-Музыка

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Николай_Кофырин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2006
Записей: 1528
Комментариев: 29239
Написано: 37772


ЦАРЬ Лунгина - ЖЕРТВА ВЛАСТИ

Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 12:09 + в цитатник
 (220x220, 25Kb)

Скажу сразу – мне фильм понравился. Прежде всего потому, что совпало моё понимание личности правители земли русской с пониманием Павла Лунгина – режиссёра фильма «Царь».
Фильм этот, как я его понял, о трагической судьбе правителя – царя Ивана Грозного, о его одиночестве и жажде любви.
По словам Петра Мамонова (исполнителя роли Ивана Грозного): «фильм «Царь» – это картина о русской святости, а не об Иване Грозном... Святость – вот наша русская национальная идея»!
При всех спорных моментах, очевидный плюс этого фильма в том, что люди в очередной раз заинтересуются собственной историей и начнут читать.





Год 1565 от Рождества Христова. Царь Иван Грозный молится, чтобы Господь послал ему знамение. «Дай знак, Господи, что слышишь меня, что не оставил меня».
По приглашению царя в Москву приезжает друг детства Филипп Колычев – настоятель Соловецкого монастыря. Царю Ивану нужно понимание и благословение в его тяжком труде, в борьбе с предателями земли русской. «Один я», – жалуется Иван.

Этот фильм о трагедии человека, принявшем на себя царский венец – ответственность за свой народ и за всё государство. Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской.
Царь постоянно цитирует Евангелие, и одновременно казнит изменников.
Но мало читать молитву, чтобы быть верующим!

Вечная проблема всех правителей: можно ли быть моральным человеком, оставаясь во власти?

Митрополит Филипп олицетворяет собой жизнь по заповедям божьим. Он просит царя поступать по примеру Христа и прощать врагов своих.
– А кто истребит зло и измену, кроме меня? – вопрошает Иван. – Кто злодеев-то в узде держать будет?!
Но священник не хочет понять царя.
– Оглянись, что ты с державой своей творишь, своих людей казнишь без вины, государь! Сказано, прощайте, и вам прощено будет.
– Всех прощать? Так и погибли великие города и царства.

Возможно ли жить в миру по заповедям Божьим?
Искать мир в монастыре или строить монастырь в миру?
Чему служить: царству земному или небесному?

– Великий грех творишь, Государь, – говорит митрополит Филипп.
– Для государя грех один – когда город сдан, – отвечает Иван Грозный.

Ох, тяжела ты шапка Мономаха!
Царь предлагает Филиппу попробовать взять на себя ответственность за судьбу государства и судить изменников. Но Филипп уклоняется.
– Признаю их вину, а судить не стану.

Это только в словах легко поставить запятую «казнить нельзя помиловать».
А когда речь идёт о реальной человеческой жизни, да ещё твоего родственника…
– Государь, суди меня, – просит митрополит царя. – Не трави мне душу, вели казнить.
– А я не хочу ни судить, ни миловать. Сам суди!

И Филипп, и Иван хотят жить по заповеди христовой: «не судите, да не судимы будете». Но что делать с изменниками, которые хотят тебя убить и ввергнуть народ в войну? Любить и простить?
Митрополит может уклониться от суда, царь не может!

– Ад мы несём в себе, – объясняет Филиппу царь Иван.
И он прав, ибо Ад – это жизнь без любви!

Известно четыре фильма об Иване Грозном. Самый известный режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944 год). Менее известен фильм режиссёра Геннадия Васильева «Царь Иван Грозный» (1991 год). В 2009 году ожидается премьера телесериала режиссёра Андрея Эшпая «Иван Грозный».

Фильм Павла Лунгина «Царь» о двух годах правления Ивана Грозного и его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом (Колычевым). И хотя фильм повествует именно об Иване Грозном, краткое название фильма «Царь» как бы подчёркивает, что речь идёт об архетипе – проблеме властителей всех времён и народов – о моральном оправдании власти!

Сам Павел Лунгин так охарактеризовал свой фильм: "Фильм этот – не развлечение и не игровой блокбастер, а труд для ума и души. Петр Мамонов и Олег Янковский – на экране олицетворяющие Власть и Совесть – верят в Бога и любят Россию, не мысля себя без своего народа – но как же по-разному они это понимают! Исступленная, больная, искалеченная вера Ивана Грозного (Мамонова) бешеным ураганом налетает на спокойную, тихую, благую веру митрополита Филиппа (Янковского) – и вокруг льется кровь, вокруг на глазах зарождается та Россия, в которой мы живем и по сей день".

Фильм снят американским оператором Томом Стерном, работавшим на всех фильмах Клинта Иствуда в последний десяток лет — от «Кровавой работы» до «Гран Торино».
Хотя фильм идёт два часа, но смотрится без напряга. Ритм фильма соответствует ритму реальной жизни, и воспринимается как вполне достоверный.

Нет никаких чрезмерных зверств и пыток. У Мэла Гибсона в фильме «Храброе сердце» и «Страсти Христовы» крови и пыток гораздо больше, также как и в фильме «Тарас Бульба» режиссёра Владимира Бортко.
И даже сцена с медведем, задирающем людей (в духе пиршеств Нерона), выглядит не бессмысленной жестокой казнью с целью шокировать зрителя, а чтобы показать силу святости Филиппа, которого медведь не трогает.

В одном из своих интервью Павел Лунгин рассказал о своей встрече с Андреем Тарковским в Париже, и на вопрос, «как же стать художником?», Андрей Тарковский ответил: «в Бога поверишь – станешь!»
Как и Тарковский в фильме «Андрей Рублёв», режиссёр Павел Лунгин поставил в центре исторических событий драму верующего человека.

Этот фильм о людях, об их трудной судьбе в трудных исторических обстоятельствах.
Даже опричники – эта первая служба безопасности государства – при всей их дурной славе, показаны людьми, которым ничто человеческое не чуждо. Малюта Скуратов тоже нуждается в любви – любит своего сына калеку. Это работа у него такая – допрашивать предателей и казнить изменников.

Иван Грозный показан как человеколюбивый царь, а вовсе не как «царь зверей».
Сильно проявилась в фильме многогранность ныне священника Ивана Охлобыстина, сыгравшего бесноватого шута.
После такой роли, какой стала для Олега Янковского роль праведника митрополита Филиппа, можно смело уходить на Небеса.
Но особенно понравилась метафора с иконой – как икона становится чудотворной!

Для меня главная проблема фильма: допустимо ли для правителей ради сохранения собственной власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные).
Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?

Надо признать, что борьба за власть часто напоминают борьбу в джунглях за источники существования. Но даже звери не жрут друг друга, как это делает человек. Ни один вид в природе не ведёт такой внутривидовой борьбы, как воюют между собой люди.
В борьбе за власть морали и совести нет места, – здесь все средства хороши.

В 1565 году Иван Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Священным Собором и Боярской Думой. Однако, по другим данным, члены Собора 1566 г. резко протестовали против опричнины, подав челобитную об отмене опричнины за 300 подписей; все челобитники были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены, 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

Причинами введения опричнины историк В.Б.Кобрин считает проявлением конфликта двух программ централизации России: путём медленных структурных реформ или стремительно, силовым путём. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам.

При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн человек.
Однако всё, на что Иван Грозный жизнь положил – единство Руси – потомки разбазарили. То, чего боялся царь Иван, то и случилось – разодрали страну бояре. Как умер Иван Грозный, так началась эпоха смутного времени и польской интервенцией с лжедмитриями и разделом страны.

Абсолютная монархия в условиях феодальной раздробленности и междоусобной борьбы за власть являлась такой же необходимостью, как и престолонаследие.
В России всегда побеждала авторитарная власть. Иначе с таким государством было не справиться, иначе неминуем распад на удельные княжества.
Опричнина была вынужденной необходимостью!

Видимо Россия с её необъятными просторами может существовать только как единое государство с сильной авторитарной (или тоталитарной) властью.
Или будет сильная Россия, или не будет России. Это мы хорошо увидели на примере распада Советского Союза.

Сегодня вновь злободневно звучат слова польского короля Сигизмунда из второй серии фильма С.Эйзенштейна «Иван Грозный»: «Богом Господом положено Литве, Польше, Ливонии форпостом барьером Европы стоять. Варвара московского в семью просвещённых народов Запада не допускать… Сами русские в батраки годятся…».

История повторяется, потому что ничему не учит тех, кто не хочет у неё учиться.

22 марта 1568 г. Митрополит Филипп в Успенском соборе отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

В фильме Эйзенштейна Иван Грозный говорит: «Надобно всегда царю осмотрительным быть… Благим милость и кротость. Злым же ярость и мучения. Ежели сего не имеет, не есть царь… Не дадим в обиду Русь!»

Иван Грозный считал себя человеком глубоко верующим. Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.

Есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г.П.Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».

Не дожидаясь Божьего суда, Иван Грозный заранее вынес приговор себе сам: «Пёс смердящий, вечно в пьянстве, в блуде, скверне, убийствах, грабежах и ненависти».

В фильме Павла Лунгина царь Иван говорит:
– Может я и грешник по делам-то своим, как человек-то я и грешник, но как царь-то я праведен!

Превращение из либерального правителя в тирана закономерно и известно давно.
Английский Ричард III ничем не лучше и не хуже нашего Ивана Грозного.
Известно, как и почему был убит Юлий Цезарь. По тем же причинам, предполагают, был отравлен и Александр Македонский.
Существовали упорные слухи о насильственной смерти Грозного. Будто бы лишил жизни царя Годунов, «подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами».

Неужели власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно?

Периодически в Интернете появляются материалы, будто бы некоторые правители устраивают взрывы против граждан своего государства ради политических целей (например, фильм «Дух времени»). Невольно возникает параллель между оправданием опричнины и действиями современных властителей по борьбе с терроризмом и наведением порядка в стране (и в мире).

«Лес рубят – щепки летят», – скажет кто-то. Вот только вряд ли кто захочет, чтобы щепкой была его голова.

Имеет ли право властитель жертвовать частью отряда ради того, чтобы спасти всё войско? И разве само войско не есть та доля народа, которая жертвует собой, чтобы выжил весь народ и сохранилось государство?
На войне и невозможно иначе: кто-то должен погибнуть, чтобы спасти остальных!
Тактика любого боя – жертвовать арьергардом ради сохранения отступающих.

Так же рассуждал и первосвященник Каиафа, когда на суде Синедриона приговаривал к смерти Иисуса из Назарета. «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Евангелие от Иоанна 11:49 - 50).

Дело, разумеется, не в количестве жертв, а самом праве распоряжаться чужой жизнью. Эта проблема описана и Достоевским в «Преступлении и наказании». Имел ли право Наполеон приносить в жертву великой идеи свободы, равенства, братства французской революции тысячи чужих жизней?
Можно ли жертвовать жизнью во имя идеи?

«Я убеждён, что никакое развитие страны, никакие её успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправданий», — заявил Президент Д.А.Медведев.

Что важнее: единство государства или права человека?
Человек для государства или государство для человека?
В «западной модели» государство служит человеку, правам человека. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка.
Россия на 2\3 азиатская страна – «Азиопа» – и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.

В этом метафизический смысл данной проблемы. Если жизнь имеет смысл, то должна быть и цель жизни. Но тогда жизнь подчинена этой цели и является лишь средством её достижения. И во имя цели можно пожертвовать жизнью.
Но если жизнь самоценна и превыше всего, то тогда желанием выжить во что бы то ни стало можно оправдать всё что угодно, любую подлость.

История древнего Рима поучительна. Авторитарные (как и тоталитарные) режимы неминуемо ведут к тирании и в последующем к своей гибели.
У власти свои закономерности. Иван Грозный, как и Сталин, не исчадье ада, а правитель, который действовал в своих исторических обстоятельствах необходимым образом. Какова радость царём быть?!

Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность!

Удивительно читать рецензии на этот фильм с заголовком «Царь зверей». «Иван Грозный и его верные медведи в главном русском фильме года безумствуют с особой жестокостью». «Петр Мамонов в роли Ивана Грозного предсказуемо сходит и сводит с ума».

Был ли царь Иван Васильевич безумен?
Когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, у нас выступал профессор исторического факультета Р.Г.Скрынников. Он рассказывал о своей новой книге об Иване Грозном, где убедительно разоблачил гипотезу американского исследователя профессора Э.Кинана из Гарвадского университета, утверждавшего, что Иван Грозный был сумасшедшим. Э.Кинан выступил с тезисом о подложности переписки Грозного и Курбского, на основании того, что будто бы не сохранилось ни одного документа, подтверждающего, что царь Иван Васильевич умел читать и писать.

Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви.

Я против демонизации власти. Быть может, потому, что в одно время учился на юридическом факультете с нынешним президентом России.
Говорить, что у правителя нет души, значит показывать полное непонимание человеческой психологии!

Пётр Мамонов зрит в корень души Ивана Грозного: «…главное, хотел, чтобы его больше всех любили. Он ведь войско целое создал, специальное, чтобы его любили. Он даже так хотел, чтобы его любили, что иногда сам Бога забывал любить».

Всякие репрессии возникают как реакция на противоборство. По мнению историка Р.Г.Скрынникова, «Репрессии носили в целом беспорядочный характер… Побивали всех, кто осмеливался протестовать против опричнины». В подавляющем большинстве они были казнены даже без видимости суда, по доносам и оговорам под пыткой». Из 30 тысяч населения Новгорода число погибших измеряется от 4-5 тысяч (Р.Г.Скрынников) до 10-15 тысяч (В.Б.Кобрин). В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия.

Интересно, как будущие историки будут оценивать антитеррористическую операцию в Чечне?

А не была ли борьба за самодержавную власть Ивана Грозного с боярской думой в тех исторических условиях вынужденной? Разве Россия тогда была готова к демократии по новгородскому образцу? Очевидно, что семибоярщина вела к распаду страны, который мы пережили в 1993 году.
К чему привела феодальная раздробленность России, хорошо известно – к трёхсотлетнему монголо-татарскому игу!

Нет, я ни в коей мере не оправдываю зверства опричников. Но как иначе мог справиться Иван Грозный с боярскими эгоистическими интересами, неминуемо ведущими к распаду страны? как иначе мог сохранить единство Руси?
Видимо, это была историческая необходимость.
О том, что действия правителя, как, впрочем, и всё в мире, подчиняется необходимости, писал ещё известный римский император-мыслитель Марк Аврелий.

Сталин в беседе с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 года сказал: «Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее».

Известно, что Сталин изучал работу Макиавелли «Государь». Николо Макиавелли в своём известном трактате на личном опыте подметил закономерности поведения правителя.
«Государь, особенно новый, не может исполнять всё то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия….не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
«Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».
«Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё населения, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».


“Не делай добра, не получишь зла” — вот истина, которую я усвоил с детских лет, и никогда в ней не обманулся. Ты никогда не убедишь меня в том, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас. Как с тобой поступают, так и сам поступай; тебя обманывают, и ты обманывай. “Око за око, зуб за зуб”, — сказано в Законе.

«Людей удерживает от преступления страх мести, а отнюдь не прощение. Если хочешь, подставляй другую щеку; я же не идиот, чтобы, когда у меня отнимают рубашку, отдать и верхнюю одежду. Ты сумасшедший или дурак, а может быть, действительно не от мира сего, если полагаешь, что добром можно победить зло. Глупец! Врага нужно ненавидеть. Это ясно даже ребенку!

Народу нужны не слова, а дела. Вид смерти и запах крови убеждает больше, нежели россказни о посмертном воздаянии претерпевшим до конца муки земные. Люди более ценят сильных политиков, чем сладкоречивых проповедников.

Народ не хочет и не должен знать всей правды. Зачем простым людям это тяжкое бремя? В неведении они находят желанный покой. Пусть знают лишь те, кто несет ответственность за народ.
Людям не нужна свобода. Народу нужен порядок! А значит, и власть.

Людям нужно простое человеческое счастье. Но прежде всего свобода. А свобода завоевывается силой. Поэтому нужно прогнать из страны чуждых завоевателей и сделать царем твердого и волевого человека. Только сильный правитель может обеспечить порядок, творить добро и вершить справедливость. В том и состоит любовь к своему народу, чтобы желать ему хорошего царя.

Народу нужна власть, потому что без нее нет порядка. Мы взяли на себя груз ответственности, в котором больше проклятий, чем славы, и не можем отказаться, поскольку отвечаем за весь народ, а не только за самих себя, как обычные люди. Ты обвиняешь нас в лицемерии, но мы не можем руководствоваться простой человеческой моралью и следовать заповеди “не убий”, когда интересы народа требуют расправы над непокорными.

Это жестокая необходимость, дабы сохранить веру людей в Закон. Ты, наверно, думаешь, что больше других пострадал от власти. Нет, это я — жертва власти! Потому что не волен поступать так, как хочу. Власть — это тяжкое бремя, которое я должен нести. Всю жизнь я посвятил Богу и всегда желал только блага своему народу, ревностно исполняя обязанности и стараясь через строгое соблюдение заповедей удержать людей в повиновении». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Ты думаешь, я свободен? Нет, я тоже заложник, заложник власти. Когда добиваешься власти, думаешь, что используешь её во благо людей, чтобы служить добру, а потом незаметно сам начинаешь служить власти. Власть подчиняет себе людей!

Я ведь такой же человек, как все. Но всё-таки прежде из-за желания пользу своей стране принести. Цель моя — благо народа. Я хотел сделать людям как лучше, реформы провести. Но люди ленивы и не хотят ничего менять, к чему приспособились. Как можно в таких условиях проводить преобразования? Ответ один — только силой! Любые реформы — необходимость, и почти всегда они требуют принуждения. Власть — это принуждение, а принуждение — это сила.

Я потребовал чрезвычайных полномочий не честолюбия ради, а для проведения коренных преобразований. Создавая новое, неизбежно приходится ломать старые порядки, и для этого нужна сила. Сила — основа права! Законы устанавливает победитель. Но я применял силу не для того, чтобы разрушать, а чтобы исправить. Говорят, стрелять в своих безнравственно. Но на войне, как на войне. Я вынужден был принять трудное, но необходимое решение. Бунт нужно подавлять беспощадно. Правитель должен быть беспощадным! Но и справедливым! Жестокость — необходимое лекарство! Без жестокости нет ни порядка, ни дисциплины!

На самом деле, у меня не было выбора. Гибель этих людей была необходима ради сохранения целостности государства. Я не мог поступить иначе! Необходимость вынуждает меня поступать таким образом. Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения. Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!

Это только кажется, что я свободен и могу поступить, как хочу. Нет, я ещё более несвободен, чем кто-либо. Чем больше ответственности, тем больше несвободы. Я вынужден подчиняться государственной необходимости и руководствоваться требованиями политической целесообразности. Я не могу поступить иначе. Такова логика власти! Я должен делать то, что требуют от меня обстоятельства! Как человек, я могу с этим не соглашаться, но как высшее должностное лицо, не вправе поступить иначе, — интересы народа требуют!

Ты думаешь, это я управляю событиями? Нет, это они управляют мной. Всё подчиняется железной логике событий, и даже при желании невозможно ей воспротивиться. Это своего рода закон, и пытаться пренебречь им всё равно что спорить с законом всемирного тяготения. Я действую не как хочу, а в силу политической необходимости, выражая волю большинства.

В политике обиды никто никогда не забывает. Даже если на словах прощает, при удобном моменте обязательно отомстит. В политике предательство не предательство, а целесообразность или необходимость. Иначе нельзя — или ты, или тебя. Такова формула власти. Здесь ты один!

Ты не представляешь, как тяжело быть одному! Я слышу только лесть и ложь, ложь и лесть. Никто правды не скажет, никто! И лесть плоха, и правда нехороша. Поверь, я не с врагами своими воюю, а с врагами народа, с врагами государства. Они загнали меня в угол. Требуют суда, в результате которого мне грозит тюрьма. Остаётся только защищаться. Любой другой на моём месте поступил бы точно также. Да, приходилось людей на смерть посылать, но иначе было нельзя, иначе ещё больше бы крови пролилось. Я ведь не для себя старался, — для народа! А люди неблагодарны: они зло лучше понимают, чем добро, видят только плохое, судят, не думая, как тяжело мне было принимать непопулярные решения. Если бы и они искренне любили свой народ, как люблю его я, они поступили бы точно также. Спасая всех, нужно пожертвовать немногими!

Ты, может, думаешь я не испытываю угрызений совести? Испытываю. От того и сплю плохо, и здоровье ни к чёрту. Чувствую оцепенение власти. А впереди бездна! И обратного пути нет. Вокруг предатели, изменники среди ближайших друзей, постоянные угрозы заговоров. Желающих занять моё кресло хоть отбавляй. Все, все предали! Я никому не верю! Никому! Даже себе!

Мучаюсь, во многом раскаиваюсь, но сделанного не воротишь. Несчастный я человек! Народ меня не любит, проклинает. А ведь когда-то любил. Никто, никто меня не оправдает, потому что не знают, как это трудно — быть правителем! Но если не я, то кто же?!
Я не боюсь людского приговора, я боюсь приговора истории!

Много раз слышал, будто любыми путями буду держаться за власть. Это враньё! Дело в другом. Всё что я хотел, это чтобы мой народ был счастлив. Бессонные ночи, мучительные переживания, что надо сделать, чтобы людям хотя бы немного жилось легче и лучше, — нет у меня более важной задачи. Я пожертвовал собой ради счастья людей! Власть — это жертвоприношение!
Я всего себя отдал власти: все свои знания, и опыт, и здоровье. Нет времени заняться собой, о душе подумать. Меня съела власть! Я принёс себя в жертву!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Метки:  

Процитировано 6 раз

mimozochka   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 12:42 (ссылка)
не смотрела,но посмотрю обязательно.Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
УченьеСвет   обратиться по имени Подлинное единство государства Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 13:02 (ссылка)
Подлинное, а не мнимое единство государства - единство личности и общества, гражданина и власти - основано на обеспечении властью прав личности на познание, оценивание и преобразование мира. Эта точка зрения сводит роль Веры в Бога к морали и ценностным установкам, а реализацию указанных прав личности основывает на знании. На практике это не реализуется, если государством руководят люди, не имеющие соответствующих знаний, а свои мнения о действительности выстраивают на основе благ и привилегий, отделяющих власть от народа. Все остальное от лукавого.
Ответить С цитатой В цитатник
Yosinava   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 13:25 (ссылка)
Примите мою искреннюю благодарность за столь великолепный обзор этого фильма. На премьеру у нас в Москве (4 ноября) по возможности схожу. Если же не получится - куплю/скачаю/возьму у друзей DVD.
P.S. Так же спасибо за вчерашнее приглашение присоединиться к Вашим читателям. Искренне рад, что теперь буду отслеживать Ваш дневник.
Ответить С цитатой В цитатник
Аарон_маг   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 14:02 (ссылка)
хороший пост .возможно посмотрю.
власть дело такое...всё очень не просто.
Ответить С цитатой В цитатник
ka82   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 15:11 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Dea_Mortis   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 15:12 (ссылка)
спасибо,было интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Paul_V_Lashkevich   обратиться по имени Уже прочёл хорошую статью Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 16:08 (ссылка)
Понимать и принимать жизнь -значит творить и поддерживать мир в своей душе. Автор никого не обвиняет. Безсилие сотворить что-либо достойное в Русской политике описано прекрасно. Если нет наличия достаточного количества развитых душ, подобный описанному ужас раздвоения личности будет всегда. Народ в глубине души будет перекладывать ответственность на "барина" и на "царя". Кризис будет стимулировать интерес к забытому прошлому. Жизнь в соответствии с сознанием народа.....Справедливо, но себя и других жалко.
Мы не должны мечтать о "родной тюрьме" и стараться её опоэтизировать, нужно исследовать и возрождать "нашу Родину - Родину наших предков". Русское многословие возникает в меньшей мере от родства современной речи с пра-языком, а в большей мере от невозможности полноценно реализоваться. Слова и природа и дерзновение людей быть угодными Богу - идея и, думаю, будущее России, но никак не сегодняшней. Пока власть воспроизводит сама себя, грабит и разбазаривает природные ресурсы и порабощает народ; пиши- не пиши.
Судьба Ивана Грозного только пример.
Я был опечален безысходностью фильма "Остров", скорее непониманием актёров и дерзостью режиссёра, необоснованной положительной оценкой "православности" и рекламой; в фильме нет Бога и нет святости, уверен. Нам показана бездуховная игра. Тот фильм был поиском, а не результатом.
Не смотря на хороший текст и любовь автора к Родине, не уверен, что фильм с другим сюжетом в том же исполнении нужно спешить смотреть.
Остров считаю "вампирическим фильмом", подпитывающим зло; похоже, подготовили вторую серию.
Так не должно быть ни в России, ни в Украине.
Жизнь одна, Родина одна, фильм отдалит нас от близких, которых мы можем согреть, не будем тратить время зря.
Барство "русских" фильмов Михалкова опечаливает- просто мираж.

.....Зима тоже очень красивое время года.Павел

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
УченьеСвет   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 16:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Paul_V_Lashkevich

С фильмом нет ясности в том, насколько он историчен и объективен. Но пугают исторические обобщения комментаторов, если вспомнить, что именно Сталин называл Грозного своим учителем. Почитаешь и начинает казаться, что все обобщения направлены на то, чтобы обелить Сталина. Но в таком случае не нужно обижаться на западеньских, что они являются форпостом между РФ и Западом.
Если верно, что Грозный читал Евангелие, то это еще не означает того, как он его понимал. Рассуждения про казнь Иешуа также сомнительны. Если Иисус просто философ, то его казнь сродни борьбе средневековой церкви с учеными или Ленина и его поздних последователей при Брежневе с философами. Казни, притеснения или высылки - разница не велика. Важно, что умных гнобят, а потом получают страну дураков, которая держится на насилии и распадается при уменьшении насилия. Грош цена такому государству, что и доказывает история. Беда, что в начале 21 века этого понимать не хотят и по-прежнему хотят насиловать или обманывать народ, хотя и в других формах.
Ответить С цитатой В цитатник
Yosinava   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 17:03 (ссылка)
УченьеСвет, Булгаков НИ-КОГ-ДА не претендовал на то, что его изобретенный Иешуа является ТЕМ САМЫМ Иисусом.
Ответить С цитатой В цитатник
УченьеСвет   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 19:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Yosinava

Здесь обсуждаются фильмы, а не повесть об Иване Грозном или Булгаков.
Ответить С цитатой В цитатник
Yosinava   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 20:35 (ссылка)
УченьеСвет, так и не обсуждайте. Вы же начали, не я. Или раздвоение личности?
Ответить С цитатой В цитатник
УченьеСвет   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 22:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Yosinava

Фамилию Булгакова первым назвали Вы, чтобы сообщить о намерениях Булгакова, а я Вам объяснил, что имел в виду фильм, но не книгу. Однако Вы теперь пишете, что начал я и советуете не обсуждать.
Возможно, что Вы не видели того фильма и эпизод, изображающий приговор первосвященника, о котором сказано в тексте статьи. Но я не сделал оговорку об этом, полагая, что этот фильм все видели, эпизод широко известный, а исторически истолкован однозначно. Булгаков к этому мог и не стремиться, но это не имеет отношения никакого значения к теме.
Ответить С цитатой В цитатник
УченьеСвет   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 22:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Yosinava

Фамилию Булгакова первым назвали Вы, чтобы сообщить о намерениях Булгакова, а я Вам объяснил, что имел в виду фильм, но не книгу. Однако Вы теперь пишете, что начал я и советуете не обсуждать.
Возможно, что Вы не видели того фильма и эпизод, изображающий приговор первосвященника, о котором сказано в тексте статьи. Но я не сделал оговорку об этом, полагая, что этот фильм все видели, эпизод широко известный, а исторически истолкован однозначно. Булгаков к этому мог и не стремиться, но это не имеет отношения к теме.
Ответить С цитатой В цитатник
Irina_Modenova   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 23:14 (ссылка)
"...Фильм о трагедии верующего царя, который хочет творить добро и любовь, а вынужден судить предателей земли русской..."-моим умом этого не понять, либо твори , либо суди. С огромным интересом перечитала Ваш отзыв о фильме . Понавательно. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Yosinava   обратиться по имени Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 23:49 (ссылка)
УченьеСвет, конечно не видел, я читал первоисточник. Называется Новый завет. Рекомендую, кстати. Имя же Иешуа используется в популярной литературе только у Булгакова. ДАвайте на этом прекрастим бессмысленную дискуссию, не относящуюся к теме.
Ответить С цитатой В цитатник
Резеда_Хамзовна   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 07:27 (ссылка)

Спасибо, Николай за интересный пост! Я еще не смотрела фильм, но обязательно посмотрю!
Ответить С цитатой В цитатник
Tamari-ko   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 10:51 (ссылка)
Спасибо вам за статью!
Ответить С цитатой В цитатник
Fraska_Politowska   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 13:23 (ссылка)
Спасибо большое. Думаю что фильм надо посмотреть всем. Правда, вынесет после просмотра каждый свое, но потому-то мы и разные! Еще раз благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
люда_а   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 15:19 (ссылка)
лучше всего посмотреть
Ответить С цитатой В цитатник
МАРУСЯ_ВжиК   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 22:04 (ссылка)
спасибо большое)постараюсь посмотреть)
Ответить С цитатой В цитатник
Владимир_Розанов   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 23:45 (ссылка)
Большое спасибо за такой глубокий анализ фильма. Даже более не фильма как такового, а описания сложных, различных, необъяснимых хитросплетений России, неподвлатных западному человеку.
Ответить С цитатой В цитатник
Alexsey_Machin   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2009 г. 00:42 (ссылка)
Спасибо за обзор, а главное, за точку зрения на крест властителя государства. Деспотизм и жестокость Ивана Грозного (последнего Рюриковича на троне) очень преувеличены хронистами проромановского толка. Есть много противоречий и нестыковок по фактам истории правления Ивана Грозного. Например, подсчитано, что за время царствования его от репрессий пострадало 5000 человек. В той же Франции, в том же веке за одну Варфоломеевскую ночь вырезали 6000 тысяч. Не соглашусь с мнением автора о том, что введенный Цезарем институт императорской власти стал причиной падения и гибели Рима. Рим разрушило то, что власть стала попадать в руки инородцев, представителей не исконно римских родов со всеми вытекающими из этого последствиями. О Сталине. Рассуждая о его жестокости, так же, как и о жестокости Грозного, почему-то игнорируют фактор мощных внешних угроз, постоянно висевший и висящий поныне над Россией. Ни у Грозного, ни у Сталина не было даже времени на эволюционное реформирование государства. Как говорится, не до жиру - быть бы живу! Сталину приписывают миллионы жертв репрессий. В одной статье указывалась цифра в 50 миллионов! Это же бред сивой кобылы! Даже цифра в 1 млн. катастрофично сказалась бы на демографии СССР.
Ответить С цитатой В цитатник
kijska   обратиться по имени Власть Среда, 04 Ноября 2009 г. 02:26 (ссылка)
Наконец-то я прочла умный,аналитичный материал на тему о власти в России.Фильм еще не видела,но посмотрю непременно.Во всяком случае,мне думается,у власти есть разная природа:одна власть наследственная,как у Ивана Грозного, а другая -завоеванная безродными и безграмотными властолюбцами.У них разные оценки и государства,и собственного народа.
Ответить С цитатой В цитатник
Waldmichel   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2009 г. 06:53 (ссылка)
А мне кажется, что именно избыточная религиозность и сгубила и самого Ивана Грозного, и его дело (не случаен распад страны после его смерти). Именно монастырь он в стране и строил, не признавая никаких компромиссов.
В любом деле нужна умеренность. Чем жёстче закручивание гаек, тем вернее распад конструкции, когда крепление ослабнет.
Поэтому и не нужна наследственная власть, которую тут восхваляют некоторые из комментаторов. Когда наследника престола выращивают специально, он вырастает с сильно искажённой картиной мира, потому что представлений о жизни простого народа он почти не имеет. Он просто реализует некую вложенную ему в голову догму, а насколько она сопрягается с реальностью, его не очень волнует.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
kadrovikpraktik   обратиться по имени Пятница, 06 Ноября 2009 г. 14:17 (ссылка)
Нужно будет посмотреть. Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Sofiya_Fushe   обратиться по имени Суббота, 07 Ноября 2009 г. 13:50 (ссылка)
Спасибо огромное!
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда_Козьмина   обратиться по имени Суббота, 07 Ноября 2009 г. 16:06 (ссылка)
С огромным интересом перечитала Ваш отзыв о фильме . Понравилось, сразу захотелось посмотреть сам фильм. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Воскресенье, 08 Ноября 2009 г. 14:04 (ссылка)
Поспорю))) Посмотрела фильм одной из первых. С первых кадров становится понятно, что это - апокалипсис по-русски... русофобский такой, западнически-фоменковский взгляд на русскую историю. Одного из со-зрителей сегодня утешала - не плачь, всё было на самом деле не так. Жаль, что и Вы поверили. А сколько еще человек – поверят? Жуть!
Фильм абсолютно неисторичен, стоит только вспомнить одновременные аналогии с западноевропейской историей, когда в одну Варфоломеевскую ночь убили более 3000 человек, примерно столько же было казнено во весь период правления Ивана Грозного …
Стилистика фильма тоже вполне апокалиптическая – дедушка беззубый, съехавший с катушек царь (а ведь прототипу – 35 лет) и есть Сатана, хотя и молится непрестанно. Как ругать режиссера – не знаю, в моём словарном запасе такие слова отсутствуют. Игра актеров – великолепна.. но к чему всё это? Мамонов фонит постоянно «островной» харизматичностью, ну так – юродивый и тут, и там - как и не играет вовсе, Янковский – да, крут, вдохновенно, трагично, но роль у него плоская, святого сыграть – тут без вариантов и актерских прочтений..
А апокалипсис – так он и сейчас происходит, зачем жену Грозного в вавилонскую блудницу перелицовывать, опричников – во всадников апокалипсиса... Оператор американский – сам по себе, отдельно, и хорошо готовился, так и видно, прямо по-туристически перед суздальскими красотами замирает… ну, этого – не отнять…И еще насмотрелся он, видно, русской живописи – проглядывает в кадрах то Суриков, то Крамской, то Ге и Васнецов…
Получилось, на мой взгляд, так: Грозный – совсем маньяк, весь в упоении личной властью, чикатило такой в полной безнаказанности. (((. Царь – христианский мистик в смеси с язычеством, зверь во плоти - из Апокалипсиса, постоянно вопрошающий перед иконами «Любишь ли ты меня, Господи, дай знак!».
Митрополит Филипп – будто бы гуманист, практически человек Ренессанса, за это как бы и страдает. «Он привозит в Москву и демонстрирует своему другу, царю Ивану, чертежи Леонардо - "Мельницы строить лучше, чем виселицы". Царь Иван находит техническим откровениям Леонардо достойное применение, конструируя силами немецких инженеров-упырей пыточные машины.» .
Лунгин, режиссер, полагает, что «Иван Грозный силой своей личности, умом бешеным, жестокостью своей страшной сломал русское Возрождение, которое так и не произошло. Тень Ивана Грозного... до сих пор висит над нами. У нас нет движения вперед, мы все время, как каруселька, крутимся на месте. Звучат призывы вернуть Сталина, из Грозного сделать святого... В наше странное, опасное время, когда многие требуют, чтобы власть была жесткой, надо разрушать эти мифы...».
Ну так вот, короче… У Лунгина Русь – это страна зла, тупое, темное и почти невменяемое государство… и типо, кровно родные мне поляки-католики – лучше бы завоевали, что ли… Вот тогда бы Возрождение воссияло во всей красе…
Врать - нехорошо. Вводить необразованную публику в заблуждение - совсем плохо. Фильм явно сделан для западных зрителей, лубок на тему Россия - это жестокость бессмысленная, почти вечная зима, медведи и иконы.
Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_Терехова   обратиться по имени Суббота, 14 Ноября 2009 г. 16:54 (ссылка)
обязательно схожу посмотреть.
Ответить С цитатой В цитатник
Николай_Гольдман   обратиться по имени Вторник, 01 Декабря 2009 г. 17:15 (ссылка)
Сцены с митрополитом у Лунгина прямо перекликаются с Грозным Эйзенштейна.
Кажется, есть прямые заимствования в фильме Лунгина ...
Чуть меньше дидактики и пафоса... Зло самодержавия у Лунгина естественно и глубоко укоренено в сознании всех, как естественное отправление власти.
И еще. Историк Манягин, вскрыл явные натяжки режиссера Лунгина.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку