Привалова все записи автора
Современные психологи утверждают, что по тому, какая посуда у человека на столе, можно узнать о характере, темпераменте, самооценке и многом другом.
Тонкий фарфор - выбор людей с высокой самооценкой, коммуникабельных и активных.
Керамику покупают те, кто практичен, объективен, ищет свой путь в жизни и не придаёт особого значения мнениям других людей.
Стеклянной посуде отдают предпочтение практичные, склонные к самоанализу целеустремлённые люди.
Особая посуда – хрусталь, его считают атрибутом торжественного события, символом достатка. Хрусталь на столе определяет праздничное настроение, показывает уважение хозяев к своим гостям.
А Гжель предпочитают спокойные, романтичные и творческие натуры.
Гжель- это всемирно признанный традиционный народный художественный промысел Российской Федерации, родина Российской керамики. Это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Село Гжель, известное по письменным источникам с 1339 г., расположено в нескольких километрах к востоку от Москвы, в Раменском районе. В этом же районе находится крупное и ближайшее к Москве Гжельско-Кудиновское месторождение белых глин.

Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона древних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви.

В Гжели на сегодняшний день работают 6 заводов. Первые упоминания в летописях о Гжельских изделиях, а именно о чашках Гжель появились во времена Ивана Калиты. Сейчас гжельские фарфоровые заводы производят разнообразную продукцию: сувениры, вазы, кувшины, квасники, самовары,часы, штофы, шкатулки, сервизы, а также посуду для стола: фруктовницы, менажницы, конфетницы, чайники, сахарницы, салфетницы, наборы для специй и многое другое.
Гжельский фарфор - знакомая каждому посуда, сувениры, скульптура и предметы быта, отличающиеся особой росписью в бело-синей цветовой гамме.

Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными.

Гжель никогда не была предметом роскоши, и гжельская посуда предназначалась для трактиров, постоялых дворов да домашнего обихода. Поэтому эти «живые» краски превосходно дополняли обстановку крестьянского дома: каравай только что вытащенного из печки хлеба, крынка с тёплым, только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках.
Сейчас трудно себе представить, что традиционная в нашем понимании бело-синяя гжель, раньше была цветной. В XVIII- XIX веках гжельская посуда расписывалась яркими красками, а традиционные для гжели цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Разноцветная гжельская посуда ручного производства в те времена использовалась повсеместно: и в дворянских домах, и в крестьянских избах, и в трактирах. На рубеже XIX-XX вв., когда машинное производство стало вытеснять ручной труд, искусство Гжели пришло в упадок. Возрождение промысла началось в послевоенные 40-е годы. Именно тогда и был создан современный гжельский стиль с использованием черной кобальтовой подглазурной краски, которая после обжига становится ярко-синей.

Сейчас художник для росписи имеет только одну краску кобальт, которая после обжига приобретает характерный для гжели синий цвет. Узоры пишут быстро, мазками, по поверхности изделия и покрывают глазурью.

У каждого мастера свой Цветок. Неповторимый. У кого-то полураспустившийся бутон, у кого-то пышная роза или мак, у кого-то клеверок.

Художники, которые возродили традиции древней Гжели:
Салтыков Александр Борисович (1900-1959). Бывший граф, аристократ. Учёный-керамист. Невероятный эрудит. Написал исчерпывающий труд по истории керамики в России. Воссоздал утраченный опыт мастеров прошлых веков. С нуля возродил производство керамики в Гжели. Создал «Азбуку мазков» (см. раздел «Гжельская роза»). Как ни странно искренний патриот России. Скрыл от военных врачей свои болезни и пошёл на фронт. После того как обман раскрылся, работал гардеробщиком в госпитале.
Бессарабова Наталия Ивановна (1895-1981). Родилась в Воронеже. С детства не расставалась с карандашом, но пришлось работать машинисткой. Закончила художественные курсы и ВХУТЕМАС. Работала театральным художником. Изучала древнюю культуру и костюмы разных эпох. В 44г. её творческая судьба пересеклась с Салтыковым и Гжелью. Её модели стали гжельской классикой. Её называют «Гжельской розой» - она возродила синий цветок на белом фоне. Учила мастеров на Гжельских художественных курсах салтыковской «Азбуке мазков».
Художники. Сине-белая роспись по фарфору. Современная Гжель.
Л. П. Азарова. 1919. "Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу - линия легче, мазок прозрачнее". Родилась в Боровске. Закончила Строгановку. Главный художник промысла. Праздничная фантазия, старинные традиции, лепные детали.
Н. Б. Квитницкая. 1919. "Люблю акварельность в кобальте. Прозрачный круговой мазок, точка в середине, тонкие линии лепестков и стебля - вот и цветок". Профессиональный скульптор. Её роспись – прозрачно голубая.
Т. С. Дунашова. 1921. "Расписываю без предварительного рисунка, во всём доверяя руке. Она не ошибается". Из семьи потомственных керамистов. Самородок. Истинно русский, глубоко народный талант. Великолепно чувствует форму вещи, безошибочно находит декор, виртуозно его исполняет. До сих пор работает!...
Г.В. Денисов. 1928. Самородок. Потомственный керамист из крестьянской семьи старых гжельских заводчиков. Закончил «четыре класса и пятый коридор». После Гжельского техникума работал в Скопине. Вернулся. Гипсолитейка, цех обжига, монтажник в котельной. Туда к «дяде Гене» бегали все ребятишки за глиняными игрушками. Его заметили. Взяли его в живописный цех с испытательным сроком, а он остался на всю жизнь. Из всех народных, он самый «народный». В мелкой пластике ему нет равных. Сейчас коллекционеры за его вещами просто охотятся…
А.Н. Федотов. 1937. Самара, из крестьянской семьи. Учился в Рязанском художественном училище, из-за голода бросил, работал грузчиком. В Гжель приехал по совету армейских друзей-пограничников. Его почерк – яркая форма изделий. Придумал свой своеобразный цветок, похожий на пышную округлую чашу.
З.В. Окулова. 1938. «Люблю писать больше цветы: есть, где разбежаться кисти». Гжельский художественный техникум. Любимая роспись – цветочная. Любимый цветок – мак. Даже её изделия, к примеру, простая пельменница, похожи на цветы – повторяют формой, «прорастают» цветами.
В.В. Неплюев. 1950. – С.В. Жукова. Творческий и семейный дуэт. Талантливые художники. Он – гений керамики. Она – разрисовывает знаменитую малую пластику мужа - «Дворников», «Дровосеков». Говорит, что «все вещи делает для души». Любит писать деревенские пейзажи на сырных досках и настенных тарелках. Оба парадокс – и экспериментаторы, и продолжают старинную гжельскую традицию.
В.Г. Розанов. 1955. Закончил Абрамцевское художественное училище. Автор чайных сервизов, шкатулок, кумганов, квасников, маслёнок, светильников, люстр, канделябров, подсвечников, самоваров, часов и т.п. Творческая манера – волнистые текучие формы цветов. Мазок Розанова – это глубина цвета и его тончайшие оттенки.
А.В. Цареградцев. 1955. – М.В. Подгорская. Эта пара вытянула счастливый билет – Абрамцево. Там учились, там познакомились. Гжельские старожилы их «били по рукам». Их часы «Воскресным вечером в парке» назвали творческой неудачей. Но фотографию часов в гжельском каталоге увидели коллекционеры и завалили заказами отовсюду, даже из-за границы. Часы пошли в производство…
С.М. Симонов. 1958. – Е.С. Осташкова Тоже дуэт. Тоже Абрамцево. Она – из холодной Карелии, он – из горячей Осетии. Он говорит: «Её почерк ни с кем не сравнить и нельзя скопировать». Вместе говорят: «Мы художники. Если в какой-то вещи чувствуем повтор или повторение другого мастера, то отказываемся от неё».
Династия Хазовых. И. А. Хазова. 1958. "Если вести мазок с тенями, то нажимая на кисть, то пуская её свободно, лепестки у розы будут широкие, пышные". Художественное училище в Конаково. Практика на Дулёвском заводе. Предложили жильё в Гжели. Согласилась. Работала на потоке в живописном цехе, но однажды почувствовала, что «прорвало». Её сервиз «Клеверок» - всемирно известен. Её сын, невестка тоже талантливые художники. А внуки ими точно будут!
Художники. Разноцветная роспись по глине. «Древнерусская» Гжель.
В.А. Петров. 1934. Любимец Азаровой. Его Гжель - это разноцветная расписная майолика. Она великолепна. Два интереснейших сервиза «Охотничий» и «Рыбацкий». Едва ли не идеальные пропорции. Работает параллельно и в фарфоре, и в майолике.
Н.Б. Туркин - М.В. Коваленко, Ю.И.Петлина, О.Л. Талагаева, И.А. Григоренко.
Все они считают, что «настоящая исконная русская Гжель - это разноцветная майолика». Про сине-белый фарфор говорят – «для нас синее - это прямое наследие английского фаянса, но уж никак не гжели».
Роспись изделий Гжель – это почти всегда цветочные орнаменты. Форма и широта ассортимента Гжели не поддается описанию.
Вся посуда Гжель всегда расписывается вручную, значит, не бывает двух одинаковых вещей! Каждая гжель уникальна. Это истинно народный промысел России!

Отчет очевидца Нат_А о поездке в Гжель можно почитать тут:
http://www.otzyv.ru/read.php?id=20915