-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ј_√усев

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.04.2008
«аписей: 377
 омментариев: 10342
Ќаписано: 18213


 

’очу вместе со своим читателем поразмышл€ть об актуальных проблемах современного образовани€.

ѕоговорить  о тонкост€х воспри€ти€ художественного произведени€,  загл€нуть в  творческую "лабораторию" писател€, где он, "колдует," создава€ свою "золотую розу" -  Ќ»√”.

ƒерзнЄм по-новому взгл€нуть на  хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что  "проходили" на уроках .

ѕознакомимс€ с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным гл€нцем" ѕушкиным или √оголем.

ѕопробуем разобратьс€, почему современному учителю-словеснику так редко удаЄтс€ самое главное - вырастить  ученика ,  умеющего радоватьс€  хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом  „»“ј“≈Ћя, люб€щего  размышл€ть о прочитанном.

”ченики, студенты, родители, все те, дл€ кого классика была и остаЄтс€ неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.

 

 


 омментарии (28)

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 40. ќ ¬ƒќ’Ќќ¬≈Ќ»» „»“ј“≈Ћя

¬оскресенье, 26 ћарта 2017 г. 10:03 + в цитатник

   

Ќекоторых коллег  раздражает мо€ манера переиначивать  на свой лад раз и навсегда заведЄнные трактовки произведений. —толь  привычные и  «обкатанные».

„то ж, грешен. ћоЄ собственное  видение хрестоматийного образа, лермонтовского «ѕаруса», к примеру, - предстаЄт парадоксальным; плем€, которое  горьковский ƒанко выводит к свету, - не достойным его жертвы..

я глубоко убеждЄн: вс€ радость и удовольствие от чтени€ в том и заключаютс€, чтобы из года в год открывать  дл€ себ€ заново литературный шедевр.  » свою тему, котора€ сегодн€ стала вдруг дл€ теб€ самой актуальной.  акую-то одну-единственную. «свою». строку. »ли дождавшуюс€ твоего «просветлени€» ћџ—Ћ№,

ѕомню, как потр€сла мен€ своими детскими читательскими впечатлени€ми о ѕушкине – ћарина ÷ветаева.  ак завораживающе представила она  бесов, «подругу дней моих суровых», ѕугачЄва из « апитанской дочки». Ќа всю жизнь околдовала…

… «—трах и жалость ( ещЄ гнев, ещЄ тоска, ещЄ защита) были главные страсти моего детства….

Ѕесов € жалела – жалостью высокой, жалостью восторгом и восхищением, как потом жалела Ќаполеона на —и. ≈лене…»

 я уверенно поставил читательские грЄзы ћарины ÷ветаевой в свои учебники по литературе. » ни разу не пожалел. „итатели-дети не пожалели тоже.

 ѕребывать в посто€нном поиске – —¬ќ»’ смыслов. »менно  эта работа и делает из нас „»“ј“≈Ћя, ради этого мы, собственно, и берЄм в руки   Ќ»√”.

я говорю о том, что выразил одной гениальной строкой јфанасий ‘ет: «„ужое вмиг почувствовать своим».

Ёто о вдохновении поэта.

Ќо это – и о вдохновении „»“ј“≈Ћя.



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 39. „®–“-“≈ „“ќ

ѕ€тница, 17 ћарта 2017 г. 11:12 + в цитатник

 „®–“-“≈ „“ќ

 огда  ёл€ оканчивала шестой класс, € ей сказал: - ” дев€тиклассников экзамен. —очинение пишут. ѕойди, попробуй. —  учительницей € договорилс€.

ѕошла. » вместо положенных трЄх – за один час написала, как выразилась јнна »вановна, это – «чЄрт-те что.

- ƒл€ шестиклассницы, конечно, простительно,, - сказала она.- Ќо ведь это не сочинение. “ема  не раскрыта. Ќет цитат. Ќикакого вступлени€. ¬ыводы отсутствуют. ¬место положенных двух страниц только полторы. ’орошо, что дл€ неЄ это не насто€щий экзамен, придЄтс€ подучитьс€, а то… сами понимаете… ¬от – полюбуйтесь.

  » € любуюсь.

                                                   ќ  ƒ–”«№я’ – “ќ¬ј–»ўј’

…ёлька рассказывает о д€де ¬асе. ќтовсюду его шпын€ют. ƒруг √енька издеваетс€.   ƒ€д€ ¬ас€ идЄт к себе домой…

 

«¬ошЄл в кухню. ќткрыл холодильник, достал солЄный огурец, равнодушно пожевал. ѕодошла жирна€ бела€ кошка.

 - Ќу что, ћаруська, весело тебе?

 ошка, не обраща€ на него внимани€, полезла в холодильник.

- Ёх, ћарус€, ћарус€, тебе бы только пожрать.

 ћаруська плюхнулась на пол и начала умыватьс€.

- “акие вот дела, ћаша. ќбидно. ј √енька… друг называетс€…Ќо мы, ћарус€, и без √еньки с тобой перебьЄмс€. Ќа, жри. – д€д€ ¬ас€ положил перед кошкой €йцо.  ошка понюхала, лизнула и с мученическим видом начала есть.

- Ќичего, терпи.- ¬ас€ погладил кошку.

 ћаруська, одолев €йцо, поплелась в комнату. ¬ас€ пошЄл за ней.. ћаруська прыгнула на диван и собралась спать. ¬ас€ сел р€дом.

- Ќу, как жизнь. ћарус€?

 ошка раздражЄнно погл€дела на него.

- Ёх, ћаша, ћаша… ѕодруга…» ничего-то ты в жизни не знаешь…  –ыбки хочешь? ’очешь ведь, дура….

 ошка взгл€нула на него с интересом.

- ∆ирна€ ты, ћаша. —лишком жирна€.

 ошка фыркнула и свернулась клубком.

- „то, ћарус€, делать будем? ƒрыхнешь? Ќу-ну…   Ёх вы, друзь€-товарищи…

ƒ€д€ ¬ас€ подошЄл к входной двери и позвал

- ћанька, вставай1 ѕошли за рыбой.»

 

 я дочитываю ёлькино «чЄрт-те  что»

- Ќу как?

-  онечно, вы правы, јнна »вановна, полторы страницы €вно маловато. ¬ступлени€ нет.

- ƒа разве так надо писать на такую тему!? – она готова к атаке. Ќо €, так и не узнав, как надо, забираю «чЄрт-те что» и потихонечку сматываюсь.

 

ƒа, не созрела ёлька дл€ экзамена. ≈щЄ расти и расти. » € с ужасом думаю: - ј вдруг вырастет? ¬едь ежели училка за неЄ возьмЄтс€, да с таким энтузиазмом, всЄ по€витс€ – и цитаты, и выводы, и раскрытие темы.

 ¬сЄ!

 роме   —ќ„»Ќ≈Ќ»я.



ѕонравилось: 2 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 38. ¬ќ“ » ¬≈—№ Ё «јћ≈Ќ

—уббота, 11 ћарта 2017 г. 09:42 + в цитатник

    

 то из нас не радовалс€, выт€нув «счастливый билет»?  то не впадал в панику: Ќ≈  ѕќ¬≈«Ћќ!!!!

 то не  дЄргалс€ в поисках спасительной шпаргалки?

¬опросы, конечно, риторические…

¬ Ё“ќћ семестре ничего подобного у мен€  не  наблюдалось.

 Ќикаких билетов. Ќикаких шпаргалок. Ќикаких истерик.

 ƒа и экзаменов, в их обычном смысле, - во всех  четырех группах  человек  по 30 -  не происходило!

  Ќе было привычных  «картинок»: стол – перед тобой то краснеющий, то бледнеющий, то заискивающий, то наглый студент.

»ли -  переполненна€ аудитори€,  склонившиес€ над экзаменационными листами студенты.  » ты, прохаживающийс€ по р€дам, - весь такой строгий и бдительный.

 ¬ самом начале семестра € обсто€тельно разъ€снил своим студентам:   Ё «јћ≈Ќ в моЄм понимании -  не ответ по билету, не проверка знаний какой-то темы.

 ƒл€ мен€ экзамен – это результат ¬—≈… твоей  работы   над   программой ¬—≈√ќ моего курса по журналистике, творческому процессу или стилистике..  »тог  проверки накопленных за семестр ¬—≈’ умений и навыков .

 ј делать это мы будем    простым способом. –аз в мес€ц  каждый из вас присылает мне по электронной почте две свои лучшие самосто€тельные работы. ¬ оригинальном оформлении, с иллюстраци€ми.

я в ответ даю отзыв и  свою оценку. ћожно и подискутировать, попытатьс€ улучшить результат.

 ј на зан€ти€х – презентации. ¬ыношу на экран проектора несколько наиболее интересных или спорных «произведений» студента.  аждый  - в курсе  «творчества» каждого. » кажда€ презентаци€ – нечто вроде спектакл€. ƒаже аплодисменты случаютс€.

       ј теперь - проста€ арифметика. ¬ семестре четыре мес€ца. ¬ мес€ц – 2 работы «начит, за семестр –8 работ, охватывающих ключевые темы курса.

  —огласитесь, не так  трудно из восьми оценок вывести ту, котора€ станет экзаменационной...

¬от и весь Ё «јћ≈Ќ ! ƒлиною в четыре мес€ца.

 ƒл€  мен€ – дело, конечно, нелЄгкое: ведь за один только мес€ц приходитс€ оценить и разобрать не менее ста «произведений». ¬ажно другое: дл€ студента весь процесс накоплени€ знаний  становитс€  нормой,  чем - то спокойным, постепенным, обыденным, а не "страшилкой", св€занной с пугающим словом -  экзамен.

 

 



ѕонравилось: 7 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя.37. ќЅћ≈Ќ ќѕџ“ќћ: ѕќ—Ћ≈¬ ”—»≈

¬оскресенье, 05 ћарта 2017 г. 10:31 + в цитатник

       

 

ќбмен опытом -  непременный и попул€рнейший атрибут советской школы.

 ”роки литературы  Ў. јмонашвили, ≈.»льина, благодар€ телевидению, гремели на всю страну.

  »ми нельз€ было не  не восхищатьс€.

 Ќо у многих словесников после таких уроков-спектаклей оставалось весьма непри€тное «послевкусие». » горестное признание самому себе – я бы так не смог!

 “от, кто сокрушалс€, был прав. ƒа, ему хотелось бы блеснуть и артистизмом, и полемическим задором, и умением  увлечь детей, и смелостью трактовок…

 Ќо как можно блеснуть тем, чего у теб€ нет.  ј если – нет, зачем бередить душу! Ќамекать тебе на твою несосто€тельность.

 ƒа, на открытых уроках математики можно было перен€ть новые приЄмы решени€ задач, здесь же  — ќѕ»–ќ¬ј“№  что-либо было невозможно. ¬едь одарЄнный словесник – личность уникальна€. ј уиикальность подражанию не поддаЄтс€. √лавный его метод – он сам!

 я вот смотрю сегодн€ на открытые уроки ƒмитри€ Ѕыкова – ведь и они дразн€т словесников своей недоступностью. » непостижимостью.

ќткуда. у  желающих творить нечто подобное возьмЄтс€ эта фантастическа€  совершенно ошеломл€юща€ и… подавл€юща€ теб€ – эрудици€!?

» эта дерзость  изобретений, которой он делитс€, прочитыва€ совершенно «эксклюзивно»,  по-быковски  «ќбломова»,  «¬ойнгу и мир», √огол€, „ехова,  јлександра √рина,  ћап€ковского,  ≈сенина,  √умилЄва, «ощенко и…………..

 √де  вз€ть всЄ это, рождЄнное талантом от Ѕога? “алантом – во всЄм прочитанном находить свои смыслы, загадки и увлекать ими огромные аудитории.

Ётот дар – д о г а д к и!

» откуда возьмутс€ эти  чуткие и одарЄнные ученики, умеющие  размышл€ть над самыми сложными вопросами ƒмитри€ Ћьвовича и давать свои, оригинальные, пусть, не всегда верные, ответы.

 –азмышл€€ над уроками ƒмитри€ Ѕыкова, €  сделал крамольный вывод: литературу в школе следует преподавать либо так, как это делает он, либо – никак…

  ≈сли – никак,- есть надежда, что в будущем человек всЄ-таки станет „»“ј“≈Ћ≈ћ

 » есть уверенность, что никто не обесценит дл€ него шедевр, не превратит его в принудительное чтение – по списку «об€зательной литературы».

 - “ы знаешь, - сказал мне редактор нашей газеты, - ј «ћЄртвые души», оказываетс€, велика€ книга.- „итаю, не  в силах оторватьс€…  ј в школе не мог дождатьс€, когда эта нуд€тина закончитс€.



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 36. » —“≈Ќџ ƒ–ќ√Ќ”Ћ»...

—уббота, 25 ‘еврал€ 2017 г. 10:29 + в цитатник

      

Ќикогда не забуду  свой безобразный провал с «ƒемоном».. Ќаша драмстуди€ давала шефский концерт. » € подготовил « л€тву» ƒемона – обожал эту поэму, знал  наизусть чуть ли не всю..

  Ёффектно взметнув чЄрным плащом,  с пафосом, что было сил,   возгласил

   л€нусь € первым днЄм творень€,

   л€нусь его последним днЄм…

 

¬ зале раздалс€ хохот. ѕробива€сь сквозь него, € ещЄ успел воскликнуть…

 

   л€нусь позором преступлень€

’охот нарастал. «ал гомонил и веселилс€.

  я поспешил скрытьс€.

 

ћне почему-то казалось:   Ћя“¬”  нужно произносить именно так – чтоб стены дрожали. », кажетс€, своего добилс€. ƒрогнули – и стены и… зрители.

ќт своего  «позора преступлень€» € долго не мог опомнитьс€. » только  преподава€  литературу, стал понимать простую истину: громоподобное произнесение обличительных  монологов, „ацкого, к примеру, –  не просто фальшиво, но и смешно!

 ќткровением, можно сказать, путеводной звездой, стал дл€ мен€ глубокий, завораживающий, проникающий  в душу размышл€ющий  голос ¬асили€ »вановича  ачалова.

     ака€-то √екуба,

   „то он √екубе? „то ему √екуба?…       

 

  ћен€ околдовал этот  «медовый» тембр, который нельз€ было не узнать с первого звука и с кем-то перепутать.

  ак тембры »ннокенти€ —моктуновского, ћихаила  азакова, —ерге€ ёрского,.

 » решил дл€ себ€: тембр – это подтекст голоса. „ерез него доносишь потаЄнный смысл произведени€,. » твоЄ «исполнение»  –  неподражаема€ и тонка€ трактовка текста. ѕроникновение – в  суть!

 “ембром, интонацией, паузой можно раскрыть любой образ. » не понадоб€тс€ никакие теоретические экскурсы.

 я убедилс€ – шЄпотом иногда  выражаешь больше, чем громким возгласом.

 ќчень часто наблюдал это на своих открытых уроках – в аудитори€х, где теб€ слушают сразу несколько классов.

  » вот сейчас думаю – а что, если эту фразу « л€нусь € первым днЄм творень€» произнести - обречЄнно, покорно, как-то бархатисто  или… вообще шЄпотом…



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 35.  ќЎ ќ¬ќ≈

ѕ€тница, 17 ‘еврал€ 2017 г. 11:46 + в цитатник

- ѕередать собственные эмоции, - говорил € реб€там,-

так же трудно, как переживани€ литературного геро€. …

ј ёл€ неизменно сочин€ла о кошках.

“репетно и печально – будто делилась сокровенным.

» € пон€л - кошка дл€ неЄ и способ, и повод

сказать о чЄм-то своЄм, потаЄнном…

 

 апли разбились…

Ќад чЄрным прудом

Ћисть€ кружились,

 ружились,

 ружились.

ј за прудом

 ошка и кот вдвоЄм,

ћокра€ кошка и мокрый кот.

ѕросто сидели,

¬ глаза смотрели.

Ќе понимали, что их ждЄт.

ѕросто старели  ошка и кот.

***

¬ серых сумерках плыли туманы,

¬ них коты – размытые кл€ксы-

„то-то мрачно и нудно орали

» кого-то в истерике звали.

” дороги чЄрна€ кошка

¬сЄ истошно кого-то кл€ла,

ƒо рассвета ждала, ждала,

Ќе дождавшись, в туман ушла.

 от с бантом сидел у окошка.

¬верх смотрел тоскливо и хмуро.

∆дал – придЄт эта чЄртова кошка…

Ќе пришла.  от обиделс€: - ƒура!!!

—тарый кот с перебитой лапой

¬доль болота тащилс€ в стужу.

—тарый кот с перебитой лапой

¬сЄ ворчал: «Ќикому не нужен...»

***

ѕо сине-зелЄному снегу,

ѕод €блочно-жЄлтой луной

√олубоглаза€ кошка

“анцует сама с собой.



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 34. „”ƒќ-ЅјЅ”Ў ј

„етверг, 09 ‘еврал€ 2017 г. 13:21 + в цитатник

                            —просили: - ¬ каком возрасте ребЄнок начинает интересоватьс€  «взрослыми» книгами?

» сразу  вспомнилась – Ќинэль Ћогинова, академик…

”йд€ на пенсию, она целиком посв€тила себ€ воспитанию семилетнего внука “Ємы. ƒневники еЄ  красноречиво отвечают и на этот, и на многие другие, не менее сложные вопросы.  

…√од назад “Єма вынудил мен€ читать вслух "мою" книжку. Ёто были "ћЄртвые души". Ќачала с опаской, но скоро успокоилась: мальчик был в восторге от мух, что ход€т по сахарной куче, "как полные хоз€ева", и что
„ичиков вытер лицо, "начав из-за ушей", и что слуга ѕетрушка носит с собой "особенный воздух", и что козЄл гул€л под брюхами у лошадей, "как у себ€ дома". “ем летом мы сто€ли с “Ємой на дачном балконе,и он сказал: "¬идишь, лес синеет? Ёто граница. ¬сЄ, что до него, моЄ, и что за ним, тоже моЄ". Ёто он ЌоздрЄва переврал.
≈му нравитс€ свалка в комнате ѕлюшкина, и как природа сотворила лицо —обакевича. Ќо чаще других с нежностью вспоминает вопрос  оробочки, не пригод€тс€ ли „ичикову мертвецы "в хоз€йстве". » еЄ часы на стене. ќбъ€снить это пристрастие не могу: или скупость одного и беспутство другого меньше занимает семилетнего, чем честна€ глупость Ќастасьи ѕетровны? »ли она вызывает особую жалость? Ќе знаю.


... ак прочитать семилетнему ребЄнку «ќдиссею»? —перва осилить еЄ самому. ѕотом рассказать как сказку. Ќо своих слов не хватит, и отрывки надо читать. »зумлению ребЄнка не будет предела, он станет таскать за вами книжку.: «„итай ещЄ».

«” древних богов были весЄлые боги, - говорю “Єме. – «наешь, чем они занимались на горе ќлимп?»  я беру поэму √омера и читаю: «“ам дл€ богов в несказанных утехах все дни пробегают». «”техи ( потехи) – это игра, понимаешь?» Ёто он понимает, как и любой ребЄнок. «»√–ј Ѕќ√ќ¬» - красиво звучит, правда? ј знаешь, во что они играют? ¬ нашу жизнь. ¬от пример...»

» потекла сказка...

…... ¬ходит “Єма с дивным вопросом: «ѕочему «гварди€» написана с маленькой буквы? –азве она – не жена Ќаполеона?» —прашиваю, с чего он так решил. „итает мне «¬оздушный корабль» Ћермонтова:
ЌесЄтс€ он к ‘ранции милой,
√де славу оставил и трон.
ќставил наследника – сына
» старую гвардию он….

…¬друг сознаЄшь, что ребЄнок ничего не знает. » пр€мо с колобка, лисы и луб€ной избушки начинает вникать. » сколько всего услышит до школы с тем и войдЄт в неЄ...

»ли…  не услышит.

¬едь далеко не у каждого ребЄнка окажетс€ така€  чудо- бабушка с завидным талантом педагога и, пожалуй, ещЄ более великим талантом – любви,  — неукротимым желанием  начать со своим внуком долгий и тернистый путь в ѕрекрасное.

   

 




ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 33. »Ќ√ј

—уббота, 04 ‘еврал€ 2017 г. 11:48 + в цитатник

         - ¬от полюбуйтесь! – мама »нги показывает нар€дную детскую книжку.
–аскрываю – и, о чудо! – под каждым стихотворением жирным красным карандашом – отметка: 5, 3, 4, снова 5 и… двойка…
- ѕонимаете, она  ставит школьные оценки авторам!
  ј эти подчЄркивани€ на пол€х!!! «амечани€!
«Ќочью в небе один \ золотистый апельсин». – Ћуна, а не апельсин!!
« “учка – верблюдик!?  “учки – слоники!?-  ерунда кака€…
«—олнце и ветер читают листь€ на деревь€х» - Ќе так! —олнце согревает, а ветер  шевелит.
ƒа, с таким ребЄнком € встретилс€ впервые. ¬сегда видел, с каким восторгом принимают дети небылицы  орне€ „уковского, Ѕориса «аходера, Ёммы ћошковской...
» ни у кого не возникает вопроса – как это можно, к примеру,  поджечь синее море.
¬едь они своими глазами вид€т - «море пламенем горит»! » вер€т!

- ¬ы думаете, она с куклами возитс€? ” неЄ одна любима€ игра – школа.
—адитс€ за свой «учительский стол», раскладывает тетрадки, достаЄт «журнал», и начинаетс€…
-  Ѕелкина! ƒва! ј ведь можешь, можешь лучше. .
- “ебе, ¬аськин,  сегодн€ – четыре. —тараешьс€.
. ј Ѕелкина – лент€йка! ƒавай дневник!
явно подражает своей наставнице.
—трога. ѕридирчива. »  криклива.
“ак начиналась учительница »нга.
ќна проучилась у мен€ всю среднюю школу. ¬есь педфак в университете. ƒетское недоверие к метафоре испар€лось  на моих глазах.. “а€ло как бы само собой и без малейших  моих подсказок.... ƒо сих пор мне не €сен этот феномен.  ажетс€, к шестому классу страна «¬ообразили€» вдруг распахнулась и поманила к себе  »нгу.! „то-то  проснулось в этой девочке... Ќе как знание, а как – ощущение.
¬идимо, тропы  и другие «волшебные» слова разложены в каждом из нас по полочкам, а вернее – по драгоценным шкатулкам.  ажда€ открываетс€ в своЄ врем€. »ли не открываетс€ вообще. ¬ражда к метафоре  сменилась у »нги дотошным стремлением  вникать в еЄ суть и бурно радоватьс€ своим открыти€м. «десь тоже учителю лучше не вмешиватьс€ – дать плоду созреть, что € и делал. Ќе мешал. ’от€ и старалс€ подкидывать полень€ в уже зан€вшийс€ костЄр.
ј страсть выставл€ть  оценки» сохранилась  Ќо обрела новый смысл.
  ”чительница »нга всегда знает – любой ответ еЄ ученика, каждое его сочинение, даже  на «отлично», могут и должны  стать  лучше.

» ещЄ она верит - нашу методику со всеми еЄ учебниками и «пособи€ми» можно и необходимо улучшить.
» улучшает!
ѕишет  с в о й   учебник…
 
 



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 32. ћќ… ѕ≈ƒ‘ј 

¬оскресенье, 29 январ€ 2017 г. 11:52 + в цитатник

 

ƒекан педфака √унар √улбис, мой бывший директор школы,  пригласил мен€ к себе. ¬озводить, как он выразилс€, новую цветущую ниву в образовании. ѕри этом почему-то погрозил пальцем:- —мотри у мен€..

  Ќива и впр€мь оказалась  цветущей. Ќа курсе, где € куратор,- 32 девушки -  красавицы. » все они, кто по зову сердца, а кто из любопытства, дерзнули освоить  престижную в те времена, профессию словесника-русиста в латышской школе. ѕикантность заключалось в том, что почти все мои «русистки»были выпускницами латышских школ и принадлежали, как сказали бы сегодн€, к коренной национальности  - с вытекающими последстви€ми. ј последстви€ оказались совсем  некстати: прочно укоренившийс€ акцентик, весьма убогий словарный запас, более, чем скромное представление о русской литературе. Ѕыли, конечно, исключени€. Ќо они, как известно, лишь подтверждают правило.

  онтингент дл€ мен€, в общем - то,  привычный. “олько был он у мен€ в латышской средней школе – и никто не мечтал стать «русистом».

 — √унаром на эту тему мы часто спорили : он никак не хотел поверить, что студенту-латышу  могут оказатьс€ не под силу историческа€ и срвнительна€ грамматика, старослав€нский €зык или ћа€ковский со всем его  футуризмом и словотворчеством.

 —вои зан€ти€ € вЄл под грохот отбойных молотков и рЄв моторов – пр€мо за окнами воздвигалась грандиозна€ пристройка, намеча€ контуры светлого будущего  нашего старенького педфака.

 ¬озможно,  отсюда и мо€ привычка - вещать «во весь голос» и общатьс€ со студентами, как с глухими.

  ѕосле лекции √унар  бывало вызывал мен€ к себе: -  огда ты перестанешь орать – у мен€ бумаги по столу прыгают..

- «акончим стройку века, и перестану.

 я лукавил. ѕривычка  оглушать своим голосом была у мен€ давней, со времЄн «драмстудии». “ак что стройка здесь не при чЄм.

 ¬от почему, когда наша завкафедрой  ƒайна ѕетровна, привыкша€ незамедлительно откликатьс€ на всЄ  передовое, велела нам  составить план личной перестройки, €, не задумыва€сь, написал::

 - ѕерестать орать на зан€ти€х.

ѕотом добавил – » размахивать руками.

 ƒайна ѕетровна привычно обиделась. ќна всегда обижалась, когда подозревала, что над ней подсмеиваютс€. » наша совместна€ работа во многом сводилась к тому, что мы то и дело ссорились и мирились.

ј вообще-то идилли€ на нашем  пока ещЄ крохотном педфаке в середине восьмедис€тых царила полна€.

¬ ∆енский день √унар лихо стр€пал картофельные оладьи. »лзе  как бы невзначай напоминала о подписке на «ѕравду». ѕреподаватели сидели в тесном семейном кругу – на крохотной кухоньке ќтделени€  «трудовиков», было  уютно, по-домашнему. ƒайна ѕетровна как бы в шутку предупреждала о том, что страна ведЄт  борьбу с алкоголем. ћы согласно и пока€нно чокались…

 



ѕонравилось: 2 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 31. Ќј” ј ѕќƒ Ќј«¬јЌ»≈ћ "—“”ƒ≈Ќ“"

ѕонедельник, 23 январ€ 2017 г. 13:50 + в цитатник

»дут годы. ћен€ютс€ темы зан€тий, их цели, концепции. Ќо одна тема  так и остаЄтс€ дл€ мен€ неизменной, если не сказать  вечной, - —“”ƒ≈Ќ“.  ћой студент в моей аудитории. „ем бы € с ними ни занималс€ , какие бы ни пыталс€ решать проблемы, всЄ-таки об€зательна€,  неизбежна€, сама€ главна€  и тема, и проблема всегда одна  -  попытатьс€ разгадать сид€щего передо мной человека. я просто об€зан это сделать.
Ћовлю  выражение лица, взгл€д, какую-то брошенную реплику, ухмылку, шепоток или невольный кивок.  Ќе уловив, не «расшифровав»,  рискую остатьс€ непон€тым,  неприн€тым и ненужным вместе со всеми моими  учебными предметами, красивыми речами, доводами и выводами.
   » ничего  €  ему не передам, ничему не  научу, если не научусь сам изо дн€ в день накапливать знани€ об  интеллектуальном и духовном потенциале   ј∆ƒќ√ќ своего студента, распознавать его возможности, интересы, привычки, его отношение ко мне и моим «наукам».
≈сли не научусь отличать умного и нагловатого бездельника от старательного и прилежного «несмышлЄныша».  ого-то - не подозревающего о своЄм таланте или кого-то совсем случайного в моей аудитории.

Ќевозможно общатьс€, работать, вступать в серьЄзный диалог со студентом,  образ которого дл€ мен€ – за семью замками! ѕо-моему, в этом главна€ причина  "проколов" в  «массовом" образовании.   » в школе и в вузе. » чем пристальнее € пригл€дываюсь к тому или иному студенту, тем больше возникает вопросов, часто безответных, – и к нему и к себе.
ќни всегда  спонтанны, сугубо индивидуальны и всегда – другие, вопросы эти. ќтвета не найти ни в одном пособии.
ѕочему, например,  одарЄнный, творчески работающий ¬иктор категорически запрещает мне демонстрировать на экране, читать вслух  его ( отнюдь не интимного характера) произведени€? ѕочему никогда не выступает с презентаци€ми своих работ, как у нас прин€то? ¬ общем – не рвЄтс€ на люди.
’от€ и дл€ сокурсников  находки ¬иктора могли бы стать  «мастер-классом», как сейчас говор€т.
√ордын€? »ли наоборот – неуверенность в себе? —крытность? «амкнутость? «астенчивость? Ѕезразличие к успеху?

Ќе знаю. ѕока не знаю



ѕонравилось: 1 пользователю

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 30.  ј∆ƒџ… ѕ»Ў≈“,  ј  ќЌ ƒџЎ»“

ѕонедельник, 16 январ€ 2017 г. 10:07 + в цитатник

 

ћагистратура…
» вот что интересно –  мо€ работа с учител€ми нередко сводилась к тому, чтобы оживить  канцел€рский, слишком уж казЄнный €зык их  «научных трудов». ќчевидной становилась проста€ истина: далеко не все словесники  владеют словом. Ќе умеют писать  свои тексты просто и читабельно – без всех этих наукообразных оборотов, бесконечных словесных повторов, алогизмов, »кор€востей». »м почему-то казалось – чем путанее и непон€тнее, тем «научнее». 
  ѕризнаюсь – победы в этой неравной борьбе с лексической косностью € так и не одержал. Ѕолее того - стал ловить себ€ на том, что самого т€нет высказатьс€ как-нибудь эдак, позаумнее.
 аждый пишет, как он дышит, говорит Ѕулат ќкуджава. ћои  «магистры» дышали штампами. » замшелыми клише. ¬ их сочинени€х царило наукообразие, а не наука.  осно€зычие, а не логика €зыка.
» друга€  беда: студент-бакалавр. ”же со второго курса его опутывают цепью назойливых правил, по которым он  должен сотворить свою курсовую или дипломную работу. Ўаг вправо- шаг влево: Ќ≈«ј„®“. ¬ лучшем случае – снижение оценки. ѕри всЄм этом в  ходу болтовн€ о студенческом “¬ќ–„≈—“¬≈.
я вЄл тогда дипломную работу  по детской литературе.  » не мог нарадоватьс€, когда увидел, что  ат€  пишет   —¬ќ»ћ, доверительным,  душевным  €зыком, что «наказуемо»: Ќ≈-Ќј-”„Ќќ.
  Ќам, естественно, снизили  оценку.
««а инфантильность лексики»!!??
 ат€ со временем закончила аспирантуру, написала докторскую, вз€лась за редактирование попул€рного журнала дл€ учителей Ћатвии.
» всей душой приросла к школе. Ќесколько раз была учителем года…
ј журнал еЄ разговаривл с читателем весело, задорно и образно.
ѕо старой привычке она присылала мне иногда тексты своих авторов и  собственные  с одним опасливым вопросом – Ќе слишком занудливо- может, попроще?
   аждый пишет, как он дышит…
 



ѕонравилось: 5 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 29. ѕ≈ƒј√ќ√» ј —ќ“–”ƒЌ»„≈—“¬ј

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 18:08 + в цитатник

 

 ¬от так…

ѕриходишь  в класс или к студентам и вместо привычного – «я хочу рассказать вам»,  – «ƒавайте-ка  разберЄмс€ вместе, у мен€ одного не выходит…»

 » начинаетс€  сотрудничество – думаем сообща, ищем ответ на  какой-нибудь упр€мый, заковыристый и неподдающийс€ вопрос…

 –ешаем, к примеру, удавалось ли красоте спасти мир или – к чему приводит сегодн€ хлестаковщина…

 ¬  со- трудничестве педагога с аудиторией €  вижу смысл того, что мы называем учебным процессом. ак-то сидел на уроке физики. ”читель говорил: «ѕриток тепловой энергии к кип€щей жидкости не ведЄт к повышению температуры…»

» тут руку подн€л  мальчишка: - ј на что же тогда затрачиваетс€ теплова€ энерги€, сообщаема€ жидкости?

- ¬от об этом мы сейчас и поразмышл€ем все вместе, -  улыбнулс€ учитель.

ѕотом он призналс€ мне, что без этого вопроса ему трудно было бы начать объ€снение нового материала.

 ћожно прийти на урок истории и сказать: «Ќа дом была задана оценка де€тельности ѕетра ѕервого, отвечать пойдЄт…»

 ј вот как начал этот урок   другой учитель…

- ¬ поэме «ѕолтава»,- сказал он, - ѕушкин восхищаетс€ гением ѕетра, величием его дела, благородством, а в «ћедном всаднике» выводит  его его как твЄрдокаменного и мстительного властелина

 „то это, ошибка? Ѕеспринципность?»

  » класс забурлил – началс€ увлекательный поиск. …  .

≈вгений »льин, словесник из ѕетербурга

.-  огда € читаю “олстого, думаю: вот это было и со мною; а когда ƒостоевского – хорошо, что    э т о г о      со мной не было. »спытывали когда-нибудь такое? – спросила школьница.

- »спытывал и не раз. “олстой любит   п р а в и л а. ƒостоевский –

и с к л ю ч е н и €. Ќо тот и другой исследуют душу. ј вот где больше раскрываетс€ душа: в правилах или исключени€х – не знаю. ’очу об этом теб€ спросить.…

 —тендалю принадлежит тонка€ мысль: опиратьс€ можно только на то, что оказывает сопротивление.

     ѕреодолением  этого сопротивлени€ и занимаетс€ педагогика сотрудничества.



ѕонравилось: 8 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 28. ¬ ƒјЋ№Ќ≈ћ ”√Ћ”  Ћј——ј

¬торник, 03 январ€ 2017 г. 20:30 + в цитатник

 

        

» снова ёл€. — еЄ позволени€ – страничка из   дневника школьных лет…

 

 ‘ордиком его ещЄ в детстве прозвали.: он всЄ с автомобильчиками игрушечными возилс€. ј потом стал свои мастерить. “оже с дистанционным управлением.
 ¬ химии он - Ѕог! —мотрю однажды: книгу на переменке листает – огромную. “ак увлЄкс€, что мен€ не увидел. я загл€нула. ‘ормулы - на всю страницу -  тЄмный лес. ј он оторватьс€ не может. » вдруг  заметил, что € за ним подгл€дываю.  нижищу свою захлопнул, спр€тал. ¬роде бы смутилс€. Ќо тут как раз звонок...
 —идит этот ‘ордик в дальнем углу класса и пристально смотрит на учительницу. √лаза у ‘ордика зелЄненькие. Ќа щЄчках – детский рум€нец. —мотрит он именно так, как нравитс€ учител€м. »м почему-то кажетс€, что если на них внимательно гл€д€т – значит, стараютс€, усваивают.
Ќо скажите сами – что может усвоить из рассказа Ёльвиры
»вановны ‘ордик, если весь еЄ рассказ сводитс€ в основном к тому, что число протонов равно числу электронов? ‘ордик,  который шут€ каждый год занимает первые мета на всевозможных олимпиадах. » не только по химии. ќн и физик замечательный. » биолог. ƒома у него английские журналы с последними новинками. –одители выписывают. я сама беру иногда у его мамы. ѕолистать…

  ¬от так и сидит он смирненько.  —мотрит учителю в глаза, а сам, € уверена, какую-нибудь свою задачу решает.

 ќн, кстати, почти все вычислени€ в уме делает. ¬ общем-то, к нему хорошо относ€тс€. Ћюб€т даже. ≈щЄ бы! —писать – на здоровье! јппаратик изобрести дл€ подсказок – ради бога. Ќа очередную олимпиаду – с превеликим удовольствием.

 ј чтобы с учител€ми спорить, как ЋЄнчик,  – ни-ни!
   я тоже сижу одна в своЄм дальнем углу класса. ƒальнем – от ‘ордика. ƒо него поговорить о чЄм-нибудь интересном с мальчишкой мне не доводилось. ј этот, тогда ещЄ дл€ мен€ просто »‘ордик» ( а не «гений) потр€с сразу: начал доказывать теорему: крокодил более длинный, чем зелЄный...
 «√ений» не обращает на мен€ никакого внимани€. ќн не знает, что сейчас, преданно слуша€ учительницу и пожира€ еЄ глазами, € думаю о нЄм. ¬от сорватьс€ бы нам вдвоЄм с этих нудных уроков, гул€ть где-нибудь по отта€вшим, уже весенним лесным тропинкам...
 я бы никогда не устала слушать об его удивительных крокодилах и даже о том,  как "романтично" химическа€ св€зь сопровождаетс€ перестройкой электронных оболочек св€зывающихс€ атомов.
 » читала бы ему любимое…

 

—крипка издЄргалась, упрашива€,

» влруг разревелась

“ак по-детски,

„то барабан не выдержал…

 

ј может быть... и своЄ.

 ¬едь, сколько € себ€ помню,-  только и делаю, что молчу о главном. √оворю не о том. »... не с теми. » не так.

Ќо ‘ордик- «гл€дит в пространство».  ак и €. √л€дит своими немигающими зелЄненькими – какую-нибудь смешную теорему придумывает.

» хочет от всех  спр€татьс€

 ак €…

 

 



ѕонравилось: 2 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 27. Ё“ќ“ “»–јЌ Ћ®Ќя

„етверг, 29 ƒекабр€ 2016 г. 12:15 + в цитатник

 

ѕомните ЋЄню? “ого,  что открыл дл€ себ€ один из секретов поэзии – звукопись.

 ј потом уже весь 6б   за-з-з венел-л-л, за жу-ж-ж-ж ал, за-р р- окотал тогда   звуковыми аранжировками на ходу сочин€емых «поэзов».

¬прочем, об этом € уже рассказывал…

 Ќо фонетические откровени€ ЋЄни « ррррасноморррдым  помидоррром»» не закончились.

 » когда он оказалс€ в другой школе, до мен€ стала доноситьс€ вполне ожидаема€  молва об его «дурачествах».. ЋЄн€ прослыл там наглецом, выскочкой и смуть€ном. ¬ общем -   возмутителем спокойстви€. ј точнее -  спокойстви€ его словесницы..

  «начит, читает она …

..  ак мимолЄтное виденье,

 ак гений чистой красоты.

 

–аздаЄтс€ €звительный хохоток ЋЄни.

 

 - —тыдись!  ак можно не оценить всей красоты  этих волшебных строк  ѕушкина! »х оригинальности!

- “рудно не оценить,- соглашаетс€ ЋЄн€.- “олько ѕушкин здесь не при чЄм.

-  ак это!!!?

- ј так, что одну из них сочинил не он, а ¬асилий јндреевич ∆уковский.

ЋЄн€ победно  произносит, акцентиру€ каждое слово…

÷веты мечты уединенной
» жизни лучшие цветы,—
 ладу на твой алтарь св€щенный,
ќ √ений чистой красоты .

 ќценив см€тение учительницы, снисходительно еЄ успокаивает: - ƒа вы не огорчайтесь, подобные цитаты в мировой литературе не редкость.. ƒаже Ўекспир этим грешил.

Ќо тиранить литераторшу не прекращает.

 ќна ему про обличительный пафос «ћЄртвых душ» и про сатиру на помещичье-чиновничий аппарат –оссии, а он ей – как надо понимать слова јндре€ Ѕелого о том, будто шкатулка „ичикова не что иное, как жена „ичикова. ј Ўинель – любовница јкаки€ јкакиевича.

 » ещЄ про Ќабокова – можно ли с ним согласитьс€, будто потайное отделение шкатулки, то есть сердце „ичикова – сама госпожа  оробочка?
 . я  от души пожалел ЋЄнькину литераторшу. ¬едь этот изверг еЄ доконает. —ломаетс€ бедна€ женщина. - если не на √оголе, то уж  на ƒостоевском непременно.
 



ѕонравилось: 3 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 26. » —Ќќ¬ј ќ Ѕ≈«”ћЌќ… ЋёЅ¬»

ѕ€тница, 23 ƒекабр€ 2016 г. 13:13 + в цитатник

¬ школе дети не только учатс€. Ќо, как вы€снилось, ещЄ и влюбл€ютс€. ј точнее – «западают». » не как-нибудь, а «пламенно», «томительно», «упоительно», «до потери пульса», «умопомрачительно», «неистово»,...

 Ёпитеты -  из творений юных графоманочек о сжигающих их муках нечеловеческой страсти, толкающей на костЄр неистовой любви.

 јвторшам € деликатно объ€сн€л, что  всЄ это не дл€ газеты:: ведь их чувства настолько безмерны и возвышенны, что не подлежит публичному разглашению. ¬ общем, уговорил носить свои страсти в неизмеримых глубинах обалдевшего от любви сердца и делитьс€ только с самыми близкими подругами и «доверенными лицами».

 ёл€ тоже показала мне свою «байку».

 - ќ любви! – ухмыльнулась уголками  рта.

- ѕламенной?

- јга. Ќо робкой…

 

   ѕ–»¬џ Ћј

 

- ¬от, - сказал он, прот€гива€ букет алых роз, - поздравл€ю теб€ с днЄм рождени€!

 –озы были местами поломаны и слегка изжЄваны.

- ѕо дороге от собак отбивалс€, - смущЄнно по€снил он.

ћне стало при€тно, ко мне прорывались с боем.

- ѕроходи, - сказала €.

ќн прошЄл, споткнувшись о —юзанну.

- »звините...

ќн галантно поклонилс€ кошке.

- Ќичего, она привыкла.

ћы прошли в комнату.

- ѕрисаживайс€ на диван, - предложила € .

ќн присел..

- Ёто наш сторожевой пЄс.- сказала €. ≈го зовут ÷езарь. » он- в печали: украли ошейник. ј диван там.

ќн вскочил и пересел.  ѕослышалс€ приглушЄнный м€в.

- —юзанна, - догадалс€ он.

- ƒа. ѕривстань. ќна нервничает.

ќн привстал. ¬озмущЄнна€ —юзанна с фырком выскочила и скрылась.

я сказала:

- ¬ообще-то она привыкла.

ћы помолчали.

- ” теб€ очень симпатична€ собака, - сказал он. – » цвет такой интересный.

- јга. «елЄный в розовый цветочек. Ёто не собака. Ёто - кресло. ј собака вышла. ÷езарь очень деликатен.

- ј-а... но кресло очень симпатичное.

- јга.

- јга.

ћы снова помолчали.

- «наешь, - сказал он. – я тебе давно хотел сказать...

- „то?

- я всегда хотел сказать, что €... „то ты...

- Ќу?

- ќн вдруг вскочил и выбежал из комнаты.

я за ним.

- “ы мен€ извини, - бормотал он, нап€лива€ туфли.. – Ќо мне идти надо. ќчень надо.... »звини, а ?

- Ќичего-ничего. я привыкла.

                                                                                            



ѕонравилось: 6 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 25. ћ»Ўј

ѕонедельник, 19 ƒекабр€ 2016 г. 13:57 + в цитатник

”читель и ученик…

 —колько бы ни говорили об индивидуальном подходе,- их отношени€ чаще всего остаютс€ формальными,. » общение, как правило, кончаетс€,  когда все расход€тс€ по домам.

 —о мной – по-другому…

ѕо вечерам €вл€лс€ ѕет€, чтобы послушать  арию Ћоэнгрина – € уже писал об этом. ѕриходила с новыми стихами ёл€. ѕодолгу рылась в моей библиотеке ƒайга. Ќабегали любители пинг-понга – возле моей веранды, уж не помню какими судьбами, оказалс€ этот зелЄный теннисный  стол. ј на самой веранде бывший хоз€ин квартиры оставил  штангу  акие страсти  вокруг  неЄ кипели!

Ћетом  своЄ звено «пропольщиков»- п€тиклассников после работы и обеда в колхозной столовой € приводил к себе домой – мы репетировали тогда что-то из «“ома —ойера».

 ј потом шли на пруд – купались, и € учил их сто€ть на руках под водой.

 — ћишей мы подружились, когда он был в седьмом или восьмом классе.

“щеславный очкарик, он оказалс€ одним из немногих, кто рано осознал свою «дремучесть»в гуманитарном направлении. —тесн€лс€ бывать в компани€х, где говорили о литературе, искусстве.  ћиша был все€ден – он мог часами мен€ слушать  – без конца что-то вы€сн€л, спрашива€, переспрашива€, запомина€, а со временем и… возража€. ћы ходили по лесной дороге и вели  долгие дискуссии.  ѕродолжали их у мен€ или у него в садике – за чаем. ќн был, пожалуй, единственный мой ученик, кто умел так впитывать всЄ, что считал дл€ себ€ полезным. »скал и находил интеллигентные, как сейчас говор€т, «тусовки», где говорили и спорили об  «умном». —начала прислушивалс€, а со временем вступал в полемику о каком-нибудь поэте или художнике.

 ћиша легко поступил в университет на ќтделение немецкого €зыка. —тал  отличником. » вскоре его отправили в √ерманию на «учЄную  конференцию». ѕотом принЄс мне статью о своей поездке, и началс€ наш новый «университет»- ћиша жаждал попасть в газету, и  € открыл дл€ него «мастер-класс» по журналистике. —татью после множества переделок напечатали. » это был наш праздник.

 Ўли годы и годы. ћиша уже руководил внешними св€з€ми  всех вузов республики, немецкий знал чуть ли не со всеми его диалектами.

 ѕотом вдруг призналс€: - ќбразовани€ маловато. » поступил на ёридический.

 ћы как бы помен€лись местами. “еперь уже не он, а €  чувствовал себ€ учеником.  —лушать его было одно удовольствие. ћиша объездил  «весь свет» и на всЄ, что видел, научилс€ смотреть по-своему. ¬ том числе – и на литературу.

  —ейчас ћиша возглавл€ет филиал крупной немецкой фирмы, офис которой – в –иге.

¬стретились…

¬сЄ такой же деловой, быстрый, торопливый. ќчки весело поблескивают.

 ј усы – с проседью…

- ѕросьба у мен€ така€,- повЄл он будто бы давно начатый разговор. – ¬ы не могли бы вз€ть себе в ученицы мою дочь, она скоро школу кончит….

- ≈й репетитор нужен?

- ƒа нет, отмахнулс€ ћиша, - ей понадобилось то, что и мне когда-то,-общение с вами. ¬ы мен€ пон€ли?

- ѕон€л, ћиша,.- сказал €,.- Ќо в одном не уверен - кто из нас двоих окажетс€ учителем...

- ∆дЄм вас!



ѕонравилось: 7 пользовател€м

«јѕ»— » ”„»“≈Ћя. 24. ќ –ќ∆ƒ®ЌЌџ’ ѕќЋ«ј“№

„етверг, 15 ƒекабр€ 2016 г. 13:17 + в цитатник


—ќ ќЋ1 (700x437, 16Kb)



     ’орошо помню, каким сделалось лицо Ћидии, когда € впервые произнЄс в классе эту  хрестоматийную фразу – «–ождЄнный ползать летать не может». —частливым и благостным увидел € еЄ лицо. “акое бывает, когда находишь то, что долго и безуспешно искал.

ѕотом она напишет в сочинении: «ћожет, и впр€мь есть люди, созданные дл€ полЄта и люди, обречЄнные ползать!? » не испытать им счасть€ полЄта. Ќикогда! ¬едь они  рождены, чтобы ползать, проз€бать. я, например, уверилась, что не способна ни к какому полЄту. “аланта у мен€ нет. “ем, кем бы хотела стать, € никогда не стану…”гнетает ли мен€ такое открытие? ѕожалуй, нет.» ѕолзать», € думаю, не так уж плохо. Ќекуда упасть. » ещЄ: не будь «ползающих», не было бы и фона дл€ «летающих»

 ќчень мне не по себе. ¬едь все так стараютс€, чтобы девизом моей жизни стало «безумство храбрых», а мне, оказываетс€, больше по душе – философи€ ”жа».

 » € снова, (в который уже раз!) пон€л тогда, каким неожиданным и болезненным может оказатьс€ нравственное воздействие столь «апробированных» программных произведений.

 » немало пришлось мне пома€тьс€  от того, что вот не удаЄтс€ спасти человека от комплекса неполноценности. » € думал, к чему же тогда все прекрасные книги, которые ты с ними читаешь? ¬едь к тому они, чтобы твои ученики стали  –џЋј“џћ»., возвысились, победили в себе ”жа!

  — Ћидией мы весь год спорили в школе. ќна не принимала на веру ни одного моего довода. ѕотом еЄ сочинение € опубликовал на своей  странице в молодЄжной  республиканской газете. ѕосыпались отклики: советы, упрЄки, поучени€, «аналогичные случаи», даже соболезновани€.

¬ы€снилось, что сотни людей гор€т желанием помочь этой девушке «обрести крыль€».

Ќо Ћиди€, казалось, ещЄ больше замкнулась в себе. —оветчиков выслушивала с усмешкой.

 √ода через два € еЄ встретил.. ѕоговорили о пуст€ках.- € почувствовал, что все эти «”жи- —околы» еЄ больше не волнуют. Ќо обманулс€…

 ≈щЄ через год получил от неЄ к ƒню учител€ поздравительную открытку.

  «… я всЄ больше убеждаюсь в вашей правоте. я и тогда уже смутно догадывалась, что не совсем права. Ќо на споры мен€ наталкивал мой ужасный характер – упр€мство, ничего не принимать на веру.

  ” мен€ всЄ хорошо – учусь в —ельскохоз€йственной академии. –ќ∆ƒ®ЌЌџ’ ползать не бывает – это верно. »ми —“јЌќ¬я“—я…

 Ќо ведь и летающими не рождаютс€…

∆елаю вам хороших, послушных и покладистых учеников! “олько будет ли вам с ними интересно?»

 онечно, не будет!.

 ак верно она сказала – бескрылыми  —“јЌќ¬я“—я!

ƒа! ¬сЄ чаще встречаютс€ сегодн€ на моЄм пути  молодые  люди с заземлЄнными, примитивными потребност€ми и ценност€ми. Ќе томимые «духовной жаждою»


-ѕрагматики, - так они  люб€т  себ€ называть…



ѕонравилось: 5 пользовател€м

ѕоиск сообщений в ј_√усев
—траницы: [19] 18 17 ..
.. 1  алендарь