustava51

Спасибо Вам сочувствие!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 31 Октября 2013 г. 10:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Добрый день, Наташа! Я тоже подумала, что это хорошие новости!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 31 Октября 2013 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий lora-46

Спасибо на добром слове!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 31 Октября 2013 г. 10:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Реалистка_Лидия

Дай Бог им сработаться! Оба звёздные волевые амбициозные!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 01 Ноября 2013 г. 19:12 (ссылка)

Ответ на комментарий ustava51

Спасибо Вам! Хороших Вам выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Музредактор   обратиться по имени Пятница, 01 Ноября 2013 г. 20:23 (ссылка)
Большое спасибо за материал о Цискаридзе. Вчера из Америки на єту тему мне прислали такую грязь... Нужно же иметь столько ненависти авторам.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 01 Ноября 2013 г. 20:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Музредактор

К сожалению, вхождение во власть - дело не светлое. Посмотрим будет ли деятельность Цискаридзе созидательной
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2013 г. 11:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, а вот и плохие новости:
Профессорско-преподавательский состав Академии русского балета им. Вагановой, а также артисты балета Мариинского театра требуют от Минкультуры РФ немедленно пересмотреть решение о назначении экс-премьера Большого театра Николая Цискаридзе на должность ректора академии и народной артистки России Ульяны Лопаткиной на должность худрука академии, сообщил в понедельник РИА Новости представитель академии.
В открытом письме, подписанном почти сотней человек и направленном российским властям, говорится, в частности, что "последнее кадровое решение министерства культуры России в лице министра Владимира Мединского и его заместителя Григория Ивлиева о кардинальной смене руководства Академии русского балета вызывает крайне негативную оценку коллективов балета Мариинского театра и Академии русского балета".


РИА Новости http://ria.ru/culture/20131104/974642738.html#ixzz2jkrsyHsV
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2013 г. 11:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, с таким отношением наше искусство и культура обречены...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2013 г. 18:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа, после того, как я прочла статью Собчак, думаю, что восставшие правы.
Всех, кто способствовал назначению Цискаридзе и Лопаткиной, ровно как и тех, кто их поддержал, в своей статье "Николай и чудотворцы" для "Сноба" упомянула Ксения Собчак:

"Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе — Катерина Чемезова. Она — двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова дружит с Колей много лет... Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку... Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила."

"Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев — заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой."

"На Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: "Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы — либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого". Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе."

Источник: http://buro247.ru/culture/expert/naznachenie-nikol...karidze-mneniya-za-i-prot.html
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2013 г. 18:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, Тамара, не хочу обсуждать здесь Собчак, но она для меня ни разу не авторитет. Цискаридзе и Лопаткина - лучшее что у нас есть в балете. Конечно, преподавательская деятельность это немного другое, но сейчас об этом судить рановато...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 05 Ноября 2013 г. 18:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, главное, чтобы выиграл наш балет, а не сотрудники Академии.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку