Кинократия:
«Я шагаю по Москве»
Георгия Данелии
Один из самых знаменитых фильмов-плакатов, прекрасно иллюстрирует Москву начала 60-х, заката «оттепели».
Картина Георгия Данелии вышла на экраны в 1964 году, причем премьера состоялась в только что открывшемся кинотеатре «Россия» – самом крупном на тот момент в Европе.
В том же году с размахом прошел всемирный форум молодежи, что должно было намекнуть мировой общественности, мол мы не только можем стучать башмаками (легендарная «Кузькина мать» Хрущева) и бряцать ядерным оружием, но и созидать.
Одноименная песня мгновенно становится хитом, который на манер главного героя Николая (Никита Михалков) насвистывается молодежью по всей стране.
Фильм заряжает своим оптимизмом и являет зрителю не идеальных героев, которых мы привыкли видеть в советских картинах того времени, а очень живых и человечных персонажей с избытком юношеского романтизма и наивности.
Никита Михалков, благодаря протекции сценариста фильма Геннадия Шпаликова, получил свою первую главную роль — ему на тот момент было всего 18 лет, однако характер свой Никита Сергеевич, показывал уже тогда.
Однажды, Михалков попросил Георгия Данелию повысить ему ставку с 8 до 25 рублей, но режиссер поступил по-хитрому и сказал, что пригласит другого на его место.
Естественно, молодой актер не совладал с эмоциями и сдался, что называется, со слезами на глазах и сдал своего брата Андрона, который того «учил» таким образом жизни, и будущему мэтру пришлось уступить.
Многие вещи в этой картине сложились случайно. Некоторые сцены, такие как эпизод с полотером в квартире известного писателя появились из-за конфликта Данелии с цензурой, представителям которой то не нравились актеры, то никак не усматривался смысл картины, дескать «не глубоко» автор раскрывает характеры героев.
В ответ ироничный режиссер придумал сцену, в которой молодой сибирский писатель Володя Ермаков (Алексей Локтев) отправляется в гости к писателю Воронову (Аркадий Смирнов), чтобы обсудить дальнейшие творческие планы.
Однако, тот случайно попадает на полотера, которого принимает за именитого писателя. Тот в пух и в прах разносит его повесть о просто «хороших людях», не давая тому даже рта раскрыть.
Циничный «полотер» (Владимир Басов) олицетворял цензоров, которые пулеметной очередью расстреливали задумки Данелии.
Как говорил сам режиссер:
«Полотер у нас оказался подкованным: прочитал рассказ Володи и высказал ему то, что говорили нам «они» (цензоры). А Володя не соглашается и говорит полотеру то, что говорили им мы».
История создания хита «Я иду, шагаю по Москве» получилась не менее забавной. Данелия вспоминает, как долго он вымучивал мелодию с композитором Петровым, отбраковав множество вариантов, пока, наконец, не принял один из них.
Текст поручил написать сценаристу Геннадию Шпаликову, который обещал выполнить задание за три дня. Потом он исчез и появился в день выдачи зарплаты, но без текста.
Когда Данелия пригрозил, что не возьмет того в ресторан вместе со всей съемочной группой, он практически моментально выдал известный всем куплет:
«Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу…».
Георгий Данелия появился в фильме в роли чистильщика обуви
В тот же вечер в процессе подготовки к съемкам Шпаликов сочинил остальные три куплета. Этот случай еще раз показывает, насколько изобретательным и тонким руководителем был Данелия.
Как появилась идея фильма? Однажды, сценарист Геннадий Шпаликов буквально ворвался в квартиру Георгия Данелии с шампанским, начав эмоционально рассказывать об идее сценария.
Данелия назвал героя Михалкова именем Коля в честь своего сына
И сходу стал описывать: летний дождь, по пустынной улице идет девушка с туфлями в руках. Далее в кадре появляется парень на велосипеде с зонтиком и кружит вокруг нее, защищая от дождя.
На роль девушки пробовались две молодые актрисы из ГИТИСа, с ними удалось отснять большую часть материала, но в какой-то момент они не пришли на съемки. Финальный эпизод с крупным планом ног девушки был на грани срыва, и тут Данелия находит выход из создавшегося положения.
Он пригласил на финальный эпизод журналистку, которая приехала к режиссеру взять у него интервью. Оценив положительно сценарий друга, Данелия резонно спросил у него: А что дальше?". «А дальше придумаем», — оживленно ответил сценарист.
Под конец вечера Шпаликов умудрился облить новые обои теплым шампанским в комнате, где все происходило.
Больше всего негодовала мама Данелии, но после премьеры и последующего оглушительного успеха картины она передала другу Шпаликову, что если его следующая идея будет такой же удачной, он может и другую стену в их квартире залить шампанским.
Съемки фильма проходили летом и осенью 1963 года в Москве. В кадре столица предстает нам с высоты птичьего полета с ее изящными улочками, утопающими в зелени — именно такой теплой атмосферы режиссер добивался от фильма.
Фильм стал первой главной ролью 18-летнего Никиты Михалкова
Все это стало возможно благодаря команде талантливых коллег по киноцеху: Андрею Петрову, сочинившему запоминающуюся музыку, Геннадию Шпаликову, который привнес особую сценарную технику и, конечно же, текст к песне «Я шагаю по Москве», а благодаря Вадиму Юсову — гениальному оператору — мы получили уникальное произведение, которое не раз отмечали специальными призами на международных кинофестивалях.
Георгий Данелия помог молодым актерам раскрыться так, что их полюбили миллионы зрителей — Инна Чурикова, Евгений Стеблов, Алексей Локтев в одночасье стали звездами.
Данелии удалось воплотить свою мечту, снять фильм-сказку о светлых и добрых людях, которые случайно встретились в объятиях теплой и приветливой Москвы.
Мария Молчанова
.
Серия сообщений "Наше старое кино":
Часть 1 - Романс на 30 лет. ~~ Как Эльдар Рязанов чуть Андрея Мягкова не утопил
Часть 2 - Дело в «шляпке». ~~ Легендарному фильму «Соломенная шляпка» - 40 лет
...
Часть 31 - НАШ ОТВЕТ ДЖЕЙН ОСТИН: СЕСТРЫ В РУССКОЙ КЛАССИКЕ
Часть 32 - Любимая с детства музыка из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»! Шедевр на все времена!
Часть 33 - Кинократия: «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии
Часть 34 - «Сегодня я бы снимал мультфильмы про деньги»
Часть 35 - «Месье, же не манж па сис жур…»
Часть 36 - «Алые паруса» - сказочная феерия Александра Грина, или стоит ли верить в чудеса?
Часть 37 - Кинократия. «Покаяние» Тенгиза Абуладзе
Часть 38 - «Свободу Юрию Деточкину!»