-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Моя шайка-лейка
Моя шайка-лейка
09:14 30.09.2018
Фотографий: 9
Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
21:28 11.09.2010
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Брат и друзья
Брат и друзья
00:04 13.01.2010
Фотографий: 3

 -Я - фотограф

Наше живое сокровище...Большое фото...

Наше живое сокровище!
1 фотографий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей: 7735
Комментариев: 61686
Написано: 81958


Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма(3)

Среда, 07 Августа 2013 г. 21:32 + в цитатник

Продолжаю публиковать    части   из второй  главы  научной монографии  - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИ­ЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬ­ТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с.

Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ

2.2.Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма

2.2.4.Анализ ленинского организационного плана: система "организационных матрешек" и господствующее положение в ней организации профессиональных революционеров; идея политического доминирования, господства авангардной партии "нового типа" в рабочем и демократическом движении; отрицание ВПД; организационные макиавеллизм и фетишизм.Противоречия концепции Ленина

А.Авторханов в своей работе "Ленин в судьбах России" справед­ливо отмечает, что западные исследователи уже давно (и прежде все­го видные представители западной социал-демократии К.Каутский и Р.Люксембург еще в начале века) выявили существенные расхождения между западной марксистской социал-демократией и ленинским больше­визмом в вопросе о статусе, роли и организационных формах социал- демократической партии в условиях России108.

К анализу ленинского организационного плана мы и приступаем. Прежде всего изложим его содержание. Это тем более важно, что ин­терпретации ленинского организационного плана у многих западных ученых различаются между собой, а порой и осязаемо неадекватны (со­поставьте, к примеру, толкования Р.Такера и Э.Карра, А.Авторханова и М.Восленского, Л.Шапиро и А.Улама, Ф.Баттистрады и Д.Боффы, Л.Фишера и З.Бжезинского, М.Хильдермайера и Р.Пайпса, В.Варшавского и Д.Штурман и др.)109.

Главный вопрос, волнующий В.И.Ленина, состоял в следующем: ка­ким образом в условиях России захватить власть группе "профессио­нальных революционеров" во главе с самим В.И.Лениным?                                              

Исходя из центральной задачи, следовал и сопряженный с ней второй вопрос: какой должна быть в условиях России конспиративная организация "профессиональных революционеров" (по терминологии М.Восленского - "деклассированная мафия профессиональных организа­торов переворота110), чтобы быть способной захватить власть?

Социал-демократические партии, действовавшие в большинстве слу­чаев на Западе легально, в условиях развитого рабочего движения, не смогли служить прообразом такой организации. Поэтому, по справе­дливой оценке З.Бжезинского, ленинское "учение о партии как аван­гарде рабочего класса было его творческим решением дилеммы о него­товности России и её пролетариата к марксистской революции". Имен­но военизированный авангард профессиональных революционеров, "зна­ющих, в чем суть наказа истории, и готовых полностью посвятить се­бя служению ей", позволял подстегнуть ход истории в неготовой к со­циализму России111.

В отличие от многих конспиративных организаций революционе­ров, существовавших до В.И.Ленина и в отличие от социалистических и вообще политических партий, легально действовавших во многих странах Запада на рубеже XIX-XXвв., родоначальник большевизма под организацией понимает прежде всего организации профессиональных ре­волюционеров. Конечно, и раньше, некоторые из членов конспиратив­ных организаций на Западе или в России — народовольцы, землевольцы, чернопередельцы — жили на средства, предоставляемые тайной ор­ганизацией, и все свое время посвящали революционной деятельности. Но большинство членов конспиративных организаций все же состояло из людей, для которых заговор, революция были их убеждением, а не про­фессией, и они "занимались" революцией лишь в свое свободное вре­мя. Подобное положение В.И.Ленин отверг как кустарничество. Прав­да, в легальных организациях Запада тоже были функционеры, профес­сионально занятые делами выбравших их партий организаций, но доля их в общей численности была невелика.

Систематической подготовкой революции должна была заниматься именно организация революционеров-профессионалов, а не любителей. В этом и состоит один из смыслов его знаменитого афоризма: "Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!"

В работе "Что делать?" вождь большевизма противопоставляет ор­ганизацию рабочих организации профессиональных революционеров. "Ор­ганизация рабочих должна быть, во-первых, профессиональной, во-вто­рых, она должна быть возможно более широкой; в-третьих, она должна быть возможно менее конспиративной... Наоборот, организация рево­люционеров, -  по твердому убеждению родоначальника большевизма, -   должна обнимать прежде всего и главным образом людей, профессия которых состоит из революционной деятельности. (Поэтому я и говорю об организации революционеров, имея в виду революционеров-социал-демократов). При этом общим признаком членов такой организации должно совершенно стираться всякое различие рабочих и интеллигентов, не говоря уже о различии отдельных профессий тех и других. Эта организация необходимо должна быть не очень широкой и возможно более конспиративной"112.

Но В.И.Ленин не ограничивается тем, что в конструируемой им организации должны быть стерты различия между пролетариями и интел­лигенцией. Он специально оговаривает, что талантливый агитатор из рабочих "не должен работать на фабрике по 11часов. Мы должны по­заботиться о том, чтобы он жил на средства партии"113 .

Таким образом, налицо парадокс: организация, главной задачей которой является освобождение пролетариата, вопреки мнению класси­ков марксизма, состоит не из пролетариев, а из революционной интел­лигенции и бывших рабочих.

Однако ленинский организационный план включает в себя не толь­ко организацию профессиональных революционеров, а целую систему ор­ганизаций, в которой организация профессиональных революционеров является только становым хребтом и кроме нее существует еще гори­зонтальная сеть — "массы других организаций, рассчитанных на ши­рокую публику и потому возможно менее оформленных и возможно менее конспиративных": рабочие профессиональные союзы, рабочие кружки са­мообразования и чтения нелегальной литературы, демократические и социалистические кружки в непролетарских слоях и т.д. "Такие круж­ки, союзы и организации необходимы повсюду, - настаивает В.И.Ленин, - в самом широком числе, с самыми разнообразными функциями114.

Можно было бы образно представить систему организаций, созда­ваемых по плану В.И.Ленина, как несколько матрешек, помещенных друг в друге- "большая матрешка" легальных организаций: кружки самооб­разования, рабочие профсоюзы; "средняя матрешка": полулегальные де­мократические и социалистические кружки непролетарских слоев; на­конец, "малая матрешка":нелегальная организация профессиональных революционеров, — если только не забывать об условном характере этого образа: большинство членов организации профессиональных ре­волюционеров, согласно Ленину, не являются членами полулегальных или легальных организаций, то есть "малая матрешка", строго говоря, не спрятана в средней и большой. Но зато этот образ передает глав­ное в ленинском плане - субординацию "матрешек": организация про­фессиональных революционеров определяет политику полулегальных и легальных организаций, по сути дела, превращает их в проводников политики социал-демократии, подчиняет их себе.

Центральная идея концепции В.И.Ленинасостоит в политическом доминировании социал-демократической организации профессиональных революционеров в рабочем, демократическом и социалистическом дви­жениях, в выполнении ими, в конечном счете, воли профессиональных революционеров.

Концепция партии В.И.Ленина явно отличается от концепции пар­тии К.Маркса и Ф.Энгельса. Но, как это ни парадоксально, она про­должает и завершает одну из сторон противоречивой марксистской по­литической доктрины, без которой последняя была бы неполной.

Концепция В.И.Ленина создает теоретическую предпосылку и для однопартийной политической системы (или партийной системы с доми­нированием одной партии), и для симбиоза партия-государство, и для партийно-политической элиты, аппарата партийной номенклатуры, без которых тоталитарная система будет неэффективной.

Вместе с тем концепция партии вождя большевизма, усиливая не­демократические, тоталитарные моменты политической доктрины марк­сизма, в силу амбивалентности последней, вовсе не была единственно возможной, о чем и свидетельствуют концепции партии, которой сле­довали социал-демократия Запада и меньшевистская фракция социал- демократии России.

Естественно, особое внимание В.И.Ленин в своем организационном плане системы "матрешек" уделяет теоретическому обоснованию необхо­димости "малой матрешки" — организации профессиональных революцио­неров — и ее характеристике (а также соотношению с социал-демокра­тической партией):<<...яутверждаю: I) что ни одно революционное дви­жение не может быть прочно без устойчивой и хранящей преемствен­ность организации руководителей; 2) что, чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу, составляющая базис движения и участвующая в нем, тем настоятельнее необходимость в такой организации и тем прочнее должна быть эта организация (ибо тем легче всяким демаго­гам увлечь неразвитые слои массы); 3) что такая организация дол­жна состоять главным образом из людей, профессионально занимающих­ся революционной деятельностью; 4) что в самодержавной стране, чем более мы сузим состав членов такой организации до участия в ней та­ких только членов, которые профессионально занимаются революцион­ной деятельностью и получили профессиональную подготовку в искусст­ве борьбы с политической полицией, тем труднее будет "выловить” такую организацию, и - 5) - тем шире будет состав лиц из рабочего класса и из остальных классов общества, которые будут иметь воз- можность участвовать в движении и активно работать в нем>>115.

Возникает естественный вопрос: так чем же является для В.И. Ленина организация профессиональных революционеров — социал-демо­кратической партией в целом116 или только руководством социал-демократической партии? На страницах "Что делать?" полной ясности на этот счет нет. Можно интерпретировать и так и эдак.

Это дает основание трактовать данный вопрос разными авторами неодинаково. А.Авторханов в "Происхождении партократии" отождест­вляет "организацию профессиональных революционеров” с "узкой орга­низацией вождей  партии"118. М.Восленский в "Номенклатуре" придерживается схожей позиции: он отмечает, что у В.И.Ленина существовало два плана: I) в "Что делать?" - ленинский план создания организа­ции профессиональных революционеров; 2)в "С чего начать?" — ле­нинский, "искровский" план формирования партии. "Таким образом, - резюмирует М.Восленский, - должны были возникнуть две различные, хотя и дополняющие друг друга организации: организация профессио­нальных революционеров и подчиненная ей собственно партия. Хотя обе вместе носили название "партия", в действительности принима­лась схема, описанная впоследствии Оруэллом ("1984"): "внутренняя" и "внешняя" партии — первая как кадровая элита руководителей, вто­рая как поголовье подчиненных"119.Близкуюточку зрения разделяет Л.Шапиро в своей "Коммунистической партии Советского Союза"120.

В отличие от них Э.Карр в своей интерпретации воззрений В.И. Ленина на партию близок к отождествлению организации профессио­нальных революционеров со всей социал-демократической партией121. Подобного взгляда придерживается и Д.Боффа122 .

Мы склоняемся к мнению, что более адекватна первая трактовка: социал-демократическая партия, согласно Ленину, состоит "главным образом" из организации профессиональных революционеров. Кроме нее в партию входит и относительно незначительное количество активно участвующих в революционном движении из полулегальной сети органи­заций, кружков.

Подобная схема позволяла организации профессиональных револю­ционеров, сохраняя свой узкий, немассовый, конспиративный характер, "подпитываться" на постоянной основе наиболее активными и преданными членами из полулегальных организаций и, самое главное, сохра­нять еще один канал (наряду с профессиональными революционерами) руководства полулегальными рабочими, социалистическими, демократи­ческими кружками, организациями.

Не менее важное значение, чем вопрос о роли и статусе социал- демократической партии по отношению к рабочему и демократическому движению, в концепции партии В.И.Ленина имеет вопрос о характере

внутрипартийной жизни, о наличия или отсутствии внутрипартийной де­мократии.

В.И.Ленин в своем организационном плане, ссылаясь на  форму правления и политический режим царской России — самодержавие, от­сутствие политической свободы, всесилие полиции, - отвергал прин­цип внутрипартийной демократии в организации профессиональных ре­волюционеров,"широкий демократический принцип", отстаиваемый ре­дакцией журнала "Рабочее дело" — органа "Союза русских социал-демократов за границей",заграничном центре "экономистов".

По его мне­нию, "широкий демократический принцип”, включающий  в себя два не­обходимых требования: "во-первых, полную гласность  и , во-вторых , выборность всех функций"123 - в условиях России,<<в потемках са­модержавия,при господстве жандармского подбора, есть лишь пустая и вредная игрушка. Это — пустая игрушка, - полагает основатель большевизма, — ибо на деле никогда никакая революционная органи­зация широкого демократизма не проводила и не может проводите да­же при всем своем желании. Это, - продолжает далее родоначальник большевизма, - вредная игрушка, ибо попытки проводить ка деле "ши­рокий демократический принцип" облегчают только полиции широкие провалы и увековечивают царящее кустарничество, отвлекают мысли практиков от серьезной,  настоятельной задачи вырабатывать из себя профессиональных революционеров к составлению подробных "бумажных" уставов о системах выборов>>124.

Дополнительно к этому надо еще добавить, что в первой главе "Что делать?" В.И.Ленин отвергает свободу критики марксистской те­ории(тем самым постулируя догматизм). Это фактически означает (или может означать) в партийной жизни запрет на свободные дискуссии при выработке курса партии125.

 Вместо принципа внутрипартийной демократии В.И.Ленин предла­гает положить в основу организации профессиональных революционеров следующие положения: "строжайшая конспирация, строжайший выбор чле­нов , подготовка профессиональных революционеров. Раз есть налицо эти качества, - то следовательно, считает он, - обеспечено и нечто большее, чем "демократизм", именно: полное товарищеское доверие между революционерами. Аэто большее безусловно необходимо для нас, ибо о замене его демократическим всеобщим контролем у нас в России не может быть и речи"126.

       Будущего вождя большевиков не страшит, что отсутствие демо­кратического контроля над членами партии и особенно над его руко­водством делает членов революционной конспиративной организации бесконтрольными. Согласно Ленину, революционерам "некогда  думать об игрушечных формах демократизма (демократизма внутри тесного ядра пользующихся полным взаимным доверием товарищей), но свою от­ветственность чувствуют они очень живо, зная притом по опыту, что для избавления от негодного члена организация настоящих революцио­неров не остановится ни перед какими средствами"127.

И мы вновь "натыкаемся" на парадокс: организация профессиональных революционеров,создаваемая для борьбы за самую широкую рабочуюдемократию, сама не будет демократической.

Ко имеется еще один парадокс, прямо-таки курьезный: В.И. Ленин для дополнительного обоснования своей позиции по поводу антидемокра­тического режима в партии прибегает к помощи аргументов не революционеров К.Маркса и Ф.Энгельса, а реформистов - супругов Б. и С.Вебб. Для этого он использует материалы главы "Примитивная демократия” из их книги "Индустриальная демократия" (1897 г. Впереводе ее на рус­ский язык под названием "Теория и практика английского тред-юниониз­ма" принимал участие и В.И.Ленин), приписывая своим оппонентам "примитивное" воззрение на демократию. Но курьез, понятно, состоит не в этом внешнем обстоятельстве, а в том, что доводы и факты, при­водимые супругами Вебб и повторяемые В.И.Лениным, опровергают (и вполне обоснованно) выводы самого К.Маркса из "Гражданской войны во Франции".

В.И.Ленин здесь, как и везде и всегда, когда ему какие-то по­ложения классиков в полемике не выгодно упоминать, "забывает" их.И наоборот.

Так, в частности, вождь большевизма фактически солидаризиру­ется с Веббами, оценивающими как примитивное понимание демократии английскими рабочими, считавшими в первый период существования проф­союзов необходимым признаком демократии, чтобы все рабочие делали все по части управления союзами: "... не только все вопросы реша­лись голосованиями всех членов, но и должности отправлялись всеми членами по очереди"128.

Далее В.И.Ленин совершенно правомерно отмечает, что нужен был долгий исторический опыт, чтобы рабочие поняли нелепость такого пред­ставления о демократии и необходимость представительных учреждений, с одной стороны, профессиональных должностных лиц, с другой. Точно так же на собственном печальном опыте (крахе профсоюзных касс) ра­бочие убедились, что есть вопросы (в частности, финансовые),которые не решаются только демократическим голосованием, а требуется также мнение специалиста .

Думается, В.И.Ленин не мог не знать выводов К.Маркса, сделан­ных им на основе обобщения опыта Парижской коммуны, некоторые из ко­торых, в частности идея поголовного участия всех в управлении, по­падали а разряд "примитивной демократии". Но вспоминать об этих выводах означало в данной ситуации признавать правоту своих оппонентов, и В.И.Ленин, не упоминая К.Маркса, в своей солидарности с Веббами практически опровергает выводы основоположника марксизма.

Однако через 15 лет в работе "Государство и революция" и в ру­кописи "Марксизм о государстве" вождь большевизма, ничтоже сумняшеся, уже ставит под сомнение вывод супругов Вебб о том, что <<засемьдесят, дескать, лет своего развития тред-юнионы, развивавшиеся будто бы "в полной свободе" убедились именно в непригодности при­митивного демократизма и заменили его обычным парламентаризмом, со­единенный с бюрократизмом>>130.

Теперь, в 1917 г., В.И.Ленин утверждает, что, так как тред-юнионы развивались не "в полной свободе", а в полном капиталисти­ческом рабстве, то именно вследствие этого, а не каких-либо других причин беднота была исключена из дел "высшего" управления131.

Напрашивается рад гипотетических версий. Конечно, проще всего предположить, что политические воззрения В.И.Ленина на структуру демократии, на проблему "управляющие/управляемые" эволюционирова­ли. Но ведь и в этом случае ставить под сомнение объективные факты истории рабочего движения в Англии, приводимые Веббами, которые ра­нее сам В.И.Ленин признавал, недопустимо. По крайней мере, необхо­димо более пространное опровержение, чем ремарке "капиталистическое рабство". Ведь речь идет о внутренней эволюции управления в ав­тономных тред-юнионах и эволюции политических взглядов английских рабочих под воздействием прежде всего неэффективности управления в тред-юнионах.

Можно предположить и другое (и это самое вероятное): вождь большевизма в политической борьбе беспринципен — в полемике он ис­пользует те и только те аргументы (как и в практической политике средства), которые целесообразны, ему выгодны. Зная о имеющихся контраргументах, он, естественно, умалчивает о них. Однако вся "закавыка" в том, что контраргументы принадлежат основоположнику марк­сизма, а Ленин вроде как числил себя марксистом.

И совсем маловероятно, чтобы он в 1902 г. не знал еще выводов К.Маркса из "Гражданской войны...". Правда, можно предположить еще один вариант: В.И.Ленин знал их, но не разделял, поэтому и не упо­минает. В этом случае обвинение в беспринципности отпадает.

Более детально данный курьезный парадокс, а также возможную беспринципность или метаморфозу взглядов "Ильича" мы рассмотрим да­лее. А теперь вернемся к основному сюжету.

Для пущей убедительности к аргументам "от супругов Вебб" В.И. Ленин добавляет аргументы "от К.Каутского" из его книги, посвящен­ной парламентаризму и народному законодательству, также направлен­ные против примитивного понимания демократии, включающего в себя, кроме всего прочего, и прямое народное законодательство (т.е. ре­ферендум)132 .

Все это имеет цель свести к "примитивному" пониманию демокра­тии последовательное проведение принципа ВПД, подразумевающее и партийный референдум по общепартийным делам, и выборность во все партийные органы снизу доверху133.

В.И.Ленин обосновывает тем самым необходимость отказа от Ус­тава РСДРП, принятого на ее I съезде. Первый Устав РСДРП исходил из идеи суверенитета партии по отношению ко всем исполнительным органам, в том числе Центральному Комитету, широкой автономии мест­ных организаций. Установление режима  ВПД предусматривалось прежде всего 7-м и 9-м параграфами решения съезда: "7. Местные комитеты выполняют постановление Центрального Комитета в той форме, какую они найдут более подходящей по местным условиям. В исключительных случаях комитетам предоставляется право отказаться от выполнения требований Центрального Комитета, известив его о причине отказа. Во всем остальном местные комитеты действуют вполне самостоятельно, руководясь лишь программой партии ... 9. Высшим органом партии является съезд представителей местных комитетов…134.

Конечно же, эти пункты находятся в противоречии с организаци­онным планом В.И.Ленина, предполагающим строгую централизацию и дисциплину организации профессиональных революционеров. Вместе с тем они вполне согласуются с идеями классиков марксизма на этот счет135.

В то же время позиция В.И.Ленина в отношении внутрипартийной демократии существенно отличается от точки зрения К.Маркса и Ф.Эн­гельса. Основатель большевизма, доказывая полную неприменимость принципа гласности для конспиративной организации, по своему обык­новению в полемике не вполне корректен: правомерно утверждая невоз­можность гласности для нелегальной партии перед обществом, он вмес­те с тем ни слова не говорит о хотя бы неполной, частичной — в не­легальных условиях — внутрипартийной гласности. Без последней цен­трализм конспиративной организации легко может трансформироваться в авторитаризм партийной олигархии, самодержавие партийных вождей, так как под предлогом конспиративности центральный комитет будет принимать решения и требовать их исполнения без должного учета мест­ных условий, не говоря уже об одобрении местными организациями.

Истинный мотив неприятия Лениным  ВПД становится ясным из его аргументации того, почему неприемлем принцип "выборности всех фун­кций" (выборности исполнительных органов снизу доверху). С точки зрения правил логики В.И.Ленин не сводит концы с концами, ибо до­пускает подмену понятий. Но делает он это, думается, преднамеренно, причем не столь заметно, с целью запутать и убедить партийного чи­тателя в невозможности выборности на всех уровнях, а по сути, — обосновать право кооптации за исполнительными органами,и прежде всего за ЦК. При этом отчетливо проступает подлинный смысл его кон­цепции партии.

В своих рассуждениях В.И.Ленин переносит условия и механизм сознательного и свободного выбора кандидата от партии в парламент на идентичные выборы в центральный комитет партии. Для первого слу­чая действительно необходима политическая свобода, обеспечивающая более или менее полное знание личных качеств, политической биогра­фии кандидата от социал-демократической партии в парламент со сто­роны всех членов партии и беспартийных, разделяющих предвыборную платформу партии.

Но во втором случае всем членам партии (как выделяет указанные слова В.И.Ленин ) знать кандидата на "известную партийную должность" нет необходимости, так как член ЦК избирается не путем общепартий­ных выборов, а на съезде партии. Хотя, конечно, в условиях полити­ческой свободы, когда гласность, свобода печати обеспечивают всеоб­щий контроль партии за деятельностью своего депутата, возможности для знания его личных качеств,в том числе делегатами съезда, неиз­меримо выше, чем когда партия работает в нелегальных условиях.

Но зачем Ленину нужна эта подмене понятий? Разгадка не застав­ляет себя долго ждать. В самом начале своего дискурса В.И.Ленин цитирует первый параграф о членстве из организационного устава германской  социал-демократической партии:"Членом партии считается всякий, кто признает принципы партийной программы и поддерживает партию по мере своих сил”. И вот после приведенных нами рассуждений, родоначальник большевизма вопрошает: мыслимо ли в условиях самодер­жавия, «чтобы все, "кто признает принципы партийной программы и поддерживает партию по мере своих сил”, контролировали каждый шаг революционера-конспиратора? Чтобы всеони выбирали из числа послед­них того или другого, когда революционер обязан в интересах работы скрывать от девяти десятых этих "всех", кто он такой?»136 .

У непредубежденного читателя после прочтения этого пассажа сразу же возникнет недоумение и встанет ряд вопросов: что это за девять десятых членов партии, от которых, согласно Ленину, револю­ционеры-конспираторы должны скрывать свои партийные дела? Разве они не являются членами партии? Или же в партии должно быть два ранга членов партии: нелегалы-профессионалы и нелегалы-любители, для которых установлены принципиально два разных партийных режима?

Но что тогда это за единая партия? Перечень вопросов можно продол­жить, однако в этом совсем нет необходимости, так как дилемма В.ИЛенина: или членом партии считается каждый, кто поддерживает по ме­ре своих сил партию, в которой установлены выборность и гласность, и тогда партия в условиях самодержавия обречена на провал; или же партия состоит из конспираторов-профессионалов и нелегалов-любите­лей, в ней нет гласности и выборности, и тогда она лишь живуча -  произвольна, сконструирована искусственно, а потому и ошибочна.

(Продолжение последует)

ПРИМЕЧАНИЯ

108См.: А в т о р х а н о в  А. Ленин в судьбах России//НМ.1991.№1. С.168-169.

            109 См.: Прим. 49-53 в настоящей работе;Баттистрада Ф. Народничество и большевизм. С.15;Бжезинский 3. Большой провал. Агония коммунизма//Квинтэссенция: Фи­лософский альманах / Сост. В.И. Мудрагей, В.И.Усанов. М.: Политиз­дат, 1990. С.257; Боффа Д. История Советского Союза.Указ.соч.Т.1.С.32- 33; Улам А. Незавершенная революция. С.106-107;Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза.Указ.соч. С.845-847; Пайпс Р. Создание однопартийного государства в Советской России (1917-1918 гг.)//Минувшее:Исторический альманах.М.:Прогресс: Феникс,1991.С.88- 89; Варшавский В. С. Родословная большевизма.Указ.соч. С.56-57; Штурман Д. В.И.Ленин. Paris: YMCA-Press, 1989. С. 38-39; Нildermeier М. Die Russiesche Revolution 1905-1921. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag, 1989. S.40.

             110Восленский М. Номенклатура. С.55.

             111Бжезинский3. Большой провал. С.257.

             112Л е н и н В.И. ПСС. Т.6. С.112.

             113Там же. С.133.

114См.: Там же. С.126.

115Там же. C.124-125. Выделено нами. - Э.В.-П.

             116См.: Там же. С.112.

117См.: Там же. С.124.

              118См Авторханов А. Происхождение партократии/ Том первый: ЦК и Ленин: 2-е изд. FrankfurtamMain: Посев, 1981. С.72.

119Восленский М. Номенклатура. С.54-55.

             120См.: ШапироЛ. Коммунистическая партия Советского Союза. С.76.

             121См.: Карр Э. История Советской России. Кн.1. С.38.

             122См.: Боффа Д. История Советского Союза. T.I. С.32.

         123Ленин В. И. ПСС. Т.6. С.138.

         124Там же. С.140.   

125См:Там же. С.9-10.

          126Там же. С.141.

         127Там же.

         128Там же.

          129Там же.

          130Там же. Т.ЗЗ. С.116. См. также: С.303.

          131Там же.

           132См.:Там же. Т.6. С.142-143.

           133Там же. С.143.

           134Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и ре­шениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). T.I. 1898- 1917: 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983. С.14.

           135Однако еще и в годы перестройки советские исследователи продолжали оценивать пункты 7 и 9 как показатель политической незре­лости и организационной разобщенности первых социал-демократических организаций и демагогически разглагольствовали о недостаточном по­нимании последними "насущной необходимости подчинить местные интере­сы общим задачам партии", усматривая в этом проявление кружковщины (См.: Костин А., Шелохаев В. Первый съезд РСДРП: преодоление инерции- антиисторизма // Страницы истории КПСС... 1988.Указ.соч.С.160—161). Обидно ссылаться именно на этих авторов, ибо в целом статья, безусловно, интересна и весьма содержательна, но тем более тогда в данном вопросе был неуместен шаблон старых подходов.

136Ленин В. И. ПСС. Т.6. С.139.

Рубрики:  Мои оригинальные тексты
Немного философии,этики
Политика,геополитика(видео и тексты)
Демократия,свобода,права
Коммунизм,большевизм
Политология
Социо-гуманитарные науки,историогрфия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку