-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ГАЙАВАТА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2484




 (700x265, 36Kb) ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШЕ ОТКРЫТОЕ СООБЩЕСТВО ! ПРОСИМ СОБЛЮДАТЬ НАШИ ПРАВИЛА : 1. ОСТАВЛЯТЬ СООБЩЕНИЯ СТРОГО ПО РАЗДЕЛАМ . 2. ЛЮБАЯ РЕКЛАМА , ФЛУД , ПОСТЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕМАТИКЕ , А ТАКЖЕ ПОВТОРЫ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ . 3. ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ОБРАЩАТЬСЯ К МОДЕРАТОРУ moonspell666,

Портреты в индейском стиле.

Четверг, 17 Июля 2008 г. 19:11 + в цитатник
Рубрики:  Галерея

Метки:  


Процитировано 1 раз

Мокасины . (цитата сообщения xif )

Понедельник, 14 Июля 2008 г. 14:43 + в цитатник
Алла_Латулина (ГАЙАВАТА) все записи автора Мокасины (англ. - moccasin; фр. - mocassins) - мягкая замшевая обувь североамериканских индейцев. Мокасины были распространены у всех индейских народов Северной Америки за исключением некоторых племен, живших в Калифорнии и на Северо-западном побережье.

В европейские языки слово «мокасин» вошло из индейских диалектов северо-востока Северной Америки. Так у восточных алгонкинов это были «mawhcasun», у нарагансетов - «mocussinass» или «mockussinchass», у повхатан – «mockasin», у массачусетов - «mohkisson», у микмаков – «m’cusunна», у чиппева – «makisin».

На Аляске и в западной Канаде эту обувь называли «mukluks», племя блад называло мокасины «niitsitsikin», черноногие – «niitsitsikin», пиеганы – «niitsitsikii», дакота – «hanpikceka», лакота – «hanpa ksupi», ассинибойны – «habe», оджибве – «makizinan», манданы – «whoba xknockbe», шайены – «oh eem xaa kanestse», кри – «pakaykin makissinnah», гро-вантр – «bi-da-onna», кроу – «huuptaheele», сарси – «ka tii».

Легкие, удобные и практичные мокасины были по достоинству оценены европейскими колонистами и очень быстро стали неотъемлемой частью экипировки охотников Дикого Запада, а позже, модернизированные, вошли в мировую моду.

Вот что пишет о мокасинах Й.Г.Коль в совей книге «Гитчи-Гами.» (J. G. Kohl, «Kitchi-Gami. Wanderings Round Lake Superior», 1860):

«В соответствии с мнением оджибвеев и прочих людей, которые живут здесь по-оджибвейски, легкие, тонкие, мягкие индейские мокасины - лучшая обувь в мире - они несравненно лучше, чем неуклюжие, твердые европейские ботинки, которые индейцы не могут носить. Они говорят, что в своих мокасинах, которые делаются из коричневой дубленой оленьей кожи, они могут идти вперед гораздо быстрее, особенно по болотам, так обычным в этой стране, где они оставляли бы глубокие ямы и тонули бы, если бы носили тяжелые ботинки. Мокасины очень пористы и потоотделение ног совершенно не затруднено, в то же время они прекрасно защищают ногу от легких повреждений. Из-за того что мокасины настолько пористы, они сохнут гораздо быстрее, и их можно оставить сохнуть прямо на ногах почти без риска. Вы не простудитесь в них так же легко, как наших кожаных башмаках. Вследствие большой эластичности мокасина, который следует каждому растяжению или сокращению стопы словно вторая кожа, нога всегда двигается в нем свободно, и в то же время ей в нем теплее, чем в твердых европейских ботинках, в которых она заключена неподвижно, словно в гробу. В суровые холода в мокасины можно вставить "тряпки", чтобы сохранить ноги в тепле лучше, чем в наших твердых ботинках. Если нога повреждена, и на нее нужно наложить пластырь и обмотать повязкой, мокасины являются лучшими тапками в мире. Индейцы, которые носят мокасины, никогда не страдают от мозолей, шишек на суставах пальцев, у них не сводит пальцы и нет прочих болезней ног, и ноги у них обычно маленькие и изящные.

Шились мокасины в основном из выделанных индейским способом и прокопченных для большей влагостойкости шкур крупных животных (олень, лось, бизон). На жесткую подошву шла сыромятная кожа, чаще всего бизонья. Для сшивания использовались сухожилия животных.

Существует два основных типа мокасин.

Первый тип - цельнокроеные мокасины (подошва и верхняя часть выкраивались из одного куска мягкой кожи). Этот тип мокасин можно разделить на две группы - цельнокроеные мокасины с боковым швом и цельнокроеные мокасины с центральным швом.

Цельнокроеные мокасины с боковым швом использовались племенами тихоокеанского побережья, западных Равнин, Плато и Бассейна. Как я уже сказал подошва и верхняя часть таких мокасин выкраивались из одного куска кожи, а шов шел с наружной стороны от носка к пятке. Этот тип известен среди индейцев под названием «настоящие мокасины», и считается, что это самый ранний тип мокасин.
 (500x451, 36Kb)
Цельнокроеные мокасины с центральным швом были распространены среди племен Северо-востока и Юго-востока. В районе Великих Озер и на северо-восточном побережье этот тип довольно часть дополнялся язычком. Иногда большая часть шва на подъеме закрывалась вышивкой. И именно от этого типа мокасин происходит современная обувь с одноименным названием.
 (500x337, 27Kb)
 (500x353, 33Kb)
Второй тип мокасин имеет толстую сыромятную подошву, пришитую к мягкому кожаному или замшевому верху. Этот тип был распространен в основном на Равнинах и Юго-западе. Этот тип мокасин появился приблизительно в 30-40 годах XIX века, придя на смену цельнокроеным мокасинам с боковым швом. Равнинные мокасины помимо своего классического варианта – сыромятная подошва и замшевый верх – так же изготавливались с дополнительным лодыжечным клапаном, который увеличивал их высоту. Клапан выкраивался либо из кожи, либо из шерстяной ткани или сукна. Мокасины с таким клапаном использовались в основном женщинами и как зимний вариант обуви, а для того чтобы сделать зимние мокасины более теплыми их набивали бизоньей шерстью. Так же для изготовления зимних мокасин использовали бизонью шкуру мокасины из которой сшивали мехом внутрь.
 (500x417, 40Kb)
 (500x278, 29Kb)
Главным отличием женских мокасин являлась их высота. Женские мокасины у равнинных племен, а так же у некоторых племен Плато и Бассейна состояли из двух частей – собственно мокасины и гетры. Высота гетр могла быть различной но в основном они доходили до колена. У некоторых племен (кайова, команчи, южные шайенны) женские мокасины составляли одно целое с гетрами и были похожи на высокие сапоги, которые шнуровались или застегивались с боку на пуговицы.
 (500x416, 47Kb)
Еще одна деталь мокасин этого типа – язычок. Форма и размеры язычка могли варьироваться в зависимости от местных обычаев. Чаще всего язычок выкраивался прямоугольной или трапециевидной формы. Раздвоенная форма язычка была достаточно редкой и была свойственна исключительно мужским мокасинам. Считается что они символизировали следы от бизоньих копыт. В более ранних вариантах кроя язычок не выкраивался отдельно, а был единым целым с заготовкой верха – наследие более раннего типа мокасин – цельнокроеного с боковым швом.

Так же в мокасинах с жесткой подошвой присутствовал рант. Это полоска кожи, которая пришивалась по периметру между подошвой и верхней частью. Рант служил защитой шва от преждевременного износа и проникновения влаги, а так же позволял проще и быстрее отпороть износившуюся подошву. Однако рант – это довольно редко встречавшаяся деталь и отмечена она была в основном у южных шайеннов.

Главным декором равнинных мокасин была раскраска природными пигментами, вышивка иглами дикобраза, а позже бисером. Довольно часто эти техники комбинировались. Однако, нужно отметить, что мокасины для повседневного ношения декорировались довольно редко или не декорировались вовсе.

На южных Равнинах, среди команчей, кайова, кайова-апачей, вичита, тонкава и др. появился тип мокасин с жесткой подошвой который получил название «daster» - «поднимающие пыль». Главной отличительной чертой таких мокасин была длинная бахрома на пяточном шве. Считается, что этой бахромой воин, носящий такие мокасины, заметал свои следы как физические, так и духовные. Так же бахрома или ряд металлических конусов украшали полосу идущую от мыска вверх по подъему.
 (450x500, 43Kb)
Отдельно стоит отметить мокасины с жесткой подошвой племен Юго-запада. Они отличались от равнинных некоторыми особенностями кроя и, конечно, декором. Жесткая подошва у этих мокасин не была плоской а слегка загибалась вверх по краям, а по высоте как женские так и мужские мокасины юго-запада были выше равнинных. Это объясняется тем, что в этом регионе мокасины являлись защитой от острых шипов и змеиных укусов. Декор юго-западных мокасин был скромнее по сравнению с равнинными. Мужские мокасины вообще редко имели какие-то украшения если не считать мельхиоровые или серебряные пуговицы, на которые эти мокасины застегивались на боковой стороне. Женские мокасины чаще всего декорировались вышивкой бисером (апачи) или окрашивались природными пигментами (хопи, навахо). Так же отличительной чертой женских мокасин юго-запада являлись длинные полосы из белой оленьей кожи – местный вариант гетр - которые оборачивали вокруг ног от мокасина до колена.
 (500x331, 22Kb)
 (500x261, 26Kb)
Рубрики:  Культура и искусство
Предметы быта

Метки:  


Процитировано 63 раз
Понравилось: 2 пользователям

Без заголовка

Вторник, 24 Июня 2008 г. 22:06 + в цитатник
млечная_дорога (ГАЙАВАТА) все записи автора спасибо большое за сообщество.я прям здесь нашла очередную часть себя!...:)
Рубрики:  Вопросы и ответы

Мудрые высказывания индейцев.

Среда, 18 Июня 2008 г. 13:04 + в цитатник
Алла_Латулина (ГАЙАВАТА) все записи автора У воды нет волос.

Хороший человек видит хорошие знаки.

Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни.

Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах...

Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!

Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему.

Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун.

Жизнь похожа на дыхание бизона зимой.

Есть много способов пахнуть скунсом.

"Надо" - лишь умирать.

Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей.

Родина там, где тебе хорошо.

Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели.

Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги.

Помни, что человек тоже животное, только умное.

Не всегда враг является врагом, а друг - другом.

Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах.

У всего в мире — своя песня.

Надо мной — красота, подо мной — красота. И когда я покину тело — я тоже пойду тропой красоты.

Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти.

Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора.

Даже мёртвая рыба может плыть по течению.

Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной.

У души не будет радуги, если в глазах не было слез.

Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца.

Смерти нет. Есть только переход между мирами.

Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь.

Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым.

Не беспокой людей об их религии.

Человек должен сам сделать свои стрелы.

У белого человека слишком много начальников.

Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами.

Внутри каждого человека идет борьба злого волка с добрым. Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов.

Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?


О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах,
Я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей.
Мне нужны твоя сила и мудрость.
Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом,
но для победы над моим величайшим врагом - cамим собой.


Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится.

Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь - лекарство, которое лечит ее, а каждый человек - предназначение.


Я был на краю земли.
Я был на краю вод.
Я был на краю неба.
Я был на краю гор.
Я не нашел никого, кто не был бы моим другом.


Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное.

Лягушка не выпивает пруд, в котором живет.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию - и я пойму.

Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни.
 (550x406, 84Kb)
Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 112 раз

)

Среда, 28 Мая 2008 г. 18:56 + в цитатник
SBetLya4Ok (ГАЙАВАТА) все записи автора

Всем приветик)) Очень хорошее сообщество)) Я хотела спросить есть ли у кого нибудь информация о племени Шауни? просто мне очень она нужна...(( что нибудь о культуре,быте, жилищах или о том нга кого они охотились)

Рубрики:  Вопросы и ответы

Притча о двух волках

Среда, 07 Мая 2008 г. 23:12 + в цитатник
Оле_Луковое (ГАЙАВАТА) все записи автора Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.
- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
 (700x559, 147Kb)
Рубрики:  Мифы и легенды



Процитировано 11 раз

Повесть о том, что поведали бы нам звери, если бы говорили, как люди...

Воскресенье, 04 Мая 2008 г. 21:24 + в цитатник
ПараЛеЛьные_Миры (ГАЙАВАТА) все записи автора Когда-то, в начале времён, что стали предвестниками новой жизни, родилась Земля в безграничных просторах Космоса...

 (341x255, 132Kb)


Солнце одаривало её своим теплом и светом, и стали появляться детушки у Земли. Родилось множество видов растений и нас - животных. Земля, как истинная мать, холила, лелеяла, кормила и давала нам все условия для жизни. И мы – дети Земли – всегда любили её.

 (356x255, 127Kb)


Время шло, и всё изменялось - кто-то исчезал, кто-то появлялся. И всё новые виды живых существ рождались на Земле...

 (326x252, 147Kb)


Так однажды появился и ты, Человек. И мы вместе стали разделять просторы Матушки-Земли. Мы прекрасно сосуществовали, пользуясь тем, что она нам давала для жизни, и вместе поддерживали некий баланс жизни на Земле.

 (216x283, 138Kb)


Кажется, что ты забыл об этом, Человек, но мы когда-то были с тобой друзьями и союзниками.

 (191x280, 107Kb)  (396x280, 179Kb)


Некоторые из наших детёнышей росли вместе с вашими детьми, и поэтому мы понимали друг друга с детства. Мы так учились любить и уважать друг друга, и поэтому наши отношения были всегда взаимоуважительными.

 (173x252, 104Kb)


Бывало, что тебе необходим был совет, и ты обращался к кому-то из нас за ним,

 (173x252, 81Kb)


и мы делились с тобой, Человек, своими знаниями, мудростью и умениями.

 (211x308, 105Kb)


Ты наблюдал за нашим миром, за нами, и учился у нас навыкам охоты, технике ведения боя и нашей силе.

 (204x280, 93Kb)


Бывало, что ты совершал ритуальные танцы, знаменующие твоё почтение и уважение окружающим тебя Силам, а так же самой Матушке-Земле.

 (217x283, 118Kb)


Ты старался не нарушать гармонии, которая царила на Земле, и благодаря этому придумывал музыкальные инструменты, на которых играл чудесные мелодии, вторя голосам Природы. Мы часто слушали эту музыку, зачарованные прекрасными звуками...

 (134x280, 72Kb)  (200x280, 95Kb)


В знак Уважения к нам, ты изображал нас в своих творениях, олицетворяя нас богами. Нам было это не важно, но так ты выражал нам свою Благодарность... В своих лучших легендах ты воспевал наше гармоничное сосуществование с тобой.

 (183x283, 94Kb)  (188x283, 106Kb)


В тебе, Человек, есть частица от Нас, так же как в Нас – зверях и птицах - есть частица Тебя. Ещё тогда ты это осознавал. Поэтому часто олицетворял наш образ в себе – это было великой честью нашим разным видам считать друг друга Братьями.

 (207x280, 88Kb)  (198x283, 95Kb)  (210x283, 123Kb)  (201x280, 97Kb)


Ты охотился за нами, используя наше мясо и наши шкуры. Наш мир принял это, потому что некоторые из нас тоже живут охотой, чтобы сохранить свою жизнь. И это не нарушало тот баланс, который царил в нашем общем Доме.

 (251x280, 117Kb)


…Но шло время. Ты стал уходить от нашего общего Мира, создавая свой собственный - замкнутый мирок, куда были допущены лишь некоторые наши собратья, ставшие твоими, Человек, верными друзьями

 (214x252, 63Kb)  (404x255, 86Kb)


и слугами...

 (365x255, 135Kb)


Что-то в тебе переменилось... Большая часть твоих, собратьев, Человек, перестала с нами общаться, понимать нас, обращаться к нам за советами, вы, люди, ожесточились против нас и стали безжалостно убивать, пытаясь полностью истребить некоторых из нас. Мы стали бояться вас и уходить дальше в леса, горы, степи, где по-прежнему жили те из вас, кто ещё ценил нас, как своих друзей и союзников.

 (251x252, 125Kb)  (250x252, 160Kb)


Из-за твоей, Человек, жестокости к нам - животным, мы стали бояться твоего запаха и стали держаться подальше от тех земель, которые населял Ты. Но мы не понимаем, чем заслужили подобное отношение? И почему те из нас, кого вы забрали в свой мир, оказались достойны большего уважения и любви, чем мы?

 (297x255, 80Kb)  (350x255, 87Kb)


Чем дальше шло время, тем более ты, Человек, отстранялся от нас, тем более жестоким становился к нам.
И сегодня Вы, люди, вытесняете нас с наших территорий, Вы вмешиваетесь в нашу жизнь, Вы убиваете нас своим страшным оружием ради потехи и прихоти.

 (272x198, 60Kb)


Вы боитесь нас и нашего мира, поэтому всё более слаще Вам кажется победа над Нами, и тем сильнее Вы гордитесь трофеями из Наших тел...

 (147x196, 45Kb)


Вы, фотографируясь с трупами Наших собратьев, гордитесь, наполненные высокомерным самохвальством. Но в глубине души Вы знаете, что если бы у Вас не было этого вашего страшного оружия, Вам бы не было так легко Нас убивать.

 (147x196, 59Kb)  (275x196, 64Kb)


Почему вы, люди, вторгаетесь в наши владения и убиваете нас? Почему вы считаете, что всё на нашей общей Матушке-Земле принадлежит только Вам? Почему вы не можете увидеть и понять страдание детёныша, по погибшей от вашей руки матери? Не потому ли, что вы не хотите это видеть И заботитесь только о себе! И Вы не видите, как мы тоскуем по погибшим собратьям и родственникам! Вам всё равно и вы не хотите знать, что наши семейные отношения очень крепки, и мы глубоко переживаем смерть наших собратьев...

 (329x255, 106Kb)

Ответь, Человек, если бы в твои владения ворвались чужаки и убили кого-то из твоих родных, было бы тебе всё-равно после этого?


В своей охоте вы превосходите нас в особо пикантных пыточных методах. Если многие из нас стараются жертву убить сразу, вы, люди, ставите устройства, которые мало того, что не убивают сразу, а ещё и долго пытают болью свою жертву. Нет ничего более мучительного, чем быть пойманным за лапу железными зубами этого ужасного устройства, когда эти зубы впиваются в кость, и ты не можешь избавиться от жуткой раздирающей боли и вытащить лапу из их стальных тисков. Некоторые из нас вынуждены провести в них несколько дней, потому что тебе, Человек, не понять той боли, которую мы испытываем! Мы плачем, мы кричим, мы просим о помощи, но вы, люди, не видите наших слёз! Вы глухи к нашим мольбам, избавить нас от боли! Ради сохранности нашей шкурки, вы готовы пойти на любые изощрённые методы нашей ловли, лишь бы шкурка была не повреждённой! Наш мех – это наша жизнь. Вы отбираете его у нас вместе с жизнью!

 (220x198, 77Kb)  (123x198, 48Kb)  (240x198, 63Kb)


Иногда в ваши ловушки попадают совсем не те из нас, на кого вы их ставили…

 (219x198, 104Kb)


Бывает и так, что нашу шкуру вы сдираете с нас, чтобы делать из неё ковры и прочие украшения для ваших жилищ.

 (306x198, 130Kb)  (165x198, 95Kb)


Вы люди, пошли на гениальную хитрость, вы стали выращивать нас в клетках,

 (240x198, 140Kb)  (264x198, 82Kb)


обеспечив ужасными условиями существования, от чего многие из наших собратьев сходят с ума, болеют, их глаза ничего не видят, потому что воспалены и гной наполняет их...

 (238x198, 91Kb)  (148x198, 56Kb)


Многие умирают от болезней прямо в этих жутких клетках...

 (264x198, 93Kb)  (264x198, 98Kb)


А тех, кто всё-таки выжили, ждёт ужасная участь, быть оглушёнными, отравленными, убитыми током...

 (291x198, 97Kb)


Главное для Вас, чтобы шкурки были целы!!! Чтобы быть пригодными для одежды, а трупы - на свалку!

 (251x217, 106Kb)  (146x198, 52Kb)  (296x196, 119Kb)


Мы всё это видим, мы всё это осознаём! Нам очень страшно, Мы боимся тебя, Человек! Мы не хотим так умирать!

 (332x252, 124Kb)


Посмотри нам в глаза, Человек, и скажи, хотел бы ты жить в подобных условиях? А если ты не хочешь, почему заставляешь нас так жить?!

 (303x255, 152Kb)  (365x255, 133Kb)


Мы слышим голоса наших предков, которые жили когда-то на свободе. Наши инстинкты зовут нас туда, где мы: живём каждый в своей уютной и тёплой норе,

 (267x252, 69Kb)


охотимся за любимой добычей,

 (430x283, 83Kb)


лазаем по деревьям,

 (384x252, 132Kb)


мирно гуляем или охотимся под луной,

 (385x283, 92Kb)


вдыхаем запахи родного леса - запахи свободы!

 (213x252, 95Kb)


Читать далее
Рубрики:  Мифы и легенды
Природа

Метки:  


Процитировано 62 раз

Ожившие мифы

Суббота, 03 Мая 2008 г. 16:24 + в цитатник
alwdis (ГАЙАВАТА) все записи автора Я открыла для себя замечательную художницу. Зовут ее Джоди Бергсма, и работает она по мотивам мифов североамериканских индейцев.
Есть на побережье Америки такой народ - тлинкиты. Они знамениты своими изображениями тотемов, причем рисуют зверя-духа сразу со всех сторон, как если бы эту картинку надо было потом вырезать из бумаги и склеить. Читать эти тлинкитские "развертки" - достаточно сложно. Так вот, Бергсма фактически рисует нам "букварь" для начинающих тлинкито-манов ;-)



Аналогичным образом нас учат "читать" тотемные столбы и вообще резьбу. Теперь вы знаете, как по-тлинкитски пишется рисуется медвед ;-) А также волк и ворон.


Другой ее цикл - звери-духи прерий. Но тут я уже комментировать не могу, просто идите и смотрите: Jody Bergsma
Рубрики:  Галерея
Мифы и легенды
Культура и искусство
Этнография



Процитировано 10 раз

Безумные воины .

Пятница, 02 Мая 2008 г. 23:43 + в цитатник
Алла_Латулина (ГАЙАВАТА) все записи автора  (500x330, 31Kb)
"На рассвете, едва первые лучи солнца яркими красками озарили верхушки кожаных палаток маленького лагеря индейцев кроу, тишину потряс мощный, вырвавшийся из двух сотен глоток военный клич. Заспанные люди начали выбегать из своих жилищ, женщины визжали, плакали испуганные дети. Привязанные у палаток скакуны вставали на дыбы, норовя ударить пробегавших мимо людей, а собаки, запоздало вспомнив, что призваны охранять покой своих хозяев, подняли жуткий лай. В одно мгновение лагерь стал напоминать потревоженный медведем улей, где маленькие пчелы беспорядочно вылетают наружу — еще не понимающие, в чем дело, но уже готовые победить или умереть.
На вершине ближайшего холма на фоне встающего солнца застыла длинная цепочка всадников, числом в несколько раз превосходивших обитателей лагеря. Они не торопились нападать, полностью уверенные в своем превосходстве. Они просто стояли там, с наслаждением наблюдая за поднявшимся в лагере переполохом, в предвкушении быстрой победы и богатой добычи. Положение кроу было безнадежно, и люди в панике бросились бежать. Лишь воины, вскочив на лошадей, помчались к подножью холма, чтобы попытаться хоть на некоторое время сдержать натиск безжалостных врагов и дать возможность женщинам и детям избежать смерти. Но их было слишком мало, и вскоре оставшиеся в живых развернулись и поскакали прочь, преследуемые визжащими от ярости врагами. Лишь один из кроу натянул поводья и соскочил с коня. От соплеменников его отличала длинная широкая полоска красной материи с прорезью для головы, свободный конец которой тянулся за ним по земле. Храбрец повернулся лицом к приближающейся темной массе вражеских всадников и, выхватив из колчана стрелу, с силой пригвоздил ею свободный конец перевязи к земле...
Этот кроу принадлежал к рангу необычных индейских воинов, которых белые люди легко могли бы причислить к разряду безумных берсеркеров. В дерзости и храбрости их не мог превзойти никто из соплеменников, и если военные вожди должны были лишь отступать последними, то эти воины оставались на месте и искали смерти, яростно кидаясь на врага. Кроу называли их «Бешеными Псами, Желающими Умереть», команчи — «Волками», шайены — «Противоположными», а черноногие — «Храбрыми Собаками». Такой воин не отступал, как бы скверно ни развивались события. Если его отряд терпел поражение, воин погибал. Он не мог высвободиться сам, только один из его друзей, вспомнив о нем в пылу сражения или бегства, мог освободить его, ударив по лицу хлыстом или луком. Если же он освобождался сам и убегал от опасности, то на всю жизнь становился объектом жестоких насмешек соплеменников и из храбрейшего из воинов превращался в ничтожество, на которого плевали даже самые немощные старухи.
Но самое необычное заключалось в том, что, став одним из таких воинов, он должен был во всем поступать наоборот. Он говорил «да» вместо «нет», мог умываться песком и вытираться водой или ездить на лошади задом наперед. Если его просили уйти — он подходил, предлагали ехать верхом — он шел пешком. Люди понимали их обычай, и, если, например, Храбрые Собаки черноногих возвращались в лагерь и сообщали, что в округе нет ни одного бизона, а потому не стоит точить ножи и наконечники стрел, их соплеменники радовались предстоящей охоте.
Когда такой воин проезжал по лагерю, старухи приветствовали его, а у кроу молодые женщины приходили к нему, чтобы провести с ним ночь. Их мужья были не против, хотя мужчины кроу были весьма ревнивы. Один из этих мужей позже даже уговаривал свою жену оплакивать погибшего героя, как если бы он был ее мужем.
Воины становились «безумными» по разным причинам. У команчей это мог быть любой, обладавший достаточной храбростью, чтобы умереть молодым. У кроу воин становился им в результате несчастья, разбившего его сердце, например из-за гибели любимого человека. Старики вспоминали одного воина, который считался самым красивым мужчиной в племени и владел лучшими лошадьми. Но однажды в бою погиб его отец, и молодой воин стал обменивать своих лошадей на регалии Бешеных Псов. «Я стану Бешеным Псом... Я хочу умереть и встретиться со своим отцом», — говорил он. Мать уговаривала его: «Ты один из самых удачливых людей на свете и всегда был счастлив». Но юноша расстался с жизнью, не в силах пережить смерть отца. У шайенов, напротив, человек не мог сам стать Противоположным, а должен был получить определенные видения.
Берландиер в начале XIX века оставил описание Волков команчей, отмечая, что они являются элитными бойцами. Наиболее храбрые и удачливые мужчины 30–35 лет давали клятву никогда не отступать ни перед врагом, ни перед какой-либо другой опасностью. Волки должны были победить или умереть, вне зависимости от числа нападавших на них врагов. В битву они одевались так же, как и другие воины. Единственным их отличием была длинная полоска из невыделанной волчьей шкуры, тянущаяся позади них, от которой они и получили свое название. Среди своего народа Волки пользовались огромными привилегиями и уважением. Когда они возвращались с победой, старики, женщины и дети бежали им навстречу. Без подготовки начинались пляски, на которые приглашались только незамужние девушки — им полагалось исполнять любые прихоти победителей. Но если один из Волков проявлял трусость, он покрывал себя позором на всю жизнь. Вожди подстрекали женщин оскорблять его, дети бежали ломать и жечь его палатку и все имущество. Если Волк погибал в бою, а его побратимы-Волки спасались от смерти, вместо того чтобы остаться и умереть вместе с ним, они должны были в одиночестве скитаться или уйти к другому племени, где не было родственников погибшего, иначе один из них мог убить их. Те самые женщины, которые отдавали себя Волкам в качестве награды за их великие деяния, приходили в бешенство и пытались лишить их жизни.
Несмотря на общее восхищение и все привилегии, которыми пользовались эти воины, очень мало людей отваживалось сделать подобный шаг. Помимо того, что смерть поджидала их на каждом шагу, они должны были соблюдать массу всевозможных табу. Воины шайенов, которые долгие годы были Противоположными, говорили, что это было невыносимо тяжело и что в племени их никогда не было более двух-трех человек. Берландиер, проведший у команчей несколько лет, писал, что Волки среди них довольно редки из-за суровых обязательств, которые они брали на себя, а старуха из этого племени вспоминала, что за всю свою жизнь она видела лишь одного такого воина. По словам кроу, они, как правило, погибали в течение одного сезона."

А существовали ли такие воины на самом деле или это всего лишь литературный вымысел ?
Рубрики:  Стихи и рассказы
Ритуалы и обычаи
Тропа войны

Метки:  


Процитировано 2 раз

Индейцы в резервациях.

Пятница, 02 Мая 2008 г. 19:56 + в цитатник
Алла_Латулина (ГАЙАВАТА) все записи автора  (390x480, 32Kb)
FM 90.1 MHz
Все знают на свете Москву и Париж,
Но есть на планете агентство Пайн-Ридж...

..."Язык жестов, которым пользовались индейцы Великих равнин для общения между племенами, сейчас уже не нужен как средство межплеменной коммуникации, но у лакотов он не исчез, а влился в набор обычных невербальных средств в составе языка. Двое говорят на лакота (да хоть бы даже и по-английски) и органично включают в разговор жесты – не полностью дублируя речь, а так, от случая к случаю, просто в качестве иллюстративных. Но жесты те самые, они ничуть не изменились.
Ханхепи Ийотаке, Сидящий Ночью (европейское имя Everett Lone Hill) говорит покупать – продавать и показывает машинально жестами то же самое, говорит два часа езды и параллельно показывает это жестами, говорит сумасшедший и делает соответствующий жест.
Я тоже на всякий случай решаю дублировать всё жестами, вдруг я так плохо произношу, что меня невозможно понять, всё-таки выучила язык я сама, по книгам, к тому же я выучила другой диалект и здесь по ходу дела перестраиваюсь на местный, в уме меняю mdaska на blaska, dida на lila… Здесь нет d, которое развилось из протосиуанского r, в здешнем диалекте вообще нет d, никакого. Это земли племени оглала.
Я спрашиваю: “А вот Эхака Сапа, Чёрный Олень писал в своей книге то-то и то-то…, и показываю жестами олень, чёрный, книга,а что он имел в виду, а вот почему вождь Бешеная Лошадь то-то, сё-то…”. Ага, я всё-таки хорошо произношу. Ханхепи Ийотаке слушает с абсолютно непроницаемым каменным лицом, потом с таким же лицом говорит: “Хотел бы я, чтобы мои дети так говорили на языке лакота, как ты говоришь”. У него трое детей, и ни старшая, Мелисса, ни младшие мальчишки на лакота двух слов не вяжут.
Его дедушка, Мато Уанбли, Медвежий Орёл, был знаменитейшим, просто грандиозного масштаба шаманом, это всем известно. К нему приезжали советоваться издалека. Но Ханхепи Ийотаке вспоминает историю, которую я не знала. Он говорит, к его дедушке как-то приехали серьёзные люди из Вашингтона, в чёрных костюмах с иголочки, на шикарной машине, – посовещаться. Что-то они там совещались, потом вышли, сели и уехали. Эти люди случайно оставили ручку. Дедушка показывает её потом и говорит: “Видишь эту ручку? Она из чистого золота. (Все смотрят – ручка действительно из чистого золота). Скоро убьют президента Кеннеди”. Как уж он сделал этот вывод, непонятно, видимо, из мыслей этих людей вытянул. Ну, и действительно, через четыре дня после этого убили Кеннеди, который не то поддерживал индейцев, не то собирался поддержать, и все дела резерваций резко пришли в упадок. Но дедушка это предсказал, он это знал заранее. Сидящий Ночью рассказывает об этом так, что само собой получается, будто Пахин Синте (Хвост Дикобраза, так называется та часть резервации, где он живёт, – страшная дыра, откуда хоть десять лет скачи, никуда не доедешь) – это центр Вселенной. Мы сидим тут, в Хвосте Дикобраза, – и чувствуется, что в глазах Ханхепи Ийотаке это на самом деле центр мира. Отсюда всё управляется, здесь всё становится известно первым делом.
Я думаю о том, почему Сидящего Ночью зовут Сидящий Ночью. Потому, что он работает на местном радио и ведёт передачи в ночном эфире, или не поэтому? Вообще-то это малоправдоподобно, он же имя должен был получить после обряда Ханблечейапи (обряд вымаливания видения, плач о видении), то есть давным-давно, и совершенно не факт, что он тогда уже работал на радио.
KILI Radio – the Voice of the Lakota Nation, вещает на резервации Пайн-Ридж, Роузбад и Шайенн-Ривер, и первое, что я запомнила, попав в резервацию, – что оно ловится на частоте 90,1 МГ.
У Ханхепи Ийотаке и у его жены ужасно плохие зубы, совсем сгнили и крошатся (а медицинская страховка услуги зубного не покрывает). Это потому, что еду ведь обеспечивают социальные службы, типа Центр по делам индейцев, и еду они привозят раз в неделю на всю семью, что выдадут, то выдадут: загружают сразу полную машину – восемь ящиков апельсинового сока и так далее, всё глобально. Но апельсиновый сок индейцам на пользу не идёт, и остальная еда рассчитана так же остроумно: это от неё начинают гнить и крошиться зубы. “Апельсины у нас не растут. Неужели так трудно понять, с дивной мрачностью, как всегда, говорит Ханхепи Ийотаке. – У нас организм не приспособлен, чтобы это усваивать. Всем на это плевать”. Очень страшно смотреть на их зубы.
Ханхепи Ийотаке нет дома. И пока его нет, Мелисса показывает свой костюм для танцев. Вытаскивает из сундука, разворачивает. Он из лосиной кожи, очень мягкий, тёмно-коричневый, расшитый бисером. Вот ничего в домишке нет, телевизора нет, а эти дорогие костюмы у всех есть, потому что это… ну, главное. Этого не может не быть. Это надо справить первым делом, как только появились какие-то деньги. Мелисса рассказывает, откуда нынче берутся орлиные перья: орлы охраняются законом и всё такое, но, к сожалению, часто гибнут на линиях электропередач. Их находят рейнджеры, подбирают и продают в резервации.
Эверетт, замявшись, просит денег на бензин, когда мы выходим за порог и вроде как прощаемся. Ему очень неудобно просить, а приходится. Ему завтра везти жену к врачу, а на бензин совсем нет, ни цента. И двадцать долларов для него очень даже деньги.
В католической миссии вдыхает некоторую жизнь в происходящее брат Саймон. У него такой вид, как будто он в молодости был пиратом, потом всю Сибирь пешком прошёл и так далее. Он в ужасно затрёпанной, вытертой пыльной чёрной рясе, всегда с деловито засученными до локтя рукавами. Он организует пространство вокруг себя очень быстро. Извлекает из-под машины в гараже индейца, который там что-то чинил, перемазанного машинным маслом и всякой дрянью, и презрительно сообщает: “Это Ларри, ему всего лишь сорок лет, так что на лакота он ничего не знает. Понятно, что нужен Прыгающий Бизон. Всем нужен Прыгающий Бизон. Ясно, что он где-то в резервации. С утра он поехал в Оглала Лакота колледж, он там преподает, но мог заехать и в медицинский центр. Вообще пытаться искать Прыгающего Бизона – это примерно как ловить ветер. Такие же шансы на успех”.
Здесь всё время сто градусов по Фарингейту, на дорогах миражи, и ничего зелёного здесь в поле зрения нет. Трава в прерии абсолютно выжженная. Сурчиные городки, бэдлэнды. Сразу понятно, почему в языке лакота, чтобы сказать “зелёный”, нужно сказать “цвета нароста на гнилом дереве” – видимо, этот нарост – единственное в природе, что бывает искомого цвета.
По вечерам, почему-то всегда ровно в восемь, с запада, со стороны Чёрных холмов, прилетают птицы Вакиньян, духи грома, то есть приходит гроза. Это бывает всегда с такой точностью и регулярностью, что замечания стариков вроде “птицы Вакиньян приближаются, скоро будут здесь, вот, вот, уже летят птицы Вакиньян” через пару дней перестают казаться магией. Я уже на второй день сама делаю эти предсказания. Тут надо посмотреть на часы, и если время к восьми, можно начинать говорить: “Птицы Вакиньян уже покинули своё жилище в Чёрных Холмах, они летят сюда”, не ошибёшься.
Если идти от католической миссии мимо могилы вождя Красное Облако вниз, в сторону перекрёстка, можно увидеть чрезвычайно характерную картину: прямо посреди резервации, можно сказать, в центре города Пайн-Ридж пасётся стадо бизонов, взрывая копытами пыль. Пасёт их белая лошадь. Следит, чтоб не разбредались. Никаких людей кругом нет, и вообще ничего нет. Через пару миль пыльной дороги перекрёсток, единственный в городе светофор и пиццерия, которую содержит Дэн Красное Облако (наверное, потомок вождя; за что боролись).
Как и в любом маленьком городишке, посреди Пайн-Риджа торчит белая водонапорная башня. На такой башне обычно пишут название города: ну, там, Pittsfield, Fowlerville…
На водонапорной башне в Пайн-Ридже написано: MARY, I LOVE YOU.
Около памятника погибшим во время резни при Вундед-Ни к оградке привязаны разноцветные тряпочки, разные штучки и в том числе – символика с Пляски Солнца этого года. Кто знает, что такое Пляска Солнца, тот поймёт, почему я посмотрела на эти тряпочки с большим почтением".

http://willie-wonka.livejournal.com/352342.html
Рубрики:  Индейцы сегодня

Метки:  


Процитировано 3 раз

Поиск сообщений в ГАЙАВАТА
Страницы: 60 ... 18 17 [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь