-Цитатник

Без заголовка - (0)

Шалом,Израиль!(Путешествие по Галилее ч.1)   Добрый  день ,мои ПЧ друзья! ...

Как опубликовать свой материал в Сообществе? - (0)

Как опубликовать свой материал в Сообществе?   Дорогие и Уважае...

Начинающим на ЛиРу - (0)

Начинающим на ЛиРу Зарегистрировать твой ник! Серия сообщений "Для ЛиРу": Часть...

Тег more или Как убрать текст под кат - (0)

Помощь новичкам: Тег more или Как убрать текст под кат По просьбам читателей - новичков, попроб...

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ - (0)

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854 - 1855 г.г.


 -Всегда под рукой

 -

Быстрый переход по страницам блога Краснофлотец:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краснофлотец

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей: 4010
Комментариев: 933
Написано: 6326




На флоте бабочек не ловят!free counters


Для новичков на ЛиРу! Делаем схему

Среда, 30 Декабря 2009 г. 09:25 + в цитатник
Это цитата сообщения Душица [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Для новичков на ЛиРу!



Делаем схему
Многие новички, и не совсем новички здесь не знают, как сделать схему, как загрузить понравившееся изображение в качестве фона и сохранить результат.
Однако, это элементарно!
Итак, сначала идем в "Настройки", а там - в "Настройки дизайна". Там есть что-то типа двух колонок: "Цвет фона" и "Фоновая картинка".
Если вы не хотите загружать специально какой-то фон, а можете удовольствоваться одноцветной страничкой, выбираете цвет фона - фон всей страницы, сообщений, панели навигации. Там также есть функция "Прозрачный фон" - если соответствующая галочка нажата, какой бы ни был выбран фон, виден он не будет.
Также вам нужно определиться с цветом текста и ссылок - таким же методом. Дальше - выбрать тип и размер шрифта, если исходный вас не устраивает.
Чтобы посмотреть и сохранить полученный результат, смотрим в самом низу странички "Предпросмотр" - там показано, как выглядит выбранное вами сочетание цветов. Для сохранения результата именно в качестве схемы, которую затем можно заново устанавливать, делиться ее кодом с другими пользователями, придумываем название и вводим в поле "Придумайте и введите название схемы". Ставим галочку в опции "Сохранить набор цветов как схему" и нажимаем "Внести изменения".
Читать далее...
Рубрики:  ЛиРу,Дневник

Метки:  

Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России 118 шт.)

Вторник, 29 Декабря 2009 г. 21:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Иван_Победоносов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России 118 шт.)



Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России)


Далее >>>
Рубрики:  живопись
искусство
картинки

Метки:  

Царский изгнанник

Вторник, 29 Декабря 2009 г. 17:49 + в цитатник
Это цитата сообщения gold-a [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Царский изгнанник



 
картинка

 

Событие, происшедшее весной 1874 года, не имело аналога за всю немалую историю существования императорского дома Романовых. Как наверняка известно читателю, люди здесь были разные. Возможно, именно их пороки и добродетели, высочайшее проявление духа и падение в нравственную бездну заставляют читать сегодня историю Романовых, как увлекательный роман. Но никогда среди них не было человека, замешанного в презренном, по-особому «не царском деле» — воровстве.

И все же такой человек нашелся. Им был великий князь Николай Константинович Романов. Оговоримся сразу — стопроцентно и безоговорочно его вина доказана не была. Не существовало и никакого обвинительного заключения. Собственные показания самого великого князя — сплошное противоречие. Не менее противоречивы и оценки людей, пытавшихся разобраться в этом темном деле. Для одних виновность Николая Константиновича не подлежит сомнению. Другие выдвигают, помимо прочих, версию сплетенной против него адской интриги, замешанной на вопросах престолонаследия. Так что, какой же знак ставить в конце словосочетания «преступление имело место быть» — восклицательный или вопросительный, — до сих пор неизвестно. Но если что и не подлежит никакому сомнению, так это то, что наказание состоялось...

Читать далее...
Рубрики:  История России
из жизни царей,Романовы
Известные личности

Метки:  

англичане конец 18 века- начало 19

Понедельник, 28 Декабря 2009 г. 20:47 + в цитатник
Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

англичане конец 18 века- начало 19



http://dama-may.livejournal.com/23317.html

 

Так выглядели англичане ...думаю, что наш адмирал Мекензи Томас был очень похож на них...Жаль, что никто еще его не нарисовал...Хотелось бы его увидеть  в форме русского адмирала...англичане все время в красном...




Королева Виктория и принц Альберт


Принцесса Виктория (1840-1901), старшая дочь королевы. С 1858 года жена прусского принца Фридриха Вильгельма, будущего кайзера Германии Фридриха III Вильгельма. Правда, кайзером он был всего-навсего 3 месяца в 1888 году.
Альберт Эдуард (1841-1910), “Берти”, старший сын королевы Виктории, будущий король Эдуард VII с 1901.


Виктория (1786-1861), герцогиня Кентская, мать королевы Виктории. Правда, здесь её сильно омолодили, ведь ей тогда было 65 лет.
Элизабет Хэй, маркиза Доуро (1820-1904), фрейлина, невестка герцога Веллингтона.


Флора Изабелла Клементина Макдональд, придворная дама (Maid of Honour)
Херриет Элизабет (1806-1868), герцогиня Сазерленд (attendant)


Полковник Френсис Сеймур (1813-1890), адъютант (Equerry) принца Альберта. После смерти Альберта в 1861 году стал адъютантом Виктории.


В белых одеждах - Архиепископ Кентерберийский. Справа от него Джон Кэмпбелл, (1796-1862), 2й маркиз Бридалбейн, лорд-чамберлен.


Георг Вильям (1819-1904), 2-й герцог Кембридж (кузен Виктории, сын её дяди Адольфа Фредерика, младшего брата отца). Позади него лорд Вильям Паулет (1804-1893), сын 13-го маркиза Винчестера, адъютант (Equerry) герцога Кембриджа. Участник Крымской войны, будущий фельдмаршал британской армии.
Августа фон Саксен-Веймар-Эйзенах (1811-1890), дочь Карла Фридриха, великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и Великой княжны Марии Павловны. Кронпринцесса Прусская, жена Вильгельма I, будущего кайзера Германии.


Мери Фредерика Сеймур (1824-1902), придворная Виктории (1850-1856) (Maid of Honour). Сестра Френсиса Сеймура.
Принцесса Мери Аделаида Кембридж (1833-1897), кузина Виктории, сестра герцога Кембриджского Георга Вильяма, жена с 1866 года наследного герцога Франца Текского. Мать королевы Великобритании Мери, жены Георга V. Её сын Адольф в 1917 году отказался от титула герцога фон Тек и принял титул маркиза Кембриджа в Англии.


Лорд Джон Рассел, премьер-министр.


Слева расположились архитекторы, инженеры, политики, члены Королевской комиссии выставки.


Артур Уэлсли (1769-1852), герцог Веллингтон (справа во втором ряду, слева от Архиепископа Кентерберийского), знаменитый полководец, победитель при Ватерлоо.
Вильям Эварт Гладстон (1809-1898), четырежды премьер-министр в 1868-1894 (левее Веллингтона, через одного).


Джозеф Пакстон, создатель Хрустального дворца.
Чарльз Фокс (1810-1874), строитель Хрустального дворца. После окончания выставки разобрал и перенёс Crystal Palace на окраину Лондона, где он просуществовал до 1936 года, пока не сгорел.




Принц Эдуард Саксен-Веймарский (1823-1902), один из многочисленных кузенов королевы Виктории. Он был рождён в Англии, служил в британской армии и женился на леди Августе Гордон-Леннокс.


Кронпринц Вильгельм Прусский (1797-1888), брат короля Фридриха Вильгельма IV. С 1857 года до смерти брата в 1861 - регент, затем король Пруссии и первый император Германии Вильгельм I. Принц Вильгельм был другом королевы Виктории и принца Альберта.
Принц Фридрих Вильгельм Прусский (1831-1888), сын Вильгельма, будущий император Фридрих III Вильгельм (1888). В 1858 году женился на принцессе Виктории Британской, дочери королевы.


Иностранные представители. Флаги всех наций в восточном крыле Хрустального дворца.


Hee Sing. Неизвестный китаец, “китайский мандарин”, как называла его пресса, возможно, император Китая, тайно прибывший на выставку. Он появился внезапно на выставке, распростёрся ниц перед королевой, и потом важно прошествовал между Архиепископом Кентерберийским и герцогом Веллингтоном, в очень достойной позиции.
Эббот Лоуренс (1792-1855), посол США. В 1845 году основал город Лоуренс, текстильный центр около Бостона.
За ним стоят Шарль Жан Саландруз де Ламорне (1809-1867), французский уполномоченный, и Адам фон Бург, австрийский уполномоченный. Французский показ был самым большим, а австрийцы, как говорили, блестели Богемским стеклом.


Эдвард Зораб (Edward Zohrab), турецкий уполномоченный.
За спиной турка - Габриэль Каменский, уполномоченный России.

Безусловно, главным экспонатом Выставки был Хрустальный дворец. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен".



Сохранились литографии, показывающие внутреннее убранство Хрустального дварца.


William Simpson, Souvenir of the Great Exhibition, The Transept from the Grand Entrance, 1851.


View of the Interior of the Great Exhibition, colour lithograph, about 1851


William Simpson (1823-99).Сolour lithograph. 1851

Большое впечатление посетителей привлекали различные машины, изобретенные в Англии и в других индустриально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов, привлекавших внимание посетителей, назовем: модели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и даггеротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тыс. оттисков "Иллюстрированных лондонских новостей", паровой молот Круппа и электрический телеграф Сименса. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо. Высокие оценки ценителей искусства на выставке получил викторианский фарфор.


Sheffield Hardware at the Great Exhibition, 1851.

Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.


Франция на Всемирной выставке


Австрийский и русский показы


Турецкая экспозиция


The Indian Court at the Great Exhibiton, colour lithograph, 1851


H. Sharles, Royal Procession with Queen Victoria at the Great Exhibition, 1851

Bookmark and Share




Site Meter


Счетчик посещений Counter.CO.KZ


 

Реклама

Рубрики:  История
Известные личности

Метки:  

Прочесть и застрелиться!

Понедельник, 28 Декабря 2009 г. 16:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Сосипатр_Изрыгайлов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Прочесть и застрелиться!



 (435x600, 48Kb)

Знаете, долго думал: нужно ли распространять такое?

Первое впечатление - по специфической тематике, тщательности и обильной цифири этой "справки" - явно работа спецслужб. Правда, АиФ и не скрывает, что получила ее от "консультанта из одного весьма серьезного и очень силового ведомства", причем очень похоже, что не российского. Обратите внимание, что материал подан так, чтобы побольнее уколоть титульную нацию России, сделать их существование невыносимым, а также на полное отсутствие какого-дибо позитива. А ведь здравый смысл подсказывает, что жизнь, где бы то ни было, не может быть ТОЛЬКО в черную полоску!

При желании, я, например, после нескольких месяцев работы могу составить подобную справку и про Канаду, где живу. Правда, я - не спецслужбы, у меня так насыщенно-негативно не получится. 

Но если здесь хоть 20 процентов правды....  Тогда, извините, выход только один! Этой стране срочно нужен диктатор, который быстро и эффективно ее вылечит.

От засилия чужецемцев. 

От миллиардеров, которые платят самые низкие в мире налоги.

От 40% продуктов, продаваемых в Москве и являющихся подделкой.

От второго места в мире по фальшивым лекарствам.

От 102 миллионов человек, человек, которые ничего не производят и существуют за счет бюджета и платежеспособной части населения.

От 87% офицеров Российской армии, которые открыто нелояльны к власти.

И так  далее.

А главное, от издательства АиФ, которое опубликовало самый русофобский материал, который я когда-либо видел! Прочтите этот ужас и не потеряйте голову!

Сосипатр Изрыгайлов©

 

Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы.

Предупреждение: Авторы статьи не являются сторонниками т.н. "толерантности" и "взвешенного баланса информации". Восприятие содержания публикации производится исключительно добровольным волеизъявлением. Вы можете прекратить чтение текста и включить телевизор в любую минуту по вашему желанию.

Прежде чем продавать дачу, машину, квартиру и паковать чемоданы для переезда на постоянное жительство в другую страну, крайне полезно навести о ней справки, поинтересоваться её реальной жизнью не просто полистав путеводители и справочники, а поговорив с кем-нибудь из хороших знакомых, дотошно и подробно знающих все особенности, тонкости и специфику тамошней жизни. Давайте поразмышляем, каким умом Россию не понять и стоит ли в нее верить.

Наш консультант из одного весьма серьезного и очень силового ведомства, поделился с нами весьма интересной статистикой. Считаем необходимым и полезным поделиться ею с Вами, претендентами на гражданство России, дабы "бачилы очи, що купувалы".

Территория России составляет 17.075.260 кв. км и в основном лежит севернее 55° с.ш. Примерно 85% территории непригодны для постоянного комфортного проживания населения т.к. вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает 60% территории России, болота и заболоченные земли почти 22%, реки и озера около 4%. Еще часть земель являются периодически затапливаемыми, часть занята под горы и леса, немного под овраги, часть под пустыни и солончаки. По отчету Госкомстата за 2005 год, в России обрабатывается или используется в сельском хозяйстве 2,2 млн кв. км, из них под пашню всего 1,2 млн, под поселениями всех типов в стране занято 0,2 млн кв. км, под промышленные сооружения и под военные цели 0,2 млн, под прочее 0,1 млн. Для счастливой жизни у россиян остается 2,7 млн кв. км. Это всего 15% территории.

Средние температуры января, по разным регионам, от 0 до -50 °C, июля от 1 до 25 °C; осадков от 150 до 2000 мм в год. По данным ученых-почвоведов, в России водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой эрозии - 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3% площадей, а засоленные, солонцеватые земли - 20,1%. Земель, не подверженных всем этим напастям, в России всего 0,91 млн кв. км. Сельскохозяйственный сезон на большей части территории России составляет 2-3 месяца (в Европе или США 8-9 месяцев). Среднегодовая урожайность зерновых в России (на нечерноземах) – около 17 центнеров, в Германии, Франции и Великобритании (на нечерноземах) – 70 центнеров с гектара, в Швеции – 60, в Ирландии – 85, на Украине (на черноземах) – всего 24.

Читать дальше
Рубрики:  СМИ
Политика

Метки:  

Армия Обороны Израиля - Девушки

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 19:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

27/10/2009 г Девушки в Армии



Армия Обороны Израиля - Девушки

Читать далее...
Рубрики:  Армия
ФОТО

Метки:  

вновьПроУкраинское..

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 18:48 + в цитатник
Это цитата сообщения Диаскоп [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

вновьПроУкраинское..



Самков Владимир

Хата у реки


Рассвет над рекой

+6
Рубрики:  живопись

Метки:  

Боголюбов. Записки-моряка-художника

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 18:46 + в цитатник
Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Боголюбов. Записки-моряка-художника



www.smr.ru/centre/win/books/bogolub_zap/titul.htm

 

О "Записках
моряка-художника"
Биография А. П. Боголюбова

 

1863
1824-1841
Алексей Петрович Боголюбов. 1853
  1864-1869
1842-1847  Записки 1870-1874
1848-1852
моряка-художника
1875-1876
1853-1854 1877
1855  
1856   1881-1882
1857-1858

Публикация, вступление,
комментарии,
указатель имён -
Огарёва Н. В.

Источник публикации

1883
1859-1860 1884-1885
1861-1862 Указатель имен
   
Вот что писал художник: "Но вдруг грянула Крымско-Турецкая война. В один миг весь Петербург зашевелился, смотры сменялись смотрами Гвардейского корпуса и других войск. Государь везде произносил слова призыва к жаркому бою. Вскоре узнали, что армия под командой кн. Меньшикова отступила к Севастополю, но радостная весть Синопского боя и полного поражения турецкого флота адмиралом Нахимовым разлилась в жилах всех русских людей. Петров-певец с азартом пел везде экспромт нашего товарища по флоту А.П. Опочинина: Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон Попирает Русь на карте Указательным перстом - и прочее(26). Ставилась на сцене пьеса "Синопский бой". Ко мне обратилась дирекция, чтоб я сделал эскизы боя.Читать далее
Рубрики:  История
Культура
живопись
Литература

Метки:  

Боголюбов А.П. на аукционе * из императорской коллекции

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 18:45 + в цитатник
Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Боголюбов А.П. на аукционе * из императорской коллекции



/uploadbox.com/files/9qeMiyvpLm/" target="_blank">http://uploadbox.com/files/9qeMiyvpLm/">

elektra.in.ua/projects/maricevic/pages/publication/pub32.html

 

Алексей Боголюбов
Алексей Боголюбов

«На Christie’s и Sotheby’s появится интересный Боголюбов, в основном, из императорской коллекции («Морской берег в облачный день», эстимейт £300 – 500 тыс., Sotheby’s, «Москва. Вид на Храм Христа Спасителя из Кремля», эстимейт £600 – 800 тыс., Christie’s). Но с Боголюбовым есть одна большая проблема – много подделок. К сожалению, некоторые из них и на аукционах продавались, и появлялись в монографиях о художнике. Я не очень люблю Боголюбова, хотя в свое время он был очень значимым и почитаемым художником, ни много, ни мало любимцем Александра III. Последние 20 лет жизни он прожил в Европе, и многие его работы сделаны на европейский манер. Подделать их несложно, и этим, к сожалению, пользуются».

Рубрики:  живопись

Метки:  

Штабной корабль командующего подводными силами Германии адмирала Деница

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 18:16 + в цитатник

 


Корабль Черноморского флота превратится в яхту бизнесмена

Черноморский флот России

Бывший штабной корабль "Aviso Hella" командующего подводным флотом Германии кросс-адмирала Карла Деница, а в последствии - корабль управления Черноморского флота России "Ангара" станет яхтой итальянского бизнесмена.
Как сообщили в севастопольском Центральном конструкторскому бюро "Черноморец", итальянская компания "Elleci Trasporti srl" сделала заказ этому ЦКБ на проработку и изготовление технического проекта переоборудования бывшего корабля управления ЧФ РФ "Ангара" в комфортабельное пассажирское судно представительского класса неограниченного района плавания. При этом выдвинуто главное условие - сохранение первоначального вида корабля.
По утверждению начальника - главного конструктора ЦКБ "Черноморец" Виктора Прозорова, хотя кораблю 65 лет, он по-прежнему имеет прочный корпус, потому что "изготовлен из крупповской стали высокого качества, которая очень долго может выдерживать большие нагрузки". На проектирование и выполнение всех работ понадобится, по предварительным данным, около 30 месяцев. При этом ремонт механической, корпусной части, установку оборудования предполагается провести на предприятиях Севастополя, а отделку внутренних помещений - в Европе.
Последний капитан "Ангары" Виктор Клименко считает, что продажа корабля, имеющего богатейшую историю, является большой ошибкой. В интервью он заявил, что "на сегодня в мире нет подобного корабля, на котором бы побывало столько знаменитых людей". По его словам, исторические документы подтверждают, что на "Aviso Hella" побывали Гитлер, Геринг, Гиммлер, Гесс и другие руководители Германии. После передачи в состав советского флота "Ангару" посещали Сталин, Ворошилов, Маленков, Микоян, Молотов, Подгорный, Хрущев, Косыгин и десятки других руководителей страны. На его борту в разное время пребывали такие видные военачальники как Жуков, Василевский, Рокоссовский, Баграмян, а также почти все партийные лидеры соцстран, многие президенты, короли, премьер-министры, космонавты, известные писатели, артисты и художники.
Кроме этого, сообщил Клименко, на корабле снимались десятки документальных и художественных фильмов, среди которых - "Нейтральные воды", "Семь криков в океане", "Увольнение на берег", "Два капитана". Поэтому капитан считает, что этот корабль мог бы стать хорошим музеем, в котором бы всегда были посетители.
Корабль с названием "Aviso Hella" заложен 23 ноября 1937 года на гамбургской судоверфи "Штулькен-Зон". В октябре 1940-го года принят в эксплуатацию. С 1940 по 1945 год использовался как корабль управления подводными силами Третьего Рейха (под флагом кросс-адмирала Карла Деница). В конце 1945 года принят в состав ВМС СССР. С 1949 года - в составе Черноморского флота. После раздела Черноморского флота в 1997 году остался в составе ВМФ России. Списан три года назад. В настоящее время находится в Южной бухте Севастополя.

Рубрики:  Флот
История
Известные личности

Метки:  

История Черноморского флота

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 16:58 + в цитатник

История Черноморского Флота

 
История Флота

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота.
Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота.
Слава Черного моря. Флот и Севастополь в конце XVIII — начале XIX вв.

Черноморский флот при Екатерине II

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения[5]";. В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых[6].
В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина[7]". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль «Слава России».
Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа», с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен.
Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром — Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.
В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины». В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля — первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в «Преображение Господне». Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова[8].
Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли[9]". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахт[иарской] гав[ани]. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу напр[авились] к Очакову; ½ часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...[10]". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова — «за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом[11].
В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата «Осторожный» под командованием капитана 2-го ранга Берсенева[12]. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником[13]". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской.
17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов — наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название «килен-балка». В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне — в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля — Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады («Ахтиарский магазин»), начали укреплять берега гавани.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной.
6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте[14]". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города.
А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу — будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день — 3 июня (14 июня по новому стилю) — стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль «Польза России». Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы[15]". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название — Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь[16].

Б.И. Гаврилов

Примечания

1 История отечественного судостроения. Под ред. И.Д. Спасского, — Т. I. — Спб., 1994. — С. 188-190 .
2 Веселаго Ф. Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года). — Изд. 2-е. — М. -Л., 1939. С. 66, 67.
3 История отечественного судостроения. — С. 242-243.
4 Веселаго Ф. Указ. соч. — С. 102-104.
5 История отечественного судостроения. — С. 248-255.
6 Черноморский флот: Исторический очерк. — М., 1967. — С. 11.
7 История отечественного судостроения. — С. 256.
8 Там же, С. 257-258.
9 Цит. По: История города-героя Севастополя: 1783—1917. — Под ред. С.Ф. Найды. — Киев, 1960. — С. 27.
10 А.В. Суворов. Письма. — М., 1987. — С. 42-43, 506.
11 Там же, С. 515.
12 Черноморский флот. С. 11.
13 Цит. По: История города-героя Севастополя. — С. 27.
14 Там же, С. 28-29
15 Черноморский флот. — С. 12; Севастополю 200 лет: 1783—1983 // Сборник документов и материалов. — Киев, 1983. — С. 29.
16 Зверев Б.И. Страницы русской морской летописи. — М., 1960. — С.124.

Рубрики:  Севастополь,Балаклава,
Севастополь ,Балаклава
Флот
Историческая летопись Севастополя

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Двенадцать Апостолов,120 пушечный корабль Черноморского флота

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 16:40 + в цитатник
Настроение сейчас - История,флот,парусники

Судьба корабля «Двенадцать Апостолов»

 

   «Двенадцать Апостолов» стал первым кораблем российского флота, имевшего на вооружении в нижнем деке новые бомбические пушки и без преувеличения считавшегося мощной плавучей крепостью. Но судьба корабля сложилась так, что ему не суждено было принять участие ни в одном сражении Черноморского флота, его корпус не получил ни одной пробоины, и его пушки никогда не стреляли в бою. Зато «Двенадцать Апостолов» стал образцовым учебным кораблем, внес огромный вклад в обеспечение обороны российских фортов и крепостей на западном побережье Кавказа, занимался перевозками сухопутного десанта и уходил в длительные, иногда на три—четыре месяца, крейсерства к Анатолии и Босфору.

Корабли Черноморского флота.
Фрагмент картины И.К.Айвазовского «Старый флот»

  За несколько месяцев до приезда У.Саймондса в Николаев и Севастополь из канцелярии Морского министерства на имя М.П.Лазарева поступил секретный циркуляр, в котором сообщалось о подготовке англичанами на Кавказе крупной десантной операции: Эта экспедиция должна состоять из 400 или 500 человек, которые посажены будут на пароход или парусные суда... Государь император, предпочитая не допустить вовсе такую экспедицию в Черное море, нежели быть вынужден действовать против них в наших территориальных водах, поручает русской миссии в Константинополе принять все возможные меры к обнаружению и задержанию судна в самом Босфоре. . .

Севастополь. 1846 год.
Фрагмент картины художника А .П.Боголюбова

  В связи с этими обстоятельствами М.П.Лазареву предлагалось в первую очередь усилить отряд судов, крейсирующий у берегов Кавказа. Систематические высадки сухопутного десанта на Кавказском побережье при активном содействии кораблей флота начались с 1837 года; с самого начала проведения флотом крейсерских и десантных операций М.П.Лазарев считал, что помимо малых судов, фрегатов и пароходов в них обязательно должны были принимать участие и трехдечкые парусные корабли. Он полагал, что их периодическое появление в море должно было оказывать сдерживающее воздействие на горцев и турок.

Князь А.С.Меншиков

  По этой же причине ко времени оказался и приезд У.Саймондса в Крым, собственными глазами посмотревшего на динамику кораблестроения. Вернувшись в Англию, он передал в Адмиралтейство копии своих записок по черноморским портам, включая подробное описание Балаклавской и Севастопольской бухт. Советовались ли с сэром Саймондсом в 1854 году перед высадкой в Крыму или нет неизвестно, но за тринадцать лет до этого он предоставил прекрасный оперативный материал для будущей разработки стратегического плана действий против Севастополя как главной базы флота.

  У.Саймондс дал общее описание севастопольского порта, его географического положения, пристаней, координаты маяка, подходящие места для якорной стоянки, точные размеры гавани и указал, что наиболее удобные подходы к ней и верфям находятся на северной стороне бухты. Он писал: Большой форт, выстроенный из белого камня, с тремя рядами артиллерийских орудий, расположен на левой, или северной стороне у входа в бухту. С правой стороны, на протяжении всего входа в бухту, имеется еще один форт. Я насчитал 70 орудий только на одном ряду, а форт имеет три таких ряда. Возводятся и строятся и другие укрепления, но в то же время я должен признать, что сама каменная кладка довольна непрочна и не смогла бы выстоять против сильных ударов.. .(выделено мною. — Г. Г.). Вызывает законное удивление, что кораблестроитель не поленился подсчитать количество фортов, береговых укреплений и пушек на них, и даже сделал некоторые выводы на перспективу...

Новые морские казармы в Севастополе.
С картины А.К.Айвазовского

   Очень важно отметить, что Крымская война началась в начале 1850-х, а не десятью годами ранее, когда Черноморский флот считался сильнейшим. Потом уже, быстрыми темпами создавая паровой флот и оставив Россию далеко позади из-за отсутствия винтовых кораблей, ведущие морские державы вступили в войну.

   Важнейшим условием боеспособности флота в целом адмирал М.П.Лазарев считал организацию образцовой службы на кораблях, обучение и воспитание личного состава, в том числе и артиллерийскую выучку экипажей. После недолгих размышлений о том, кого назначить командиром нового флагманского корабля, он был абсолютно уверен в соответствии В.А.Корнилова своему собственному видению и пониманию службы. В этом отношении интересно высказывание адмирала о В.А.Корнилове, написанное еще 3 февраля 1835 года в письме А.С.Меншикову: В Корнилове в. с-ть имеете офицера весьма просвещенного, благоразумного и особенно деятельного, имеющего все качества отличного командира военного судна. Например, если бы в. с-ть были свидетелями становления брига “Фемистокл” на якорь в Смирне среди английской эскадры, то я уверен, что отдали бы командиру оного полную справедливость. Надобно было видеть бриг, входящий под всеми возможными парусами, не исключая и ундер-лиселей, которые перед самым брошением якоря исчезли, так сказать, все вдруг и закреплены были в 11/4 минуты без малейшего шуму и замешательства; надобно было видеть сотни устремленных труб на все его действия и вслед за тем приехавших капитанов некоторых кораблей, и нашедших бриг в таком состоянии, как будто он находился на рейде уже несколько дней, все чисто и на своем месте; наконец, удивлявшихся проворству людей и спрашивавших, давно ли он командует сим бригом! Они не хотели верить, что подобная команда могла образоваться в продолжении 4-месячного времени. Вот один из тех офицеров, в. с-ть, которые поддержат честь нашего флага..

В.А.Корнилов

   В начале мая 1842 года В.А.Корнилов начал свою первую учебную кампанию для практики команды в составе 38-го флотского экипажа. С самого начала он ввел на «Двенадцати Апостолах» довольно строгий режим и установил жесткую дисциплину. При общих работах офицеры должны были контролировать, чтобы .нижние чины и унтер-офицеры при работе не произносили ни одного слова, для чего самим себе дозволять только необходимое и то, что посредством знака передано быть не может, а старшим офицерам на баке на всякую команду со шканец отвечать словом “есть”, исполняя немедленно приказанное. Вместе с тем требовательность у В.А.Корнилова сочеталась с заботой о личном составе корабля, о достойных бытовых условиях матросов, об их полноценном отдыхе и питании. В вахтенном журнале есть запись, что в осенний и зимний периоды и в период крейсерства матросам ежедневно давали свежевыжатый сок лимонов, имбирный сок и противоцинготный сбитень, а в профилактических целях приготовленную по специальному рецепту горькую настойку на травах. В.А.Корнилов всегда ратовал за то, пища была разнообразная, не только сухари да горох, но мясо, зелень и лук.., а летом и осенью непременно с фруктами да овощами. Много внимания уделялось тому, чтобы матросы не ходили в оборванном платье, а во время несения ночной вахты во избежание простуды надевали теплую одежду.

   Одним из первых приказов по кораблю, отданных Владимиром Алексеевичем, стала особая письменная инструкция для офицеров, касающаяся организации внутренней службы и соблюдении порядка и чистоты на корабле: «чтоб палубы были чисты, все на них и в деках находилось по своим местам, рангоут выправлен... все, что металлическое и чистится — вычищено; снаружи и внутри корабль вымыт, обметен и подводная медь вычищена, русленя выскоблены, мокрые швабры, парусиновые ведра развешены в определенном для сего месте, при мытье коек г.г. вахтенным командирам строго смотреть, чтоб люди никак не смели мыть их голиком или песком, а чтоб непременно мыли щетками... во время мытья палуб чтоб люди снимали обувь, окончив мытье, вытирать всегда как можно суше, в особенности же те места, где вода застаивается, как то: под кранцами, у ватер-вельсов и под станками.

   Инструкция эта довольно подробна и наиболее полно отражает быт и повседневную жизнь корабля. Если корабль был под парусами, то в обязанности вахтенного офицера входило наблюдать, все ли паруса в таком виде, в каком они всегда должны быть на исправном военном судне, и если что-либо найдется тому противное, то немедленно приступать к исправлению, несмотря ни на какие неудовольствия, могущие произойти от того со сменившимся офицером. Исправный вид судна, на котором служим, должен быть всегда важнее всякой личности...

   Понятно, что такие условия службы нравились далеко не всем офицерам. А.П.Жандр, будущий автор труда «Материалы для обороны Севастополя и для биографии В.А.Корнилова, несколько лет прослуживший на «Двенадцати Апостолах», писал: «На корабле всегда было много офицеров, но каждый имел свое место и свою обязанность с личной ответственностью. Во время учений, после каждой работы, он (В.А.Корнилов. — ГГ.) призывал на ют офицеров, сделавших какие-либо ошибки, и объяснял каждому, каким образом можно избегнуть упущений и скорее достигнуть совершенства... Ни одно упущение вахтенных офицеров не проходило без замечания. Вследствие такого способа внушений служившие на этом корабле офицеры считали такое направление командира очень неприятной суровой школой и старались потом уклониться от службы с таким командиром...».

   Особенно непривычно и тяжело давалась служба офицерам, переведенным с Балтики. Выдержать осенне-зимнее крейсерство при постоянных штормовых погодных условиях, принимать участие в перестрелках с турками и горцами, а потом еще и уходить в летнее практическое плавание с обязательными учебными сражениями и стрельбами было действительно трудно. И.А.Шестаков вспоминал о службе с Лазаревым: «Суровое кавказское крейсерство учило только жесткому ремеслу. Зато заграничные станции, которые адмирал смог монополизировать для Черноморского флота, доставляли средство разнообразить и расширить кругозор, а также поездки в Англию, достававшиеся в удел счастливцам, направляли способности к многоразличным отраслям познаний... В походах царила большая строгость... были строги, очень строги... К побуждениям наших руководителей, взросших на английских понятиях о морской дисциплине, присоединялись отечественные заимствования от соседей в виде шпицрутенов

   Но результат от применения таких методов был однозначный: санитарное состояние кавказских эскадр было блестящее, дисциплина безукоризненная, выучка личного состава превосходная.

   Бытовая сторона жизни на корабле отражена в подлинном корабельном расписании ежедневных работ и учений:

день недели Койки
наверх
Мытье палуб,
белья и коек
завтрак Чищенье меди,
железа и уборка
всего
Ученье парусам и
перемене рангоута
и сигналам
Обед Сабельной экзерциции,
ружью и у орудий
одиночно, гребле
и бросание лота
Артиллерийское
ученье
или абордажное
Общее ружейное
ученье
Ужин Раздача
коек
  час часы час часы часы час часы часы часы    
Понедельник 4 От 4 до 7 койки,
все палубы
с камнем и песком
7 8—10 10—11 12 2—4 4—б По
захождению
солнца
С
пробитие зари
Вторник 5 От 5 до 7 все
палубы с камнем
и песком
7 8—10 10—11 12 2—4 4—б
среда 5 От 5 до 7 все палубы с камнем и песком и одеться в чистое белье 7 8—10 10—11 12   Починиваться  
Четверг 4 От 4 до 7 мыть
белье и все
палубы с камнем
и песком
7 8—10 10—11 12 2—4 4—б
Пятница 5 От 5 до 7 все
палубы с камнем
и песком
7 8—10 10—11 12 2—4 4—б поднять гребные суда на ростры
Суббота 5 От 5 до 7
исправлять
такелаж, мыть
краску горячею
водою и чистить
наружную медь
7 Исправлять такелаж, мыть краску
горячею водою и чистить наружной
меди
12 спустить гребные суда, мыть все палубы
с камнем и песком и потом медицинский осмотр
Воскресенье 5 От 5 до 7
выправить
рангоуты, уложить
снасти, вычистить
медь и команде
переодеться
7 С 10 ч молебствие, смотр и чтение
законов
12 Кто достоин — на берег

   М.П.Лазарев и В.А.Корнилов всегда берегли свой корабль, заботой о «Двенадцати Апостолах» было пронизано буквально все до мелочей. Весной 1843 года после зимовки корабль вышел на Севастопольский рейд. В.А.Корнилов не скрывал своего восхищения: «Мне кажется, он теперь так хорош, как трудно лучше! ... Корабль этот, на который не могу наглядеться... Корабль мой... прекрасных качеств. У него 11 дюймов дифференту... и он отлично слушал руля, в бейдевинд же крутой, два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7 градусов... . Если корабль в бейдевинд развивал скорость до 8 уз, то в фордевинд имел все 12!

   В летний кампании 1842—1843 годов «Двенадцать Апостолов, как правило, включали во 2-ю практическую эскадру Черноморского флота контр-адмирала П.Е.Чистякова, но каждый раз М.П.Лазарев отделял от эскадры свой корабль и уходил в отдельное плавание. После проведения инспекторского смотра П.Е.Чистяков объявил всем офицерам корабля, что они должны гордиться службой под началом такого командира, как В.А.Корнилов, что в таком отличном виде, включая и артиллерийское ученье... что может понравиться государю Контр-адмирал особо отметил, как команда быстро и ловко меняла и убирала паруса, а шкипер или унтер-офицер правили рангоут всего за полчаса. За перемену брам-стеньги экипаж получил сигнал — очень хорошо!»

   Обычно скупой на похвалы князь А.С.Меншиков после того, как сам побывал в Николаеве и Севастополе, отправил Николаю 1 восторженный рапорт ...сказать должен, что исправность, чистота сей эскадры превзошли все мои ожидания, в особенности блестящее состояние, в коем находится корабль “Двенадцать Апостолов” (капитан первого ранга Корнилов), чистотой вооружения, превосходной отделкой всех подробностей, быстротой команды в пушечном учении и в корабельных работах. для взятия двух рифов с полным потом закреплением всех парусов употреблено было только две минуты с половиной ...

   Представляет интерес фрагмент доклада князя А.С.Меншикова императору 7 мая 1840 года; Прибывший в Кронштадт английский 36-пушечный фрегат “Pike” принадлежит к числу первых судов, построенных по системе Саймондса, которые отличаются необыкновенными измерениями. Ширина фрегата “Pike” равняется, без нескольких дюймов, ширине 80-пушечного корабля. На воде он очень красив, и все, что относится до корпуса судна, то есть работа строителя, то весьма хорошо; ж что же касается до капитана, как-то: вооружение и внутренний порядок, то в самом жалком положении: вооружение не чисто..., внутренность фрегата неопрятна, гребные суда нехороши. Становился на якорь и убирал паруса очень худо, что подает повод к заключению и о непорядочном управлении сего судна...

Великий князь
Константин Николаевич

   Практическая кампания 1844 года прошла под эгидой подготовки корабля и команды к ответственному 1845 году на «Двенадцати Апостолах» собирался все лето плавать великий князь Константин Николаевич, а император намеревался устроить смотр Черноморскому флоту. Подобные смотры проводились Николаем 1 раз в семь лет, и их итоги имели большое значение из-за соревнования с Балтийским флотом. Но для некоторых офицеров это была еще и редко выпадавшая возможность быть представленными императору. 5 сентября 1844 года М.П.Лазарев отдал приказ по флоту: всем без исключения офицерам, кондукторам и нижним чинам сдавать теоретические экзамены, чтобы показать настоящее дело по части маневров парусами и пушечной экзерциции.

   К этому времени система тренировки, обучения и морская выучка экипажа корабля достигли небывалых вершин мастерства: так, например, морские артиллеристы вели огонь из 68-фунтовых орудий со скорострельностью 2 выст./мин!

   В июне 1845 года кораблю было приказано плавать по особому назначению. В одном из частных писем В.А.Корнилов писал: «Про посещение великого князя... скажу, что мне удалось показать корабль так, как я хотел: в дельном виде, — и все обошлось счастливо, даже перемена стоянки, два раза повторенная; мне казалось, что и внутреннее расположение, и тревоги, и вызов абордажных произвели на нашего юного надежду-адмирала самое благоприятное впечатление . Впечатление от «Двенадцати Апостолов» у великого князя осталось действительно сильное: на таком огромном и красивом корабле он был впервые. Проведенное артиллерийское учение настолько понравилось Константину, что он порекомендовал В.А.Корнилову составить подробный план таких учений — для будущих экзерциций», в качестве своеобразного учебного пособия, что ВА. Корнилов впоследствии и сделал.

   Незабываемые два месяца, проведенные Константином Николаевичем в Крыму и его положительные отзывы о черноморских делах способствовали хорошему настроению императора, прибывшего в Севастополь под залпы салютовавших пушек. Позже Михаил Петрович писал другу А.А.Шестакову: «...Государь остался всем, что видел, решительно доволен, и это видно было на его радостном лице. На корабле “Двенадцать Апостолов” приказал ударить тревогу и подобную штуку в настоящем ее виде, казалось мне, он видел в первый раз, он с изумлением смотрел на живость и проворство людей, с которою действовали орудиями — 68-фунтовые бомбические пушки казались игрушками! Я рад был случаю; тут в первый раз он увидел, что значит в настоящем смысле: Sailtrimers, Firemen и Boarders, и, наконец, что значит хорошее боевое расписание. Он ходил по всем декам и особенно долго оставался в нижнем..., я стоял близ него, — он, наконец, невольным образом сказал: у, этот корабль порядком отделает своего противника, кто бы он ни был”. Ты можешь себе представить, до какой степени мне было приятно слышать это! Ночью эскадра вышла в море, и государь располагал делать маневры на следующий день, но, к несчастью нашему... ветер был тих. Эскадру встретили мы в две колонны, и когда сигнал был сделан построиться в линию баталии по подветренной колонне с тем, чтобы это было впереди, и когда наветренная спустилась и распушилась (мгновенно, можно сказать) лиселями, то государь невольно вскричал: Смотрите, смотрите, какой прекрасный вид! Признаюсь я, что столько парусов на кораблях вижу в первый раз. Тут я подумал себе, не охотники же в Балтике ставить лиселя, а иначе государь непременно бы видел их, выезжая каждое лето к Готланду на маневры. Надобно, впрочем, правду сказать, что там мало учат людей настоящему своему морскому делу, оттого и команды теперь стали там дрянные, а суда, кажется, еще того хуже..

   Летние кампании 1847—1 848 годов проходили без участия В.А.Корнилова в это время он находился в служебной командировке в Лондоне с целью заказа пароходофрегата для флота. Находясь в Англии, Владимир Алексеевич часто бывал на учебном артиллерийском корабле «Excellent», где знакомился с постановкой артиллерийского учения в английском флоте. После возвращения он неоднократно высказывал мысль о необходимости иметь на Черном море такой же корабль, но осуществить задуманное помешала война.

   После В.А.Корнилова командиром «Двенадцати Апостолов» был капитан-лейтенант В.А.Ергомышев. Он начинал службу на корабле лейтенантом под началом В.А.Корнилова, и М.П.Лазарев посчитал его наиболее достойным для назначения командиром на образцовый корабль. На «Двенадцати Апостолах» выполнялась обычная учебная программа: упражнялись в эволюциях по изданной диспозиции, проводили учебные сражения, команда обучалась спуску и подъему брам-рей, постановке, закреплению и уборке парусов, поворачивали оверштаг и совершали крен корабля.

   В 1848 году резко ухудшились отношения с Турцией. На следующий год, 17 ноября 1849 года в штаб Черноморского флота из ГМШ поступил секретный запрос: М.П.Лазареву в предельно сжатые сроки предлагалось представить обширный проект прорыва флота через Босфор при поддержке сухопутных сил и определить размеры финансирования такой операции. Главный командир предложил логически выстроенный, грандиозный по замыслу, стратегически просчитанный до мельчайших деталей план нанесения противнику опережающего удара при взаимодействии флота и сухопутных сил и высадки десанта в Босфоре. Особо он подчеркнул: В случае разрыва с Оттоманскою Портою, для экспедиции в Босфор, флот Черноморский состоит полной готовности выйти в море, по первому повелению чрез несколько дней, необходимых для того только, чтобы принять провизию, порох, десантные войска и проч... Корабли Черноморского флота и при них фрегаты, мелкие суда и пароходы вполне достаточны, чтобы если не уничтожить, то по крайней мере сильно расстроить турецкий флот... Имея много пароходов, парусный флот смело подойдет к берегу... . Флот в составе 55 судов, в том числе двух 12О-пушечных кораблей (Двенадцать Апостолов и Три Святителя), способен был перевезти ЗО ООО человек десантных войск.

Севастополь, 1854 год

   К моменту завершения разработки оперативного плана все суда флота в боевой готовности стояли на Севастопольском рейде. Размеры финансирования всей операции М.П.Лазарев определил в 800 000 рублей серебром. Он полагал, что осуществление русскими войсками и флотом прорыва в Босфор с целью захвата пролива является не только оправданным, но и вполне реальным с точки зрения исходящей от Турции угрозы и существовавшего на тот период расклада соотношения сил. Он также считал, что .если прорыв флота через Босфор предполагается для прохода прямо в Мраморное море и высадки десанта для занятия Дарданелльских укреплений, то несмотря на 400 орудий, выстрелам коих флот может подвергнуться, и турецкого флота (если он тогда находиться будет на рейде), я все еще полагаю оный возможным....

Севастополь, 1854 год

   Одновременно к мысли о целесообразности проведения экспедиции именно в 1850 году приходили и некоторые офицеры, побывавшие в командировке в Турции и сделавшие вывод о слабости турецкого флота. Так, о необходимости занятия Сизополя как стратегически важного пункта, расположенного близко к Босфору и возможной базы для флота, излагал И.А.Шестаков в очерке Важность Сизополя в действиях против Турции и настоящее положение турецкого флота. 1850 год. И.А.Шестаков представил ценные подробные сведения о состоянии турецких военно-морских сил, указан в частности: ...для вооружения судов вообще не существует никаких правил: такелаж весьма дурного качества, парусина самого низкого достоинства. Суда большею частию тимберованы наскоро и скреплены весьма плохо, особенно в надводной части. О железных кницах вообще не имеют понятия... о быстроте турецких судов входу нельзя иметь выгодного для них мнения; впрочем, заключая о качестве хода их, нужно принять во внимание нелепый покрой парусов.. . . Вывод был сделан однозначный боеспособность флота низкая, а момент для вторжения русского флота благоприятный. К тому же, обеспокоенность вызывал тот факт, что англичане старались ...поставить Оттоманский флот на такую ногу, чтоб он мог быть полезным союзником в случае нужды, но до сих пор они успели ввести только свое артиллерийское ученье, что турки схватили поверхностно... враги России бодрствуют и изыскивают всевозможные средства к улучшению военных сил Турции....

   Отказавшись от проведения Босфорской экспедиции в 1850 году, в скором будущем Россия получила сильного противника. Более того, если бы через три года по вине А.С.Меншикова Россия во второй раз не отказалась бы от экспедиции, ввела бы флот в пролив и укрепилась на берегах Босфора, то свела бы к нулю преимущество винтовых судов Англии и Франции.

   В 1850 году на флоте значительно уменьшилось количество унтер-офицеров и старослужащих матросов, что привело к теоретическому и практическому ослаблению команд, в том числе и экипажа «Двенадцать Апостолов», командиром которого с 1849 по 1853 годы был капитан 1 ранга А.И.Панфилов. Вновь была проделана большая работа по обучению морскому делу прибывших во флот новобранцев. Каждое лето корабль уходил в отдельное плавание по индивидуальному расписанию. Летом 1850 года после пятилетнего перерыва в Крым снова приехал великий князь Константин. После краткой молитвы в Петропавловской церкви в Севастополе он посетил офицерскую библиотеку, казармы флотских экипажей, эллинги, сухие доки, провиантские магазины, возложил цветы к памятнику Казарскому, осмотрел оборонительную стену вокруг города, затем обедал на «Двенадцати Апостолах» со всеми адмиралами и капитанами. На следующий день он отправился в море — наблюдать учения. Это было его последнее предвоенное плавание на так понравившемся ему корабле вместе с М.П.Лазаревым. Больше они уже никогда не встретятся корабль «Двенадцать Апостолов» и самого адмирала великий князь видел в последний раз...

   М.П.Лазарев умер 11 апреля 1851 года в Вене. В мае 1853 года произошел разрыв дипломатических отношений России с Турцией. Штаб флота предпринял рад мер по усилению охраны восточного берега Черного моря и обеспечил непрерывное крейсирование кораблей.

Комплекс сухих доков в Севастополе

   В этот год прошли последние мирные учения «Двенадцати Апостолов», ставшего ветераном флота. 10 августа состоялась гонка кораблей. «Двенадцать Апостолов» показал превосходные скоростные качества , а его команда — быстроту и меткость артиллерийского огня: из 36-фунтовых пушко-карронад при угле возвышения 80 ядра попадали на расстояния более 1000 саженей (1830 м), гребные суда спускали менее, чем за 20 мин, причем впервые в учениях применили тактику буксирования гребных судов между колоннами.

   В сентябре корабль получил приказ—перевезти 1466 солдат и офицеров Белостокского полка 13-й дивизии из Севастополя на рейд Анакрия к берегам Кавказа, а затем отправиться в длительное крейсерство между турецким побережьем и Крымом.

   В 1853 году журнал Морской сборника писал: Славный подвиг совершили наши черноморские моряки! 16000 войска с двумя при них батареями и всеми принадлежащими им снарядами, с 827 лошадьми, в полной походной амуниции, с 10-дневным при себе продовольствием и с запасом провианта еще на двадцать дней в течение одной недели... переведены и высажены из Севастополя на восточный берег Черного моря с полным успехом, без всяких потерь и без малейших помешательств... Избрание места высадки и передачи везенных войск Кавказскому корпусу было вверено генерал-адъютанту Корнилову... Летопись всех флотов новейшего времени не представляет ни одного так хорошо удавшегося примера высадки. Всякий, хоть сколько-нибудь знакомый с делом, поймет и оценит по достоинству этот прекрасный подвиг наших моряков.

   Вследствие перегрузок при проведении этой операции у «Двенадцати Апостолов» открылась течь; ремонт продлился почти всю зиму, и лишь в начале февраля 1854 года императору доложили о готовности корабля снова выйти в море. Вот почему «Двенадцать Апостолов» не смог принять участие в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. Зима 1854 года прошла в постоянном напряжении и ожидании нападения противника с моря. Штаб флота принял ряд мер по обороне Севастополя, продовольственному и боевому снабжению флота, готовил эскадры к предстоящим боевым действиям.

   «Двенадцать Апостолов» под командованием А.Х.Винка вошел в состав эскадры для защиты севастопольского рейда.

   15 марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Эскадра союзников появилась вблизи Севастополя, а винтовой английский корабль «Agamemnon» под флагом контр-адмирала Э.Лайонса подошел почти к самому входу в бухту.

   С «Двенадцати Апостолов», как и с других кораблей, сняли часть пушек, в основном бомбических, для укрепления береговых батарей города, а сама батарея получила наименование «Двенадцатиапостольская». Большая часть команды покинула корабль для защиты Севастополя с суши. 18 декабря 1854 года по распоряжению П.С.Нахимова на «Двенадцати Апостолах» устроили временный госпиталь. Корабль, не имевший возможности поражать противника на море, приносил пользу тем, что принимал тысячи раненых.

   «Двенадцать Апостолов» не избежал участи других судов: 6 февраля 1855 года П.С.Нахимов отдал Г.И.Бутакову приказ: «Корабль Двенадцать Апостолов”... изготовить к затоплению на назначенном месте. С приводом корабля на место мачты должны быть надрублены и росторные найтовы сняты, и отшвартовать его носом к Северной стороне. Работа эта должна быть произведена быстро и тайно».

Фрагмент французской карты севастопольских укреплений с указанием позиции 120-пушечного корабля  «Двенадцать Апостолов»

 

   В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили между Николаевской и Михайловской батареями. Такелаж сдали в контору над Севастопольским портом, а флаг — в адмиралтейство. Корабля, которым так восхищались и любили, больше не стало...

   Два года спустя американская кампания, заключившая контракт с Севастопольским адмиралтейством на расчистку фарватера, начала поднимать затопленные корабли. Но большие корабли водоизмещением почти в 5000 тонн поднять так и не удалось из-за того, что они глубоко погрузились в ил. Кораблестроительная экспедиция подписала разрешение на взрыв «Двенадцати Апостолов», что и было сделано осенью 1861 года. Жизнь корабля продолжалась в моделях и на полотнах художника А. К.Айвазовского, который посвятил «Двенадцати Апостолам» восемь своих работ.

Потопление кораблей Черноморского флота.
С картины И.Владимирова





Рубрики:  Флот
Парусники



Процитировано 1 раз

Путешествие по дну мира: Мертвое море

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:34 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Путешествие по дну мира: Мертвое море



 Путешествие по дну мира: Мертвое море


Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

Ростов-на-Дону. Про крепость, городской туалет, мозаику в переходах и кое-что еще

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:31 + в цитатник
Это цитата сообщения Annataliya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ростов-на-Дону. Про крепость, городской туалет, мозаику в переходах и кое-что еще



Ростов-на-Дону развеселил нас еще в Москве, когда мы перед поездкой рассматривали карту этого города. На ней обнаружилось столько улиц с оригинальными названиями, что нам оставалось только подтягивать челюсть. Это ж какими юмористами надо быть, чтобы назвать, например, 49 улиц Линиями с соответствующими номерами? Да-да, зря мы плюемся нашими шестнадцатью Парковыми. Вот, в Ростове-на-Дону, кроме этих сорока девяти Линий, имеются еще 21 улица с названием Улица, шесть Автосборочных переулков, пять Поселковых переулков, три Баррикадных улицы, пять улиц Доватора проезд, шесть Кольцевых улиц и три Круговых. Помимо этого, как мы заметили, ростовчане очень любят давать им всякие романтические имена: в городе есть улицы Благородная, Воздушная, Гармоничная, Добрая, Необычная, Особенная, Славная, Удачная, Долгожданная, Озаренная, Творческая, Поэтичная, Рассветная, Закатная, Чудная, наконец, даже Счастливая, имеются переулки Дивный, Ласковый, Нежный, Приятный, Загадочный, Удобный и Отважный. К космосу жители Ростова тоже не равнодушны. На карте города мы обнаружили улицы Вселенной, Невесомости, Галактическую, Орбитальную, Планетную, Астероидную, переулки Андромеды, Космический, Лунный, Межзвездный, Небесный, Метеорный, Млечный, а до кучи к ним бульвар Млечного Пути. Ну, и, конечно, как же без разных вкусностей? Как вам, например, улицы Абрикосовая, Айвовая, Благодатная, Вересковая, Ежевичная, Земляничная, Клубничная, Персиковая, Витаминная, Жасминовая, Медовая, Мятная, Оливковая, Пшеничная, Хлебная, Урожайная? А переулки Арбузный, Бахчевой, Виноградный, Вишневый, Клюквенный, Облепиховый, Ореховый, Инжирный, Одуванчиковый, Овощной, Салатный и Корневой? Впрочем, улицы Буквенная, Книжная, Вертикальная, Горизонтальная, Волнистая, Колосистая, Пирамидная, Встречная, Знакомая, Крайняя, Средняя, Односторонняя, Открытая, Сезонная, Деловая, Детская, переулки Быстрый, Громкий, Кислородный, Зимний, Знойный, Морозный, Снеговой, Местный, Компактный, Неровный и Ровный нас своими названиями тоже необычайно порадовали. Впрочем, как и улица Греческого Города Волос, которой мы дали заслуженное первое место во всем этом списке! :))
 (700x524, 260Kb)
ПРОЙДЕМ ПО АБРИКОСОВОЙ?
Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

передача Вокруг Света в Израиль

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:22 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

передача Вокруг Света в Израиль



передача Вокруг Света в Израиль

 

Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

Иерусалим – не просто город

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Иерусалим – не просто город



Иерусалим – не просто город

Думаю, многие знакомы с работами фотографа Димы Брикмана, знают его по участию в фотоконкурсах, по его сайту, по передачам на РЭКЕ, которые он ведет. Одна из них посвящена джазу. Недавно в Санкт-Петербурге издана книга-альбом "Иерусалим – не просто город" с его фотографиями, но в Израиле она все еще не продается. Так что пока тираж до нас не довезли, остается только снова рассматривать снимки Димы в Интернете и прочитать интервью с ним на сайте newsru.co.il, рассказывающее о его творчестве и этой книге. Но для начала - слово самому Диме.

66044cccc0f8323ec0c2c202f2527d18_119834041.jpg

«Я полюбил этот город сразу, но...».

Читать далее...
Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

Путешествие на пароме Финляндия-Швеция-Финляндия

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:05 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Путешествие на пароме Финляндия-Швеция-Финляндия



Путешествие на пароме  Финляндия-Швеция-Финляндия

Путешествие на пароме  Финляндия-Швеция

Вид на Фьорды. путешествие на пароме " VIKING" из Финляндии в Швецию  

Вид внутри и снаружи с 9-и этажного  парома  VIKING. Выход в море.


Читать далее...
Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

На "Сапсане" из Москвы в Петербург

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 14:01 + в цитатник
Это цитата сообщения Annataliya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

На "Сапсане" из Москвы в Петербург



Итак, о том, как мы съездили на "Сапсане" в Питер.
"Сапсан" уже на Ленинградском вокзале сильно выделялся среди других поездов. Его красно-сине-серебристая заостренная морда привлекала внимание не только пассажиров, но даже тех, кто ехать на нем никуда не собирался, а просто проходил мимо. Причем, включая железнодорожников. Мы-то боялись, что нас, желающих устроить фотосессию поезда, они вежливо попросят этого не делать, как, например, это случилось в Вильнюсе. Но, похоже, им самим это было по приколу. На перроне было немало сотрудников РЖД в форме, и все они были в явно приподнятом настроении, а сфотографироваться на фоне Сапсана нашлось столько желающих, что они даже выстроились в очередь. И никто никому это делать не мешал и не запрещал.
 (655x699, 302Kb)
ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТАМ ВНУТРИ?
Рубрики:  ,Туризм,страны,путешествия

Метки:  

Новый год, мандарин мне в рот,юмор,видео,Новый год...

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 13:41 + в цитатник
Это цитата сообщения кукуруза_кукуруза [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Новый год, мандарин мне в рот



Новый год, мандарин мне в рот!

 


Рубрики:  Музыка
ФОТО
видео

Метки:  

Подводная лодка

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 13:28 + в цитатник
Это цитата сообщения Tarelkin2 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Подводная лодка



Подводная лодка относится к особому классу боевых кораблей, обладающих способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. Как физический объект, она подчиняется закону Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

 (600x450, 108Kb)

Этой "подъемной силой" можно управлять с помощью изменения веса лодки. Для погружения субмарины забортная вода принимается в ее балластные цистерны. Чтобы лодка всплыла - их осушают, продувая сжатым воздухом. Поэтому у подводного корабля различают два водоизмещения - надводное (нормальное) и подводное.

Лодка на значительной глубине испытывает огромное давление. Ее корпус, включающий обитаемые помещения и основные механизмы, имеет цилиндрическую форму и изготавливается из толстой высококачественной стали или титанового сплава с ребрами жесткости. Его называют прочным корпусом. Для улучшения мореходных качеств лодки сверху на прочный "надет" легкий корпус. В промежутке между ними обычно находятся балластные цистерны и емкости с топливом.

Такая лодка называется двухкорпусной. Если легкий корпус не полностью окружает прочный - она относится к полуторакорпусным кораблям. Существуют и однокорпусные лодки. Для повышения живучести субмарины ее прочный корпус разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на несколько автономных отсеков (от трех до десяти).

Читать далее...
Рубрики:  Флот
История

Метки:  

Поиск сообщений в Краснофлотец
Страницы: 200 ... 77 76 [75] 74 73 ..
.. 1 Календарь