-Метки

alexandre dumas andre norton cats celebrities and kittens flowers grab grave harry harrison historia rossica illustrators james hadley chase karl may kurt vonnegut nature roger zelazny sidney sheldon the best tombe umberto eco white cats Достоевский Умберто Эко азбука-классика александр дюма александр пушкин андрей усачёв андрэ нортон аукционы белая россия белоснежка белые кошки библиотека вокруг света библиотека огонек библиотека поэта библиотека приключений биографии большие книги военные мемуары воспоминания гарри гаррисон генри лайон олди даты день поэзии детектив и политика джеймс хедли чейз журналы звёздный лабиринт звезды мирового детектива золотой век английского детектива иван тургенев иллюстраторы иртыш календарь карл май коллажи котоарт котоживопись котолитература котофото коты кошки курт воннегут лев толстой лучшее из лучшего максим горький малое собрание сочинений марина дяченко минувшее мировой бестселлер миры... молодая проза дальнего востока мосты научно-биографическая литература некрополь николай гоголь нить времён нобелевская премия новинки современника обложки книг письма подвиг природа роджер желязны роман-газета россия забытая и неизвестная русская фантастика самуил полетаев семипалатинск сергей лукьяненко сидни шелдон собрание сочинений стрела времени фантастика: классика и современность фото фотографы цветы человек и кошка эксклюзивная классика эксклюзивная новая классика юрий лотман

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Алёкин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 67328


Валерий Попов. Довлатов

Вторник, 08 Февраля 2011 г. 13:09 + в цитатник
МАСТЕР МИФА И ПИАРА

 Говорят, книгам скандалы вокруг них – только на пользу. Если так, то биографии Сергея Довлатова, написанной прозаиком Валерием Поповым и изданной в серии ЖЗЛ «Молодой гвардией», повезло ещё до выхода. Дело в том, что наследники Довлатова запретили использовать в книге фотографии и некоторые письма писателя. В итоге изображение героя отсутствует даже на обложке, что сначала воспринимается в качестве такого концептуального прикола. Потом (из предисловия издателя) выясняется, что никакого прикола нет, а есть конфликт: родственники решили, что Попов опорочил образ Довлатова. Сразу становится интересно, чем именно.

 

Ищи­те жен­щин

Объ­яс­нить эмо­ци­о­наль­ную ре­ак­цию вдо­вы не­слож­но – хо­тя бы ста­рым ме­то­дом «ищи­те жен­щи­ну». Рас­суж­дая о бур­ной лич­ной жиз­ни Сер­гея До­вла­то­ва, ав­тор вы­но­сит до­воль­но ка­те­го­рич­ные оцен­ки. На­при­мер, он счи­та­ет луч­ши­ми жен­щи­на­ми в жиз­ни До­вла­то­ва не его «офи­ци­аль­ных жён», а зна­ко­мую ар­мей­ско­го пе­ри­о­да из Сык­тыв­ка­ра и ещё тал­линн­скую по­дру­гу. «Мо­жет, и сто­и­ло ему тог­да же­нить­ся на пра­виль­ной, ве­сё­лой, про­сто­душ­ной и че­ст­ной Свет­ла­не Мень­ши­ко­вой?» – рас­суж­да­ет ав­тор (са­ма по­ста­нов­ка во­про­са по­буж­да­ет пред­по­ло­жить, что офи­ци­аль­ные жё­ны пи­са­те­ля бы­ли не­пра­виль­ны­ми, не­ве­сё­лы­ми и т.д.). – «Жизнь бы его точ­но сде­ла­лась про­ще и чи­ще… Сер­гей мог бы быть сча­ст­лив». Или вот: «Са­мы­ми сим­па­тич­ны­ми по­дру­га­ми До­вла­то­ва, ко­то­рые лю­би­ли его ра­до­ст­но и бес­ко­ры­ст­но и мог­ли бы дать ему сча­с­тье, бы­ли как раз Та­ма­ра Зи­бу­но­ва – и ещё сык­тыв­кар­ская Свет­ла­на Мень­ши­ко­ва». Ко­неч­но, род­ст­вен­ни­ки До­вла­то­ва име­ют пра­во на оби­ду, но ведь и По­пов име­ет пра­во на оцен­ку – тем бо­лее что он не че­ло­век с ули­цы, а дав­ний пи­тер­ский зна­ко­мый До­вла­то­ва, оче­ви­дец, кол­ле­га и со­уча­ст­ник.

По по­во­ду при­ро­ды кон­флик­та меж­ду По­по­вым и вдо­вой До­вла­то­ва Еле­ной есть ещё дру­гая вер­сия – по­ли­ти­че­с­кая. О ней – ни­же.

Как бы то ни бы­ло, ил­лю­с­т­ра­ций в кни­ге нет, и это не­пра­виль­но. Фор­маль­ная за­кон­ность тре­бо­ва­ний до­вла­тов­ских род­ст­вен­ни­ков ме­ня здесь ни­как не убеж­да­ет, по­то­му что та­кие тре­бо­ва­ния пред­став­ля­ют­ся глу­бо­ко не­спра­вед­ли­вы­ми по су­ти – пусть да­же и бе­зу­преч­ны­ми юри­ди­че­с­ки. До­вла­тов, в кон­це кон­цов, при­над­ле­жит чи­та­те­лям не мень­ше, чем род­ст­вен­ни­кам. Не го­во­ря уже о том, что вся кни­га По­по­ва на­пи­са­на в под­чёрк­ну­то до­б­ро­же­ла­тель­ном клю­че. Это, ска­жем, Ли­мо­нов в сво­их «Не­кро­ло­гах» пре­спо­кой­но на­зы­ва­ет До­вла­то­ва «крас­но­ва­тым сы­рым брев­ном че­ло­ве­ка» – и ни­че­го, ни­ка­ких скан­да­лов.

 

Био- и ав­то­био

Оте­че­ст­вен­ная би­о­гра­фи­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра – тот её под­раз­дел, ко­то­рый име­ну­ет­ся «би­о­гра­фии пи­са­те­лей», – чув­ст­ву­ет се­бя очень бо­д­ро. Жиз­не­опи­са­ния пи­са­те­лей с ус­пе­хом (до «Боль­шой кни­ги» вклю­чи­тель­но!) из­да­ют ве­ду­щие ли­те­ра­то­ры стра­ны – про­за­и­ки Дми­т­рий Бы­ков, Алек­сей Вар­ла­мов, За­хар При­ле­пин, кри­ти­ки Лев Да­нил­кин, Па­вел Ба­син­ский… По­хо­же на то, что каж­дый ува­жа­ю­щий се­бя пи­са­тель дол­жен не­пре­мен­но от­ме­тить­ся в се­рии ЖЗЛ – для на­ча­ла хо­тя бы в ка­че­ст­ве ав­то­ра. Пи­тер­ский мэтр Ва­ле­рий Ге­ор­ги­е­вич По­пов, как ви­дим, то­же стал би­о­гра­фом. Но на са­мом де­ле его «До­вла­тов» – не столь­ко би­о­гра­фия в клас­си­че­с­ком по­ни­ма­нии, сколь­ко ли­ри­че­с­кие ме­му­а­ры.

Это да­ле­ко не на­уч­ный и не ис­то­ри­че­с­кий труд. Мне, к при­ме­ру, хо­те­лось бы уз­нать по­дроб­нее о жиз­ни от­ца и де­да До­вла­то­ва в мо­ём род­ном Вла­ди­во­с­то­ке до и по­сле ре­во­лю­ции, но прак­ти­че­с­ки ни­ка­ких но­вых све­де­ний (кро­ме тех, что с из­ряд­ны­ми воль­но­с­тя­ми из­ло­же­ны са­мим До­вла­то­вым в «На­ших») здесь не при­во­дит­ся. Это же, впро­чем, од­но­вре­мен­но и хо­ро­шо – что вме­с­то, ка­за­лось бы, не­из­беж­ной учё­ной су­хо­ва­то­с­ти мы на­хо­дим в кни­ге тёп­лую по­пов­скую ин­то­на­цию. Это до­ку­мен­таль­ная про­за с би­о­гра­фи­че­с­ки­ми (и ав­то­био­гра­фи­че­с­ки­ми) мо­ти­ва­ми – а по-дру­го­му, на­вер­ное, и не­воз­мож­но, ес­ли ты за­нят жиз­не­опи­са­ни­ем не дав­но от­ст­ра­нив­ше­го­ся от нас клас­си­ка, а сво­е­го же дав­не­го дру­га. Иное де­ло, на­при­мер, ког­да За­хар При­ле­пин пи­шет би­о­гра­фию Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва – в его кни­ге са­мо­го При­ле­пи­на поч­ти нет, он на­ме­рен­но и тща­тель­но за­ма­с­ки­ро­вал­ся и да­же са­мо­ус­т­ра­нил­ся из тек­с­та. И это хо­ро­шо. У По­по­ва – прин­ци­пи­аль­но дру­гой под­ход, но это в дан­ном слу­чае то­же хо­ро­шо. В «До­вла­то­ве» са­мо­го По­по­ва ни­как не мень­ше, чем его ге­роя, при­чём ав­тор не бо­ит­ся ни вы­во­дить на пер­вый план се­бя, ни быть от­кро­вен­но субъ­ек­тив­ным. Но по­че­му бы, в са­мом де­ле, не про­честь ме­му­а­ры Ва­ле­рия По­по­ва – да­же вне свя­зи с До­вла­то­вым? Лю­бо­пы­тен сам взгляд ав­то­ра – на­при­мер, на опи­сы­ва­е­мое им вре­мя. Кни­га в пер­вом при­бли­же­нии не за­ма­хи­ва­ет­ся ни на ка­кие шо­ки­ру­ю­щие от­кры­тия (и во­об­ще, ка­жет­ся, По­пов боль­ше по­ла­га­ет­ся на свою па­мять, не­же­ли на си­де­ние – вро­де бы обя­за­тель­ное для би­о­гра­фа – в ар­хи­вах и биб­ли­о­те­ках). Го­лос ав­то­ра зву­чит не­гром­ко и не­на­вяз­чи­во, но при этом По­по­вым сде­лан ряд чёт­ких по­ле­ми­че­с­ких вы­па­дов.

 

Жизнь, оп­ро­вер­га­ю­щая текст

Ин­те­рес­но пе­ре­да­на ат­мо­сфе­ра Ле­нин­гра­да 60-х, при­чём без пе­ре­ко­сов как в апо­ло­ге­ти­че­с­ки-со­вет­скую, так и в огуль­но-ан­ти­со­вет­скую (оба кре­на ху­же) сто­ро­ны. По­по­ва труд­но за­по­до­зрить в «ма­х­ро­вом со­ве­тиз­ме», но вот он вдох­но­вен­но опи­сы­ва­ет, как ве­се­ло и сво­бод­но хо­ди­ли по Ле­нин­гра­ду мо­ло­дые та­лант­ли­вые лю­ди, гу­ля­ли в луч­ших ре­с­то­ра­нах, эле­гант­но оде­ва­лись – и это сви­де­тель­ст­во цен­но са­мо по се­бе. «Боль­шое ко­ли­че­ст­во кра­си­вых, со­лид­ных, яв­но ус­пеш­ных лю­дей в хо­ро­ших ко­с­тю­мах… Не бы­ло тог­да, как мно­гие счи­та­ют, по­валь­но­го раб­ско­го стра­ха – но не бы­ло и все­об­ще­го без­дум­но­го эн­ту­зи­аз­ма». «Мы с обыч­ной сти­пен­ди­ей в ко­шель­ке мог­ли по­се­щать луч­шие го­род­ские ка­ба­ки… В эти не­по­вто­ри­мые го­ды уже про­бу­див­ша­я­ся сво­бо­да ду­ха сча­ст­ли­во со­че­та­лась с бла­го­при­ят­ной для нас то­та­ли­тар­ной жё­ст­ко­с­тью цен». «Луч­ше­го вре­ме­ни для то­го, что­бы стать хо­ро­шим пи­са­те­лем, в на­шем го­ро­де, да и в Моск­ве, не бы­ло, и уже вряд ли бу­дет». Или вот, уже по­зд­ние 70-е, До­вла­тов на­всег­да уез­жа­ет в эми­г­ра­цию и под­ни­ма­ет­ся спи­ной впе­рёд по тра­пу са­мо­лё­та. В ру­ке – бу­тыль вод­ки, из ко­то­рой он пе­ри­о­ди­че­с­ки от­хлё­бы­ва­ет. Ком­мен­та­рий По­по­ва: «Да, дру­гие бы­ли вре­ме­на! Нын­че не то что с ог­ром­ной бу­тыл­кой вод­ки, вы­пи­ва­е­мой на хо­ду, – с фла­ко­ном оде­ко­ло­на в са­мо­лёт не пу­с­тят!».

Портрет Сергея ДОВЛАТОВА  работы Нины АЛОВЕРТ
Портрет Сергея ДОВЛАТОВА
работы Нины АЛОВЕРТ

За­пис­ные ан­ти­со­вет­чи­ки мо­гут ска­зать, что кни­га про­ник­ну­та но­с­таль­ги­ей по СССР. Дей­ст­ви­тель­но, ав­тор то и де­ло срав­ни­ва­ет «те» вре­ме­на с «на­ши­ми» – и срав­не­ние ока­зы­ва­ет­ся не в поль­зу вто­рых. Кри­ти­ку­ет По­пов и Аме­ри­ку, при­чём в ду­хе «Нью-Йорк – го­род кон­тра­с­тов». Кол­ба­сы, мол, мно­го, а ду­шев­но­с­ти нет. Быв­шие ве­сё­лые пи­тер­ские по­эты хо­дят по Аме­ри­ке «се­рые от ус­та­ло­с­ти» – а в Ле­нин­гра­де у них да­же квар­ти­ры бы­ли по­луч­ше, не го­во­ря об ат­мо­сфе­ре ку­хон­ных раз­го­во­ров, ока­зав­шей­ся в США рос­ко­шью… «Вся­че­с­кая по­ш­лость жиз­ни, на Ро­ди­не сдер­жи­ва­е­мая су­ро­вой цен­зу­рой, тут об­ре­ла сво­бо­ду… Сто­и­ло ли для это­го бро­сать преж­нюю жизнь?» – за­да­ёт­ся во­про­сом По­пов. Воз­мож­но, имен­но это и ста­ло при­чи­ной (или од­ной из при­чин) раз­молв­ки По­по­ва с Еле­ной До­вла­то­вой: не «лич­ная жизнь», а вот имен­но что «по­ли­ти­ка», точ­нее – че­рес­чур до­б­ро­же­ла­тель­ное изо­б­ра­же­ние жиз­ни в СССР.

Од­на из глав­ных ли­ний кни­ги По­по­ва – то­таль­ное не­со­от­вет­ст­вие меж­ду ре­аль­но­с­тью и её псев­до­до­ку­мен­таль­ным (вплоть до на­ро­чи­то­го ис­поль­зо­ва­ния ре­аль­ных фа­ми­лий) изо­б­ра­же­ни­ем в до­вла­тов­ской про­зе. По­пов пла­но­мер­но, с при­ме­ра­ми до­ка­зы­ва­ет, что про­за До­вла­то­ва не то что име­ет к ре­аль­но­с­ти ко­с­вен­ное от­но­ше­ние – а по­рой во­об­ще ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ет. Ес­ли бы во­хров­цы или жур­на­ли­с­ты ве­ли се­бя так, как это опи­са­но у До­вла­то­ва, – их бы не про­сто ра­зо­гна­ли на тре­тий день, жизнь во­об­ще ста­ла бы не­воз­мож­на, ут­верж­да­ет По­пов. Но не пи­сать же о скуч­ных буд­нях! По­это­му До­вла­тов не про­сто «сгу­ща­ет кра­с­ки» (как мно­гие), но ста­ра­тель­но на­гне­та­ет от­ча­я­ние и аб­сурд, что­бы про­за ста­ла не­скуч­ной и «эк­зи­с­тен­ци­аль­ной».

Воз­мож­но, на­и­бо­лее ин­те­рес­ный те­зис По­по­ва – о не­вы­со­ком ка­че­ст­ве ран­ней про­зы До­вла­то­ва. По­пов до­ка­зы­ва­ет, что она не мог­ла пе­ча­тать­ся преж­де все­го по ху­до­же­ст­вен­ным со­об­ра­же­ни­ям, а не из-за – опять же – по­ли­ти­ки: «Он бле­с­тя­ще на­пи­сал о глум­ле­нии ре­жи­ма над ше­де­в­ра­ми, ко­то­рых тог­да у не­го на са­мом де­ле ещё и не бы­ло». Имен­но у По­по­ва, го­во­ря­ще­го о До­вла­то­ве с лю­бо­вью и не стес­ня­ю­ще­го­ся на­зы­вать его ге­ни­ем, по­доб­ные оцен­ки зву­чат кор­рект­но и убе­ди­тель­но. И это – очень важ­ный мо­мент. По­то­му что цен­зу­ра, ко­неч­но, бы­ла, но сва­ли­вать на злоб­ную цен­зу­ру всё (как это мно­гие лю­бят де­лать) не сле­ду­ет. «Не­из­ве­ст­но ещё, кто боль­ше тес­нил тог­да До­вла­то­ва – чу­жие или свои», – го­во­рит По­пов. Ав­тор ЖЗЛ мяг­ко, но по­сле­до­ва­тель­но до­ка­зы­ва­ет: хо­ро­шо, что ран­няя про­за До­вла­то­ва не из­да­ва­лась. В тот же пе­ри­од, го­во­рит он, пуб­ли­ко­ва­лись (хоть и с тру­дом) ве­щи по­ос­т­рее и, глав­ное, по­та­лант­ли­вее. «До­вла­тов до­га­ды­вал­ся…, что рас­ска­зы его не мо­гут быть опуб­ли­ко­ва­ны в СССР. И, увы, не толь­ко из-за по­ли­ти­ки. «По­ли­ти­ки»-то у не­го как раз бы­ло на­мно­го мень­ше, чем у Со­лже­ни­цы­на и Ша­ла­мо­ва, а их ве­щи уже бы­ли на­пе­ча­та­ны и име­ли шум­ный ус­пех… Де­ло бы­ло как раз в рас­ска­зах, а не в «чу­до­вищ­ном ок­ру­же­нии»… «Со­вет­ское» тог­да во­все уже не тре­бо­ва­лось. Го­раз­до боль­шей сим­па­ти­ей поль­зо­ва­лось ан­ти­со­вет­ское…». Ещё важ­ная ци­та­та: «Счи­та­ет­ся, что До­вла­то­ва «до­ве­ла» не­воз­мож­ность про­бить­ся в офи­ци­аль­ную со­вет­скую ли­те­ра­ту­ру. Ну так её поч­ти уже и не бы­ло… Пи­сать по её ка­но­нам тог­да уже счи­та­лось «за­пад­ло»… Ду­маю, что До­вла­то­ва боль­ше уби­ва­ла не­воз­мож­ность бы­с­т­ро про­бить­ся в со­вре­мен­ную не­со­вет­скую ли­те­ра­ту­ру… До­вла­тов по­ни­мал, что на эту го­ру ему не вска­раб­кать­ся и пер­вым не стать… Вот что, ду­маю, до­во­ди­ло его до от­ча­я­ния».

По­пов до­ка­зы­ва­ет, что До­вла­тов стре­мил­ся стать при­знан­ной ве­ли­чи­ной в ли­те­ра­ту­ре не офи­ци­аль­ной, а «ан­де­г­ра­унд­ной» – и вот это-то бы­ло са­мым труд­ным в том мощ­ном твор­че­с­ком ок­ру­же­нии. От­сю­да, по мыс­ли По­по­ва, и пе­ре­ез­ды До­вла­то­ва из Ле­нин­гра­да в дру­гие точ­ки стра­ны и пла­не­ты, где он мог бы стать пер­вым – сна­ча­ла в Кур­ган, по­том в Тал­лин, по­том во­об­ще в Нью-Йорк. Но пе­ре­ез­ды эти от­нюдь не бы­ли от­ча­ян­ны­ми прыж­ка­ми, как мож­но за­клю­чить из книг До­вла­то­ва. А бы­ли – чёт­ко рас­счи­тан­ны­ми ша­га­ми.

Это уже сле­ду­ю­щий важ­ный вы­пад Ва­ле­рия По­по­ва. Он убеж­да­ет, что До­вла­тов толь­ко при­ки­ды­вал­ся в сво­их кни­гах, да и в жиз­ни эта­ким не­ук­лю­жим не­до­тё­пой-не­удач­ни­ком (сей­час бы ска­за­ли – ло­хом), тог­да как на са­мом де­ле был со­вер­шен­но дру­гим че­ло­ве­ком: хи­т­рым стра­те­гом и изо­щ­рён­ным пи­ар­щи­ком са­мо­го се­бя, рас­чёт­ли­во стро­я­щим судь­бу. Мож­но, ра­зу­ме­ет­ся, со всем этим спо­рить, но на­блю­де­ния и вы­во­ды очень ин­те­рес­ные: «Уме­ние при­ки­нуть­ся в труд­ные ми­ну­ты «ва­лен­ком» и не­умё­хой – ге­ни­аль­ная на­ход­ка До­вла­то­ва»; «До­вла­тов с его фаль­ши­вой ро­бо­с­тью»; «Он был на­мно­го пре­ду­с­мо­т­ри­тель­нее лю­бо­го из нас»; «До­вла­тов ока­зал­ся ге­ни­аль­ным ма­с­те­ром пи­а­ра»; «Хо­тя хи­т­рый До­вла­тов стре­мил­ся… пред­ста­вить­ся не­пу­тё­вым Шу­рой Ба­ла­га­но­вым – «че­кан­ный про­филь ко­ман­до­ра» про­сту­па­ет всё чёт­че».

 

Текст, оп­ро­верг­ший жизнь

Ещё од­на по­ле­ми­че­с­кая ли­ния свя­за­на со смер­тью До­вла­то­ва в Нью-Йор­ке ле­том 1990 го­да. Ва­ле­рий По­пов до­ка­зы­ва­ет, что До­вла­тов ушёл во­все не на взлё­те. Ка­за­лось бы: на­ко­нец-то – из­ве­ст­ность, пре­стиж­ный жур­нал «Нью-Йор­кер», вот-вот кни­ги вый­дут на ро­ди­не, и во­об­ще «жизнь уда­лась»… Нет, го­во­рит По­пов, пи­са­тель ушёл в глу­бо­чай­шем лич­ном и твор­че­с­ком кри­зи­се, ес­ли не ска­зать – ис­чер­пан­но­с­ти. Ста­рые, со­вет­ские те­мы вы­ра­бо­та­ны, но­вые – аме­ри­кан­ские – не под­да­ют­ся, как и о чём те­перь пи­сать – не­по­нят­но; се­мья под во­про­сом; опять же – ал­ко­голь. «Всю жизнь До­вла­тов бо­рол­ся с тем, что­бы не слить­ся со сво­им об­ра­зом. И в кон­це кон­цов всё-та­ки слил­ся», – ста­вит мрач­но­ва­тый ди­а­гноз По­пов. «Аме­ри­ка… бы­ла ему не по зу­бам»; «До­вла­тов мрач­но шу­тил, что «сго­ра­ет» сра­зу на че­ты­рёх ра­бо­тах – га­зе­та, ра­дио, се­мья и ал­ко­го­лизм. И все че­ты­ре ста­ли при­но­сить толь­ко од­ни стра­да­ния»; «Уже ни­ка­кие за­стёж­ки… не спа­са­ли его от рас­па­да. «Уп­лыл» и по­след­ний кит, на ко­то­ром он мог бы ещё сто­ять, по­след­няя на­деж­да на спа­се­ние – нор­маль­ная се­мья». И вот – опять за­пой, и ин­фаркт, и смерть в ка­ре­те «ско­рой по­мо­щи», при­чём сви­де­те­лем по­след­них ча­сов жиз­ни ока­зы­ва­ет­ся во­все не же­на, а сно­ва дру­гая жен­щи­на…

И не то что­бы всё это пре­тен­до­ва­ло на ста­тус «сен­са­ци­он­ных ра­зоб­ла­че­ний», во­все нет; но всё-та­ки По­пов со­зна­тель­но сти­ра­ет брон­зо­вое на­пы­ле­ние с мо­ну­мен­таль­ной фи­гу­ры умер­ше­го два де­ся­ти­ле­тия на­зад До­вла­то­ва (хо­тя при этом и не ску­пит­ся, слов­но ком­пен­си­руя это не­из­беж­ное «сни­же­ние об­ра­за», на воз­вы­ша­ю­щие эпи­те­ты – «ге­ни­аль­ность», «ше­де­в­ры» и т.п.). По­нят­но, что та­кой под­ход дей­ст­ви­тель­но мог не по­нра­вить­ся (и вот не по­нра­вил­ся) род­ст­вен­ни­кам. Но всё же по­лу­чи­лось так, что са­мо­му-то вы­хо­ду кни­ги По­по­ва ще­пе­тиль­ность на­след­ни­ков До­вла­то­ва не по­ме­ша­ла; а вот на вос­при­я­тие этой кни­ги чи­та­те­лем – без фо­то и вы­пав­ших тек­с­то­вых ма­те­ри­а­лов – по­вли­я­ла, при­чём яв­но в худ­шую сто­ро­ну. Так что со­мне­ва­юсь, на поль­зу ли кни­ге скан­дал в дан­ном слу­чае. За­кон, ко­неч­но, за­ко­ном, но очень не хо­те­лось бы, что­бы та­кой дик­тат род­ст­вен­ни­ков не­дав­но умер­ших лю­дей по от­но­ше­нию к их би­о­гра­фам (и, как след­ст­вие, к чи­та­те­лям би­о­гра­фи­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры) стал обы­ден­ной прак­ти­кой. Да­же при всей спор­но­с­ти суж­де­ний ав­то­ра ЖЗЛ.


Василий АВЧЕНКО,
г. ВЛАДИВОСТОК

http://www.litrossia.ru/2010/42/05665.html

Рубрики:  ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ (Р)/Сергей Довлатов
БИОГРАФИИ, МЕМУАРЫ/Жизнь замечательных людей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку