Сеятель
. Позднее Ван Гог будет трудится над образом жнеца, в котором он видит символ смерти. Сравнивая людей с колосьями он писал в своих письмах: «В смысле, что человек представляет собой зерно, которое убирает жнец. То есть, ты видишь, что это противоположность сеятеля, которого я попытался написать раньше».
Винсент Ван Гог
Сеятель
Октябрь 1889, 80.866 см • Масло, Холст •
Ван Гог находился под воздейсвием темы сеятеля. В 1880 году он написал копию с «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле, творчество которого служило Ван Гогу примером освещения крестьянской тематики в живописи.
Позже в Арле Винсент Ван Гог создал свои собственные работы на эту тему. В своих письмах Винсент писал, что он уже сделал шесть работ на тему сеятеля, но готов рисовать его ещё и ещё.
Интересная особенность этой картины в том, что заходящее солнце образует нимб вокруг головы сеятеля. В своём письме к другу Эмилю Бернару Ван Гог называет снопы и сеятеля символами бесконечности жизни, они показывают повторяемость процесса роста, сбора плодов растений и цветения.
Сеятель, таким образом, символизирует жизнь. Позднее Ван Гог будет трудится над образом жнеца, в котором он видит символ смерти. Сравнивая людей с колосьями он писал в своих письмах:
«В смысле, что человек представляет собой зерно, которое убирает жнец. То есть, ты видишь, что это противоположность сеятеля, которого я попытался написать раньше».
Винсент Ван Гог
Сеяльщик (Сеятель)
Октябрь 1888 года . Холст, масло 91х72см.
Винтертур, Вилла Флора .
Жан-Франсуа Милле "Сеятель" 1850г
Музей изящных искусств, Бостон.
Сеятель Милле, похоже, совсем темный человек. Его широкий шаг и свободный взмах руки объясняются лишь его бедностью и тяжелым трудом. Его лицо наполовину скрыто, а черты стали грубыми из-за постоянного физического напряжения.
И все же это — героическая фигура, образ вечной весны, от которой зависит жизнь людей. Справа от него видна управляемая другим крестьянином упряжка из двух волов, выглядящая почти монолитом.
Фигура крестьянина занимает все пространство холста, четким силуэтом выделяясь на фоне неба; сильным упругим движением он бросает семена в землю, словно выпуская на волю птиц.
Художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста — образ сеятеля конкретен, но при этом Милле монументализирует и обобщает формы, доводя единичное до символа.
.