Оскар Уайльд: «Никто не достоин любви» |
Не знаю, что планировалось, но получилось как обычно фиг знает что и сбоку бантик… Краткая биографическая справка + небольшое сочинение на эмоциях + масса цитат… И это все о нем)).
«И все же от всего созданного им остается ощущение счастья».
Хосе Луис Борхес об Уайльде.
Жизнь Уайльда (1854-1900) – это, прежде всего жизнь гениального человека, художника, во многом опередившего свое время. Это и головокружительный фатальный успех и не менее судьбоносное падение.
Молодость блистательного поэта, денди, эпатировавшего внешне предельно сдержанное английское общество, испробовавшего все виды удовольствий. Приговор «за безнравственность», несколько лет в тюремных застенках, отнятая возможность творить и смерть, слишком ранняя (всего в 46 лет), в разлуке с семьей, с любимым сыном – Сирилом. Где-то во Франции, на съемной квартире, обои которой его страшно раздражали. Говорят, последней фразой этого «гения парадоксов» стало обращение к той самой ненавистной стенной отделке: «Кто-то должен уйти. Либо – вы, либо – я». И он ушел. Оставив после себя вечность – в своих книгах.
Этот дневник начинается с его цитат. Оскар Уайльд для меня - гений, гений - каких мало. То есть рядом с ним в моем сознании с ним мало кого можно сопоставить. Есть некоторые его сказки, читая которые племяннице по пятому-шестому разу, я с трудом сдерживаю слезы. Это восхитительно… Потрясающе красиво… То как и о чем Уайльд пишет.
Жил Уайльд не менее гениально, чем творил… Думается, его яркая биография – определенный урок, для тех, кто захочет этот урок получить. И гениальная пощечина человечеству. Если бы всех сажали «за безнравственность» не хватило бы тюрем… Да что там, вся наша планета стала бы одной большой тюрьмой.
Знакомлюсь потихоньку с разными сторонами творчества Уайльда, не переставая ими восхищаться (кто еще не заметил). Привожу цитаты из последнего прочитанного «Тюремная исповедь» (De profundis(с лат. Из глубины). Эээ… Восторгалась точности: не фразы – стрелы, летящие в сердце. Плакала, заглядывая в прекрасные сады чужой души.
Итак, «Тюремная исповедь» - открытое письмо О. Уайльду своему оксфордскому приятелю (в больших голубых кавычках), посредственному литератору - Лорду Альфреду Дугласу, который не только стал причиной проблем Уайльда с законом, но и не поддержал его в трудную минуту((. Поучительная книга о том, как важно быть разборчивым в связях. Всем, кто, так или иначе, заблуждался в людях и испытывал горькое разочарование определенно стоит почитать.
То, что меня поразило и то, что мне близко в этой книге, это и отчаянный индивидуализм (очень по-британски), и рассуждения о Новом завете, и целый ряд интересных, порой парадоксальных сентенций… «Только то истинно, что прожито до конца»; «Все – что происходит с другими, происходит – с тобой»; «Воображение позволяет нам видеть людей и в реальном, и в идеальном плане».
Самое близкое лично мне, это суждение об унынии… Как известно существует такая вещь, как страсть к мученичеству. Когда страдаешь, есть бесконечное искушение – надеть на себя маску вселенской скорби и ходить в ней, наводя тоску на окружающих. Тем не менее, большинство людей, которые действительно переживали сильные страдания, жизнерадостны. Это чувство Уайльд описывает пронзительно. После судебного процесса ему хотелось лишь страдать, но, - пишет Уайльд, - когда в тюрьму к нему стали приходить друзья, то постепенно все стало меняться. Светлое лучше заметно на темном фоне. Перед теми, кто его поддерживал, когда большинство отвернулось он не мог показаться несчастным, он искренне радовался… Возможно так, как не радовался в лучшие свои годы. Уныние уступило место смирению.
Наконец, мысль о том, что если бы ему Уайльду, пришлось бы прожить жизнь заново, он бы окружил себя только двумя типами людей – художниками и теми, кто страдал. Потому что только они способны на понимание: настоящие художники, в силу своего живого воображения… люди, по-настоящему страдавшие в силу того, что они не будут равнодушно проходить мимо чужого горя и «нет порока страшнее, чем душевная пустота». С чем-то я бы еще может и поспорила, а с последним - абсолютно ППКС)).
просто книгу читала уже с месяц назад, и вот прошлась по закладкам…
«Бессмысленно подсказывать человеку то, чего он не чувствует и понять не может».
«Ненависть, с точки зрения разума, есть вечное отрицание. А с точки зрения чувства - это один из видов атрофии, умерщвляющей все, кроме себя самой».
«Любой ценой я должен сохранить в своем сердце Любовь. Если я пойду в тюрьму без Любви, что станется с моей Душой? Будь на то моя воля, я бы мог вконец истерзать тебя горькими упреками. Я мог бы изничтожить тебя проклятиями. Я мог бы поставить перед тобой зеркало и показать тебе такой твой облик, что ты сам бы себя не узнал, но вдруг, увидев, что отражение повторяет все твои гримасы отвращенья, понял бы, кого ты видишь в зеркале, и возненавидел бы себя навек»
«Помни, что не всякого, кого люди считают глупцом, считают глупцом и боги. Истинный глупец, кого высмеивают и клеймят боги, это тот, кто не познал самого себя. Я был таким слишком долго. Ты слишком долго был и остался таким. Пора с этим покончить. Не надо бояться. Самый большой порок - поверхностность. То, что понято, - оправдано».
«Все великое в жизни таково, каким оно нам видится, и потому, как ни странно тебе это может показаться, его трудно истолковать. Но все мелочи жизни - только
символы. И все горькие уроки жизни скорее всего мы получаем через них.
Твой случайный выбор вымышленного имени был и останется символическим. Он
выдал тебя с головой»
«Тебе еще предстоит узнать, что Благополучие, Наслаждение и Успех
бывают грубого помола и суровой пряжи, но Страдание - самое чуткое из
всего, что есть на свете. Что бы ни тронулось в целом мире мысли или
движения - на все Страдание откликается созвучной и тягостной, хотя и
тончайшей, вибрацией. По сравнению с этой дрожью трепетный листок
расплющенного золота, фиксирующий направление сил, невидимых глазу,
колеблется слишком грубо. Это рана, которая кровоточит от прикосновения
любой руки, кроме руки Любви, но и касанье Любви тоже заставляет ее
обливаться кровью, только не от боли»
«Я сам навлек на себя гибель, - каждый человек, как бы он ни был велик или ничтожен, может погибнуть лишь от собственной руки. Я готов это признать. Я стараюсь признать это, хотя сейчас ты, может быть, этого и не заметишь. Но если я и бросаю тебе безжалостные упреки, подумай, как беспощадно я осуждаю самого себя. Какое бы ужасное зло ты мне ни причинил, я сам навлек на себя зло еще более ужасное».
«ничто в мире не бессмысленно, и менее всего - страдание».
«Мне необходимо сделать так, чтобы все, что со мной произошло, обратилось для меня в добро».
И если ты хочешь, чтобы перед тобою была надпись, которую ты мог бы читать
на рассвете и на закате, на горе и на радость, начертай на стенах своего
дома буквами, доступными солнечной позолоте и лунному серебру: "Все, что
происходит с другим, происходит с тобой", - и если кто-нибудь спросит, что означает эта надпись, можешь ответить, что она означает "Сердце Господа Иисуса Христа и разум Шекспира".
«Произведения искусства, все до единого, - исполнения пророчеств. Потому что каждое произведение искусства - это превращение замысла в образ. И все без исключения человеческие существа должны быть исполнением пророчеств. Ибо каждый человек должен стать воплощением какого-то идеала или в сознании Бога, или в сознании человека»
«все грехи мира совершаются в мыслях, но ведь и все на свете тоже совершается в мыслях. Теперь мы уже знаем, что видим не глазами и слышим не ушами. Они всего-навсего органы, точно или искаженно передающие наши ощущения. Только в нашем мозгу мак алеет, яблоко
благоухает и жаворонок звенит»
«Большинство людей _добиваются_ любви и
преклонения. А надо бы жить любовью и преклонением. Если кто-то любит нас,
мы должны сознавать себя совершенно недостойными этой любви. Никто
недостоин того, чтобы его любили. И то, что Бог любит человека, означает, что в божественном строе идеального мира предначертано, что вечная любовь будет отдана тому, кто вовеки не будет ее достоин. А если тебе показалось, что эту мысль слишком горько выслушивать, скажем, что каждый достоин любви, кроме того, кто считает себя достойным ее».
«Человек, кому хочется сделаться другим, а не самим собой, - стать членом парламента, удачливым лавочником, выдающимся стряпчим или судьей или кем-то столь же скучным, - неизменно добивается того, чего хочет. В этом его наказание. Тем, кто хотел иметь маску, приходится носить ее.
Но действенные силы жизни и те, в ком они воплощаются, проявляют себя
по-другому. Люди, единственным стремлением которых становится
самопознание, никогда не знают, куда идут. И знать этого они не могут. В
определенном смысле слова, разумеется, необходимо "познать самого себя",
как советовал греческий оракул. Это первое достижение познания. Но понять,
что душа человека непознаваема, - это высшее достижение Мудрости. Ты сам -
последняя из всех тайн. Можно взвесить на весах солнце, измерить ход луны
и нанести на карту все семь небесных сфер, звезда за звездой, но все еще
не познать самого себя. Кто может исчислить орбиту собственной души?»
«Наказание может быть применено таким образом, чтобы оно исцеляло, а не наносило раны, так же как и милостыню можно подавать так, что хлеб обращается в камень в руке дающего».
«В мире действует удивительный по простоте закон экономии; люди получают только то, что дают, - и те, у кого не хватило воображения, чтобы отбросить все внешнее и проникнуться жалостью, - могут ли они рассчитывать на жалость, не смешанную с презрением?»
«сентиментальный человек - это тот, кто хочет позволить себе
роскошь чувствовать, не платя за это».
«Человеку ни к чему обнажать свою жизнь перед миром. Мир ничего не
понимает. Но люди, чья любовь тебе дорога, - это другое дело».
«Не бойся прошлого. Если
тебе станут говорить, что прошлое невозвратно, не верь. Прошлое, настоящее
и будущее - всего одно мгновенье в глазах Бога, и мы должны стараться жить
у него на глазах. Время и пространство, последовательность и протяженность
- все это лишь преходящие условия существования Мысли. Воображение может
преодолеть эти границы и выйти в свободную сферу идеальных сущностей. И
вещи по своей природе таковы, какими мы творим их. Вещь есть то, что в ней
можно узреть».
Серия сообщений "Отзывы о прочитанном":
Часть 1 - Ensemble, c'est tout (Счастье... штрихами и мазками)
Часть 2 - Чудовище и...
...
Часть 4 - Страсти по Цвейгу
Часть 5 - ГАЛЬЕГО. БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ
Часть 6 - Оскар Уайльд: «Никто не достоин любви»
Часть 7 - Паоло Джордано. ОДИНОЧЕСТВО ПРОСТЫХ ЧИСЕЛ
Часть 8 - ПЕРЕСКАЗАННЫЙ МИФ: К.С. Льюис "Пока мы лиц не обрели..."
...
Часть 38 - Анна Ахматова. "И вот одна осталась я..."
Часть 39 - Зов Кукушки. Джоан Роулинг аки Роберт Гэлбрейт. Поттеротолчок во мне и я в...
Часть 40 - Лея Гольдберг. Сдается квартира!
Рубрики: | Литература Quotations my edition of ЖЗЛ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Кстати, а хорошая тема для обсуждения и споров - в какой мере, в каких случаях и действительно ли богема влияет отрицательно на творческих людей, или же все обстоит наоборот?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |