-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


К 300-летию композитора.К.В. Глюк(1714-1787)-опера"Альцеста"

Среда, 02 Июля 2014 г. 10:05 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора

«Музыка, сама музыка, перешла в действие...» — писал о глюковской опере А.Гретри( 1741 - 1813 ),французский композитор.
 

Предание об Альцесте , пошедшей на смерть, чтобы сохранить жизнь своему мужу, царю Адмету, по драматизму, благородству и величию образа героини — одно из самых возвышенных в мировом искусстве. На этот сюжет написано много опер, из которых наиболее значительны «Альцеста, или Торжество Алкида» Ж. Б. Люлли, «Адмет» Г. Ф. Генделя, «Альцеста» Н. А. Штрунка.
Ни одну из многочисленных обработок этой древнегреческой трагедии нельзя сравнить с глюковской. Композитор и либреттист смело решили стоявшую перед ними задачу. У Еврипида царь Адмет соглашается принять жертву жены. Возвеличивая подвиг героини, драматург показывает ее мужа недостойным этой жертвы — Геркулес побеждает демона, увлекающего Альцесту в подземный мир, и возвращает ее к жизни. Глюк и Кальцабиджи, сохранив высокий нравственный строй образа Альцесты, придали черты мужества и величия образу Адмета. В опере царь не может и не хочет жить без любимой супруги, он спускается вслед за ней в царство теней. В награду за их верность Аполлон дарует обоим жизнь. Таков финал 1-й, венской редакции; в парижской Геркулес, побеждая богов преисподней, спасает Альцесту и Адмета.


АЛЬЦЕСТА (Alceste) — музыкальная трагедия в 3 д.,либретто по одноименной трагедии Еврипида написано Р. Кальцабиджи.
Премьера: Вена, 26 декабря 1767 г.; в новой редакции, созданной для Франции (либретто в переводе Б. Ле Блана дю Рулле),— Париж, Королевская академия музыки, 23 апреля 1776 г.
 






Действующие лица:
Адмет, царь Фессалии, тенор
Альцеста, его жена, сопрано
Геракл, бас
Аполлон, баритон
Верховный жрец, бас
Танатос, бог смерти, бас
 

Первое действие.

Первая картина.
Тяжелое горе постигло народ Фессалии. Глашатай объявляет собравшейся перед дворцом толпе, что жизни царя Адмета угрожает смертельная опасность. Все лекари бессильны исцелить его от болезни. Царица Альцеста удаляется в храм. Она будет молить богов сжалиться над мужем.

Вторая картина.
В храме Аполлона совершает Альцеста жертвоприношение и вместе с народом молит богов даровать Адмету жизнь. Ее мольбы услышаны — чудесный свет озаряет изображение Аполлона, и голос оракула возвещает, что Адмет будет спасен, если другой человек ради него пожертвует собой. Слова оракула вызывают ужас у всех собравшихся. Пустеет храм, и лишь одна Альцеста остается у алтаря. Она решила отдать свою жизнь за любимого мужа. С трепетом и волнением слушает самоотверженная женщина верховного жреца — боги согласны принять ее жертву.
 

Второе действие.

Во дворце праздник. Ликуя, народ приветствует исцелившегося царя. Но от внимательных глаз Адмета не ускользнуло, что среди радостных и счастливых людей, окружающих его, один человек удручен тайной печалью. Это — Альцеста. Долгие и настойчивые просьбы мужа вынуждают несчастную женщину поведать супругу об ожидающей ее страшной участи. Адмет в отчаянии — жизнь без любимой жены не имеет для него никакой цены. Но жертва неотвратима, и Адмет решает умереть вместе с Альцестой.
 

Третье действие.

Первая картина.
Собравшийся на дворцовой площади народ оплакивает Альцесту. А она уже оставила дворец и готовится отдать себя в жертву богам. Неожиданно появляется вернувшийся из долгих странствий Геракл. Он поражен, узнав о горе, постигшем друга. Благородный герой принимает смелое решение — вырвать Альцесту и Адмета из цепких рук богов подземного царства мертвых.

Вторая картина.
Мрачная, пустынная местность. Голые скалы высятся перед входом в Аид — подземное царство теней, куда попадают души умерших. Сюда пришла Альцеста, чтобы распрощаться с жизнью, навсегда покинуть мир. Но духи ада останавливают ее. Время смерти еще не пришло, ее жертва будет принята только после захода солнца. Вдруг, к своему ужасу, Альцеста замечает приближающегося Адмета. Он пришел, чтобы погибнуть вместе с женой.
Скрылось солнце. Густые сумерки окутывают землю. Вместе с приходом тьмы появляется Танатос — бог смерти. По его приказу, духи ада уводят Альцесту в царство мертвых. В отчаянии бросается вслед за женой Адмет, но подоспевший Геракл силой удерживает его. Спасши друга, герой отважно устремляется в Аид и в ожесточенной борьбе отвоевывает у богов подземного царства их жертву. Освобожденная Гераклом, Альцеста радостно приветствует своего любимого Адмета.

В облаках появляется Аполлон. Под громкое ликование народа, славящего Адмета и Альцесту, Аполлон вновь соединяет счастливых супругов.



Перед венской постановкой Глюк писал, объясняя задуманную им реформу оперы: «Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределенные эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку...

Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряженностью ситуаций... Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приемов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы».
Символ веры Глюка в «Альцесте», по его словам,— «простота, правда и естественность; они являются единственными заповедями красоты для всех Произведений искусства».
Программа, воплощенная в «Альцесте» и последующих операх Глюка, явилась для своего времени революционной.
Почему же для реформы, утверждающей правду и простоту, Глюк избрал не современный, а мифологический сюжет? Оперная (и не только оперная) эстетика XVIII в. требовала для создания музыкальной трагедии тем возвышенных, героев, обладающих исключительной силой духа, тогда как образы современности служили материалом для комедии и драмы, комической и бытовой оперы. Подавляющее количество трагедий было написано на сюжеты мифологические, легендарные, исторические. При всей своей смелости и гениальности Глюк был связан условиями времени и выйти за их пределы не мог. Он остановился на предании, которое получило воплощение в трагедии «Алкеста» Еврипида, послужившей основой для многих драм позднейшего времени.
Глюк создал трагедию на основе высокого этического идеала. Произведение это, как и все творчество композитора, пронизано духом гуманизма, героики, гражданственности. Идея самопожертвования во имя любви воплощена в музыке с несравненной силой. Для передачи многообразия душевной жизни человека органически использованы средства героической оперы. Важную функцию выполняют монументальные хоры и симфонические танцевальные эпизоды. Парижская редакция расширила и обогатила партитуру введением новых сцен и персонажей.
В России «Альцеста» была впервые поставлена в 1802 г. в Москве.
В последние десятилетия наиболее интересными интерпретациями оперы стали постановки в Милане, в театре «Ла Скала»,— в 1972 г. (с Л. Генчер в заглавной партии) и в 1987-м (режиссер П. Л. Пицци), а также в Штутгарте в 1986-м (режиссер Р. Уилсон) и в Чикаго в 1990-м.
автор текста А. Гозенпуд


Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 14 пользователям

Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2014 г. 12:46 (ссылка)
Прекрасная МУЗЫКА!
Ответить С цитатой В цитатник
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2014 г. 13:01 (ссылка)
Благодарю!Одно удовольствие!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Среда, 02 Июля 2014 г. 17:50 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2014 г. 20:40 (ссылка)
Людмила, спасибо большое за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Шмелева_Светлана   обратиться по имени Вторник, 08 Июля 2014 г. 18:40 (ссылка)
благо дарю !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку