-Метки

🇩🇪критика шольца (прогулка на речку 20 мая 2022) * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * беженцы и немецкие вузы * жанну де арк народ когда-то услыхал * почему грустные иконы у позднякова * тв музей рондизма * чехов отдыхает олег стеняев - невидимы и легки... cinema literature music muzeum rondizm tv painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель актеры оказывается были разносторонними алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аукцион лето 2022 бандеровцу за что пропадать в пустоту? бедные бандеровцы бессмысленности бандеровского движения вена верди * травиатта * впечатление ю.косаговский верди не приняли в консерваторию слава богу видео-книга власть и деньги восприятие высший свет гойя * донна леокадия соррилья * о чем это гойя донна леокадия соррилья косаговский город городской пейзаж горы греция гумилев пастернак бродский дети дизайн дирижеры и певцы губят классику профессионализмом дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир здоровье знаменитости изумительные рассказы олег стеняев индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания к выборам во франции 2022 * стихи и музыка камни карлсон чудо журналист сша картины кино кино на выходные * бергман фани и александр кипр китай классический балет книги косаговский поздравление резника косаговский - менталитет россиян косаговский борьба с нацизмом косаговский михеев о россии косаговский о саванароле косаговский роль россии в мире косаговский стихи эссе косаговский эстетика оперы кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья косаговский летнее настроение лето лингвистика литература ломоносов искренность не сгибается любовь мальта мамонтов борец за истины в арт мамонтову отомстили разорением михайловский театр петербург травиатта михайловский театр травиатта рецензия на коленке мода море москва музыка музыка импровиз алиса косаговская музыкальная открытка народности натюрморты наука наши прекрасные актеры необычное нереальное несерьезность поднимает к вершинам оазисы мировой оперы в пустыне общественное устройство осенние зрелища * отношения ошибки насилия памятник парк пасха * любовь как фундаментx пасха вербное воскресение картины пасха вербное воскресение фильм пасха джотто рембрандт косаговский пасха рублев нестеров пейзажи по перилам верю ангелы гуляют полеводка полезное полонский случевский плещеев гнедич - пасхаx португалия поэзия поэзия в науке прикладное искусство природа психология птицы пушкин лермонтов блок разное растения религия ретро рисунки алиса косаговская романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь сад камней * марина венедиктова самоцветы серов примкнул в революции сказки скульптура сссрр спасает мир от биологической войны с японией стихи стихи и рисунки стихи на прогулке стокгольм сурдин время косаговский танцы и пение алиса к тверская улица традиции трек и видео косаговский трек стихи видео * тютчев кюхельбекер косаговский - пасхаx уголки мира умные мысли физика и философия философия философия устройства общества фото фотоискусство храбрость у косаговского переписать историю арт христос воскрес и посрамил судей художник художники цветы человек черногория читает косаговский что такое время косаговский шаман швейцария швеция эстетик эстетика косаговский ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58610


Любимая забава - катальные горки.

Понедельник, 08 Февраля 2016 г. 03:24 + в цитатник
Отрада все записи автора

Катание с ледяных гор – традиционная русская забава. Она не теряет актуальности и по сей день.

Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось "бужением земли": катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.



Поэтому во время зимних календарных праздников русские люди всех возрастов старались съехать с горы. Детям оживлённая энергия была нужна для роста, молодожёнам - для успешного начала совместной жизни, а старикам - для её продолжения.
Интересно, что горки привлекали не только детей, но и молодежь. Ведь это было своеобразным местом знакомства и представления крестьянской общине молодоженов.

«Строительством» гор обычно занимались особые «артели» из парней и молодых мужчин. Высокую деревянную конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка – улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед.



По всей длине пробега гору и улицу с обеих сторон часто украшали флажками из разноцветной бумаги, вкопанными елками, вениками, снежными обледенелыми фигурами с нарисованными углем лицами, а в темное время освещали фонариками и зажженными факелами из намотанной на шесты пакли или очесов.

Для катания использовались разнообразные, заранее изготовленные приспособления: ледянки – обмазанные навозом и покрытые льдом решета; обледеневшие шкуры домашних животных и рогожи; лубье – липовая кора, катанки или буки – старые подмороженные корзины; лотки – распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением; козлы, скачки, подки, корежки– долбленые из дерева ладьи с сидением в середине; катульки – заостренные впереди и выдолбленные сверху доски; скамейки, салазки и прочее. Все они затаскивались на гору при помощи привязанной впереди веревки.



В больших деревнях высота горки достигала 6-8 метров, длина ската могла быть до 25 метров, а ледяной дорожки – до 200 метров. Впечатляющие цифры. Правда, с городом они так и не смогли сравняться.

В городах катание с гор, унаследованное от крестьянской культуры, потеряло прежний магический смысл, но стало самым любимым и популярным аттракционом. Завораживающим и немного пугающим. Ведь, высота некоторых горок (например, в Санкт-Петербурге) могла достигать 12 метров. А разгон санок нередко был такой, что они могли проходить по ледяной дорожке более 100 метров.



Удивительно, но в те времена, славились не только горки, но и их строители. Так, в Петербурге в начале XIX века самыми известными и любимыми были горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту.
Спускались с горок на ногах, на рогожах и коньках, на «дилижансах» – высоких санях с бархатными скамейками на шестерых, которыми управляли специальные катальщики, и на «американках» – низких маленьких саночках, на особых «лодках» – «головашках».



Как и в деревне, горы, а также очищенная от снега дорожка, украшались елками, флагами, шарами, деревянной и ледяной скульптурой, а по вечерам иллюминировались разноцветными бенгальскими огнями, фонариками и плошками, позднее – электрическими гирляндами. Во второй половине XIX в. площадки вышки главных гор «украшались беседкой, чаще всего затейливой, в восточном стиле, преимущественно китайском, что придавало им карнавальный характер».



Катание с гор было излюбленной забавой горожан всех сословий, несмотря на то что уже с середины XVIII в. вход на горки был платным – «по копейке». Известно, что Петр I в сопровождении двора выезжал в Дудергоф в окрестностях столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы. В 1735 г. императрица Анна Иоанновна устроила катальные горы в Зимнем дворце.
В царствование Императрицы Елизаветы Петровны катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, на которых каталась и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах".



Постепенно катание с гор стало самым любимым зимним развлечением. И.-Г. Георги, описывая Петербург начала XVIII в., отмечал: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».
А о размахе гуляний и популярности ледяных гор в ту пору можно судить по сообщению газеты «Северная пчела», которая сообщает о 7000 человек, скатившихся с горы в течение дня.
Эта популярность привела и к созданию так называемых «летних горок». Зимние катания в XVIII веке получили небывалое распространение и при русском дворе, в результате чего появились два уникальных архитектурных сооружения - Катальная горка в Царском Селе, построенная в 1753-1757 годах для зимнего и летнего катания и Катальная гора в Ораниенбауме, сооруженная только для катаний летом.







Спусковая площадка последней располагалась на высоте 20 метров. Катание осуществлялось на специально сконструированных Нартовым резных золоченых колясочках в виде "триумфальных колесниц, гондол и оседланых зверей". Кроме колеи для катания имелись еще две боковые для подъема колясочек.
После смерти Екатерины II суммы на содержание Катальной горки значительно уменьшились, и сооружение начало постепенно приходить в упадок. Последнее катание с гор происходило в 1801 году.
Однако ледяные горки и сейчас остаются, пожалуй, одним из любимейших развлечений. Восстанавливают старые конструкции. И уже не один русский город радует возрожденной традицией.
Рубрики:  история
разности
Россия забытая и неизвестная
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку