-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Milendia_Solomarina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2011
Записей: 4177
Комментариев: 26631
Написано: 34121


В гости к императрице

Понедельник, 15 Августа 2016 г. 14:00 + в цитатник

Воскресенье. В Москве прохладно, в Лондоне тепло и ветренно, а тем, кто сидит сейчас у экранов мониторов, предлагаю совершить виртуальный вояж в Питерские имения русских царей. Так что заварите себе чай поароматнее, налейте в красивую чашку. Мы отправляемся!

По иорданской лестнице Зимнего дворца входим в царские хоромы. Будем чаёвничать в окружении позолоченной роскоши.

DSC_3317.jpg

Мы не можем увидеть каким был Зимний дворец Петербурга во времена Екатерины Великой, но зато Екатерининский дворец в какой-то степени показывает вкусы и представления о царской роскоши. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I.  В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам. Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.

Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

От Большого зала Царскосельского дворца отходит" Золотая анфилада". Легко догадаться почему она так названа.

Золотая анфилада кажется бесконечной, её зазеркалье манит неизведанными красотами. Триста метров залов протянулись во всю длину здания. Выход императрицы к гостям был крайне театрален, она появлялась из бесконечной глубины комнат сияющим видением и постепенно приближалась. Во времена барокко главным видом искусства был театр.



DSC_3234.jpg

Ближайшими комнатами, которые создал Растрелли, были Антикамеры - три помещения с "дизайном" подобным главному залу, что объединяло их по замыслу в общий ансамбль парадных комнат. Здесь ожидали аудиенции гости. Изначально антикамер ( название пришло из итальянского языка) было пять, две были позже переделаны в Лионский и Арабесковый залы.
Эти залы использовались по-разному: в первой собирались — самые знатные, следом — чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Из записок Е. Р. Дашковой: " Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены — по чинам мужей, девицы — по чинам отцов, и потому утром на церемонии коронации мне следовало занять оказались последними, или, лучше сказать, самыми высокими скамейками, место жены полковника"."… в собор допускались лица в звании не ниже полковника, места для их жен вроде подмостков, специально сооруженных для зрителей". Теперь понятно почему "Антикамер", было пять.

Первая Антикамера стала при Екатерине Великой местом, где показывали спектакли.

DSC_3229.jpg

В этой комнате, в 1765 году, был нарочно построен»  маленький театр, в котором в первый раз, 21 апреля того же года, в день своего рождения императрица Екатерина II смотрела, как малолетние придворные певчие исполнили французскую оперу «Летрокэр» .После этого спектакли стали еженедельными до постройки в саду каменного театра. С 1765 года в «Первой антикамере» начались представления французской труппы под руководством актера и музыканта Ж.-П. Рено. Здесь же, 19 августа 1772 г., фрейлинами и придворными кавалерам был в Высочайшем присутствии разыгран«Бригадир», Фонвизина.





Декор антикамер похож: золоченая резьба, паркетные полы, зеркала,мебель, обитая белым штофом. Первую антикамеру украшают огромные изразцовые печи.




















За «Первой Антикамерой» находится «Вторая Антикамера», которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны. Стены комнаты по-прежнему украшены пилястрами с резными орнаментами, а потолок — великолепным плафоном.
Посередине установлен "сладкий стол", сделанный по мотивам праздников времен барокко."Сахарный партер", создан по эскизам Ф.-Б.Растрелли и рисункам XVII в. Его сделал мастер-кондитер Алдис Бричевс, Латвия в 2009 году, из поролона, сахара, пищевого сусалього золота, стразов Сваровски, пищевых красителей. (Но мы то с вами настоящий чай со сладостями пьём, не муляж?)










Масленки-обманки в виде цветка, персика, лимона, груши, граната и артишока, дополняющие оформление нарядного стола, также изготовлены в Мейсене во второй половине XVIII века. Оттуда же происходят стоящие на консолях между окнами декоративные вазы-ароматницы, называемые по форме украшающих их цветов «буль-де-неж» (от франц. boule de neige — снежный ком).

zz6 (700x284, 224Kb)


DSC_3324.jpg

DSC_3329.jpg

Вo времени переезда Екатерины II в ее новые апартаменты, эта комната часто служила для вечерних небольших собраний во время концертов, а иногда в ней давались и «комнатные балы». В 1845 г. в этой зале был устроен театр для «комнатных спектаклей». В начале ХХ века вторая Антикамера предназначалась для занятия спортом младших членов императорской семьи.

Расписные плафоны с небесами визуально раздвигают пространство вверх.











Интерьеры дополняют красивые аксессуары: вазы, часы.



Следующий покой «Третья Антикамера», или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер» (от франц. a la guerre — на войне; игра в бильярд с двумя шарами для двух и более игроков).

Третья антикамера, переоформленная Растрелли, выделялась 16 резными статуями, стоящими на пьедесталах в конце XVIII века.

В 1780-1790 годах архитектор Джакомо Кваренги изменил декор антикамер в соответствии с новым стилем классицизм. Когда по распоряжению Екатерины II перестраивалась вся южная часть дворца, в Третьей антикамере барочные детали отделки уступили место классицистическим, вместо изразцовых печей в ней были установлены 30 позолоченых каннелированных колонн с коринфскими капителями и четыре мраморных камина с зеркалами.
DSC_3319.jpg

Восхитившись богатством представительских комнат, двинемся вглубь Золотой анфилады в более интимные покои.

DSC_3321.jpg

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II. Стиль Ч.Камерона перекликается с проектами ещё одного знаменитого Шотландца - Роберта Адама, творившего в это же время английские дворцовые интерьеры. См. статьи ТУТ

http://www.tzar.ru/files/Image/Catherine%20Palace/The%20Formal%20Blue%20Drawing%20Room/img_05.jpg

Оопочивальня великой княгини Натальи Алексеевны, которую перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Ч. Камерон,  в 1780-х годах. Камерон применил в Опочивальне свой излюбленный прием, к которому обращался при оформлении царскосельских интерьеров неоднократно: украсил стены рельефными композициями на мотивы помпейских росписей.

zz7 (700x404, 310Kb)

Особое своеобразие придают интерьеру расставленные вдоль стен и в глубине комнаты стройные колонны из белого фаянса, обвитые золочеными гирляндами. Гипсовые медальоны с аллегорическими сценами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполнены И. П. Мартосом. Сочетание светло-зеленого цвета стен с голубым фоном медальонов и позолотой образует изысканную колористическую гамму Опочивальни. Небольшие двери комнаты обрамлены позолоченным багетом и украшены заключенными в такой же багет прямоугольными панно с арабесковой росписью.

zz5 (700x284, 207Kb)

В мебельном убранстве Опочивальни выделяются стальной столик и каминная решетка, изготовленные тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Федоровны. Здесь же экспонируется часть мебельного гарнитура, исполненного по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом, а также стеклянный столик из Синего кабинета императрицы (Табакерки) на ее личной половине в южной части дворца. см. виртуальный тур ТУТ http://www.tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/boudoir

zz1 (700x300, 229Kb)

zz (700x300, 232Kb)

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

zz3 (700x284, 261Kb)

Возможно, замысел янтарной комнаты родился у королевы Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

zz2 (700x284, 204Kb)

Растрелли роскошно украсил апартаменты дворца, созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

В 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем. В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена, и вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел новую лестницу (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала. В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке: архитектор И. А. Монигетти исполнил ее в мраморе, решил в стилистике рококо и украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами.

zz4 (700x284, 226Kb)

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. см. вируальный тур тут http://www.tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/main_staircase

Нельзя не отметить ещё одну великолепную работу Расстрелли - Иорданскую (парадную) лестницу Зимнего дворца. Уничтоженная пожаром 1837 года лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли.







































К.А. Ухтомский. Концертный зал


 Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Johrdan_staircase.jpg

акварели Ухтомского и М.Зичи

источники  Царскосельский дворец. Антикамеры , http://www.tzar.ru/ и Зимний дворец https://ru.wikipedia.org/wiki/Иорданская_лестница фото на Yandex-fotki автор takhtamyshev-sergej

Рубрики:  Архитектура разных стран
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 19 пользователям

Людмила_Ярослава   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 16:01 (ссылка)
Спасибо) Насмотрелась, повспоминала. Была я там. Волшебная красота.
Ответить С цитатой В цитатник
Mila-milay   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 17:40 (ссылка)
Milendia_Solomarina, благодарю Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
daizyLeningrad   обратиться по имени Воскресенье, 14 Августа 2016 г. 21:39 (ссылка)
Milendia_Solomarina, восхищаюсь великолепием и воплощением задуманного, а также реставраторам этой красоты! Спасибо за презентацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Son_mira   обратиться по имени Понедельник, 15 Августа 2016 г. 14:10 (ссылка)
Спасибо за экскурсию .
Очень красиво и интересно рассматривать фото .
image (660x195, 359Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
valyok   обратиться по имени Понедельник, 15 Августа 2016 г. 16:37 (ссылка)
znachok-tolkatel-zolotaya-moneta НА ВСЮ НЕДЕЛЮ (600x400, 351Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
allasima   обратиться по имени Вторник, 16 Августа 2016 г. 15:45 (ссылка)
Спасибо за великолепную экскурсию! Вам всего самого хорошего и удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку