Сокровище нетленное (Владыка Серафим, в миру Чичагов Леонид Михайлович) |
“Кто хочет быть милосердным, тот должен быть братом”
Сщмч. Серафим (Чичагов, дед В. В.Черной по материнской линии)
Что бы дать полное представление о В.В. Черной, расскажу о ее деде Л. М. Чичагове.
Жизнь владыки Серафима (в миру - Леонида Михайловича Чичагова) и была примером христианской деятельной любви. Ещё до вступления на путь священнического служения, будучи офицером, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые вследствие болезней были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию, заботился об организации бесплатной медицинской помощи, о детях-сиротах, чьи родители погибли на войне. Желание помогать больным и увечным привело будущего епископа к серьёзному изучению медицины, особенно народной, основанной на целебных свойствах растений. Не имея специального образования, Леонид Михайлович разработал самостоятельную систему лечения, описанную им в фундаментальном труде “Медицинские беседы”, содержащем многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. “Создав особую систему лечения и прилагая её уже много лет с успехом к своей практике, я желал бы доказать, что медицина как наука более других необходима для людей как помощь и облегчение в их страданиях”, - писал он в брошюре “Что служит основанием каждой науки?”, отмечая при этом, что “врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но искать корень болезни и в духе или в душе человека”. Число людей, которым Леонид Михайлович Чичагов смог помочь, по его собственным подсчетам, достигает 20 000 человек. После принятия монашества и возведения в сан епископ Серафим не оставлял трудов, направленных на помощь ближнему. По его благословению в годы русско-японской войны формировались санитарные поезда. Во время первой мировой войны владыка организовывал сбор пожертвований на лечение раненых воинов и инвалидов, участвовал в мероприятиях по оказанию помощи беженцам и по оснащению всем необходимым госпиталей и санитарных поездов.
Во время своего пребывания на Тверской кафедре (1914-1917 гг.) святитель Серафим уделял много внимания организации церковно-приходской жизни. Он составил обращение к духовенству епархии “О возрождении приходской жизни”, где в частности, писал о необходимости создания аптечек первой медицинской помощи из простых средств или гомеопатических аптечек. Особую роль в организации благотворительной деятельности архиепископ Серафим отводил женщине. “В древности, - писал он, - существовал институт диаконис. Они смотрели за порядком в храме на женской половине, учили детей молиться Богу, раздавали милостыню, ходили по приходу, навещали больных, утешали скорбящих и т.п. И теперь для женщин – открытое широкое поле благотворительной деятельности не только во время войны и народных бедствий, но и в мирное время по городам и особенно весям России”. Владыка предложил пастырям разделить свой приход на несколько участков, поручив каждый смотрению отдельного лица из членов приходского совета или миссионерского . Это «смотрение» отчасти напоминало обязанности древних диаконис и состояло в том, чтобы «не полениться дойти или доехать до священника и вовремя сообщить ему о несчастье, нужде или скорби его прихожанина». Особо указывал владыка Серафим на необходимость помочь беде крестьянина в случае падежа скота, “хотя бы пришлось для этого обратиться заимообразно к церковному ящику”. По мысли святителя, со временем церковный ящик должен стать “народным банком для крестьян”, как это было в старину. Также архиепископ Серафим разрешил завести кружку специально для сбора средств на благотворительную деятельность, «которую обносить во время всех богослужений и брать с собой при обходах прихода в большие праздники». Священникам предлагалось использовать каждый удобный случай, чтобы обратиться к народу с церковного амвона с просьбой о помощи тому или иному пострадавшему, предоставив прихожанам самим определять способ и размеры этой помощи.
Дочери владыки Серафима шли по стопам своего отца. Наталья, выбравшая монашескую стезю (в постриге - Серафима), после эвакуации ее монастыря в Новгород в годы первой мировой войны была направлена сестрой милосердия в Новгородский епархиальный госпиталь. В советское время в тяжёлую годину лютых гонений на церковь мать Серафима дежурила на вокзалах Москвы, чтобы передать священнослужителям, следующим по этапу, тёплые вещи и продукты. Такое служение было сопряжено со многими трудностями и опасностями. Ее сестра, Леонида окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия Комитета Красного Креста. В первую мировую войну она работала в лазарете имени Государыни Марии Фёдоровны, а в начале Великой Отечественной войны в возрасте 58 лет (!) добровольно ушла на фронт сестрой милосердия. По воспоминаниям ее дочери, Варвары Васильевны Чёрной (в постриге – игуменья Серафима), Леонида Леонидовна до конца жизни раздавала
нуждающимся свою пенсию и деньги, получаемые от детей.
“Большое добро делает человек, подающий милостыню, жертвующий своими излишками, но это ещё не милосердие. Так ли поступают брат с братом? Мы должны делиться с ближним не только излишками, но и последним куском хлеба, больше того, на нас лежит долг подчас лишать себя любимого, привычного и отдавать это в пользу брата или сестры”.
Эти слова владыки Серафима можно без труда отнести не только к нему и его семье, но и ко многим другим православным, пострадавшим за веру.
Серия сообщений "Встречи с интересными людьми":
Часть 1 - Варвара Васильевна Черная - первая игуменья Ново-Девичьего моностыря
Часть 2 - Сокровище нетленное (Владыка Серафим, в миру Чичагов Леонид Михайлович)
Часть 3 - Знакомство с Папаниным
Часть 4 - Папанин и экспедиционный флот АН СССР.
...
Часть 35 - С праздником, Днем защитника отечества! А.Г. Мишенков
Часть 36 - Друзья и диссиденты
Часть 37 - Сусанин буржуазной демократии. Полемика с Георгием Сатаровым
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |