-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233204


Антонио Сальери (1750 - 1825)

Вторник, 18 Августа 2015 г. 19:42 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


Антонио Сальери. Гравюра XVIII в.

    На протяжении долгого времени, миф о том, что Антонио Сальери отравил Моцарта настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Но, кем на самом деле был Антонио Сальери, и действительно ли такой сильной была его неприязнь к Моцарту?


   Кто отравил Моцарта? Конечно Сальери. И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип надолго засел в нашем воображении. Термин «синдром Сальери» — дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти. Именно так выглядит отношение Сальери к Моцарту в легенде об отравлении, а также в последующих ей произведениях искусства, но в действительности, ситуация была скорее кардинально противоположной, во всяком случае в годы их жизни.


   Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в маленьком городке Леньяго, недалеко от Венеции. Семья его была достаточно зажиточной, но никто и не предполагал делать из сына музыкального вундеркинда, хотя и не сопротивлялись его пристрастиям. Первые шаги в музыке ему помог сделать старший брат Франческо. Увы, к 14 годам Антонио остался круглым сиротой. Но музыкальная карьера была ему обеспечена.




  


   Во время учёбы в Венеции на него обращает внимание популярный тогда венский композитор Флориан Леопольд Гассман, который в то время был капельмейстером при дворе императора Иосифа II. С этого времени Вена становится для Антонио Сальери родным городом, хотя немецкий язык он так никогда и не выучил, изъясняясь на смеси французского с итальянским.  


  «Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…», — именно  так описал Сальери один из его современников. И, невзирая на то, что многие люди представляют себе старика Сальери рядом с молодым и гениальным Моцартом, у них было всего пять лет разницы в возрасте.




  


   Своё первое, полностью опубликованное музыкальное произведение Антонии Сальери написал всего в 21 год, и оно сразу получило признание публики. Следующая комедийная опера «Венецианская ярмарка» также пользовалась успехом. Слава так и плыла в руки молодого композитора. Оперы выходили из-под его пера одна за другой. Через несколько лет, в 1774, умирает Гассман. Его на посту капельмейстера сменил Джузеппе Бонно. А 24-летнему Антонио Сальери досталась не менее важная должность — придворный композитор камерной музыки и капельмейстер итальянской оперной труппы.


   Но не все радовались успеху Сальери. И среди его критиков оказался Людвиг Моцарт, отец будущего гения Вольфганга Амадея Моцарта. А дело в том, что Моцарт-старший так и не смог реализовать себя достойно на музыкальном попроще, вот и вложил всё, что мог, в сына. И конкурент здесь Людвигу был не нужен. Более того, он вселил нелюбовь к Сальери и своему сыну.


Salieri


Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии (работа 1760 – 1770 годов)

   В своей статье посвященной Моцарту и Сальери австрийский музыковед Леопольд Кантнер написал следующее: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — «итальяшки», все валил на этих самых «итальяшек»».




 

    Вольфганг Амадей Моцарт, у которого перед Сальери было форы хоть отбавляй, так как его отец, Людвиг Моцарт, с первого дня рождения делал из него гения, в свое время была очень недооцененным музыкантом. В отличие от Сальери, который служил при императорском дворе.
  К примеру, когда в 1787 оба композитора представили свои пьесы миру, то опера Сальери пользовалась куда большей популярностью, о чём свидетельствуют некоторые документы. «В Вене опера Вольфганга Амадея «Женитьба Фигаро» была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг», — писали в одной из сводок. В то время как в другой было написано следующее: «Во время представления оперы Сальери — «Бомарше» общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».
Salieri
Кадр из фильма «Маленькие трагедии»


   При жизни Антонио Сальери пользовался огромной популярностью, примерно такой же, как сейчас Вольфганг Амадей Моцарт. Его оперы били рекорды, для многих недоступные и сейчас. К примеру, одна из его опер в первые 9 месяцев ставилась 33 раза, что считалось неслыханным триумфом. Когда в августе 1778 года было торжественное открытие миланского оперного театра Ла Скала, именно Сальери был приглашен для написания оперы открытия.
   Антонио Сальери был, буквально разбалован славой. Будучи любимчиком многих монархов, он позволял себе даже отвергать лестные предложения от особ королевской крови. Он отказал шведскому королю Густаву III, принять место при его дворе.
 

   Моцарту, в те времена, подобный успех и не снился. Его не очень-то стремились принимать при дворе. Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы. Поэтому причин к зависти у Моцарта было более чем достаточно. В 1776 Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. После этого, Моцарт в письме отцу написал: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это…». Это было в духе юного гения, так как он часто экспрессивно реагировал на события.


Salieri


   Но это не означает, что Моцарт недолюбливал Сальери. Марсель Брион, один из биографов Моцарта, в своем исследовании писал: «Личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти». Напротив, спустя некоторые время оба композитора стали друзьями, и Моцарт очень уважал авторитет Сальери.




 


   Антонио Сальери дирижировал несколько произведений Моцарта, а также первым в 1791 исполнил его «Симфонию №40», а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788, прежде всего, вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.


   А Моцарт в свою очередь пригласил Сальери вместе со своей ученицей на премьеру «Волшебной флейты», после чего, не без радости, написал своей жене: «Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него восклицания «bravo» или «bello»».


Salieri

Кадр из фильма «Амадей»

   Но ведь слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея. Так где же всё-таки корень этой проблемы? По одной из версий всему виной «разговорные тетради» Бетховена. Дело в том, что Сальери не просто был знаменитым композитором, но и на начальных этапах преподавал таким будущим музыкальным гениям как  Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и Бетховен. Отношения со всеми учениками у Антонио Сальери были очень тёплыми, поэтому, когда сам он был при смерти, Бетховен его навещал. Так как к тому времени Бетховен уже оглох, то он был вынужден общаться с окружающими при помощи тетради. И вот в одной из таких тетрадей нашли запись: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращал говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд».


   А вот санитары больницы, в которой провел последние дни Антонио Сальери, категорически отрицали подобного рода признания. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. В те годы и спустя многое время долго ходили слухи о том, кто же всё-таки виновен в смерти Моцарта. Единственное, что могло бы развеять сомнения, это медицинская экспертиза останков Моцарта. Но, к несчастью, этот гениальный композитор был похоронен в общей могиле, что оставляет любые надежды на поиски его останков.


Salieri

 Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы


    Но, с целью вернуть доброе имя Антонио Сальери, в 1997 по инициативе Миланской консерватории был проведен достаточно своеобразный судебный процесс, во время которого Сальери обвинялся в убийстве Моцарта. В роли свидетелей защиты и обвинения были представлены исследователи творчества обоих композиторов. Суд признал Антонии Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления». История часто играет с нами злые шутки. И порой красивый и увлекательный миф, преобладает над реальными фактами. Именно жертвой красивой и захватывающей истории, запечатленной самим Пушкиным, стал Антонио Сальери — гениальный композитор, который всю свою жизнь посвятил своему музыкальному призванию, а также помощи молодым композиторам в достижении их успеха.

Рубрики:  искусство
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 9 пользователям

КЛИМ1   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2015 г. 20:00 (ссылка)
Доставило право слово.....
вопрос аффтору опуса практически землячка, а сама то чо типа "лабух" поэтому и в курсе за маэстро Сальери или как???
имха не стоит с первых строк ставить читателей ниже себя....
все же следует учитывать что явно не АСП, он мог себе позволить.....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2015 г. 11:51ссылка
Клим, по делу, уважительней к авторам, тем более к землякам.
mng52   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2015 г. 20:43 (ссылка)
интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Igor_Zalepa   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2015 г. 21:21 (ссылка)
Спасибо,Тамара! Очень познавательно! Всего доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2015 г. 19:41ссылка
Спасибо, Игорь, за отзыв!
Майя_Пешкова   обратиться по имени Вторник, 18 Августа 2015 г. 22:40 (ссылка)
Гении и злодеи в истории часто меняются местами и уже не понять кто есть кто...и как тяжело избавить имя от злых наветов даже спустя века.Спасибо,Тамара
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Августа 2015 г. 19:48ссылка
Да, Майя! Славный Сальери на века остался в роли злодея. А вот Сталин до сих пор даже у хороших людей моего поколения - "настоящий вождь"
Донгар   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 00:13 (ссылка)
Пушкин ( и не он один) оказался в плену "желтой прессы" ?
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 11:57 (ссылка)
Мне нравится трактовка этой грязной истории в фильме Амадей. Я бы в нее поверила.
Но, думаю, что Бетховину не было смысла врать, тем более что он расценил признание Сальери как сумасшествие и не поверил в него.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Августа 2015 г. 19:50ссылка
Главное, Галина, что многие вдохновлялись этой историей и создавали шедевры. А если бы всё было правильно, то никто бы и не вспомнил прекрасного Сальери
Золотая_Кобра   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 13:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
MLMM   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 16:54 (ссылка)
По-моему, музыка Сальери вполне подтверждает, что гений и злодейство - две вещи несовместные...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Августа 2015 г. 19:55ссылка
На мой взгляд, очень даже совместны. Конечно, не всегда... и нужно в лучшее верить. Спасибо Вам!
Jamesmay   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 21:02 (ссылка)
Огромное спасибо. Как всегда, блестяще! Фильм Формана - один из моих любимых. Но о том, что отравление Моцарта Сальери из зависти, я давно читала. Просто, это одна из версий, которая дала возможность гениальным творцам выразит своё отношение к искусству. К сожалению, вряд ли мы узнаем правду. Хотелось бы, однако, послушать произведения Сальери. Л.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Августа 2015 г. 20:06ссылка
Спасибо Вам за комментарий! Правда в том, что жили два прекрасных композитора. Один очень нравился современникам, а другого полюбили потомки. И не было бы Моцарта, никто бы о Сальери и не вспомнил
урлауб   обратиться по имени Среда, 19 Августа 2015 г. 23:19 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Августа 2015 г. 20:00ссылка
Всего Вам доброго!
нюша3   обратиться по имени Четверг, 20 Августа 2015 г. 12:00 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку