Алиска-Сосиска (имени_Э_Шклярского) все записи автора
Не знаю, может быть это вы уже читали.
"Рамки в искусстве нужны, чтобы их преодолевать"
ИА REGNUM: Этот сезон для "Пикника" особенный, юбилейный. Чувствуете ли вы более пристальное внимание прессы к себе, вообще какой-то ажиотаж?
Дело в том, что изнутри мы вообще мало что чувствуем. Потому что идет процесс, и все сопряжено в основном с околомузыкальными делами, с суетой. Поэтому изнутри все, что происходит воспринимается как часть твоей жизни, и не более того. Есть концертная программа, и здесь интерес, скорее, уже наш - потому что нам важно, чтобы эта программа была, скажем, каким-то следующим шагом и была интересна и нам, и зрителям. Поэтому сейчас наша голова занята даже не тем, что будет происходить сегодня, а тем, что будет происходить осенью.
ИА REGNUM: Новая программа?
Да, мы так или иначе будем показывать новые программы, и у нас болит голова по поводу того, что же будет происходить, кроме музыки. Поскольку концерт - это не только исполнение песен, но и какое-то еще действо.
ИА REGNUM: Сегодняшний и завтрашний концерты вклиниваются в большую гастрольную программу "ХХV". По итогам уже состоявшихся концертов, каковы ощущения? Усталость или, наоборот, заряд энергии?
Мы как-то не делаем пометки: вот, прошел концерт, и такое у меня состояние... Отмечаем только, хороший зал или плохой для наших технических приспособлений. То есть залы, которые не очень приспособлены, заносятся в черный список. Таких залов, к счастью, немного, но они, тем не менее, есть, и приходится как-то приспосабливаться.
ИА REGNUM: А с годами взаимодействие с залом, с публикой как-то меняется?
Взаимодействие происходит не с помощью слов, а с помощью музыки и жестов, которые не с нашей помощью уже доносятся, а с помощью вспомогательных сил или каких-то визуальных эффектов, или людей, которые участвуют в выступлении.
ИА REGNUM: Завтрашний концерт - совместный с Инной Желанной, которую нередко называют "легендой отечественного фолк-рока". И в песнях на альбоме "Мракобесие и джаз" фолковые мотивы ясно слышны. Значит ли это, что фолк для вас сейчас приоритет в музыкальном плане, или это очередное ответвление, как было с вампирской тематикой, например?
Нет, ну, собственно говоря, псеводорусские народные мотивы всегда присутствовали в той или иной мере, и в "Харакири", и когда мы пели "Иероглиф", слушатели говорили, что там переплетение восточного с русским. Так или иначе, мы живем на той территории, на которой родились, и от этого факта нам никуда уже не деться.
ИА REGNUM: Евразийство?..
Ну да.
ИА REGNUM: Несмотря на внушительную дискографию, у "Пикника" не так много видео. Вы специально не делаете на этом акцент или просто "так сложилось исторически"?
Во-первых, у нас было какое-то количество видео, которое мы потеряли. Еще в самом начале видео на таком формате как "кадр" передавали в другой город, потом он потерялся. А так, у нас есть, скажем, альбомы, наверно, по одному-два видео на каждый альбом, и они входят бонусами в DVD.
ИА REGNUM: Планируются ли клипы на основе нового альбома?
Планируется, да. Мы все это хотим издать по мотивам этого тура, посвященного 25-летию группы - туда войдет концерт в Лужниках, в "Октябрьском", еще фрагменты, и, наверно, бонусом какие-то песни.
ИА REGNUM: Со временем, думаю, авторам свойственно пересматривать собственное отношение к своим ранним произведениям. Сейчас, оглядываясь на ранние альбомы, вы бы что-нибудь в них изменили, если бы это было возможно? Есть желание какие-то песни переписать, перепеть заново?..
Нет, я сам люблю первые исполнения какого-то исполнителя, потому что любая песня так или иначе связана со временем. Когда ты ее слушаешь, ты можешь, как на машине времени, переместиться в то время, когда ты ее впервые слушал. Поэтому новое прочтение для меня менее интересно, как правило.
ИА REGNUM: В одном из интервью вы упомянули о том, что на аранжировку одной из песен альбома "Мракобесие и джаз" повлияла песня группы Skunk Anansie... А что в целом в современной музыке представляется вам интересным?
Так все заимствовано, это как конструктор: одно соединяешь с другим с помощью своего умения... Некоторые песни я с удовольствием переслушиваю, но не появляется, как у "Битлов" или "Цеппелинов", скажем, пластинка, когда тебе нравится 80 процентов или 70. Процент того, что ты можешь использовать "в корыстных целях", по крайней мере, мне кажется, невелик.
ИА REGNUM: То есть, все лучшее было сделано в 60-е...
Нет, оно появляется, но воздействия оказывает на неокрепшие умы намного меньше.
ИА REGNUM: Сложно загонять музыку в жанровые рамки, но понятие "русский рок" крепко обосновалось в общественном сознании. Можно ли говорить о нем сейчас как о явлении?
Поскольку это поется по-русски, поэтому уже никак не может быть ни английским, ни китайским. Это единственное отличие - и, может быть, еще, скажем, то, что словесное наполнение имеет если не главенствующее, то доминирующее значение. Хотя раньше казалось, что по-русски петь нельзя, и даже если по-русски что-то пелось, слову не придавалось вообще никакого значения.
ИА REGNUM: Но ведь в те же 80-е рок был не только музыкальным, но и социально-политическим явлением, иначе бы его не запрещали к тиражированию...
Так запрещали и джинсы... Не стоит ставить памятник из-за того, что что-то запрещалось. Это как перестроечные фильмы: ужаснее их нету, как правило, потому что снято на злобу дня, причем хорошими иногда режиссерами, которые потерялись, когда нет никаких рамок. Мне кажется, рамки нужны - по крайней мере, если ты сам не можешь их создать, нужен тот, кто тебе эти рамки создаст, чтобы ты мог преодолевать, быть сильнее того, что тебя сдерживает. А вседозволенность ничего, кроме урона, самому автору не наносит.
ИА REGNUM: На ваш взгляд, музыка должна нести какой-то социальный "месседж", или вам ближе позиция "искусство ради искусства"?
Искусство ради искусства... но необязательно воспевать одуванчики. Я предпочитаю какие-то зашифрованные послания, которые можно прочитать и через пять и десять лет, когда социальный фон уйдет, а суть остается. Мне кажется, что суть можно закодировать. Мне в восьмом классе было интересно читать Лао Цзы: мне как раз показалось, что это современная история о том, как построен сегодняшний мир. Не две или пять тысяч лет назад, а как он сейчас устроен. Мне кажется, это более полезно, чем "перестроечная" эстетика.
ИА REGNUM: А что касается технического прогресса - когда, скажем, песни записывались на чуть ли не самодельном оборудовании, на чистом энтузиазме, больше ли в них было собственно творчества?
Чрезмерное использование техники, как мне кажется, вредит, и даже "фирменные" товарищи это поняли. Скажем, последние диски Элиса Купера, и "Роллингов", и Маккартни как раз лишены этих музыкальных обработок - они пришли опять к своему звучанию, за что и были ценны. Чтобы не происходило так, что гитара звучит у одного исполнителя как у другого, благодаря какому-то стандартному звуковому эффекту. А применение самой техники, наверно, даже хорошо. Другое дело, что ее надо применять как-то, скажем, дозированно.
ИА REGNUM: А когда идет работа над новым альбомом, есть заранее какая-то концепция, к которой хочется прийти на выходе, или это стихийный процесс?
Сначала идут какие-то поиски. Многое идет от названия: под него подбирается то, что кажется уместным. Есть много наметок, которые ждут в зародыше своего часа. Название должно как магнит притянуть себе подобные ощущения, чтобы альбом не был сборником удачных песен, а все-таки каким-то строением.
ИА REGNUM: А сейчас есть в запасе песни, которые были написаны давно, но по каким-то причинам не были изданы?
Да много, на самом деле. Как правило, в каждом альбоме есть песни, которые пишутся в этот период времени, а есть какие-то, которые ждут своего часа.
ИА REGNUM: Есть шанс, что мы услышим их на следующих альбомах?
А куда деваться?
ИА REGNUM: Каждый альбом "Пикника" - не просто набор песен, а некая цельная архитектурная конструкция. В каждом новом альбоме выстроен свой собственный мир, или вы видите все происходящее в песнях "Пикника" в одной общей музыкально-мифической вселенной?
Одно с другим связано. Потому что, так или иначе, это делается из одного материала, который находится внутри. Но, по крайней мере, желание есть, чтобы этот мир был особым в каждом альбоме. Хотя понятно, что от себя ты уйти не можешь, и нет в этом необходимости.