Дети – это наше будущее. Каким будет будущее, зависит от того, как мы воспитаем своих детей. И некоторые, экспериментируя над детьми, хотят изменить картину будущего.
В нашей стране 56727 школ, в которых учатся 13361258 учеников. Нигде не учатся, согласно официальной статистике, 300 тысяч подростков, а неофициально бездельничают около одного миллиона!
Сколько себя помню, нашу школу постоянно реформируют.
Бедные наши дети! Как только над ними не экспериментируют!
И почему родители должны соглашаться на проведение экспериментов над их детьми?
Когда я учился в школе, над нами тоже ставили эксперименты. Первую половину четверга мы проводили в так называемом УПК, где осваивали рабочие профессии. И надо признать, что специальность «столяр», которой я обучался, пригодилась мне после школы – я проработал на заводе до службы в армии столяром, освоив смежную профессию станочника.
Спустя двадцать лет, уже закончив юридический факультет университета, я вернулся в родную школу. Я всегда хотел возвратиться в родную школу и зажигать сердца детей любовью.
У меня уже был опыт научно-исследовательской работы по изучению отклоняющегося поведения молодёжи, когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, а также опыт практической деятельности в Детском фонде имени Ленина.
Во время моей работы в школе, там проходило сразу аж два (!) эксперимента. Первый назывался «Экология и диалектика» (им руководила завуч). Второй – по нравственно-правовому воспитанию – им руководил я, создав лабораторию социальной и психологической помощи, где проводил тестирование и различные исследования.
Оба эксперимента провалились, потому что руководство школы отказалось под давлением родителей учащихся от этих экспериментов. Интересы взрослых оказались важнее интересов детей! Кто-то как всегда использовал детей в своих интересах!
— А почему ушли из школы? – спросил я одного уволившегося очень хорошего педагога.
— В школе ужасающий формализм и лицемерие. Всякий нормальный человек здесь долго не выдержит. На первый взгляд кажется странным, но из школы «уходят» тех, кого дети любят и кто любит детей. Они и вас съедят, эти так называемые педагоги. Тем, кто работает с детьми и при этом их не любит, нужно платить большую зарплату, потому что они вынуждены покупать за деньги то, что любящие детей получают даром!
Уже давно идут споры о проблемах нового эксперимента над школьниками. Я имею в виду введение курса «Основ религиозной/светской культуры». Я не против идеи как таковой, но хотел бы заметить, что у нас очень часто хорошая идея дискредитируется плохим воплощением на практике, и часто даёт противоположный результат. Достаточно вспомнить ЕГЭ.
Тесты на общие знания ничего не значат при сегодняшней доступности информации и скорости её обновления. Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте! Если в конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, то сейчас она обновляется каждые пять лет, а то и чаще. Подчас ученик знает больше, чем учитель!
«Чему же учит, так сказать, семья и школа?» – пел Владимир Высоцкий.
Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет. Задача образования создать образ человека будущего.
А кто из нас знал и знает, каким будет будущее через двадцать лет?!
Я согласен с Альбером Камю, который говорил: «школа учит жить в мире, которого не существует».
Многие из инициаторов экспериментов в школе никогда не работали. Они не представляют, как сложно составить школьное расписание и найти аудитории, как трудно подготовить учителей к преподаванию нового курса, как быстро возникают агрессивные подростковые группировки, когда дети разделяются по искусственному принципу, как могут родители протестовать против всяких экспериментов над их детьми.
Организаторы экспериментов любят говорить об ожидаемых «плюсах», но никогда не говорят о возможных «минусах», и будет ли овчинка стоит выделки.
Слишком очевиден интерес представителей различных конфессий вербовать новых приверженцев среди детей.
НО!..
Духовности научить невозможно!
Вере научить невозможно! Вера – это личный опыт! А знание религиозных символов без личной веры – ничего не стоящая пустышка!
Мудрость не передаётся!
Истина должна быть прожита, а не преподана!
Лично я пришёл в школу, чтобы осуществить на практике идею создать «школу радости» – когда дети идут в класс с радостью, а уходят с сожалением.
Но в школу дети идут отнюдь не с радостью, а уходят без сожаления. Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей — так это веры. Но более недостаёт детям любви. На уроках учащиеся находятся в состоянии нервного напряжения, душевного дискомфорта, и в целом радости от жизни не испытывают.
Я против единообразия, но и против такого «разнообразия», которое создаёт конфликты.
Я считаю, что учить нужно не тому, что разъединяет, а тому, что объединяет!
Но всё опять упирается в вопрос, что такое «хорошо», и что такое «плохо».
Многих до сих пор живут с убеждением, что у соседа украсть это «хорошо», а если сосед украдёт у тебя, это «плохо».
Нравственность, на мой взгляд, понятие не инстинктивное, а всё же вторичное по отношению к нашей природе. Нравственность есть механизм приспособления как необходимость выживания.
«Золотое правило нравственности» – ЧЕГО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ, ТОГО И ДРУГИМ НЕ ДЕЛАЙ» – возникло в различных не сообщающихся между собой культурах именно как заповедь выживания.
Ученые из Бристольского университета выяснили, что все дети на земле рождаются с изначальной верой в сверхъестественное и в высший разум. А все потому, как считают ученые, что на заре человечества те группы людей, которые верили во Всевышнего, в справедливость и упорядоченность миропорядка, создавали более крепкие социальные связи и тем самым повышали степень своей выживаемости. А те, которые не верили ни во что, вымерли как динозавры.
Мы развиваемся по замкнутой спирали! Есть ли прогресс в моральных представлениях?
С одной стороны, ничего более совершенного, чем «золотое правило нравственности», человечество не выдумало; десять заповедей до сих пор актуальны.
Но с другой стороны, можно ли от человека требовать соблюдения моральных норм, когда речь идёт о выживании? Например, требовать от голодного, чтобы он не крал кусок хлеба.
Что лучше: умереть, оставшись порядочным, или стать непорядочным, но продолжать жить?
Тут всё упирается в краеугольный камень – вопрос о бессмертии!
Если человек верит в Бога и признаёт посмертное воздаяние за свои грехи, то он признаёт и нравственность. А если для него Бога нет, то всё дозволено!
Знаем ли мы сами ответы на вопросы, чему хотим научить своих детей?
Когда я проводил ознакомительную встречу с первоклассниками, то предлагал посредством игры в «тепло» и «холодно» сформулировать «золотое правило нравственности» (которому, кстати, 5 тысяч лет). Так вот, первоклассники находили ответ гораздо быстрее, чем их родители. Это доказывает справедливость слов Сократа, что знание есть воспоминание!
На своих уроках правоведения мне приходилось объяснять детям, что законы это то, что должно осуществляться независимо от нашего отношения – как закон всемирного тяготения. 10 заповедей есть Закон Божий, потому что это закономерности человеческого существования. Я на простом примере доказывал истинность заповеди «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Как установили этологи (учёные, изучающие социальное поведение животных), у животных тоже есть своя «нравственность» на уровне инстинктов: когда одни жертвуют жизнью ради других. Любая самка инстинктивно спасает своих детёнышей.
Но тогда что же отличает человека от животного?
Наверно, только сознательное принятие и выполнение этих норм, при всей их видимой условности.
В инстинктах нет природной нравственности. Нравственность это внешние нормы регулирования поведения в обществе, которые индивид либо принимает и соблюдает, либо отвергает.
Как бы нас не призывали к моральному поведению, в реальной жизни, надо признать, действуют «законы джунглей»: побеждает сильнейший, и сильнейший всегда прав.
Следует признать, что человеческая мораль это своего рода «общественный договор» – консенсус представлений что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Школу постоянно реформируют. Но даст ли это такие плоды, какие дала советская школа, до сих пор считающаяся самой лучшей в мире?
Конечно, школа должна меняться. Но не путём экспериментов над детьми, а через естественный отбор. Нужно дать больше свободы для самореализации.
Сегодня важно не знания передать, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться.
Задача школы – научить думать и понимать, творить, а не повторять!
Но сегодняшняя школа формирует послушных исполнителей, а не творцов.
Людей, стремящихся образовываться не более 6 процентов!
Меня всегда интересовали не столько сами знания, сколько для чего они. Когда я учился, то думал, что по мере накопления сведений они сами по себе перейдут из количества в качество и сделают меня мудрым. Я учился, но чувствовал, что умнее не становлюсь, а масса приобретенной информации не только не помогает, но даже мешает найти свой ответ. И вдруг в какой-то момент выяснилось, что все, чему нас учили об устройстве общественной жизни, была ложь. Так оказавшись один на один с реальностью, пришлось искать собственное объяснение происходящему в себе и вокруг.
Как и все юноши, я старался впитать как можно больше информации, но от других меня отличала прежде всего потребность в самостоятельном поиске. Эти проявления духа исканий я заметил в себе достаточно рано, наверно, вместе с первыми проблесками самосознания. Я точно не знал, где и что нужно искать, но потребность эта жила во мне постоянно, проявляя себя различным образом. Умело повторяя прочитанное, я почти не сомневался в истинности заученных цитат. Но дух исканий не давал покоя, хотя общественная ситуация была неблагоприятная, и приходилось довольствоваться лишь подозрениями, что в действительности все не так, как об этом говорят и пишут.
В тех делах, где требовалось собственное осмысление, я проявлял чудовищную, по средним меркам, активность, при этом плохо успевая там, где требовали заучивать написанное в учебнике или повторять сказанное учителем. Когда же представлялась возможность сделать доклад, для меня это был настоящий праздник. Просиживая вечера в школьной библиотеке, роясь в энциклопедиях и справочниках, я подготавливал обзоры и делал на их основе собственные умозаключения. Писать сочинения, как того требовали, я не мог, и писал неправильно, но зато как хотел. Сочинения, значит, нужно что-то сочинить, — наивно полагал я, и пытался придумывать, вместо того чтобы переписать из учебника, как это делали почти все одноклассники; и, конечно, больше тройки не получал. Зато успешно выступал на семинарах, а когда необходимо было организовать диспут, то всегда оппонирующей стороной выбирали именно меня.
Меня всегда привлекало то, что давало свободу для собственного осмысления, а потому я предпочитал рыться в книгах, а не учить заданные уроки. Преподаватели не могли не замечать моих пристрастий, хотя это невольно ставило их перед выбором: оценивать формально требуемые знания или же мою способность самостоятельно мыслить и находить то, что другим было недоступно или попросту не нужно». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
Конечно, сам факт обращения к духовно-нравственным ценностям положителен. Другое дело, вызовет ли это желание развиваться в духовном контексте, или отобьёт желание напрочь. Всё зависит от воспитателя. Как верно заметил Лев Толстой: воспитатель должен быть воспитан! Воспитывать можно и нужно личным примером!
Возникающая агрессивность подростков проистекает от неприятия ими лицемерного общества, которое не может правильно сориентировать молодого человека в жизненной реальности, сохранив при этом его веру в усвоенные в процессе воспитания идеалы. Неприятие всего и вся и возникающие на этой почве конфликты с окружающими у молодых оттого, что, сохраняя привычное уважение к авторитету отцов, юноши и девушки видят, что в жизни нет той правды и той веры, потребность в которой они испытывают. Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется по совсем иным законами, нежели те, о которых им рассказывали в школе и дома. Именно неприятие лицемерия взрослых порождает конфликты среди отцов и детей.
Есть мнение, что «только развитие в человеке чувства собственного достоинства может сделать человека высокодуховным существом, а общество – справедливым. Почитание человеком самого человека, самой жизни - вот единственный правильный культ. А наука и атеизм – единственный путь, ведущий ко всеобщему благу».
Представители различных религиозных конфессий имеют в своём обучении главную мысль – человек вторичен по отношению к Богу и должен служить ему.
На самом деле, в этом вопросе скрыт глубокий метафизический смысл.
Если главное в мире ИДЕЯ (Бог), то мы живём ради этой Идеи, и должны пожертвовать всем ради неё, в том числе и своей жизнью, а значит, при необходимости, и чужой.
А если главное в мире это ЧЕЛОВЕК (гуманизм), то всё должно быть средством для достижения счастья человека, ибо он «мера всех вещей». И тогда ради личного выживания допустимо всё – любая подлость! Это хорошо выразил Достоевский: «Если Бога нет, то всё дозволено». «А если Бог есть, то какой же я капитан»?
Если человек превыше всего, то всё должно служить его счастью. Человек подчиняет себе природу. И что из этого выходит, мы видим – разрушение природы, а в итоге саморазрушение человека как части природы.
Всякое разделение ведёт не к плюрализму и многообразию, а с учётом нашей природной агрессивности – к войнам!
Хотел бы напомнить про знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма», проведённый в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. 24 студента-добровольца разделили на тюремщиков и заключённых, которые должны были выполнять свои роли. Через 6 дней Зимбардо прекратил свой рассчитанный на две недели эксперимент, потому что ситуация вышла из-под контроля – «тюремщики» немотивированно жестоко избивали своих ещё недавних друзей-студентов, которые будучи в роли «заключенных» нарушали правила тюремного распорядка.
Согласно концепции Б.Ф.Поршнева, люди расселились по земле благодаря тому, что не хотели подчиняться взглядам, с которыми не были согласны. Достаточно вспомнить старообрядцев, заселивших север русской земли. У оставшихся выработался механизм контрсуггестии (защиты от внушения) в виде недоверия к навязываемому.
Александр Архангельский считает, что толерантность и терпимость – разные вещи. Терпимость – это готовность потерпеть чужого, иного, не всегда приятного. Толерантность не требует, чтобы нам нравился тот, с кем мы взаимодействуем; она предлагает нам занять дистанцию, но не расходиться.
Однако недавно в Швейцарии более 57% голосовавших и 22 контона из 26 поддержали предложение запретить строительство в стране минаретов.
Это что: демократия против толерантности?
На самом деле толерантность пропагандируется доминирующей культурой. Но если малые культуры насильно втягивать в систему толерантности, они вынуждены будут признать ценности доминирующей культуры как абсолютные, а ценности собственной культуры как относительные, – с чем они согласиться не могут. И потому, в свою очередь, для защиты своих ценностей, недоминирующие культуры используют манипулятивные технологии нетолерантного характера. Например, представители ислама говорят женщинам: «вы можете не носить паранджу, но все достойные женщины делают это».
Лично мне ближе название курса как «Основы духовной культуры». Потому что не всякая духовность религиозна, но всякая религиозность духовна!
Я считаю, что религиозные воззрения должны преподаваться в воскресных школах, куда дети приходят по собственному желанию, или их приводят родители.
Нельзя навязывать преподавание убеждений, поскольку это вызывает обратный эффект. В этом мы имели возможность убедиться на примере обязательного изучения «самых правильных воззрений» – коммунистических.
Я против всяких экспериментов над детьми. Не надо экспериментировать с будущим. А то может получиться, как с «эффектом бабочки» в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром».
Никто не знает, что может вырасти из вздорного троечника, над которым все насмехаются. Альберта Эйнштейна в школе преподаватели считали ленивым, медлительным и малоспособным. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – говорил учитель немецкого языка.
Как бы за всеми этими экспериментами не проглядеть новых эйнштейнов!
Когда я преподавал в школе, у нас не было уроков по духовно-нравственному воспитанию, но и на своих уроках права, и на пикниках и вечеринках, и на диспутах и дискотеках, вольно или невольно я учил прощать и любить ближних, как любил и прощал Христос, причём делал это без всякого учебного пособия, просто из убеждений. За что и поплатился!
С детьми мы обсуждали вечные вопросы: "По закону или по совести?", "Можно ли жить не веря?", "Что такое любовь?", "Почему люди лгут?"; и даже сделали постановку «Суд над Сократом».
Дети удивляли меня своими высказывания. Я учился у детей. Нам есть чему поучиться у детей!
Когда после уроков мы с детьми посмотрели фильм «Гамлет», я спросил:
— Ну, как кто понял фразу "быть или не быть?"?
— Быть самим собой означает отстаивать свою правду и бороться до конца; не быть — покориться, приспособиться.
— Так смириться со злом или бороться?
— Покориться злу, значит начать служить ему.
— У него безвыходная ситуация, — сказал семиклассник Вова. — Или противостоять злу или покориться. Лучше уж бороться.
— Но что заставляет людей трусить и приспосабливаться? — Дмитрий задавал наводящие вопросы, вместе с детьми ища ответ, который дети ему, он был уверен, подскажут. — Что заставляет людей творить зло?
— Страх смерти.
— А я смерти не боюсь, — сказал вдруг пятиклассник Саша. — Всё равно умирать; раньше или позже – неважно.
— Когда люди злые умирают, они могут посмотреть на себя со стороны и на себе оценить, как больно зло, чтобы в следующей жизни это исправить и не попасть в ад.
— Мне кажется, ад — это боль тех несчастий, которые ты делал другим людям.
Дмитрий с восхищением посмотрел на Сашу из третьего класса, сказавшего эти слова.
— Когда человек совершает нехороший поступок, то он чувствует, что этого делать было нельзя, и ему становится плохо.
— Бог отправляет души на Землю, чтобы они могли исправиться. Он даёт шанс исправить душу добрыми поступками.
— Если плохо жил, то исправить ошибки, а если жил хорошо, то помочь тем людям, которым жить трудно.
— У человека есть выбор: или он будет плохим человеком, или будет совершать хорошие поступки.
— Кто делает добрые дела и думает, что будет спасение и Рай, тот служит Богу.
— Чтобы служить Богу, нужно быть священником.
— Священник — он такой же грешник. А свечки зажигать, да иконы ставить, не такое уж трудное дело, если только они действительно верят. Бог может помочь и тому человеку, который не сидит в церкви и не молится иконам, в том числе и преступнику.
— Для чего помочь?
— Чтобы он раскаялся и начал новую жизнь. Если бы люди поверили Богу, то не грешили бы, и не было бы войны.
— А что означает верить в Бога? — спросил Дмитрий.
— Это значит отдаваться в его руки, — не размышляя, ответил Вова.
— Что же лучше: пострадать за добрые дела или за злые?
— Лучше за добрые.
— Добро победит, — категорично заявила второклассница Ирочка, – оно всегда побеждает. Потому что сильнее. Потому что Бог помогает добрым делам, а не злым.
— А что такое Бог?
— Это главный дух, помогающий людям творить добро. Победить зло можно только добром.
— Но каким образом? – удивился Дмитрий.
— Надо его полюбить. Ведь злого льва, наверное, никто не любит.
— Что же такое, по-твоему, зло?
— Это непонятая любовь.
“Откуда у второклассницы такие зрелые мысли?!”
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
Да, Николай, школа, пожалуй стоит на первом месте по числу разного рода экспериментов и реформ. И почему-то практически всегда не система образования подстраивается под детей, а как раз таки наоборот. Мне очень близки и понятны ваши мысли, изложенные здесь.
Гн. Николай_Кофырин, я так и не понял, чему именно вы научали детей в школе? "основам духовной культуры"?
что это такое? ответы на вопросы: "что есть добро и зло"??, "что такое хорошо и что такое плохо"? их нет, этих ответов у вас, вы здесь постоянно ставите эти вопроосы без ответов.. так чему же??? в школе нужно учить только письму и счету, естественным наукам и искусствам. всему остальному научает жизнь. только сама жизнь, а не отдельные уроки или курсы.
Прочитал Ваш роман "Странник", сейчас читаю роман "Чужой", читаю медленно. Вы описали свой Путь духовных исканий, свой путь постижения ИСТИНЫ. Пожалуй, Вы постигли ИСТИНУ и по-своему Ей служите. Я думаю, нам полезно было бы встретиться и пообщаться.
- Как только доломают последние остатки прежней системы, все рухнет...
- И скорей бы доломали! Детей нужно учить по новому!
- "Игрательными" методами? Как они потом в институте учиться будут?
- Ой, это только у вас физиков, такой консервативный подход! На других факультетах учатся уже по другому!!!
Как они будут работать играя, спрашивать я не стал. А миром будут править Китайцы - они учат детей концетрации.
Хоть и длинно,но интересно.
ВОТ С ЭТИМ:
"Если человек верит в Бога и признаёт посмертное воздаяние за свои грехи, то он признаёт и нравственность. А если для него Бога нет, то всё дозволено!"
совершенно не согласна. Бредово -воспаленная фантазия ,к тому же и провокационная.Не верила и верить не буду,тем более в иудейского,кровью затопившего землю русскую.
Я САМА СЕБЕ БОГ.В себя и верю.Грех-это попы бездельники выдумали.
У меня еше свежи впечатления о школе.Школа № 10 им.А.Пушкина в Петрозаводске. Вот там просто патриоты и просто прелестные учителя мои дали ответы на вопросы: "что есть добро и зло"??, "что такое хорошо и что такое плохо"?!!!!!!! И поморы наши в Беломорье(я с реки Мезени за Архангельском)никогда не уповали на милость божью и порядочность и глубокая чистота помыслов их дана была природой.
А что грешно? Жить грешно?
ГРЕШНО ДОВЕСТИ СТРАНУ НАШУ до сегодняшнего унижения. Горбачева (он предатель начал)-надо СУДИТЬ и пожизненно дерьмо в коровниках вычищать ему.
Статья интересная, но ОЧЕНЬ спорная. Как я поняла, вы предлагаете вводить какого-то рода религиозное, духовное воспитание в школах, начиная с младших классов, но тут же сами себя опровергаете. То есть вы поднимаете вопрос, но рецептов его решения и осуществления не предлагаете, потому что даже благие идеи практически реализовать в школах - нереально. И по причине межконфессиональных противоречий, и по причине незаинтересованности самой школы и низкого уровня преподавания в целом, и по причине плохо отработанных программ. И это касается не только российских и постсоветских школ, а и школ в целом, во всем мире.
У нас, в Израиле школа тоже является полигоном для бесконечных экспериментов. Есть светские школы, в которых даются базисные знания + обязательное изучение Танаха (Ветхого завета). Не сдавший по нему экзамен не получит полного аттестата (багрута), то есть его образование не будет считаться полным! Есть религиозные государственные школы, где религиозное воспитание ставится во главу угла, а остальные, базисные предметы играют вспомогательную роль. Есть частные религиозные школы, где общеобразовательные предметы вообще второстепенны. Есть специализированные школы, выбравшие определенное направление, например, химию и биологию, либо что-то иное. Есть школы для детей с низким IQ, либо вовсе умственноотсталых. И так далее и так далее...
Я же постоянно сталкиваюсь с учителями, поскольку сама преподаватель и родитель в одном лице. Именно потому, что я преподаю, ко мне учителя относятся несколько по-иному, чем к рядовым родителям. В разоговорах со мной, кроме стандартных "наездов", они позволяют себе пофилософствовать. И вот что я слышу: страшная глупость - нынешняя система образования, "слизанная" по американскому образцу, в советских школах учили, а у нас - развлекают, у вас была другая математика, мне повезло, у нас преподавали русские и т.д. Вывод из этого один: несмотря на все претензии к нашей советской общеобразовательной школе, она-таки давала нам возможность получить неплохой объем знаний, уметь ими пользоваться, научиться думать, анализировать, а не слепо повторять. И мы с вами - тому наглядный пример.)))) А поймать тонкую грань, где религиозное учение становится не моментом привития духовности, а самоцелью - очень тяжело, подчас невозможно. Поэтому злоупотреблять им нельзя. В противном случае происходит подмена реальной учебы религиозным засильем. А если учесть, что 90% нынешних войн и конфликтов происходят именно на религиозной почве, то, Господи, чему же мы учим детей???!
И я с полным правом могу это говорить, поскольку именно в нашей стране этот эксперимент уже себя показал в полной мере: религиозная нетерпимость существует не только между представителями разных религий, а даже внутри одной религии, одной конфессии!
Ваш тезис о том, что Бога нет - значит все дозволено. Он не выдерживает никакой критики. Бог - это не дядька нарисованный на досточке, который все время присматривает за вами как надзиратель. Это ваша совесть. Она все время с вами, она везде и всегда. Дело не в религии, ее названии и концепции, а в том, что находится в душе у человека. Можно быть триста раз атеистом, безбожником и при этоом оставаться честным, совестливым и порядочным человеком. Потому что поведение человека в конечном итоге регулируется не страхом кары Божьей, а внутренними ограничителями, совестью, если хотите. Именно на этом надо концентрировать нравственное воспитание, а не на религиозных сказках, как бы они не звучали. Именно наличие или отсуствие совести определяет поведение человека. А примеров тому можно найти немало не только в Библии, Танахе или Коране, а в реальной жизни, литературе. Было бы желание, можно найти и методы, и пути их реализации в воспитании детей. Только ведь лень напрягаться, проще навешать детям религиозную хрень и вернуться в средневековье, чему есть уже, к сожалению, немало примеров в новейшей истории.
Полностью согласен.В моё время,60-70 года прошлого века,у нас учителя,которых я с благодарностью вспоминаю,старались найти в каждом ученике что-то присущее ему.Мы их любили,потому что они жили нами.И.перефразируя Горького,всему хорошему я обязан им.Может время было другое,хотя все "реформаторы" тоже отуда...Кинулись на западную систему образования,а ведь она кроме заученных,но неосмысленных,вопросов и ответов,ничего не даёт.Дети многое сами постигают,вне школы.А школа в эксперименте.Отсюда-большое число неграмотных.
В образовании и воспитании детей роль религий должна усваиваться в контексте истории. И, если историю преподавать честно и полноценно, то дети смогут понять и роль религий. Тем самым, роль религии в жизни человека может быть понята в свете исторического опыта всего человечества, а навязывать религию в обучении как веру в Бога нельзя. Нужно понимать, что любые "знания вообще" нуждаются в четком различении на их историю и их современное понимание, но историю знаний нельзя вырвать из истории мира в целом, а современное понимание мира еще толком не сложилось, поскольку знать нужно все о мире в целом, но именно таких знаний в учебниках пока мало.
Вы даже ше до конца представляете, что творится сейчас со школой. В школу запустили деньги. Теперь они там главные. Школа сейчас готовит хорошо умеющих считать подлецов. Сложно выживать и детям, и учителям, тем, кто к этому базару не имеет отношения.
Вашу статью дам сыну прочитать. Ему как раз и начинать вести этот курс у себя в гимназии.
Я со многим согласна и как учитель, и как родитель. Было и у меня такое, когда меня "ушли" учителя, которые не учителя. Сейчас множество программ вводят, но завуч захотела ту, которая ей удобна, а не детям. А насчет духовного развития, то в школах - глухо. Я рассказываю об Иисусе на уроках, и, действительно, дети очень внимательно слушают, прекрасно говорят. Кое-что Вы привели в своих примерах(может, не совсем такими же словами, но очень похоже).
Дитя! Бог не иудей, Бог есть Творец всего мироздания. Да. на короткое время Он воплотился в человеческое тело чтобы искупить нас от ада, т.к. наказание за грех - смерть. у Творца есть свой уголовный кодекс и каждый грешник обречен, а согрешили все! Но Бог милостив и усмотрел как вывести любимое творение из смерти в жизнь. Бог послал нам Спасителя, Иисус воплотился в человека (материализовался в нашем измерении) и совершил великий труд Любви, Он взял наши грехи на Себя и принял казнь за нас, умер и воскрес на третий день, т.к. смерть не может победить Жизнь. Он стал адвокатом за нас пред грозным Судьей - Богом. Написано: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. .... Верующий в Него не судится. а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего. " Иоан.3:16. Все умнейшие представители человечества верили в Бога, обращались к Нему, знали Его. Прочитайте книгу "Они верили в Бога 50 Нобелевских лауреатов которые верили в Бога" найдите в Google. Духовный мир реальность, это более совершенный мир 4-го измерения. Лично мне Бог допустил этот мир увидеть. Я это видел наяву, не во сне не в бреду, в полном сознании я был перемещен минут на пять в Божий мир, в высшую реальность. Почему? не знаю, это Божья тайна, возможно и так Бог дает приизвание, после этого я стал служить Ему. Дитя, ты держишь обиду, отпусти ЭТО, и надо покаяться, Бог простит, Он милостивый. Уверуй что Иисус умер лично за тебя, и воскрес для твоего оправдания.
должен сказать, что в школах детей учат совершенно духовно необразованные люди. Они прекрасные специалисты в своих предметах, и преподают то чему научены, однако в духовности т.е. в ЛИЧНОМ познании Бога - они невежды. Самого главного, чему они должны были бы научить, они не могут, так как сами этого не имеют: Личных взаимоотношений с Богом. Коммунизм посеял бездуховное общество. Все цивилизации не принявшие истинного Бога Творца, который открылся вначале Израилю, а затем и нам, - исчезали.
herdsmen, Спасибо Вам Отец неродной!!!))) "я был перемещен минут на пять в Божий мир, в высшую реальность. Почему? не знаю, это Божья тайна, возможно и так Бог дает приизвание, после этого я стал служить Ему."
ДРУГОЙ РАЗ ТАМ СНОВА И БУДЕТЕ-ВСЕМ ПРИВЕТ, Особенно апостолу ПЕТРУ!!!)))
Как хорошо сказано: вопросам "Что такое хорошо, а что плохо?" научает жизнь, а не школа. Мы очень часто на школу сваливаем все и вся. Основы духовной культуры должны идти из семьи, а семья черпать, в свою очередь, эти основы из из тех ценностей которые сегодня существуют в мире. Глобально?! Но ведь это так. Школа лишь источник информации. А кто как это воспринимает, кто как готов вернее его воспринимать и пользоваться этим источником, тот так и учится.
Фраза "если Бога нет, то можно все" взята автором у Достоевского. Ее справедливость подтверждает история большевизма и крушения СССР. Фактически это подтвердили и Вы, но Вам осталось понять это логически, ибо для Горбачева Бога не было и это все объясняет.
Фурсенко надо за яйца подвесить с его реформами, а равно с ним и умников, требующих упразднить букву "ё" русского алфавита и сделавших "кофе" среднего рода. Реформаторы среднего рода, в сраку им дышло.
Всё действительно так.Эксперименты действительно не дают спокойно работать и "сеять разумное, доброе, вечное".Плюс ко всему...При наличии высокоразвитыз технологий и достижений, учитель, как правило, ещё сам должен подготовить наглядность к уроку, скпировать и размножить дидактический материал тесты...лозунг: лучшее вложение капитала - в образование...2 к сожалению, только лозунг.Подушевое финансирование приводит к закрытию школ...Очередной экспримент.