Юрий_Мишенев все записи автора
1. Как все начиналось.
"За бурный рост наших детей!", тост
Лес - необъятный, необозримый, сплошной, трудноодолимый - широкой полосой пролег меж северными тундрами и южными степями, от восточных гор до западных редколесий, густо обжитых человеками..
Основные же дебри его практически не заселены, и с высоты полета птиц, што каждогодишно держат путь над ним с далеких северных земель в теплые заморские страны по осени, и весной обратно, с высоты их терпеливого полета лес - как безбрежном море, по весне мутносизое от подтаявших, но не сошедших еще снегов, легко просвечивающих сквозь голые пока кроны, осенью - пестрое, рыжее с позолотой.
И в этом сплошном море лишь изредка можно усмотреть там-сям группки крошечных островков - деревенек из десятка другого избенок окруженных крошечными полями..
Июль, особенный послеполуденный зной и без того жаркого дня, природа млеет в душной истоме.. В подернутом белесой мутью небе размытое пятно солнца неспешно склоняется к неблизкому еще закату, и расположившиеся в
скудном тенечке, не приносящем прохлады, мужички-косари в ожиданьи предвечернего спаденья зноя занимаются пока кто чем; одного и нет, Непосед, оправдывая свое поименование слоняется в лесу, в намерении присмотреть грибов или ягод; другие же дремлют прикрыв головы ветками от комарья и гнуса, двое вон лениво беседуют о чем попало..
- Травы ноне, ничего себе вымахали, в пояс, накосится изрядно здеся - частит бойко Балабон, мужык в деревне новый, токмо по весне перешедшый сюда из деревни дальней, прослышав што овдовела осенеся жонка Бычи, мужыка здорового, но неосторожного.. На медведя в одиночку пошел поздней осенью Быча..
Вчарась под полуденным солнцем приплелися косцы сюда, на дальний покос, на пойму речную, што б по вечерней прохладе начать косить ее. Край тут лесной, глухой, горсть деревенек затерялась в нем, в дне-двух пешего пути лесными тропами меж ими и Закраиха - самая дальняя из них. В лесном краю нелегко покос найти, приходится косить и такие вот - в полудне ходьбы от деревни. Неширокой, но длинной полосой вдоль затейливо петляющей лесной речушки укрытой зарослями крапивы и малинника тянется покос, частично уже вываленный ровными рядами прокосов..
- Жарит-то как, ежли дожжика не падет, дак уж и седни с утра кошенное к завтрему поспеет, не то што вчерашнее; завтра с рассвету можно будет и покосить пока солнце низенько, а после уж за гребь взяться, за день с этим и управимся, а коли роса рано не падет, дак и вечернее сегодняшнее прибрать можно. Баб бы, да робятишек сюда сено ворошить да гресть, дак точно бы за день управилися..
- Ну, ты и некошенное еще уж сгреб - лениво гудит Комель - мужык пожылой уже, с проседью в бороде, но в силе пока, в косьбе еще никому не уступит, в речах же основательный, слова роняет токмо хорошо обдумав..
- Дак споро у нас получается, вон Малой-то особо горазд в косьбе-то, у его прокос с его рост будет, не мене, а ростом он на голову выше любого в деревне, и чевой-то вы его Малым-то зовете?
- Ну, дак Малашин же сынок.. Да и в малолетстве-то обычного он ростечка был, да все больше со старшими робятами водился, а среди их самым малым и был..
- Малашин, да, а папаша-то евойный кто был? куда пропал? - понизив голос и покосясь в сторону дремлющих в стороне людей, спрашивает Балабон.
- Дак забрел к нам как-то под зиму болезный такой, непростой, сразу видно и по одеже, и по говору, но весь из себя больной, да и раненый .. Малашкина мамаша и взяла его к себе на постой-излечение, сначала-то плох был, лежал все, Малаша его и выхаживала.. Оправился потом, статным молодцем оказался. А по весне, ближе к лету, и пропал. Оставил вроде как Малаше (так бабы судачат) висюльку на цепке золотой, и брюхо уж заметное. А осенеся и Малой народился..
- А сколько Малому-то? Осьмнадцать уж годков наверно? И все эти года так к Малаше никто и не подкатил? Она, Малаша-то, и теперь бабенка хоть куда, а в девках поди и вовсе краля была?
- Да сначала-то, до этого пришлого еще многие подступали, да кузнец всех отвадил, и вроде уж и сговорено у их было, да тут этот пришлый. Малаша кузнецу и отказала. Кузнец-то и позже, и с дитем уж хотел взять, да не пошла Малаша. Объяснилась кузнецу, што ждать того станет... Так и ждет.
- Иш какия случаи жизни случаются - глубокомысленно протянул было Балабон, да вдруг встрепенулся, глаза вытаращил: - глико, што это?
И Комель поворачивается в сторону и видит - сажево-чорный язык клином выполз из-за стены леса, и на глазах продолжает выползать, неудержимо захватывать голубизну неба...
- Эй, робята, вставайте, гроза идет - кричит Комель, вскакивают, протирают глаза еще трое, а чернота уже заняла полнеба, и по ней ярко сиреневые змеящиеся беззвучные вспышки молний, и такая тишь вдруг настала, умолкло все в мире, а вот и солнце уже сокрыто, сожрано клубящейся тьмой, и померк свет дня, а бешенно пляшущие вихри мрака уже прямо над головами, и вот теперь стал слышен далекий гул, стремительно нарастающий, нарастающий - до предела, до невыносимости, и тогда бешенный удар шквала сминает кроны дерев, взметывает клочки просохшей травы, треплет одежки вскочивших людей, а вверху в залившей все небо ставшей сизой мгле вдруг стремительно пронеслось длинная змеящаяся тень...
- А што же это было, братцы - потрясенно произносит Балабон глядя вослед уползающей за лес сизой туче..
- Змей это был - твердо говорит Комель. - В детстве помню часто такое случалось - налетит, пролетит вихорь, а дед Всезнав - объясняет: змей это, враг людской, в налет отправился - разорять да жечь людские города да веси..
У нас-то он не останавливаеся, нас он и не замечает, он покрупнее што выбирает.. Много, много он разору приносил - и нашей земле - Вершанской и другим странам далее.. Токмо обживутся люди, Столенград отстроят, опять налетит.
- Столенграаад - тянет кто-то - там же стены, там дружина княжья, как же так?..
- Што ему стены, што ему мечи да копья, коли он с выси налетает, дурила ты ... - ругается Комель. - Неет, дед Всезнав рассказывал - его, змея, токмо в логове евойном можно одолеть.. Раньше то часто витязи с разных стран ездили туда, за восточные горы, змея поединить... Некоторые с полдороги возвертались, а иные так и сгинули. Дед Всезнав ведь по молодости-то непосед был, много где бывал, в Столенграде в дружине княжеской послужил, и на юг аж до синя-моря с купцами хаживал..
- Дак а што дальше-то, извели его всетки, змея, што перестал он землю нашу Вершанскую тиранить?
- Дак это ж кто знает, видно так было, да знать - новый завелся, не до конца видно семя змеиное извели, снова теперь добрым молодцам затея образовалась..
- Эй, Малой, дак может и ты собересси? Хлопец ты вон какой здоровый, в Столенград сходишь, меч да броню у князя испросишь, да змея и окоротишь..
- А што, дяденька, я так и сделаю..
Серия сообщений "Исторические байки":
Часть 1 - "Кругосветка" немецкого аса
Часть 2 - Как это было, или история одного перегона.
...
Часть 19 - КАКОЕ ОРУЖИЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ НА ВОЙНЕ ЛЕТЧИК ВАСИЛИЙ СТАЛИН
Часть 20 - собственно заголовок таков -
Часть 21 - Хождение Малого за Большие горы
Часть 22 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.32). Богиня федеральной разведки Элизабет Ван Лью
Часть 23 - Снова Переславль
Часть 24 - Пикинеры