-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сообщество_Асатру

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

асатру северная традиция http://vk.com/id108758#/club240

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Северные_Земли

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 625




«Наша вера не вопрос чисто исторического увлечения: это - живая и развивающаяся религия» («Наш Трот», Глава 13. Фригг и другие богини.)

Йольские мальчики. Авторы Алекто Джин и Flash (стихи)

Воскресенье, 01 Января 2012 г. 23:01 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора _____:Йольские мальчики - Овражник*
Вторым в дом является добродушный весельчак Giljagaur - Овражник, который, если верить исландским сказкам, самый добрый и красивый из них всех. Мне он скорее напоминает толкиновского Бомбура - такой же улыбчивый и трогательный. Этот "мальчик" так же питает страсть к молоку, только не к овечьему, а к коровьему, причем к такому, на котором уже появились сливки. На коров, слава богу, внимания не обращает. Придет, стащит тихонько сливок, отправится с ними в дальний угол и будет там наслаждаться жизнью на всю катушку. Вот как он выглядит, и вот что написала о нем Flash:


Ждите вторым из скалистых ущелий
Брата Овражника-весельчака.
Редкий талант у него: до похмелья
Может упиться глотком молока!

Строит доярка приятелю глазки,
А за спиною Овражка, как кот,
Палец засунул в ведро без опаски
И с наслаждением сливки крадет.
овражник (484x644, 91Kb)
Рубрики:  Мифология

Метки:  

Йольские мальчики. Авторы Алекто Джин и Flash (стихи)

Воскресенье, 01 Января 2012 г. 22:37 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора
_____*Йольские мальчики - Хромоножка*
В прошлые предновогодние дни я начиталась у shellir рассказов про исландских Йольских мальчиков, маленьких троллей, которые за 13 дней до Рождества приходят с гор в дома к людям на погостить. Они меня совершенно очаровали - я вообще питаю большую любовь к разным околодомашним духам и их взаимодействию с людьми. Лешка, зная про такую большую мою любовь, подарил мне на ДыР весь набор статуэток всей этой семейки, включая их грозных мамашу с папочкой и не менее грозного Йольского котищу (у него есть брат-близнец, который живет в Питере у Гьюрда с Лесником). А чтобы это все счастье не доставалось мне одной, я решила так же, по степени появления в доме Йоласвейнар показывать их вам и чуть-чуть писать о характере каждого, а мой бессменный камрад и соавтор Flash будет сопровождать эти "сводки с йольских полей" маленькими стихотворениями ее авторства, которые ничуть не хуже, а даже и лучше традиционной исландской поэмы.


Первым спускается с гор Хромоножка,
Входит в овчарню, как палка, прямой.
Дайте ему молока хоть немножко:
Бедному духу не сладить с овцой!

Вот ведь несчастье - не гнутся колени!
Как бы присесть и подняться потом?
Лучше оставьте на нижней ступени
Блюдце с овечьим парным молоком.


хромоножка (525x700, 151Kb)
Рубрики:  Мифология

Метки:  


Процитировано 1 раз

Рейвен Кальдера. Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции

Суббота, 24 Декабря 2011 г. 23:58 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора Это цитата сообщения Laego [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Рубрики:  Мифология

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Йоль

Суббота, 24 Декабря 2011 г. 21:36 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора Это цитата сообщения alisa67 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Йоль – зимний праздник солнцеворота

 

Чудесная статья с сайта Потаенный народец (О волшебных существах и древних празднествах)  http://beansidhe.org.ua/yule
Не смогла удержаться, зацитировала полностью.
Читать далее...
Рубрики:  Мифология
Дела Асатру

Метки:  

Ночь Матери!

Вторник, 20 Декабря 2011 г. 22:35 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора Ночь матери — это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Это время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.

Через 12 ночей в свои права вступит новый год. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Все в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.

Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан, весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, чтобы и души, и тела очистились.

Венок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома.

Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности — до 12-й ночи.

Всем счастливого Йоля!!!!

1.
67942289_1292504120_theladyawaiting (453x640, 96Kb)

2.
wreath (276x212, 53Kb)

3.
x_38ded7e8 (604x453, 41Kb)

4.
ингрид эльф 5 (421x600, 106Kb)

Метки:  


Процитировано 2 раз

Ювелирная мастерская Скольборга представляет

Пятница, 16 Декабря 2011 г. 22:01 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора x_a5661c13 (451x604, 58Kb)
Амулет с Берканой


Ювелирный сплав. Серебреное чернение 25 мкм
Высота изделия - 6 см (с черенком), 5 см без черенка
Ширина 3.8 см в самой широкой части
Изделие в натуральную величину березового листа
В наличии 14 штук. Но быстро уйдут
Рубрики:  Разное



Процитировано 1 раз

В продажу вышел журнал Содружества Асатру

Пятница, 16 Декабря 2011 г. 21:32 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора 11-896577_image_thumb (129x188, 17Kb)
Журнал Содружества Асатру "Гьяллархорн"

Андрей (Сигурд) Соловов
Надежда (Традис) Топчий
Тим Стридманн
Сигвальд Годи
Екатерина (Лавега) Честнокова
Светлана (Рогнеда) Волкова
Владимир (Хауквид) Смирнов
Алина (Сигрид)
Эйульв

Журнал Содружества Асатру посвящен обзору современного движения Асатру в России и ближайшем зарубежье, а также истории, культуре и духовной традиции дохристианских народов Севера Европы и России. Журнал разрабатывается на общественных началах и выпускается четыре раза в год. В Йольском номере вас ждут уникальные переводы текста из книги Our Troth, статьи по рунам, история асатру, обзор Альтинга 2011, список общин и организаций Асатру, картины и стихи творческих приверженцев Традиции, а также многое другое!

http://prostobook.com/mp/?c=&f=&o=rating&q=%D0%93%...1%85%D0%BE%D1%80%D0%BD&x=0&y=0
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Руны

Четверг, 15 Декабря 2011 г. 19:13 + в цитатник
Рубрики:  Сейд и гальдар

Метки:  


Процитировано 2 раз

Йоль!

Воскресенье, 11 Декабря 2011 г. 21:29 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора x_0bb9f68e3f (404x303, 28Kb)
22 декабря 2011 года в 09 часов 30 минут по московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигнет ее наименьшего склонения – 23 градуса 26,457 минут (в созвездии Стрельца) и наступит астрономическая зима.

На широте Москвы Солнце поднимается над горизонтом на высоту менее чем на 11 градусов. На других широтах высоту максимальной высоты Солнца над горизонтом можно вычислить по формуле: высота Солнца = 90 - (широта пункта + 23,5). Во время зимнего солнцестояния в северном полушарии Земли Солнце меньше всего остается над горизонтом. 21 и 22 декабря – самые короткие дни в году. С 21 на 22 декабря - самая длинная ночь.
(сайт Астрогалактика)

В переводе на наш язык:
20 декабря - Ночь Матерей
21 декабря - Пик Йоля, Ночь Солнцеворота.
http://diary.ru/~asatru/p170312262.htm

А значит окончание Йоля со 2 на 3 января. Окончательный пир и кидание огненного колеса)
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Lennart Helje.Норвежского "Деда Мороза" зовут Юлениссен.

Суббота, 10 Декабря 2011 г. 23:47 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора Это цитата сообщения НаталинаЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]




Леннарт Хелье родился в 1940 году в Лиме.
Учился в художественной школе «Berghs Reklamskola». Долгое время работал художником по рекламе, но после первой персональной выставки в «Smålands museum», Växjö, предпочёл стезю свободного художника.
1291642869_3 (700x462, 77Kb)
Суровая шведская природа, заброшенные дома и пейзажи,
заполненные остатками призрачных событий и драм, окружавших с детства, теперь живут в его работах.
1291642805_11 (524x700, 78Kb)

Рубрики:  Мифология

Метки:  

Схожесть божеств у соседствующих народов...

Пятница, 02 Декабря 2011 г. 23:51 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора a_9817e75b (200x200, 18Kb)
Из книги "Говорящие культуры" А.В.Головнев
Многие исследователи Прошлого и нынешнего столетий соотносили угорского Тарэм, Торэм, Турэм - Небо, Погода, Бог - с саамским (лапландским) Тиермес, Тирмес, Диербмес (tiermes, tirmes, diarbmes) - Бог Грома, Гром [см. Toivonen, 1950. S. 174].

По наблюдениям Э. Рэ, лапландцы почитали бога Победы Typpucac (Turrisas) или Top (Thor), который известен также под именем Тиермес (Tiermes) - Гром. Тиермес управляет погодой, ветром, морем, благополучием (жизнью и смертью) людей. Его собака Старбо защищает нойд (шаманов) от злых духов (кстати, и слово <шаман> у саамов и финнов - нойда, нойта - соответствует таковому у манси - няйт [Hajdu, 1968. Р. 170]). Тиермес господствует и над злотворными духами, часто посещающими подвластные ему скалы и горы. Он, как и германо-скандинавский Тор, рисуется держащим молоток. Эдвард Рэ, с понятной для британца легкостью, соотнес его и с валлийским Таран (Таrаn) - 'гром' [Rae, 1875. Р. 57-59; 1881. Р. 271]. Не отдаляясь слишком далеко от угорского пантеона, все же еще раз отмечу замечательное сходство германо-скандинавского Тора с финским Тиермес-Таара и угорским Тарэн-Торум не только в созвучии имен, но и мифологических чертах, а также то, что в основе столь широко распространенного явления лежит однозвучное понятие 'Гром' (или 'Небесный огонь').
"

хотя может и в звукоподражании собака зарыта. все же все именования чем-то напоминают раскаты грома
http://esgal.livejournal.com/330421.html
Рубрики:  Мифология

Метки:  


Процитировано 1 раз

Круговорот воды в природе. Автор Традис

Четверг, 01 Декабря 2011 г. 02:00 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора Мировое Древо, Древо Лерад, Древо Предела (mjöt-viðr, букв. Древо Меры, “Прорицание вёльвы”)... Даже бесконечное мы представляем, лишь мысленно ограничив, всего лишь очень-очень большим, из-меримым. Положив бесконечному предел.

Мировой Ясень охватывает все миры, их поддерживает и придаёт им форму, отграничивая друг от друга - ставя пределы даже их бесконечности. Сама гордая попытка людей счесть их (девять? а девять ли? есть варианты) очень показательны. Вёльва из древнейших помнила "древо предела ещё не проросшее" и вселенную, когда не было "ни песка ни моря, земли ещё не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла". Бездна эта - Гиннунгагап - Бездна Мороков, Бездна Иллюзий и Волшбы (ginnunga-gap – морок+зияющая пасть): когда нет форм и ограничений, возможно всё, и ничто не постоянно. В современном исландском ginnungagap значит “хаос”, и всё же она не была им полностью. Или же в Хаосе может быть всё, в том числе и упорядоченное: говорят о двух постоянных полюсах в этой пропасти - огне Муспельхейма, и льде Нифльхейма, именно они породили первых существ. Могли в том мире выжить лишь древнейшие, отграничивавшие сами себя от Хаоса во всей его многоликости, самодостаточные в своём бытии - Имир и пракорова Аудумла. Однако, осознавшим себя как отдельную самость свойственно, наверное, искать во внешнем мире своё подобие, и как следствие созидать. Аудумла вскормила Имира, и сформировала облик Бури, Имир породил потомство…Племена ётунов и асов умножались, и порядка в мире становилось всё больше, пока сыны Бора, внуки Бури не отделили от Хаоса тот мир, который знаем мы - Мидгард, Срединный Мир. И асы, и альвы, и ваны, и выжившие потомки древних ётунов, и обитатели царства Хель ведомы нам уже как жители реальностей упорядоченного, реальностей границ. Хоть и упорядочены, и ограничены миры в разной степени, но Древо Меры кладёт пределы всем им – самим фактом, что рядом есть нечто иное, от них отличное.
Тор выспрашивал у Альвиса имена всего сущего в разных мирах, но именно имена, слова, речь - один из каркасов, что позволяет разумным опознавать мир, сводя его до какой-то степени к обозначениям. Каждый род упорядочивает мир по своему, у людей - Месяц, у альвов - Счет Лет, в Хель - Колесо, но перевод и понимание до какой-то степени возможны. До какой-то степени - мало ли народ холмов морочил людей? Есть миры ближе к всеизменяющейся Бездне и дальше от неё, и в Утгарде, мире-за-оградой (если и не в самой Мировой Бездне, то на пограничье точно) Тору, сыну Земли, пришлось ой как не просто. Когда обычная рукавица вдруг становится размером с дом, и начинаешь подозревать, что не она одна такая... когда опыт из опоры становится вдруг обманщиком...Впрочем, и играя в слепую, Тор, если верить отзыву Утгарда-Локи, тоже кое-чем удивил внешний мир, решая в лоб задачи, которые прямолинейно принципиально не решаются. Так что хозяева предпочли с таким гостем “разойтись бортами”.
...Тор не спрашивал у своего несостоявшегося зятя имён всего в Утгарде (да есть ли они там - в нашем понимании? Сложно назвать кошку кошкой, когда она по совместительству - Мировой Змей!), не спрашивал и названия Ясеня на языках девятимирья. Впрочем, как ни звать его - Иггдрасилем, конем Ужасного, или "всего лишь" тонналем (и тогда уж помещать в сознание, чтоб эзотерически надёжнее) – наш мир без этого дерева не стоит. Не очень приятно очнуться на высоте пятнадцатого этажа без пола и стен, но вот если сделать небольшую лазейку…. И ветки дерева становятся мостом и путём, шаманским конём (и нередко именно Ужасного, милые викторианские феечки живут на милых викторианских открытках). Шаманское дерево и шаманский бубен, который одновременно и конь шамана, и лодка для рек других миров, и лук против недругов. Дерево, у которого над нами можно увидеть не крону, а корни ("Хель под одним, под другим исполины, люди под третьим"), которое так близком в разграничивающей функции с реками, что наверное можно его рекой считать тоже:"Ивинг - река, где проходит рубеж меж богами и турсами", а чтобы убитые в битве попали в Асгард - надо перейти Тунд, и это нелегко, и “река Гьёлль течёт у самых врат Хелль”, а мост над нею сторожит дева Модгуд...Да и откуда берётся вода тех рек? Эдды говорят о Хвергельмире, потоке Кипящий Котёл, у корней Древа. А вода в Хвергельмире-то чья?
Листву Лерад в Асгарде объедают олень Эйктюрнир и коза Хейдрун, что забирается для этого на крышу Валхаллы, как испокон веку делали козы какого-нибудь норвежского хутора. Доится Хейдрун мёдом, что пьют эйнхерии. Те павшие, но вечно живые, у кого есть цель, и чьё дело ещё не завершено. Те, что не до конца избыли в Мидгарде свою судьбу - или всё же те, кто жил не просто так, а борьбе и поиске? Кто знает... Тем более, что есть принятые и в другие жилища богов. Умершие девушки попадают к Гевьон, не пустует чертог Фрейи (хоть может - это один и тот же чертог, ведь зовут сестру Фрейра ещё и Гевн (Дарующая, то же, что и Гевьон)...Может, те кто не избыл своей судьбы на Земле, могут её завершить в тех палатах?...Кто знает.
Если напиток Валгаллы - и не живая вода сказок, то она где-то рядом: эйнхерии не бессмертны, но восстают после каждого сражения целыми и невредимыми.
А вот влага с рогов Эйктюрнира, другое преобразование листвы Мирового Ясеня, стекает в тот самый Кипящий Котел, что у корней Ясеня, и “то рек всех истоки”.
Три великих источника известны на Севере – Хвергельмир в пределах мира мёртвых (по Младшей Эдде –в центе Нифльхейма), где обитает дракон Нидхёгг, источник Мимира в Ётунхейме, хранящий память и знания, ради которых Один отдал в залог свой глаз, и источник Урд, источник Судьбы, хранимый тремя вещими норнами – у тех корней Ясеня, что в Асгарде. А ещё - "три мощных потока текут над жильём дочерей Мёгтрасира", которых как раз и можно бы отождествить с Урд, Вернанди и Скульд, и одновременно с тремя великаншами, пришедшими на заре времён из Ётунхейма (“то духи благие, хоть предки их турсы”).
Три ли мы знаем источника, или один, текущий в трёх мирах (а может - отраженный в трёх зеркалах?), но если ётуны хранят мудрость (на Севере под ней подразумевали знания и память), норны - Судьбу-свершившуюся (Urðr– “судьба”) и готовят к свершению новую, возвещая законы и режа руны, то что же кипит в Кипящем Котле?
Нидхёгг, крылатый змей, обитает у подножия Ясеня в Хельхейме, подгрызая вместе со множеством змей его корни. Он гложет и тела мёртвых, возвращаясь в свой мир, "несёт под крыльями трупы", его избегает даже провидица, что поведала судьбы мира Отцу Побед. Распад и энтропия, ассоциируются с миром Хель. Попадают туда те, кто прожил жизнь, завершил задачи и упокоился-успокоился мирно, в своей постели. Слабеет память и былые чувства, и кто родится вновь на земле - чаще лишь напоминает кого-то из предков в роду, оставив память данью Хель вместе с телом.
А ещё в Хельхейм попадают те, кто не сумел своей жизнью распорядиться, разрушив её (и себя) с точки принятых в обществе норм: поправшие клятвы, убийцы подлые (morðvargr, убийцы-волки или изгои, то есть убившие тайно, не объявив о содеянном, как было положено по обычаю, и не расплатившиеся - так или иначе - с обществом за свой поступок), сооблазнители чужих жен (хочется сослаться на христианское влияние, но отнюдь не факт, что это так)...подозреваю, что прожившие пустую, лишенную смысла жизнь - тоже, хоть и нет на это указаний. В "Прорицании вёльвы" как раз все перечисленные (кроме лично домысленных, само собой), относятся к поживе Нидхёгга. А в “Видении Гюльви”, пусть не столь авторитетном, сказано, что “дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель”
И если распад-диссоциация- утрата тела-сознания-для кого-то души в Хельхейме разрушают корни Древа - ибо в мирах становится меньше упорядоченного, осознанного, форм и связей, то пожалуй, не стоит всё валить на нехороших змей. Процесс этот изначально запускаем мы в Мидгарде, своей жизнью, делая её не более чем кормом энтропии.
Разрушение, утрата жестких границ и форм, снятие ограничений в Хельхейме приближает его в чем-то к изначальной Бездне Мороков, хотя и на свой лад. Нифльхель – мглистая или туманная Хель - становится подобна изначальному Нифльхейму - миру льда и туманов. Ныне эту область иногда видят миром последней диссоциации и распада самой сути людей, миром-перехода-в-ничто для тех, у кого за душой ничего не было... Опять таки - кто знает.
Три источника: Разрушение и освобожденные силы - переплавленные из личной в родовую Память и Знания - Судьба, взращиваемое из прошлого грядущее? Ведь норны ежеутреyнне поливают взвеcью воды и ила корни Ясеня в Асгарде, и разрушение переходит в рост и созидание. Но холодны струи Хвергельмира, мощно вращающиеся в котле, пенном сверху и неспешном и неодолимо затягивающем в своих глубинах в темный тоннель без возврата. И благо тому, кто теряет лишь тело да привычки, кого в Хельхейме встречают рогом с пивом, накрытым столом, а может и скорым возвращением в Мидгард с новым путём и в новом обличьи.
Магия Ётунхейма, да и Асгарда, если на то пошло, ведь и среди богов есть помнящие мир до убийства Имира и вселенную-без-оград, - в близости к изначальной многовариантности Мировой Бездны. Еще в Асгарде, устроившим некогда мир людей, до социальных порядков включительно, вряд ли не знают силу веры человеческой, формирующей способ видеть, - и способ обходить ограничения, что тоже магия. Фрейр и Фрейя, дети ванов, ведают силу страстного желания, способного изменить сам Иггдрасиль, придав иную форму миру и судьбе. Черные альвы меняют форму и суть вещей своим искусством, и глаза детей Нидуда под рукой Вёлунда становятся неотличимы от драгоценных камней. Во владениях Хель, подобно Ётунхейму, не столь далёких от Бездны Мороков, кроме высвободившихся сил и отмены ограничений, властна ещё и родовая память ушедших, их связи с земным, прошлые и будущие. Альвхейм тоже иногда мыслится неотделимым от мира предков, живущих в курганах или дис-хранительниц рода, иногда - близким к миру природы, которая ещё не знает слов - и не обязательно такова, какой у людей принято её видеть. Духи места, лендвэттр-лендвихтур (landvættur), уж точно из вторых...
Впрочем, миры ведь отнюдь не отделены друг от друга стенкой (хоть ограда Мидгарда и особо прочна - ведь строили её асы, вот теперь шаманствующие и бьются головой при обучении). Хельхейм для нас - это и недра кургана с курганными жителями, и простая могила или кладбище, и даже гора, в которую уходят после смерти члены рода, как в семье Торольва Бородача с Мостра (но ведь и внутри гор и скал, и в курганах обитают альвы и тролли)... И одновременно, Хельхейм - это "вниз и на север". А Ётунхейм - и где-то на востоке, и он же – легко находимы по Гуглу горный массив в Норвегии, и он везде, где люди сталкиваются с силами стихии, превосходящими их масштабы и разумение...
Человек тоже может перейти в другое качество, восприниматься иначе, не только умерев, но и перейдя социальные границы, например, став изгоем (или колдуном) - и в глазах людей оказаться сродни троллю или оборотню, как Оспак из "Саги о людях Песчаного берега" или, в лучшем смысле, семья Эгилля Скаллагримссона...
Ясень пронизывает все миры, и мёртвая вода от корней в пределах Хель превращается в живую в Асгарде. И с Иггдрасиля на долы нисходят животворные росы. Орёл и сокол озирают все миры на вершине Древа, дракон ощущает мир собой, как умеют змеи, вода рек (и резвая белка Рататоск, куда без неё!) связывают миры, как сеть кровеносных сосудов, и каждая речка - мост, и каждое дерево - отражение - Мирового.

И если прилечь в траву у корня старого ясеня, с чешуйчатой, как шкурка змея, корой, покрытой сизой патиной лишайника, и взглянуть на высоту пятого этажа примерно, куда цепочка муравьев проложила дорогу по Очень Важным Муравьиным Делам - можно почувствовать, как дышит земля, как ветер из Альвхейма трогает волосы, как под землёй неспешно разворачивает кольца дракон (или это его собрат - Мировой змей в океане?) Многое можно услышать, если прислушиваться.
x_10df34ec (604x384, 80Kb)
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Колдовской полет художника, или немного о личном вкладе в традицию

Среда, 30 Ноября 2011 г. 23:04 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора iCAGT8RMK (150x150, 9Kb)

Автор Алина Гнёздышкина

Чем человек может быть полезен богам? Для каждого ответ на этот вопрос свой. Каждый человек неповторим, и нельзя, примерив чужую схему на себя, в том же виде ее к себе и прирастить.

В сознании современного человека крепко укоренилась психология потребителя. Это характерно и для множества современных язычников. Люди хотят чего-то от богов, не желая сами привносить в мир что-то полезное (или не зная, что это нужно?), и удивляются отсутствию отклика со стороны богов. Плетут теории эгрегоров и заговоров, но так и не приходят к простой и понятной истине - нужно быть чем-то полезными миру.

Принадлежность любой традиции и выбор Пути также подразумевает самосовершенствование, то самое, с которого начинают, чтобы сделать мир хотя бы немножечко, но лучше. Но не стоит вешать на себя ярлыки, если им не соответствуешь. Не стоит казаться кем-либо вместо того, чтобы стараться им быть. Если носишь молот Тора - то будь добр хоть немножко «подтягивать» себя до той философии, на которую посягнул.

Миру можно быть полезным тем, что ты можешь лучше всего. Это проходит рядом с вопросом о предназначении, которое, как по мне, зачастую может быть понято как то, что у тебя получается и одновременно "то, чего не можешь не делать".

Конкретно в моем случае вклад в традицию - это стихи и иллюстрации. Это то, чего я не могу не делать, нечто, наполняющее смыслом.

По сути своей творчество как проникновение за грань и выражение находящегося за гранью в словах, музыке или картинах - это тоже отчасти сейд. Это практически шаманский акт. Художник познает реальности через творчество. Никогда не знаешь, что получится в итоге, когда начинаешь работу. И карандаш и является тем самым "Gand" - волшебной палочкой, жезлом, который являет и художнику, и всем остальным потаенные миры.

Рубрики:  Разное

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Асы и Ваны - иллюстрации.

Воскресенье, 27 Ноября 2011 г. 17:03 + в цитатник
Рубрики:  Мифология

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

Сага, Эйр, Гевьон, Фулла и другие.

Воскресенье, 20 Ноября 2011 г. 02:17 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора 72322531 (470x566, 54Kb)
Трот середина главы 13


Сага (Sága)
Сага упоминается в “Речах Гримнира”,7 как имеющая большие палаты в мире богов, называемые Сёкквабекк (Sökkvabekkr, Затонувшая или погружённая скамья). Об этом чертоге сказано, что "плещут над ним холодные волны; там Один и Сага пьют каждый день из чаш златокованых. " (прим. - пер. А.И.Корсуна). Эти палаты часто сравнивают с чертогами Фрийи – Болотным Залом (Fensalir) - особенно потому, что Фенсалир не упомянут в списке “Речей Гримнира” - и сама Сага воспринимается как другой аспект Фригг. Тем не менее, она обладает своей собственной личностью. Ее имя не является тем же словом, что и исландское слово "сага" (saga), но тесно с ним связано; она – несомненно, богиня повествуемых историй, которая помнит и хранит старые рассказы. Многозначительной деталью является то, что её залы - подводные: потоки Источника Мимира должны течь вокруг них.
Некоторые думают, что Сага, вероятно, является богиней-покровительницей Исландии, где все песни и рассказы Скандинавии были записаны и сохранены в течении долгих лет вплоть до нашего времени. Можно быть уверенным, что она была добрее к Исландии, чем любое другое божество за последние несколько столетий; её дары были их величайшим утешением и их величайшей гордостью.
Тем, кто хочет получить помощь в написании рассказов и историй, следует обратиться к Саге и Водану совместно, наполнив две золотые чаши медом и отпивая из одной из них во имя одного из божественных имён, оставляя вторую чашу для другого божества.

Эйр (Eir)
Эйр (Eir, так же Iær, Aer) упомянута только у Снорри и в “Речах Свипдага”. Снорри сообщает нам, что "никто лучше нее не врачует " (прим. – “Видение Гюльви”, 35, здесь и далее перевод О.А.Смирницкой); в “Речах Свипдага” она - одна из дев на горе, называемой "Лювья" (Lyfja, “магическое исцеление” – да Фрис (de Vries), “Словарь” (Worterbuch), стр. 369), о которой сказано, что гора эта "давно утешает раны и хвори; жена исцелится, даже от давней болезни, если взберётся до верха " (прим. - перевод Тьяльдра Валиссона). Другие жены также имеют имена, предполагающие труды во благо, как например, Хлив (Hlíf, Защита), Блид (Blíð, Жизнерадостная (прим. – скорее Ласковая, Дружелюбная)), и Фрид (Fríð, Красивая, Мирная), и сказано про них, что они предлагают помощь тем, кто приносит им жертвы.
Согласно де Фрису (“Словарь”, стр. 97), имя Эйр изначально происходило от слова, означающего "честь" или "поклонение" (родственное современному немецкому Ehre (прим. - с немецкого - честь; почёт, уважение; почесть); так же его рассматривают как старосеверное существительное eir, - милось-мягкость-помощь (прим. – согласно словарю Клизби - мир, мягкость, милосердие). С ним связан глагол eira: заботиться, помогать или радовать (прим. согласно тому же словарю – беречь, оберегать). Существует также слово eir, означающее "медь"; хотя это слово этимологически не связано с именем богини, лечение с использованием медных колец и браслетов давно известно в народной медицине, так что этот металл представляется для неё особо подходящим.
Все больше и больше людей становится заинтересованными в Эйр, и, несомненно, её могущество целителя крайне необходимо в мире сегодня. Эйр, очевидным образом, личная покровительница всех тех, кто имеет дело с любой формой заботы о здоровье или исцеления, но и каждый, кто нуждается в исцелении, может воззвать к ней. Согласно персональному мнению Квельдульва Гундарссона (KveldúlfR Gundarsson) Эйр, вероятно, будет богиней, которая предпочитает мягкие и медленные "альтернативные" методы излечения, как, например, аромотерапию, траволечение, и массаж совместно с рассмотрением и сбалансированностью эмоций. Даже когда её путь исцеления использует более радикальные медицинские средства как, например, хирургию и применение антибиотиков в случаях обострения, когда ситуация для пациента слишком опасна или экстремальна, чтобы излечение прошло благополучно без вмешательства, то затем величайшей внимание уделяется таким вещам, как питание и состояние духа и эмоций пациента. Гевьон (Gefjon, мастер “Плуга Гевьон” (прим. - Gefjon's Arðr, мастерская, изготовляющая рога для питья, одежду из натурального сырья и т.д.)) упоминает, что Эйр никоим образом не противник технологии, когда её правильно применяют - все исцеляющие инструментальные средства принадлежат ей также - но её усилия фокусируются более на предотвращении, чем на лечении, и медицинском уходе, и имеют тенденцию способствовать естественному излечению, а не необязательному радикальному вмешательству (в противоположность вмешательству необходимому, которому она также покровительствует).
Так как большинство знаний об исцелении наших предшественников были магическими, мы можем обоснованно предполагать, что Эйр - покровительница такой магии, что ее чары работают с душой и сознанием, а также телом, чтобы приводить к истинно целостному выздоровлению. Как богиня, которая является как духовным, так и физическим целителем, Эйр особенно хорошо призывать тем, кто нуждается в помощи в борьбе с пагубными привычками.
Эйр также должна мыслиться как в некоторой степени шаман, так как англо-саксонское заклинание показывает нам, что много болезней считались работой альвов, карликов-двергов, ведьм или даже Асов (Стормс (Storms), Англо-Саксонская магия (Anglo-Saxon Magic)); фактически, слово "elf-shot" (эльфийский выстрел) известно во всех германских языках, и термин Hexenschuss (выстрел ведьмы), все еще используется в селькой Баварии при описании серьёзных болей в костях и суставах. Знахарем-целителем являлся тот, кто не только знал растения, что помогали от такой болезни, но и пути магической подготовки их и применения их так, чтобы изгнать злых существ или “выстрел”, который они оставляли в теле пациента - и, который (целитель) был способен иметь дело с угрожающими здоровью существами в мире духов также, как и работать с Мидгарде.
Гевьон добавляет, исходя из опыта её собственной работы с Эйр и своего понимания богини, что Эйр не рассматривает ни смерть как главного врага, ни жизнь как самую ценную награду. Она – богиня естественных процессов, которые включают освобождение, даваемое смертью, когда приходит должное время. Её заботит не столько длина жизни, сколько её качество.
Жрица Сигроа Лювьягидья или жрица (горы) Лювья (Siegróa Lyfjasgyðja) работала с Эйр (или, используя иную орфографию Иэр (Iær)) и обрела много знаний о ней, используя транс и вдохновение. Такие знания могут иметь свои достоинства; одни решают прислушаться к ним, другие - нет. Это, несомненно, единственный путь, остающийся, чтобы найти большее, чем немногие фрагменты, которые сохранились со времени наших предшественников, но, конечно, требуется осторожность, чтобы быть уверенным, что миф-созданный или -обнаруженный сегодня не затемняет наше видение того, что нам известно из прошлого. Так же следует понимать, что боги и богини имеют множество аспектов, и могут появиться неким образом одному человеку и иным образом другому. Как видения, так и осмысление равным образом истинны, и ни то, ни другое не являются всеобъемлющим определением божества.
Согласно персональному откровению Сигроа, Иэр - старшая богиня, рожденная из девятого соска коровы Аудумлы, и первая из повитух, которая помогала в рождении Асам. Она была некогда в конфликте с мужскими божествами, конфликт оказался разрешён благодаря усилиям Сив; её теперь особо защищают Тонар и Хёд (которому она выказывает персональное расположение). Как Богиня Исцеления, она не может принять месть или оказаться вовлеченной в кровопролитие. Чтобы получать защиту, которой она не в состоянии обеспечить себя, она нашла убежище у Фригг и её дев, и дала Фригг свою энергию исцеления и ценнейшие знания. Она может быть призвана, когда есть нужда, она не откажет в своей помощи любому – трелю или тану, Асу или Владыке; и требует того же от своих жриц. Сигроа говорит, что Иэр хочет, чтобы её жрицы были целомудренными, чтобы помогать потоку заживляющей энергии и желает, чтобы они воздерживаются от плоти животных, молока, алкоголя и фруктов, когда они взывают к ней; также, чтобы они проводили очищения дымом и сауной. Ее знания по исцелению, как она указывает далее, особенно связаны с использованием рун и трав. Священный цвет Иэр зеленый; её руны – Беркано (Berkano), Лагуз (Laguz), и Уруз (Uruz), и её жрицы также носят Кеназ (Kenaz) приносящую свет. Молочный скот является особенно священным для неё, как и ворон. Она, кажется, также должна иметь некоторую связь с березой. Сигроа видит богиню одетой в далматик (прим. - dalmatic, некогда одеяние византийских императоров, ныне торжественное облачения священнослужителей у католиков) из белой парчи, украшенной ниткой жемчуга и, иногда, янтаря. Гевьон также видит зеленый и белый как её цвета.
Как Гевьон так и Сигроа воспринимают Эйр как несколько медлящую говорить, хотя по разным причинам. Безусловно, она выглядит богиней, у которой мало терпения для ненужной болтовни, которая отзывается, только когда у неё есть сказать нечто важное – богиней, которая, подобно Фрийе, большую часть времени наблюдает в молчаливой мудрости.
Руны, которые Гевьон ощущает тесно связанными с Эйр – Лагуз (Laguz) и Йера (Jera).

Гевьон (Gefjon)
Гевьон менее известна, чем Фрийя или Фрове, но всё же мы знаем о ней больше, чем о большинстве богинь. Снорри открывает раздел “Видение Гюльви” прозаической Эдды рассказом о том, как шведский конунг Гюльви наградил странницу, которая развлекла его рассказами, пообещав ей столько земли, сколько четыре быка смогли бы обпахать в течение дня и ночи. Женщина, однако, была богиней Гевьон. С севера из Ётунхейма, она привела четырёх быков, которые были её сыновьями от ётуна, запрягла их в плуг и отпахала круг земли, который теперь зовут островом Селунд (Zealand). Этот рассказ датируется ориентировочно началом эпохи викингов, так как Снорри приводит фрагмент одного из первых известных скальдических поэтов, Браги Старого (Bragi inn gamli). Гевьон - покровительница Селунда, и недалеко от статуи Русалочки в Копенгагене расположен большой фонтан, который изображает богиню, подгоняющих своих четырёх быков, с водой, пенящейся вокруг их ног и большими бронзовыми змеями, извивающимися перед ними. В версии истории, рассказанной в “Саге об Инглингах”, Снорри добавляет, что после этого Гевьон вступила в брак с сыном Одина Скьёльдом и они поселились в Лейре, которое является родовой резиденцией королей Дании. Здесь, мы, возможно, видим воплощение идеи о том, как король становится супругом богини Земли, хотя Скьёльд (та же фигура, которая названа Скильдом Скевингом (Scyld Scefing) в “Беовульфе”) сам в той же степени является божественным предком, в какой и королём. В “Перебранке Локи”,20 Локи также обвиняет Гевьон в том, что та ложилась бедрами на "белого юношу, который дарил ей драгоценности" (прим. – оригинальный текст. у А.Корсуна: “дарил он уборы в обмен на твои любовные ласки”).
Несмотря на всё это, Снорри также сообщает нам, что "Гевьон, юная дева, и ей прислуживают те, кто умирает девушками." (прим. “Видение Гюльви”, 35) Слово "дева" (старосеверное mær) не обязательно означает девственницу, оно может просто относиться к достаточно молодой женщине (mær может также означать "дочь" или даже "жена"); нет свидетельств, что на Севере придавали особое значение девственности. Гевьон, определенно, является богиней молодых и застенчивых женщин, тем не менее: в “Пряди о Вёльси”, разделе “Саги об Олаве Святом”, молодая дочь бонда, когда она должна была во время обряда принять Вёльси (засушенный фаллос лошади), присягает: “Гевьон клянусь и другой богиней, что я беру этот красный фаллос, потому что я должна” (прим. – перевод с английского, в переводе на русский Т.Ермолаева: "Гевьюн клянусь и другими богами, что по принуждению я беру красный хобот.”). Может показаться странным, что богиня плодородия мыслилась так же как богиня незамужних женщин, но женщина в период между наступлением половой зрелости и браком несёт в себе весь потенциал плодородия, для которого Гевьон – как богиня земли и богиня плуга - является защитником и стражем. Кажется вероятным, что она была богиней, которая заботится о том, чтобы женщины не вступали в брак прежде, чем они будут готовы быть женами и матерями, или в связь с мужчинами против своей воли, особенно она является защитницей девушек-подростков во время всех трудностей юношеского возраста. Она также сама иногда рассматривается как девственница. Мандел (Mundal) указывает, что “в переводах латинских легенд имя Гевьон довольно последовательно используется для перевода имени римской богини Дианы” и предполагает, что она играла значительно более важную роль, по крайней мере в последний период язычества, чем, по видимому, показывают литературные источники (“Боги и богини, связанные с женской божественностью” (Gods and Goddesses with Reference to the Female Divinities), стр. 309)
Гевьон также провидица: в “Перебранке Локе”, 21, Один говорит про неё, что " ей, как и мне, открыты и ясны судьбы всех сущих ".
Имя Гевьон (Gefjon) означает "дарующая", и очень похоже на одно из хейти (замен имени) Фрейи, Гевн (Gefn). Как богиня пахоты, она, несомненно, является богиней плодородия; Турвиль-Петр (Turville-Petre) и Эллис Девидсон (Ellis-Davidson) сопоставляют её плуг с англосаксонским “Заклинанием плуга”, которое начинается словами "Эрке, Эрке, Эрке, мать Земли…". Сегодня, она иногда мыслится воплощением могущества женщины как первого источника пищи и жизни, возможно как Северное отражение архетипа, который кельты видели как вечно-полный котел с едой и питьём. Хотя нет аналогичного котла в германском мифе (за возможным исключением такого в Валхалле, где мясо вечновоскресающего вепря варится каждый день для эйнхериевr), имя Кетиль (Ketill, мужское)/Катла (Katla, женское), "котелок" или "котел", было очень распространено на Севере, и имело, вероятно, магико-религиозное происхождение: обычай готовки-жертвоприношений на священных пирах было всегда связан с кипячением в котле (смотри раздел "Вещи и их Значения" (Things and their Meanings)). (прим. – см. “Сагу о гутах”,1: ”Но меньшие тинги приносили меньшие жертвы: скотом, едой и питьем. Они называли себя «кипятящими товарищами», ибо они сообща варили [жертвы]”, перевод С.Д.Ковалевского) Образ вечно-наполненного котла вероятно может также прочитываться в имени Фулла (см. ниже).





Фулла (Fulla)
Согласно Снорри, Фулла "тоже дева. Ходит она с распущенными волосами, и на голове у нее золотая повязка. Она носит ларец Фригг и хранит ее обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы Фригг." (прим. “Видение Гюльви”, 35) В своем списке владеющих магией богов/богинь Второе Мерзебургское заклинание (Zweite Merseburger Zauberspruch) сообщает нам, что "тогда заклинала ее Фрейя, Фолла ее сестра."(прим. - пер. Т.В.Топоровой); складывается впечатление, что Фулла занимала более высокое место в древнейшем знании, чем у Снорри. Снорри, тем не менее, указывает специально, что дары жены Бальдра Нанны, посланые в Асгард из Хель, включают льняное покрывало и много подарков для Фрийи, а также золотой перстень для Фуллы", так что особое место Фуллы рядом с Фрийей было не вполне забыто.
Ее имя, как кажется, означает "полный", намекая, что она является богиней богатства и плодородия. Его можно так же прочитать как происходящее от старосеверногоо слова для "чаши" (full, (прим. - в современном исландском – тост, здравица)), указывающего, что она может быть подносящей чашу или котёл. Как носящая шкатулку Фрийи, она отвечает за драгоценности другой богини - и, если жизнь богов/богинь отражала человеческие нормы, как представляется вероятным, она также будет отвечать за золото и благословение, которые Фрийя пожелает даровать.




Другие спутницы Фрийи.
Про остальных богинь из списка, приводимого Снорри, мы знаем только то, что он сообщает нам:

Сьёвн (Sjöfn, похоже на слово «любовь» (sjafni)), ее забота — склонять к любви сердца людей, мужчин и женщин. Ее именем называют любовь (sjafni).(…)
Ловн (Lofn, похоже на слова «позволение» (lof) и «славить» (lofa)) так добра и благосклонна к мольбам, что добивается у Всеотца и Фригг позволения соединиться мужчине и женщине, хоть бы это и было им раньше заказано. Это по ее имени называется «позволение» (lof), а также то, что «славят» (lofa) люди.(…)
Вар (Vár — первоначально, по-видимому, «возлюбленная». Но это имя похоже на слово «обет» (várar)), подслушивает людские клятвы и обеты (varar), которыми обмениваются наедине мужчины и женщины. Потому эти обеты зовутся ее именем. Она мстит тем, кто их нарушает (…)
Вёр (Vör, «осторожная», а также «сведущая»), умна и любопытна, ничего от нее не скроешь. Отсюда поговорка, что, мол, женщина «сведала» (vör) о том, что ей стало известно. (…)
Сюн (Syn, «опровержение, отказ».), сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней прибегают на тинге для защиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Потому и вошло в поговорку говорить, если кто отпирается: «У него на все отказ (syn)».(…)
Хлин (Hlin, «защитница». Это имя похоже на слово «спасаться» (hleina)), приставлена охранять тех, кого Фригг хочет уберечь от опасности. Отсюда поговорка о тех, кто бережется, что он «спасается»(hleinir).
Снотра (Snotra, «мудрая»). Она умна и сдержанна, и ее именем (snotr) зовут мудрых женщин и сдержанных мужчин.
Гна (Gná, этимология неизвестна, здесь ошибочно связывается с глаголом «возвышаться» (gnæfa)). Ее шлет Фригг в разные страны с поручениями. У нее есть конь, Ховварпнир (Hófvarpnir, «выбрасывающий копыта»), что скачет по водам и воздуху…По имени Гна называется то, что возвышается (gnæfi)
(“Видение Гюльви”, 35, перевод и примечания к именам О.А.Сминицкой)

В наше время Сюн видится одетой в серое с метлой или мечом, по очевидным причинам женщины часто призывают её как стража во время магической работы и для защиты своего дома.
Хлин – имя, приводимое как имя Фрийи в “Прорицании вёльвы”, очевидно, что она является аспектом богини.
Снотра ныне мыслится особо связанной с манерами и подобающим поведением, к ней хорошо обратиться, когда есть вероятность, что праздник может стать слишком буйным.
Гна, воздушная посланница, - богиня, призываемая, что бы быть уверенным, что важные вещи, посланные авиапочтой дойдут до адресата вовремя.
Рубрики:  Трот

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Анонс лекции "Человек и природные системы" СПб

Среда, 16 Ноября 2011 г. 00:02 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора 11-12 декабря в СПб состоится курс занятий по исторической геомантии «Человек и Природные системы» с элементами практики (6 часов). Курс читает историк и археолог Почерников А.Ю. (Москва). Подробная программа курса http://vkontakte.ru/event31968243.

Алесь Микус. Заметки к Пятому язычеству

Четверг, 10 Ноября 2011 г. 00:23 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора 000kscf5 (567x399, 200Kb)
Взято у http://orei.livejournal.com/275298.html

Публикую новую статью беларуского философа, балтского идентитера и музыканта, лидера гурта "Крывакрыж", Алеся Микуса "Заметки к Пятому язычеству".
«Кто такой язычник? Язычник – тот, кто молится богам». Так обычно говорят, и больше ничего не дополняют. Конечно, всё сложнее. Не учитывая окружения, такие слова похожи на деревце, вырванное из земли и забавно подвешенное в воздухе.
Современное язычество – это совсем не то язычество, которое было в древности. И также совсем не то, что оставалось в наших деревнях до недавнего времени, еще сто лет назад, до вторжения в хозяйственный уклад, рассеяния сельчан и проникновения в их культуру. Современное язычество существует в обществе и ощущает то же, что ощущает общество, живет с ним в одном ритме. Иначе и быть не может, если современные язычники включены в современное им общество и иной опоры, которая взрастила бы их, не имеют. Под современным язычеством здесь имеются в виду попытки языческого возрождения на протяжении последних ста лет. Рассматриваемая территория – вся географическая Европа.
Современное язычество неоднородно. Оно претерпевало на себе веяния общества, даже влияния мировых процессов, которые отображались в обществе. Можно говорить о трех волнах современного язычества. Все они происходили на протяжении последних ста лет. Все три были обусловлены тем, что происходило в обществе, в общественном сознании, а также в мировом масштабе. Это основное положение, которое здесь утверждается.

Три волны современного язычества
Первая волна современного язычества – первая половина ХХ века, передвоенное время, конкретнее 1920-1930-е годы. Языческие движения, пока в зачаточном виде, возникали в Восточной Европе – преимущественно в новых государствах. Это Литва, Латвия, Польша, Украина (соответственно, «Висуома» Д. Шидлаускаса, «Диевтури» Э. Брастыньша, «Круг почитателей Свентовида» В. Колодзея, «Орден рыцарей бога Солнца» В. Шаяна). В Беларуси этого не возникло, но, можно думать, при похожих условиях нечто подобное, возможно, создал бы В. Ластовский (его творчество было схоже с творчеством литовца Видунаса, украинца В. Шаяна).
Что поддерживало эти возникающие движения, что давало им сил? Очевидно: в Западной Европе в это время ничего похожего не возникло. В случае с Восточной Европой сыграли роль два фактора: первый – освобождение из-под ярма Российской империи, второй – стремление, освободившись, подчеркнуть свою уникальность и оправдать свою вновь приобретенную самостоятельность.
Второму способствовало то, что на протяжении столетия до того из Западной Европы (из Германии) распространился интерес к «духу народа», культуре «молчаливого большинства» – к фольклору, преданиям, сказкам, песням. Это не был вдруг пробудившийся мирный интерес к народной культуре. Одновременно развивались медицина, химия, психология. Наряду с этим интерес к фольклору был еще одним импульсом к разрушению целостности того, что еще оставалось целостным, – сельской общины и скреплявших ее ментальных связей. Запись, фиксация, отрывание от живых носителей и живой среды сопровождали эту деятельность.
Для Польши и Украины таким культуртрегером был уроженец Логойщины З. Даленга-Ходоковский. Для Латвии – собиратель народных песен-дайн К. Баронс. Для Литвы – автор первой истории по-литовски С. Даукантас (фольклора он не записывал, но переписал данные по древней литовской и прусской мифологии). Все они искренне любили то, чем занимались, и тех, у кого и для кого перенимали эти устные богатства.
На этой основе возникли движения по возрождению язычества в Польше (1921), Литве (1926), Латвии (1926), Украине (1937). Эти движения были под знаком укрепления единства наций – новых наций, возникших в результате событий начала ХХ века. Особенно сильно это было в Латвии, где и движение Э. Брастыньша было самым многолюдным, и сам он свою должность руководителя диевтуров назвал «великий вождь» (дижвадонис).
Таким образом, лейтмотивом этой, первой волны современного язычества было, сконструировав или реконструировав, укрепить единство вновь обретших самостоятельность и историческую субъектность современных наций – польской, литовской, латышской, украинской. Этот импульс по-прежнему поддерживается среди латышских и украинских эмигрантов-сторонников современного язычества (соответственно, диевтуров и рунвистов).
Вторая волна современного язычества – стык 1960-1970-х годов. В это время независимо друг от друга в 1972 г. возникают движения за возрождение древнескандинавской религии Асатру в Исландии (С. Бейнтейнсон) и Великобритании (вскоре – также и в США). В Литве возникает мощное студенческое краеведческое и фольклористическое движение, в 1967 г. организуют празднование Летнего солнцестояния (движение было задушено в 1973 г., а организатор Й. Тринкунас получил «волчий билет» на работу). В Польше В. Колодзей в 1965 г. безуспешно пробует зарегистрировать свою языческую общину. В США украинский эмигрант, основатель движения «РУНВира» Л. Силенко (неблагодарный ученик В. Шаяна) в 1970-х пишет свою книгу «Мага Вира».
Что же послужило двигателем этих языческих движений в послевоенное время? Здесь арена действия более смещена на Запад, и укрепление единства вновь оперившихся наций здесь роли не играло. Очевидно, импульс шел от молодежных протестных волнений конца 1960-х годов. 1968 г. – мощнейшие студенческие демонстрации левого толка в Париже. Одновременно расцвет движения хиппи в США, также возникновение целой контр-культуры (литература, музыка) в Западном мире. Именно это было полем, на котором пробились ростки современного язычества второй волны.
Лейтмотивом второй волны было освобождение. Чуткая молодежь освобождалась от гнета правил западного «модерного» мира, расчищая дорогу последовавшему за этим «постмодерну» (сразу после начали одна за другой выходить книги плеяды французских философов постмодерна). Сил набирались с Востока – политики из Китая, эзотерики из Индии. В исландском движении Асатру вторым после С. Бейнтейнсона человеком был один из лидеров рейкъявикских хиппи Йормундур Инги Хансен. В Литве в конце 1960-х действовало Общество литовско-индийской дружбы. (Похоже, Литва вообще была единственной из Восточной Европы, кто оказался в русле тенденций западного мира в это время.)
Вторая волна современного язычества отмечала собой переход западного сообщества (а потом и мирового) к новым условиям, к новому мировоззрению.
Наконец, третья волна современного язычества – начало 1990-х годов. Эта волна снова связана с глобальными изменениями – с возникновением новых государств (где-то это было возрождением) на обломках огромного советского государства и блока. Поэтому неудивительно, что рельеф языческих движений в Западной Европе это никак не затронуло. Зато затронуло в Восточной Европе.
Лейтмотив третьей волны – возвращение. Распад коммунистической империи и выход из нее мыслился как некий возврат в точку исхода – для России это 1910-е годы (Российская империя), для остальных – 1939 или 1945. В это общее русло хорошо легли призывы современных язычников о возвращении к забытому, уничтоженному, изгнанному, загнанному в подполье.
В Польше возникают «Родной костёл Польши» Э. Стефанского и «Родная вера» С. Потшебовского. В Украине – «Объединение украинских родноверов» Г. Лозко (также сюда переносят свою деятельность рунвисты, часто из-за океана наведывался Л. Силенко). В Литве – «Ромува» Й. Тринкунаса. В Латвии – целый ряд общин, как независимых, так и сотрудничающих между собой (большинство из них сейчас сотрудничают в рамках «Содружества диевтуров Латвии», которое возглавляет В. Целмс). В России первые языческие празднества провел в 1989 и 1990 г. А. Добровольский (Доброслав). Впоследствии здесь возник пестрый ряд языческих и околоязыческих общин и движений (Москва, С.-Петербург, Омск, Калуга).
Интересно, что связь со «второй волной» (1960-е) у восточноевропейских лидеров «третьей волны» прослеживается не только у Й. Тринкунаса, но и у А. Добровольского. Поучаствовав в антисоветском движении диссидентов, в 1967 г. Добровольский дает на них показания в суде, а в 1969 г. распродает фамильные иконы и накупает изучать множество книг по эзотерике и оккультизму.
В свою очередь, преемственность с язычеством «первой волны» особенно выделяется у польских язычников. В состав «Родного костёла Польши» вошел Е. Гаврих, официальный преемник В. Колодзея. Другая же польская организация – «Родная вера» – может похвалиться членством в своих рядах А. Вацика (из его вроцлавской общины «Родная вера» и вышла), который в 1930-х был ближайшим соратником польского околоязыческого философа Я. Стахнюка.
Отличия современного и традиционного язычества
Очертив три волны современного язычества, отметим их основное отличие от язычества традиционного.
Главное особенность современного язычества – с самого начала оно представляла (и представляет) собой «открытую систему». И эта система подвержена влияниям извне. Такое язычество воспламеняется и гаснет не по своим собственным законам развития, но согласно изменениям и веяниям в обществе. А общество включает в себя множество других составляющих, в том числе мировоззренческих и религиозных движений.
Можно заметить также, что если вначале такое язычество входило в систему национального общества и было в согласии с его потребностями, то последующие этапы современного язычества (вторая и третья волна) уже входят в систему мирового сообщества и отображают его тенденции и изменения. (Распад советской империи здесь не региональное явление, а звено внутри мировых процессов).
Каким же было традиционное язычество? В первую очередь, следует сказать, что в корне оно не было иным – а именно, в своей внутренней сути. Ритуалы отличались немногим, немногим также отличалось понимание природных элементов, общение со священным отличалось немногим, и формы просьб, и желаемые ответы, и чаемые результаты, и нелогические магические приемы воздействия, и механика отправления и принятия посланий от нечеловеческих существ и стихий. Всё, что составляло внутреннюю суть, отличалось немногим. Всё, что было внутри, было заключено в целостную оболочку.
Но дело в том, что во время существования того, традиционного язычества границы этой целостности более-менее совпадали с границами самой общественной «системы». Это было даже еще 100 лет назад, и кое-где даже позже. Эту оболочку ничто не прорывало, а даже если и старалось прорвать (властные отношения, хозяйственные инновации, религиозные перемены), то всегда оставалось ядро, которое подминало эти вторжения под себя. Это ядро преобразовывало новинки в те формы, которые позволяли существовать этой целостности и далее.
Что это было за ядро? Оно основывалось на «медленном ритме». Оно скреплялось множеством ниточек-связей, уходящих действительно в глубину веков, но проявляющихся здесь и сейчас. Это были родственные отношения, это были дружеские отношения – которые, в свою очередь, основывались и на родственных, и на дружеских между родственниками. Это был хозяйственный уклад, скрепленный и силой передачи от предков-родственников (вертикальная скрепа), и силой привычки, соединяющей в бытовых отношениях (горизонтальная скрепа). Это были и табу семьи, табу рода, табу деревни – которые «опускались на дно» сознания, но оттуда определяли многие действия и отношения.
И что самое важное – из такой целостной системы было крайне сложно (и тяжело) выйти. Все члены такого микро-общества находились на своих местах, все исполняли свою функцию (не только в хозяйственном плане, но и в ментальном ландшафте – в любом обществе нужен свой изгой, свой богатей, свой колдун, свой добряк, свой хозяйственник и т.п.). Выполняя свою функцию и не имея возможности «перезагрузиться», каждый вынужден был справляться с тем, что имел, в устойчивых внешних условиях: гневаться, мириться, искать, согласовывать, быть в контрах (но выдерживать противостояние, не выпрыгивать), т.е. поддерживать естественный порядок внутри такого микро-общества.
Нетрудно заметить, насколько описанная реалия отличается от общин современного язычества. В современные язычники можно прийти, из них можно выйти, это стало очередной идентификацией, меняемой по своему усмотрению. Кто-то обрел то, что хотел обрести, или разочаровался в чем-то – и со спокойной душой можно уходить.
Уже начиная с первой волны язычества, от самого первого этапа «посттрадиционного» язычества, языческое движение уже не было целостью (даже общиной не было, скорее именно движением). Более того, туда собирались люди ментально довольно близкие – и собирались, притягивались именно со всего общества. Обществу было надо укрепить свое единство – это делала социальная группа язычников. Или обществу надо было акцентировать на возвращении прежних благословенных порядков – и это делала социальная группа язычников. (Конечно, своя дифференциация происходит и в языческих общинах, как и в каждом коллективе, но это явление для любого коллектива.)
Даже попытки современных язычников «прилепиться» к остаткам традиционного язычества, отождествиться с ними, как бы игнорируя окружающее современное общество, – есть лишь отображение нужды этого общества в корнях.
Таким образом, это главное отличие традиционного язычества от язычества современного. Оно находится на шкале «целостность – нецелостность». Традиционное язычество само было каркасом общества (можно сказать, то общество и было язычеством), современное же язычество – элемент в каркасе современного общества.
Говоря о современном язычестве, о язычестве начала 2010-х годов, надо, во-первых, четко отличать его от традиционного язычества (язычества, так сказать, «первого»), а во-вторых, иметь в виду наличие трех слоев в нем, сообразно этапам в его развитии на протяжении ХХ века: 1920-30-е годы, 1960-1970-е годы, 1990-е годы.
Если первое, традиционное язычество можно было бы назвать «язычеством целости», то последующие формы современного язычества – «язычеством единства», «язычеством освобождения» и «язычеством возвращения».
Очевидно, что на разных этапах современного язычества костяк языческих движений составляли разные люди – ментально разные, и близок им был тот или иной основной лейтмотив.
Язычество единства, 1920-30-е: переживать единство со своей нацией.
Язычество освобождения, 1960-70-е: отбросить старые оковы, сжимавшие дух, и радоваться новой свободе.
Язычество возвращения, 1990-е: обратиться к тому, что оказалось сзади, что было забыто и оставлено.
Со времени последней волны прошло уже двадцать лет. Это не так и мало – столько же отделяло вторую волну от третьей. Современное язычество дезориентировано и, не имея подпитки, склонно к изоляции. Не видя своей зависимости от тенденций современного мира, не видя своей включенности в его процессы, оно стало отождествлять себя с язычеством традиционным.
Это приводит к мечтам о возвращении всей древнейшей культуры и замене ею культуры современной, о возвращении иерархии, во главе которой встанут новые выделившиеся жрецы, о создании нового государственного образования по типу языческой империи и т.п. Скорее всего, такие мечты в корне расходятся с окружающей действительностью даже в ее футурологическом измерении.
Современное язычество сегодня – многослойно. Трехслойно, по крайней мере, и эти три слоя соответствуют трем этапам, которые оно прошло. Можно также говорить о том, что единого посыла в современном язычестве не существует, а лейтмотивы разных слоев переплетаются и сталкиваются. Вследствие этого проблематично объединение различных частей внутри современного язычества (это справедливо даже для языческого движения в одной отдельно взятой стране), а само оно принимает лоскутный вид.
Кому-то не хватает чувства единения, чувства плеча, и он его ищет. Кто-то чувствует себя удушенным и жаждет свободы – здесь чувство плеча покажется сдавливающим. Кто-то желает преодолеть чувство заброшенности и (бого)покинутости – и для него стремление освободиться от рамок будет вообще непонятно, а чувство плеча – слишком поспешным. В свою очередь, ищущий чувства плеча посчитает жажду свободы – «подкопом» под порядок, а обращение к репрессированному и выглядящему жалко – ретроградством и слабостью.
Пути современного язычества
Каким возможно развитие современного язычества? Просматриваются два пути.
Первый – во внешнем мире случается некое преобразующее событие, и язычество подключается к нему, встроив один из своих смыслов в новое русло. Но такое событие должно быть переходом к чему-то новому, к новым формациям, а также нести оттенок освобождения. Т.е., если смотреть на все три предыдущих случая, это должен быть раскол некоей целости и появление из нее более мелких единиц. И происходить это должно на территории Европы.
Чему осталось освобождаться в Европе из того, что еще не освободили? Ответить действительно трудно, если не учитывать откровенно демонические явления в отношениях и телесных трансформациях. Да еще локальное явление «смены конституционного строя» в отдельно взятой Республике Беларусь. Но, надо повториться, это явление локальное. Хотя и действительно являющееся «последней целостью» (со всеми возможными вытекающими историософскими выводами), последней целостью Европы.
Второй путь предполагал бы совершенно другое направление. Это не раскол целости, как во всех трех случаях современного язычества, а сохранение целости. Только речь уже не о целости коллективного типа – ибо такой последней целостью, благодаря информационным потокам, сегодня уже скорее является все человечество. Речь скорее о сохранении целости конкретного человеческого существа, сознательного индивидуума. Целости как психической, так и, скажем, духовной.
Сохранение индивидуальной целости предполагает содружество единомышленников и даже требует его для усиления эффекта от своего действия. Но главный упор тогда переносится с усиления коллектива на укрепление внутренней целости.
Что это становится всё более актуально – об этом говорит всё более активное проникновение извне как в психику, так и в тело (последнее только на начальных этапах). Масс-культурное пространство переполнено несоединимым множеством информационных, образных, слуховых импульсов, и беспрепятственное проникновение их в психику ведет к уничтожению психической целости. Психика цела, если человек понимает, что происходит и зачем происходит. А если не понимает – психика становится проходным двором, где гуляет ветер и каждый прохожий делает что хочет.
Целость – это не закрытость, не герметичность от мира. В первую очередь, это наличие центра, оси. Именно это во все времена было сутью традиционных языческих ритуалов. Сочетание четырех стихий – огня, камня, воды, дерева – во время ритуала создает и ось в человеке (духовную, поддерживающую все остальное), и целость. Создание оси в результате ритуала уничтожает всю лишнюю множественность – весь информационный мусор, шум. Все лишние импульсы извне просто не проникают через барьер духовного типа, который возникает, когда создана и действует духовная ось.
Мир достиг своих границ (теперь «миром» и есть мир, без того, что «за чертой», за границей, дальше). У него у самого не осталось внешних целей ввиду переполненности людьми, намерениями, действиями. (Даже космический энтузиазм был постепенно «слит» несколько десятилетий назад – причины могли быть похожи на то, о чем писал Лем в «Солярисе»; вполне возможно, именно из-за этого была так раскручена гонка потребления.)
В это время человеку, кажется, больше ничего не остается, как быть таким же, как мир (и это глубоко языческая установка). Это значит – хранить свои границы. И черпать силу и ощущение себя живым именно из этого состояния – хранения своих границ, чувства наличия и напряженности своих границ.
При том, что имеем, при отсутствии изменений именно это и будет содержанием современного язычества – четвертого по счету с начала ХХ века, и пятого – если считать от традиционного язычества, которое мы потеряли.
Единство, освобождение и возвращение – всё это уже реализовано или активно реализуется в мире, который сам объединяется, в котором освобождаются всё более мелкие и специализированные социальных группы и феномены, а всё большее количество забытых и противоречивых нюансов прошлого возвращается.
Кажется, мы вновь сталкиваемся с актуальностью «язычества целости». Только уже в новом формате – в формате мельчайшей целости из возможных системных, целости человека. Мир как бы раздробился и измельчал. Уменьшился до размеров человеческого тела.
Не надо думать, что это что-то неизвестное традиционному мышлению. В мифологии известны волоты-великаны, которые жили раньше, но потом свелись со света. Известны и фраземы типа «А за светом люди есть? Есть, только дробненькие». Это вполне традиционная мифологема. И мы в ней теперь живем.
Алесь Микус http://ales-mikus.blogspot.com/
5.XI.2011 г.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Романс Дикой Охоты

Пятница, 04 Ноября 2011 г. 23:41 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора 0_22f05_1c7ffa71_XL (496x700, 167Kb)
Ты стоишь. Ты где-то - в центре мира.
Там, где раньше бы не мог представить.
Прошлое убив, приносишь виру.
Дикая Охота это - память.

Ты стоишь. И спутаны сюжеты,
Те, что власть имеют не над всеми.
Ворон, ворон пролетает где-то.
Дикая Охота это - время.

Ты стоишь. Над полем веет ветер.
Духи пляшут, шорох листьев слышен.
В небе черный всадник незаметен
Тем, кто этим небом еще дышит.

http://ciobhai.livejournal.com/950843.html#cutid1
Рубрики:  Разное

Метки:  

С праздником Зимних ночей!!!!

Вторник, 01 Ноября 2011 г. 01:18 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора x_84ddcae0 (284x400, 56Kb)

Всем теплого и светлого Самайна! Удач!


Метки:  

Любопытное стихотворение

Пятница, 28 Октября 2011 г. 22:45 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора * * *

Асы едут в метро. Хаера, кенгурушки и кеды.
Асам лет по шестнадцать - какой там еще Рагнарёк.
Асы так веселы, ведь они в настоящее едут,
И о будущем им, как и всяким богам, невдомек.

Один (глаз еще два) - самый главный отличник на курсе,
Кавээнщик и бард, и любимец всех лучших девчат.
Один знает все крыши, тоннели и выходы в бурсе,
Один знает, о чем методисты на парах молчат.

Один вовсе не чист и не бел, как иные считают.
Один что-то там курит, пробравшись в общажный ночной
Сад, он странные книги старинным деревьям читает,
Он во сне повторяет: "Кто любит меня - все за мной!"

Тор высок и подтянут, глаза - шоколадно-ржаные,
Тор глядит свысока, но тепло, он же любит их всех;
Тор единственный видит во сне сны живые, цветные,
Тор любого за пояс заткнет и поднимет на смех -

Если кто вдруг поднимет глагол на сестричку иль брата;
Тор и преподов логикой ставил на место не раз.
...а вообще-то он лучший на этом потоке мехамата,
Но все помнят другое: он может отжать двести раз.

Рядом Фрейя, - язвит и плюется надоенным ядом,
Потрясает кудрями кофейными, колется, жжет...
Кто её, Фрейю, знает, какого вампира ей надо,
Для каких вурдалаков она себя так бережет?

Что за этими феньками и кружевами, стилами и кожей?
Есть у Фрейи душа - или только набор свежих карт?
Есть у Фрейи - любовь?.. Но об этом не знает, похоже,
Даже Локи, с которым у них одинаковый фарт.

Локи тоже острит, поводя по-крысиному носом.
Он пытается вклеить жевачку на волосы Сиф.
Локи любит кино, философию, гольф и вопросы,
Локи любит стащить что-нибудь, никого не спросив.

Локи чужд на тусовках - он выше, на голову выше,
А с копной непослушных волос - так на все полторы.
Локи чуть близорук, и в наушниках так себе слышит -
Но зато он умеет почуять, в чем фишка игры.

Тор пока что не с Сиф. Сиф, смеясь, Один нежно приобнял.
Всё у них хорошо: он здоров, и она молода.
Ни удачи, ни счастья у них мир пока что не отнял.
Обсуждают "Риг-веду", смеясь, не спеша никуда...

...к бледной вёльве никто не подходит. Она - вместе с ними?..
Впрочем, с кем же ей быть - белый волос, нетутошний взгляд?
Говорят, что никто до сих пор не сумел разузнать её имя.
Говорят, что она неживая. Ну... так говорят.

Вёльва вечно молчит. Никогда не поймёшь, что ей надо.
Крутит локон напудренным пальцем, глядит на шнурки.
У неё в голове - новой дозы билетик из ада,
И прозрений о будущем в синем дыму огоньки.

Локи чует. Чужой, по чужой он резнет волчьим взглядом.
И она отойдет, пересядет подальше от них.
Он опять её спросит: "Чудачка, чего тебе надо?" -
А она отчеканит какую-то фразу из книг.

И под стук колеса асы тихо, внимая свободе,
Вдруг услышат его - этот миг, о котором молчит
Вёльва... Вскрикнет, хватаясь за вспышку мигренную, Один.
Фрейя выйдет, прощаясь... И дома уже докричит.

А вагон понесёт асов дальше; прощаясь неловко,
Разбредутся один за другим - завтра рано вставать.
Не помогут им новые облики, трюки, уловки:
Всё равно им судилось рассориться и воевать.

Если только не будет прощенья... Но нет, не умеют.
Им шестнадцать - волшебнейший возраст давать имена,
Возраст - песни писать и ловить свою правду за шею,
И ругаться по глупости - так, чтоб на все времена...

Вёльва выйдет последней, пойдет по вечернему парку,
В сентябре чуя стужу, подумает: "Видно, с ума..."
А навстречу ей Скади с пакетом. В нём страшно и жарко.
Из него в этот мир очень скоро ворвется зима.

Автор: Lis_Uliss

Метки:  


Процитировано 4 раз

Поиск сообщений в Сообщество_Асатру
Страницы: 24 ..
.. 6 5 [4] 3 2 1 Календарь