Урок 8 |
Русская транскрипция ряда МА - МА, МИ, МУ, МЭ, МО.
Латинская транскрипция - ma, mi, mu, me, mо.
Русская транскрипция ряда Я - Я, Ю, Ё.
Латинская транскрипция - уа, уu, уо.
Русская транскрипция ряда РА - РА, РИ, РУ, РЭ, РО.
Латинская транскрипция - ra, ri, ru, re, ro.
Русская транскрипция ряда ВА - ВА, О, Н.
Латинская транскрипция - wa, o (wo), n.
Знак を употребляется только для обозначения суффикса винительного падежа.
1. Как носовой ng (ср. англ. kiNG, soNG) перед k, g или перед паузой:
お んがく、ぶんがく、にんげん、かんけい、てんき、げんかん、たんぐつ、ほん、もん、びじん、けいけん。
オ ンガク、ブンガク、ニンゲン、カンケイ、テンキ、ゲンカン、タングツ、ホン、モン、ビジン、ケイケン。
2. как m перед m, p, b:
あんまり、せんもん、うんめい、さんぽ、しんぽ、つんぼ、ちんば、しんぱい、えんぴ|つ、しんぶん、きんべん。
アンマリ、センモン、ウンメイ、サンポ、シンポ、ツンボ、チンバ、シンパイ、エンピ|ツ、シンブン、キンベン。
3. как n перед t, d, r, z, ch, j, n:
かんたん、うんてん、こんど、べんり、けんり、だんち、あんぜん、かんずめ、かんじ、へんじ、おんな、みんな。
カンタン、ウンテン、コンド、ベンリ、ケンリ、ダンチ、アンゼン、カンズメ、カンジ、ヘンジ、オンナ、ミンナ。
4. во всех остальных случаях, особенно перед гласными, произносится так же, как в случае 1., с той лишь разницей, что задняя часть языка не смыкается с гортанью:
まんいん、さんいん、こんいん、れんあい、せんえん、ほんや、こんや、えんゆ、せんせい、えんそく。
マンイン、サンイン、コンイン、レンアイ、センエン、ホンヤ、コンヤ、エンユ、センセイ、エンソク。
Слоги с мягкими согласными на письме обозначаются сочетанием двух знаков - знака второго горизонтального ряда таблицы годзюон き、し、ち и т.д. и одного из знаков や/ヤ、ゆ/ユ、よ/ヨ. Причём знаки - や/ヤ、ゆ/ユ、よ/ヨ пишутся меньше по размеру, при горизонтальном письме ниже, а при вертикальном - правее предшествующего знака, например:
きゃ - Кя, きゅ - Кю, きょ - Кё и т.д.
Долгота гласных ю [йу] и ё [йо], образующих слог самостоятельно или в сочетании с согласным, обозначается знаком う, например:
ゆう - Ю:, よう - Ё:, きゅう - Кю:,
きょう - Кё:, しゅう - Сю:, しょう - Сё: и т.д.
Есть одно исключение - сочетание いう читается как Ю:.
Слоги - や、ゆ、よ могут употребляться после слога на - И и самостоятельно; в этом случае знак из ряда Я - Слоги пишется так же, как и предыдущий слог, и произносится отдельно, например:
ひやみず - ХИЯМИДЗУ.
ряд ka: | kya, kyu, kyo | ряд ga: | gya, gyu, gyo |
ряд sa: | sha, shu, sho | ряд za: | ja, ju, jo |
ряд ta: | cha, chu, cho | ряд da: | ja, ju, jo |
ряд na: | nya, nyu, nyo | ряд ha: | hya, hyu, hyo |
ряд ba: | bya, byu, byo | ряд pa: | pya, pyu, pyu |
ряд ma: | mya, myu, myo | ряд ra: | rya, ryu, ryo |
Об удвоении согласных было рассказано в уроке 1.
Вы уже знаете что двойные AA, II, UU, EE пишутся путём добавления あ、い、う、え, а долгий OO - достигается добавлением う к слогу, гласный которого удваивается.
Однако есть конечное число слов в которых гласный O удваивается с помощью お (так сложилось исторически).
Вот некоторые из этих слов - их Вы должны усвоить в ближайшее время:
おおい | многочисленный |
おおきい | большой |
おおさか | Осака (город) |
おおやけ | публичный, открытый |
おおかみ | волк |
とお | десять |
とおい | далеко |
とおる | проходить (мимо) |
とおり | улица |
とおす | пропускать (мимо) |
こおる | замерзать |
こおり | лёд |
ほお | щека |
Поскольку, таким образом, OO и OU пишутся практически одинаково, могут возникнуть основания для неправильного чтения. Сомнения, впрочем, устраняются с помощью контекста:
1. | こう | kou | просить |
こお | koo | так | |
2. | そう | sou | следовать вдоль ч.-либо |
そう | soo | так | |
3. | かよう | kayou | курсировать |
かよう | kayoo | вторник | |
4. | よう | you | опъянеть |
よう | yoo | вид, образ |
Ниже приведено несколько примеров наиболее распространённых глаголов, где う не удваивает O и где сочетания читаются - OU:
とう、おもう。ひろう、さそう、あらそう、やとう、におう、まよう、かよう。
Более подробно о иероглифах смотрите в разделе Японская письменность. Иероглифы.
Японская письменность является смешанной, в ней используются как знаки каны, так и иероглифы.
Иероглиф - это письменный знак, обозначающий целое слово или одну из значимых частей слова.
Существует несколько видов иероглифов.
1. Простые иероглифы.
Это - изобразительные иероглифы, получившиеся в результате преобразования схематически изображённых предметов, например:
山 - гора
木 - дерево
日 - солнце
2. Указательные иероглифы.
Это - иероглифы-символы, получившиеся из изображений отвлечённых понятий, например:
上 - верх
下 - низ
3. Сложные иероглифы.
Это - идеограммы, состоящие из нескольких простых иероглифов. Совокупность значений составляющих знаков передаёт значение слова, обозначенного сложным иероглифом, например:
森 - сочетание из трёх деревьев ( 木 ) - роща
東 - солнце ( 日 ), виднеющееся из-за дерева ( 木 ), - восток
Среди сложных иероглифов есть идеофонограммы, обязательным элементом которых является элемент, указывающий на звучание данного иероглифа.
Этот элемент называется фонетиком иероглифа.
Примером фонетика может быть 可 KA, по которому читаются иероглифы 可、化、科、何、河、苛、荷、珂 и т. д.
В иероглифическом минимуме из 1945 иероглифов насчитывается около 130 фонетиков.
Чтобы правильно прочитать иероглиф, нужно знать его "онное" и "кунное" чтения.
"Онное" чтение - это фонетическое звучаеие иероглифа, которое японцы восприняли и произнесли по своему от китайского чтения иероглифа. Это произошло от того, что звуки китайского и японского языков отличаются друг от друга.
"Кунное" чтение - это чтение японского слова, которое записывается данным иероглифом.
Иероглифом записывается неизменяемая часть слова. Изменяемые части слова приписываются к иероглифу буквами (сопроводительной азбукой) - ОКУРИГАНОЙ.
Есть слова, которые записываются одним иероглифом, тремя или даже четыремя иероглифами, но больше всего слов, которые записываются двумя иероглифами.
Слова из одного иероглифа обычно читаются по кунам, слова из двух и более иероглифов - по онам. Бывают и другие случаи, например, 本 (ほん) книга - это онное чтение иероглифа.
В некоторых словах один из иероглифов читается по ону, а другой по куну, например, в словах 音読み (おんよみ) и 訓読み ( くんよみ ) первые иероглифы читаются по ону, а вторые - по куну.
В уроках японского языка онные чтения иероглифов будут записываться катаканой, а кунные чтения - хираганой.
Более подробно о иероглифах смотрите в разделе Японская письменность. Иероглифы.
Ключ - условно взятая часть иероглифа, повторяющаяся у ряда знаков. Ключи были выделены для создания иероглифических словарей. В таких словарях все иероглифы с одинаковыми ключами группируются в одном месте. Следовательно, для того чтобы найти иероглиф в словаре, надо определить его ключ.
Ключей всего 214, у некоторых из них 2-3 варианта написания. В словаре ключи разделены на группы по количеству в них черт.
Например:
иероглифы с 72 ключом - 日 - день, солнце; 早 - ранний; 春 - весна.
иероглифы с 75 ключом - 木 - дерево; 林 - лес; 東 - восток; 森 - роща.
Каждый ключ помимо своего номера имеет и название.
Японцы вместо номера ключа используют его название и указание на то, в какой части иероглифа он находится (слева, справа, вверху, внизу) или на то, какую часть иероглифа охватывает ключ.
Например:
何 にんべん ("человек" слева),
校 きへん ("дерево" слева),
英 くさかんむり ("трава" вверху),
聞 もんがまえ ("ворота" вокруг).
Японские иероглифы имеют свои правила написания.
Некоторые черкы пишутся первыми, некоторые - последними.
Показателем родительного падежа является суффикс の. Именные части речи (существительное, числительное, местоимение) в родительном падеже выступают в предложении в функции определения к другому имени, то есть:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ | |||
Существительное Местоимение Числительное |
+ | の | + | существительное |
Определение в японском языке предшествует определяемому и присоединяется к нему с помощью показателя родительного падежа の.
Родительный падеж служит для выражения следующих основных значений:
1. обозначения принадлежности предмета лицу или предмету.
Например:
わたし の ほん。 Моя книга.
へや の ドア 。 Дверь комнаты.
2. отношение одного лица к другому лицу или учреждению.
Например:
わたしたち の せんせい - наш учитель
あなた の ともだち の ほん - книга твоего друга
にほんご の がくせい - студент, изучающий японский язык
にほんじん の がくせい студент-японец (по нацмональности), студент из Японии
わたし の ともだち の はやしさん - мой друг Хаяси
わたし の にほんじん の ともだち - мой друг-японец, мой японский друг.
3. временной соотнесённости.
Например:
あさ の コーヒー утренний кофе
4. обозначение месторасположения.
Например:
にほん の やま - горы в Японии
5. принадлежность к полу, профессии.
Например:
おんなのせんせい - учительница
В определенном контексте определяемое может опускаться, назависимо от того, где оно находится, - в группе подлежащего или в группе сказуемого.
Например:
えいご の せんせい は おんなのひと です。にほんご の_は おとこのひと です。
Преподаватель английского языка - женщина, а (преподаватель) японского - мужчина.
えいご の ほん は わたし の_です。 にほんご の_は あなた の_です。
Книга на английском языке - моя (книга). А (книга) на японском (языке) - твоя (книга).
1. Прочтите вслух слова, обращая внимание на произношение мягких согласных.
КЯККО:, КЯКУ, КЮ:КОКУ, КЮ:КО:, КЁ:ДАЙ, КЁ:ЭЙ, ГЯКУ, ГЯККО:, ГЮ:БА, ГЮ:ТО:, СЯДЗЁ:, СЮ:ГЁ:, СЁДЗОКУ, СЁ:Ю, ДЗЯКУ, ДЗЯСУЙ, ДЗЮ:Ё:, ДЗЮЦУ, ДЗЕКЮ:, ТЯККО:, ТЯКУНИ, ТЮ:НИТИ, ТЮ:НИТИ, ТЮ:О:, ТЁ:ТЭЙ, ТЁТТО, НЮ:Ё:, НЮ:СЮ:, НЁ:БО:, НЁДЗИЦУ, ХЯККА, ХЯКУ, ХЮ:ХЮ:, ХЮ:ДЗУ, ХЁ:СЭКИ, ХЁ:ДЗЁ:, БЯКУЭ, БЁ:ДО:, БЁ:КИ, ПЮ:ПЮ:, ПЮ:ТО, МЯКУХАКУ, МЯКУДО:, МЁ:ДЗИ, МЁ:СЮ.
2. Напишите слова из упражнения 1 хираганой и катаканой.
3. Отработайте чтение слов с мягкими согласными:
ja, ju, jo; nya, nyu, nyo; hya, hyu, hyo; bya, byu, byo;
pya, pyu, pyo; mya, myu, myo; rya, ryu, ryo; gyoo, shu:;
chu:, cho:; ju:, jo:; nyu:, nyo:; hyu:, hyo:; byu:, byo:;
pyu:, pyo:; myu:, myo:; ryu:, ryo:.
kiSHA, iSHA, kaiSHA, DEnsha, KYOo, KYOnen, shoKUJI, оСНА,
chaIRO, shaSHIN, SEnshu, KYUuri, KYUuba, chuUGOKU, suKIGUSHI.
4. Напишите хираганой, а затем катаканой:
KAshi, saKU, Asa, tsuKUE, ashiTA, soKO, kiTA, KEsa, DAsu, KAdo, uCHI, oTOKO, KAesu, daKE, iSHI, aSHI, KAsa, toKI, chiCHI, tsuKAU, koTAe, SU, aSOKO, Itsu, sa, iSU.
5. Отработайте чтение слов с различными видами тонизации:
а) восходящей:
МАТИАИ, МАТИНАМИ, МАЭМУКИ, МАГАО, МАЙГЭЦУ, МИТИ, МИГАКУ, МИМИДЗУ, МИНАТО, МИЯМА, МИДЗУ, МЭЙХАКУ, МЭЙМОКУ, МЭЙСИ, МЭККЯКУ, МЭЦУБО:, МУТЯМУТЯ, МУТЮ:, МУДА, МУКАЭ, МУСИ, МУДЗУКАСИЙ, МОТИ, МОККО:, МОКУДЗИ, МОТО, МОСЙКОМИ, МОКУХЁ:, ЯГЕ:, ЯКУБУЦУ, ЯМАГОЯ, ЯНАГИ, ЯОЯ, ЯСЭТА, ЯСЮ:, Ю:АЙ, Ю:ДО:, ЮГАМИ, Ю:ГАТА, ЮКУ, ЮКЙСАКИ, Ю:СЭЙ, ЮУ, Ю:, ЁБО:, Ё:ТЮ:, ЁХО:, ЁСОКУ, Ё:ДЗАЙ;
РАЙТЯКУ, РАЙХАРУ, РАЙХИН, РАККАН, РИКЭН, РИКИН, РИКИТЭН, РУЙГО, ЭЙГАЙ, РЭЦДЗОКУ, РО:ДО:, РОНДЗЮЦУ, РО:НИН, РЯКУДЭН, РЮ:КО:, РЮ:ГАКУ, РЁ:ГАВА, ВАДАЙ, ВАРАИ, ВАСИ, ВАСУРЭРУ;
б) нисходящей:
МАБУТИ, МАДА, НАДО, МАЭ, МАППА, МАСЮ, МИКИКИ, МИКОСЙ, МИЦУ, МИЦУГИ, МЭ, МЭГАНЭ, МЭЙ, МЭЙКА, МЭСУ, МУБИ, МУТИ, МУДО:, МУГАКУ, МУГИ, МОСЯ, МОТТОМО, МОЯ, ЯТЮ:, ЯДО, ЯГУ, ЯКУСЯ, ЯСИ, Ю:БИ, Ю:ГИ, Ю:ХИ, Ю:КИ, Ю:СЯ, Ю:СИ. Ё:ГО, Ё:ГУ, Ё:И, Ё:КИ;
РАЙ, РАЙГЭЦУ, РАЙКА, РИТИ, РИЭКИ, РИКАЙ, РУСУ, РЭЙ, РЭНГА, Ю:ТИН, РОНКЁ, РЯККИ, РЮ:КИ, РЁ:БУН, РЁ:РИ, ВАНИ, ВАКЭ, ВАРЭ;
в) нисходяще-восходящей:
1.
МАДОГУТИ, МАХИЯКУ, МАКУ, МАМЭ, МИБА, МИДАСУ, МИКИНЮ:, МИТАСУ, МУЦУБАТИ, МЭДАЦУ, МЭКАКУСИ, МЭДЗАМАСИ, МЭДЗАСУ, МУИСИ, МУКЭККА, МУКИМЭ, МУКИБУЦУ, МУНЭ, МОТИМОНО, МОДОСУ, МОНО, ЯГАККО:, ЯМАЯМА, ЯМИ, ЯЦУ, ЯСУНЭ, Ю:БИ, ЮДО:ФУ, ЮЭ, ЮГАКУ, ЮКИ, ЁАКАСИ, ЁКАОСИ, ЁСОМЭ, ЁЦУ;
РАКУ, РАСИЙ, РАСИНГИ, РИДЗИКАИ, РИКАГАКУ, РЭКИГАН, РОКУ, РОКУБУ, РЁГАКУКИ, ВАТА, ВАРУЙ, БАКУ, ВАКИ;
2.
МАТИАЙСИЦУ, МАТИГАИ, МАЭМОТТЭ, МИДЗИКАЙ, МИКАТА, МЭДАМА, МЭЙСЁ, МУДАБАНАСИ, МУГИКОГАСИ, МУЦУ, МОТИКАТА, ЯМАГИ, ЯМАСИЙ, ЯСЙНАУ, ЮВИСАСУ, ЮДОНО, Ю:СЁ:СЯ, ЁАКЭ, Ё:ДАЙ, ЁКОБУЭ, ЁКУМЭ, ЁСОУ;
РАЙСИНСИ, РАКУДАЙТЭН, РИХАЦУСИ, РИММУКАН, РУЙСУРУ, РЭЙДЗО:КО:, РЭМБО:ИН, РО:ДО:СЁ:, РО:МУСЯ, РЯКУНЭМПУ, РЮ:КО:КА, РЁ:ГИИН, ВАКИТАЦУ;
3.
МАКИКОМИДО, МИМИДО:И, МИНОУЭ, МИСАГЭТАТЭТА, МЭСИТАКИ, МУКАНАУ, МОДОКАСИЙ, МО:КЭСИГОТО, МОТЭХАЯСУ, ЯКИМОНОСИ, ЯСАЙБАТАКЭ, ЮБИСАКИ, ЮКИГУМО, ЮКУЭФУМЭЙ, Ю:СИИТИДО:, ЁМИКАТА:
РИДЗЮНСЁ:КЭН, РЭЙКАНКАКО:, РОКУГАЦУ, РЮ:ДЗЭЦУ-РАН, РЁКО:КАБАН, ВАСУРЭНАГУСА, ВАКИОКОРУ;
4.
МАТЙАИСЭЙДЗИ, МИНОУЭБАНАСИ, МЭЙБО:КО:СИ, МЭЙБУЦУОТОКО, ЯМАНЭКОСО:ГИ, Ю:ДАТИГУМО, ЁКОНАГАСИ:
РИТТЭЙЭЙГА, РИТТАЙОНКЁ:, РУСИНКАДЗИ, РЭНГО:СЭЙ-ФУ, РО:ДО:КИСЯКУ, РЁ:Ё:ДЗЁ, ВАДЗУРАВАСИЙ;
5.
Ю:КЮ:СИСЭЦУ, РИТТАЙКИКАГАКУ, ВАДЗАТОГАМАСИЙ.
6. Напишите слова из упражнения 5 хираганой и катаканой.
7. Прочтите следующие слова, записанные латиницей.
Maai, machigai, madako, makoto, maku, makasu, makizushi, mamizu, mamako, masayume, midashinami, migi, mikata, mikosu, mimoto, michi, mubo:, mukidashi, muko, meate, medaka, mehama, meisho:, menami, mochiaji, modasu, mofuku, moho:, mokushi, mokei, yadocho:, yagyo:, yaji, yakeato, yakkyoku, yakiniku, yamu, yasashii, yatsu,yashiki, yube, yubi, yu:dachi, yo:do:, yu:fu, yu:etsu, yu:gi, yukidome, yukisugi, yumoto, yobo: yo:gi, yo:gyo:, yoko, yo:ji, yokaku, yokoku, yo:mei, yo:shoku, yo:zai.
8. Напишите слова из упражнения 7 хираганой и катаканой.
9. Прочтите вслух слова, обращая внимание на произношение удвоенных звуков [н] и [м].
ТЭННЭН, ТЭННО:, АННАЙ, АММИН, БАННО:, ФУММАЦУ, ФУММАН, ГАННЭН, ХАННО:, ХАММОКУ, ХОННИН, КАННЭН, КЭММУ, КИННО:, КИННЭН, КУММО:, МАММЭН, МАННАКА, НИММАН, НЭННЭН, ОММЭЙ, ОННА, РЭММЭЙ, САММАЙ, СЭММОН, СЭННЮ:, СИММОН, ММАЙ, ММАРЭРУ, ММА, ММЭ.
10. Напишите слова из упражнения 9 хираганой и катаканой.
11. Прочтите следующие слова, записанные латиницей.
Raicho:, raiden, rakkan, rakuchaku, rakuda, ran'un, ranma, reibo: (re:bo), reikin (re:kin), reigu: (re:gu:), reika, reinen, rengo:, renzoku, rental, riko:na, rimen, riyu:, rongi, ruikei, ryakugo, ryo:in, ryu:gi, ryu:sui, wari, wadai, wago, wani, waku,ware, warau, wataru, wasuremono, wata.
1. Отработайте чтение слов
А.
せわ、かわ、にわ、わかい、かいわ、わらう、おわり、よわい、 こわい、へいわ、わるい、かわいい、わすれる、わたし。
セワ、カワ、ニワ、ワカイ、カイワ、ワラウ、オワリ、ヨワイ、 コワイ、ヘイワ、ワルイ、カワイイ、ワスレル、ワタシ。
Б.
そ ら、てら、むら、さくら、あちら、いくら、きくら、はらい、 からだ、ひらがな、ひだり、おりる、まり、もり、のり、むり、 となり、かえり、とり、つり。
ソ ラ、テラ、ムラ、サクラ、アチラ、イクラ、キライ、ハラウ、 カラダ、ヒラガナ、ヒダリ、オリル、マリ、モリ、ノリ、ムリ、 トナリ、カエリ、トリ、ツリ。
В.
いる、ある、うる、くる、きる、とる、みる、かるい、あける、 こまる、これ、どれ、だれ、かれ、れい、れつ、とれる、いれる、き れい、れき|し。
イル、アル、ウル、クル、キル、トル、ミル、カルイ、アケル、 コマル、コレ、ドレ、ダレ、カレ、レイ、レツ、トレル、イレル、キ レイ、レキ|シ。
Г.
ふろ、ところ、こころ、ひろい、うしろ、くろい、よろこぶ、 きいろい、いる、いろ、くる、くろ、しる、しろ。
フロ、トコロ、ココロ、ヒロイ、ウシロ、クロイ、ヨロコブ、 キイロイ、イル、イロ、クル、クロ、シル、シロ。
2. Отработайте чтение слов:
い ま、むすこ、いもうと、ゆうめい、うみ、やおや、みなと
Рубрики: | Уроки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |