-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (МАРИО НУЦЦИ. МАСТЕР ИТАЛЬЯНСКОГО НАТЮРМОРТА)

        Пятница, 08 Февраля 2013 г. 13:07 + в цитатник
        Разбираясь нынче в автопортретах художников, представленных в известной Галерее Уффици, нашел автопортрет итальянского живописца, творчество которого было посвящено натюрмортам. Удивился, что художник сам себя изобразил, поскольку мастера «natura morte» в большинстве своем не любят (а то и не умеют!) писать фигуры и портреты. Поэтому до нас дошли их портреты, написанные друзьями и современниками. К тому же, в своей коллекции нашел еще один автопортрет и портрет этого итальянца. Поэтому и решил рассказать вам о художнике, имя которого в XVII веке гремело по Европе, а сегодня практически забыто. В интернете есть немало материалов о художнике и галерей с его работами. Знаю, что замечательный материал есть в дневнике ВЕнеРИН_БАШМАЧОК. Попробую рассказать вам свою версию жизни художника, а картины Нуцци можно всегда посмотреть в интернете.

        Марио Нуцци, по прозвищу «Марио Цветочный»
        Mario Nuzzi, soprannominato come Mario dei Fiori


        1603 - 1673



        Mario Nuzzi Autoritratto con fiori nel 1640 Galleria degli Uffizi. Firenze, Italia

        Итальянский живописец эпохи барокко, один из первых известных итальянских художников семнадцатого века, специализирующихся на цветочных натюрмортах. Художника считали маэстро двух поколений «фиоранти», так называли мастеров, пишущих цветочные композиции (от итальянского fiori – цветок). Историк Леоне Пасколе в своей книге биографий итальянских живописцев (втором после Вазари подробным биографическом трактате) называет Нуцци одним из четырех самых известных и значительных мастеров натюрморта в Италии.

        Известно, что с начала XVII века в Европе возникла любовь к экзотическим растениям, завозимым путешественниками, аристократия и купечество Италии, Франции, Испании и Нидерландов в качестве досуга и коллекционирования проявляли страсть к садоводству и цветоводству. Князья и прелаты соперничали друг с другом за право обладания редкими цветами и растениями, некоторые из которых стоили астрономические суммы. Например, «тюльпаномания», возникшая в Голландии в 1630-х годах и распространившаяся по всей Европе, когда Нуцци, как художник был уже в зените славы, привела к тому, что луковицы редких тюльпанов стоили столько же, сколько алмазы. Впрочем, я забежал немного вперед.




        Отец Марио, Систо Нуцци (Sisto Nuzzi), был представителем древнего купеческого рода, который в конце шестнадцатого века переехал из Умбрии в Рим, а затем обосновался в городке Пенна ин Теверина в провинции Терни, на границе с областью Лацио. Так уж случилось, что Систо Нуцци был заядлым любителем цветов и коллекционером, он собирал, разводил и даже селекционировал редкие растения, которые поставлял в самые знаменитые римские сады. Поэтому Марио с детства полюбил цветы, он помогал отцу их выращивать, с удовольствием составлял композиции букетов для продажи и также любил их рисовать. Биограф художника Леоне Пасколи писал: «в их доме было много ваз с цветами, которые очень радовали хозяев, поскольку каждый год они тратили немало времени на их выращивание».

        Когда отец увидел, что у сына ярко выраженные художественные наклонности, он отправил его в Рим для обучения в студии своего родственника (скорей всего, кузена), известного художника – караваджиста Томмазо Салини (Tommaso Salini, 1575–1625), который писал иконы и натюрморты. Впрочем, некоторые историки сомневаются в том, что Марио был учеником своего дяди, поскольку ни в одном документе Нуцци не указан учеником Салини. Но сравнение ранних произведений Марио с работами Салини говорит о том, что молодой художник был под влиянием его искусства. Тем более, документально подтверждено, что с 1621 по 1625 год Нуцци жил и работал в Риме вместе с дядей в его мастерской на улице Паолина (Strada Paolina).
        К тому же, стилистически работы Нуцци очень близки произведениям дяди, есть даже факты, что картины Салини иногда приписывали Марио. Историки пишут, что от Салини племянник перенял любовь к темным фонам, присущим караваджистам, и интерес к игре света и тени. А вот в плане композиции он даже превзошел своего учителя, композиции натюрмортов Нуцци – тщательно разработанные, более утонченные и сложные. А еще Нуцци использовал опыт голландских и фламандских мастеров натюрморта.
        В любом случае, живя у Салини, Марио совершенствовал свой стиль и обрел клиентов. А когда дядя в 1625 году умер, к Нуцци «перешли по наследству» все его заказчики, которые продолжали делать молодому художнику заказы на картины для «увековечивания своих драгоценных ботанических сокровищ».



        Ottavio Leoni Ritratto di Tommaso Salini. 1620-е гг.

        Отмечу, что одной из особенностей художника, в отличие от многих итальянских «фиорант1620s и», было то, что Нуцци всегда писал только свежие цветы, которые постоянно обновлялись его слугами в мастерской. Марио никогда не писал увядших цветов с пожелтевшими листьями или опавшими лепестками. Другой особенностью было то, что художник любил изображать свои пышные букеты либо в старинных металлических вазах, либо в окружении с купидончиками.



        Mario Nuzzi Flowers in a gilt vase on a stone ledge.

        В конце 1620-х Нуцци получил престижный заказ на иллюстрирование книги «De Florum Cultura», известной по своему английскому названию как «Книга цветов». Этот трактат был написан иезуитом Джованни Баттиста Феррари по заказу кардинала Франческо Барберини, который был не только заядлым коллекционером растений, но и племянником правящего Папы римского. Книга была издана в 1633 году, переведена на разные языки и вскоре стала «ботаническим бестселлером» в Европе, что послужило также популярности художника не только в Италии.

        Имея прекрасную репутацию, художник, как пишут историки, еще при жизни был завален почестями. Очень быстро он приобрел именитых клиентов и покровителей. Заказы в его мастерскую приходили из правящих домов Рима, Флоренции и Турина. Его работы отправлялись в качестве ценных подарков в королевские Франции и Испании, где пышные букеты художника называли чудом. Среди клиентов и покровителей Нуцци были принц Агостино Киджи, князья семейства Колонна ди Палиано, семейство Роспилиози, Джованни Карло де Медичи и испанский посол, маркиз Дон Карлос Теодоли, который, как пишут историки, имел привычку платить натурой. Архивные документы говорят о том, что в 1658 году, например, Дон Карлос поручил своим секретарям отправить Нуцци в качестве платы за картины три рубина, а в 1660 году – десять баррелей марочного испанского вина.



        Mario Nuzzi Vaso di fiori. XVII d.c.

        В 1646 году Нуцци был избран членом Конгрегации (Братства) «Виртуозы Пантеона» в Риме. Этот союз возник в 1542 году, когда началась реставрация Пантеона, и в этом же году был узаконен указом Папы Павла III. Среди первых членов Братства были флорентийский архитектор Антонио да Сангалло Младший (Antonio da Sangallo il Giovane,12 апреля 1484 - 3 августа 1546), скульпторы Джованни Мангоне (Giovanni Mangone, ? - 25 июня 1543) и Фламинио Вакка (Flaminio Vacca, 1538 –26 октября 1605), художники Таддео Цуккари (Taddeo Zuccari, 1 сентября 1529 – 2 сентября 1566) и Доменико Беккафуми (Domenico Beccafumi, 1486 - 18 мая 1551). С начала XVII века в портике Пантеона проводились художественные выставки, членами Конгрегации становились лучшие художники и архитекторы Рима (например, Бернини, Кортона, Альгарди), писавшие картины религиозной и христианской тематики. Можно задаться вопросом, как туда попал Нуцци со своими натюрмортами? Но историки объясняют, что художник работал очень часто по церковным заказам, выполняя цветочные картины в стиле «гирлянды». Эти декоративные цветочные гирлянды, украшали изображения Мадонны и святых. Картины считались аллегорическими, они выражали религиозные чувства и подчеркивали достоинства святых, и как пишут источники, «указывая путь зрителю к молитве».



        Mario Nuzzi and Carlo Maratta The Angel of the Annunciation in a Garland of Flowers.



        Carlo Maratta e Mario Nuzzi Matrimonio mistico di Santa Caterina da Siena. settimo decennio XVII sec Galleria Nazionale della Puglia, Barri

        Понятное дело, что эти работы Нуцци выполнял в сотрудничестве с другими художниками, писавшими для «гирлянд» фигуры Мадонны и святых. Среди «соавторов» Марио называют такие имена, как Филиппо Лаури (Filippo Lauri, 25 августа 1623 - 12 декабря 1694), Джиачинто Бранди (Giacinto Brandi, 1621/1623-1691), Бернандино Мей (Bernardino Mei, 1612-1676) и Карло Маратта или Маратти (Carlo Maratta or Maratti, 13 мая 1625 - 15 декабря 1713). Кстати, их «сотрудничество» было обоюдным, Нуцци часто писал цветы на полотнах этих художников. А еще вместе с вышеназванными живописцами были написаны картины для дворца кардинала Киджи в Ариччиа, в южном пригороде Рима. Известно, что в этом палаццо и ныне находится портрет художника, написанный совместно Марио Нуцци и Джованни Мария Моранди (Giovanni Maria Morandi, 30 апреля 1622 - 18 февраля 1717). Как вы понимаете, портрет написан Моранди, а цветы для картины изобразил сам Нуцци.



        Mario Nuzzi e Giovanni Maria Morandi Ritratto di Mario Nuzzi che dipinge un vaso di fiori (Портрет Марио Нуцци, расписывающего вазу с цветами). Palazzo Chigi, Ariccia, Roma

        А еще известно, например, что Марио писал цветы на нескольких картинах Маратти, одна из них – «Поклонение волхвов» находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Вместе с Маратти Нуцци также работал над росписью двух зеркал в палаццо Колонна в Риме. Художественная роспись зеркал и мебели была одной из разновидностей творчества Нуцци, кстати, очень востребованной в ту эпоху. Зеркальные росписи художника размещались в спальнях и гостиных королей и королев, принцев и кардиналов по всей Европе.

        В 1647 или 1648 году художник официально поменял свое имя на Марио деи Фиори, под этим именем он зарегистрирован по адресу своего нового местожительства на улице Счастья. Красиво звучит - Via Felice (правда, ныне она переименована в улицу Систина).
        Некоторые «непонятки» связаны с членством Нуцци в римской Академии художеств Святого Луки. Одни источники пишут, что художник стал членом Академии в 1634 году, что логично, после европейского успеха иллюстраций к «Книге цветов». Другие указывают, что Нуцци присоединился к Академии в 1655 или даже 1657 году. При этом, есть документальное свидетельство, что в 1655 году Академия предоставляет художнику редкую привилегию - продать свои работы публике непосредственно в своей студии на улице Бельсиана (Via Belsiana). Поэтому, мне кажется, более вероятный год вступления Нуцци в члены Академии все же 1634!

        В работах двух последних десятилетий творчества художника историки прослеживают влияние на уже сформировавшегося мэтра его молодого коллеги - неаполитанского художника, тоже мастера натюрмортов Паоло Порпоры (Paolo Porpora, 1617–1673). Вместе с Паоло Нуцци в начале 1650-х годов состоял на службе у кардинала Флавио Киджи, есть мнение, что просто работал по его заказам. Историки отмечают, что в работах Нуцци позднего периода прослеживаются более яркий декоративный колорит, в них больше натуралистичности. Хотя могу сказать, что многие искусствоведы всегда писали о Нуцци, как о мастере натурально выписанных деталей.



        Mario Nuzzi Flower Still-Life.

        Последние годы жизни Марио Нуцци провел в огромном особняке, купленном в центре Рима, рядом с известной Площадью Испании. Символично, что дом находился рядом с улицей Победы (Via Vittoria). Ныне улица, на которой жил художник, носит его имя. Судя по инвентаризации дома и имущества, составленной нотариусом после смерти художника, особняк состоял из 16 комнат, нескольких кладовых, большой кухни, конюшни и сада, в котором находились «двадцать два горшка апельсиновых деревьев из Севильи».
        Действительно, Марио Нуцци умер богатым и знаменитым, случилось это в 1673 году, художнику было семьдесят лет.

        Историки пишут, что у Нуцци практически не было учеников. Среди тех, о ком известно, называют Лауру Бернаскони (Laura Bernasconi), которая родилась в Риме и писала натюрморты овощей, фруктов и цветов в 1670-х годах, уже после смерти Нуцци, а также флорентийца Доменико Беттини (Domenico Bettini, 1644 - ?), который сначала учился в родном городе у Якопо Виньяли (Jacopo Vignali, 5 сентября 1592 –3 августа 1664), а затем переехал в Рим и стал учиться у Нуцци.
        Поскольку многие из его работ Нуцци были "импортированы" в Испанию, творчество художника сильно повлияло на работы испанца Хуана де Арельяно (Juan de Arellano, 1614 - 1676). Историки отмечают также, что влияние Нуцци прослеживается также в картинах братьев Джованни (Giovanni Stanchi, detto Dei Fiori, 1608 – 1675) и Николо (Nicolo Stanchi, 1623/26 - 1690) Станки, старший, как видите, тоже взял псевдоним «Деи Фиори», а также ученика Николо Станки – Пьетро Паоло Ченнини (Pietro Paolo Cennini, 6 июля 1661 - 12 апреля 1739).

        Уже к началу XVIII века мода на пышность и цветастость барокко прошла, и имя художника благополучно забыли. Впрочем, это удивительно, ведь не забыты были имена, например, известных фламандцев, считающихся и тогда и сейчас мастерами натюрмортного жанра.

        Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3, 4.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Италия
        Автопортрет
        Метки:  
        Понравилось: 4 пользователям

        ампель   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2013 г. 13:31 (ссылка)
        Парашутов, Прекрасно!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Пятница, 08 Февраля 2013 г. 18:10 (ссылка)
        Спасибо,Анатолий!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку