-Метки

alexandre dumas andre norton cats celebrities and kittens flowers grab grave harry harrison historia rossica illustrators james hadley chase karl may kurt vonnegut nature roger zelazny sidney sheldon the best tombe umberto eco white cats Достоевский Умберто Эко азбука-классика александр дюма александр пушкин андрей усачёв андрэ нортон аукционы белая россия белоснежка белые кошки библиотека вокруг света библиотека огонек библиотека поэта библиотека приключений биографии большие книги военные мемуары воспоминания гарри гаррисон генри лайон олди даты день поэзии детектив и политика джеймс хедли чейз журналы звёздный лабиринт звезды мирового детектива золотой век английского детектива иван тургенев иллюстраторы иртыш календарь карл май коллажи котоарт котоживопись котолитература котофото коты кошки курт воннегут лев толстой лучшее из лучшего максим горький малое собрание сочинений марина дяченко минувшее мировой бестселлер миры... молодая проза дальнего востока мосты научно-биографическая литература некрополь николай гоголь нить времён нобелевская премия новинки современника обложки книг письма подвиг природа роджер желязны роман-газета россия забытая и неизвестная русская фантастика самуил полетаев семипалатинск сергей лукьяненко сидни шелдон собрание сочинений стрела времени фантастика: классика и современность фото фотографы цветы человек и кошка эксклюзивная классика эксклюзивная новая классика юрий лотман

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Алёкин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 67328


Валерий Попов. Довлатов

Вторник, 08 Февраля 2011 г. 11:42 + в цитатник

ЛИТЕРАТУРА

ГЕРОЙ В ОТСУТСТВИИ ПОРТРЕТА

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВАЛЕРИЯ ПОПОВА "ДОВЛАТОВ"

Текст: Инна Булкина

С этой книгой связано несколько сюжетов, один – скандальный, издательский. Это первая книга ЖЗЛ-вской серии, в привычном и традиционном оформлении которой отсутствует портрет героя. Вместо фотографии на обложке черный квадрат, на котором «приколота» записка: «Здесь должен был быть портрет С.Довлатова».

Использовать письма и фотографии запретила вдова Елена Довлатова, она в принципе категорически отказалась сотрудничать с издателями новой биографии.

Во-первых, у книги был заведомо странный контекст: незадолго до выхода довлатовской биографии ЖЗЛ выпустило биографию Сталина. А во-вторых, есть вещи, для которых, в самом деле, лучше оставлять некий временной зазор: герой этой книги был слишком крупным и неудобным человеком (во всех смыслах), такие «лучше видятся на расстоянии». И поспешное желание выставлять на публичное обозрение содержимое ночных горшков – свойство меркантильных издателей, давно, впрочем, известное и однажды на русском языке уже описанное. «Толпа жадно читает исповеди, записки etc. … При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы…».

Читатель может подумать, что книга Валерия Попова – о «постыдных тайнах», и что сам он – какой-нибудь «вересаев пополам с веллером». Отнюдь нет.

У Валерия Попова репутация писателя честного и легкого. Он отличный рассказчик, по крайней мере, в собственных книгах. Правда, биография Довлатова написана неряшливо. Однако она нимало не похожа на давний «эпистолярный роман» Игоря Ефимова, который был со своим героем в отношениях сложных, и в какой-то момент – недружественных. Собственно, из-за той ефимовской книги Елена Довлатова судилась с издателями, и в конечном счете, выиграла, вот только тираж к тому времени был уже распродан. К биографу-Попову вдова поначалу относилась вполне доброжелательно, но результат все равно вышел «неудобоваримый». И никак не могло быть иначе.

И тут начинается другой сюжет этой книги – писательский и литературный. Биограф с некоторой нарочитостью «отодвигает» себя в глубину сцены.

За «человека со стороны» ему выдать себя все равно не удастся. «Человеком из окружения» быть странно, «лучшим другом» и автором анекдотических «записок», Найманом при Ахматовой, Довлатовым при Бродском – все это не то и не о том. Попов выдает себя за вечно «опаздывающего», за того, кто как бы рядом, но в полушаге. Родился на два года позже, соседние школы, соседние, но но те самые университетские коридоры, знакомые женщины, одни и те же рестораны, но … не пересекались. Почти не пересекались. Совсем уйти в сторону – было бы уж вовсе неправдоподобно: писательский Ленинград 60-х – довольно тесный город. Попов пытается уйти от роли «застольного мемуариста» и заведомо противопоставляет себя вполне сложившейся на сегодняшний день традиции «мемуаров о Довлатове». Отчасти его прием – перверсия «Довлатова и окрестностей» Александра Гениса. – На обложке той книги как раз была фотография: огромный Довлатов, он занимал три четверти пространства, за ним «фон», - некоторая часть стола с разнообразными напитками и маленький бородатый Генис. В биографии Попова пропорции приблизительно те же, но все наоборот:

«окрестности», фон занимают большую часть пространства, автор просматривается за ними, но чаще «прячется» за чужими словами, за «свидетелями» и «очевидцами». А сам персонаж «вырастает» из фона, из Ленинграда 60-х, из «блистательной плеяды»,

где Бродский и Довлатов, Битов и Голявкин, Горбовский и Рейн, где и сам автор: изнутри кажется, что все были молоды и талантливы, но кому-то повезло больше. Или кто-то оказался … более удачливым «пиарщиком себя».

Это характерный сюжет: с некоторых пор большинство писательских биографий делаются по одному лекалу. Теперь у нас принято думать, что всякий писатель прежде всего «делает свою биографию», а потом уже все остальное. Родоначальник этой моды – Ю.М.Лотман с его биографией Пушкина, но он-то как раз не виноват. Он, что называется, «ударил об наковальню», после чего все стали писать … одинаково. «Жизнетворчество» - лишь один из сюжетов лотмановской книги о Пушкине, но то «жизнетворчество» не имеет ничего общего с «пиаром» и «самопиаром», - словами, которых ни Пушкин, ни Лотман не знали. Однако прием выхолостили, слово из «нашей жизни» приклеили, и вот явились полупародийные изделия о том, как тот или иной классик «вышел в гении».

Из этой книги мы тоже узнаем, как Бродский «круто поставил себя на районе» и как жестко Довлатов делал свою американскую «карьеру».

Впрочем, сам автор походя и в интервью оговаривается, что карьерой это назвать трудно: да, печатался в «Ньюйоркере», дружил с Воннегутом (но ходил к нему «с черного хода»), да, повезло с литературным агентом (тот же, что у Салмана Рушди) и переводчицей (та же, что у Бродского). Эти американские «карьерные» истории мало что объясняют в успехе Довлатова-писателя, посмертном, к слову сказать, к которому ни агент Рушди, ни Бродский с Воннегутом не причастны. Это вообще мало что объясняет в Довлатове-писателе, но повторим: нынче модно писать не про то, как NN книги писал, а про то, как NN «делал свою биогафию».

Впрочем в книге Попова есть еще один «актор» - это Америка. Именно Америка, полагает биограф, сделала Довлатова профессиональным писателем, в каком-то смысле «выстроила» его, вынудила соответствовать.

И она же забрала его силы. А писательский талант «выпил его до дна». По крайней мере, так это видится Валерию Попову. Довлатов, доведись ему описывать свой конец, придумал бы это иначе.

 


Валерий Попов. Довлатов. М.: Молодая гвардия, 2010.

http://www.stengazeta.net/article.html?article=7475

Источник: http://www.polit.ua/articles/2010/09/27/dovl.html,
у нас опубликовано 20 октября 2010 года

Рубрики:  ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ (Р)/Сергей Довлатов
БИОГРАФИИ, МЕМУАРЫ/Жизнь замечательных людей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку