-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46234
Написано: 55620


История балета: Серж Лифарь - блудный сын мирового балета

Понедельник, 20 Августа 2012 г. 07:54 + в цитатник
Тангейзер все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com



 

 
Тангейзер: Вчерашний разговор о Сергее Дягилеве "подвиг" меня на создание новой темы(тега) История балета...Имя Сержа Лифаря далеко не первое имя в истории русского и мирового балета.И это,вероятно,решит "концепцию" нашей новой темы...) История балета не в её хронологической последовательности,а по выбору симпатий авторов постов...Конечно,определённые рамки авторы будут соблюдать...В чём они должны заключаться,на мой взгляд...Материалы должны посвящаться именно истории балета,т.е его прошлому...О современности и современных  мастерах балета посты могут помещаться в обычную рубрику "балет",как,впрочем и посты новой темы...Главное,чтобы в названии стояло обозначение "История балета"...А далее...на усмотрение и выбор автора...Героями постов будут танцовщики,балетмейстеры,композиторы - авторы музыки к балетам и...сами балеты в контексте  истории балетного искусства...Если говорить о временнЫх рамках,то можно условно обозначить их "финиш" 80-ыми годами 20 -ого века.А начало...Ну пусть это будет 18 век...Хотя можно,конечно начать и за 200 лет до Ж.Отро,Ж.Рамо,Л.Каюзака  и их знаменитой "Платеи,или ревнивой Юноны"...) Полная свобода выбора...) Начало положено...Присоединяйтесь!...) К текстовому материалу я добавил два видео-ролика и несколько картинок ,помогающие приоткрыть для нас имя замечательного танцовщика и человека интересной творческой и личной судьбы Сергея Михайловича Лифаря.
 
СЕРЖ ЛИФАРЬ - БЛУДНЫЙ СЫН МИРОВОГО БАЛЕТА
 

 
Последним желанием Сержа Лифаря было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках всякий раз, когда исполнял одну из своих коронных партий – принца Альберта в «Жизели».
 
Картинка 62 из 1442
 
АЛЬБЕРТ В ЗНАМЕНИТОЙ "ЖИЗЕЛИ"...
 
Даже в последние минуты жизни он хотел видеть то, что напоминало ему о сцене и танце.
 
Серж Лифарь (настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь) родился 2 апреля 1904 года в Киеве.

Его имя вернулось на Родину уже после смерти мастера хореографии. Ныне осталось очень мало людей, которые не просто видели, а лично знали Сергея Михайловича.
Один из немногих — известный французский кинорежиссер Доминик Делуш, снявший фильм «Серж Лифарь Мусагет». К сожалению, документальных кадров танца Лифаря почти не сохранилось.

От «неперспективного» до звезды балета


Сергей Лифарь родился в Киеве, на Тарасовской улице в зажиточной киевской семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко — дочери владельца старинного имения в Каневском уезде Киевской губернии. Семья Лифарей имела казацкое корни. Позже Сергей Михайлович вспоминал, как, гостя у своего деда в Каневе, слушал рассказы о героическом прошлом Украины и рассматривал «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которыми награждали ростовщиков украинские гетманы и кошевые атаманы великого Войска Запорожского».
С детства Лифарь пел в церковном хоре Софийского собора, брал уроки игры на скрипке у профессора Воячека, посещал класс фортепиано в Киевской консерватории.
Картинка 61 из 1442

Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком, и при чем экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет.

В своих воспоминаниях Лифарь писал: однажды увидев в Киеве урок классического танца, он почувствовал, что балет — его призвание. Хотя педагог Бронислава Нижинская, сестра легендарного танцовщика Вацлава Нижинского, поначалу дала Сержу убийственную характеристику, считая его «неперспективным», — упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы.
 

Несмотря на невзгоды — разгар Гражданской войны — 18-летний Лифарь практически без денег добрался до Парижа. Там он нашел антрепренера «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева и, проявляя настойчивость, сумел доказать, что может быть полезен его труппе.
Очень скоро одаренного молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, заметили, а благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца Серж Лифарь стал звездой «Русского балета». То, что Серж впоследствии стал тонким знатоком музыки, живописи, литературы, обладал прекрасным вкусом — во многом заслуга именно С.П.Дягилева (его учителя и возлюбленного).
Картинка 36 из 1442

Этапным в творческой жизни артиста стал 1929 год.
 
Картинка 50 из 1442
Именно тогда проявился талант Лифаря-хореографа, но этот же год забрал его друга и наставника — Сергей Дягилев скончался на его руках. В 24 года Серж Лифарь стал перед дилеммой: кто продолжит дело Дягилева?
Картинка 66 из 1442

Эту тяжелую миссию ему пришлось взвалить на себя: Серж возглавил балет Парижской оперы, совместив три функции — главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Это был отчаянный шаг. Ведь Лифарю пришлось возрождать французский балет, который в XVIII—XIX веках являлся законодателем моды; французские педагоги и хореографы перенесли балет в Россию, а расцвет Императорского балета был связан с именем легендарного Мариуса Петипа. Но молодость и смелость, как говорится, может горы свернуть, и Серж, объединив молодых энтузиастов, репетируя по восемь часов, сумел создать талантливую труппу.

 
Очень популярными у публики стали «Балетные среды». Восторженно зрители приняли его балет «Прометей», поставленный на музыку Бетховена. Звездами («этуаль») были Ольга Спесивцева и сам Лифарь. В своей труппе Сергей Михайлович стал проводить тренинги, передавая секреты мастерства, обучая дуэтным танцам, добиваясь, чтобы балет нес мысль, а не только развлекал публику.

Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность (когда мужественность сочеталась с изяществом); возвысил роль танцовщика. Лифаревские мастер-классы дали прекрасный результат — на сцене появились такие замечательные балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пети и др.
 

 
По воспоминаниям современников, Лифарь был очень красивым мужчиной. Как танцовщик он восхищал музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью, зажигая энергетикой и артистизмом. Как хореограф умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали коллеги и публика. Например, Поль Валери назвал Лифаря «поэтом движения».

Одной из вершин творчества мастера стал балет «Икар» (1935 р.). Критики отмечали, что эта постановка стала «замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего Шедеврами Сержа Лифаря стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта» и др. Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Создавая свои балеты, хореограф использовал классическую музыку или музыку современных композиторов — Стравинского, Прокофьева, Равеля и др. Сценографию для лифаревских постановок делали такие знаменитые художники, как Пикассо, Бакст, Бенуа, Кокто, Шагал.
 

 
— Лифарь создал новое направление в балете — неоклассицизм, — продолжает свой рассказ Д.Делуш. — Благодаря ему академический танец приобрел новые, модерновые черты. На мой взгляд, хореографию Сержа Лифаря можно назвать продолжателем традиций Михаила Фокина. Благодаря тонкому вкусу, сформированному Дягилевым, Лифарь сумел поднять свой талант на большую высоту. Серж представлял французский неоклассицизм, как Баланчин — американский. Это были два гения хореографии, которые вписали яркие и самобытные страницы в балет ХХ столетия. И сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье (а в Национальной опере Украины восстановлены его балеты «Ромео и Джульетта», «Сюита в белом» и «Утренняя серенада». — Т. П. ).
Картинка 140 из 1442
 
В БАЛЕТЕ "АППОЛОН МУСАГЕТ" С АЛЕКСАНДРОЙ ДАНИЛОВОЙ(1928)

За возрождение французского балета Сержу Лифарю было присвоено звание «Кавалер ордена Почетного легиона». Он был избран членом Института Франции («бессмертным» академиком), ректором Университета танца. К 20- летию творчества Сергею Михайловичу вручили первый танцевальный «Оскар» — «Золотую балетную туфельку», которая ныне хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины (эту реликвию передала на Родину вдова танцовщика, графиня Лиллан Алефельд).
Картинка 135 из 1435

Можно сказать, что благодаря кипучей деятельности Сержа Лифаря французы полюбили балет. Он выступал как лектор, написал несколько книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии. Сергей Михайлович добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный певец Федор Шаляпин, была установлена мемориальная доска. Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра. Проводил вечера памяти Сергея Дягилева. Как талантливая и харизматичная личность, он имел армию поклонников, но и немало людей, которые Лифаря не любили.

Как считает Доминик Делуш, недруги появились у Сергея Михайловича из-за его неосторожных политических высказываний. Во время Второй мировой войны Лифарь подписал письмо, в котором приветствовал фашистов, видя в них освободителей от «большевистской чумы» (Серж не принял советскую власть и эмигрировал во Францию).

 

 
Следует помнить, что Лифарь был знаковой фигурой, и то, что он не отвернулся от оккупантов Парижа, впоследствии принесло хореографу массу неприятностей. Хотя Лифарь не сотрудничал с гитлеровцами, уклонился от личной встречи с фюрером, когда тот посетил дворец Гранье (здание Парижской оперы), отказал Геббельсу передать портрет Вагнера, написанный Ренуаром. В воспоминаниях Сергей Михайлович писал о том периоде: «Моя общественная деятельность главным образом была направлена к спасению от разгрома немцами, временными оккупантами Франции, Парижской оперы — французского национального достояния, музея и библиотеки шведского магната Rolf de Mare, Русской консерватории им. Рахманинова, балетных школ, и, наконец, моей личной библиотеки и коллекции»...
Картинка 9 из 1442
 
С ЛЁГКОЙ КОКО НА РУКАХ...)

Но слух о том, что Лифарь был коллаборационистом и сотрудничал с гитлеровцами, привел к тому, что Сергея Лифаря бойцы французского Сопротивления приговорили к смерти, и хореографу пришлось на несколько лет перебраться в Монако. «Я думаю, что Лифарь ошибся, но его политическая близорукость — это было скорее импульсом творческого человека, не разобравшегося в ситуации, — считает Делуш. — Серж не был французом, и как эмигрант он мечтал вернуться на свою Родину, в Киев, и думал, что советский строй рухнет благодаря нацистам. Он был артистом и жил в своем мире... Очень скоро он понял, что поторопился с восторгами, но его слова многие не забыли, укоряли, и довольно резко, и это очень отравляло жизнь Лифарю». Только после войны Национальный французский комитет по вопросам чистки, тщательно изучив вопрос, полностью (!) опроверг все обвинения и официально извинился перед Лифарем. В 1947 г. Серж вернулся в Париж.


 
Кстати, Шарль де Голль (политик, военачальник, возглавивший французское Сопротивление, а затем президент Франции) дружил с хореографом, восхищался его талантом. А антиподом Сержа Лифаря в балете являлся знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев, не скрывавший, что не любит его хореографию. Он категорически отказывался выступать в лифаревских балетах. Нуриев входил в группу людей, которые принципиально не общались с Сержем. Так что влиятельных врагов и друзей у Лифаря было, наверное, поровну... а творчество нескольких поколений артистов и хореографов».
 

 
Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В свое время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икара» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.
Картинка 34 из 1442

Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий»[2], — писал он в последний автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.
 
 

 
Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».
Картинка 22 из 1442
 
ЗНАМЕНИТЫЙ ИКАР...

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшей из старопечатных XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

Картинка 18 из 1442
Богач - бедняк

Невероятно, но факт: такой знаменитый человек, как Лифарь, никогда не имел своего дома, а жил в отеле. Кроме балета, страстным увлечением Сержа было коллекционирование, которое он перенял от Дягилева, завещавшего Лифарю свою коллекцию. Кстати, обладая раритетными сокровищами (книги, картины, материалы о балете, костюмы, декорации, Пушкиниана и др.), Серж Лифарь не научился думать о «черном» дне. К деньгам он был равнодушен, и все, что зарабатывал, раздавал на благотворительность и пополнение своей коллекции, поэтому, когда ушел со сцены, то жил бедно.
Картинка 69 из 1442
 
НА ПУШКИНСКОЙ ВЫСТАВКЕ В ПАРИЖЕ.1937 ГОД

Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".
Картинка 31 из 1442
 
С САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ...

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.

Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).
Картинка 2 из 1442
 
З.Серебрякова Портрет С.Лифаря

Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.

Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.

В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.
Картинка 17 из 1442
 
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ...

Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова.
Именно отсутствие средств заставило его продать на аукционах часть коллекции.
 
 
Картинка 3 из 5
 
НА СНИМКЕ ВЕЛИКИЕ БАЛЕТНЫЕ ИМЕНА: С СЕРЖЕМ ЛИФАРЁМ...НАТАЛЬЯ МАКАРОВА,М.КШЕСИНСКАЯ И ЕГО СУПРУГА ЛИЛИАН АЛЕФЕЛЬД
 
Если бы не встреча с Лиллан Алефельд, возможно, Сергей Михайлович умер бы беспризорным. «Она была богатой дамой и стала доброй феей для Лифаря, — считает Д.Делуш. — Их союз нельзя назвать полноценным браком, это скорее был дружественный союз.
Картинка 78 из 1442

Серж обожал Лиллан за красоту, молодость. Она стала для него путеводной звездой в творчестве. Лиллан можно сравнить с Надеждой фон Мекк (музой композитора Петра Чайковского). Это были высокие отношения, которые возможны, наверное, только в мире искусства»...

 

 
Сергей Михайлович умер от рака 16 декабря 1986 года в Лозанне (Швейцария) и был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа возле Парижа. На его могиле выгравирована лаконичная надпись «Серж Лифарь из Киева»...
 
Рубрики:  Балет/Танцовщики
Балет/Балетмейстеры
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 10 пользователям

gallaluna   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 08:20 (ссылка)
Спасибо, интересно!:heart:
Ответить С цитатой В цитатник
ШАТАНА   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 12:28 (ссылка)
26 (290x486, 226Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Виталика   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 13:13 (ссылка)
Очень интересный пост! С большим удовольствием прочла, о Серже Лефаре знала, но это не помешало почерпнуть дополнительную информацию о нем. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 15:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Виталика

Надеюсь,что общими усилиями членов Сообщества удастся создать не плохую "Историю балета"...Информации много.Главное - собрать её,адаптировать и предложить читателям-любителям балета...В основе любого "творческого труда" (пусть даже и такого компилятивного,как в Лиру) лежит инициатива и любовь к классической музыке.Пафосно,но верно...) Я думаю...)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 20:02 (ссылка)
Узнала много нового .Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда-Ариана   обратиться по имени Суббота, 11 Января 2014 г. 14:04 (ссылка)
Благодарю!!Я бывшая киевлянка,помню в театре оперы и балета регулярно проводились фестивали ,названные в его честь ! Это всегда был праздник !!!
__1_~1 (1) (600x450, 219Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку