BumerangLeft (НашРок) все записи автора
Аналитическая статья Ильи Сакмарова:
Рок-культура: от контркультуры прошлого до культуры будущего!
Наша рок-культура – не что иное, как одна из субкультур, но для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собою субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что такое вообще любая культура. Так как субкультура вообще и рок-культура в частности - суть культурные явления, то, поняв, какую роль играет культура в человеческой жизни, мы сможем понять, какую роль играет и субкультура как вариация базовой культуры общества.
Что такое культура?
Называя человека "культурным существом", Л. Г. Ионин интерпретирует это так: «культурное существо означает:
a. Существо недостаточное
b. Существо творческое.»
Недостаточность, писал Гердер, заключается в том, что человек, лишенный свойственных животным безошибочных инстинктов, - самое беспомощное из всех живых существ. У него нет темного врожденного инстинкта, влекущего его в его собственную стихию, да и самой "его" стихии не существует. Нюх не приводит его к травам, которые необходимы, чтобы побороть болезнь, механический навык не побуждает к тому, чтобы строить гнездо… короче из всех живых существ человек - самое неприспособленное к жизни.
Но именно это отсутствие изначальной приспособленности делает его творческим существом. Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, восполнить отсутствующие способности человек производит культуру.
Культура здесь носит инструментальный характер, она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.
Поскольку его выживание не гарантировано самой природой, оно становится для него практической задачей, а его среда и сам он в этой среде - предметом постоянной рефлексии. Человек оказывается вынужденным анализировать свою среду, выделять те ее элементы, что необходимы для удовлетворения его инстинктивных потребностей (у животных потребности и средства их удовлетворения, так сказать, изначально скоординированы).
Именно осмысленное поведение и явилось источником культуры, потому что все, что становилось результатом такого осмысленного, ориентированного на значения поведение, само по себе являлось осмысленным и содержало значения, на которые могли ориентироваться уже другие индивиды. Так создавалась "вторая природа", то есть культурная среда, ставшая специфической видовой средой для homo sapiens.
Словосочетание "вторая природа" имеет метафорический характер. Каждый человек рождается в мир уже готовых значений, из которых складываются предметы его культурной среды. Поэтому он рассматривает их как объективные реальности, равные по своему онтологическому статусу реальностям природы. На самом же деле они - смысловые реальности и как таковые обусловлены в своем существовании человеческой активностью и человеческим поведением. Они - культурные реальности, культурные вещи, культурные объекты. Все, чем и в чем человек живет, - от мифа до современных технических устройств, от поэзии до основополагающих социальных институтов, - все это культурные реальности, родившиеся из осмысленного социального поведения и имеющие смысл для каждого человеческого существа. Общество в целом так же является культурным установлением, ибо оно основано на осмысленном поведении, а не на инстинктивном реагировании, свойственном животному миру.
Для нас это значит то, что мы одновременно существуем с двумя системами ценностей, которые взаимно влияют друг на друга:
Система культурных ценностей, которые и делают нас людьми, создают нам «вымышленную реальность» и помогают удовлетворить наши потребности такими способами, чтобы они были понятны и адекватно восприняты другими.
Система социальных ценностей помогает нам выжить в обществе, быть его участником. В этой системе мы играем определенные роли, имеем определенные статусы.
Эти две системы постоянно находятся в определенном балансе между собой.
Постмодернизм – новый подход к формированию культурных ценностей.
Феномен молодежной субкультуры возник лишь во второй половине этого века. Следовательно, его возникновение каким-то образом связано с теми социокультурными процессами, которые имели место в тот период и, видимо, имеют сейчас.
Эти процессы связаны с глобальными переменами в общественной жизни и общественном сознании обусловленными переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна.
Термин "постмодернизм" возник в 30-е годы в контексте художественной критики, а слово "постмодерн" впервые было употреблено в 1947 году Арнольдом Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации.
"То, что имеется в виду под словом "постмодерн", - пишет Р. Тарнас, - значительно разнится в зависимости от контекста, однако в самых общих чертах, однако в самых общих чертах постмодернистское мышление можно рассматривать как незавершенный и непостоянный набор положений, который складывался постепенно под влиянием множества разнообразнейших интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма и психоанализа до феминизма, герменевтики, постэмпирической философии и науки (мы перечислили лишь немногие из наиболее видных течений)".
Попробуем сформулировать некоторые постулаты постмодернистского мышления. В эту эпоху, как отмечает И. Тэн, начинает особенно цениться пластичность духовного наследия, постоянное изменение действительности и знания. Отдается предпочтение конкретному опыту перед застывшими отвлеченными принципами, появляется убеждение в том, что ни одна априорная система не должна тяготеть над воззрениями или исследованиями человека.
Быстро меняющаяся действительность и ее все более противоречивый облик вынуждают к поливариантным подходам в ее оценке, к рассмотрению процессов с многих позиций, с точки зрения многих идейно-ценностных ориентаций. Классических догматов явно не хватает, чтобы объяснить все многообразие происходящего. Поэтому нигилизм в условиях цивилизации постмодернизма все больше проявляет себя как скептицизм, недоверие к сложившимся традиционным формам духовного опыта и мышления, побуждает к поиску рациональных определений, хотя и краткосрочных по своему назначению, но в достаточной степени адекватно объясняющих новую действительность. Критика предшествовавшего знания науки и систем ценностей становится одним из центральных направлений исследовательских усилий.
На основании собственной критики каждый из нас выстаивает собственную систему культурных ценностей, которая все больше зависит от изменений в обществе. Говоря иными словами – социальные ценности все больше влияют на формирование нашей личной культуры. То, что важно для нас в определенный момент жизни, а также то, как мы себе планируем дальнейшую нашу жизнь в обществе, определяет, какие культурные ценности будут для нас более приемлемы. Уже приведенный в пример феминизм, как одно из самых ярких явлений современного общества, с этой точки зрения является вполне естественным итогом размышления женщин о том, что собственное будущее и будущее своих детей они могут обеспечить самостоятельно. Такие мысли привели к пересмотру культурных ценностей, в системе которых появилось изначальное недоверие к мужчинам.
Что такое субкультура?
В ситуации, когда общая культура утрачивает всеобъемлющий характер и каждый для себя самостоятельно выстраивает систему культурных ценностей, естественным образом появляются сообщества людей, занимающихся этим делом совместно, помогающих друг другу понять те или иные принципы, сформировать позиции по тем или иным вопросам. Так формируются субкультуры.
Субкультура - это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако, большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием или неодобрением. Современными субкультурами, объединенными по общности музыкально-философского материал можно считать панк, металл, фолк, субкультуру ролевых игр.
Что такое рок-культура?
Одним из частных случаев субкультуры является контркультура - набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью которого» эта группа является». Именно такой субкультурой была рок-культура в России на рубеже 80-90-х годов. Именно с тех пор сложилось представление о рок-культуре как о «протестной» культуре.
С изменением национальной культуры и самой контркультуры она может перейти в разряд «обычной» субкультуры или даже раствориться в культуре общества.
Пример рок-культуры нам демонстрирует обе эти тенденции – с одной стороны рок становится признанным нашей «официальной культурой», а с другой – начинает самостоятельную жизнь в качестве молодежной субкультуры, обретая новые формы, получая новые названия, такие как «альтернатива». Таким образом, рок-культура сейчас – явление неоднородное, противоречивое.
Сформировать понятие о рок-культуре сможет возврат к системе культурных ценностей и ее взаимоотношениях с системой ценностей социальных.
Действительно, что было свойственно року во все времена, начиная с его зарождения в 60-х годах? И почему он зародился именно тогда?
Можно предположить, что именно постмодерн вызвал рок к жизни. И настоящий протест, который всегда имел место в рок-культуре – протест против самого постмодерна, то есть против изменений культуры, вызванных изменениями в системе социальных ценностей. Рок-творцы всегда стремились описать базовые ценности, которые нас всех объединяют, которые нас делают людьми, и всегда выступали против социализации культуры – против изменения сакрального ее смысла.
Таким образом, можно подойти к понятию рок-культуры, как субкультуры, не только по-другому интерпретирующей сами нормы и ценности базовой национальной культуры, но протестующей против самого принципа, в соответствии с которым социальное в нас все больше определяет культурное.
Два течения в рамках рок-культуры.
Рок-культура еще в 60-е годы разделилась на два равноправных течения, которые можно условно назвать «рок» и «металл», хотя изначально металл было принято называть другими терминами. Представители этих течений являются «рокерами» в том плане, что и те и другие - борцы за «истинную культуру», неизменяемую в зависимости от требований общества; но на сами базовые ценности этой культуры они смотрят кардинально по-разному.
Если представители нетяжелого рока (в том числе панки, хиппи, растаманы, блюзмены и др.) постоянно исследуют культуру на предмет н базовых ценностей, носящих функцию гармонизации отношений между людьми и окружающей их природой, то «металлисты» видят в основе мироздания борьбу людей друг с другом с целью выявить сильнейшего; того, кто более достоин иметь право на существование.
Это противостояние восходит своими корнями еще в те времена, когда культура земледельцев противостояла набегам кочевников - «ариев». Гармоничное развитие культуры крупных общин и городов, которое было невозможно без любви людей друг к другу, подразумевало помощь слабому; арийская культура же, напротив, постулировала естественный отбор, в результате которого выживали сильнейшие – те, которые могли прокормить себя в условиях, когда количество пищи (дичи) было ограничено.
Этих же принципов придерживаются современные рокеры и металлисты, что находит отражение буквально во всех аспектах их поведения: начиная от тематики текстов песен групп - проводников субкультуры, и заканчивая более профессиональным подходом к сочинению и исполнению партий у металлистов, что может даже принимать форму соревнования. Действительно, конкуренция металлических команд по различным параметрам (количество собираемой аудитории, профессионализм участников, долговременность приверженности определенным принципам и стилистическим направлениям) носит не современный рыночный характер, а скорее тот самый первозданный, продиктованный инстинктом самосохранения перед лицом естественного отбора.
Роль рок-культуры сегодня и в будущем.
Делая вывод о роли рок-культуры в современном мире можно сказать, что ее носителями становятся люди, которые хотят быть независимыми от диктата общества, но при этом принимают его как неизбежность, остаются современными и во всех отношениях социально адаптированными. Новые поколения вносят в рок-культуру что-то свое, появляются новые направления. Хиппи и панки со временем трансформируются в людей стиля «эмо» и «готов», музыканты эксплуатируют все новые стили.
Предсказать развитие рок-культуры сложно из-за отсутствия структурированности, крайней неопределенности в понимании внутренних законов жизни рок музыки, ее взаимоотношения с другими культурными явлениями. Но то, что в основании рок-культуры лежит социальный протест особого рода, выделяет ее из всех остальных субкультуры.
В России рок-культура всегда стемилась стать базовой, национальной, долгое время играла роль контркультуры, поскольку ей удавалось поддерживать постоянный культурный уровень своих лидеров и идеологов. Этот уровень достигался тем, что крупные музыканты, журналисты, общественные деятели – приверженцы рок-культуры - всегда ориентировались на западную и (в меньшей степени) восточную культуры, воспринимая только лучшие их проявления и адаптируя их при помощи русского менталитета в нашей стране.
То, что мы можем наблюдать сейчас в России, сложно назвать подъемом культурного уровня. Из-за нестабильности миграционной политики и политики в области образования процессы выхода России из кризиса в этой сфере может затянуться еще на долгое время. И может быть именно сейчас стоит вспомнить о рок-культуре, которая обладает потенциалом для массового возрождения культуры и которой мешают лишь только несколько факторов (таких как ее неструктурированность и неоднозначное отношение к ней официальной культуры) влияние которых можно легко уменьшить за очень небольшой промежуток времени!
Илья Сакмаров:
При подготовке статьи были использованы материалы дипломной работы Шафорост Ю. "Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты"